Меню
Назад » »

Попразднство Преображения. Апостола Матфия (ок. 63)

Попразднство Преображения. Апостола Матфия (ок. 63).

Попразднство Преображения. Апостола Матфия (ок. 63). Собор Соловецких святых. Мч. Антония Александрийского. Прп. Псоя Египетского (IV). Мчч. Иулиана, Маркиана, Иоанна, Иакова, Алексия, Димитрия, Фотия, Петра, Леонтия, Марии патрикии и других (730). Прп. Макария, игумена Оредежского. Прмц. Маргариты (1918). Утр. – Ин., 67 зач., XXI, 15–25. Лит. – 1 Кор., 155 зач., XIV, 6–19. Мф., 81 зач., XX, 17–28. Ап.: Деян., 2 зач., I, 12–17, 21–26. Лк., 40 зач., IX, 1–6. Трапеза На трапезе разрешается вареная пища. Мясо, молоко, яйца, рыбу, елей и вино не едим. СВЯТОЙ АПОСТОЛ МАТФИЙ Дни памяти: Июнь 30 (12 ап.), Август 9 Святой апостол Матфий родился в Вифлееме, происходил из колена Иудина; с раннего детства он изучал Закон Божий по Священным Книгам под руководством святого Симеона Богоприимца. Когда Господь Иисус Христос явил Себя миру, святой Матфий уверовал в Него как в Мессию, неотступно следовал за Ним и был избран в число 70 учеников, которых Господь "посылал по два пред лицем Своим" (Лк. 10, 1). По Вознесении Спасителя апостол Матфий был избран по жребию в число 12 апостолов вместо отпадшего Иуды Искариотского (Деян. 1, 15-26). После Сошествия Святого Духа апостол Матфий проповедовал Евангелие в Иерусалиме и в Иудее вместе с прочими апостолами (Деян. 6, 2; 8, 14). Из Иерусалима с апостолами Петром и Андреем ходил в Антиохию Сирийскую, был в каппадокийском городе Тиане и в Синопе. Здесь апостола Матфия заключили в темницу, из которой он был чудесно освобожден апостолом Андреем Первозванным. После этого апостол Матфий путешествовал в Амасию, город на берегу Понта. Во время 3-го путешествия апостола Андрея святой Матфий был с ним в Едессе и Севастии. По церковному преданию, он был с проповедью в Эфиопии Понтийской (нынешняя Западная Грузия), Македонии, многократно подвергаясь смертельной опасности, но Господь сохранял его живым для дальнейшей проповеди Евангелия. Однажды язычники заставили апостола выпить отравленное питье. Апостол выпил его и не только сам остался невредимым, но исцелил и других узников, ослепших от этого питья. Когда святой Матфий вышел из темницы, язычники тщетно искали его, так как он сделался для них невидимым. В другой раз, когда язычники в ярости бросились, чтобы убить апостола, земля разверзлась и поглотила их. Апостол Матфий вернулся в Иудею и не переставал просвещать своих соотечественников светом учения Христова. Он творил великие чудеса Именем Господа Иисуса и обратил очень многих к вере во Христа. Иудейский первосвященник Анан, ненавидевший Христа, давший ранее повеление сбросить с высоты храма апостола Иакова, брата Господня, приказал взять апостола Матфия и представить на суд синедриона в Иерусалиме. Нечестивый Анан произнес речь, в которой кощунственно хулил Господа. В ответ апостол Матфий показал на пророчествах Ветхого Завета, что Иисус Христос - Истинный Бог, Мессия, обещанный Богом Израилю, Сын Божий, Единосущный и Совечный Богу Отцу. После этих слов апостол Матфий был осужден синедрионом на смерть и побит камнями. Когда святой Матфий был уже мертв, иудеи, скрывая преступление, отсекли ему голову как противнику кесаря. (По некоторым источникам, апостола Матфия распяли на кресте. Некоторые указывают, что он скончался в Колхиде). Смерть за Христа и венец мученика апостол Матфий воспринял около 63 года. СТРАДАНИЕ СВЯТОГО АПОСТОЛА МАТФИЯ (память 30 июня (12 апостолов) и 16 ноября по старому стилю) Святой Апостол Матфий, происходивший из колена Иудина, родился в Вифлееме; с раннего детства он начал изучать священные книги и Закон Божий в Иерусалиме под руководством святого Симеона Богоприимца. От него Святой Матфий был наставлен в добродетельной жизни: он проводил богоугодную жизнь, строго следуя по пути, начертанному в заповедях Божиих. Настало время, когда Господь, по прошествии тридцати лет со дня Своего рождения от Пречистой Девы Марии и по принятии Крещения от Иоанна, явил Себя миру: собрав учеников, Он проповедовал наступление Царствия Божия, совершая в то же время неисчислимые чудеса и знамения. Святой Матфий, внимая учению Христа и видя Его чудотворения, исполнился к Нему любовию: оставив мирские заботы, он вместе с другими учениками и народом последовал за Господом, наслаждаясь лицезрением воплотившегося Бога и неизреченною радостию Его учения. Господь, Которому открыты самые сокровенные движения человеческого сердца, видя рвение и чистоту душевную Святого Матфия, избрал его не только в число Своих учеников, но и для Апостольского служения. Сначала Святой Матфий принадлежал к числу семидесяти меньших Апостолов, о которых в Евангелии говорится: "Избрал Господь и других семьдесят (учеников), и послал их по два пред лицом Своим" (1), после же вольных страданий, воскресения и вознесения Господа нашего Иисуса Христа на небо Святой Матфий был причтен к сонму двенадцати Апостолов. По отпадении Иуды от лика двенадцати Апостолов последний - так как вместо Иуды никто не был избран,- утратил свою полноту, а с ним и право на именование двенадцати; поэтому верховный из Апостолов Святой Петр, став посреди собрания первых христиан, обратился к верующим со словом о том, что на место отпавшего и погибшего Иуды должны избрать кого-либо из тех, которые находились с Апостолами во все время, когда пребывал с ними Господь Иисус, чтобы избранный Им сонм двенадцати ближайших Апостолов был цел и неизменен. "И поставили двоих - Иосифа, нарицаемого Варсавою... и Матфия, и помолились, и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда... И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам (2)", как двенадцатый. Это избрание вскоре было утверждено Господом при ниспослании Духа Святого в виде огненных языков: ибо Дух Святой опочил как на прочих Святых Апостолах, так и на Святом Матфии, даруя ему равную благодать с учениками Господа. По сошествии Святого Духа Апостолы метали жребий, кому из них и в какую страну идти для проповеди Евангельской; Святому Матфию досталась по жребию Иудея, где он и трудился, обходя города и веси и благовествуя о явлении во Христе Иисусе спасения миру; впрочем, не только среди иудеев, но и среди язычников проповедовал он имя Христово. Предание говорит, что Святой Матфий обращался с благовестием Христовым и к жителям Эфиопии (3) и претерпел здесь множество различных мучений: его влачили по земле, подвергали побоям, привешивали к столбу, строгая бока железом и поджигая огнем; но укрепляемый Христом, Святой Матфий мужественно и с радостию переносил эти мучения. По некоторым же известиям, Святой Матфий проповедовал Евангелие и в Македонии (4), где нечестивые греки, желая испытать силу возвещаемого Святым Апостолом учения, схватили его и заставили выпить отраву, лишавшую человека зрения: кто выпивал ее, тот делался слепым. Но Святой Матфий, выпив во имя Христово отраву, не потерпел от нее никакого вреда и даже ослепленных этою отравой - их было более двухсот пятидесяти человек - исцелил, возлагая руки и призывая имя Христово. Диавол, не терпя такого поругания, явился язычникам в виде отрока, повелевая убить Матфия, так как он уничтожает почитание бесов; когда же они хотели схватить Святого Апостола, то принуждены были в течение трех дней безуспешно искать его: Святой Матфий, хотя и ходил среди них, был им невидим. Потом Святой Апостол явился к искавшим его язычникам и добровольно предал себя в руки их; они, связав его, заключили в темницу, где явились ему бесы, с яростью скрежетавшие на него зубами; но в следующую ночь ему в великом свете явился Господь; ободрив Святого Матфия и освободив от оков, Он открыл двери темницы и выпустил его на волю. Настал день, и апостол снова встал среди народа, еще с большею безбоязненностию проповедуя имя Христово; когда же некоторые, ожесточившиеся сердцем, не веруя его проповеди и придя в ярость, хотели убить его своими руками, внезапно разверзлась земля и поглотила их; оставшиеся же пришли в ужас, обратились ко Христу и крестились. Затем Апостол Христов снова возвратился в жребий свой –– в Иудею, и многих от сынов Израилевых он обратил к Господу Иисусу Христу, возвещая им Слово Божие и подтверждая его знамениями и чудесами: именем Христовым Святой Матфий возвращал слепым зрение, глухим слух, умирающим жизнь, восстановлял хромых, очищал прокаженных и изгонял бесов. Называя Моисея святым и побуждая соблюдать закон, данный ему Богом на скрижалях, Святой Матфий в то же время учил веровать во Христа, в знамениях и прообразах предвозвещенного самим Моисеем, предсказанного Пророками, посланного Богом Отцом на спасение миру и воплотившегося от Пречистой и Пренепорочной Девы. При этом все пророчества о Христе Святой Матфий истолковывал, как уже сбывшиеся, на пришедшем Мессии. В это время первосвященником иудейским был Анан, ненавидевший Христа и хуливший Его имя, гонитель христиан, повелевший сбросить с кровли церковной Святого Апостола и брата Божия Иакова и тем убивший его. И вот когда Святой Матфий, обходя Галилею, проповедовал Христа, Сына Божия, в здешних синагогах, ослепленные неверием и злобою иудеи, исполнившись сильной ярости, схватили Святого Апостола и привели в Иерусалим к помянутому первосвященнику Анану. Первосвященник, собрав синедрион и призвав на суд Святого Апостола, обратился к утратившему совесть сборищу с такими словами: - Вся вселенная и настоящее собрание знают, какую укоризну навлек на себя наш народ, и это не по нашей вине, но по развращению некоторых, от нас же вышедших, и по ненасытному корыстолюбию - скорее мучительству - римских правителей; не следовало бы и упоминать об этих вводителях новых ересей, прельстивших столько тысяч народа; вы сами знаете, сколько из них побито римскими воинами; так погибли обольстители и обольщенные, покрывая позором наше племя; таковы родоначальники ересей: Иуда Галилеянин и Февда Волхв; с их погибелью уничтожилась и самая память о них. Но среди всех подобных еретиков восстал ересиарх Иисус Назарянин: Он называл Себя Сыном Божиим и Богом и многих удивлял Своими волшебными знамениями и чудесами, привлекая к Себе сердца и проповедуя отменение закона; за что и принял суд по закону, который хулил. И что сказать? Разве мы не знаем, что закон был дан Моисею Самим Богом, что его соблюдали Патриархи и Пророки, которым Бог даровал силу совершать такие чудотворения, каких не мог Иисус: кто не знает Моисея, с Богом, как с человеком, беседовавшего? Кто не знает Илию, взятого в рай на огненной колеснице? Кто не слышал, что умерший, выброшенный на мертвые кости Елиссея ожил? И иные угодники Божии сколько совершили чудес, однако ни один из них не дерзнул на такое дело, как Иисус - присваивать себе честь Божию и устанавливать новый закон; Пророки, вдохновляемые Святым Духом, говорили исполненные смирения, а Он с гордостью говорил Свои собственные измышления и дошел до такого безумия, что первосвященников и князей подвергал укоризненным порицаниям, а книжников и фарисеев называл лицемерами; сделал ли что подобное кто-либо из пророков? И по гордости Своей Он обрел соответственный конец, приняв мзду по делам Своим. О, если бы память Его с Ним погибла и учения Его, с Ним умершего, никто не воскрешал! Особенно же печально, что храм Божий, Святой город и законы отцов находятся в рабстве у римлян, и нет ни сострадающего, ни соболезнующего, ни избавляющего; нас без вины влачат по судилищам, а мы терпим; нас обольщают, а мы даем молчаливое согласие; нас грабят, а мы не издаем и звука; и - что всего печальнее,- галилеяне предают нас в руки римлян, без стыда обвиняя нас и народ наш в убиении Иисуса, как неповинного. Лучше пусть погибнут эти немногочисленные галилеяне, чем это Святое место и весь народ наш подвергнется истреблению от римлян; из двух зол - если нет возможности избежать обоих,- следует избирать меньшее, более терпимое. И этот сейчас стоящий пред нами ученик Иисусов, достоин смерти; но пусть сначала сам в себе размыслит, мы не отнимаем времени для размышления, потому что не погибели, а исправления его желаем; и из двух пусть изберет одно: или следовать закону, данному Богом через Моисея, и тем сохранить жизнь, или именоваться христианином и умереть. В ответ на это святой Матфий, подняв руки, сказал: - Мужи и братья! Я не хочу говорить много о том обвинении, которое вы возлагаете на меня, для меня имя христианина не преступление, а слава. Ибо Сам Господь говорит чрез Пророка, что в последние дни "назовет рабов Своих новым именем" (5). Первосвященник Анан возраз ил: - Разве не преступление считать за ничто Святой закон, не почитать Бога и слушать пустые рассказы о волшебствах? - Если послушаете меня, - ответил Святой Матфий,- я объясню вам, что проповедуемое нами учение не басни и волшебство, но сама истина, уже давно засвидетельствованная законом. Когда первосвященник дал свое согласие, Святой Матфий открыл свои уста и начал истолковывать ветхозаветные прообразы и пророчества об Иисусе Христе, как Бог дал обетование праотцам Аврааму, Исааку и Иакову из семени их воздвигнуть такого Мужа, чрез Которого благословятся все земные племена, о чем и Давид говорит в словах псалма: "Благословятся в Нем (все племена земные), все народы ублажат Его" (6), как несгораемая купина прообразовала воплощение Христа от Пречистой Девы (7), о Которой предсказал Исаия: "Се Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил" (8), то есть "с нами Бог". Моисей тоже ясно предвозвестил о Христе, говоря: "Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой,- Его слушайте" (9). Он же предуказал вольные страдания Спасителя, вознеся на дерево змея, об чем говорил Исаия: "Как овца, веден был Он на заклание" (10) и: "и к злодеям причтен был" (11); Пророк Иона, вышедший невредимым из чрева китова, был прообразом трехдневного Воскресения Господня. Эти пространные изъяснения ветхозаветных книг, говорящих о Христе Иисусе, привели Анана в гнев, так что он не выдержал и сказал Святому Матфею: - Так ли ты осмеливаешься посягать на закон? Разве тебе не известны слова Писания: "Если восстанет среди тебя Пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет при том: "пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им"... И Пророка того или сновидца того должно предать смерти"? (12) Святой Матфий отвечал: - Тот, о Котором я говорю, не только Пророк, но и Господь пророков, Он - Бог, Сын Божий, о чем свидетельствуют истинные чудеса Его; поэтому-то я и верую в Него и надеюсь быть непоколебимым в исповедании Его пресвятого имени. - Если тебе дадут время для размышления, покаешься ли ты? - спросил первосвященник. - Да не будет, чтобы я отступил от истины, которую уже обрел,- отвечал Святой Апостол. Я всем сердцем моим верую и открыто исповедую, что отверженный вами и преданный на смерть Иисус Назарянин есть Сын Божий, единосущный и совечный Отцу, а я раб Его. Тогда первосвященник, затыкая уши и скрежеща зубами, закричал: - Хулит, хулит! Пусть выслушает закон! Тотчас была открыта книга закона и было прочтено то место, где написано: "Кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой, и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество, пусть не щадит его око ваше и тем изымете зло из дел Израиля" (13). По прочтении этого места первосвященник сказал Апостолу Христову: - Твои слова свидетельствуют против тебя; кровь твоя падет на голову твою. После этого первосвященник осудил Святого Матфия на побиение камнями; и Апостола повели на казнь. Когда пришли на место, называемое Вефласкила, то есть дом побитых камнями, Святой Матфий сказал к ведшим его иудеям: - Лицемеры, справедливо говорил о подобных вам Пророк Давид: "Толпою устремляются на душу праведника и осуждают кровь неповинную" (14); то же говорит и Пророк Иезекииль о такого рода людях, что они умерщвляют души, которые не должны умирать (15). После этих слов Апостола Христова два свидетеля - как требовал того закон,- положили свои руки на его голову и засвидетельствовали, что он хулил Бога, закон и Моисея; они же первые бросили камни в Святого Матфия, причем последний просил, чтобы эти первые два камня были погребены с ним, как свидетели его страданий за Христа. Потом и остальные начали бросать каменья, побивая Святого Апостола, и он, подняв руки свои, предал дух свой Господу. Беззаконные же иудеи к мучению присоединили еще издевательство: уже по смерти мученика они, из угоды римлянам, отсекли ему мечом по обычаю римскому голову, точно Апостол Христов был противник кесаря. Так, подвизаясь добрым подвигом, святой Апостол Матфий окончил свое течение. Верующие же, взяв тело Апостола, с честию предали его погребению, воссылая славословия Господу нашему Иисусу Христу, Ему же со Отцом и Святым Духом честь и слава ныне и присно и во веки веков. Аминь (16). СВЯТОМУ АПОСТОЛУ И ЕВАНГЕЛИСТУ МАТФЕЮ О, преславный апостоле Матфее, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услышь чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь. ТРОПАРЬ, ГЛАС 3 Усердно от мытницы к звавшему Владыце Христу, / явльшуся на земли человеком за благость, / Тому последовав, апостол избранный явился еси / и благовестник Евангелия вселенней велегласен. / Сего ради чтим честную память твою, Матфее Богоглаголиве, / моли милостиваго Бога / да грехов оставление подаст душам нашим. КОНДАК, ГЛАС 4 Мытарства иго отверг, правды игу притяглся еси и явился еси купец всеизряднейший, богатство принес, тоже с высоты премудрость. Светозарное яко солнце, во весь мир изшедшее, вещание твое просвещает языческую церковь благодатию, чудоносче Матфие Апостоле. Отонудуже проповедал еси Истины слово и унылых подвигл еси души, написав час судный. ИКОС Вражие мучительство нудит мя несытно и души моея все семя восхищает, Матфее, друже Христов. Но сам, семя молитв твоих дав, уплоди к твоему служению и покажи мя песнопевца твоего малейшаго и сказателя многих твоих и великих исправлений; и ко Христове любви како, вся абие оставив, последовал еси тепле Звавшему, первый быв благовестник в мире, написав час судный. Тропарь Апостоле святый Матфее, моли милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим. Величание Величаем тя, Апостоле Христов Матфее, и чтем болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благочестии Христове. Подготовил Александр Рожинцев Пресс-служба Единого Отечества СОБОР СОЛОВЕЦКИХ СВЯТЫХ Память 9 августа (по ст.ст.) Собор Соловецких святых празднуется на следующий день после памяти основателей монастыря – прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (8.08/21.08). Своим примером подвижнической жизни на суровом архипелаге они привлекли многих последователей, явив в дальнейшем целый сонм святых, в числе которых прпп. Елеазар и Иов Анзерские. Там приняли монашество и духовно возросли приснопамятные иерархи Русской Церкви: Патриархи Иосаф I и Никон; митрополиты Исидор Новгородский, Иларион Псковский, Игнатий Тобольский, Рафаил Астраханский, Иов Новгородский, Филипп Московский. Благодаря стараниям последнего, Соловецкий монастырь стал образцом и хозяйственного освоения русского Севера. При св. Филиппе обитель была окружена гранитными стенами, начаты разработки железной руды и поваренной соли, сооружены каналы, мельницы, кирпичный завод, парники для овощей, скотные дворы, кожевенное производство и многое другое, чему до сих пор удивляются приезжающие. Сам игумен Филипп, изобретший многие устройства, работал и как простой строитель.В советское время, с 1920 г. монастырь был ликвидирован и превращен в один из первых концлагерей, куда ссылали и духовенство, в том числе многих епископов (в 1926 г. их там было 29).Увы, многие святые, жившие в неведомых людям пещерах удаленного пустынного острова, так и остались не явленными миру. Кроме того, в суровое лагерное время было утрачено немало рукописей и дневниковых записей – свидетельств о соловецких старцах рубежа XIX-XX веков. В одной из книг митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) рассказывается о трудах владыки Мануила (Лемешевского), бывшего узником Соловецкого лагеря особого назначения. Со смирением и непоколебимой верой, находясь в вынужденном затворе, он занимался кропотливой научной работой, в том числе и по истории Соловецкой святости. Недавно в нескольких номерах альманаха "Духовный собеседник", издаваемого в Самаре, опубликовано одно из творений владыки Мануила – "Соловецкий цветник" – краткие жизнеописания подвижников, в основном начала XX столетия. Вот, к примеру, рассказ о монахе Тихоне, жившем в монастыре в это время. Осеняя людей архиерейским благословением, он говорил: "Я Тихон, Патриарх Московский и всея Руси". Когда, бывало, его закрывали в келье, чтобы не смущал людей, он не роптал, но смиренно из окна продолжал благословлять проходящих мимо архиерейским благословением. А ведь это было задолго до восстановления Патриаршества в нашей стране и избрания первым Патриархом Тихона, ныне прославленного в лике святых. Прозорливый простец провидел не только имя будущего Патриарха, но и те кротость и смирение, с какими Святейший, будучи под арестом, благословлял людей из окна своего затвора. Превращенный в лагерь особого назначения (первая партия заключенных прибыла на острова уже в 1920 году), Соловецкий монастырь явил миру сонм мучеников за веру. Синодик обители постоянно пополняется новыми именами. В Соловецком лагере находилось и много священнослужителей (по разным источникам, от 200 до 400), среди них восемь митрополитов, двадцать архиепископов, сорок семь епископов (для сравнения: еще совсем недавно такое число архиереев составляло весь епископат Русской Православной Церкви). Большинство иерархов погибли. "Собор Соловецких епископов" обладал высоким авторитетом, его послания становились известны по всей России. Этот епископат имел своего главу, носившего неофициальный почетный титул архиепископа Соловецкого. В разные времена так называли ныне прославленных в лике святых архиепископа Воронежского и Задонского Петра (Зверева) и архиепископа Верейского Илариона (Троицкого). Архиепископ Петр, в своей епархии мужественно выступавший против обновленцев, яркими проповедями собиравший тысячи прихожан, пройдя тюремные застенки, в конце 1920 года был сослан на Соловки. Он преставился 7 февраля 1929 года, на праздник Божией Матери "Утоли моя печали", на острове Анзер – на горе, которую нарекла "второй Голгофой" Пресвятая Богородица, явившаяся преподобному Иову Анзерскому в 1712 году. Недавно были обретены честные останки священномученика. Иконкой с изображением владыки Петра Святейший Патриарх Алексий II благословлял собравшихся на освящение Поклонного Креста в Москве. Отныне здесь, в начале Садовнической улицы, на подворье Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря к частице далекой земли прикоснутся и помянут своих сродников те, кто по разным причинам не сможет добраться до островов. У водруженного креста будут совершаться молебны новопрославленным святым, панихиды и литии о всех "на Соловецких островах пострадавших, иже имена их Ты, Господи, Сам веси", то есть и о тех, кто остался не известен людям, но ведом Богу. Известны также коллективные послания заключенных священносужителей в непростое для Церкви время оттуда по вопросам отношения Церкви к коммунистическому государству в ответ на так называемую Декларацию митрополита Сергия (Страгородского): «Церковь не может взять на себя перед государством... обязательства считать "все радости и успехи государства своими успехами, а все его неудачи своими неудачами"... Настоящей причиной борьбы... служит задача искоренения религии, которую ставит для себя настоящее правительство... Успехи государства в этом направлении Церковь не может признать своим успехом» (27.9.1927). Большевицкая пропаганда утверждала, что лагерь был задуман как "средство перевоспитания церковников". На практике Соловки были превращены в лагерь уничтожения непокорного духовенства. Расстрелы порою шли прямо в храмах. Сотни новых святых – мучеников за веру – явились на Соловках за эти годы, зримо явив миру Русскую Голгофу... СОЛОВЕЦКИЕ СВЯТЫЕ Прп. Зосима, игумен Соловецкий (+1478) Прп. Савватий (+1435) Прп. Герман (+1479) Прп. Иоанн Свещеносец (XV) Прп. Василий келейник (XV) Прп. Макарий рыболовец (XV) Прп. Онуфрий пустынник (XV) Прп. Герасим Отшельник (XV) Прп. Ианнуарий (XV) Прп. Стефан трудник (XV) Прп. Филипп пустынник (XV) Прп. Досифей затворник (XV - XVI) Прп. Елисей Сумский (XV - XVI) Прп. Иоанн Яренгский (+1561) Прп. Лонгин Яренгский (+1561) Прп. Вассиан Пертоминский(+1561) Прп. Иона Пертоминский (+1561) Свт. Филипп, митрополит Московский (+1569) Прп. Андрей пустынник (+1606) Прп. Антоний, игумен Соловецкий (+1613) Прп. Иаков Костромской, игумен Соловецкий (+1614) Прп. Никифор пустынник, новгородец (+1617) Прп. Мисаил иеромонах (XVII) Прп. Иринарх, игумен Соловецкий (+1628) Прп. Иов Ущельский (+1628) Прп. Диодор (Дамиан) Юрьегорский (+1633) Прп. Адриан пустынник (XVII) Прп. Нестор пустынник (XVII) Прп. Феодор алексинец (XVII) Прп. Ефрем черный, пустынник (XVII) Прп. Иосиф I (XVII) Прп. Алексий калужанин (XVII) Прп. Тихон москвитянин (XVII) Прп. Феодул рязанец (XVII) Прп. Трифон (XVII) Прп. Иосиф II, младой (XVII) Прп. Севастиан (XVII) Прп. Гурий, инок чудный (XVII) Прп. Кирик (Кириак), больничный старец (XVII) Прп. Савва пустынник (XVII) Блж. Феодорит Кольский, просветитель лопарей (+1571) Блж. Иоанн I (XVII) Блж. Иоанн II (XVII) Прп. Кассиан Муезерский (XVII) Прп. Авксентий Кашкаранский, инок Соловецкий (XVII) Прп. Аксий, инок Соловецкий (XVII) Прп. Тарасий, инок Соловецкий (XVII) Прп. Елеазар Анзерский (+1656) Свт. Маркелл, архиепископ Вологодский и Белоезерский (+1663) Прп. Иов Анзерский (в схиме Иисус) (+1720) ПРП. МАКАРИЙ, ИГУМЕН ОРЕДЕЖСКИЙ Ученик преп. Александра Свирского (30 авг.), Прп. Макарий недолго жил в Троицкой обители. Ища пустынножительства, он с благословения св. Александра, оставил Свирский монастырь и ушел подвизаться на р. Оредежу, близ Ладожского озера. Со временем к нему собралась братия. Они построили храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и основали монастырь. Основатель Успенской пустыни на реке Оредеже, в Олонецком уезде;Преставился прп. Макарий в 1532г. Святая Церковь празднует его память: 9/22 августа, на Собор Карельских святых и Собор Санкт-Петербургских и Ладожских святых. Расположенная на границе Новгородской и С.-Петербургской губерний, в 20 верстах севернее железнодорожной станции Любань, среди лесистых болот, прозванных Макарьевскими мхами, Успенская пустынь была основана в начале XVI в. учеником и последователем прп. Александра Свирского преподобным старцем Макарием,После разорения шведами обитель длительное время, чуть ли не до середины XIX в., находилась в запустении. С основанием Александро-Невского монастыря, она состояла в числе приписных, а в 1764 г. была упразднена и обращена в приход. Возрождение обители было связано с именем ижорского крестьянина А. Ф. Кононова, на средства которого в 1840 г. здесь была поставлена новая Успенская церковь, где покоились обретенные мощи преподобного Макария. МУЧЕНИКИ ИУЛИАН, МАРКИАН, ИОАНН, ИАКОВ, АЛЕКСИЙ, ДИМИТРИЙ, ФОТИЙ, ПЕТР, ЛЕОНТИЙ, МАРИЯ ПАТРИКИЯ, ПРОТОСПАФАРИЙ ГРИГОРИЙ И ПРОЧИЕ День памяти: Август 9 Мученики Иулиан, Маркиан, Иоанн, Иаков, Алексий, Димитрий, Фотий, Петр, Леонтий, Мария патрикия, протоспафарий Григорий и прочие пострадали за святые иконы в 730 году при императоре иконоборце Льве Исаврянине (717-741). Император низверг с патриаршего престола святого Патриарха Германа (715-730) и послал его в заточение, а на патриарший престол незаконно возвел иконоборца Анастасия (730-753). По императорскому указу все иконы должны были быть изъяты из храмов и домов и уничтожены. В Константинополе над так называемыми "медными" воротами со времен святого благоверного царя Константина Великого (324-337) была укреплена чудотворная икона Спасителя, сделанная из меди. Эту икону император и Патриарх Анастасий приказали снять. Воин приставил лестницу и влез наверх, чтобы снять икону. Собравшийся народ возмутился этим святотатством. Среди толпы находилась патрицианка (патрикия) Мария, женщина знатного рода; она, а вслед за ней и многие другие бросились к лестнице и потянули ее от стены, чтобы не дать воину дотронуться до иконы. Лестница обрушилась, стоявший на ней воин упал и разбился насмерть. Это было 19 января 730 г. В защите иконы приняли участие также протоспафарий (начальник воинов) Григорий и преподобномученица дева Феодосия (память 29 мая). Узнав об этом, император тут же предал смерти множество православных, имена и число которых знает только Господь. Мученическую смерть принял и протоспафарий Григорий. Но некоторые православные из знати - Иулиан, Маркиан, Иоанн, Иаков, Алексий, Димитрий, Леонтий, Фотий и Петр - были заключены в темницу и содержались там около 8 месяцев, каждый день принимая по 500 ударов; силою Христовою они в этих мучениях оставались живыми и мужественно переносили страдания. По приказу императора им сожгли лица раскаленным железом и отрубили головы. Святая Мария патрикия, которая не была заключена в тюрьму, узнав о предстоящей казни, добровольно приняла мученическую кончину. Тела мучеников были зарыты в пелагиевой местности близ храма святого мученика Феодора и обретены нетленными через 139 лет.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar