Меню
Назад » »

Празднование Рождества Богородицы

Празднование Рождества Богородицы.

Вести себя в храме нужно благоговейно, так, чтобы не оскорбить величие святыни. Приходить к службе надо заблаговременно. Входя, перекреститься и сделать поясной поклон. При входе мужчины снимают головные уборы. Женщины входят в храм с покрытой головой. Мужчины становятся в правой половине храма, женщины – в левой. Разговоры в храме нужно ограничить. Подпевать хору можно только тихо. Если все молящиеся встают на колени, нужно присоединиться к ним. Недопустимо ходить и разговаривать во время чтения Евангелия, пения «Херувимской» и Евхаристического канона на литургии ( от Символа веры до « Отче наш» ). В это время нежелательно ставить свечи и прикладываться к иконам. Лучше воздержаться от замечаний тем, кто нарушил правило благоповедения, если, конечно не имеет место наглое, хулиганское действие. Наконец, оставаться в храме нужно до полного окончания богослужения. Уходить раньше времени можно лишь по немощи или серьезной необходимости. Рождение Матери Божьей ждали как и роджение Иисуса Христа многие века. Родители Девы Марии происходили из древнего царского рода Давида. Цари из рода Давидова многие века занимали прародительский престол в Израиле. Но после того, как Рим завоевал Израиль, потомки Давида совершенно лишились прежнего величия и род их окончательно слился с народом. В то время, когда Иоаким жил в Назарете, о его царском величии уже мало что говорило, но это было только внешне. Господь не забыл его царского происхождения и величия. Анна же, мать Девы Марии, была из рода священников от племени Аарона. Святая чета долго не имела детей. В евреев это считалось большим горем и позором. В течении 50 лет Иоаким и Анна усердно молили Бога о даровании им чада. Однажды перед великим праздником Иоаким пришел в Иерусалимский храм совершить жертву Богу. И услышал сзади насмешки его соотечественников, которые упрекали его в бесплодстве. Иоаким вышел из храма глубоко огорченным, ведь даже его столетний потомок Авраам имел детей. Он горько стеная и молясь, ушел в горы, где паслись его стада. Там он провел в посте и молитве 40 дней. А в это время его праведная жена Анна также молясь и плача просила Господа даровать им дитя. Она ходила в саду и видела, как птички кормят своих птенцов и умоляла Господа даровать и им чадо, чтобы в нем прославилось имя Господне. В это время явился ей ангел и сказал ей, что молитва ее услышана. Ты зачнешь и родишь Дщерь Благословенную выше всех дщерей земных, ради Которой благословятся все роды земные. Ею дастся спасение всему миру и наречется она Мариею. Анна с радостью поклонилась ангелу и сказала: Жив Господь Бог мой! Если у меня будет дитя, то отдам его на служение Господу, пусть оно служит ему день и ночь, восхваляя святое имя Его во всю жизнь. В это же время ангел оповестил о рождении Благословенной дочери и Иоакиму. Он с радостью пошел в храм, чтобы поблагодарить Бога. Там же уже была и радостная его жена Анна. Они вместе поблагодарили Бога и вернулись домой. 9-го декабря ( 22-го по новому стилю) Православная Церковь празднует Зачатие Праведной Анной Пресвятой Девы. Рождество Богородицы празднуется Церковью как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового Заветов, родилась Дева Мария. Ей, по промыслу Божьему, надлежало послужить тайне воплощения Бога Слова – явиться Матерью Иисуса Христа. День рождения Богородицы глубоко почитается в России. Именно в этот день русское воинство Дмитрия Донского одержало победу на Куликовском поле. Рождество Богородицы входит в число двенадцати больших праздников. ВНЕШНИЙ ВИД ДЕВЫ МАРИИ ИЗВЕСТЕН ПО ОПИСАНИЯМ ЦЕРКОВНОГО ИСТОРИКА НИКИФОРА КАЛЛИСТА И В ИСТОРИЧЕСКИХ ОПИСАНИЯХ СВЯТИТЕЛЯ ЕПИФАНИЯ: ОНА БЫЛА РОСТА МЕРНОГО, НЕМНОГО ВЫШЕ СРЕДНЕГО;ЦВЕТ ЕЁ ЛИЦА БЫЛ КАК ЦВЕТ ЗЕРНА ПШЕНИЧНОГО; ВОЛОСЫ У НЕЁ БЫЛИ СВЕТЛО-РУСЫЕ И НЕСКОЛЬКО ЗЛАТОВИДНЫЕ; ГЛАЗА ЯСНЫЕ, ВЗГЛЯД ПРОНИЦАТЕЛЬНЫЙ, С ЗРАЧКАМИ КАК БЫ ЦВЕТА МАСЛИНЫ; БРОВИ НЕМНОГО НАКЛОННЕНЫЕ И ДОВОЛЬНО ЧЁРНЫЕ; НОС ПРОДОЛГОВАТЫЙ; УСТА ПОДОБНЫЕ ЦВЕТУ РОЗЫ, ИСПОЛНЕННЫЕ СЛАДКИХ РЕЧЕЙ;ЛИЦО НЕ КРУГЛОЕ И НЕ ОСТРОЕ, НО НЕСКОЛЬКО ПРОДОЛГОВАТОЕ; РУКИ И ПАЛЬЦЫ ДЛИННЫЕ. В НЕЙ ВО ВСЁМ БЫЛА ПРОСТОТА И СОВЕРШЕННОЕ СМИРЕНИЕ. ОНА БЫЛА ДЕВОЮ,-ГОВОРИТ СВЯТИТЕЛЬ АМВРОСИЙ-НЕ ТОЛЬКО ТЕЛОМ, НО И ДУШОЮ: СМИРЕННА СЕРДЦЕМ, ОСМОТРИТЕЛЬНА И БЛАГОРАЗУМНА В СЛОВАХ, НЕМНОГОРЕЧИВА, НО ЛЮБИТЕЛЬНИЦА ЧТЕНИЯ…ПРАВИЛОМ ЕЁ БЫЛО- НИКОГО НЕ ОСКОРБЛЯТЬ, НЕ ЗАВИДОВАТЬ РАВНЫМ, ПОЧИТАТЬ СТАРШИХ, БЫТЬ ЗДРАВОМЫСЛЕННОЮ, ИЗБЕГАТЬ ХВАСТОВСТВА, ВСЕМ БЛАГОЖЕЛАТЬ. ОНА ДАЖЕ ВЫРАЖЕНИЕМ ЛИЦА НИ РАЗУ НЕ ОБИДЕЛА СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ. НЕ БЫЛО У НЕЁ НИЧЕГО СУРОВОГО ВО ВЗГЛЯДЕ, НИЧЕГО НЕПРИЛИЧНОГО В ДЕЙСТВИЯХ: ТЕЛОДВИЖЕНИЯ СКРОМНЫЕ,ПОСТУПЬ ТИХАЯ ГОЛОС РОВНЫЙ. ВЕСЬ ЕЁ ВНЕШНИЙ ВИД БЫЛ ВЫРАЖЕНИЕМ ДУШИ, ОЛИЦЕТВОРЕНИЕМ ЧИСТОТЫ.ОНА БЫЛА СВЯТА ТЕЛОМ И ДУХОМ. И ОДЕЖДА ЕЁ БЫЛА СКРОМНАЯ, ЧУЖДАЯ РОСКОШИ И НЕГИ. ПОСТУПЬ СТЕПЕННАЯ, ТВЁРДАЯ ; ВЗГЛЯД СТРОГИЙ, СОЕДИНЁННЫЙ С ПРИЯТНОСТЬЮ. Будем прибегать к милосердию Рожденной от неплодной утробы с таковым приветствием: Радуйся, всенепорочная палата Царя всех! Радуйся, селение Бога и Слова, Коему со Отцом и Святым Духом, и Тебе, Дочери Отца, Матери Сына, Невесте Святого Духа, да будет от нас смертных честь и слава во веки. Аминь. Тропарь, глас 4: Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный. Кондак, глас 4: Иоаким и Анна поношения безчадства и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати ти: неплоды раждает Богородицу, и питательницу жизни нашея. Тропарь праздника Рождества Пресвятой Богородицы Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный. Кондак праздника Рождества Пресвятой Богородицы (глас 4) Иоаким и Анна поношения безчадства и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и Питательницу Жизни нашея. Величание Богородице (глас 4) Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое. Задостойник праздника Рождества Пресвятой Богородицы (глас 8) Величай, душе моя, преславное рождество Божия Матере. Чужде матерем девство, и странно девам деторождение: на Тебе, Богородице, обоя устроишася. Тем Тя, вся племена земная, непрестанно величаем. Молитва первая О, Пресвятая Владычице, Христа Спасителя нашего Богоизбранная Мати, у Бога святыми молитвами испрошенная, Богу посвященная и Богом возлюбленная! Кто Тебе не ублажит или кто не воспоет, Твоего преславного рождества. Рождество бо Твое бысть началом спасения человеков, и мы, седящии во тме согрешений, зрим Тя, Неприступного Света жилище. Сего ради витийствующий язык не может песнословити Тя по достоянию. Паче бо серафим возвысилась еси, Пречистая. Обаче приими от недостойных раб Твоих нынешнее похваление и не отрини мольбы нашея. Твое величие исповедуем, Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благоусердную Матерь дерзновенно просим: умоли Сына Твоего и Бога нашего даровати нам, много согрешающим, искреннее покаяние и благочестное житие, да возможем творити вся Богу угодная и душам нашим полезная. Возненавидим вся злая, укрепляемии Божественною благодатию во благом произволении нашем. Ты непостыдная надежда наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, безбедное шествие на страшных мытарствах воздушных и наследие вечных и неизреченных благ Царствия Небеснаго, да со всеми святыми немолчно исповедуем Твое о нас заступление и да славим единаго Истиннаго Бога, во Святей Троице покланяемаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Молитва вторая Преблагословенная Дево Марие, Царице небесе и земли, Твоему чудотворному образу припадающе, умиленно глаголем: призри милостиво на рабы Твоя и Твоим всесильным ходатайством ниспосли коемуждо потребная. Вся верныя чада Святыя Церкви спаси, неверныя обрати, заблуждших на путь правый настави, старость и слабость сил поддержи, юных в вере святой возрасти, мужество ко благу направи, грешников к покаянию приведи и всех христиан мольбы услыши, болящих уврачуй, скорби утоли, путешествующим спутешествуй. Ты веси, Всемилостивая, яко немощны, яко грешнии, яко озлобляеми и недостойни прощения Божия, обаче буди нам в помощь, да ни коим грехом самолюбия, соблазна и диавольского прельщения прогневляем Бога: Тя имамы Предстательницу, Иже не отринет Господь. Аще бо восхощеши, вся даровати нам можеши яко благодатный источник, верно поющим Ти и превозносящим преславное Твое рождество. Избави, Владычице, грехопадений и бед всех, благочестно призывающих святое имя Твое и покланяющихся честному образу Твоему. Ты бо молитвами беззакония наша туне очищаеши, темже Тебе припадаем и паки вопием: отжени от нас всякаго врага и супостата, всякия напасти и губительнаго неверия; молитвами Твоими, подающи дожди благовременны и земле обильное плодоносие, вложи в сердца наша страх Божественный ко исполнению заповедей Господних, да вси тихо и мирно поживем во спасение душ наших, во благо ближних и во славу Господа, Ему бо, яко Творцу, Промыслителю и Спасителю нашему всякая подобает слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Молитва третья О, Пречистая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице, от неплодове по обетованию рождшаяся и чистоты ради души и тела Твоего сподобльшаяся быти Материю Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, с Нимже ныне на небеси пребывавши и имаши велие дерзновение ко Пресвятой Троице, от Неяже, яко Царица, венцем вечнаго царствования увенчана еси. Темже смиренно к Тебе прибегаем и просим: исходатайствуй нам у Всемилостиваго Господа Бога прощение всех прегрешений наших вольных и невольных; страждущему отечеству нашему спасения, мира, тишины и благочестия возстановление, времена мирны и безмятежны, крамол злых непричастны; ко изобилию же плодов земных, воздуха благорастворения, дожди мирны и благовременны. И вся, яже к житию и спасению нашему потребная, испроси нам у Сына Твоего, Христа Бога нашего. Наипаче же благопоспеши нам украситися благими нравы и добрыми делы, да, елико мощно, подражатели будем святому Твоему житию, имже от юности на земли украшалася еси, благоугождающи Господу; сего ради явилася еси честнейшая Херувим и славнейшая Серафим. Ей, Госпоже Пресвятая, буди нам во всем скорая Помощница и премудрая ко спасению Наставница, да Тебе последствующи и Тобою воспомоществуеми, сподобимся наследницы быти Небеснаго Царствия, страданиями Сына Твоего исходатайственнаго, исполнителям же святых заповедей Его обещаннаго. Ты бо еси, Госпоже, едина наша по Бозе надежда и упование, и Тебе весь живот наш предаем, чающе Твоего ради ходатайства и заступления не посрамлены быти в час исхода нашего от жития сего, и на Страшном Суде Сына Твоего, Христа Бога нашего деснаго Его стояния сподобитися, и тамо вечно радоватися со всеми от века Ему благоугодившими и немолчно славити, хвалити, благодарити и благословляти Его со Отцем и Духом во веки веков. Аминь.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar