- 310 Просмотров
- Обсудить
Урсулинки - монахини женского ордена, основанного в Италии в 1535 и названного по имени св. Урсулы. Занимаются воспитанием де-вушек и работают в больницах. Орден имеет свои организации во мно-гих странах. Францисканцы - нищенствующий орден. Создан Франциском Ассизским в Италии в 1207-1209 и утвержден папой в 1223. Вскоре получил распространение и в других странах Западной Европы. Устав-ное требование бедности относилось у францисканцев не только к чле-нам ордена, но и к ордену в целом. Францисканцы жили не в монасты-рях, а в миру, странствовали, проповедовали на языке простого народа бедность и аскетизм, занимались благотворительностью. Это способст-вовало их популярности и притоку пожертвований. Возникнув в про-тивовес официальной церкви с ее богатством и роскошью, орден со временем превратился в надежное орудие защиты интересов папства: францисканцы вели борьбу против ереси, участвовали в деятельности инквизиции. В 1256 они получили право преподавания в университе-тах. Францисканцы занимались также миссионерской деятельностью. В XVI-XVIII вв. они были изгнаны из некоторых стран. В настоящее время является одним из влиятельных католических орденов. В его ве-дении находится ряд высших учебных заведений, в том числе универ-ситетов, миссионерские организации и проч. Во главе ордена стоит ге-нерал, избираемый на 6 лет. Существует и женский францисканский монашеский орден (клариски). К Римско-католической церкви также относятся униаты - совращенные в католичество верующие националь-ных церквей, которым позволено сохранить свое тради-ционное богослужение (в том числе и язык богослуже-ния), приняв при этом латинское вероучение и признав власть римского папы. К таковым относятся: Армяно-католики - часть армян, сблизившаяся с Римско-католической церковью, принявшая унию, и состоящая в подчинении папе. Белорусская греко-католическая церковь (БГКЦ) - внедрилась на территорию Беларуси в результате заключения в 1596 Брестской унии и доминировавшая среди белорусского населения вплоть до ее упразд-нения во всей Российской империи в 1839. Хотя официально греко-католики были "переданы" в ведение Российской Православной Церк-ви, многие из них остались в католичестве. После I мировой войны БГКЦ начала возрождаться в Зап. Белоруссии, вошедшей в состав Польши. В 1946, после того как Зап. Белоруссия вошла в состав СССР, греко-католичество вновь было упразднено на ее территории. Сохрани-лось лишь несколько белорусских греко-католических общин за грани-цей. В марте 1990 Беларусь посетил апостольский визитатор монсеньор Александр Надсон. В 1991 БГКЦ была воссоздана. Ее деятельность официально одобрил папа римский Иоанн Павел II. На территории ны-нешней Беларуси насчитывается ок. 30 униатских суполок (объедине-ний). Богослужения проводятся на белорусском языке. Редемптористы (трансальпийские редемптористы) - униатская (православная по внешнему виду) община, состоящая из монахов и священников, основанная в 1988 по благословению архиеп. Марселя Лефевра. Решительно отвергают экуменизм и Баламандское соглаше-ние, признают сближение разных конфессий только при условии бес-прекословного признания власти папы. Стараются активно действовать на Украине, России и Беларуси, открывать где только возможно свои миссии и склонять людей в католичество. Российская православная католическая церковь (русские като-лики восточного обряда) - организация основанная в 1991 авантюри-стом Викентием Чекалиным и имеющая очень незначительное число последователей. Румынская греко-католическая церковь (РГКЦ) была запрещена во времена диктатуры коммунистического режима, в 1948, и ее имуще-ство передано Православной церкви. В 1990 РГКЦ возобновила свою деятельность, но из 2 тыс. храмов, которые были в ее владении перед II мировой войной, в 1998 ей принадлежало меньше ста. К РКГЦ принад-лежит 1% населения Румынии. Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ) - возникла в результате заключения Брестской унии (союза) в 1596, окончательно оформилась во Львове в 1700. Условия унии предусматривали, что православные верующие и духовенство сохраняют традиционные об-ряды и язык богослужений, однако признают власть папы и папскую догматику. На зап. землях Украины, включая Закарпатье, которые мно-гие годы находились под властью католиков, УГКЦ постепенно укоре-нилась и стала для большей части населения традиционной. В 1945 у УГКЦ было свыше 4 тыс. храмов и часовен, 1771 прихода, действовали Теологическая академия и духовные школы. Церковь занималась бла-готворительностью, много внимания уделяла сохранению украинской культуры. В 1946 был созван Львовский собор УГКЦ, на котором под давлением гос-ва принято решение о "самоликвидации" церкви и пере-ходе верующих в созданную Сталиным Московскую патриархию. Вплоть до 1990 существовавшие на территории Зап. Украины греко-католики - епископы, священники и монахи находились на нелегаль-ном положении. Верующие греко-католики (ок. 4 млн. человек) или со-вершали совместные моления в частных домах и квартирах, или выну-жденно посещали храмы Московской патриархии. В февр. 1990 УКГЦ приобрела официальный статус. В настоящее время на Зап. Украине подавляющее большинство храмов принадлежавших после 1946 Мос-ковской патриархии вновь вернулось в УГКЦ. Богослужения ведутся по католическому календарю на украинском языке. УКГЦ пытается войти с православными в тесное общение, в своих периодических из-даниях настойчиво проповедуя экуменизм и папство. Старокатолики. Старокатолики - приверженцы религиозных групп, в разное время по различным причинам отделившиеся от папства. Основная масса старокатоликов образовалась в кон. XIX в. после I Ватиканского собора (1869-1870), когда некоторые представители немецкого католицизма, руководимые теологом И. Деллингером (сам формально не присоеди-нился к старокатоликам), отвергли ряд решений собора. В 1889 они присоединились к Утрехтской церкви, возникшей еще в нач. XVIII в. в результате борьбы янсенитов против иезуитов и папства. Тем самым старокатолики получили возможность посвящения в сан епископов по линии апостольской преемственности, сохранившейся в Утрехтской церкви. Основы вероучения старокатоликов содержатся в Утрехтской декларации, принятой в 1889. Старокатоликами признаются учения первых восьми вселенских соборов и доктрины церкви, принятые до раскола на восточную и западную в 1054. Утрехтская декларация на-правлена против догмата о непогрешимости папы, против римско-католической интерпретации добавления к Символу веры - филиокве, против догмата о непорочном зачатия Девы Марии. Епископам и свя-щенникам старокатоликов разрешено жениться; не признается верхов-ная власть папы над церковью. Поддерживается интериоммуния (вза-имное причащение) с англиканскими церквами. Старокатолики живут в Германии, Австрии, Швейцарии, Нидерландах и США. Их число - 442 тыс. (1985). Утрехтская Церковь - церковная организация католического типа с центром в г. Утрехе (Нидерланды), которая в нач. XVIII в. оказала под-держку янсенизму в борьбе против иезуитов и папства, за что ее глава - еп. Кодде - был смещен римским папой. Утрехтский капитул не признал этого решения. В 1723 Утрехтская церковь порвала с Ватика-ном и стала самостоятельной церковью во главе с архиепископом. От-вергает догматы о непогрешимости папы, непорочном зачатии Богоро-дицы и ее телесном вознесении. После I Ватиканского собора (1869-1870) происходит сближение и объединение Утрехтской церкви со старокатоликами, также не принявшими эти догматы. Восточные церкви. Монофизиты. На IV Вселенском Соборе (Халкидонском) в 451 была осуждена монофизитская ересь, исповедующая, что Божество в Христе превали-ровало над Его человеческой природой, полностью поглотило ее, в от-личие от православного вероучения о двух природах Иисуса Христа - Божественной и человеческой, которые присутствовали в Нем неслит-но и нераздельно, то есть Христос был совершенный Бог и совершен-ный человек. С тех пор церкви, придерживающиеся учения о домини-рующей одной Божественной природе во Христе, выделились в само-стоятельную группу нехалкидонских или монофизитских церквей. В нее входят Коптская, Армяно-григорианская, Эфиопская (Абиссин-ская) и Сирийская церкви. Коптская и Эфиопская церкви. Коптами называются коренные жи-тели Египта. Приняв христианство со времен апостольской проповеди и окончательно сформировавшись в III в., Коптская церковь в IV в. от-пала от Вселенского православия, приняв монофизитскую ересь. С VI в. эта церковь возглавляется патриархом. Центр Коптского патриархата расположен в Александрии. Богослужение и иерархическое устройство сходно с Православной Церковью. Копты всегда находились в тесном общении с Абиссинской церковью, расположенной на территории ны-нешней Эфиопии, куда христианство было принесено апостолом Фи-липпом (I в). и окончательно утверждено в IV в. святым Фрументием, первым епископом Абиссинской церкви. В VI в. абиссинцы также ук-лонились в монофизитство. Столетиями Абиссинская церковь не обла-дала самостоятельностью и составляла епархию коптского Александ-рийского патриархата, откуда им поставлялся митрополит для управ-ления церковью. Только в XX в. она выделилась в самостоятельный патриархат и получила официальное название Эфиопской церкви. Центр Эфиопского патриархата расположен в Аддис-Абебе. Армяно-григорианская церковь. Христианство в Армению принесли Апостолы Христовы Варфоло-мей и Иуда (не Искариот, а другой, брат Апостола Иакова) в I в. по Ро-ждестве Христовом, и оно было окончательно утверждено священно-мучеником Григорием, епископом Великой Армении (IV в.), давшим Армянской церкви ее устройство. Со второй пол. V в. Армянская цер-ковь, как утверждают, вследствие некоторых недоразумений не приня-ла постановлений IV Вселенского Халкидонского Собора и отпала от союза с Церковью Вселенской, с которой до этого времени состояла в полном общении. Недоразумения, по мнению некоторых, заключались в следующем. На Халкидонском Соборе представителей Армянской церкви не было, и по этой причине ей были неизвестны в точности по-становления этого Собора. А между тем в Армению приходили моно-физиты и распространяли ложный слух, что на Халкидонском Соборе восстановлена ересь несторианства. Правда, постановления Халкидон-ского Собора вскоре появились в Армянской церкви, но, по незнанию точного значения греческого слова естество, армянские учителя пере-вели его в значении лица. Вследствие этого совершенно справедливо сделали вывод, что Христос якобы заключал в Себе одно лицо, имея при этом два естества - Божеское и человеческое. По-гречески же это звучало с прямо противоположным смыслом. Таким образом, как ут-верждают, по причине этого недоразумения Армянская церковь отпала от православия и выделилась в особую церковь, вероисповедание кото-рой именуют григорианским. Однако, армянский собор в Довине в 527 постановил признать в Христе одну природу и, тем самым, однозначно поставил Армяно-григорианскую церковь в число монофизитов, отвер-гающих Халкидонский и все следовавшие за ним Вселенские Соборы. Армяне, живущие в пределах Турции, подчинены Константино-польскому армяно-григорианскому патриарху, живущие же в пределах Персии, России и Армении состоят в ведении Эчмиадзинского патри-арха. Этот последний патриарх считается главой всех армян григориан-ского исповедания и имеет титул католикоса. Главные основы иерар-хического устройства и управления Армяно-григорианской церкви аналогичны тем, что приняты в Православной Церкви. Протестантизм. Ученый католический монах Мартин Лютер уже в молодости, в 1510, видел крайнюю распущенность папского двора и римского духовенст-ва. Это сильно повлияло на перемену его богословских убеждений и поколебало прежний взгляд на святость служителей Римской церкви. В 1516 он наблюдал, как для изыскания средств на построение со-бора св. Петра в Риме широко продавались "индульгенции," то есть от-пущение за определенную денежную сумму грехов не только настоя-щих, но и будущих. Лютер выступил с обличением такой кощунствен-ной торговли. Своим духовным чадам он объяснял, что избавление от наказаний за грехи можно испросить только внутренним сокрушением и раскаянием о содеянном. Завязался словесный поединок между Лю-тером и Тецелем, ученым доминиканским монахом, который угрожал Лютеру отлучением от церкви и своим правом сжигать еретиков. В от-вет Лютер в 1517 прибил к дверям Виттенбергского храма 95 тезисов, в которых изложил свои взгляды на покаяние, оправдание через веру и вред продажи индульгенций. Спор продолжался несколько лет, в тече-ние которых Лютер отверг авторитет папы, а тот отлучил Лютера от церкви. Только заступничество светской власти спасло Лютера от смерти. Его поддерживали в Германии многие священники, профессо-ра, студенты, рыцари и князья. Начался раскол с Римом и отделение Лютера и его последователей от Римско-католической церкви. Движение в пользу очищения Церкви от папских измышлений и злоупотреблений не ограничилось Германией. Цвинглий и Кальвин, продолжив церковные реформы, пошли дальше Лютера в учении о нравственности и таинствах. Главной особенностью учения Кальвина стало учение о предопределении, согласно которому Бог от вечности предопределил одних людей к спасению, а других - к гибели. Это учение в сущности отрицает необходимость христианских подвигов и добрых дел. В последние годы установлено, что раскол Лютера с папством про-изошел не без влияния масонов (ближайшие сподвижники Лютера бы-ли членами масонской ложи). Сначала проповеди Лютера и Кальвина концентрировались на лично-сти Иисуса Христа: "Нет другого пути - Христос один есть Путь и Истина. Вне Его нельзя найти Бога... Только во плоти Христовой мож-но познать Бога... ибо через ниспослание Сына раскрыл Он нам Свою волю и Свое сердце." В малом лютеранском катехизисе говорится, что "Лютер - дорогой и благословенный учитель св. Писания, преобразо-вавший Церковь Божию через восстановление чистоты учения и пра-вильного совершения таинств." Но к этой борьбе за чистоту Церкви присоединились нецерковные силы, враждовавшие с папством из политических, экономических и личных побуждений. Это оказало свое отрицательное влияние на раз-витие Реформации и ее учения. Поставив перед собой задачу восста-новления церковного учения в его апостольской чистоте, Лютер и его сподвижники не смогли справиться с этой задачей, так как много сто-летий отделяло их от первых веков христианства, у них не было живого духовного опыта, отсутствовало знание творений отцов и учителей древней Церкви. Средневековое же схоластическое образование пред-ставляло христианство в искаженном свете. Единственным источником истолкований у них был собственный домысел, личное мнение. Православная Церковь отвергала злоупотребления Преданием и вымышленные Римом документы и факты, чуждые Слову Божьему. Протестанты же совершенно отошли от апостольского Предания, отка-зались от духовного опыта св. учителей Церкви, от постановлений Все-ленских Соборов, оставив единственным руководством в вере Св. Пи-сание, толкуемое ими произвольно. Незнание и принципиальное отвержение церковного Предания явилось главным источником всех заблуждений протестантов, так как Слово Божье - это Библия, Евангелие и Предание. "Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или по-сланием нашим," - возвещает ап. Павел (2Фес 2.15). Св. ап. Иоанн го-ворит: "Многое и другое сотворил Иисус: но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг" (Ин 21. 25). "Не все передали апостолы через послания, а многое и без Писания; но и то и другое равно достойно веры. Посему мы почи-таем достойным веры и Предания," - говорит св. Иоанн Златоуст. Так же учат о Предании и отцы Церкви св. Василий Великий, св. Ириней Лионский, блаж. Августин и другие святые первых веков. Принципиально отвергая апостольское Предание, протестанты не-последовательны. Они приняли на основании Предания "Канон свя-щенных книг," исповедание главных христианских догматов: о троич-ности Лиц в Боге, о воплощении Сына Божьего, и признают 3 древних символа веры, в которых раскрыты эти догматы. Отвергая авторитет древних отцов Церкви, они утвердили авторитет за новыми "толкова-телями" Св. Писания: Лютером, Кальвином и др. Лютеране утверждают, что спасение и избавление от грехов со-вершаются одним Богом, независимо от дел человека, только верой, получение которой зависит всецело от Бога, по Его произволению. Бла-годать Божья, действуя на человека, внушает ему веру во Христа, и это является единственным условием спасения - она делает человека пра-ведным. Особенность этой веры в том, что человек не сомневается в получении благодати Божьей. Благодаря своей вере человек становится святым, благочестивым и оправданным дитем Божьим. Так, вкратце, звучит учение об оправдании верой, являясь основным и исходным пунктом всей протестантской догматики. Св. Писание не дает нам ос-нования к принятию учения лютеран, это учение таит в себе элементы, приводящие к разрушению христианской нравственности. Этот догмат противоречит Слову Божьему и вытекает из неправильно понятых слов свв. апостолов. Лютер принял отдельные слова ап. Павла буквально, вне связи с текстом и с общей мыслью апостола: ."..человек оправдыва-ется верою, независимо от дел закона" (Рим 3:28), "...человек оправ-дывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа" (Гал 3:16). Ап. Павел этими словами не выступал против добрых дел, а про-тив ложной самоуверенности иудейских учителей, полагавших, что спасение заслуживается внешними делами закона Моисеева: обрезани-ем, соблюдением субботы, омовением рук и пр. Тот же ап. Павел в по-слании к Римлянам говорит, что Господь в день праведного суда Сво-его воздаст каждому по делам его. Также ап. Петр: ."..вы называете Отцом Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам" (1 Пет 1:17). Ап. Иоанн: "Дети мои! станем любить не словом и языком, но делом и истиною" (1 Ин 3:18). Ап. Иаков: "Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?... Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва" (Иак 2:14, 26). Сам Господь говорит, что и порочные люди могут обладать верой в смысл признания существующих религиозных истин, но эта вера недостаточна для спасения: "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!," войдет в Царство Небесное, но исполняю-щий волю Отца Моего Небесного" (Мф 7:21). Отвергая крайности римско-католического учения, Лютер сам впал в крайность: он отверг не только богоутвержденное священство и таин-ства, но и апостольское понимание Церкви. Лютер говорит, что истин-ная Церковь там, где неповрежденно сохраняется Слово Божье и пра-вильно преподаются таинства. Но где критерий неповрежденности сло-ва Божьего и правильного совершения таинств, если Лютер сам отверг духовный опыт древней Церкви, отверг Предание и соборный церков-ный разум, заменив их произвольным пониманием? "Духовное священство, - говорит Лютер, - есть принадлежность всех христиан. Все мы священники, то есть все мы - дети Христа, высшего Священника. Поэтому мы не нуждаемся ни в каком другом священнике, кроме Христа, т.к. каждый из нас получил назначение от Самого Бога... Все мы через крещение делаемся священниками." Вся-кий в церкви может проповедовать слово Божье и совершать таинства. Пасторы и суперинтенданты существуют ради порядка. Они избирают-ся обществом из людей, способных учить членов общины. При избра-нии старейшины возлагают на них свои руки. Здесь нет места апо-стольской преемственности и благодати священства, но лишь админи-стративное назначение на должность проповедника. Это утверждение совершенно расходится с методом и пониманием роли священства первохристианской Церковью, и неверно, что Иисус Христос и апостолы не дали никакого определенного устройства Церк-ви. На самом же деле, в течение 40 дней по Своем Воскресении, Гос-подь беседовал с учениками "о Царствии Божием" (Деян. апостолов), т.е. об устройстве Церкви - общества верующих. Только одним Апо-столам дал Господь право совершать таинства и учить людей вере: "И, приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле: итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сы-на и Св. Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века" (Мф 28.18-20). Так же и право руково-дить людьми, приводя их к спасению: "Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Св." (Ин 20.21). Сами апостолы свидетельствуют о том, что не общество ве-рующих, но Сам Господь призвал их на дело апостольского служения Ему ."..не человеками и не чрез человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом" (Гал 1:1). Апостолы сохранили и преемственно передали тот порядок и строй жизни Церкви, какой был установлен Самим Господом; сами они руко-полагали епископов и пресвитеров. Учение Лютера об оправдании только верою повлекло изменения взгляда на таинства, которые для лютеран имеют лишь символическое значение, и вся сила их заключается в личной уверенности молящегося, что он оправдан. У лютеран осталось только два таинства, вернее, их внешняя форма, - крещение и причащение, как заповеданные Самим Спасителем. Однако учение их своеобразно и чуждо древней традиции. Ложная духовность обнаруживается у протестантов в мистицизме, в претензии на общение с Богом, помимо установленных таинств и бого-служений. Протестанты пришли к отрицанию общения между живущими и отошедшими к Богу братьями, к отрицанию надобности молитв за усопших и ходатайства святых за нас. Обоснование этого отрицания чисто рационалистическое: зачем молиться, если судеб Божьих не из-менишь и раз Христос уже всецело принес Богу удовлетворение за всех нас. Такое учение ведет к моральной пассивности. Протестантизм в широко распространенной либеральной форме перенес ценность церковного опыта на свои личные переживания и благочестивые настроения. Если так, то спрашивается, для чего благо-датная сила Божья? "Спасение совершено и вменяется мне." Нужны ли чудеса и даже чудо воскресения? В нач. 40-х гг. XX в. протестанты изъяли из учения Лютера учение о Сыне Божьем и о нашем спасении через Него. В нач. нашего века 80% пасторов города Гамбурга (Герма-ния) отрицали Божество Иисуса Христа. На должность пастора люте-ране начали выбирать и женщин, а в последнее время также гомосек-суалистов и лесбиянок. Справедливость требует отметить, что в люте-ранстве всегда уживались различные течения, и сейчас, нет-нет, разда-ются голоса: "У нас нет Церкви!" Среди некоторых лютеран заметен интерес к православию. Итак, лютеранское движение со времен Лютера отказывается от ценности живого церковного опыта - Св. Предания, от почитания Де-вы Марии и святых, от молитв за умерших, от административного уст-ройства Церкви, от св. таинств, икон, от крестного знамения и считает одну веру достаточной, чтобы заслужить Царство Небесное. Это люте-ранское искаженное христианство создает пропасть между ним и верой в одну Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. В мире 75 млн. лютеран, из них ок. 50 млн. объединены во Всемирную лютеранскую федерацию (функционирует с 1947). Лютеранские церк-ви принимают активное участие в экуменическом движении. Лютеранские церкви также носят название Евангелических церк-вей. Существуют Евангелическая церковь Германии, Евангелическая церковь чешских братьев, Евангелическо-лютеранская церковь Лат-вии, Евангелическо-лютеранская церковь Швеции, Евангелическо-лютеранская церковь Эстонии, Евангелическо-реформатская церковь Венгрии и др. (всего в мире существуют 192 лютеранские церкви). Англикане. Это исповедание представляет собой смесь католичества, лютеранства и кальвинизма и исповедует сочетание догмата о спасающей силе церкви с протестантским учением о спасении личной верой. По внеш-ним признакам: культу и организационным принципам англиканство ближе к католичеству, чем другие протестантские церкви. В Англии еще за несколько веков до реформации образовалась оп-позиция церковному деспотизму Рима. Оппозиция зрела на почве на-циональной, экономической и религиозной. Англичане возмущались постоянным вмешательством римского епископа во внутреннюю жизнь страны, чрезмерными притязаниями светского и политического харак-тера, большими доходами Рима от Англии, распущенностью духовен-ства и пр. Поводом к разрыву с Римом в 1533 для английского короля Генри-ха VIII послужил отказ папы дать ему церковный развод с Екатериной Арагонской. Первоначально церковных реформ не произошло, но Ген-рих провозгласил себя главою церкви, закрыл много монастырей, от-менил "десятины" в пользу Рима. В дальнейшем под влиянием протес-тантов, наводнивших Англию, король поручил пересмотреть все уче-ние церкви, наследованное от Рима. В 1536 от лица парламента вышли "Десять членов вероучения," утверждавших принятые новшества. При Эдуарде VI, в 1551, эти пункты подверглись пересмотру, и бы-ли изданы 42 члена англиканского вероисповедания. Был также издан "Малый катехизис," в котором многие обряды, в частности, освящение воды, употребление колоколов - названы суевериями и отменены. Возникшее направление оказалось смесью католичества с протестант-ством. Этими реформами было положено основание Англиканской епископальной церкви.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.