Меню
Назад » »

ПАСОМЫЕ / Повинуйтесь наставникам вашим

ПАСОМЫЕ "Повинуйтесь наставникам вашим" (Евр. 13, 17) Как овцы покоряются пастырю и идут туда, куда ведет пастырь, так и подвижники по Богу должны покоряться наставникам, не входя в исследование их приказаний, когда они чисты от греха, но исполняя приказанное со всяким усердием и тщанием (8, 377). Если больные настолько доверяют врачам, что считают их благодетелями, даже когда они режут или прижигают, или заставляют принять горькие лекарства, стыдно нам не иметь такого же расположения к врачам наших душ, когда они своим суровым обращением совершают наше спасение. Святитель Василий Великий (8, 167). Господь ниспосылает тебе Свои воздаяния, несоизмеримые с достоинствами или слабостью Своих служителей, но сообразно с твоим расположением (38, 704). Не будем досадовать, когда нас лечат, но лучше радоваться, хотя бы способ лечения причинял нам горькие скорби, потому что впоследствии он принесет самый сладостный плод (42, 96). (Любите пастырей)... как дети родителей... Пусть никто не противится, пусть никто не прекословит. Кто любит Христа, тот будет любить и священника, каков бы он ни был, потому что через него сподобился Причастия Страшных Таин. Святитель Иоанн Златоуст (45, 557). Ести хочешь получить истинного учителя, мужа святого и духовного, не рассчитывай, что можешь узнать его сам по себе, своим рассмотрением, потому что это невозможно. Но прежде всего другого... подвизайся в добрых делах, в милостынях, в посте, молитве, в непрестанном молении, чтобы Бог помог и содействовал тебе. Когда же с помощью Божией благодати ты сподобишься найти такого, прояви к нему крайнее внимание и всякое благое угождение, великое смирение и чистую и несомненную веру. Для чего? Для того, чтобы, к несчастью, не заслужить тебе иначе вместо воздаяния-казнь и муку. Преподобный Симеон Новый Богослов (60, 102). Если отцов по плоти... нужно почитать и любить, то насколько больше ты должен почитать и любить отцов, родивших тебя по духу? Тех, которые из бытия привели тебя в благобытие, сообщили тебе свет ведения, возродили баней пакибытия, вложили в тебя надежду Воскресения и бессмертия, вечного Царствия и наследия и сделали из недостойного-достойным вечных благ, из земного-небесным, из временного-вечным, сыном и учеником не человека, а Богочеловека Иисуса Христа, давшего тебе дух сыноположения, как Сам Он сказал: "и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник-Христос" (Мф. 23, 9-10). Всякую честь и любовь должен ты воздавать своим духовным отцам потому, что эта честь возносится ко Христу Господу и к Духу Святому, в котором ты принял усыновление (Рим. 8, 14), и к Отцу Небесному, "от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле" (Еф. 3, 15). Постарайся всю жизнь иметь духовного отца, и открывать ему всякий грех и всякий помысел, и получать от него отпущение и исцеление, ибо им дано вязать и разрешать души, и все, что они свяжут на земле, "будет связано на небе", и все, что они разрешат на земле, то "будет разрешено и на небе" (Мф. 18, 18). Эту благодать и власть они получили от Христа, потому повинуйся им и не противоречь им, чтобы не причинить гибели своей душе. Ибо если противоречащий плотским родителям в том, что не запрещено Законом Божиим, по Закону повинен смерти, то противоречащий духовным отцам не изгонит ли из себя Духа Божия и не погубит ли своей души? А поэтому советуйтесь с духовными отцами и слушайтесь их до конца, да спасутся души ваши и наследуют вечные и нетленные блага. Святитель Григорий Палама (70, 310). Не будь судьею дел духовного отца твоего, но исполнителем повелений его. Демоны, как им обычно, начнут тебе указывать на его недостатки, чтобы оглушить тебя для его уроков и сделать тебя или немощным и робким воином на брани, или расслабить тебя одними помыслами неверия и сделать ленивым во всякой добродетели. Святитель Феодор Едесский (68, 327). Пастырь подлежит многим искушениям, и на него особенно восстают диавол и его злые служители. Потому он нуждается в особой помощи Божией и подкреплении. И как всем людям, так и тебе нужно о нем молиться Богу, да поможет Он пастырю и укрепит его. Благополучие дома зависит от хорошего хозяина, и благополучие воинов-от доброго полководца, и благополучие плавающего корабля-от доброго кормчего. Молись же, чтобы пастырь был мудр и добр, и христианское общество будет благополучным (104, 1313). За то, что пастырь плохо живет и не делает того, чему учит, ты не будешь отвечать перед Богом. И потому что тебе до того, что он дурно живет? Он сам за себя даст ответ и будет наказан. Пастырь так же слаб, как и всякий человек, и потому не удивительно, что грешит, как человек. Поэтому нужно тебе о нем молиться, чтобы он исправился,-это будет на общую пользу. Если правильно учит и дурно живет, то ты смотри и делай то, чему учит, а жизни его не подражай. Так и Христос сказал о книжниках и фарисеях: "на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте" (Мф. 23, 2-3). Святитель Тихон Задонский (104, 1313- 1314). Святые отцы завещали избирать непрелестного наставника, непрелесть которого должна познаваться по согласию учения и жизни его со Священным Писанием и с учением духоносных отцов (108, 219). Руководство отеческими писаниями сделалось уже единственным руководством к спасению при конечном оскудении наставников. Кто подчинится этому руководству, того можно признать уже спасенным, кто же водится собственными разумениями или учением лжеучителей, того нужно признать погибшим. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (111, 512). ...Надо подчиниться руководителю-определенному Богом священнику. Руководитель в употреблении сил или развития нашей воли существенно необходим. Все средства педагогики ниже, малосильнее и ненадежнее этого. Вот почему так скоро становятся крепкими мужами те, кто благодушно проходит послушание. ...Пастырей, ревнующих об их спасении, должны принять как посланников Божиих, как Самого Бога, через них приближающегося; пастырей, являющих пастырские и общехристианские добродетели, избрать в образец своей жизни и стараться подражать им. Епископ Феофан Затворник. (Начертание христианского нравоучения. М., 1891, с. 401-406, 490-497). Пока плотское чувство преобладает в учениках, велик перед ними наставник, но когда явится в них духовное ощущение и возвеличится в них Христос, они видят в наставнике своем только благодетельное оружие Божие. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (111, 519).
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar