Меню
Назад » »

Преп. Максим Грек / Разные сочинения (4)

13. Повесть о возвышении хлеба в честь Пресвятыя Богородицы Единородный Сын Божий и Слово, соделавшись нас ради человеком, кроме греха, чтобы совозвести с Собою человеческое естество, которое творец зла изгнал древле из рая, претерпев добровольно распятие, смерть и погребение, и воскресши, восшел опять к первоначальной Своей славе, чтобы послать Утешителя Святого Духа Своим ученикам и апостолам. По вознесении же на небо Богочеловека - Слова, самовидцы и слуги Слова, пребывали в горнице, как говорит божественный Лука; затем, по сошествии Святого Духа, не желая, ради служения трапезам, оставить проповедь слова, поставили на это служение служителей. Когда же проповедники спасения садились за трапезу, то на возвышении клали небольшой убрус и на него один хлеб, который должен был вкусить Спаситель, по образу, того, когда Он пребывал с ними во плоти прежде страданий. Когда же божественные святые апостолы вставали после трапезы, то старший и первый из них, приняв в руки хлеб и возвысив оный, говорил так: „Велико имя!" Прочие же ученики Слова отвечали: „Святые Троицы!" И опять служитель тайны говорил: „Слава Тебе, во имя Спаса Христа!" и опять апостолы: „Боже наш, слава Тебе!" При чем имя Святой и Единосущной и Живоначальной Троицы произносилось однажды, а—„слава Тебе, Боже наш, слава Тебе",—дважды, ради двух составов и совершенного единения в Богочеловеке – Слове Божества и человечества, двух действ и двух естеств. Совершалось же это тайнодействие святыми апостолами и когда пребывали вместе, и когда разделились, будучи посланы во все концы земли для спасительной проповеди. Когда же имела преставиться Святая и Пренепорочная Приснодева Mapия, Нескверная, Нетленная, Чистая и Пречистая Матерь Слова, Честнейшая и Высшая всех небесных умов, обновление рода нашего, честнейший и богоприятный сосуд всего Божества,— апостолы, находясь на концах земли, были восхищены на облаках и принесены в Гефсиманию, чтобы послужить погребению живоначального и пречистого тела Матери Бога-Слова. Собравшись в Сион— град, они предали погребений пречистое тело в Гефсиманской веси. По смотрению же Божию, как угодно было Провидящему и Промышляющему о всем, святый великий апостол Фома опять не оказался с прочими святыми апостолами на погребении Матери Слова, как и прежде, когда при заключенных дверях Спаситель, по воскресении, предстал ученикам и преподал им мир, Фомы не было и он не поверил прочим ученикам и последователям, и ради этого доброго его неверия, он, посредством осязания пречистых членов Спасителя — Его ребер и рук—научил нас веровать, что Пострадавший нас ради есть совершенный Бог. Так и теперь этот святый великий апостол, по неизреченному и несказанному смотрению Того, Кто все устрояет и всем добре управляет, не оказался тогда на погребении Богоматери, но прибыл, будучи принесен на облаке, спустя три дня и немедленно поспешил с прочими святыми апостолами ко гробу на поклонение живоначальному телу Богоматери. Когда же по неизглаголанному и неизреченному повелению Божию открыли гроб, чтобы видеть и поклониться, то он оказался пустым, не имеющим в себе пречистого тела Богоматери. Этим весь род человеческий получил сугубую веру и спасение, что как воплотившийся Бог-Слово воскрес, так и святое тело Матери Его вознесено от земли к небесным обителям. Возвратившись от гроба, апостолы беседовали с проповедником истины Фомою о том, как они были принесены на облаках, вспоминали слова пения Богоматери, чудеса ее, и окончательное положение ее во гроб, а он с своей стороны поведал им о гонениях, искушениях и бедах, какие он подъял ради проповедания, и назвал по имени города, жители которых уверовали благодаря его проповеди, и чтό видел, когда был восхищен облаком, все им рассказал. Затем предложена была трапеза, после же трапезы, по обыкновению, стали возвышать часть, отделенную в честь Христа Спасителя, находящуюся на возвышении. Когда же служитель сей тайны взял в руки хлеб тот, воздвиг его и сказал: „Велико имя!", апостолы же ответили: „Святые Троицы!", и когда он сказал: „Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!"—тогда,—о, как неизреченны и страшны твои таинства, Христе Царю, коими Ты чудесно управляешь, желая исполнить сильное желание святого апостола Фомы, который желал видеть очами Приснодеву и Пречистую Богородицу!—он внезапно видит Иисуса со святою Матерью Его и всеми небесными силами и со всеми от века усопшими, восходящими от земли, к небесам, и будучи в ужасе, апостолы, воздвизавшие хлеб, видя Деву и с Нею от Нее Рожденного, вместо того, чтобы сказать: „Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе",—находясь в удивлений, громогласно возопили: „Пресвятая Богородице, помогай нам!" Остальной же апостольский лик воскликнул: „Тоя молитвами Боже помилуй и спаси нас!" С этого времени такое возвышение „пречистой" совершается в память Самой Богородицы Марии. Творим же это возвышение „пречистой" после того, как встанем от вкушения пищи, во освящение души и тела. Ибо бесчисленные ее чудеса, бывшие от века и до ныне совершаемые, кто в состоянии воспеть по достоинству? Если совокупить красноречие всех витий, так чтобы они соединились в одни уста и один глас, то и тогда они не возмогут найти способа, чтобы поведать таинства чудес ее, какие Она творит на земле и на море: недуги отбегают, бесы прогонимы бывают, плененные освобождаются от горького рабства, терпящие неправду находят избавление от постигшей их скорби. И не только воздвизающий хлеб в честь Приснодевы Богородицы Марии получает избавление от скорбей, но если кто, или персть, или камень, или какую-нибудь траву воздвизает в воспоминание и во имя ее, как я видел и слышал,—Она принимает это в такое же возношение. Как Сын ее, Господь наш Иисус Христос, приняв хлеб в руки и сказав: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое, и—cиe творите в Мое воспоминание»: Христос же есть глава, и потому причастники сего великого таинства, которые достойно причащаются Ему, получат и славу Его и со делаются богами по благодати. Подобно сему благоволили устроители таинств, чтобы ради сего хлеба, который возвышается в честь почитаемого имени Богоматери, мы избавлялись от всякой беды и соделывались причастниками святого тела ее, и ради ее ходатайства избавились бы вечных мук и сподобились бы получить вечные блага молитвами ее и всех от века святых. Аминь. Оглавление 14. По поводу вопроса некоторых: „Почему от тридневного Воскресения Христова до субботы пред Фоминой неделей не воздвизается пречистый хлеб, а воздвизается только артос, при чем диакон трижды возглашает: „Христос Воскресе!" и снедается артос в эту субботу?" Пусть будет известно вам, что многие установления Церковные преданы письменно, а некоторые Церковь Божия содержит и без Писания. Тридневное воскресение до субботы пред Фоминой неделей считается одним днем. Святые Апостолы, после воскресения Христова холили тайно и явно в пределах Иерусалимских при этом имели с собою чистые подушки которые и клали на месте Спасителевом, а на подушку клали часть хлеба во имя Спасителя до времени Его явления; после же явления Спасителя, апостол Петр, встав взял Спасителеву часть хлеба с подушки, и, возвысив руки горе, сказал: „Христос воскресе!", апостолы же сказали: „Воистину воскресе!" И опять Петр говорит: „Христос воскресе!", апостолы же ответили: „Воистину воскресе!" И в третий раз Петр сказал: „Хpистос воскресе!", и апостолы: „Воистину воскресе!" Этот чин держался апостолами до вознесения Господня, пока не пришли в Антиохию Сирскую и, по обычаю, сели трапезовать и положили подушку на Спасителевом месте, а на подушку положили хлеб, составлявши часть Спасителеву. По вкушении пищи Петр встал, а с ним все апостолы, и взяв Петр хлеб—Спасителеву часть—и воздвигнув, говорит трижды: „Христос воскресе!", апостолы же ответили, по обыкновению, трижды: „Воистину воскресе!" В это время явилась им Пречистая Богородица и покрыла их благодатью Своею, как бы каким облаком светлым, и увидели апостолы лице Пречистой и воскликнули все громким голосом: „Пресвятая Богородице, помогай нам!" Это чудесное явление апостолы видели после преставления Пречистой, а до преставления ее они ходили проповедывать по земле, и приходили в Иерусалим поклониться Пречистой Богородице, как бы Спасителю, и святому апостолу Иакову, брату Господню. Пречистая же в то время морем путешествовала с апостолом Иоанном во святую Афонскую гору, и пристал корабль в пристанище на том месте, где ныне стоит Иверский монастырь, и от того места пошла Пречистая с апостолом Иоанном пешком на то место, где ныне стоит монастырь Ватопед, а на том месте тогда жили эллины некрещеные. И спросили эллины апостола Иоанна, говоря: „Кто такая эта честная Жена?' Апостол Иоанн ответил; „Это— Мать Иисусова", и они поклонились Ей. Сотворив много чудес, Она крестила многих на том месте. После этого, спустя много времени, великий царь Константин создал на том месте монастырь во имя Пресвятая Богородицы, но впоследствии монастырь тот был разорен Юлианом Отступником, однако, спустя некоторое время, православные христиане возобновили монастырь тот, и вследствие чуда, дали имя монастырю тому „Ватопед". Из Святой Горы Пречистая отправилась с Иоанном на корабле к острову Кипру, к четверодневному Лазарю, епископу Кипрскому, неся с Собою облачения, сделанные Ею Своими руками, и эти облачения до сего времени лежат в Амохосте, монастыре Иверском. В Антиохии Сирской все те, которые прежде воскресения, по воскресении и вознесении, еще ранее прихода туда апостолов, видели и слышали бывшие чудеса, уверовали во Христа и крестились, и назвали апостолы всех уверовавших по всей земле христианами, а город Антиохию назвали градом Божиим великим. Из числа живущих по всей земле только три народа вкушают пищу, сидя за столом: греки, сербы и русские; последние два составляют один род, а третий род латиняне, живущие в Европе. Жители же Палестины и сирияне, египтяне, аравитяне, персы, эфиопы, иверцы и все остальные, до конца земли,—все едят на земле. И Спаситель имел обыкновение на земле трапезовать с учениками, окружавшими Его, и в Иерусалиме до сего времени цела та горница, в которой Спаситель вкушал пасху с учениками Своими; в этой горнице нет совсем никаких лавок. В Иверской стране был город на устье реки Фасии, близ моря, и город этот назывался Фасия; над городскими воротами от реки стояла в киоте икона Пречистой Богородицы, весьма чудная, и пред нею стояла свеча. Город этот, Божиим устроением, за грехи людей, затонул как Содом и Гоморра, прежде же задолго до потопления города, помянутая икона сошла с ворот, а свеча пропала без вести. Благочестивый царь и весь христианский народ очень огорчены были исчезновением иконы, но, спустя некоторое время, пришла к царю весть, что та икона Пречистой Богородицы со свечою явилась в Святой Горе, и явилась так, что свеча горит пред иконою. От города же Фасии до Святой Горы расстояния более трех тысяч верст. Благочестивый тот царь с великою радостью послал на то место много имения и создал славный монастырь во имя Святые Богородицы, нарицаемый „Портиатис" который был в великой чести, но спустя некоторое время, попущением Божиим, монастырь тот разорили аравитяне. Другая повесть. Расскажу вам другое чудо о той же чудотворной иконе Пречистые Богородицы. В Царьграде был некоторый царь, не имевший детей. У этого царя в одном из испанских городов был брат, у которого было одно малое дитя. Царь послал в Испанию за братом своим и повелел ему прибыть вместе с сыном. Тот поехал к царю морем на кораблях и других судах и пристал к пристани на том месте, где был монастырь во имя Пречистые Богородицы Ватопедской. И вышел царь с сыном своим и всеми людьми на берег и начали есть, пить и веселиться, а сын царев начал на том месте гулять, рвать цветы в траве и отлучился от отца своего и от всех прочих людей далеко. Отец же его, повеселившись, пошел со всеми своими людьми на корабли и пустились они от того места на парусах, а сына царского забыли на том месте. Отрок же, найдя на том месте купину, вошел в нее и видит, что внутри куста сидит жена в багряной ризе, и подумал, что это сидит его мать. Жена же милостиво обошлась с отроком и удержала его у себя. Когда отец отрока отплыл от места того далеко, то стал искать сына, думая, что он находится у дядек, а дядьки думали, что он у отца. Поискав его и не найдя, они в великой скорби решили, что сын царев упал с корабля в море и утонул, и со скорою поехали к Царьграду. Царь же удержал у себя брата своего целый год, а затем отпустил его в свое владение. И поехал он в Испанию в свой родной город и дорогою пристал опять к тому месту, где погиб сын его. Выйдя из кораблей, все пошли на берег, и вот он нашел сына своего играющим на том месте. Он спросил сына: „Где был ты столько времени и с кем жил в этом месте?" Отрок ответил: „Я жил здесь с своею матерью". Отец сказал: „Покажи нам место, где твоя мать?" Отрок ответил: „Отсюда недалеко, пойдемте со мною, и я покажу вам то место, где находится моя мать". Когда они дошли с отроком до кустарника, отрок на коленях вошел внутрь кустарника, а они не могли туда проникнуть, ибо кустарник был очень частый. И начали они рубить кустарник и нашли на том месте икону Пречистой Богородицы, весьма чудную, а пред нею горит свеча и отрок тут стоит. Царь тотчас поклонился образу и с великою радостью послал корабль в свой город, чтобы привезти достаточно золота из своей казны. Когда корабль возвратился с казною, то немедленно царь опять создал здесь монастырь, дивно украсив его, и назвал монастырь тот во имя Пречистой Богородицы „Ватопедским" (от слов «терновник» и «земля, место»), по-русски „место кустарника", где нашли образ Пречистой, который и поставили внутри церкви, а пред ним свечу. И до сих пор образ тот находится там, и пред ним свеча, которую нашли пред иконою. Царь же тот вместе с сыном постригся в монашество в том монастыри и скончался здесь вместе с сыном в иноческом сане. Богу нашему слава всегда, ныне и во веки веков. Аминь Оглавление 15. О надписи на венце Спасителя и об имени Пресвятыя Богородицы О буквах ОΩН, которые иконописцы пишут на венце Спасителя, да будет тебе известно, что слово это эллинское, то есть, греческое и значит на русском язык: „СЫЙ", а это слово „сый" значит: „который есмь", или „который существует". Этим наименованием назвал Себя Вседержитель Моисею, когда посылал его в Египет, сказав ему: «тако речеши сыном израилевым: СЫЙ посла мя к вам» (Исх. 3, 14). Так назвал Себя Вышний потому, что Он один по существу есть сущий, не имея ни начала, ни конца, но всегда есть, заключая в Себе и прошедшее, и настоящее, и будущее, почему и называется присносущным. Прочие же все Его дела, видимые и невидимые, от Него и по Его благодати имеют бытие, и жизнь, и движение, и пребывание; Он же ни от кого не произошел и не получил бытие, но Сам Собою всегда был, есть и будет в бесконечные веки—безначальный, бессмертный и бесконечный по естеству, жизнь всего живущего и бытие всего существующего. Ангелы и души человеческие созданы Им по благодати, а не сами собою получили бытие, и от Него имеют бессмертие. Но об этом достаточно. А что иконописцы пишут с обеих сторон иконы Богоматери слова: Μρ. ФY. то знай, что и эти письмена и слова суть греческие, и значат: „Митир Феу" (Μητήρ Φεού), по-русски же это значит: Матерь Божия, а не Марфа, не Мирфу, как некоторые, по неведению греческого языка, думают. Имя Божией Матери—Mapия, а не Марфа и не Мирфу. Оглавление 16. О венцах свадебных О венцах, которые надеваются во время свадьбы, по писанному уставу не могу ничего сказать, так как мне не случилось видеть толкования об этом, но насколько могу догадываться, скажу тебе. Написано во псалмах: «жена твоя яко лоза плодовита» (Пс. 127, 3) и прочее. Лоза— это виноград, произращающий ягоды, из которых выдавливается вино, которые по-татарски называются изюмом, а в писании—гроздие. Поэтому, думаю, святые отцы установили венчать брачащихся лозою виноградною, а не березового и не золотыми венцами, напоминая им таким образом о плодоношении Богу добрых дел и детей благонравных и богобоязненных, которыми они могли бы возвеселить Делателя мысленного винограда, как и виноград своими ягодами, из которых выдавливается вино, веселит сердца пьющих оное в меру и осторожно, а не до опьянения и одурения, как язычники. Оглавление 17. Об освящении воды на утро Богоявления По поводу вопроса, предложенного мне твоим благоговеинством, скажу вкратце, не по догадке и не ради спорливости, или чтобы показать себя разумнее других,— Да удалится от нас, православных, всякое подобное языческое беснование!—но что сам я своими очами видел совершаемое в честных обителях Святой Горы, и, что нашел в толковании апостольских и соборных правил, написанном толковником их премудрым Вальсамоном, тому со всякою истиною и учу твое благоговеинство. Да будет же известно тебе, а чрез тебя и всякому православному, что совершаемое нами на утро Богоявлений Господня исхождение на реку не означает того, что Спаситель наш вторично крестился, и не дЛя всенародного собрания христиан установлено совершать такое таинство, как некоторые думают. Ни Спаситель вторично не крестился, ни православный народ не отстает от совершаемого с вечера на Богоявление Господне освящения, ибо каждый приходит в свой приход и освящается по обычаю. Совершается освящение воды по следующей причине, как объясняет премудрый Вальсамон в толкованиях святых правил. Патриарх Фотий, бывший при царе Льве Премудром, видя, что некоторые из древних идолопоклоннических обычаев еще соблюдаются и исполняются, старался прежде поучениями отвлечь православных от таких обычаев; затем соборно установил и завещал всем повсюду боголюбивым епископам в первый недельный день каждого месяца собирать православных в святые храмы, совершать освящение воды и освящать их, дабы таким чиноположением отвлечь их от тех эллинских обычаев, которые они совершали в начале каждого месяца, возжигая каждый пред своим двором огонь и перескакивая чрез него многократно, надеясь чрез то пребыть здравыми в течение наступающего месяца. И благодатью Господа нашего Иисуса Христа, многими подвигами и святыми молитвами блаженного патриарха Фотия, этот эллинский ложный обычай совершенно прекратился у православных. Положенное тогда соборне установление об освящении православных окроплением святою водою в первый недельный день каждого месяца сохраняется и до сего времени в святых обителях Святой Горы, ибо в первый недельный день каждого месяца, износя из алтаря образ Пречистой Богоматери и Честный Животворящий Кресте (большой), ставят икону вне храма пред дверьми церковными на столе, постлав пред столом ковер, и зажигают две большие свечи, которые ставят по обе стороны Иконы, а Честный Кресте держит инок, стоя несколько позади иконы Пречистой; игумен же с предстоящими священнослужителями и клиросными, став по обе стороны Святой Иконы, совершают обычное последование освящения воды, при чем предстоящий иерей и диакон, облеченные в священные одежды, трижды погружают Святый Кресте в воду с пением трижды тропаря: „Твоих даров достойны нас сотвори Богородице Дево", и прочее, затем входят иерей с диаконом в церковь, неся освященную воду в серебряной чаше, и окропляете iepeft крестообразно алтарь и весь храм, потом выходит и кропит имеющиеся по обе стороны храма приделы и обе паперти, потом выходит в преддверие и кропит всю братию, которые в порядке подходят поодиночке к священнику, который стоит на возвышенном месте, a диакон держите пред ним чашу с святою водою. По окроплении всей братии, два инока, взяв со страхом Святый Образ, если случится, что он велик и тяжел, входят с ним, вместе с игуменом и всей братией, в монастырские службы, куда входит иерей с диaкoнoм и носящие Святую Икону, и окропляют их. Обойдя все службы, выходят за ворота обители с пением догматиков, осмогласных в честь Божией Матери и „славников" стихир празднуемых святых в разных приделах внутри монастыря и по башням. В то время, как игумен с братиею стоят пред монастырскими вратами и поют, священник с диаконом входят в находящейся близ обители огород и окропляют в нем святой водой все овощи, чем они и сохраняются невредимыми от червей и гусениц. Потом входят в обитель с пением духовных песней и, войдя в церковь, ставят посредине Святую Икону и, став по обе стороны ее, оба лика поют: „Достойно есть яко воистину"—демественным распевом, а потом, сказав малую ектению и отпуст, вносят священники Икону в алтарь и ставят на свое место. Такое последование совершается в первый недельный день каждого месяца, кроме января, ибо в январе это послдование отлагается до утра Богоявления, когда выходят со Святыми Иконами, со свечами и кадилами и с пением духовных песней к близ находящейся реке или к колодцу. Теперь для тебя ясно, откуда получило начало это обыкновение, и по какой причине вторично бывает освящение воды на реке утром Богоявления. Ты же воздай святыми молитвами за малый сей труд, который я предпринял по божественной ревности и по духовной любви твоей ко мне. Здравствуй о Господе! Оглавление 18. О святом образе Христа Спасителя, именуемом «Уныние» Священное изображение Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа называемое по-римски „пиетас" („pietas"), что значит по-русски „милосердие" или „благочестие", а не „уныние", не есть изобретение человеческой премудрости, но Сам Спаситель показал Себя таковым святителю Своему, святейшему Григорию папе Римскому, составителю душеполезных бесед, как он объяснил диакону своему Петру. Во время божественной литургии, когда святейший Григорий священнодействовал страшную бескровную жертву и влагал в потир четвертую часть Святого Агнца, он увидел такое нерукотворенное божественное изображение и умилился и, как и следовало, исполнился весь слез духовных, удивляясь такому неизреченному снисхождении Спасителя. И как видел очами действием Святого Духа, так и пересказал иконописцам, поручив им написать такое священное изображение Спасителя, и с тех пор начали писать это изображение в святых Божиих храмах. Эту повесть я так слышал от достоверных людей в Италии, у которых прожил не малое время, будучи еще молодым и мирянином. И как я слышал, так и рассказываю твоему святительству. Святыми твоими молитвами да сподобит и меня Господь искренно каяться во многих моих прегрешениях. Аминь. Оглавление 19. О полукружии в виде молодого месяца, находящемся под крестом на церквах Об этом знаке U, над которым водружены бывают кресты на церквах, знай, что это U есть греческая буква, называемая „ипсилон". Изображать этот знак под крестом святые отцы установили ради двух причин, насколько я могу понять. Господь в Евангелии часто говорит иудеям: «егда вознесете Сына Человеческого» (Иоан.8, 28); и опять: «якоже Моисей вознесе змею в пустыни, тако подобает вознестися Сыну Человеческому»; и опять: «аще Аз вознесет буду от земли, вся привлеку к Себе» (Иоан. 3, 14; 12, 32). По-гречески же „вознесение" („высота") называется: „ύψός", начальная же буква этого греческого слова есть: U. Этою буквою святые отцы учат нас гадательно, что крест есть „ ύψός", то есть, высота и слава Христова. Другое толкование таково: так как буква U по-гречески означает число 400, Спаситель же крестом Своим просветил четыре страны земли, как сказано: „просветивый земная крестом и разсеянная по странам языки собрав к Себе крещением святым", поэтому, числом „4" святые отцы указывают нам на четыре части света, а сотнями, как числами совершенными, таинственно поясняют нам сокровенный смысл 100 овец, из коих, когда одна заблудилась, то Добрый Пастырь пошел отыскивать ее и, найдя, приобрел ее Себе крестом, то есть распитием Своим и животворною смертью. Так постигаете мой слабый ум, а если кто может лучше объяснить, тот пусть просветит нас. Оглавление 20. Обличение и опровержение лживого писания зломудрого Афродитиана персянина «Начало словес Твоих истина, и во век вся судьбы правды Твоея» (Пс. 118, 160), и в другом месте: «словеса Господня словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли» (Пс.11, 7). Этим Божественный Утешитель ясно научил нас не всяким ветром учения увлекаться, но с большою осмотрительностью и трезвенным умом «искушать духи», то есть, сочиняемые некоторыми книги, действительно ли они «от Бога суть», по словам божественного апостола и евангелиста Иоанна, то есть, согласны ли они во всем с написанным Святым Духом пророческим и апостольским Священным истинным Писанием и непогрешительными богословскими догматами просиявших после них всюду по вселенной боговдохновенных святителей и учителей. Если же написанные кем-либо книги не во всем согласны и не сходятся с боговдохновенными Писаниями, то их следует отвергнуть и должно возгнушаться ими, как хульными и скверными и отлучающими нас от Бога. Между многими иными еретическими Писаниями вращается и некоторое лживое сочинение какого-то Афродитиана персянина о вочеловечении Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, которое некоторыми православными, недугующими недостаточным пониманием боговдохновенных писаний, весьма почитаемо и любимо. Поэтому, постараемся прилежно исследовать это сочинение посредством сличения его с истинным смыслом боговдохновенных писаний, во всем ли оно с ним согласно и сходится, или нет. Должно знать, что всякое писание по трем некоторым отличительным признакам признается достоверным и неопровержимым: если оно составлено благоверным и Соборной Церкви известным знаменитым писателем; во-вторых, если во всем согласно, как сказано выше, с апостольскими догматами и преданиями, и в-третьих, если оно само с собою во всем согласно и ни в чем себе не противоречит. Посмотрим же, имеет ли упомянутое сочинение, по приведенным трем признакам, какую либо твердость, или нет. Что имя и сан составителя помянутой книги—Афродитиана, совсем неизвестны Соборной Церкви и ни в каких церковных повествованиях о нем не слышно,— это достоверно знают даже люди простые. Также и то, что писание это перевел с персидского наречия Филипп, который называется ближайшим слугою блаженного Иоанна Златоуста, есть явная ложь. Ибо нигде в житии блаженного того отца и вселенского светильника не упоминается другой ближайший его служитель, кроме блаженного Прокла, который и наследовал патриарший его престол, будучи переведен святым собором на оный с престола святейшей митрополии Кизической. К тому же и другая некоторая очевидная ложь возникает из глубины зловерия Писания сего, и это Божественный Утешитель устроил так по человеколюбию Своему на обличение лжи сего Писания и к утверждению в божественной ревности тех, которые держатся истины. Но прежде, чем обличить мне эту ложь, я рассудил показать нечто, более сего зловерное, доказывающее, что составитель книги недугует или совершенным неверием или каким-нибудь иноверием. Как осмелился бы он, если бы был православный, называть священные сосуды бесовскими истуканами, а святилище называть их кумирницей, и священнослужащих не стыдится он называть несвященными служителями истуканов, тогда как Божественное Писание говорит: «бози язык бесове: Господь же небеса сотвори» (Пс.95, 5); и опять: «бози, иже небесе и земли не сотвориша, да погибнут» (Иер.10 11). Есл он называет священные сосуды и священнослужителей - неверными служителями кумиров, то кто из преданных православию потерпит его хульные слова? Или кто не возненавидит и не предаст их анафеме? „Ты ecu, сказано, Един Свят, Един Господь, Иисус Xриcmoc, во славу Бога Отца, аминь". И опять: «несть свят, якоже Бог наш, и несть праведен паче Тебе, Господи». Итак, един свят и един праведен Господь наш Иисус Христос, и храм Его свят, и священнослужители воистину святы, которые благочестно и преподобно служат Ему на земли и на небеси, как написано: «свят храм Твой, дивен в правде» (Пс. 64, 6:). И опять: «священницы Твои облекутся правдою, и преподобнии Твои возрадуются» (Пс.131, 9). А этот писатель почему называет святилище скверным и кумирницей, а священнослужителей—служителями бесов? Кто из воспитанных в благочестии без возмущения потерпит такие хулы? Если скверные бесы суть богомерзки и богоборцы, то и кумирница их—скверная и пагубная, и служители их не священники и не священнослужащие, но нечистые и мерзкие и богоборцы. Знаем говорящего: «идоли язык сребро и злато» и прочее; потом прибавляет: «подобны им да будут творящии я, и вcu надеющиися на ня», (Пс.134,15.18.) то есть, да будут они подобны бесам, которым принадлежат истуканы, кои суть богоборны, скверны и мерзки; так и «творящие я и надеющиеся на ня» суть скверны, богомерзки и презренны. Но об этом достаточно сказанного здесь. А каково следующее за сим? Оно сильно преисполнено лжи и богомерзкой хулы. Не явная ли ложь—говорит, что при Кире, царе персидском, были посланы волхвы с дарами в Иерусалим для отыскания Родившегося Отрочати, Которого звезду видели на востоке? Известно, что при Кире и Дарие, царях персидских, блаженный Даниил пророчествовал в Экбатанах и в Сузах, когда ангел Божий сказал Даниилу: «Седмьдесят седмин сократишася о людех твоих, и о граде твоем святем, яко да запечатается видение и пророк, и помажется Святый святых» (Дан. 9, 24), то есть, явится ожидаемый Мессия, то есть, Христос. Седмьдесят же седьмин, как объясняют божественные учители, составляют 490 лет. Не явно ли лжет презренный сей писатель, говоря, что Христос родился при Кире, когда не было ни Кира и ни другого кого, а был один самодержец всей вселенной—Августе, кесарь римский. Не злочестиво ли, не гнусно ли и мерзко христианскому слуху то, что он говорит далее, будто Ира, приняв лобзание, зачала во чреве, и тогда все бесовские истуканы начали о сем веселиться и радоваться и пели всю ночь. Если Ира получила от звезды благовествование в идольском храме, находящемся в Персии, и зачала во чреве и родила жизнь, то божественное Евангелие от Луки, где говорится, что в Назарете Галилейском Гавриил благовестил о рождении Христа Преблагословенной Деве Марии, ведущей род свой «от корене Иecceoвa» и Давида, окажется ложным. И если, действительно, Ира, получив благовествование, родила жизнь, то значит, что Христос не от Девы родился, но от блудницы Иры и от корня Кроноса, Геры и Зевса—бесов, а не от семени праведных Авраама, Иессея и Давида. О, какое нечестие! Гера и Зевс, как говорится в скверных баснях языческих, рождены от Кроноса и Реи—бесов, и суть брат и сестра, и не только брат и сестра, но, как говорится в баснях, Гера была и супружницей брата своего Зевса Какой же слух христианский, если кто действительно благочествует по Богу, может без возмущения перенести слыша, что Христос признается происходящим от бесов—Кроноса, Зевса и Геры, а не от праведных Авраама, Иессея и Давида? Но, может быть, некоторые не вежды и прекословцы скажут, что нет никакого порицания для бесовских истуканов, так как Ирою образовательно обозначается Сама Дева Mapия? О, какое нечестие и вместе безумие! Скажите мне, Бога ради, вы, которые так думаете: из какого священного Писания научились вы слушаться бесов, учащих и установляющих о божественных таинствах? Не слышите ли вы Самого Сущего над всеми Бога, ясно запрещающего чрез блаженного пророка Давида грешному диаволу так: «грешнику же рече Бог: векую ты поведаеши оправдания Моя и восприемлеши завет Мой усты твоими; ты же возненавидел ecu наказание», и прочее (Пс.49,16.17). Павел же, всемирный светильник, проповдуя Евангелие Христово в Филиппополе в Македонии, когда дух пытливый свидетельствовал о нем, что он раб Вышнего и возвещает путь спасения, не потерпел этого кротко, но, «стужив си», запретил духу лукавому именем Господним и изгнал его из рабыни, считая недостойным, чтобы божественное получало удостоверение от нечистого духа. И что я говорю о Павел? Сам Владыка всех не с кротостью принял свидетельство о нем нечистых духов, когда они говорили: «вем тя, Кто ecu, Святый Божий», Ты еси Христос, но строго запретил им, «да не явлена Его творят». Короче сказать: все вообще святые отцы тщательно завещавают нам отнюдь не верить бесам, если бы они что-нибудь и истинное говорили, но всеми силами отвращаться от них и гнушаться ими, как врагами Божиими и наветниками наших душ, говорит же с блаженным Давидом: «накажет мя праведник милостию и обличит мя, елей же грешного да не намастит главы моея» (Пс.140, 5). Вы же, по какой причине презирает столько завещаний и указаний Божественного Писания, а внимаете без меры такому Писанию, которое исполнено всякой лжи и хулы, а, главное, изложено самими бесами? Отстанем от такового безумия и научимся говорить: «возненавидех церковь лукавнующих и с нечестивыми не сяду». (Пс.25, 5.). Следовало бы нам удовлетвориться сказанным нами к обличение лживого того Писания и здесь прекратить слово в защиту истины. Но так как он и в остальных своих словах проявляет тоже направление, то и нам не худо несколько помедлить в подвиге о истине, во славу воплотившегося неизреченно Бога-Слова, на большее уверение слушателей в благочестии и для окончательного изобличения лжи. Итак спрашиваем, а чудный тот лжец пусть отвечает нам: из каких боговдохновенных писаний он научился тому, о чем утверждает, что бесовские истуканы веселились и радовались о зачатии Иры и восклицали по человечески? Божественное Писание так взывает о них и говорит: «идоли язык сребри и злато, дела рук человеческих: уста имут и не возглаголют, очи имут и не узрят, уши имут и не услышат, ноздри имут и не обоняют, руце имут и не осяжут, нозе имут и не пойдут, не возгласят гортанем своим» (Пс.113,12—15). Вот Божественное Писание признает их глухими, слепыми, бесчувственными и безгласными. В каких же писанных книгах сказано то, о чем ты утверждаешь? Не в персидских ли? Но мы им не верим, ибо имеем заповедь Святого Духа, которая говорит: «в церквах благословите Бога, Господа от источник израилевых». (Пс.67,27). Книги же персидские были писаны духом бесовским и составляют источники бесовские, а не израилевы. Источники израилевы суть книги пророческие, писанный Духом Святым, и ими мы должны петь и хвалить Бога и Господа Иисуса Христа, а не бесовскими провещаниями и книгами персидскими. «Исповедаша мне, - сказано, законопреступницы глумления (пустословие), но не яко закон Твой, Господи» (Пс.118, 85). К тому же пусть скажет странный этот пустослов, откуда получили бесы такое предведение и откровение, тогда как Божественное Писание извествует, что таинство воплощения окончательно сокрыто было вообще от премирных и умных сил и от земнородных, как написано блаженным Давидом: «и приклони небеса и сниде, и мрак под ногама Его» (Пс.17,10). Святый Косьма песнописец поет в церкви, говоря: „Премудрость, Слово и Сила и Сын сый, Отчее сияние, Христос Бог сил утаися, елики лремирны и елики на земли, и вочеловечься, обновил есть нас, яко прославися». Что же означает и то божественное изречение, которое говорит: «снидет яко дождь на руно и яко капля, каплющая на землю», (Пс.71, 6), как не таинственное и вполне неслышимое непостижимое Его божественное вочеловечение, по подобию дождя, который без стука каплет на руно (шерсть) и на землю. И самый тот начальник бесов, говоря воплощенному Богу-Слову в пустыне: «аще Сын ecu Божии, рцы, да камение cиe хлебы будут» (Mф.4, 3), явственнейшим образом обличается, что он сначала не знал бывшего неизреченного воплощения Его от Приснодевы Отроковицы. Если бы он узнал в Нем Самого Создателя всех, то никак не осмелился бы приступить к Нему. Откуда же получили бесовские глухие и бесчувственные истуканы такое откровение и предведение? Сами собою? Но да не будет того, чтобы принять нам такую хулу! Ибо если, по слову пророка, никто не «уразуме ум Господень» (Ис.40, 13.), то как же бесы уразумели? И в другом месте сказано: «Тайны моя Мне» и друзьям моим бесы же враги Божии, а не друзья; как же они могли узнать эту предивную тайну? Но может быть Дух Святый открыл им? Да не попустится нам так мудрствовать, ибо «кое общение свету ко тьме», или «кое соглаcиe Христови с вeлиapoм?» (2Кор. 6, 14, 15). К тому же передается между наиболее знаменитыми в премудрости мужами эллинскими, один из коих есть сам премудрый Плутарх, живший во времена Августа кесаря, что за сорок лет до воплощения Бога-Слова совершенно умолкли по всей вселенной бесовские кумирницы, будучи осуждены на безгласие, тогда как дотоле он многоразличными волхвованиями прельщали род человеческий. Если по этим словам внешних мудрецов, божественным повелением и Божиею силою бесовские кумирницы по всей вселенной были осуждены на безгласие, то как истуканы, находящееся у персов, радовались и играли и возвещали тайну воплощения Сына Божия? Ибо «не красна похвала,- говорит Божественное Писание, во устех грешника» (Сир. 15, 9). Чему же они радовались, когда по естеству они враги и ненавидимы Богом, Создателем всех, и к тому же, когда знали, что от воплощения Бога-Слова имеет последовать для них окончательная погибель? Ведь они слышали издавна божественный псалом, который говорит: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящие Его; яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Бoжия» (Пс.67, 2—3). Также и в Святом Евангелии, оплакивая свою погибель, со страхом взывали: Увы! увы! «Что нам и Тебе, Иucyce Назарянине, пришел ecu погубити нас! Вем Тя, Кто ecu, Святый Божий» (Мр.1, 24.). Итак ясно, что все это лживо и есть безумное изобретение ума суемудрого, как и то, что он говорит далее, вслед за сим,—будто истуканы женского пола в веселии поют, молятся и говорят: „Кария! источниче водоносный небесного светила, матерь и облак, отразившая мирy жизнь, помяни твоих рабынь, пречистая владычица!" Здесь очевидное последование Оригенову мудрованию о том, что и бесы будут спасены, которых он и представляет молящимися: „Помяни нас, рабов твоих". Говоря: „Кария, источниче водоносный", что иное обозначает он этим, как не покаяние бесов? Если же покаяние, то и спасение. Что же может быть злочестивее этого? Но зачем он переименовал Марию в Карию? Из какого Писания он это почерпнул? А что он говорит, что большая и пресветлая звезда, сойдя с неба и став над источником, издала такой голос: „Владычица источниче! Великое солнце послало меня возвестить тебе и послужить тебе при рождении", и какие после сего он приводит пустословия,—всем этим не противоречит ли он божественному Евангелию от Луки, который говорит, что чрез Ангела Божия Гавриила, а не чрез звезду получила благовещение Преблагословенная Дева, при чем Ангел сказал Ей: „Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою» (Лук. 1, 28). Этот же несмысленный, как видится, более верит тому, что бесами открыто несвященному Пропию, нежели написанному по внушению Святого Духа божественным Лукою. Так везде в бесовском своем сочинении он хулит и лжет, и потому, как можно его слушать? Напротив, кто по справедливости не предаст все это анафеме, и самого сочинителя не признает достойным презрения, как извращающего божественное Евангелие от Луки?
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar