Меню
Назад » »

Протоиерей СЕРАФИМ СОКОЛОВ / ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ (1)

IIРЕДИСЛОВИЕ Настоящее учебное пособие является переработкой и дополнением конспектов по Общей церковной истории для 3 класса семинарии, написанных в 50-80 годы прошлого столетия. При его подготовке учитывались требования программы Учебного Комитета Московской Патриархии, а также тот фактический материал, который отсутствовал в ранее составленных конспектах, особенно по современному положению древних православных восточных патриархатов и христианских конфессий. История Христианской Церкви рассматривается на фоне событий политической жизни государств и народов, в свете литературных монографических источников, указанных в библиографии в конце пособия. Уточнены хронологические и статистические данные, касающие изучаемого предмета, даны общие сведения об отношениях Русской Православной Церкви с другими христианскими конфессиями. При этом учитывались новые исследования в области экклезиологии и всеобщей истории. Как и в предыдущих этому изданию конспектах в основу пособия положен материал учебных пособий II.И.Малицкого и Е.И. Смирнова с учетом стилистики современного русского языка. При изложении состояния Православия в современном мире использовался материал из учебного пособия заслуженного профессора К.Е. Скурата для аспирантуры при Московской Духовной Академии и других источников. Раздел I ВТОРОЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ (314-1054 годы) Глава I ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И БОГОСЛОВСКАЯ НАУКА В IV-V ВЕКАХ 1. Общая характеристика состояния богословия в IV-V веках IV-V столетия вошли в историю мировой литературы и просвещения как классическое время и "золотой век" богословия. Литературное богословское наследие того времени сопряжено с титанической работой мысли великих отцов христианства, по праву причисленных к лику святых. Может ли затмить золотое слово Иоанна Златоуста какой-нибудь оратор или поэт? То же самое нужно сказать о Григории Богослове и других церковных писателях. Где та сила, откуда черпали принявшие христианство в зрелом возрасте маститые писатели раннего средневековья? Эта сила заключается в их убежденности в истинности христианства как мировой религии. Вот почему творения святых отцов отличаются глубиной мысли, тонкостью богословского анализа, логикой веры, высокой художественностью мудрого церковного слова. В это время в творениях святых отцов и вероучительных символах Вселенских Соборов вырабатывается богословская терминология, определяются основные догматические формулировки. Магистральное направление развития богословскй мысли пролегает в этот период на греческом Востоке, издревле более склонном к философскому умозрению, нежели римский Запад, скорее практичный, чем философствующий. Если наследием Востока были древнегреческие философские школы и, прежде всего, Платоновская Академия и Аристотелевский Лицей, еще доживавшие в это время свой век в Афинах, то собственное наследие Запада во существу ограничивалось римским правом. Однако в IV-V веках немалый вклад в общецерковную, сокровищницу богословской мысли внесли и святые отцы латинского Запада - блаженный Августин (христианская историософия, проблемы свободы воли и благодати), святятитель Амвросий Медиоланский (Миланский) (проповедничество), блаженный Иероним (библейская текстология). 2. Богословские школы и направления в богословской науке. Общая характеристика Давая характеристику богословским школам, как центрам духовного просвещения, следует сразу же выделить три ведущие школы: Александрийскую, Антиохийскую и Восточно-сирийскую или Эдесско-Низибийскую. В Александрийской школе господствовало умозрительное направление с доминировнием аллегорического метода в толковании Священного Писания, нацеленного на прояснение его высшего таинственного смысла. Антиохийская школа держалась рассудочного направления, и ее экзегеты преимущественно выясняли буквальный, исторический смысл священного текста и невысоко ценили аллегорию, а в догматике особое внимание уделяли божественной, таинственной стороне Священного Писания с выяснением ее человеческой природы. К Антиохийской школе по принципиальным вопросам богословия примыкала, органично ее дополняя, Восточно-сирийская, или Эдесско-Низибийская школа. Однако взаимообогащение названных школ допускало возможность перехода их в такую крайность, которая из поборников веры превращала богословов этих школ в разряд еретиков. Умозрительное направление Александрийской школы могло перейти в мистицизм, что и выразилось в монофизитстве; рассудочное же направление Антиохийской школы могло разрешиться рационализмом, что и обнаруживалось в арианской и несторианской ересях. Как особые течения богословской мысли Александрийская и Антиохийская школы существовали до Халкидонского собора. В догматическом определении этого собора были осуждены крайности того и другого направления. После собора эти направления слились, и богословская наука в христианской Церкви вошла в одно русло. В лучшую пору своего существования эти школы дали выдающихся богословов и поборников православной веры. 3. Выдающиеся представители Александрийской богословской школы 3.1. Святитель Афанасий Великий (297-373 гг.) Святитель Афанасий Великий родился в Александрии. При богатых природных дарованиях он получил прекрасное и всестороннее образование. Особенно он отличался глубокими богословскими познаниями. По свидетельству Григория Богослова, он изучил все книги Священного Писания, как никто другой. Кроме того, он отличался необыкновенным даром слова, силой мысли и увлекательным красноречием. Эти высокие качества Афанасия замечены были Александрийским епископом Александром; он посвятил его во диакона и сделал своим домашним секретарем. В качестве секретаря Афанасий сопровождал своего епископа на Никейский собор. Став в 328 году преемником епископа Александра по кафедре, святитель Афанасий всю свою жизнь провел в борьбе с арианами. Из 47 лет епископства 20 лет он находился в изгнании. Церковно-практическая деятельность Афанасия тесно связана с богословскими спорами и волнениями, бушующими в Александрийской богословской школе. В своих богословских сочинениях Афанасий является непобедимым противником современных ему еретиков - ариан и духоборцев. Сочинения Афанасия разделяются на отделы: догматический, историко-полемический, нравоучительный и экзегетический. Из догматических сочинений Афанасия следует отметить: " "Четыре слова против ариан" представляют собой цельный догматический трактат с опровержением всех доводов арианского учения и изложением православного учения о единосущии Сына Божия с Отцом. " "Четыре послания к Серапиону", епископу Тмуатскому, и книга о Святой Троице (в латинском переводе), где частью излагается учение о втором лице Святой Троицы, но, главным образом, раскрывается православное учение о Святом Духе. " Две книги "О воплощении" и "Послания к Эпиктету, епископу Коринфскому", "К Адельфию исповеднику и Максиму философу", в основу содержания которых положено изложение православного учения о соединении в Иисусе Христе двух естеств - божеского и человеческого. С этими сочинениями сходно по содержанию и "Пространнейшее изложение веры" Афанасия. Творения Афанасия высоко ценились в древности. Один из древних подвижников высказался о них так: "Если найдешь что- нибудь из творений Афанасия и не будешь иметь бумаги, спиши их на одежду". В историю Церкви Афанасий вошел как отец православия. К Александрийской школе также принадлежали выдающиеся Каппадокийские богословы: Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский. 3.2. Святитель Василий Великий (ок. 330-379 гг.) Святитель Василий Великий родился в Кесарии, главном городе Каппадокии. Отец его, Василий, и мать, Еммелия, отличались высоким христианским настроением. Первые годы своей жизни Василий Великий провел у благочестивой своей бабки Макрины. Христианские уроки и наставления, полученные им в семье, глубоко запали в юную душу Василия и определили всю последующую его деятельность. Первоначальное образование он получил под руководством своего отца, который был знаменитым ритором и адвокатом, затем учился в Кесарийской школе. Для завершения образования в Константинополе молодой Василий слушал знаменитого языческого ритора Ливания и, наконец, отправился в Афины. Здесь он провел около пяти лет, занимаясь разными науками и особенно философией и красноречием. В Афинах Василий встретился с Григорием Богословом, что положило начало неразрывной дружбе на все последующие времена. По окончании образования Василий возвратился в Кесарию и стал адвокатом. Но религиозная настроенность влекла его к другой жизни. Приняв крещение, он отправился путешествовать по Сирии, Палестине и Египту. В это путешествие он познакомился с жизнью отшельников и увлекся их образам жизни. По возвращении из путешествия, он удалился в одно живописное уединенное место на берегу реки Ирисы и здесь в тишине занимался изучением Священного Писания и сочинений церковных писателей, особенно Оригена. Около Василия стали селиться и другие подвижники, там и возникла обитель. Но он не долго прожил в этом уединении. В борьбе с арианами Кесарийские епископы нуждались в помошниках, поэтому Василий вызван был на родину. Посвященный в сан пресвитера, он проявил свои способности проповедника. Духовные потребности своей паствы он удовлетворял своими увлекательными проповедями. Каждый день, а иногда два раза в день, проповедовал он слово Божие, привлекая к себе широкие массы народа. Заботливость о бедных и любовь ко всем страждущим были отличительными чертами Василия. В 368 г. Кесарию постиг голод, цены на хлеб поднялись. Под воздействием замечательного проповедника богачи открыли свои житницы для бедняков. Духовный отец сам подал пример благотворительности, продав свое имущество для того, чтобы на эти деньги кормить голодающих. По сравнению со своими великими современниками Василий Великий отличался необычайными организаторскими способностями. Во всей полноте они развернулись, когда он с 371 года стал Кесарийским епископом, и его благотворительная деятельность развернулась еще шире. В Кесарии и ее окрестностях были устроены приюты, странноприимные дома и больницы. Но еще большее значение имела его борьба с арианством, где организаторский талант святителя проявился с особой силой. Он сумел объединить православных епископов Востока, а частью и Запада для борьбы с общим врагом. Утомленный чрезмерными трудами и заботами, он преждевременно сошел в могилу, скончавшись в 379 году в возрасте 49 лет. Творения Василия Великого можно разделить на догматико-полемические, нравственно-наставительные, проповеднические и экзегети-ческие, где Василий Великий показал себя замечательным и многосторонним писателем. К догматико-полемическим сочинениям относятся трактат "Против Евномия" и книга "О Святом Духе к Амфилохию, епископу Иконийскому". " В сочинении "Против Евномия" (в трех книгах) подробно разбираются апологии арианского епископа в защиту ариан и опровергаются все их доводы и софизмы, указываются внутренние противоречия арианского учения. " В книге "О Святом Духе к Амфилохию, епископу Иконийскому" доказывается божество и равенство Духа Святого с Отцом и Сыном. Из нравственно-наставительных сочинений следует выделить его произведение "К юношам. О том, как пользоваться классическими сочинениями". Наставления, преподанные в этой работе юношам настолько глубоки и целесообразны для христианского воспитания, что оно по праву считалось классическим произведением для христианских училищ. Не отвергая светского образования, считая его необходимым для познания божественных истин, святой отец советует юношам при изучении светских писателей соблюдать осторожнсть и разборчивость, извлекать из них то, что может служить пользой духовного развития. Видное место занимает Василий Великий и как толкователь Священного Писания. Из его экзегетических трудов замечательны девять бесед на шесть дней творения, известные под общим названием "Шестоднев", и беседы на некоторые псалмы. "Шестоднев" Василия Великого содержит в себе всю космологию того времени. Параллельно с изъяснением священного текста здесь приводятся глубокие философские и естественнонаучные сведения о природе. Широкое место занимает здесь и нравственно-дидактический элемент. Из образа жизни, свойств и привычек животных, птиц, рыб и пресмыкающихся Василий Великий постоянно выводит для человека различные нравственно-практические уроки. В толкованиях на псалмы особенно высокими достоинствами отличается "Предисловие" к псалмам. В нем красноречиво указываются достоинства и польза книги псалмов, совмещающей в себе, как в сокровищнице, все, что есть полезного в других книгах, "и пророчество, и историю, и назидание". В толкованиях Василия Великого, особенно на псалтирь, видно сильное влияние на него александрийской экзегетики: каждый псалом изъясняется им в трояком смысле: буквальном, нравственном и таинственном. Василий Великий внес вклад в литургическое наследие святой Церкви, введя антифонное пение. Им составлен чин литургии, написаны молитвы, "Великие и малые правила" для иноков. 3.3. Сятитель Григорий Богослов (330-389 или 390 годы) С жизнью Василия Великого тесно связана жизнь его друга Григория Богослова (который был несколько старше его по возрасту). Святитель Григорий родился около 330 года в Каппадокийской области в местечке Арианзе, близ Назианза, где отец его был сначала грздоначальником, а потом епископом. Первоначальные наставления в истинах христианской веры Григорий получил от своей матери Наины, отличавшейся высоким благочестием. Дальнейшее образование получил в школах Кесарии Каппадокийской и Кесарии Палестинской, где после Оригена была основана богатая библиотека. 24-х лет от роду он отправился для довершения образования в Афины. На пути туда его застигла страшная буря, продолжавшаяся 24 дня. Григорий еще не был крещен, и его ужасала мысль, что он может умереть, не получив крещения. Он горячо молился, чтобы Бог спас его, и дал обет посвятить Ему свою жизнь. Буря утихла, и опасность миновала. Здесь же он познакомился о Юлианом Отступником и с горечью сказал: "Какое зло воспитывает Римская империи!" По окончании образования он некоторое время был учителем красноречия в Афинах. Возвратившись домой, принял крещение. По приглашению своего друга Василия: поселился с ним в его Понтийской пустыне. Пустынное уединение было по душе Григорию, но отец вызвал его из уединения и посвятил против его воли в сан пресвитера (361 г.). Высота этого сана настолько смутила Григория, что он бежал в знакомое пристанище - Понтийскую пустыню, но скоро вернулся к отцу и помогал ему в пастырском служении. Василий Великий через десять лет возвел его в сан епископа (371 г.) При своей склонности к уединенной жизни Григорий неохотно принимал этот сан, обязанности которого ставили его лицом к лицу с мирской жизнью, со всей ее суетностью и новзгодами. При том же город Сасима, куда был назначен епископом Григорий, был захолустным городом Каппадокийской области. Богатые дарования Григория не могли развернуться там во всей полноте, и он уклонился от этого назначения. Оставшись в Назианзе, он помогал отцу в управления Церковью. Григорий не избежал и борьбы с арианами, когда жил в Констинтинополе. Эта борьба имела блестящие результаты. Ариане были посрамлены. Православные столицы пожелали видеть Григория своим епископом, и их желание было удовлетворено императором Феодосием. Законность избрания Григория подтверждена была и вторым Вселенским собором. Но на том же соборе возникли и пререкания по поводу его избрания. Григорий был вынужден отказаться от кафедры Константино-польской и остаток своих дней провел в своем имении Арианзе в аскетических подвигах и литературных трудах. Скончался он в 389 или 390 году. Литературное наследие Григория Богослова касается самых различных сторон богословской науки. Во всей полноте богословский и ораторский талант святителя раскрылся в его "Словах" или 45 проповедях. По внутреннему содержанию его слова отличаются такой глубиной богословских созерцаний в выяснении божественных тайн, что Григорию по праву Церковь дала к собственному имени новое - "Богослов". "Слова" отличаются увлекательным изложением, чистотой и точностью выражений, неподражаемым подбором слов, обилием образов, тонкой иронией по отношению к оппонентам. Все эти качества проповеднического таланта Григория с особенной полнотой выражены в его пяти классических словах "О богословии", произнесенных в Константинополе против евномиан и духоборцев. Из других произведений Григория Богослова особое значение имеют: 1) "Защитительное слово" по поводу бегства в Понт после посещения в пресвитера, где он говорит о высоком подвиге пастырского служения. Этот трактат послужил источником и образцом для шести книг Златоуста о священстве; 2) "Два обличительных слова против Юлиана". Кроме полемического значения эти "Слова" представляют исторический интерес, поскольку в них отражена жизнь императора Юлиана и его борьба о христианством. К лучшим произведениям Григория относятся и его 243 письма. При краткости изложения они отличаются разнообразием содержания, блещут остроумием, силой мысли и обработанностью языка. Замечателен был Григорий Богослов и как религиозный поэт. Его стихотворения носят догматический, нравственный и исторический характер. Многие из его стихотверений по справедливости могут занять первое место среди произведений художественного творчества. Стихотворения Григория писались в противовес еретикам, которые облекали свои заблуждения в стихотворную форму и распространяли в народе. Особенно интересно стихотворение "О своей жизни" автобиографического содержания. 3.4. Святитель Григорий Нисский (335-396 годы) Григорий Нисский был братом Василия Великого; он родился в конце 335 года и домашнее воспитание его прошло в той же благочестивой атмосфере, в какой воспитывался и его старший брат. Дальнейшее образование он получил в школах своего родного города. Вследствие изменившихся домашних условий Григорий не мог завершить своего образования в Афинах. Но, наделенный от природы богатыми дарованиями, он самостоятельно овладел богословием. Особенно сильное влияние на него имел Ориген, сочинения которого он изучал с особым усердием. Наклонностей к аскетической жизни у него не было, его влекло к светским наукам, и в них он находил полное удовлетворение. Но один случай, произошедший с ним в ранние годы, оказал на него сильное влияние и предрешил направление его будущей деятельности. Григорий уклонился от домашнего праздника, устроенного в честь сорока мучеников, заснул в беседке в саду; во сне ему было грозное видение: явшиеся ему мученики с жезлами готовы были наказать его. Григорий близко к сердцу принял сновидение. Он перестал увлекаться светскими науками и стал церковным чтецом. Но вскоре его опять потянуло к светским занятиям, и он занял должность учителя красноречия, променяв имя христианина на имя ритора. Затем он окончательно и бесповоротно отдался служению Богу, вступив в монашескую общину Василия Великого в лесистых холмах Ирисы, где он пробыл десять лет. Василий Великий вызвал его из монашеского уединения и посвятил в сан епископа в Ниссу, городок Каппадокии, который стал известен в истории благодаря тому, что это была кафедра Григория. Как и Григорий Богослов, он не избежал борьбы с арианами. Обвиненный в растрате доходов своей кафедры, он был вынужден странствовать два года в большой бедности, поносимый врагами. При императоре Грациане, при восторженном настроении своей паствы, он вернулся на свою кафедру. Как деятель Церкви Григорий Нисский мало известен. Так, что по поручению Антиохийского собора он посетил церкви в Аравии, а в 381 году участвовал во Втором Вселенском соборе. В 396 году святитель Григорий скончался. Как писатель, Григорий Нисский известен своими творениями в области богословия. Из его догматических трудов особенно известны: " 13 слов "Против Евномия"; " "Против Аполлинария" (несколько сочинений); " "О вере"; " "О Божестве Сына и Духа Святого"; " "Великое Огласительное Слово". Особое значение для богословия имеют его "Сочинения против Евномия" и "Великое Огласительное Слово". Первое представляет из себя обширнейший трактат против ариан с опровержением всех доводов их учения. Второе - богословско-философскую защиту христианского учения о Троице, искуплении, крещении, причащении, против еретиков, язычников и иудеев. В своих богословских воззрениях Григорий находился под более сильным влиянием Оригена, чем другие отцы Церкви. У него тот же оригеновский идеализм, то же мнение относительно вечности мучений и их свойства, та же вера в окончательное востановление всех вещей. Но он не был слепым подражателем Оригена: в его суждениях было много самостоятельного и самобытного. Он не допускал, например, оригеновского учения о предсуществовании душ. Каждая душа, по его мнению, развивается вместе с телом из семени. Кроме догматических сочинений Григорию Нисскому принадлежит много толкований, бесед и писем. Его толкования (апологетическое дополнение к Шестодневу, трактат о творении человека, о надписаниях псалмов и аэндорской волшебнице, о блаженствах, о молитве Господней, на книгу Экклезиаст, Песнь Песней и о жизни Моисея) менее самобытны. По приемам толкования он значительно больше, чем другие экзегеты, руководствуется аллегорическим методом Александрийской школы.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar