Меню
Назад » »

О церквах и религиях (8)

Всемирный Союз Баптистов (ВСБ). - международная организация баптистов, созданная в Англии в 1905, первоначально с богословскими целями. ВСБ объединяет 33,7 млн. человек из 122 баптистских организаций в 140 странах (1994). Раз в 5 лет созывается Всемирный конгресс баптистов, на котором выраба-тывается и утверждается программа деятельности ВСБ, состав его ру-ководства. В промежутках между конгрессами работу ведет исполни-тельный комитет, в котором имеются различные комиссии: по христи-анскому учению, по религиозной свободе, по правам человека и др. ВСБ проводит также Всемирные конференции баптистской молодежи. С 1973 ВСБ получил статус неправительственной организации, право вносить свои предложения в ООН. Деятельность ВСБ переросла бого-словские рамки: в последние годы он выступает с различными общест-венными инициативами. ВСБ - активный член Всемирного совета церквей. Всероссийский Союз Евангельских Христиан. - конфессиональное объединение, образованное в результате ре-шений 3 съездов 1907, 1908 и 1909, из них последний - всероссий-ский. В основу союза положены начала протестантской церковности, но структура и вероучение его более демократична, чем у Союза рус-ских баптистов. Союз утвердил институт пресвитерства, иерархию ду-ховных чинов. На втором Всемирном конгрессе баптистов в Фила-дельфии в 1911 В.С.Е.Х. был принят в состав Всемирного союза бап-тистов (ВСБ). В 1944 В.С.Е.Х. и Союз русских баптистов объедини-лись в Союз евангельских христиан-баптистов (см. Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов). Издания евангельских христиан: газ. "Утренняя звезда," журн. "Сеятель" (1908) и "Христианин." Всесоюзный Совет Евангельских Христиан-Баптистов (ВСЕХБ). - духовный и организационный центр церкви евангельских хри-стиан-баптистов. Первые организации в России, объединявшие бапти-стов, меннонитов, евангельских христиан, появились в кон. XIX в. ВСЕХБ был образован в 1944 на совещании-съезде путем слияния евангельских христиан и баптистов. В 1945 к нему присоединились пятидесятники, в 1946 - дарбисты (Закарпатье), в 1947 - евангель-ские христиане в духе апостольском, некоторые другие евангельские деноминации, в 1963 - братские меннониты. Таким образом, ВСЕХБ представлял собой союз нескольких протестантских деноминаций, раз-личных по своему национальному составу, численности, традициям культовой практики. В 1960 от ВСЕХБ отделилась группа, создавшая т.н. Совет церквей, находящийся в состоянии конфликта с ВСЕХБ. Во ВСЕХБ входило ок. 2,5 тыс. религиозных объединений, в которых на-считывалось ок. 300 тыс. верующих. Издает журн. "Братский вестник," "Календарь ЕХБ." Член Всемирного совета церквей, Всемирного сове-та баптистов и многих других международных религиозных органи-заций. С 1991 переименован в Евро-Азиатскую Федерацию Союзов ЕХБ (ЕАФСЕХБ). Всеукраинский Совет Церквей. - созданный недавно межконфессиональный орган, в состав кото-рого входят как Украинская Православная церковь Московского пат-риархата (УПЦ МП), Украинская Православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП), Украинская автокефальная церковь (УАПЦ), так и униаты, католики, мусульмане, иудеи и др. Подала прошение о принятии в этот совет также и община кришнаитов. Конференция Европейских Церквей (КЕЦ). - межконфессиональная организация, основанная в 1959 в г. Ни-бурге (Дания). Штаб-квартира в Женеве. Членами КЕЦ являются 111 церквей из 26 стран. Высший орган КЕЦ - генеральная ассамблея, со-зываемая раз в 4 года, - избирает руководящие органы: совещатель-ный комитет (22 члена) и президиум (7 президентов), - заседает 2 раза в год. Текущей деятельностью КЕЦ руководит секретариат во главе с генеральным секретарем. В 1979 КЕЦ стала первой региональной орга-низацией, получившей консультативный статус при экономическом и социальном совете ООН. Деятельность КЕЦ осуществляется в 2 на-правлениях: богословско-экуменическом и миротворческом. При КЕЦ существует группа "К миру в Европе" и рабочий комитет по выполне-нию условий заключительного акта Совещания по безопасности и со-трудничеству в Европе. КЕЦ активно сотрудничает с международными религиозными организациями: Всемирным советом церквей, Христи-анской мирной конференцией и др. КЕЦ издает бюллетени, а также подготовительные и итоговые документы генеральных ассамблей и консультативных встреч. Протестантская Федерация Франции. - основная координирующая организация страны, представляю-щая большинство французских протестантов (ок. 700 тыс. верующих). Создана в 1913 и объединяет восемь протестантских церквей и церков-ных объединений, основными из которых являются: реформатская цер-ковь Франции, реформатская церковь Эльзаса и Лотарингии, независи-мые евангелические реформатские церкви Франции, евангелическая лютеранская церковь Франции, церковь Эльзаса и Лотарингии Аугс-бургского исповедания, федерация евангелических баптистских церк-вей Франции, союз евангелической методистской церкви. В протес-тантскую федерацию Франции также входят несколько десятков свет-ских протестантских обществ, движений и организаций. Высшим орга-ном является Генеральная ассамблея, созываемая раз в пять лет. Теку-щая работа осуществляется под руководством председателя и гене-рального секретаря Советом федерации, состоящим из 30 представите-лей церквей и 10 представителей протестантских организаций прихо-жан. В Совете имеются отделения и специализированные комиссии. Союз Русских Баптистов. - учрежден в 1884 на съезде в с. Ново-Васильевка Таврической губернии. Исполнительным органом С.Р.Б. между съездами было прав-ление, общины возглавляли пресвитеры и дьяконы, устанавливалось членство. В 1944 С.Р.Б. и Всесоюзный союз евангельских христиан объединились в Союз евангельских христиан-баптистов (см. Всесоюз-ный совет евангельских христиан-баптистов). Союз Христианских Социал-демократов Швеции. - образован в 1929 внутри Социал-демократической рабочей пар-тии Швеции (СДРПШ) с целью объединения христианства с рабочим движением. Максимальное количество членов - 11 тыс. было в 60-е гг., в 80-е гг. - 9 тыс. 74% членов - приверженцы "свободных церк-вей." Имеет представителей в риксдаге и др. выборных органах. В по-литических вопросах придерживается левых взглядов. Христианская Мирная Конференция (ХМК). - координационный орган движения всех христианских испове-даний за мир. Первая конференция проходила в Праге в 1958. На ней было принято решение о созыве Всехристианских мирных конгрессов, первый из которых состоялся в 1961. Штаб-квартира находится в Пра-ге. ХМК объединяет представителей христианских вероисповеданий из 72 стран. Под эгидой ХМК возникли региональные христианские мир-ные конференции в Азии, Африке, Латинской Америке. Высший орган ХМК - президиум, включающий почетного президента, президента, почетных членов президиума, вице-президента, председателя комитета продолжения работы, генерального секретаря. Имеет консультативный статус при экономическом и социальном совете ООН и ЮНЕСКО. Из-дает ежеквартальный журнал и ежемесячный бюллетень. Христианский Миссионерский Совет (ХМС) - создан в 1881 по инициативе пресвитерианского пастора с це-лью широкой пропаганды евангелического учения, вначале существо-вал как две организации: Христианский альянс - для работы на терри-тории США и Международный миссионерский совет - для работы за границей. В 1897 объединились в ХМС. В настоящее время в 46 стра-нах (Южная Америка, Африка, Ближний Восток, Индия, Таиланд, Фи-липпины) действуют 940 миссий ХМС. В США ХМС активно работает среди национальных меньшинств - эскимосов и индейцев. Нехристианские религии. Ислам. Ислам (мусульманство, магометанство, агарянство) - основателем яв-ляется Мухаммед, живший в первой пол. VII в. в Аравии. Главное в этой религии - вера в единого бога (Аллаха) и пророка Мухаммеда, основателя мусульманства. Для ислама важны также семь догматов: вера в единого бога - Аллаха, в ангелов, во все книги божьи, всех по-сланников Аллаха, в конец света, предопределение, воскресение мерт-вых. Вероучение ислама изложено в Коране, который, согласно му-сульманскому преданию, был ниспослан Аллахом пророку Мухаммеду через ангела Джебраила (Гавриила). Кое-что мусульманством позаим-ствовано из Библии. Христа они почитают как одного из пророков, но ниже Мухаммеда. Поскольку по учению мусульман каждому человеку все предопределено уже при его рождении, - каждый может делать все, что он хочет: нет раскаяния за соделанные грехи, так как все зара-нее предопределено. Тот, кому на роду написано, попадет в рай. Уби-вать неверных (людей других религий) - похвально и награждается раем. Ислам опирается на пять "столпов веры": исповедание веры - произнесение формулы "Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед - по-сланник Божий"; ежедневная пятикратная молитва; пост в месяц рама-зан (ураза); обязательная благотворительность (закят); паломничество в Мекку (хадж). В мусульманстве также существует множество других нерушимых правил, касающихся одежды, воздержания от вина и дру-гих алкогольных напитков, свиного мяса. Основные праздники: кур-бан-байрам (во время которого приносится в жертву овца или баран), ураза-байрам (праздник по случаю окончания месячного поста - ура-зы), мавлюд (день рождения пророка Мухаммеда). Месть в исламе одобряется и входит в традицию. Со временем ислам претерпевал и претерпевает развитие, что нашло отражение в Сунне - сборнике рас-сказов (хадисов) о высказываниях и действиях Мухаммеда. Ислам расколот на два крупных течения: суннизм и шиизм. Наибо-лее крупное - суннизм возник во второй половине VII в. в Аравии, а в VIII-XII вв. в ходе религиозно-политической борьбы оформился как господствующее направление ислама. Сунниты наряду с Кораном при-знают святость Сунны, возвеличивающей помимо пророка Мухаммеда и халифа Али ряд халифов, отвергаемых шиитами. В суннизме сущест-вуют четыре различных школы или направления. С конца VIII - нача-ла IX вв. в суннизме возникли мистические течения - суфизм и др., в XVIII-XIX вв. развились пуританские религиозно-политические на-правления (ваххабизм), а в XIX-XX вв. - реформаторско-модернистские течения. Суннизм на сегодняшний день не имеет еди-ного центра. Шииты признают Коран божественным откровением, однако счи-тают, что в османовой его редакции опущены аяты, имеющие отноше-ние к Али. В Сунне признают только те хадисы, которые восходят к Али. В дополнение к этому имеют свое предание - ахбары, сборники которые вместе с Кораном являются источником шариата. Шииты счи-тают, что право быть наследником миссии Мухаммеда может принад-лежать исключительно прямым его потомкам, то есть, детям, внукам, правнукам и т.д. Али и Фатимы. На почве споров о числе имамов ши-изм в VII-IX вв. распался на несколько ответвлений: кайсанитов, зе-дитов, имамитов. Приверженцы одной из ведущих сект - имамиты ве-рят, что таких наследников - имамов было одиннадцать, начиная с Али, а двенадцатый по имени Мухаммед аль-Махди в конце IX в. скрылся, но обязательно вернется, и тогда наступит эпоха справедли-вости и благоденствия. "Скрытый имам" считается руководителем шиитов. Шиизм учит, что имамы непогрешимы, а иджтихад (право са-мостоятельного суждения по религиозным и правовым вопросам) со-храняется за муджтахидами "скрытого имама." Шиитский деятель, пользующийся популярностью как среди своих последователей, так и среди авторитетных религиозных деятелей, именуется аятоллой. Рели-гиозные обряды шиитов мало отличаются от обрядов суннитов. Всего в мире исповедуют ислам 1250 млн. человек. 70% мусульман проживает в Азии, 28% - в Африке, а остальные - в других регионах земли. Население мусульманских стран очень молодо: дети в возрасте до 15 лет составляют 40% всех жителей. В индустриальных странах этот показатель в два раза ниже (1997). Исмаилиты - приверженцы шиитской секты, возникшей в сер. VIII в. и названной по имени Исмаила (старшего сына шестого шиит-ского имама Джафара Садыка), которого они, в отличие от других шиитов, считали законным седьмым имамом. Учение исмаилитов но-сило оппозиционный характер в отношении ортодоксального ислама. Исмаилиты имеются во многих странах распространения ислама, осо-бенно в Индии, Иране, Северном Афганистане, Восточной Африке, Сирии, а также в Таджикистане. Иудаизм. Иудаизм возник из ветхозаветной религии у евреев рассеяния ок. VII-VIII вв. и оформился как религиозно-обрядовое учение в XII-XIII вв. н. э., главным образом в Испании (Рамбам). Дальнейшее его развитие проходило в XV-XVI вв. в Польше. Главная особенность иудаизма - непризнание Иисуса Христа за Мессию. Иудаизм проникнут ритуалом до мелочей, полон писаных и неписаных правил, которые регламенти-руют деятельность человека: что можно и чего нельзя есть, пить, на ком жениться, когда работать, с кем дружить и кого ненавидеть. Ис-полняя все эти ритуалы, они считают себя праведниками и избранным народом. Они не занимаются миссионерством среди не евреев и не-охотно принимают в свою религию людей, не рожденных от матери еврейки. Месть, "око за око," является приемлемым действием по от-ношению к тем, кого они считают виновными перед собой. Некоторые евреи продолжают ждать пришествия своего мессии, который принесет славу еврейскому народу. Христиане отождествляют этого грядущего лже-мессию с антихристом, который, согласно предсказаниям Библии, должен прийти перед концом мира и возглавить массовое отступление людей от христианства. Наряду с ветхозаветными книгами, входящими в состав Библии, иудеи имеют второй по значению источник своего ве-роучения - Талмуд, письменное оформление которого длилось 3 века (III-V вв. н. э.). В 210 г. н. э. глава школы таннаев Иегуда Ганаси со-брал накопившийся за века материал толкований Торы, получивший название Мишны (вторичный закон). Впоследствии толкованию под-верглась и сама Мишна; эти толкования составили Гемару. Вместе с Мишной Гемара образовала Талмуд. Существуют два варианта текста Талмуда, составленные в Вавилоне (Талмуд Бавли) и Палестине (Тал-муд Иерушалми). Большим авторитетом у иудеев пользуется вавилон-ский вариант. Талмуд закрепил систему религиозной обрядности, кото-рая связывает поведение верующих 613 предписаниями (248 повелений и 365 запретов). В этот период складывается та форма иудаизма, кото-рая считается ортодоксальной или традиционной. В нач. XIX в. возни-кает реформированный иудаизм, который, объявив иудаизм универ-сальным этическим учением, отбросил многие обрядовые предписания и приблизил его к протестантизму. По данным ООН, иудаизм испове-дует ок. 14 млн. человек. Каббала, что значит "устное предание," представляет собой еврей-скую теософскую систему, возникшую на заре христианства, постепен-но пополненную оккультными идеями пифагорейцев, гностиков, неоп-латоников, и получившую распространение среди приверженцев иуда-изма. Очевидно, каббала явилась своего рода реакцией на бездуховный ритуализм и формализм иудейства. Ближайшая цель каббалы: раскрыть тайное учение, якобы сокрытое в Торе - первых пяти книгах Библии, написанных пророком Моисеем, - и пополнить его тайными мистиче-скими идеями, передававшимися устно. Для раскрытия тайного учения в Торе каббала разработала сложную методику цифрового исчисления в сочетании с переставлением букв в библейском тексте. Каббала изложена в книгах разных эпох, принадлежащих разным авторам. Главные из них: "Сефер Иецира" (Книга создания), написан-ная вероятно в VI или VII в., и "Зогар" (Блеск), написанная ок. 1300 г. Первая из них занимается исследованием природы божества, "беско-нечным ничто," которое открывает себя через эманацию и в этом про-цессе творит миры. Мироздание зиждется на 10 цифрах и на 22 буквах еврейского алфавита. Каббалистическая мистика развита в книге "Зо-гар," в которой, в частности, говорится о 10 сефиротах - творящих ат-рибутах божества, посредством которых оно открывается и познается. В религиозном плане в основе каббалы лежит обычное для оккультных учений пантеистическое понимание божества. Каббала допускает пере-селение душ. Прикладная каббала разрабатывает методы "белой" ма-гии, предсказания будущего, вызывания душ умерших, изгнания бесов, хиромантии, ношения амулетов и достижения мистического озарения. Каббалисты древности считались специалистами в алхимии и астроло-гии. Каббала придает большое значение мистическому значению чисел и букв и магической силе библейских Божеских имен. XVI в. можно считать временем особенного увлечения каббалой, что оказало боль-шое влияние на ряд западных оккультных учений, в том числе на ма-сонское учение, теософию и антропософию. На почве каббалы возник-ли мессианское движение Саббатая Цеви и секта франкистов, а также хасидизм. Караимы - иудеи, не принявшие нововведений: Талмуд, каббалу и др. и почитающие только Тору - Пятикнижие Моисеево. Сионизм - опирающаяся на иудаизм идеология, политика и сис-тема организаций еврейской олигархии. Возникновение политической программы сионизма связывается с брошюрой "Еврейское гос-во" (1896) Т. Герцля. В 1897 состоялся I сионистский конгресс (Базель, Швейцария), на котором сионизм конституировался как политическое движение. Конгресс создал так называемую Всемирную сионистскую организацию (ВСО), которая в настоящее время включает в себя поли-тические партии, действующие более чем в 50 странах (1986). Полити-ческое кредо сионизма ярко выражено в "Протоколах сионских мудре-цов." Сионизм провозгласил "исключительность" "всемирной еврей-ской нации," которой противостоит "врожденный" антисемитизм всех других народов, и призвал евреев к "исходу" из стран их проживания для расселения в собственном гос-ве Израиль. Хасидизм (др.-евр. Хасид - благочестивый) - религиозное дви-жение, возникшее в нач. XVIII в. и являющееся мистическим течением иудаизма. Возникновению хасидизма способствовали так называемые "цадики" ("святые"), занявшие еще более авторитарные позиции по от-ношению к верующим, нежели раввины-ортодоксы. Основоположни-ком хасидизма считается Сруль Бешт (1700-1760). По представлениям хасидов, бог (Шехина) присутствует во всем, что окружает человека. Согласно такому взгляду, является возможным прямой контакт ве-рующего с Шехиной в молитве, что делает ненужной талмудическую ученость и раввинское посредничество. Хасидизм признает зло низшей ступенью добра и связывает его с тем же Шехиной. Эти представления выразились в так называемой "доктрине радости," которая проявляется в песнях и плясках, а также в отрицании аскетизма. В наши дни хаси-дизм существует главным образом в форме хаббад-хасидизма (возник в конце XVIII в.), объединяющего мистику хасидизма с раввинским бо-гословием. Иудаизм (особенно талмудический) с крайним пренебрежением от-носится к не евреям, называя представителей других народов "гоями" - что означает "не люди." Иудаизм также проникнут ненавистью к Христу, поскольку Он принес благую весть не только евреям, а всем народам (гоям). Евреев, принявших христианство, иудаисты ненавидят и пренебрежительно называют "акумами." Гоев и акумов, по талмуду, разрешается обманывать и всячески им вредить, особо похвальным считается для иудея наживаться за их счет. Евреи за Иисуса - возникшее недавно движение, которое принимая традиции иудаизма, сочетает его с верой в Иисуса Христа, как Сына Божия и обещанного евреям Мессию. Индуизм, Буддизм. Брахманизм - религия в Древней Индии, явившаяся, по существу, дальнейшим развитием ведической религии. В священную литературу Брахманизма входят Веды и обширные к ним комментарии (брахманы, арньяки, Упанишады). Брахманизм давал обоснование делению обще-ства на варны (классы или касты), учению о переселении душ. Важ-нейшими добродетелями Брахманизм считал беспрекословное повино-вение брахманам (священнослужителям, жрецам), обожествление цар-ской власти, выполнение дхармы (закона) своей варны, соблюдение предписываемых данной варне обрядов. Все это якобы создает благо-приятную карму и ведет к новому, лучшему перерождению, а в конеч-ном счете - к слиянию с высшим абсолютом - богом-творцом Брах-мой, ибо все живые существа лишь его частицы. Нарушение же требо-ваний дхармы приводит к несчастливым перерождениям. В Брахма-низме сохранилась вера в основных богов ведической религии, хотя некоторые их функции изменились.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar