Меню
Назад » »

О новоначальных иноках

О новоначальных иноках Преподобный авва Исаия говорил о новоначальных монахах, предавших себя в послушание духовным отцам: "Краска, которою первоначально выкрашена багряница, ничем не изглаживается с багряницы" (82, 151). Это значит: первоначальное направление, которое получит инок при вступлении в монастырь, остается в нем, в большей или меньшей степени, на всю жизнь. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (82, 151). Новоначальные монахи, предавшие себя в послушание отцам, подобны мягким ветвям, легко сгибающимся в обруч (82, 152). Ничто так не полезно новоначальным, как уничижение; что ежедневное поливание для посаженного дерева, то для новоначального уничижение. Преподобный авва Исаия (82, 151-152). Уничижение в разных видах употреблялось при вступлении монахов, когда старцы изобиловали благодатными дарами... Духовное лечение это, сохраняя само по себе все достоинство свое, нуждается в наше время в особенном благоразумии при употреблении его.... Жестокое уничижение в наше время может сокрушить новоначального, расстроить его навсегда. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (82, 89). Авва Даниил Скитский говорил: "Я жил и в общежитии, и в отшельничестве; испытав ту и другую жизнь, нахожу, что в общежитиях преуспевают скорее и больше, если проводят жительство правильное". Авва Даниил (82, 89). В общежитиях Пахомия Великого каждого вновь вступившего в монастырь, во-первых, занимали телесными трудами под руководством старца в течение трех лет. Телесными трудами, частыми o наставлениями старца, ежедневной исповедью внешней и внутрен-ней деятельности, отсечением воли могущественно и быстро обуздывались страсти, очищались ум и сердце (108, 227). Опытные в монашеской жизни иноки... гораздо более опасаются прелести ... чем новоначальные, особенно те из новоначальных, которые объяты разгорячением к подвигу (108, 236). Новоначальные иноки нуждаются в продолжительном времени для обучения молитве... Нужны время и постепенность в подвиге, чтобы подвижник созрел для молитвы во всех отношениях (108, 261). Для новоначального искания сердечного места, то есть желание безвременно и преждевременно открыть в себе явственное действие благодати, есть начинание самое ошибочное... гордостное, безумное (108, 271-272). Новоначальные должны держаться при упражнении молитвой одного благоговейного внимания, одного заключения ума в слова молитвы, произнося слова очень неспешно, чтобы ум успевал заключаться в них, и дыша тихо, но свободно (108, 272). Жизнь в монастыре, особенно в общежительном, способствует успешному и прочному обучению молитве новоначального, если только он живет правильно. Живущему правильно в общежитии непрестанно представляются случаи к послушанию и смирению, а эти добродетели приготовляют и настраивают душу к истинной молитве (108, 275). Для новоначального святые отцы предлагают частые, но непродолжительные молитвы. Когда ум возрастет духовным возрастом, окрепнет и возмужает, тогда он будет в состоянии непрестанно молиться (108, 299). Монаху предстоит борьба с естеством; наилучший возраст для вступления в эту борьбу-юношеский. Он еще не окован навыками, в нем произволение имеет много свободы (108, 481). Для новоначальных полезнее краткие и частые моления, чем продолжительные, удаленные одно от другого значительным временем (109, 167). Для неопытных и новоначальных единственное средство к избежанию обмана, повреждения и гибели заключается в реши-тельном отречении от всякого видения по совершенной неспособ-ности к правильному суждению о нем (110, 50). Юным инокам... опытные наставники монашества воспрещали усиленный подвиг поста, бдения, затвора, при которых... духи скоро начинают являться чувственно и удобно могут обмануть подвижника к его повреждению и гибели (110, 53). Пост для новоначального должен быть умеренным (112, 17). Новоначальный никак не может вынести одного душевного делания (112, 43-44). Главнейшим келейным занятием новоначального инока должно быть чтение и изучение Евангелия и всего Нового Завета (119, 50). Новоначальный инок никак не может применить книги к своему положению, но непременно увлекается направлением книги (112, 53). На новоначальных очень полезно действует чтение акафистов Иисусу Сладчайшему и Божией Матери (112, 106). Непрестанная молитва не может быть достоянием новоначального инока, но, чтобы сделаться способным в свое время к непрестанной молитве, он должен приучиться к частой молитве (112, 112). Неведение новоначального и преобладание в нем страстей не дают ему возможности понимать Писание, как должно, и держаться с должной твердостью (112, 139). Против усиленного и учащенного нападения греховных помыслов и ощущений, называемого... бранью, нет лучшего оружия для новоначального, чем исповедь (112, 149). Новоначальный инок должен сперва заняться изучением Нового Завета. Духовное понимание Ветхого Завета придет в свое время: это достояние преуспевших (112, 266). Новоначальный инок должен заниматься возложенным на него послушанием со всею тщательностью ради Бога и своего спасения, не любоваться успешным исполнением послушания... не развивать в себе тщеславие и гордость... (112, 328). Все отцы согласны в том, что новоначальный инок должен отвергать греховные помыслы и мечтания в самом начале их, не входя ни в прение, ни в беседу с ними (112, 338). Наставления духоносного старца постоянно ведут новоначального инока по пути Евангельских заповедей... (112, 339). Сластолюбие и сладострастие первоначально выступают на брань против воина Христова, вновь вписавшегося в иноческий полк (112, 443). Распятие и пролитие крови совершаются новоначальным иноком при помощи церковных Таинств... тщательной исповеди всех греховных проявлений... церковных и келейных молитвословий... и прочих благочестивых трудов... Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112, 444).
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar