Меню
Назад » »

Помни о конце твоем, и вовек не согрешишь

"Помни о конце твоем, и вовек не согрешишь" (Сир. 7, 39) Если ты хочешь сделать душу свою жилищем, достойным Бога, то вспоминай непрестанно о том страшном дне, когда, собранные у подножия престола Христова, мы должны будем дать отчет обо всем, что сделали на земле, когда грехи наши объявлены будут перед целым миром и все наши действия, даже те, которые давно забыты нами, откроются, когда мы увидим реку огненную и червя неусыпающего, когда раскроются книги наших сердец и с высоты судилища прочтется история нашей жизни и объявятся все наши деяния, как тайные, так и явные, как те, которые совершены под покровом ночей, так и те, которые сделаны при свете солнца. Все, что сделано нами по неразумию, что даже забыто нами,- все откроется перед лицом Неба и земли! Там не только наши деяния, но слова и даже помышления составят предмет суда, и тяжкие наказания будут определены за грехи, которые мы считаем легкими. Размышляйте об этом прилежнее, вспоминайте чаще, имея перед очами своими неугасающий огонь и того Судию, который придет судить живых и мертвых, окруженный тысячами Ангелов. Представляйте себе, что вы уже слышите звук последней трубы и осуждение, поражающее грешников: вот одни из них, подобно плевелам, собраны в снопы и брошены в огонь, другие, связанные по рукам и ногам, ввержены во тьму кромешную, иные преданы червю неусыпающему, плачу и скрежету зубов. Кто осужден за жизнь рассеянную и всецело преданную миру, кто за обиды, причиненные ближним, кто за соблазн братий, кто за преступления, которые никому не были известны, кто за слова праздные, кто за иные преступления,- только все грешники восстанут "на вечное поругание и посрамление" (Дан. 12, 2) и навсегда лишены будут лицезрения Иисуса Христа, Который поразит их словами: "Истинно говорю вам: не знаю вас" (Мф. 25, 12). Если же все это будет так ужасно, то, христиане, каковы должны быть наши чувства! Сколько слезных потоков должны источить очи наши! Мы можем воскликнуть с пророком: "О, кто даст голове моей воду и глазам моим-источник слез! я плакал бы день и ночь" (Иер. 9, 1). Чтобы избежать этих угрожающих нам зол, придите, падем все вместе перед лицом нашего Бога, исповедаем перед Ним нашу нищету и будем умолять о бесконечном Его милосердии к нам. Бог дал нам почти все члены по два: два глаза, два уха, две ноги, две руки с тою, между прочим, целью, чтобы при болезни или потере одного члена другой оставался; но Он дал нам одну душу, и если мы ее погубим, то что останется у нас источником жизни? (113, 376). Будем постоянно говорить себе и другим: есть Воскресение, и Страшный Суд ожидает нас. Если кого-либо увидим тщеславящимся и превозносящимся настоящими благами, скажем ему то же самое и объявим, что все это останется здесь. Если увидим другого удрученным скорбями и унывающим, скажем и ему то же самое, ибо скорбям будет конец. Если увидим кого-либо преданным беспечности и лени, напомним ему, что нужно будет дать отчет в беспечности. Эта речь лучше всякого лекарства может излечить душу... Святитель Иоанн Златоуст (113, 714). Все, случающееся с каждым из нас в этом веке, скорбное или приятное, имеет конец, потому и проходит со временем. Но то, что будет после исхода из жизни,- бессмертно. Поэтому будем помнить о дне Суда, чтобы смысл наш был совершен о Господе (27, 233). Суд без милосердия и, огонь неугасимый ждут нас. Вспомни об этом, душа моя, позаботься избавиться от этого и возьми с собою добрые дела в дар Судии (28, 301). Кто может устоять перед строгим правосудием, которое не оставляет без внимания даже ни одного взгляда. Но приступите, выслушайте и ободритесь! Как ни строго истязание правосудия, но если человек покается, одна капля слез смывает перечень его грехов (28, 214). Горе тебе, бедная душа! Долго ли заниматься тебе преходящим? Вострепещи и ужаснись того огня, который разожгла ты для себя поленьями неправд своих (28, 323). Занимаешься ли работой или молишься, ходишь или сидишь, ешь или постишься, или лежишь, бодрствуя, на постели, или делаешь что- нибудь, не переставай размышлять о Суде. Рассуждай в сердце своем так: "Чем я оправдаюсь перед Судией? Есть ли другой подобный мне грешник? Как загладить мне грехи свои?" (27, 149). Страшен и ужасен день Суда Твоего, Господи, Спаситель наш, когда откроются греховные тайны. Трепещу, Господи, и объемлюсь ужасом, ибо грехи мои превзошли меру. Будь милостив ко мне по щедротам Твоим, о Благой и Благосердный! (28, 242). Беседуйте между собой всегда, и днем и ночью, о том, что потечет река огненная (Дан. 7, 10) и очистит землю от беззакония живущих на ней... Рассуждать об этом необходимо... ибо кто всегда помнит о смерти, тот не будет много грешить. Преподобный Ефрем Сирин (113, 714). ...Внимательно размышляйте о том, как вам предстать пред Господом в тот Страшный день Суда, когда будет определяться должное воздаяние каждому за дело, слово и помышление (34, 7). Перед нами два пути: путь жизни и путь смерти. Идущий по одному не идет по другому. Кто же идет то по тому, то по другому, тот не принадлежит окончательно ни к одному из двух путей... Когда же он скончается, суд над ним принадлежит Единому Богу, милость Которого неизреченна (82, 211). Удалившиеся из мира! рассмотрим себя, в каком мы находимся устроении. Господь Иисус многомилостив. Он подает упокоение каждому соответственно делам его: упокоение великое - за дела великие, малое - за дела малые. Одно Царство, но каждый обретет в нем свое место и свое дело. Преподобный авва Исаия (82, 214). Человек должен как бы непрестанно предстоять Суду Божию. Авва Агафон (82, 58). Покаемся, и отпустятся нам грехи, и избежим осуждения, и Суд Христов подаст нам не страх и трепет, но утешение и спасение вечное. Ибо Христос Господь будет судить не безгрешных, но согрешивших и непокаявшихся, а согрешивших и покаявшихся помилует и спасет. На то Он и в мир пришел, чтобы спасти согрешивших и покаявшихся,- чего себе и тебе желаю. Святитель Тихон Задонский (104, 2046).
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar