- 337 Просмотров
- Обсудить
О келейном уединении и молитве Брат пришел в скит к отцу Моисею и просил у него назидания. Старец сказал ему: "Пойди, пребывай в келлии, и келлия научит тебя всему". Епископ Игнатий (Брянчанинов) (82, 313). Как рыбы, замедляя на суше, умирают, так и монахи, пребывая вне келлии с мирскими людьми, утрачивают способность к безмолвной жизни. Как рыбы стремятся в море, так и нам должно стремиться в свои келлии, чтобы не забыть о внутреннем делании. Преподобный Антоний Великий (82, 24). Жизнь души монаха-непрестанная память о Боге и любовь к Богу. Это, по преимуществу, нужно называть жизнью души и духа. По этой причине, если монах будет подолгу оставаться в городах, он умирает, убиваемый зрением соблазнов и пребыванием среди них. Он лишается духовной жизни, удаляясь от Бога и забывая Его, изгоняя из сердца своего любовь ко Христу, приобретенную многими трудами в келейном безмолвии. В нем ослабевает ревность к удручению себя подвигами, он предается лености и увлекается вожделениями. Возмущается чистота его сердца от действия на него страстных впечатлений, входящих через чувства,-через зрение, слух, разговоры, осязание, вкус, обоняние. Этими впечатлениями он усиленно влечется к любодеянию и другим порокам, которые для монаха-смерть и гибель. Итак, справедливо сказал блаженный Антоний: как рыбы, вынутые из воды, умирают, так умирает и монах, оставивший свою келлию и живущий в городе. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (82, ? 45). Сын мой! Келлию твою обрати в темницу для себя, потому что совершилось все, относящееся к тебе, как вне, так и -внутри тебя. Предстоит, предстоит разлучение, твое с этим миром (82, 24). Нищета-не что иное, как воздержание и довольство своим положением. Странничество и пустынножительство заключаются в удалении от молвы. Странствовать ради благочестия-значит пребывать в келлии. Преподобный Антоний Великий (82, 26). Братия! Безмолвствуйте каждый в келлии своей со страхом Божиим, трудитесь в рукоделии вашем и не нерадите о поучении и о частой молитве... Непрестанно исследуйте, в чем претыкаетесь, и старайтесь исправиться, моля Бога с болезнованием сердца, со слезами, в умерщвлении плоти, чтобы Он простил Вам сделанные грехи... (82, 162). Отшельничество состоит в бегстве от тела и в постоянном памятовании смерти. Преподобный авва Исаия (82, 147). Человек, познавший сладость келлии, избегает ближнего, хотя любит и почитает его. Преподобный Феодор Фермейский (82, 366). Насколько человек удаляется от общения с людьми, настолько удостаивается свободного доступа к Богу в уме своем. Преподобный Исаак Сирин (82, 252). Келлия инока подобна печи Вавилонской, в которой три отрока обрели хлад духовный, или подобна столпу облачному, из которого Моисей говорил с Богом. Изречения безымянных старцев (82, 388). Истинному монаху подобает непрестанно молиться и петь в своем сердце. Святитель Епифаний Кипрский (82, 108). Живя в келлии, поступай так. Встав от сна, благодари Бога и молись. Придя из церкви, прочитай что-нибудь на пользу своей души; потом принимайся за рукоделие и работай. Поработав, встань и помолись; помолившись, опять почитай что-нибудь. И так все попеременно делай: то молись, то читай, то занимайся рукоделием. Но в рукоделии и чтении возводи ум твой ко Христу и молись Ему, да помилует тебя и поможет тебе. Когда все попеременно будешь делать, то ко всему-к чтению, молитве большая охота и усердие будет, ибо от перемены работы появляется охота и усердие. Так люди с места на место переходят и прогуливаются; так и разнообразная пища приятней бывает людям, чем одна и та же. Переменяй и ты свое дело, чтобы охотней к нему приступать (104, 1144). Знай только церковь и свою келлию, и в другие келлии не ходи без крайней нужды, да не впадешь в грех празднословия, клеветы и осуждения. Нет ничего лучше, чем держаться своей келлии. В келлии ни примешь, ни подашь соблазна; она всему тебя научит, когда со страхом Божиим в ней будешь жить. В уединении и тишине, а не в народе и молве родятся добрые и небесные мысли. Помни, что ты монах; будь же не только одеянием, но и на деле монахом, то есть уединенным. Греческое слово "монах" и означает "уединенный" (104, 1145). Берегись ездить в гости, чтобы не рассеять между людьми то, что соберешь в уединении. Редко бывает, что человек тем же возвращается в келлию, каким вышел из келлии на люди. Пустыня и уединение собирают добро, но соблазны мира расточают. Нигде человек лучше не кается, как в уединении. Тут всю прошедшую жизнь человек собирает в памяти и, видя ее, ко Христу воздыхает и просит у Него милости. Ничем так не грешит человек, как языком, а в уединении избегает этого греха. Глаза и уши наши, как двери, через которые доходят до сердца соблазны и ударяют в него; уединение этого избегает и соблазна не принимает. Святитель Тихон Задонский (104, 1145). Свят, велик, душеспасителен подвиг молитвы. Он-главный и первый между иноческими подвигами (108, 154). Возлюбив подвиг молитвы, возлюби уединение в келлии. Затворяй двери ее для себя и других... "Пребывай в келлии твоей,-сказали святые отцы,-и она научит тебя всему", то есть монашескому жительству, которое все сосредоточивается в молитве (108, 156). Святые отцы совмещают все делание инока, всю жизнь его, в плач. Что значит плач инока? Это-его молитва (108, 164). Если человек не умертвит всех плотских вожделений и не стяжет... плача, то не может быть монахом. Все житие монаха- плач (108, 191-192). Святые отцы повелевают пребывать в том делании, в котором приходят слезы, потому что слезы-плод, а цель монашеской жизни-достижение плода тем средством, которым угодно Богу доставить плод (108, 203). Одна внешняя молитва недостаточна. Бог внимает уму, а потому те монахи, которые не соединяют внешней молитвы с внутренней,-не монахи (108, 205-206). Не без основания относят к состоянию самообольщения и прелести душевное настроение тех иноков, которые, отвергнув упражнение Иисусовой молитвой и вообще умное делание, удовлетворяются одним внешним молением (108, 257). Все духовные цветы и плоды возросли в тех душах, которые в удалении от знакомства вне и внутри монастыря возделали себя чтением Писания и святых отцов, при вере и молитве, одушевленной смиренным, но могущественным покаянием. Где не было этого возделывания, там-бесплодие (108, 564). Существенное делание монаха-молитва, как то делание, которое соединяет человека с Богом. Все прочие делания служат или приготовительными, или способствующими средствами для молитвы (109, 148). Затвори двери келлии твоей от людей, приходящих для пустословия, для похищения у тебя молитвы; затвори двери ума от посторонних помышлений... Затвори двери сердца от ощущений греховных... и помолись (109, 171). Положим в основание молитвенного подвига, главного и существеннейшего между монашескими подвигами... внимательную устную и гласную молитву, за которую милосердный Господь дарует в свое время постоянному, терпеливому, смиренному подвижнику молитву умную, сердечную, благодатную (109, 188). В монастыре знай церковь, трапезную и свою келлию; в келлии же к другим братьям ходи только по уважительной причине (109, 206). Живя в монастыре, выходи из монастыря как можно реже; при отлучках как можно скорее возвращайся в монастырь (109, 206). По раздаянии имения нищим и по расторжении связи с миром первым делом для подвижника Христова должно быть удаление из среды соблазнов в уединенную иноческую обитель (109, 350). В келлии должно иметь только самые нужные принадлежности, по возможности простые: к излишним и красивым вещам немедленно является пристрастие в сердце, а ум по поводу их получает склонность к мечтательности и рассеянности (109, 351). В келлии должно заниматься... таким рукоделием, которое не возбуждало бы пристрастия (112, 18). Тот примет предосторожности против фарисейства, кто при вступлении в монастырь немедленно позаботится о правильном душевном делании. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112, 31). Однажды шел с аввою Даниилом ученик его, авва Аммон, и сказал старцу: "Отец! когда мы перестанем скитаться и будем постоянно пребывать в келлии?". Авва Даниил отвечал ему: "А кто может отнять у нас келлию? когда мы в келлии, тогда с нами Бог, и когда мы вне келлии. Бог тоже с нами (82, 98). Некий брат, тревожимый помыслами, понуждавшими его выйти из монастыря, открыл это своему авве. Авва сказал ему: "Пойди, безмолвствуй и отдай тело твое в залог стенам келлии с условием, что ты не выйдешь из нее. А на помышления не обращай никакого внимания: пусть они беспокоят тебя, сколько хотят, только не выходи из келлии твоей". Отечник (82, 493).
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.