- 283 Просмотра
- Обсудить
О прекрасная и вожделенная весна, которая произращает такие цветы на земле новой! Горя благодарностью за все к Богу, предстанут тогда пророки, апостолы, святители, преподобные, исповедники, мученики, праведники и праведницы, и все святые, течение свое добре совершившие и веру соблюдшие, и вместе с Ангелами сольются во едины уста, исповедуя и прославляя Господа, Царя славы. И воспоют: «Прославляем Тебя, Бога Спасителя нашего, прославляем Имя Твое Святое, ибо Ты был нам покровителем и помощником и по множеству милости Твоея избавил от погибели, от сети языка клеветнического, от уст, сплетающих ложь и от восставших на нас; исхитил нас от зубов, готовых пожрать нас, от руки, искавшей души нашей; от многих скорбей, случавшихся с нами, от удушающего со всех сторон огня, из среды пламени, в котором мы горели в мире, из глубины чрева адова освободил нас. Души наши близки были смерти и жизнь наша была близ ада преисподнего, со всех сторон враги окружали нас, и не было нам помогающего. Искали мы глазами заступления от людей – и не было его. И вспомнили мы, Господи, о Тебе; о Твоих страданиях, которые Ты за нас претерпел, о Твоей милости и делах Твоих от века сущих – как Ты избавил надеющихся на Тебя и спасал их от руки врагов. И вознесли мы от земли моления наша и воззвали к Тебе, Господи, и к Отцу Твоему, чтобы Ты не оставил нас во дни скорби нашей, когда не было помощи от людей, и избавил нас от смерти. Теперь мы лицом к лицу предстоим Тебе, Господи, и воочию видим спасение наше. Господи Боже наш! будем хвалить Тебя и превозносить непрестанно и славословить во веки, ибо Ты услышал молитвы наши, спас нас от погибели и от злого времени избавил нас. Тобою Тебя будем прославлять и благословлять. Господи! Хвала наша во устах наших будет пищей и питьем и никогда мы не насытимся ею. О дыхание наше, воскресение и жизнь вечная! Будучи еще юными, прежде нежели пойти странствовать по пути спасения, искали мы Твоей премудрости, в храме Твоем молились Тебе о ней и не оставили поисков ее до смерти. Как виноград, зреющий под лучами солнечными, радовались сердца наши, озаряемые светом ее, ноги наши следовали за нею от юности нашей. Понемногу наклоняли мы выи наши под иго ее, принимали и слагали ее в сердце своем, и, находя в ней много полезных наставлений для себя и для других, удивлялись и восклицали: «Воздадим славу Давшему нам мудрость!» Мы решили следовать ей до конца и не постыдились. В награду Ты дал нам Себя Самого и вложил в уста наша сладость Твоего хваления. Господи Боже наш, поклоняемый от Херувимов, Серафимов, Престолов, господств и от безчисленного воинства сил небесных певаемый и хвалимый! Ты отверз уста наша к хвалению – и мы славословим Тебя! Преклоняем выи, колена наши, понесшие благое иго Твое. Ты дал нам его, дал и силу снести его, поэтому души наши принимали и смиренно исполняли сродное им учение Твое. Теперь видим глазами своими, что немного потрудились и нашли себе великое успокоение! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, давшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом в Дусе Святе! Слава Тебе во веки веков! Потщимся, возлюбленные, и мы приобрести такое расположение сердца к Богу и смиренно, отвергнув свою волю, предадим себя воле Всевышнего Бога в терпении и труде. Поспешим куплю деять, ибо только здесь, в мире сем, – место торга и время умножать Богом данные таланты доброделанием; здесь путь странствия, а там место упокоения, там отечество и дом. Кто чем может, будем деять куплю: кто благотворя от мамоны неправедной, кто служа физическим трудом, кто полагая душу свою за других, – чтобы приобрести нам Жениха-Христа; и Он будет помощником во спасение со Отцом и Духом Святым. Бросим худые привычки наши, будем пуще огня бояться пьянства и всякого другого греха, трезвиться, подавать милостыню святым тогда и нас милостиво приимет Господь в вечные кровы Свои. Пока имеем время, будем делать добро, тогда и час смерти нашей не смутит нас, ибо милость и добро и на суде хвалятся. Умножая, умножит Господь милость Свою на нас и за все, за все воздаст в свое время щедрой наградой. Пойте же и превозносите Его во веки. Аминь». О молитве Иисусовой, в сердце творимой Великое дело – умная молитва. Хочешь ли узнать, как она необходима? – Без нее никому нельзя спастись, потому что мы спасаемся не своей силой, а помощью Божией, как учит Христос, говоря: «без Мене не можете творити ничесоже» (Ин.15:5); и как свидетельствует апостол Его Павел, говоря о себе: «Вся могу о укрепляющем мя Иисусе» (Флп.4:13). Помощь же подается от Христа только по молитве, как свидетельствует тот же апостол, побуждая нас всякой молитвой, молением, прошением, благодарением молиться «во всякое время духом» (см.: Еф.6:18). Хочешь ли узнать, как она чудна и честна? Душа, занятая ей, подобно купине, виденной Моисеем на Хориве, или девственной утробе Богоматери, вместившей Бога воплощаема. В нее, как в утробу Богоматери, вселяется Бог, она, как некогда купина, пламенеет всегда огнем благодати и не сгорает. Об этом, охватывающем душу, огне говорил Христос: «Огня приидох воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгореся» (Лк.12:49). Это есть тот огонь совершенной любви и радости, которых просил Спаситель у Отца для Своих учеников, идя на страдание: пусть они имеют радость Мою, исполненную в себе... пусть любовь, «которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» (Ин.17:26). Это есть само Царствие Божие, вселившееся в людях (см.: Лк.17:21). Познав такое великое благо умной молитвы, уподобимся, братия, евангельскому купцу и взыщем сего доброго бисера – сердечного призывания имени Иисусова. Изучим искусство делания и хранения мысленного рая и, подобно поселенным Богом в раю прародителям, начнем возделывать Царствие Небесное в сердцах наших. Начало этого умного делания есть внимание, собранность мыслей в Боге. Святой Иоанн Лествичник так говорит об этом: сидя на высоте, наблюдай, если только умеешь, и тогда увидишь, как, когда и куда, сколько и какие тати приходят, чтобы войти и украсть твои грозди... Душа, утомившись, встает и молится, потом опять садится и мужественно принимается за прежнее делание (Святой Иоанн Лествичник, Слово 29 о умной молитве). Чтобы яснее тебе познать значение внимания для умной молитвы, возьмем другое сравнение. Сердце человеческое подобно лампаде; внимание, сосредоточенное в себе, подобно маслу, наполняющему ее. Когда в лампаде горит масло, от нее исходит свет и тепло; так и в душе, когда внимание занято молитвой Иисусовой, ощущается просветление, теплота, радость. И наоборот, подобно тому, как, если выгорит масло, остается одна только холодная, мрачная, смердящая лампада; так и сердце, когда внимание удалится из него и ум начнет блуждать по разным нечистым предметам, делается холодным, мрачным, наполненным смердящим дымом греховных помыслов; благодатный огонь угасает и молитва делается пред Богом мерзкой жертвой, подобной молитве братоубийцы Каина. Итак, если хочешь начать сие священное делание молитвы умной, прежде всего сосредоточься вниманием, молись неисходно в сердце. Так молиться учит нас своим примером святой апостол Павел. «Хощу, – говорит он, – пять словес умом моим глаголати... нежели тмы словес языком» (1Кор.14:19). Так молиться заповедует и Христос, говоря: «Ты, егда молишися, вниди в клеть свою и, затворив двери твои, помолися Отцу твоему в тайне» (Мф.6:6). Василий Великий: клеть – это сердце, затворить двери – значит сосредоточиться вниманием в сердце. Второе условие для непрестанного делания молитвы Иисусовой – отражение греховных помыслов. Всеми силами души старайся не заниматься представляющимися тебе худыми помыслами. Не обманывайте себя, – говорит об этом апостол Павел, – «ни воры, ни блудники, ни малакии, ни мужеложники, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые ...Царствия Божия не наследуют» (см.: 1Кор.6:9–10), если не покаются и не оставят своего нечестия. И святой Иоанн Богослов учит: «в Царствие Небесное не войдет ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи» (Откр.21:27). Сознавая это, и пророк Давид молился: «Сердце чисто созижди во мне, Боже» (Пс.50:12). Невозможно молиться, не очистив наперед сердца от греховных помыслов и пожеланий. Ибо сердце – источник всей жизни человека, и когда оно нечисто, и помышления от него исходят злые (см.: Мф.15:19), потому и Христос прямо заповедует: «очисти прежде внутренность... чтобы чиста была и внешность» (см.: Мф.23:26). Если помыслы и пожелания греховные оскверняли сердце и делали его нечистым, то имя Господа Иисуса, произносимое с благоговением, помыслы о Нем, о Его заповедях и Царствии послужат оружием, с силой изгоняющим из сердца все греховные пожелания и недопускающим греху овладеть волей человека. Зная такую силу молитвы против греха, святой Иоанн Златоуст умоляет христиан, говоря: молю вас, братие, не оставляйте никогда призывания Господа нашего Иисуса Христа, но при всяком занятии в страхе Божием непрестанно трисвятое имя Его произносите. И апостол Петр заповедал: «Господа Бога святите в сердцах ваших» (1Пет.3:15). Кто освящает свое сердце именем Господним, у того все чувства бывают святы и для врагов спасения неприступны. У такого сердце делается исходящем живота (см.: Притч.4:23), из сердца такого человека истекут, по обещанию Господа, «реки воды живой», то есть мысли духовные, полные жизни и мира (см.: Ин.7:38; Рим.8:6). Чтобы достигнуть этой чистоты сердца и свободы его от греховных помыслов, необходимо иметь страх Божий, непритворное смирение, постоянное сокрушение сердечное, терпение во всем, молчание. Последнее особенно советуют святые отцы, сами проходившие подвиг умной молитвы. По их словам, нет ничего возмутительнее многословия, или как они называют – языкоболия, – нет ничего зловреднее болтливого языка; ибо ничто так не расстраивает спокойствия души, как смех и многоглаголивые уста. Отсюда рождаются плотские скверные и суетливые помыслы, которые суть смерть для души, ибо покоряющиеся им не могут уже покоряться закону Божию (см.: Рим.8:6–7). Поэтому благо душе того человека, который с пророком Давидом желает, чтобы не говорили уста его «дел человеческих» (см.: Пс.16:4), который возлюбил сладость безмолвия, безмятежной жизни, чтобы предаваться внутренней непрестанной молитве. Многие святые отцы приучали себя к молчанию и тем стяжали Духа Святого. Они всегда радовались, непрестанно в молитве благодаря за все Бога, сердца их были исполнены плодов духовных: любви, радости, мира, долготерпения, веры, милосердия, кротости, воздержания (см.: Гал.5:22). Итак, молчание есть самый прямой путь, которым водворяется Царствие Божие в сердцах людей, которым являет Господь спасение Свое и благословляет людей Своих миром. Представьте теперь себе, братие, какое неизмеримое блаженство вкушает человек, соединившись чрез умную молитву с Господом. Как невеста Христова, как родной Ему, он в радости восклицает: «уязвлен (есмь) аз любовию» к Тебе (Песн.2:5), «прильпе душа моя по Тебе... десница Твоя» поддерживает меня (см.: Пс.62:9), и «согреяся сердце мое и в поучении моем разгорится огнь» (Пс.38:4), «возжада душа моя к Богу Крепкому, Живому, когда прииду и явлюся лицу Божию» (Пс.41:3). Тогда понятным для него становится слово: «никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым» (1Кор.12:3). Тогда он «от труды добродетели своей снесть» (см.: Пс.127:1–2). Всецело предавшись воле Божией, он с надеждой будет смотреть вперед, зная, что от Господа исправляются пути его (см.: Притч.4:29), от Него он получит радость и спасение, в соединении с Ним найдет истинное успокоение. Его осеняет Благодать Божия, внутри его – постоянно пламенеющий огонь любви Божией. Господь, по неложному обещанию Своему, пришел к нему с Отцом и сделал его жилищем для Себя (см.: Ин.14:21–23). Водворилось внутри его Царствие Божие (см.:. Лк.17:21), «правда, мир и радость во Святом Духе» (см.: Рим.14:17); Бог мира и его приобщил миру Своему. Одно воспоминание имени Божия делает то, что душа такая, забывая все земное, стремится любовью к Нему одному – Царю Небесному, погруженная в безмолвие и безконечное славословие Господу Богу, она восходит от совершенства к совершенству, воскресает, оживляется, живет для Бога и наслаждается причастием жизни Его. Не вдруг достигает этого блаженного состояния грешник, решившийся принять на себя подвиг молитвы. Впереди ему предстоит еще трудная борьба с собой и с миром, дерево молитвы разрастается в душе постепенно, по мере ее очищения. Море жизни, окружающее подвижника, – бурно; враг его спасения возбуждает против него полчища страстей, вздымает волны невзгод, грозит разбить его корабль искушениями. Когда тебя, брат, начинающего свой подвиг, окружат все эти опасности и ты при виде их почувствуешь свое безсилие и безпомощность, тогда вспомни святых апостолов, как они, застигнутые на море сильной бурей, взывали: «Наставниче, Наставниче, спаси нас, погибаем» (см.: Лк.8:24). Взирай и ты на подвигоположника Христа и сердечно взывай: Наставниче, спаси, погибаю и как тогда Он, встав, запретил ветру и волнению водному, так и к тебе приидет и водворит в сердце твоем тишину велию. Ибо если и мы не отказываем в помощи утопающему, тем более Он не оставит без исполнения искренней молитвы. Затворись же, брат, в клети сердца твоего, смиряй себя, помня, что место, на нем же ты стоишь, свято, ибо ты предстоишь Самому Богу. Непрестанно взывай в мыслях: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного! Или когда начнут одолевать какие-либо страсти или помыслы: Сыне Божий, помози мне, Христе мой, помилуй мя! Твой есмь аз, сохрани мя, Господи! – и, я верую, последует тебе Его помощь, все страсти твои замрут и греховные помыслы отпадут, как зажившие болячки. Постепенно, по мере омертвения в тебе греха, начнет пробиваться в твою душу благодатный огонь молитвы. Мало-помалу овладеет он твоим умом и приведет его в состояние тишины и внимания, потом начнет проникать в сердце, возбуждая его от сна смертного. Пройдет Дух Божий по всем изгибам его, отымет всякую греховную нечистоту, и ты, как бы вновь рожденный, встретишь начало обновленной жизни в слезах радости и умиления. Если ты, брат, уразумел важность умного делания и, возжелав его, не знаешь, как его осуществить, – воспользуйся наставлениями опытных в этом деле старцев. Я приведу советы не древних, а ближайших к нам, живших в наше грешное время подвижников. Священноинок Дорофей, Российский подвижник, так учит о молитве Иисусовой: «Кто молится устами, а о душе небрежет и сердце не хранит (от греха), такой человек молится воздуху, а не Богу и напрасно он трудится, потому что Бог внимает уму и усердию сердца, а не многоречию. Молиться должно от всего усердия своего, от души и ума, в сокрушении сердца со страхом Божиим, тогда умная молитва не допустит входить во внутренность сердца ни мечтанию, ни скверным помыслам. – Хочешь ли научиться деланию умной, сердечной молитвы, – продолжает угодник, – сначала должно тебе творить Иисусову молитву голосом, устно, вслух себе одному. Когда насытятся уста и чувства молитвой, произносимой гласно, тогда гласная молитва прекратится и начинает она произноситься шепотом. Тогда умная и сердечная молитва сделается манием и будет самовластно и непрестанно действовать во всякое время, при всяком деле, на всяком месте, и сделается хвала Его во устах твоих, как хлеб небесный. Саровский старец отец Серафим советует: «Когда бы ты ни произносил имя Божие и молитву: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного, – внимай себе, то есть собирай ум и соединяй его с душой. Сначала день, два и более твори эту молитву одним умом раздельно, внимая каждому слову особо. Тогда Господь согреет сердце твое теплотой Благодати Своея и соединит тебя в един дух, тогда потечет эта молитва непрестанно и всегда будет с тобой, будет наслаждать и питать тебя, тогда исполнятся на тебе слова псалмопевца: «чашу спасения прииму, когда имя Господне призову» (Пс.115:4). «И тогда, когда ты стоишь во храме при богослужении, занимайся молитвою Иисусовой; она удержит ум от скитания, ты сделаешься гораздо сосредоточеннее, глубже, гораздо лучше будешь внимать чтению и пению церковным и в то же время неприметным образом и постепенно обучишься умной молитве» (Наст. 6). «Молчи, непрестанно молчи; помни всегда присутствие Бога и имя Его. Ни с кем не вступай в суетный и пустой разговор, но и остерегайся осуждать разговаривающих и смеющихся» (Наст. 32). Когда ум и сердце трудом молитвы будут соединены воедино, тогда сердце согреется теплотой духовной, тогда воссияет душе свет Христов, и радость и мир исполнят всего внутреннего человека. Ничто бо есть лучше мира во Христе, – мира, в нем же разрушается всякая брань воздушных и земных духов. Этот мир, как некое безценное сокровище, оставил Господь наш Иисус Христос ученикам Своим пред смертью, говоря: «Мир оставляю вам, мир... даю вам... Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин.14:27). Если чрез умную молитву этот мир Христов вселится в сердце твое, храни, брат, со всевозможным старанием сей драгоценный дар Божий. Мир Христов – это веяние Духа Святого, – тонок, почти не заметен для нас, грешных, и немедленно отступает от души, которая предается греху. Чтобы сохранить его, нужно избегать всякого гнева, ярости, осуждения других, ничего не желать себе из сущего, никого не возненавидеть, ни уничижать, отдалять от себя уныние, ибо, по слову премудрого, «печаль многих уби, и нет в ней пользы» (Сир.30:25). Есть еще одно особенное искушение, в которое впадали многие неопытные подвижники и которого нужно бояться тебе, брат, начавший подвиг умной молитвы. Многие, потрудившись над умным деланием, впадают в прелесть: считают себя праведниками, желают творить чудеса, пророчествовать, требуют от Бога, как некогда фарисеи, «знамения с небес, искушающие Его» (см.: Мк.8:11). Бойся этого, брат, смотри, как бы свет, который в тебе, не оказался тьмой (см.: Лк.11:35). Ведь каким бы ни был праведным человек, праведность эта не его, но от Бога, как говорит и апостол Павел: «Благодатию есте спасены чрез веру: и сие не от вас, Божий дар: не от дел, да никтоже похвалится» (Еф.2:8–9). Потерявший мир Христов по собственной вине лишается вместе с тем и благодатной молитвы. В душу его опять входят греховные страсти и начинают терзать ее, и бывает тому человеку последняя горше первых. Береги же, брат, раз возжженный в тебе огонь благодати. Не ищи пресыщения; ибо когда ты пресытишься и упьешься, священный мир перестанет в тебе действовать, и грех опять возобладает тобой. Не позволяй себе никакой дерзости, ибо надолго прекратится в тебе действие мира. Не люби земного, не пристращайся к вещам и человеку, не ищи здесь правды и успокоения, ибо их ты не найдешь, а мир непременно отступит от тебя. Не услаждайся греховными блудными помыслами, ибо они будут терзать тебя, а мир душевный, как не терпящий никакого зловонии греховного (особенно блудного и тщеславного), надолго, надолго, если не навсегда, оставит тебя. Словами святого апостола Павла умоляю вас, братие, «непрестанно молитеся» (1Сол.5:17) и удаляйтесь от худых и скверных дел, слов, помышлений, и тогда «мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердце ваше и помышления ваша о Христе Иисусе... и Бог любви и мира будет с вами» (см.: Флп.4:7; 2Кор.13:11). Аминь. Возбуждение подвизающихся Теките, теките, возлюбленные мои о Господе! Теките, – Владыка Христос всерадостно объятия Свои отверзает. Теките, да постигнете Христа, и явит Он вам Самого Себя сладостью – Благодатью Духа Своего. Приидет и обитель Свою сотворит внутри вас, водворит Царствие Небесное в сердцах ваших. Тогда, очистив душу, освятив силы, стяжав не мятущийся и не увлекающийся страхованиями помыслов ум, почтите и возлюбите паче всего другого Творца и Владыку всех; к Нему обратите все свои желания, со страхом и трепетом осяжите Его, вкусите безсмертной трапезы Его, обоняйте воню духовную от риз Его, и познаете, что нет никого другого более прекрасного, приятного, сладостного, могучего, премудрого, кто бы мог животворить, делать безсмертными и нетленными, как Бог. Не смущайтесь, родные мои, что, начав подвиг, вы чувствуете себя как бы в безводной пустыне, вдали от обетованной земли, текущей млеком и медом. Напротив, ободряйте себя к дальнейшим подвигам тем, что хотя вы и в пустыне, зато избавились от рабства фараону мысленному – врагу спасения нашего, перешли посуху бурное море страстей и стоите у камня, источающего воду живую, у ног Самого Христа, Бога нашего. Взирайте на Него очима веры и непрестанно взывайте к Нему: даждь нам сию воду, да не вжаждем во веки! – и Он источит из ребра Своего Кровь и живую воду, – и они утвердят вас в вере, сделают вас готовыми умереть за Христа, за заповеди Его, умирать радостно, в убеждении, что такая смерть (страдания) за Христа приносит жизнь (см.: Мф.16:25), нищету обращает в богатство, худость и ничтожество в истинную славу и знатность. Тогда, ничего не имея, вы всем будете обладать. Это – состояние уже познавших Христа, стяжавших Его неисследимое богатство. О, как счастливы они, взирающие на все видимое, как на прах и дым: вера во Христа делает не только то, что они небрегут о приятностях жизни, но еще и то, что терпеливо и благодушно переносят всякое находящее искушение, печали, скорби и неприятности, ожидая, пока благоволит Бог призреть на них. Подражая Давиду, они говорят себе: «Терпя, потерпех Господа, и внят ми» (Пс.39:2), то есть терпя скорби, уповаю, что Господь поможет мне, что Он, видя, как я, не колеблясь, чаю помощи от Него, призрит на мя и явит мне милость Свою. Родные мои о Господе! Вы знаете, как восхваляет Христос таких терпеливо стремящихся к Нему: «блажени, – говорит, – жаждущие, яко тии насытятся». Верю этому неложному обетованию Божию и надеюсь, что и вы будете утешены Им, ибо и вы ищете и жаждете Царствия и правды Его. Только бы не возроптать вам как-нибудь в жажде вашей и терпеливо ждать помощи Божией; посетила бы тогда это терпение ваше Божия Благодать, и настал бы тогда конец ваших очистительных странствований по пустыне и начало наследования земли обетованной, ибо это конец всех чаяний и стремлений человека, верх его совершенства. Не очистившие себя от нечистот египетских, сожалеющие еще о египетском мясе не могут войти в этот покой; но смиряющие, предающие себя воле Божией непременно войдут. Они познают Руку Божию, промышляющую об их спасении, отсюда явится у них полная вера, а с верой надежда. Откроется им ведение, вселится в них страх Божий, любовью к Нему растворенный. С одной стороны, сознание своей немощи и греховности, с другой – ощущение Божественной любви и своего возвеличивания – приведут в трепет сердце, умягчат душу – и потекут из глаз радостнотворные слезы умиления. Род Божий, семя Божие нетленное – семы, скажут таковые, и по такому благородству, данному нам, невозможно нам быть рабами каких-либо страстей или пороков; ни за что не сойдем мы с высоты, на которую поставлены Всемогущей Рукой Спасителя нашего. Еще и еще взываю с апостолом Павлом и возбуждаю вас: «Тако тецыте, да постигнете» (1Кор.9:24). На вас взирает с высоты небес Сам Подвигоположник Иисус Христос, держа в руках неувядаемые венцы. Выходите же, подвизайтесь, сражайтесь, предваряйте друг друга, тщитесь получить венец и украсить оным победоносную свою главу. Не щадя сил, спешите к столь великой почести, да Жениха-Христа приобрящете. Я же буду умолять Господа моего, да ниспошлет Он вам Благодать Святого Своего Духа, Духа мудрости, веры, мужества, упования на спасение. Верю, что услышит Бог мою молитву, хотя и немощна она; ибо Он для того и сошел с небес, чтобы нас туда возвести; для того и воплотился и дал нам Плоть Свою ясти и Кровь Свою Пречистую пролил, чтобы заветом этим примирить нас с Отцом Своим; для того и умер и воскрес, чтобы нас вчинить наследниками жизни. Еще ли это не довольное уверение в том, что мы не рабы, но сыновья и дщери, наследницы Божии через Иисуса Христа (см.: Гал.4:7). Возлюбленные Богу, наследники Царствия Его, сыны и дщери Божии! Вам отверста искуплением прежде заключенная райская дверь, вход в жилище святых открыт верой в Сына Божия, страсть ослаблена, зависть посрамлена, злоба скрылась, тьма грехов светом Благодати Божией рассеяна; время гнева уступило место милосердию, поносное рабство греху уничтожено, явилась истинная свобода чад Божиих и благословение небесное покровительствует вам! О блаженство, более которого нельзя и пожелать смертному! О торжество всех верующих мира сего! Теките же, теките, чтобы радость и мир Божий, всяк ум превосходящий, водворился в сердцах ваших Господом (см.: Флп.4:7). Мира, который вселяет в душу неизглаголанную радость и спокойствие, – мира Божия, которого никакие мирские увеселения и выгоды не могут дать, но только Бог, – мира, превосходящего всякий ум, то есть такого, которого не в силах обнять, а кольми паче выразить ум человеческий – сего-то мира всеусердно вам желаю и радостно взываю: мир вам и союз любви, да возможем вси едиными усты и единым сердцем святое возношение Богу приносити и преблагая глаголати: «Слава Тебе, Боже наш, во веки веков». Аминь. Путь к Богу – любовь Господь и Бог наш Иисус Христос вчера и днесь той же и во веки! Если это так, если Господь не изменился, по-прежнему любвеобилен и милосерд, то чем объяснить, что когда-то за Ним следовали ученики Его и безчисленная толпа народа, теперь же мы не слушаем зова Его и не следуем по стопам Его? Чем, как не нелюблением Его и путей Его? Возлюбленнии, неужели мы не любим Спасителя своего, неужели мы дошли до такого скотского состояния, что смехом будем отвечать на Его призыв, с яростью будем попирать заповеди Его? Оставим безумие наше и с радостью последуем за Господом нашим, как следовали за Ним некогда ученики Его. Ныне ближайшее к нам спасение, нежели в их времена, нынче легче следовать за Господом, чем тогда; ибо нет теперь ни мучения, ни гонений, какие были раньше, ныне вера Христова – господствующая. Последуем же за Христом радостно, послушно и доверчиво, как дети, ибо иначе не будем и в Царствии Его. Так говорит Сам Он: аще будете, дети, не внидете в Царствие Небесное, кто умалился и смирился, как дитя, тот больший в Царствии Божием наречется, ибо здесь на земле приимет Господа в себя (см.: Мф.18:2–5). Смотрите, как Господь заботится о таковых: не презрите, – говорит, – никого из умаливших себя Меня ради, ибо Ангел-хранитель его на небесах всегда предстоит пред лицом Отца Моего и ходатайствует о нем, и еще: Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибших; и нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один от малых сих (см.: Мф.18:10–11). Отсюда видно, как оберегает Господь возлюбленных Своих рабов, да не погибнет ни один из них; как Он и заблудших сынов, обратившихся от заблуждения, радуясь, приемлет в объятия Свои. Облачив их в одежды первой чистоты, Он слугам Своим – Ангелам, повелевает устроить пир и радоваться о обратившихся (см.: Лк.15:23). Обратившихся же сынов не только облекает в одежды света, но и насыщает от трапезы Любви Своей. Так Он обещал чрез пророка Иеремию: «упокоих, – говорит, – всяку душу жаждущую и всяку душу алчущу насытих»(Иер.31:25), и чрез псалмопевца, говоря: «упиются от тука дому Твоего, и потоком сладости Твоея напоиши я» (Пс.35:9). Так Он и сделал, сшедши на землю и собираяй как Добрый Пастырь, рассеянные овцы на пажить Свою. «Аз приидох, – свидетельствует Он, – да живот имут и лишше имут» (Ин.10:10). Он радуется о возвратившихся к Нему сынах, говоря домочадцам Своим: «возрадуемся и возвеселимся..., яко сын Мой мертв бе, и оживе, изгибл бе, и обретеся» (см.: Лк.15:32). Такую любовь и милосердие Господь оказывает, такой радостью Он радуется всякий раз, когда греховное упорство и гордость побеждается в людях смирением, – и непрестанно взывает ко всем нам: аще обратитеся, свободит Сын Божий вас от грехов и поистине свободны будете! Зачем же в нас это гибельное пренебрежение призывам Божественной Любви, ненависть друг к другу и эта доходящая до смешного напыщенность, этот нарыв самомнения, готовый всякую минуту лопнуть и выпустить смердящий гной. Покаемся, братие! Господь вчера и днесь, той же и во веки. Он всегда любвеобилен и милостив и всегда простирает Свои отеческие объятия кающимся. Аминь.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.