Меню
Назад » »

Протоиерей СЕРАФИМ СОКОЛОВ / ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ (18)

Сразу же после образования нового государства началась война между Израилем, с одной стороны, и семью арабскими государствами членами Арабской Лиги - Египтом, Ираком, Саудовской Аравией, Сирией, Ливаном, Трансиорданией и Йеменом - с другой. В 1949 году было заключено перемирие между войсками Израиля и арабских государств. Арабская часть Палестины была занята войсками Трансиордании и тогда же объявлено было присоединение к Трансиордании оккупированной ею части Палестины. От города Иерусалима не хотели отказаться ни арабы, ни израильтяне, а поэтому большая часть т.н. Нового города Иерусалима осталась в руках государства Израиль, т.н. Старый город - в руках Иордании, где находится теперь рези-денция патриарха. В 1967 году часть города была аннексирована Израилем. В настоящее время Иерусалимский патриархат состоит из двух митрополий и одной архиепископии с паствой около 80 тысяч человек - арабов и греков, живущих в Иордании и Израиле, где насчитывается 55 приходов. К юрисдикции иерусалимского патриархата относится также святая гора Синай с архиепископией. Прежде епархиальные архиереи почти все жили при резиденции Патриарха и редко видели свою паству, а иные даже не знали ни объема, ни границ своих епархий. Это было следствием крайней бедности епархий, которые не могли содержать своих архиереев и их небольшой штат. В настоящее время положение их изменилось к лучшему. Они стали часто посещать свои епархии, а многие даже постоянно живут в своих епархиальных городах, как например, митрополиты Пто-лемаидский и Назаретский. Управление патриархатом сосредоточено в руках патриарха и существующего при нем Синода, состоящего из 14 архиереев. Иерусалимской Церкви и старейших членов архимандритов братства монастыря св. Гроба Избирается патриарх Синодом. Иерусалимский патриарх имеет большие денежные доходы от имений, приписанных к святому Гробу, подворий и паломников. Из своих сумм Церковь содержит не только патриарха, но и митрополитов, монастыри, школы, больницы, приходское духовенство, бедных и сирот. В Палестине, вместе с монастырскими насчитывалось около 100 храмов. Всех монастырей в Патриархате около 22 (17 мужских и 5 женских). Большое значение имеет Святогробский монастырь, игуменом которого является Патриарх. Святогробский монастырь имеет вид городка с улицами, садами, домами и храмами. Здесь находится резиденция Патриарха, где помещаются он сам с членами Синода, учреждения Патриархата, Святогробское братство и где находятся главные святыни Иерусалима - Голгофа, Храм Гроба Господня и Храм Воскресения. В состав братства принимаются только лица, которые всецело посвящают себя служению Иерусалимской Церкви и готовят себя здесь к высшему иерархическому служению. Святогробское братство, основанное в IV веке, представляет из себя громадную духовно-нравственную силу и принимает участие в церковном управлении, подчиняя своему влиянию и самого патриарха. Оно насчитывает до 200 насельников. Братство издает журнал "Новый Сион". Великие бедствия не позволяли Иерусалимской Патриархии сосредоточить внимание на духовном просвещении. Не было и материальных средств. Паства воспитывала свой дух и выковывала свою веру, главным образом, в тяжелых испытаниях. Однако Иерусалимские патриархи по мере сил заботились о просвещении духовенства и народа, приглашая из Византии дидаскалов (учителей) и открывая школы. В настоящее время в ведении Церкви имеются 9 благотворительных обществ и учреждений, 6 начальных школ и гимназий. За пределами Израиля Иерусалимская Церковь распространяет свою юрисдикцию на Иорданию и Синайский полуостров (Египет). В Афинах (Греция), Стамбуле (Турция) и Никозии (Кипр) в подчинении Церкви находятся несколько храмов, которыми управляют Патриаршие эпитропы. Члены клира Святой Земли, желающие получить высшее богословское образование, пользуются богословскими школами Константинопольской патриархии. Иерусалимский Патриархат - Святая Земля. Здесь находятся величайшие святыни всего христианского Мира - Гроб Господень и место, где родился, жил и проповедовал, страдал и вознесся на небо основатель христианства Иисус Христос. Гроб Господень - это пещера около 2-х метров длины и ширины, а самое место, где возлежал Христос, - это каменный выступ из скалы длиной два метра, шириной около 70 см. На этой каменной глыбе было положено повитое плащаницей Тело Иисусово. Теперь этот камень сверху обложен мрамором, разделен на три части, служащие престолами при совершении Литургии: средняя часть для православных, правая для армян и левая, западная, для католиков. Вход в гробовую пещеру очень тесен и низок, вышина его 1 м и 25 см, ширина немного более полкилометра. Над пещерой возвышается пятиугольная часовня, которая находится внутри храма Воскресения Христова. Недалеко от храма Воскресения находится Голгофа, возвывающаяся над всей западной частью Иерусалима. Здесь красуется Голгофская церковь. Над местом, где был водружен Животворящий Крест, имеется открытый престол, принадлежащий православным. Главой Иерусалимской Церкви в настоящее время являтся Блаженнейший ……., Патриарх Святого Града Иерусалима и всея Палестины. Патриаршая резиденция находится в Иерусалиме, патриаршим храмом является Собор в честь Воскресения Христова. Автономной частью Иерусалимской Церкви является Синайская Архиескопия с монастырем святой великомученицы Екатерины на Синайской горе. Ее предстоятелем в настоящее время является Высокопреосвящеейший Дамиан, Архиепископ Синайский, Фаранский и Раифский; его резиденция находится в Каире. Глава XIX РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В XVI-ХХ ВЕКАХ. ЛАТИНСКАЯ ПРОПАГАНДА НА ВОСТОКЕ В XVI-XVIII ВЕКАХ Латинская пропаганда в Греко-Восточной Церкви после падения Константинополя не только не ослабла, но еще более усилилась. Рим, пользуясь отсутствием христианской гражданской власти, обрушил католическую пропаганду непосредственно на православные народные массы. Все средства, какие только были в распоряжении пап, в том числе обманы, подкупы, подлоги, насилия разного рода и т.п., были направлены на то, чтобы распространить на православном востоке католицизм. В конце XV и первой половины XVI веков латинская пропаганда была ещё слаба: папы в это время заняты были борьбой с реформационными стремлениями на Западе и самой Реформацией. Со второй половины XVI века пропаганда начинает усиливаться. Особенной ревностью и настойчивостью в этом отношении отличаются действия папы Григория XIII (1572-1585гг.). Воспользовавшись стремлением греков получить образование в Италии, он в 1577 году основал в Риме коллегиум, специально предназначенный для греческих юношей, а в 1581 году устроил при нем церковь во имя святителя Афанасия для совершения богослужения на греческом языке. Этот коллегиум имел в своем распоряжении богатые средства и поэтому мог предоставить своим воспитанникам бесплатное обучение и содержание, вследствие чего он всегда был полон греками. Так под вывеской благотворительности папа протаскивал католицизм. Правда, от греческих воспитанников не требовалось его принятия, им предоставлялась полная свобода в деле веры, но все воспитание проходило в католическом духе, и как следствие этого, по окончании образования греческие юноши весьма часто оставались православными только по имени, а некоторые открыто становились униатами или католиками. По возвращении на родину они являлись проводниками идей о папской власти. В 1583 году Григорий направил на Восток организованную иезуитскую миссию, снабженную большими материальными средствами. С разрешения турецкого правительства иезуиты основали (в 1600 году) в Константинополе (в Галате) свой коллегиум, затем как здесь, так и в других местах стали заводить школы, приюты, больницы, странноприимные дома и т.п. В условиях тяжелого турецкого гнета иезуиты выглядели благодетелями христианства. В то же время они писали сочинения против Греко-Восточной Церкви и в защиту римской, издавали католические катехизисы и распространяли те и другие среди православного населения, не стеснялись даже перепечатывать в Риме православные книги с внесением в них латинских мнений и распространять их по Востоку. Из борцов за православие в конце XVI века особенно замечательны патриархи Константинопольский Иеремия II и Александрий-ский Мелетий Пигас. Они своими поучениями и посланиями старались разоблачить латинскую пропаганду, уберечь от нее свою паству. Патриарх Иеремия II, кроме того, на Константинопольском соборе (1583 г.) отверг новый календарь, так называемый Григорианский по имени папы Григория XIII, распространением которого в Восточной церкви иезуиты пользовались как средством для пропаганды папской власти. В 20-х годах XVII века ревностным борцом против иезуитов выступил знаменитый Константинопольский патриарх Кирилл Лукарис. Он хорошо знал все происки иезуитов еще по западнорусской церкви, поэтому по вступлении в 1621 году на патриарший престол стал рассылать пасторские послания, в которых разоблачал их козни, убеждал православных не иметь с ними никакого общения. Иезуиты, видя положительное воздействие посланий на христиан, дали взятку великому визирю в сумме 20.000 талеров, оклеветали Кирилла в измене и добились, что он в 1623 году был низложен, а за другие 20.000 талеров сослан в заточение. Однако, за Лукариса начал ходатайствовать перед турецким правительством английский посланник по поручению своего короля, который принял живое участие в деле константинопольского патриарха. Кирилл был восстановлен и опять начал борьбу с иезуитами: он по-прежнему писал пастырские послания, говорил проповеди и издавал и распространял книги, направленные против латинских заблуждений и иезуитов. Иезуиты не могли равнодушно смотреть на деятельность Кирилла. Они решили во что бы то ни стало погубить его. В 1638 году в отсутствие султана Мурада IV в Константинополь пришло известие, что казаки овладели Азовом и подступают к Константинополю. Иезуиты успели убедить визиря, что виной всего является этого патриарх, призвавший казаков. Об этом донесли Мураду, который и приказал предать смерти Кирилла. Его схватили, посадили на корабль будто для отправления в ссылку, нс тут же на корабле задушили его и тело бросили в море. Такой же участи подверглись патриархи Парфен II и Парфен III. Патриарх Парфен IV (1657-1662 гг.) с успехом боролся с иезуитами. При нем иезуиты привезли из Франции книгу "Щит веры", в которой доказывалась правота Римской церкви, и распространяли ее на Востоке. Парфений разослал грамоты об уничтожении этой книги, и население публично сжигало её на рынках. На помощь иезуитам в XVII веке папы стали отправлять на Восток в качестве миссионеров монахов других орденов. Папа Адриан VI (в 1622 г.) основал в Риме "Общество распространения католической веры", которое должно было заботиться о подготовке миссионеров и устройстве миссий на православном Востоке. В XVII-XVIII вв. произошел громадный наплыв в Турецкую империю миссионеров, монахов всевозможных орденов: доминиканцев, францискан-цев, бернардинцев, кармелитов и т.п. Миссионеры основывали на всем пространстве Турецкое империи свои монастыри, школы, открыто ходили с проповедью по городам и селениям, совращая православных раздачой денег, разрешением постов и уверениями, что великая Константинопольская церковь учит так же, как они, и что она находится в единении с Римской церковью. В начале XVII века такого рода пропаганда латинских миссионеров на востоке, особенно в Антиохии, усилилась до такой степени, что православные пришли в крайнее смущение. Восточные патриархи в 1722 году вынуждены были созвать в Константинополе собор, на котором, разоблачив дух латинской пропаганды, осудили 8 пунктов латинского лжеучения: главенство папы, чистилище, пост в субботу, отвержение младенцев от причащения, крещение через обливание и проч. Соборное определение на греческом и арабском языках было распространено по всему востоку. Но как эти, так и все последующие усилия латинской пропаганды направлялись к желанной цели. Латинская пропаганда совратила в унию и католичество немало православных епархий. Появились свои униатские архиепископы и даже патриархи. Совращенные в общей массе православных на протяжении четырех веков составляют небольшое число и притом представляют собой худших, нестойких членов Церкви. Латинские епископии, архиепископии и патриархии на Востоке существуют скорее как колонии католиков, оставшихся там после крестовых походов, или переселившихся в последующие времена, чем для совращенных православных, и притом, большей частью, существуют без нужды, а ради громких титулов, ради фальшивого уверения, что Восточная Церковь подчиняется папе. Таким образом, латинская пропаганда не оказала решающего влияния на Православном Востоке. 1. Рим и Палестина Рим вел большую борьбу за обладание святыми местами в Палестине, которая сопровождалась обманами и насилиями. Православные, владея святыми местами, всегда допускали в них всех иноверцев, не исключая и католиков, для поклонения и совершения богослужения. Для этой цели верующие других христианских конфессий имели в храме Воскресения Христова свои малые престолы. Но Риму казалось этого мало, и он осуществлял своего рода аннексию Палестинских святых мест. Так, в XVI веке, в правление Сулеймана I (1520-1566 гг.) французские монахи, имевшие с XVI века свой монастырь на Сионской горе, отняли у православных обманом великолепный храм Рождества Христова, устроенный над пещерой Рождества Христова в Вифлееме. В 30-х годах XVII столетия, когда на Востоке появились иезуиты и вели ожесточенную борьбу с Кириллом Лукарисом, латиняне на некоторое время овладели было как храмом Воскресения со святой пещерой (Гробом Господним), так и Голгофой. Они подкупили великого визиря, который убедил султана Мурада IV, что святые места еще Сулейманом отданы латинянам, а не грекам, для чего тот подделал документы. Но Иерусалимский патриарх Феофан отправился в Константинополь и успел при содействии Кирилла Лукариса выхлопотать указ, подтверждающий права православных на святые места. После этого православные вступили во владение не только храмом Воскресения и Голгофой, но и Вифлеемским храмом, захваченным у них латинянами в XVI веке. Во второй половине XVII века на помощь латинянам выступили Франция и Австрия. После войны с автрийцами, по Карловацкому миру, заключенному при посредстве Франции, турецкое правительство обязалось отдать святые места во владение латинянам. Посланники австрийский и французский настаивали на выполнении обязательства, вследствие чего турецкое правительство несколькими фирманами (в 1691, 1700 и 1706 гг.) предоставило Риму владение святыми местами. Католичество недалеко ушло от магометан: разрушили в храме Воскресения главный престол православных, стоявший перед Гробом Господним, выкинули все украшения их, разрушили в Вифлеемском храме иконостас, устроенный ими, и т.п. Это было самое тяжелое время для православных. Завладев святыми местами, латиняне еще с большим рвением принялись за распространение своего учения. В это время, как упомянуто выше было, латинские монахи способствовали большому волнению среди православного населения в Иерусалимском и Антиохийском патриархатах. В 1756 году, в день Вербного Воскресения, они произвели нападение на церковь православных в Иерусалиме и ограбили все церковные украшения. Иерусалимский патриарх Парфений обратился с жалобой к султану Осману III. Турецкое правительство, недовольное давлением западных государств, рассмотрело все фирманы, связанные с владением святыми мест, и нашло, что фирманы, данные грекам, древнее, а потому новым фирманом в 1757 году возвратило им прежние права на владение святыми местами, предоставив и католикам соучаствовать в богослужении. В 1808 году главная иерусалимская святыня - храм Воскресения над гробом Господним сгорел; уцелела только часовня Гроба Господня. Патриархи Иерусалимский Поликарп и Константинопольский Каллиник, при участии влиятельных греков, добились у турецкого правительства гатти-шерифа, по которому им разрешилась реставрация храма. Храм с большим трудом и вопреки противодействию Рима был восстановлен. 2. Униатская политика пап В начале 1848 года папа Пий IX (1846-1878 гг.) направил всем восточным христианам энциклику (окружное послание), где обратился к униатам и католикам, проживающим на Востоке, а потом, говоря словами энциклики, "тем, коим хотя чтут Христа, но отделились от общения с престолом апостола Петра", т.е. к православным христианам Востока. Вопреки фактам истории, он уверял, что древняя иерархия православно-восточной церкви принимала постановления и определения пап как глав соборной церкви. В своих доказательствах главенства Римскою Церкви папа извращает мысли Священного Писания и ложно перетолковывает факты церковной истории. В заключение послания папа убеждал восточных христиан войти в общение с кафедрой апостола Петра и принять учение об исхождении Святого Духа и от Сына и главенстве папы, обещая с своей стороны сохранение всех их догматов, обрядов и богослужебного чина. Это послание не оказало никакого воздействия на восточных христиан. Константино-польский патриарх Анфим VI от лица всей Восточной Церкви ответил папе, что общение между Церквями Восточной и Западной возможно только после уничтожения всех нововведений Римской Церкви. 3 мая 1848 года все восточные патриархи за своей подписью и подписью членов своих синодов направили замечательное "Окружное послание единой, святой, соборной и апостольской Церкви ко всем православным христианам", в 23 членах. В нем патриархи говорят, что православное учение должно содержаться всегда неизменным, но злой дух посеял в Церкви разделение и ереси. Некоторые исчезли и исчезают, а некоторые нарождаются вновь, чтобы исчезнуть со временем. В прежние времена сильно волновала Церковь ересь арианская, а в настоящее время такой же волнующей является папство. Далее в послании приводятся доказательства того, что папство есть ересь, перечисляются все заблуждения Римской Церкви: учение об исхождении Святого Духа и от Сына, кропление вместо погружения в таинстве Крещения, отнятие у мирян Божественной чаши и причащение только под одним видом хлеба, употребление опресноков, исключение из литургии благословения Святых Даров, устранение крещаемых младенцев от миропомазания, запрещение брака священникам, главенства папы и, вообще, извращение древнего апостольского чина совершения почти всех таинств. С особой силой в окружном послании опровергается учение об исхождении Святого Духа и от Сына и о главенстве папы - в ответ на папскую энциклику. Окружное послание устанавливает правильное понима-ние мест Священного Писания, приводимых папой в доказательство своего главенства, а также подвергает критическому разбору факты из истории Церкви, на которые ссылается папа, и показывает их настоящее значение. В заключение высказывается мысль, что энциклика Пия IX подлежит осуждению, как послание нечестивое и душепагубное: "Таким мы и объявляем его в соборной Церкви", - заключают патриархи (член 18). Не дождавшись добровольного подчинения восточных христиан, Пий IХ обратился к старым средствам, чтобы достигнуть своей цели. В начале 1862 года он издал буллу, в которой заявил перед целым светом об учреждении новой соборной конгрегации пропаганды для восточного отряда, так как существующая в Римской церкви общая конгрегация пропаганды обременена другими миссиями и мало занимается пропагандой на православном востоке. В своей булле он пишет, что не только не стремится к уничтожению чина богослужения и обрядов Восточной Церкви, но, напротив, предписывает их сохранение. В 1868 году Пий IX, намереваясь созвать в Риме собор для утверждения нового догмата о непогрешимости папы, направил новое послание к епископам восточного обряда с приглашением на собор и с выражением желания относительно подчинения их римской кафедре. Константинопольский патриарх Григорий VI даже не принял этого послания. В 1870 году папа Пий IX созвал Первый Ватиканский собор, на котором был провозглашен догмат непогрешимости пап в вопросах "веры и нравов", когда папа говорит "ex cathedra". Этот догмат явился логическим завершением веками проповедуемой на Западе теории папского вселенского главенства. Во время бурных обсуждений новой доктрины, несмотря на угрозы и всевозможные маневры курии, все же 119 епископов из 574 голосовали против догмата непогрешимости. В 1866 году в связи с переходом униатского населения России в лоно матери - Церкви Ватикан разорвал с ней дипломатические отношения. Продолжались попытки пап подчинить себе христиан Балканского полуострова - современной Югославии, Востока. Не теряя этой надежды, папа Лев XIII в 1895 году выпустил энциклику о соединении Церквей при условии их подчинения Риму. Эта энциклика получила достойный отпор восточных патриархов. В 20-30 годы прошлого столетия внешнеполитический курс Ватикана носил более умеренный характер, хотя имелись последствия униатской политики, особенно в Польше и Хорватии. В результате Латеранского соглашения было создано государство Ватикан, с резиденцией в нем римского папы. В годы Второй мировой войны Ватикан занимался поисками новой ориентации, что в дальнейшем сказалось на деятельности римских пап Иоанна XXIII и Павла VI, которые обновили церковную жизнь Римско-Католической Церкви. 3. Краткий обзор деятельности римских пап XX века Папа Пий Х (1903-1914 гг.) Во время своего понтификатства папа Пий Х провел реформу в римской курии сократив существовавшие до него 37 конгрегаций до 19. Он способствовал созданию Кодекса католического права, который был утвержден папой Бенедиктом ХV в 1917 году. Пий Х решительно выступал против модернистских течений в Римо-Католической церкви и в 1951 году он был причислен к лику святых. Папа Бенедикт ХV (1914-1933 гг.) Бенедикт ХV создал в 1917 году особую конгрегацию по делам Восточных Церквей, которая должна была добиваться подчинения католицизму всех христианских Церквей на Балканах, Ближнем Востоке, а также Русской Православной Церкви, при нем заметно активизировалась миссионерская деятельность Ватикана в Азии, на Ближнем Востоке и в Африке были установлены дипломатические отношения с Китаем (1918) и Францией (1920). Папа Пий XI (1922-1939 гг.) При Пие XI было подписано Латеранское соглашение, в силу которого был решен "римский вопрос". После подписания Латеранского договора папа предпринял строительство новых зданий и перестройку старых в Ватикане. За время понтификата Пия XI было заключено 18 конкордатов с разными государствами, опубликовано 30 энциклик, установлено 128 новых диоцезов, созданы десятки новых учреждений при курии, в том числе астрономическая обсерватория и Ватиканская Академия наук. Папа Пий ХII (1939-1958 гг.) Пий ХII Был избран на кафедру Римской церкви 12 марта 1939 года. Он стремился к тому, чтобы духом католицизма были проникнуты все стороны в области человеческой деятельности, что очень характерно для Рима. От него осталось значительное количество (20 томов) булл, энциклик и публичных обращений (учительного, истолковательного) характера к самым разнообразным группам людей. Известны его энциклики: "Humani generic" (Род человеческий) (1950); "Evangeli praecorus" (Евангельское провозглашение) (1951). В последней энциклике папа выразил мысли о необходимости "отуземить" Римско-Католическую Церковь в Азии и Африке, создав кадры духовенства местного происхождения. Папа Пий ХП канонизировал пап Пия X, Пия XI и Иннокентия I. Он провозгласил 1 мая церковным праздником, а покровителем трудящихся праведного Иосифа - обручника. Папа Иоанн ХХIII (1958-1963 гг.) Иоанн ХХIII был избран 12 октября 1958 года, через три дня после смерти папы Пия ХП. Несмотря на столь краткий понтификат, папа Иоанн XXIII очень много сделал полезного для решения актуальных проблем Римско-Католический Церкви. В отличие от своих предшественников, папа Иоанн XXIII прежде всего обновил систему руководства Католической Церковью. Чтобы обеспечить нужды Католической церкви, он увеличил кардинальскую коллегию до 75 человек. Для изучения епархиальных проблем возобновил в 1960 году деятельность Римского Синода, который не собирался здесь с ХV века. Наконец, папа Иоанн XXIII внезапно объявил о своем решении созвать Собор всей Католической церкви. В своей энциклике "Ad Petri cathedram" от 3 июля 1959 года папа указал на три задачи, ставшие перед Собором: "Главная цель Собора заключается в поступательном развитии католической веры, в обновлении христианской жизни верующих, в применении церковной дисциплины к условиям нашего времени. И это явит благолепное зрелище истины, единства и любви, лицезрение которых, мы верим, будет для тех, кто отделен от нас, благостным призывом искать и обрести единение". Иными словами, папа Иоанн XXIII, созывая II Ватиканский собор, ставил перед всем католическим миром цель очищения от вековых наслоений, реорганизации и обновления церковной жизни, чтобы приспособить церковную жизнь к изменившемуся сознанию в секулярном мире, приспособить к психологическим, культурным, бытовым условиям жизни верующих нашего времени, чтобы показать её как основанную на заветах Христа и более соответствующую евангельскому духу, а также устранить созданные греховными людьми многие препятствия к единению христиан. Второй Ватиканский собор открылся II октября 1962 года и продолжался с перерывами между сессиями до 1965 года. На открытии присутствовало 2510 соборных отцов и официальных представителей от 86 государств. Как положительное явление следует отметить, что после чрезвычайно долгого разрыва и отсутствия официальных контактов между Римско-Католической и Русской Православной Церквами на Второй Ватиканский собор были приглашены и посланы наблюдатели от Русской Православной Церкви - протоиерей Виталий Боровой и архимандрит (ныне митрополит) Владимир (Котляров). Её наблюдатели вникали в ход соборных обсуждений и проявляли живой интерес ко всему, что могло бы способствовать в будущем установлению братских христианских отношений с Римско-Католической Церковью на почве взаимопонимания и совместных стремлений внести вклад в дело мира и прогресса человечества. Понтификат папы Иоанна XXIII может быть охарактеризован как служение миру. В своей последней энциклике "Pacem in tetris" (Мир на земле), обнародованной в соборе святого Петра в Риме 11 апреля 1963 года, папа Иоанн XXIII заявил, что по данной ему от Бога власти, он "считает своим долгом заклинать всех людей и в особенности правительства не щадить усилий, чтобы направить развитие событий на путь, согласный с разумом и гуманностью". Это высказывание Главы Римской Церкви нашло живой отклик среди мировой общественности. 3 июня 1963 года последовала кончина папы, не успевшего довести до конца свои начинания. Папа Павел VI (1963-1978 гг.) 21 июня 1963 года конклав кардиналов избрал на папский престол папу Павла VI (1963-1978 гг.). Новый папа продолжал курс внешней политики, начатый его предшественником. Он приветствовал подписание Договора о запрещении ядерных испытаний. При нем продолжал свою деятельность Второй Ватиканский Собор, перед которым были поставлены задачи: глубоко изучить состояние церковных дел во всем их многообразии, реформировать и внутренне обновить Церковь, способствовать единению христиан и начать "диалог с миром". Эту цель поддерживали в курии сторонники папы - обновленцы, которые при обсуждении различных схем одержали победу над интегристами. На 2-й и 3-й сессиях были обсуждены и одобрены конституции "О Церкви", "О святой литургии" и декреты "О миссионерской деятельности" и "Об экуменизме". В отношении литургии было разрешено совершать ее не на латинском, а на национальных языках, сократив время богослужения и упростив церковный обряд. Были сокращены до минимума и посты. Монахам и ксендзам разрешалось носить светскую одежду. В конституции "О Церкви" было принято учреждение национальных епископских конференций, которые с санкции Ватикана принимают самостоятельные решения с учётом конкретных условий той или иной страны. На четвертой сессии папа Павел VI официально объявил об учреждении постоянно действующего при папе Синода епископов, в котором будут представлены все национальные епископаты. Сессия приняла также декларацию "О религиозной свободе" т.е. признание Церковью принципа свободы совести. В день закрытия Собора 7 декабря 1965 года был опубликован папский декрет о реорганизации священной канцелярии (бывшей инквизиции) в конгрегацию по вопросам вероучения. В 1966 году был упразднен индекс запрещенных книг (Силлабус), а в 1975 году, согласно новому положению о кардинальской коллегии, кардиналы, достигшие 80-летнего возраста, лишались права голоса на конклаве, избирающем нового папу. Всеобщее внимание привлекли две энциклики папы Павла VI "Ecclesiam suam" ("Своей Церкви" (1964) - первый программный документ папы и "Populorum progressio" ("Развитие народов") (1967). Главная тема первой энциклики - это диалог Римско-Католической Церкви с внешним миром, во второй энциклике папа осуждает национализм, расизм, абсолютное право на частную собственность и призывает католиков сотрудничать со всеми людьми доброй воли без каких-либо исключений. За 15-летний свой понтификат папа Павел VI осовременил курию, значительно увеличил число кардинальской коллегии за счёт представителей стран Азии, Африки и Латинской Америки, учредил секретариаты по контактам с нехристианским миром по вопросам диалога с неверующими, по единству христиан, обязал 75-летних епископов подавать в отставку. При папе Павле VI были установлены дипломатические отношения с 24-мя государствами. И он лично принял глав 54-х государств. Папа посетил Иерусалим, Индию, США, Португалию, Турцию, Колумбию, Гонконг, Индонезию, а также и другие страны, Всемирный Совет Церквей в Женеве. Папа Иоанн-Павел I (1978) Иоанн-Павел I был избран на папский престол 25 августа 1978 года и спустя 33 дня после своего самого короткого в истории Римско-Католической Церкви понтификатства скоропостижно скончался. За своё короткое пребывание на папском престоле Иоанн-Павел I не успел издать ни одной энциклики. Папа Иоанн-Павел II (1978-2005) Папа Иоанн-Павел II был избран 16 октября 1978 года. Иоанн-Павел II (в мире Кароль Войтыла) родился в 1920 году в местечке Водовейцы, р-н Кракова (Польша) в семье железнодорожника. Окончил гимназию. В годы немецкой оккупации был рабочим, шахтером. В 1946 году стал священником, затем учился в Риме, Франции и Бельгии. В 1958 году стал епископом, в 1964 году назначен архиепископом Краковским, а с 1967 года - кардиналом. Владел несколькими языками. Уже в первый год своего понтификатства папа Иоанн-Павел II посетил Доминиканскую Республику, Мексику, Ирландию, США, Турцию и Польшу. Папа Иоанн-Павел II издал свою первую энциклику - "Redemptor hominis" (Спаситель человечества). За первый год своего понтификатства, он возвел в кардинальское звание 14 епископов. Статс-Секретарем Ватикана был назначен кардинал Агостино Казороли. В 1980 году папа Иоанн-Павел II посетил шесть африканских стран, где совершал богослужения, выступал с речами, рукополагал епископов и священников. В этом же году он посетил Францию, где Католическая Церковь испытывает известные трудности в связи с раскольничьей группировкой епископа Ле-февра, противника решений Второго Ватиканского собора. Папа Иоанн-Павел II в своих многочисленных выступлениях неоднократно высказывался в пользу мира и социальной справедливости. Скончался Иоанн-Павел II в 2005 году. В настоящее время Римско-католическую церковь возглавляет папа Бенедикт XVI.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar