Меню
Назад » »

О церквах и религиях (9)

Буддизм - основатель этой религии - Сиддарта-Гаутама, живший в Индии (Непал) в VII в. до Рождества Христова и названный Будда, что значит "просветленный." После своего возникновения буддизм распро-странился по многим странам Востока. Буддизм не признает Творца, но верит в вечность материи, в круговое движение и смену явлений. Буд-дизм учит, что мир, страдания и наслаждения - это видимость, кажу-щееся бытие. Отрешением от воли - от эгоизма и всех его следствий - человек погружается в нирвану, то есть состояние полного душевно-го спокойствия, отсутствия желаний, мыслей, словом - в психическое небытие. По учению Будды, жизнь - это зло. Человек должен стре-миться к нирване (небытию). Блаженство достигается самоотрицанием воли, аскетизмом, отрешением от злобы и дурных побуждений, любо-вью ко всем и готовностью пожертвовать собой для других. Высокая мораль с вытекающим из нее социальным учением способствовала рас-пространению буддизма. Буддизм, кроме того, учит, что полной смерти нет, но после смерти души людей переселяются из человека в человека и даже в животных. Буддистская доктрина о переселении души идет в разрез с христианством (согласно православному вероучению, душа вместе с телом составляет единую человеческую природу. В момент смерти душа временно отделяется от своего тела, чтобы в момент вос-кресения снова соединиться с ним на вечность). Вот несколько правил буддизма: не уничтожать жизнь, не обманывать, не красть, не эксплуа-тировать и не пить опьяняющие напитки. Жертвовать всем для блага людей. Быть спокойным и добрым, жить скромно, не увлекаться рос-кошью, ни на кого не сердиться, никого не обижать, стараться всюду создавать мир, препятствовать войнам и всему, что уничтожает жизнь. Учение буддизма неодинаково во всех странах, в каждой стране оно имеет свои специфические особенности. Отрицая бытие личного Бога, буддизм в сущности является своеобразным атеизмом. Со временем буддизм расщепился на две основные ветви: либе-ральную (Махаяна - большая колесница, или широкий путь спасения) и консервативную (Теравада - путь старца и немногих). Эти ветви на-столько отличаются друг от друга, что их можно рассматривать как разные религии. Общее количество буддистов достигает 300 млн. Махаянская ветвь распространилась на севере: в Китае, Японии, Корее, Тибете, Индонезии и Вьетнаме. В ней подчеркивается культовая сторона буддизма: возжжения фимиама, магические процедуры и ок-культные ритуалы; статуям Будды воздаются божеские почести и по-читается множество божеств. Тибетская форма махаянского буддизма - самая оккультная из всех. Здесь существует правящий класс "свя-щенников," лам, которые изучают и толкуют философскую сторону буддизма. Поощряется вдумчивый образ жизни, спокойные темпы, умиротворение. Человек призывается войти в гармонию с природой. Теравадская ветвь распространилась на юге - в Цейлоне, Бирме, Камбодже и Таиланде. В основе ее учения лежат писания Типитака, ко-торые призывают к монашескому образу жизни: буддизму надо посвя-тить свою жизнь целиком. Нирвана - цель существования. Главная добродетель - мудрость. Теравадская школа избегает ритуалов и по-ощряет медитацию. Понятие Бога, как реального лица, полностью от-сутствует. Дзен-буддизм, (дзен) - является японской версией буддизма. В дзене логический анализ - это табу. Научить другого чему-то считает-ся невозможным, равно как и научиться от кого-нибудь. Каждый дол-жен сам избавиться от предрассудков и от чужих мнений. Дзен отвер-гает все учения и религии; чудеса и сверхъестественные явления объ-являет миражем и иллюзией. Он учит, что реальность не имеет объек-тивного содержания, существует лишь субъективное восприятие. "Ис-тины" постигаются непосредственно, интуитивным путем, когда по-знаваемое и познающий сливаются в одно. Доктрина дзена хаотична, она ничего не утверждает и ничего не отрицает. Она только указывает "путь." Подобно индуизму, дзен учит, что Бог и человек - это одно. Поэтому всякий объект почитания исключается, равно как и священ-ные писания, обряды и ритуалы. Не признает он ни праведности, ни греха, потому что считает их плодом субъективного восприятия. Уче-ние дзена особенно импонирует тем людям, которые испытывают от-вращение к догматам и авторитетам. Ламаизм - одно из основных направлений буддизма. Сложился в VII-XIV вв. в Тибете на основе махаяны и тантризма, воспринявших элементы другой религии тибетцев бон-по (разновидность шаманст-ва). Является до настоящего времени основной религией тибетцев, раз-деляясь на ряд сект и школ. С конца XVI в. ламаизм распространился среди монголов, а с XVII в. проник на территорию России, где нашел последователей среди бурят, тувинцев и калмыков. В ламаизме, при-знающем все основные догматы буддизма, особая роль в спасении приписывается ламам, без помощи которых рядовой верующий не мо-жет якобы не только достигнуть нирваны, но даже сносно прожить в данном перерождении. Каноническую основу ламаизма составляют сборники св. текстов - Ганджур (108 томов) и Данджур (225 томов). Для ламаизма характерны пышные богослужения и театрализованные мистерии, проводимые в дацанах (монастырских учебных заведениях), множество бытовых обрядов, магических приемов и заклинаний, на-правленных против гнева богов и козней злых духов. Главной доброде-телью ламаизм считает беспрекословное повиновение ламам и свет-ским властям (бурятские ламы объявляли русских царей земным во-площением - аватарой - богини Цаган-Дараэхэ). Десятью "черными грехами" ламаизм называет убийство, кражу, "неправильное совокуп-ление," ложь, клевету, злословие, пустословие, жадность, злобу, "лож-ные воззрения." Добродетель - воздержание от грехов, дающее "луч-шее перерождение." Грешника ждут страшные мучения в многочис-ленных горячих и холодных адах. Веданта - наиболее распространенное индийское религиозно-философское течение; к Веданте в широком смысле относятся собст-венно Веданта, пурва-миманса, некоторые учения вишнуизма и шива-изма, а также неоиндуизма. Собственно Веданта - одна из шести ор-тодоксальных (признающих авторитет вед) систем. Согласно учению Веданты, высшая реальность и причина всего существующего - веч-ный несотворенный Брахман. Целью бытия Веданта считает "освобож-дение," достижение изначального тождества индивидуального духов-ного начала (атмана) и Брахмана. Ведизм (Ведическая религия) - религиозные верования и обрядность значительной части населения Индии в первом тысячелетии до н. э., получившие письменное закрепление в 4-х сборниках (самхитах) древ-них гимнов, молитв, жертвенных формул и заклинаний - Ведах: Риг-веде, Яджурведе, Самаведе и Атхарваведе. Боги раннего ведизма явля-лись антропоморфным олицетворением сил и явлений природы: Агни - бог огня, Индра - атмосферы, дождя и грозы, Сурья - солнца, Ва-руна (Дьяус) - неба, Сома - луны и опьяняющего напитка, Вритра - засухи и т.д. Позже боги стали наделяться социальными функциями: военными, юридическими, управления и пр. Основу культа составляли жертвоприношения. Непосредственным дальнейшим развитием ведиз-ма стал брахманизм. Даосизм - философское течение в Китае в IV-III вв. до н. э., на основе которого во II в. возникла религия, получившая то же название. Прин-ципы философии даосизма изложены в книге "Дао дэ цзин," авторство которой приписывается Лао-Цзы. Главное понятие в ней, "дао," объяв-ляется сущностью и первопричиной мира, источником его многообра-зия, "матерью всех вещей." Это некий естественный "путь," по которо-му должен следовать окружающий мир и все люди. Верховных бо-жеств три - Шан ди (Яшмовый владыка), Лао-Цзы и творец мира Пань-Гу. Религиозная организация строится по иерархическому прин-ципу. Важную роль в ней играют жрецы и монахи. В нач. V в. оформ-ляется вероучение и ритуал даосизма, он становится гос-венной рели-гией. Однако в его недрах возникает множество сект, отличающихся самостоятельной интерпретацией теологических проблем, догматики, ритуалов, различными взглядами на обязанности верующих. Для дао-сизма характерно эклектическое сочетание элементов буддизма, кон-фуцианства, бытовых суеверий, других мистических представлений. Даосизм давно утратил былые позиции, уступив их другим религиям, получившим распространение в Китае. Число его приверженцев срав-нительно невелико. Джайнизм - одна из религий Индии, возникшая в VI в. до н. э. По преданию, учение было передано из глубин веков 24 пророками-учителями, последний из которых - Вардхамана Махавира (прозван-ный Джина). Джина - "победитель," тот, кто победил карму и устра-нил препятствия с пути спасения. Джайны поклоняются своим проро-кам как божествам. Джайнизм, как и буддизм, отвергает крайности ри-туализма и абстрактного догматизма брахманистско-ведийского миро-воззрения и в центр своей доктрины поставил проблему бытия лично-сти. Особенностью джайнизма, в отличие от буддизма, является мень-шая внутренняя цельность, более тесная связь с отвергаемым брахма-низмом, обусловившая присутствие в нем как черт догматизма, так и собственно "ритуализма." Центральное место в джайнизме занимает учение о вечной душе, которая может вселяться последовательно в раз-личные материальные тела. Спасения и вечного блаженства может дос-тичь тот, кто ведет наиболее праведную жизнь. В отличие от буддизма, джайнизм настаивает на обязательности жестких нравственных норм. Тщательная разработка правил и внешних форм аскетического поведе-ния и требование строжайшего их соблюдения (в частности, принцип ахинсы - непричинения малейшего вреда живому) - характерная особенность этической системы джайнизма. Джайнизм сохраняет известное влияние в Индии (несколько млн. приверженцев, в основном, принадлежащих к торговым и ремесленным кругам, - соблюдение ахинсы делает невозможным для джайна земле-делие, т.к. вспашка земли влечет за собой убийство живых существ). Последователи джайнизма имеют институты, колледжи, издают ряд журналов. Зороастризм (парсизм) - религия, возникшая на территории древнего Ирана (Персии - отсюда парсизм) в VII-VI вв. до н. э., представляет собой маздеизм, реформированный пророком Заратустрой (Зороастр). Основная идея зороастризма - зависимость миропорядка от борьбы добра и зла, света и тьмы, жизни и смерти. Олицетворением положи-тельного начала Вселенной является Ахурамазда, отрицательного - Анхра-Майнью. Оба они сыновья "Бесконечного времени" - бога Эр-вана. Человек в этой борьбе не игрушка в руках высших сил, а лич-ность, обладающая свободой выбора, способная своей активностью по-влиять на торжество мировой справедливости. Зороастризм обещает посмертное блаженство сторонникам Ахурамазды, осуждение на страшном суде и всяческие муки его противникам. Для обрядовой практики характерно почитание четырех элементов Вселенной - во-ды, огня, земли, воздуха. В храмах горит вечный огонь. Зороастризм являлся национальной религией Ирана до самого мусульманского за-воевания в VII в. Идейные концепции зороастризма повлияли в свое время на формирование манихейства, масонства, митраизма, иудаиз-ма, христианских ересей павликиан и катаров. В настоящее время зо-роастризм существует в некоторых районах Западной Индии в форме парсизма, в котором при сохранении прежних дуалистических идей развились представления о едином всемогущем боге. Индуизм - вероучение, сложившееся в результате эволюции идей ве-дизма и брахманизма. Возник в сер. I тыс. до н. э. С VIII в., когда в Ин-дии распространился ислам, "хинду," то есть "индусами," стали назы-вать тех, кто его не принял. Индуизм сохранил много элементов древ-нейших верований: поклонение "священным" животным, природным явлениям, культ предков и т.п. Индуизм не имеет единой церковной организации, его создание не приписывается какому-либо конкретному основателю. Допускается существование сект и различных толкований религиозных положений. Представляя сложный комплекс религиозных и философских воззрений, а также свод предписаний, индуизм регла-ментирует все права и обязанности человека от его рождения до смер-ти. Обрядности отводится большое место. Индуизм основан на кон-цепции тримурти. Вселенная, все формы жизни созданы Брахмой. Од-нако культ Брахмы, номинального главы трех высших богов, практиче-ски отсутствует. Индусы поклоняются двум другим богам - Вишну и Шиве, и в соответствии с этим индуизм распадается на два основных течения. В шиваизме существует наиболее крупная секта лингаятов, почитающих Шиву в виде линги, то есть фаллоса. С шиваизмом же связано и другое учение о шакти, творческой силе богов, олицетворяе-мой в женском образе (Парвати, Дурга, Кали, Ума и др). С другим на-правлением - вишнуизмом - связано учение о периодическом появ-лении Вишну на земле в различных воплощениях (аватарах). В пантеон индуизма включен и Будда как десятая аватара Вишну. По аналогии с этим, различного рода доморощенные индуисты в нашем отечестве пы-таются убеждать несведущих людей в том, что и Иисус Христос якобы также является одним из воплощений восточного божества, что являет-ся их собственным изобретением для привлечения в свою секту. Для всех направлений индуизма характерна вера в вечность и бого-духновенность Вед и цикличность существования Вселенной, где дви-жение идет по нисходящей линии; вера в вечность и неуничтожимость души, совершающей странствие (сансара). В соответствии с законом воздаяния, возмездия (карма), в жизни человека существуют четыре основные цели: дхарма - исполнение религиозных, семейных и обще-ственных предписаний; артха (дело, польза) - приобретение и надле-жащее использование материальных ценностей; кама - удовлетворе-ние чувственных стремлений, прежде всего чувственной любви; мокша - освобождение от цепи перерождений. В своей сущности индуизм противоположен христианству, по-скольку, кроме прочего, предусматривает в открытой форме поклоне-ние злу (Кали). Православное вероучение, в отличие от других религий, решительно разделяет добро и зло и всегда напоминает, что Богу никак не может быть причастно злое начало, т.е. несовершенство. В настоящее время индуизм исповедует 83% населения Индии, он распространен также в Непале, Шри Ланке, Бангладеш, Гайане и дру-гих странах, где проживают выходцы из Индии. Некоторые положения индуизма активно используют создатели многих сект восточного тол-ка: теософы, движение "Новый век," общество Сознания Кришны и многие другие. Йога - возникшая в древней Индии религия. На протяжении тысяче-летий сложились десятки школ йоги, из которых только 19 считаются самостоятельными и оригинальными. Человек, согласно учению йоги, - частный случай соединения, "смесь" сознания и материи, души и тела. Жизненной задачей человека йога считает освобождение души из-под власти материи, тела. Наиболее известны 4 направления йоги, ко-торые не исключают, а дополняют друг друга. Джнана-йога (метод по-знания) утверждает: как только разрушено незнание и достигнуто зна-ние (конечно же того, которому учит йога), душа становится свобод-ной. Карма-йога (путь действия) требует от человека полного преодо-ления суетных интересов жизни во имя освобождения. Бхакти-йога (путь любви к богу) связывает освобождение с любовью и преданно-стью божеству, божественному "абсолюту." Раджа-йога (путь господ-ства над собственным телом) представляет собой совокупность мето-дов физических и психических упражнений, направленных в итоге на то же освобождение. В целом йога предлагает человеку ложный путь самосовершенст-вования - путь, на который увлек дьявол первого человека Адама, со-блазнив его возможностью стать Богом. Даже самая примитивная хат-ха-йога (раздел раджа-йоги), которая у нас часто преподносится как оз-доровительная гимнастика, таит в себе огромную опасность для души человека, так как взращивает в ней гибельные семена гордости. Истин-ный путь к Богу - тот, который указывает нам Христос: путь покая-ния, осознания своих грехов и предания всего себя в руки Божествен-ного милосердия, от чего настойчиво уводит человека дьявол, укры-вающийся подобно тому, как он укрылся в листьях райского дерева, во всех без исключения восточных религиях. Конфуцианство - философско-этическое учение древнекитайского мыслителя Конфуция (Кун-цзы) и его последователей, превратившееся на рубеже н. э. в религию. Источник конфуцианства - "Лунь-юй" ("Беседы и суждения"), написанные последователями Конфуция (VI в. до н. э.). Согласно учению конфуцианства, в обществе действует закон "жень," ниспосланный небом. Для усвоения этого закона человек дол-жен соблюдать "ли" - нормы общественного поведения, традицион-ные обряды, поступать согласно своему общественному положению. С превращением конфуцианства в религию Конфуций был обожествлен. Конфуцианство отличается от многих религий отсутствием жречества, мистических элементов и сводится к строгому выполнению предпи-санных обрядов. Основное содержание культа - сложившееся еще до конфуцианства почитание предков: каждая семья, род имеют свой храм, где размещены символизирующие предков таблички "чжу," пе-ред которыми расставляются жертвоприношения и совершаются обря-ды. Магия (колдовство, чародейство, волшебство, экстрасенсорика) - со-хранившаяся доныне форма древнего язычества тесно связанная с са-танинским культом. Представляет собой действия и обряды, совер-шаемые с целью повлиять сверхъестественным путем на явления при-роды, животных или человека. Первобытные магические обряды труд-но отграничить от инстинктивных или рефлекторных действий, связан-ных с материальной практикой. Поэтому и наиболее естественна клас-сификация видов магии сообразно сторонам этой практики: лечебная магия (т.н. "белая"); вредоносная магия (насылание "порчи" - "чер-ная"); любовная магия ("привораживание"); промысловая магия (по-мощь охотникам); аграрная (воздействия на урожай) и т.д. Магические обряды основаны на ложном причинно-следственном увязывании сходных или следующих одно за другим (смежных) явлений. Выделя-ются два типа магии: гомеопатическая (подражательная, по сходству; уничтожение изображения - гибель врага) и контагиозная (зарази-тельная, по смежности; использование волос и одежды врага для порчи и т.п.). Исполнителями магических обрядов обычно выступают "спе-циалисты" - знахари, гадатели, ведуны, колдуны, ведьмы, экстрасен-сы - явные или скрытые сатанисты. Оккультизм - мистическое учение, рекомендующее изучать сверхъ-естественные безличные силы, которые якобы персонифицируются под влиянием заклинаний и обрядов и могут быть подчинены человеку. Ис-токи оккультизма восходят к первобытной вере в безличную сверхъес-тественную силу и к магии. Оккультные "науки" основываются на фан-тастических законах и шарлатанских опытах. Оккультизм разделяет науки на экзотерические, изучающие внешнюю форму явлений приро-ды, и эзотерические, исследующие их внутреннюю сущность, доступ-ную якобы только посвященным. Главный трактат по оккультизму - "Изумрудная тетрадь" приписывается Гермесу Тримагису. Сатанисты - те, кто сознательно или несознательно служат дьяволу, противнику и врагу Божьему и человеческому, надеясь на его силу и пытаясь с его помощью решить какие-то свои проблемы. Ап. Павел на-звал эти проблемы "делами плоти," поскольку к дьяволу обращаются, конечно, не прося его о спасении своей бессмертной души, что он сде-лать бессилен, а для удовлетворения своей страсти и решения бытовых проблем. Разного рода гадалки, астрологи, колдуны, ведьмы, экстра-сенсы, теле- и радио-целители и другие, им подобные, составляют ог-ромную армию скрытых сатанистов. Скрытых - потому, что они все же чаще всего пытаются прикрыть и не называть своего господина. Но есть также и открытые сатанисты, которые поклоняются дьяволу, не скрывая этого. Чаще всего это молодые люди, которые поистине не по-нимают, что они в действительности творят. Среди них практикуются так называемые "черные мессы," сущность которых состоит в как можно более полном и изощренном глумлении над Телом и Кровью Иисуса Христа, которые сатанисты "добывают" в Церкви, не прогла-тывая св. Причастие и принося Его в свое нечестивое собрание. Закан-чивается такая "месса," как правило, коллективным блудом. Для этой же цели - глумления, скрытые сатанисты посылают своих "пациен-тов" принять таинство крещения, причаститься, ставить свечки и т.п. Конечно, сатанистам нет никакой надежды на спасение души, да они и сами, по своему безумию, отвергают это спасение. Шаманство - широкий круг языческих верований и культов, харак-терных для периода разложения первобытнообщинного строя и охва-тывающие почти всю религиозную практику общества. Специфическая черта шаманства - вера в возможность особых людей (шаманов) быть посредниками между человеком и духами. Шаманам приписывалась также способность предсказывать будущее, узнавать, что делается в отдаленных пунктах, лечить от болезней, вызывать изменения в приро-де, провожать умерших в подземный мир и т.д. Претендент в шаманы должен быть отмечен "шаманской болезнью," проявляющейся, в част-ности, в расстройстве психики (считалось, что духи пересотворяют та-кого человека - убивают, затем воскрешают, но уже в ином качестве). "Шаманский дар" считался наследственным. Общение шамана с духа-ми происходило в состоянии экстаза при выполнении особых ритуалов (камланий) под сопровождение ударов бубна, колотушки или иного шумового инструмента, который наделялся мистическими свойствами и был тесно связан с жизнью шамана. Обрядность, одежда, ритуальные предметы, представления о духах у шаманов разных народов заметно различались. Астрология - лженаука о влиянии небесных светил на жизнь и судь-бы отдельных людей и народов. Возникла в древней Ассирии, Вавило-не и Египте. Будущее Астрологией представляется в виде специальных чертежей - гороскопов. По православному вероучению, будущее че-ловека и мира знает только Бог, и Он открывает это будущее только через своих пророков. Ныне времена пророчеств окончились, и все по-пытки таких пророчеств являются шарлатанством (что подтверждается в наши дни деятельностью целой армии астрологов). Астрология - один из способов "зомбирования" человека: внушив ему некую предо-пределенность будущего, дьявол контролирует его поведение и мысли, поскольку, поверив в предсказание, человек ограничивает свою свобо-ду и непосредственное восприятие действительности (трезвение). Од-нако, несмотря на предостережения Церкви, ныне астрология широко развивается в кругах малообразованного населения. Полная несостоя-тельность астрологии постоянно подтверждается жизненной практи-кой.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar