Меню
Назад » »

О ПРАВОСЛАВНОЙ ПАСХАЛИИ (2)

Определение Собора, бывшего 20 ноября 1583 года в Константинополе, подписанное патриархом Иеремием II, Александрийским патриархом Сильвестром, Иерусалимским патриархом Софронием и прочими Архиереями Собора, гласит: кто следует григоринской Пасхалии безбожных астрономов да будет анафема, - отлучить от Церкви и собрания верных. Астроном Предтеченский укказывает, что Пасхальные таблицы, т.е. наш Церковный календарь, составлены были самою ученою из древнейших Церквей - Александрийскою. Этот коллективный труд выполнен так, что до сих пор остается непревзойденным. Позднейшая Пасхалия Римская является по сравнению с Александрийскою до такой степени тяжеловесною, неуклюжею и грубою, что напоминает лубочную картину рядом с художественным изображением того же предмета. Вселенский патриарх Иеремия П смотрел на григорианский календарь как произведение папства; силы, враждебной Православному Востоку, как орудие папистической завоевательной политики в отношении к автокефальным греческим Церквам (проф. Соколов, Церковные Ведомости № 14, 1906 г.). В 1902 году на обращение Вселенской Патриархии по вопросу реформы календаря все Автокефальные Церкви Православные высказались за сохранение старого юлианского календаря (Церковные Ведомости № 13-14 за 1906 г.). Всероссийский Собор 1917-1918 гг. от 30 января 1918 года в своем 73 деянии предписал сохранять в церковном обиходе юлианский календарь. Григорианский календарь астрономически неточен. Также в 1923 году Российская Православная Церковь подтвердила свое решение хранить Церковную Пасхалию неизменной. Над новостиль-никами до сих пор тяготеют клятвы восточных Патриархов и Соборов 1583 и 1756 годов. Святейший Патриарх Тихон в своем Послании 4 (17) ноября 1921 года № 1575 пишет: "Божественная красота нашего истинно .назидательного в своем содержании благодатнодейственного церковного богослужения, как оно создано веками Апостольской верности, молитвенного горения, подвижнического труда и святоотеческой мудрости и запечатлено Церковью в чинопоследованиях, правилах и уставе, должна сохраниться в Св. Православной Церкви неприкосновенно как величайшее и священнейшее достояние". Празднование Пасхи по-католически, особенно прежде иудеев и вместе с ними - дело крайнего бесчиния и отход от Апостольской верности. Посему вопрос о Церковном календаре - вопрос веры и весьма важнейший. По соображениям научно-астрономическим, церковнокано-ническим и техническим проф. Лебедев обосновал преимущество юлианского календаря. Кафолическую истину мы должны определять теперь более не общецерковным сознанием, которого в настоящее время недостает нам, а общецерковным преданием, как было во времена монофелитов и иконоборчества, поэтому календарный вопрос - канонический вопрос, ибо мудрецы и лжебратии почитают себя превыше Апостолов и Св. Отцов Церкви, устами коих вещал Сам Господь. Церковь празднует Пасху не по указаниям григорианского или юлианского календарей, а по лунному библейскому календарю, по которому праздновал Пасху Ветхозаветный Израиль, следуя заповеди Божией. § 12. Установлен Пасхальный предел - момент, с которого начинается новый Пасхальный год, весенняя четверть с 21 марта Нисана первого лунного месяца (полнолуние которого исполняется после 21 текуфат Нисана) по 25 апреля. В пределах 22 марта и 25 апреля -всего 35 дней. В один из этих только 35 дней и может быть празднуема Пасха каждого года. Пасхальное полнолуние всегда после весеннего равноденствия. В первый Вселенский Собор равноденствие было 21 марта. По большей части как иудеи, так и христиане признавали одно и то же Пасхальным полнолунием. Во время I Вселенского Собора весеннее равноденствие было 21 марта, а в 1977 году было 5 марта старого стиля, юлианского. Но Церковь сохраняет 21 марта своим первым Пасхальным пределом, и вот почему не передвигает его ко времени действительного равноденствия. Хотя юлианский календарь расходится с астрономическим на 11 1/4 минуты и дает разницу 3 часа через 16 лет, на 12 часов через 64 года и на целые сутки через 128 лет с лишком. Но Церковь не признает полнолуния Пасхальными до 21 марта, потому что иудеи не признают за Пасхальные те полнолуния, которые приходятся в первой половине нашего месяца, а потому 14 число марта месяца служит ранним пределом для иудейской Пасхи. В тех случаях, когда мартовское полнолуние бывает прежде 14 марта, они отлагают свое празднование до апрельского полнолуния. А христианам воспрещено праздновать Пасху прежде иудеев, поэтому и мы не принимаем за Пасхальные полнолуния эти полнолуния. Таким образом, сохраняющаяся в Православной Церкви неизменность пределов дня Пасхи является совершенно согласною с духом постановления Собора. У иудеев ранний предел для 14 Нисана - полнолуния и календарный является числа 14 марта - юлианский или 27 марта - григорианский, а это значит, что в период между 22 марта по 27 марта стиля григорианского не может быть Пасхальных полнолуний и, следовательно, празднования Пасхи. Если перешли на новый стиль, то должны на этот же стиль перенести и пределы, а они теперь будут с учетом 13 дней: 22 марта плюс 13 минус 21 равно 4 апреля 25 апреля плюс 13 минус 30 равно 8 мая. Тогда ошибка устраняется, если не праздновать только Крестную Пасху вместе с иудеями, а всегда соблюдать еще и трехдневно - день Распятия, день субботы и день Воскресный. Если держать пределы 22 марта 4 апреля 25 апреля 8 мая, юлианский григорианский, то можно западным и восточным христианам день восстания из мертвых - праздник надежды всеобщего воскресения - праздновать в один и тот же день, скажем: 5 апреля - 18 апреля. Календарные разные числа фактически определяют один день так же, как 2 февраля и 15 февраля; 25 октября - 7-8 ноября. В первый день Господь пребывал в смерти от часа девятого, когда испустил дух - 3 часа (ибо час девятый по нынешнему времени три часа пополудни). Во второй день Господь весь день, т. е. 24 часа мертв был. В третий день чуть больше 6 часов, ибо воскрес чуть за полночь. Итого: в трекдневье тело Спасителя пребывало бездыханным в смерти чуть более 33 часов (3 плюс 24 плюс 6 равно 33). Четверток вечера период смерти 18**...21**...24**...3**...6**...9**...12**...15**...18** 3 Утро пятка Час девятый ныне пополудни равно 3 часа равно 15** Вечер пятка 18**.............................. 18** 24 Утро субботы II день Вечер субботы 18**....................24** - - 18** 6 Утро Воскресного единого дня недели III день Следующий день считается после 18 часов. § 13. Какая простота, какое благолепие и какое неоценимое сокровище и достояние имеется в вечном Пасхальном Православном индиктионе! Были Пасхальные каноны Ипполита, Ученика св. Иринея Лионского; Дионисия, епископа Александрийского; Анатолия, епископа Ласдикийского (с большей точностью; родом из Александрии), послужившего основанием Пасхального канона св. Кирилла Александрийского. Древние Церкви праздновали Пасху в первое Воскресение, которое следует за 14 Нисана, имея в виду распятие Господа 14 Нисана, в пятницу, пребывание в гробе - в субботу 15 Нисана и событие Воскресения Христова, совершившееся рано утром в первый день недели, и в Воскресение 16 Нисана. Себя на смерть предал на Голгофе в самую пятницу, когда иудеи праздновали Пасху. Эту крестную Пасху, заклание Христа, христиане малоазиатских Церквей до середины III века праздновали 14 Нисана вместе с иудеями, объединяя Ветхозаветную Пасху с Новозаветной вместо того, чтобы 16 Нисана, в день Господень, отмечать Пасху Воскресную. Иудеи празднуют заклание агнца, а христиане - заклание Христа. А где же воскресение? Ведь без Воскресения тщетна наша вера. Если Христос умер как человек и Его крестные страдания отмечаем как человека, а не празднуем после трехдневного Воскресения, то Христос не Бог, а лишь человек. И Евангелие говорит, что иудеи "во утрий день, иже есть по пятце" просили Пилата запечатать гроб, чтобы ученики не украли Тело Иисусово и возгласили людям, что восстал из мертвых... И дали воинам довольно денег, чтобы те сказали, что Воскресения нс было, но "ученицы Его нощию при-шедше украдоша Его, снящым... И промчеся слово сие во иудеях даже до сего дне" (Мф. 27, 62; 28, 15). Уже во II веке римский собор запретил праздновать Пасху по-иудейски и вместе с иудеями, ибо Апостольское правило гласит: чужд Церкви, отмечающий Пасху с иудеями. Итак, Пасха иудейская сохраняет лишь полнолуние, а христиане еще и Воскресение,- писал и говорил Папа Виктор. Здесь христианский Восток поддержал это решение Папы Виктора не праздновать Пасху по-иудейски в 14 день Луны, но только в великое и дарующее жизнь Воскресение. § 14. Дух Святой через богодухновенных Апостолов и Святых Отцов преподал правило благочестия для всех. Так, седьмое Апостольское правило говорит: "Аще кто, епископ или пресвитер, или диакон святый день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновати будет: да будет извержен от священного чина". I Правило Святого Поместного Собора Антиохийско-го говорит о том, что дерзающие нарушить определения Святого и Великого Собора, в Никее бывшего "о святом празднике Спасительныя Пасхи, да будут отлучены от общения и отвержены от Церкви. Если кто из предстоя-телей Церкви, епископ или пресвитер, или диакон дерзнет к развращению людей и к возмущению Церквей с иудеями совершати Пасху, такового Святый Собор осуждает быти ему чуждым Церкви, запрещает, в священно-служении и его вступившим в общение с ним". Было то, что в древних Церквах отмечали Крестную Пасху. § 15. Задача календаря - чтобы не было несуществующих дней. Папа Григорий XIII ввел в 1582 году свой календарь как влияние эпохи Возрождения, от которой духовная жизнь в Католической Церкви упала. Коперник был против реформы, а Собор 1583 года отверг новый календарь как орудие завоевательной политики папства. Введение григорианского календаря началось с того, что после 4-го октября (четверг) стали считать 15 (пятница), с 5-го по 14-го октября дни были выброшены. История и хронология затрудняет поэтому расчеты. Если 4 октября четверг, значит пятница была 5, 12, 19, а оказывается пятница стала по нововведению 15 числа. Если 4 было новолуние, значит, новолуние было 18 или 19, а оно стало 28 или 29; усложняются с григорианским календарем вычисления, поэтому историку, хронологу при вычислениях лучше всего забыть о григорианском календаре и делать вычисления по юлианскому, а потом прибавлять соответствующее число дней. Григорианский календарь является исторически вредным, оказывается астрономически ненужным. С 1900 года по 2100 год разность между календарями будет 13 дней. По григорианскому календарю трудно восстанавливать исторические факты, астрономические явления, сложно чередовать лунные и солнечные уравнения. Григорианскому стилю нельзя применять правило о праздновании Пасхи. А правила таковы: 1. Пасха празднуется непременно после еврейской, хотя бы на одиндень. 2. Пасха празднуется в первое воскресение после весеннего полнолуния. Но у евреев Пасха празднуется в весеннее полнолуние, если оно будет не ранее 14 марта по старому стилю (27 по н. ст.). Отсюда "следует, что евреи иногда могут справлять Пасху почти месяцем позже после григорианских христиан. Так было в 1891 году и 1894 г. и в течение столетия 1851-1950 представляется таких 15 случаев. В Римской Церкви правило Апостолов Вселенского Собора и Отцов упущены. Счет чисел с 1582 г. католики стали производить с разницей на 10 дней. Они 11 марта - день равноденствия, стали считать 21 марта, как и в 325 г: было, и постановили Пасху праздновать в первый воскресный день за полнолунием в самый день действительного равноденствия или после него. Уменьшили число високосных дней. Пасхальные границы стали считать 22 марта и 25 апреля по новому стилю. А к чему это привело? Известно, что иудеи не празднуют Пасху прежде 14 числа марта по старому стилю или 27 марта по новому стилю... Католики стали нарушать правило соборов и иногда праздновать Пасху прежде иудеев, как было в 1864 г., 1872 г., 1883 г., 1891 г. и вместе с иудеями, как в 1805 г., 1825 г., 1903 г., 1927 г., 1981 г. и это потому, что католики в новых своих Пасхальных границах допустили ошибки, хотя и Пасха у них после равноденствия в воскресный день. По таблицам католиков полнолуние иногда совпадает с субботой, а по вычислениям иудеев, у которых счет вернее, оно совпадает с воскресением, в которое на самом деле наступает полнолуние. Тогда христиане Запада и иудеи празднуют Пасху в один и тот же день. Но у православных такие случаи невозможны. Вот почему Православная Церковь не может принять григорианский стиль. Еще предлагают праздновать Пасху по-прежнему, но только исключить из нашего года 13 дней и считать числа по новому стилю. Тогда наш последний предел Пасхи 25 апреля будет 8 мая. Тогда в некоторые годы Пасха будет в начале мая, а Пятидесятница в конце июня, для поста Апостолов Петра и Павла не остается времени, и день Святых наступит после этого праздника. Так что пока весеннее равноденствие не дошло до последних чисел февраля и бывает в весеннем месяце марте, для юлианского календаря неважно уравнение с астрономическим годом, через неточный григорианский календарь. Когда Константинопольское совещание 1923 года предложило всей Церкви перейти на григорианский стиль, то Русская Церковь при патриархе Тихоне, подражая Константинопольской, в этом 1923 году также ввела новый стиль с тем, чтобы церковные и гражданские события отмечать по новой календарной системе, а перед этим 26 января 1918 года декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР был введен в России новый стиль и 1 февраля стало считаться 14 февраля. При рассмотрении оказалось, что такие события, как 25 марта - Благовещение, 25 мая - третье обретение главы Предтечи, 25 сентября - преставление преподобного Сергия, 25 октября - явление новой эпохи, 25 декабря - Рождество Христово приходится отмечать через время, которое не завершило свой годичный путь солнце по небесной эклиптике, т. е. не через астрономический год (365 дней 5 часов 48 минут 47,8 секунд), а через 352 дня. Тогда решили эти события отмечать 7-8 числа следующего месяца, отказаться от нововведений и сохранить юлианский календарь в Русской Православной Церкви. Лига наций раньше и ООН теперь разрабатывали и разрабатывают международный всемирный календарь, который бы удовлетворял традициям духовной и практической жизни народов, религиозный состав которых в 1972 году таков: христиан 985,4 млн. в том числе: римско-католическая религия 566,8 протестантская 294,7 православная 123,9 другие религии и неверующие 1087 хинду 472,4 мусульмане 471,3 конфуцианская религия 304,6 буддисты 301,4 синто 60,1 теоисты 51,3 иудейская религия 14,5 Итого: 3748 ("Мы и планета", М., 1980, с. 23-24) Печать сообщает еще, что с 1967 года в Америке официально функционирует Церковь сатаны, причем ее глава Антоний Лавей почему-то утверждает, что к 1986 году их конфессия может стать самой многочисленной в мире, ибо нравы людей, как он говорит, располагают к этому. Может ли григорианский календарь для всех этих народов с их психологией и традициями считаться превосходным? Как учесть точное время? В 1902 году на обращение Вселенской Патриархии по вопросу о реформе календаря все Автокефальные Церкви Православные высказались за сохранение старого юлианского календаря. В 1923 году Российская Православная Церковь подтвердила свое решение хранить церковную Пасхалию неизменной. Божественную истину мы должны определять общецерковным преданием. И эта истина в вопросе Пасхалии примиряет Человеческую действительность с Божественной правдой. ИСТИНА стояла перед народным судилищем у Пилата, открылась народная многоликая истина - она и религиозная, и психологическая, и абсолютная, и историческая, и субъективная, и относительная, и объективная, и практическая, и духовная. Евангелие нам открывает образы этих людей - носителей своих истин - это фарисеи - гордые, надменные люди, саддукеи - богатые жестокие люди, непризнающие ни Ангелов, ни Промышления Божия, ни Воскресения, иесеи - мистики, язычники, книжники. Перед нами встают образы в Евангелии - Иуды, Анны, Каиафы, Ирода, Пилата, простого народа, кричащего - "Осанна в Вышних" и "распни". Также по-своему оценивают истину и время и современные фарисеи, саддукеи, мистики и книжники - Доклетиан, любители олимпиад, Мухамед, Наполеон: но истина одна, и если силы души человеческой - разум стремится к истине, воля - к добру и чувствования - к чистоте и святости, то это говорит о том, что закон Бога дышит в духе человеческом. И Сам Бог тогда призовет эту душу к познанию Высочайшей Вечной Истины, которая открывается нам в Евангелии. § 18. Пасха для христиан - воскресение Христово из мертвых. Пасха наша - Христос и даровал нам Воскресение. Это день восьмой, как образ вечного дня незаходимо-го, сливается теперь с днем первым творения - единым -он, день Господень идет за субботой, называется Неделей. За Неделей - Воскресным днем идет после Недели - понедельник, и так неделя идет от недели творения. Теперь храним после полнолуния трехдневное Воскресение: Вечер четверга день I день пятка Вечер пятка день II день субботы Вечер субботы день III на воскресный день И к каждому из нас, как и к Симону Ионину, обращается Христос Спаситель: "Любишь ли ты меня?". Мы взываем: "Отче наш" и должны помнить, что Отечество Вечное наше на Небесах,- где Отец, там должны быть и дети. И соблюдение заповедей Божиих есть выражение любви,- а верующим и любящим Господь дарует познание Воскресения. Пасха - праздник весны и напоминает нам седмицу Творения и седмицу страдания Спасителя. А это было после весеннего равноденствия, после полнолуния и трехдневного воскресения. Якоже бо о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут (I Кор. 15, 21). Литература 1. Творение иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского (в русском переводе). Издание Санкт-Петербургской Духовной Академии. Санкт-Петербург, 1901 год. 2. Руководство для преподавания Пасхалии в Духовных Семинариях. Ильяшев, Харьков, 1871 г. 3. 73 Деяние Всероссийского Собора 1917-1918 гг. от 30 января 1918 года. 4. О Церковном Календаре. Георгиевский А. И. Доцент Московской Духовной Академии. Издание Московской Патриархии, Москва, 1948 г. 5. "Журнал Московской Патриархии", специальный номер, 1948 г. (Резолюция по вопросу "о церковном календаре", стр. 30). 6. О времени празднования Пасхи, Дмитрий Голубинский. Изд. 1892 г. 7. Библия или Книга Священного Писания Ветхого и Нового Завета, в русском переводе, с параллельными местами и указателем церковных чтений. Издание Московской Патриархии, Москва, 1956 г. 8. Следованная Псалтирь с месяцесловом и индиктионом. 9. Церковно-хронологический цикл (круг) времен и лет вечно-неисходимой и неизменяемой православной Пасхалии. Иеромонах Иоаким. Москва, 1880 г. 10. И.А.Климишин. "Календарь и хронология", Москва, "Наука", 1981 г. 11. Е-И.Каменцева "Хронология", Москва, 1967 г. 12. А.П.Пронщтейн. В.Я.Кияшко, "Хронология", Москва, 1981г. 13. В.В.Цыбульский "Календарь и хронология стран мира", Москва, "Просвещение" 1982г., стр. 127. 14. Контекст 1978 г. Академия наук. 15. Богословские труды.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar