Меню
Назад » »

Послушник Олег Петренко / УВЕРЕНИЕ ФОМЫ (1)

Послушник Олег Петренко УВЕРЕНИЕ ФОМЫ (симфония веры и знания) ИЗДАТЕЛЬСТВО СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО ВАЛААМСКОГО МОНАСТЫРЯ МОСКВА 1996 ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II Предисловие Великий христианский богослов Климент Александрийский говорил, что науки человеческие помогают, "насколько то возможно, не только воспарять умозрением к истине и утверждаться на этом непоколебимом основании, но и опровергать софизмы возражений против истины" . Именно такую цель и преследует труд Олега Петренко , в недавнем прошлом научного сотрудника физического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. В предлагаемой брошюре нет анализа религии с позиций физики (что естественно было бы ожидать от физика), это взгляд верующего христианина на физику. По своему характеру книга напоминает сочинения Лейбница, пытавшегося рациональными методами доказать существование Творца. В работе Олега Петренко фактически предпринимается та же самая попытка подтвердить уверенность в бытии Божием, только на основе достижений физики конца XX века. Автор придерживается следующей логики рассуждений: он последовательно перебирает нерешенные проблемы науки и, в частности, фундаментальной теоретической физики и показывает, что их наличие свидетельствует о существовании Творца и о творении Им мира с такими чудесными свойствами и качествами, которые не может объяснить современная наука. Это относится к проблемам трехмерности пространства, гипотезы "Большого взрыва", значениям фундаментальных констант, происхождения жизни и т. д. Нет оснований для утверждений, что наука (физика) может ответить на все вопросы и загадки мироздания, поскольку вскрыла и объясняет лишь ограниченный круг вопросов. За пределами науки остается бесконечное число проблем. Так было во времена Лейбница, такова ситуация в настоящее время и так оно будет и в будущем, несмотря на значительное расширение горизонтов науки. Человечество за время своего существования накопило огромный научный потенциал, который следует учитывать и осмысливать с религиозных позиций. Здесь имеется множество интересных проблем, решение которых может обогатить как науку, так и богословие. Физическое общество готово поддержать труды в этом направлении. Президент Российского физического общества, доктор физ.-мат. наук, проф. В. В. Михайлин Вице-президент Российского гравитационного общества, доктор физ.-мат. наук, проф. Ю. С. Владимиров. Памяти отца 1. Религия и научное познание мира "Блаженны не видевшие и уверовавшие" (Ин. 20,29), свидетельствует Святое Евангелие. К сожалению, это всегда было уделом немногих. В наше же время число таковых совсем невелико, ибо атеистически настроенные ученые отказывают в существовании всему тому, во что нельзя "вложить персты" свои (Ин. 20,25), потрогать, взвесить или измерить, чего нельзя "научно" доказать на опыте . Но наука всегда имела своим предметом мир видимый, телесный, к миру духовному ее исследовательские методы неприложимы. Поэтому "нездраво рассудителен математик, ежели он хочет волю Божию вымерять циркулем" . Действительно, невозможно, например, измерить с помощью какого-либо прибора силу любви или с помощью расчетов определить, как прекрасен полевой цветок. Неподвластно численному моделированию чувство радости и красоты, возникающее при виде сияния восходящего солнца, как недоступно оно слепому от рождения. Нам, живущим в рамках пространственно-временного мира, трудно понять истинный смысл реальной бесконечности Божества, так как даже размеры нашей Вселенной не бесконечны, хотя и огромны. Они определяются количеством прошедшего времени, которое начало свой бег с момента сотворения Вселенной, поскольку до того, как не было ничего - ни материи, ни пространства - не существовало и времени. Конечным числом выражается и масса всей материи во Вселенной. И "снизу" наш мир ограничен, поскольку существуют детерминированные, минимально возможные порции энергии, времени и пространства. Бог же вечен и ничем не ограничен, поэтому представить с научной точки зрения Его сущность материальными средствами, имеющими строго определенную область применения, невозможно . Однако эти рассуждения не следует рассматривать в качестве аргументов против познания Божественной Премудрости, они лишь ограничивают сферу приложения человеческого разума. С другой стороны, не следует и недооценивать роли разумного познания окружающего мира в "симфонии" веры и разума. Нездраво рассудительны и те, которые совсем отрицают какую-либо возможность доказательства тварности природы доводами разума. По их мнению, такое доказательство противоречило бы свободной человеческой воле, призванной ненасильственно избрать "благую часть". Однако ограниченным, познавшим первородный грех, человеческим умом вряд ли стоит решать за Всевышнего, как Ему поступать. Но, созерцая величие дел Творца, следует воздать достойную хвалу Его Божественной славе. Сама природа свидетельствует о Присносущном, ибо несет на себе печать своего Создателя. Весь видимый мир является Божественным Откровением, которое направлено не к бессловесной твари, а к человеку, наделенному умом, от которого требуется лишь определенное усилие разумных сил души, чтобы увидеть в окружающей нас действительности руку Творца. "Если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге",- говорит премудрый Соломон,- "ибо Господь дает мудрость; из уст Его - знание и разум" (Притч. 2,3-6). О многом может сказать нам и удивительное сообщение Евангелия о мудрецах с Востока, увидевших звезду Божественного Младенца и пришедших поклониться Ему. "Начаток языков небо Тебе принесе, лежащему Младенцу во яслех, звездою волхвы призвавый",- слышим мы в церковных рождественских песнопениях. В них волхвы называются начатком или избранными из язычников, как удостоенные первыми из людей поклониться Спасителю. Значит, разумное познание и истинная мудрость имеют высокую цену и в конечном итоге могут привести к Сотворившему все. Об истинном Промысле Творца о роде человеческом повествует Екклесиаст, царь в Иерусалиме, который предал сердце свое тому, "чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем" (Еккл. 1,13). Изъявление Воли Божией можно найти также и в Кумранских гимнах [2], свидетельствующих о том, что Бог "вечный жребий назначил для мужа, приобщил его к духам познанья, чтобы славил он Имя Твое средь общины хваления, о Твоих чудесах повествуя всем созданьям Твоим!" . Несмотря на всю тяжесть этого занятия и человеческую немощь следует однако помнить, что "не много Бог умалил человека пред ангелами, славою и честью увенчал его, поставил его владыкою над делами рук Своих, все положил под ноги его" (Пс. 8). В христианском мировоззрении заключена и высшая истина разума, поскольку она исходит от его Творца. Но несовершенный, поврежденный грехом человеческий интеллект "ничего еще не знает так, как должно знать" (1 Кор. 8,2). Не зная же как должно, можно легко уподобиться тем "безответным", на которых "открывается гнев Божий с неба", так и не пришедшим в разум истины, хотя им и было явлено все, "что можно знать о Боге, потому что Бог явил им" (Рим. 1,18-20). Противоречия между верой и разумом не существует, оно "появляется" лишь при маловерии с типичной для него раздвоенностью души. Если мы считаем, что верим в Истину, то не следует бояться никаких вопросов и сомнений, которые возникают в большинстве случаев от недопонимания или ложной информации, то есть в конечном счете от незнания. Сам Господь свидетельствовал об этом, обличая саддукеев - "материалистов" своего времени не веривших в воскресение: "Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией" (Мф. 22,29). Современному обществу, воспитанному в атеистическом духе, представляется, что его взгляды опираются на здравый смысл, логичны и надежно подтверждены наукой. Христианское же вероучение о сотворении мира рассматривается им в качестве безнадежно устаревшего, сказочного предания, поскольку, якобы, не соответствует "научной картине" мира. Но людям свойственно ошибаться. Cогласно современным данным науки, библейское повествование о творении мира имеет под собой убедительное рациональное обоснование. Действительно, между природой и Священным Писанием не может быть разногласий, ибо Бог является Творцом их обоих. Поэтому, даже если некоторые наши научные воззрения на природу, несовершенные и неокончательные, на время не совпадают с религиозными, то христианам не следует беспокоиться. Это скорее является поводом для серьезного беспокойства тем представителям науке, которые таких взглядов придерживаются. Представления об окружающем мире постепенно совершенствуются, наука возрастает в его познании и тем самым приближается к Истине . Различие между Священным Писанием и природой существует лишь в средствах выражения Божественного Откровения. Для ума, свободного от духовной слепоты, не нужны никакие доказательства существования Бога - он постоянно видит Его вокруг себя. "Создатель,- писал М.В. Ломоносов,- дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое величие, в другой - Свою волю. Первая - видимый сей мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность его, признавал Божественное всемогущество. Вторая книга - Священное Писание; в ней показано Создателево благоволение к нашему спасению... Обе обще удостоверяют нас не только о бытии Божием, но и о несказанных к нам Его благодеяниях. Грех всевать между ними плевелы и раздоры!" [1]. Таковые плевелы сегодня подпитываются ложной идеей всемогущества человека, принесенной научно-техническим прогрессом. Но многое из того, что питает эту иллюзию и считается научно обоснованным не является таковым при более внимательном рассмотрении. Отчасти это связано с тем, что сведения об основополагающих, фундаментальных исследованиях преподносятся в средствах массовой информации в слишком упрощенном виде, нередко выдавая промежуточный результат за окончательное решение проблемы. В основном лишь люди с поверхностными знаниями склонны в самообольщении "обожествлять" падший человеческий разум, ибо "только поверхностное знание природы может увести нас от Бога; напротив, более глубокое и основательное ведет нас назад к Нему" . "Если вы мыслите достаточно сильно, то вы неизбежно будете приведены наукой к вере в Бога, которая есть основание религии" . Не случайно поэтому молил Бога царь Соломон о даровании ему премудрости, пред которой "все золото - ничтожный песок, а серебро - грязь в сравнении с нею" (Прем. 7,7-9). Истинная премудрость связана не столько с отвлеченными знаниями, сколько с пониманием смысла человеческого существования, цели его "пришествия" в этот мир. Однако сосредоточиться на главном не дает колоссальный поток новой информации, развлекательной по своему характеру и псевдонаучной. Этот информационный шум мешает открыть для себя невидимый, духовный мир, который можно ощутить лишь в тишине, отрешившись от суеты мира сего. Таким образом, современное состояние человеческого общества в этом смысле нисколько не отличается от ветхозаветного, о характере которого сделал безрадостный вывод еще Екклесиаст: "Суета сует,- все суета!"" Но эта суетность бессмысленна, ибо "не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием. Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем" (Еккл.1;2,8,9). Священное Писание говорит нам, что доказательства существования Бога можно увидеть в природе вокруг нас, что через объективные знания о природе можно попытаться прийти к Истине. Если некоторые из ныне существующих доказательств Божественного творения Вселенной и ее обитателей, приведенных в работе, не покажутся достаточно убедительными, то это вовсе не означает, что Бога нет. Тому виной лишь несовершенство приводимых аргументов, поскольку знания об окружающей нас природе и по сей день не составляют полной, законченной картины. По мере же их накопления, контуры Божественного строения мира будут проступать все более отчетливо, "ибо все из Него, Им и к Нему" (Рим. 11,36). 2. Идеальность основ мироздания Существующие учебники по естествознанию исповедуют материалистическую мировоззренческую концепцию, согласно которой Вселенная и жизнь в ней образовались случайным образом. При таком подходе подразумевается, что законы, по которым живет и развивается мир, и масштаб физических сил в природе носят произвольный характер и могли бы быть иными. Что же касается живых организмов, то их появление и эволюция рассматриваются как естественные следствия процессов, подчиняющихся законам теории вероятности. Современные многочисленные научные открытия радикально изменили взгляды ученых на природу Вселенной. Сегодня с точки зрения самой науки, вышедшей из младенческого возраста, упрощенные материалистические представления прошлого века выглядят скорее печальными плодами научного недомыслия, чем достижениями человеческого разума. Уже в самом начале нынешнего века с созданием квантовой механики обнаружилось, что при описании "материального" мира приходится прибегать к идеальному понятию волновой функции. Само представление о материи, как о незыблемой тверди, подверглось решительному пересмотру. Появление электронных микроскопов позволило увидеть элементарную структуру твердых тел - кристаллическую решетку, состоящую из атомов. Последние расположены на существенно бёольших, по сравнению с их собственными размерами, расстояниях. Исследование же атомов показало, что они в свою очередь сами состоят практически из пустого пространства. Оказалось, что атомное ядро занимает всего лишь одну триллионную (10-12) часть всего атомного объема. Остальное пространство атома занято электронным облаком. Его носители, электроны, имеют ничтожные размеры - на пять порядков меньше атомного радиуса. Таким образом, материя скорее представляет собой крохотные островки субстанции в океане пустоты, нежели твердое вещество, воспринимаемое нашими органами чувств. Да и природа этих островков - элементарных частиц, к которым относятся и электроны, и нуклоны, образующие атомное ядро,- выходит за рамки обыденного здравого смысла. По современным представлениям их следует рассматривать в качестве эфемерных сгустков энергии, которые удивительным образом одновременно сочетают в себе корпускулярные и волновые свойства. Поведение элементарных частиц управляется квантовой физикой, ниспровергающей классическую картину, в которой они рассматривались в виде некоторых первичных материальных "строительных блоков", существующих сами по себе независимо от того, наблюдают их или нет. На самом деле с помощью простого соединения элементарных частиц невозможно образовать более крупные, реально существующие тела. Отдельные элементарные частицы не обладают статусом конкретной реальности, поскольку лишены четко определенных размеров, характеристик импульса и положения в пространстве при отсутствии наблюдения над ними. Так, в силу действия квантового принципа неопределенности, для электронов нельзя определить какую бы то ни было траекторию движения вокруг ядра. Итак, с точки зрения современной физики реальна лишь некоторая совокупность частиц, рассматриваемая как единое целое, куда включается и наблюдатель. Вселенная, таким образом, представляет собой энергетическую среду различных взаимоотношений, и ни одна ее часть не обладает полной независимостью от всего остального. Мир задуман и создан как единый гигантский пестрый ковер, каждая из "ворсинок" которого не существует отдельно от всего целого, но имеет смысл лишь будучи вплетенной в его ткань, в рамках всеобъемлющего единого бытия. Не располагая всем сразу, нельзя ничего иметь и в отдельности. Из существующих на сегодняшний день научных данных, хотя еще и очень далеких от полноты и совершенства, уже можно сделать однозначные выводы о далеко не случайном характере процессов во Вселенной и о том, что само ее рождение носит все признаки целенаправленного, разумного действия. Сегодня наука начинает подтверждать библейскую картину мира, подвергавшуюся еще совсем недавно столь беспощадному остракизму. Фундаментальная же физика, значительно опередившая все остальные области знания в познании окружающего мира, в некоторых своих аспектах уже непосредственно переходит в своего рода богословие. Ибо при внимательном изучении свойств видимого мира - от субатомных структур до всей Вселенной в целом, невозможно не почувствовать и не оценить должным образом всей глубины, невообразимого по своей сложности замысла Того, Кого и сами "чaдa ecмы". "По величию Его творения и действию Его промысла мы как в зеркале видим отражение Его беспредельной благости, премудрости и силы",- писал святой Максим Исповедник[3]. Поэтому не удивительно, что во все времена лучшие умы человечества, углубляясь в познание мира - "бездну богатства и премудрости и ведения Божия" (Рим.11,33), с благоговейным трепетом останавливались перед его изумительной гармонией и красотой, абсолютной разумностью и целесообразностью устроения. И "из красоты видимого", по слову святителя Василия Великого, уразумевали "превосходящего всех красотою; из величия сих чувственных и ограниченных тел" делали "наведение о Бесконечном, превысшем всякого величия, и по множеству Своея силы превосходящем всякое разумение"[4]. Ибо и сами "небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь" (Пс. 18,2). Сегодня ученым, работающим на переднем крае теоретической физики, становится совершенно очевидно, что мир построен по законам красоты - в основу мироздания положен эстетический принцип симметрии. Все же физические взаимодействия по своей сути есть проявление и даже средства для поддержания в природе присущего ей набора определенных скрытых симметрий . Их поиск может указать путь к выявлению новых фундаментальных принципов природы, что становится в наши дни главным средством, помогающим продвигаться к лучшему пониманию мира. Именно в этом направлении в настоящее время предпринимаются небезуспешные попытки построить всеобщую теорию, в которой все физические поля получат свою интерпретацию в терминах геометрических свойств некоторого многомерного суперпространства [5]. Математические формулировки физических законов обладают фантастической точностью и, вместе с тем, несут в себе утонченное изящество и строгую лаконичность. Ко всему тому, что создал Творец во Вселенной невозможно ничего ни добавить, ни отнять - все обладает абсолютным совершенством. Такая идеальность основ материального мира свидетельствует об удивительной гармонии всего плана мироздания. Тем большим диссонансом на этом фоне выглядит жизнедеятельность человечества, погрязшего в неразрешимых конфликтах. Причиной же столь явной дисгармонии послужило своевольное уклонение первых людей на путь, противоречащий Божественному замыслу. Но насколько реально самостоятельное существование творения без благословения и помощи своего Создателя? Ведь весь столь великолепно отлаженный природный организм Земли держится на постоянном Божественном Промысле о нем. Однако человечество упорствует в своем греховном невежестве, отказывая Творцу даже в существовании. Бог же, не желая насиловать свободную волю человека, не показывает явно Своего присутствия и всемогущества, но долготерпеливо и многомилостиво ожидает обращения человеческого рода: "Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему" (Откр. 3,20). Между тем власть Бога распространяется на все видимое и невидимое и, следовательно, на наш пространственно-временной мир. Причинно-следственные и временные связи, лежащие в основе существования Вселенной, не обязательны для ее Вседержителя: "у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день" (2Пет.3,8). Пред очами Творца, обладающего вечностью, одновременно и прошлое, и настоящее, и будущее. Ибо Создатель всего мира и Законоположитель всех его законов по Своему желанию распоряжается ими. "Бог идеже хощет, побеждается естества "чин"". Для людей же существует лишь одно направление вектора времени. Человек не властвует над прошлым, что-либо изменить или исправить возможно для него лишь сегодня и в том промежутке времени, который по Своему милосердию еще отпустит Господь. Смерть неумолимо обрывает земной путь человека и переводит его в мир иной, невидимый телесными очами, но такой же реальный, как и тот, который мы осязаем. Сегодня время и смерть царствуют на земле. Но так было не всегда. Причиной такому положению вещей послужило грехопадение первых людей.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar