Меню
Назад » »

О церквах и религиях (3)

С этого времени истинная Российская Православная Церковь вы-нуждена была перейти на нелегальное положение, чтобы уберечься от полного уничтожения. Митроп. Сергий в спешном порядке стал руко-полагать себе сподвижников из числа одобренных и рекомендованных коммунистической партией кандидатур. Однако предательство не спа-сало возглавляемую митроп. Сергием церковь. Большевики не оставля-ли места в созидаемом ими обществе даже для него и его окружения. Репрессии вскоре обрушились и на них. Перед войной были закрыты практически все православные храмы и на свободе, кроме самого ми-троп. Сергия, оставалось всего три епископа из его окружения. Однако тяжести военного времени и попытки склонения союзников к откры-тию второго фронта вынудили Иосифа Сталина принять решение о предоставлении "широких возможностей" для недобитых своих верных прислужников. В 1943 г. по воле этого тирана в спешном порядке были образованы так называемые "Русская православная церковь" и "Грузинская право-славная церковь." Митроп. Сергия тут же сделали патриархом, даже особо не заботясь о придании вида каноничности этому избранию. Это и было образованием возглавления и административного аппарата на-ходящейся в расколе с подлинной Православной Церковью организа-ции, по сей день именуемой "Московской патриархией" (МП). С по-мощью советского идеологического аппарата ей был придан в глазах народа вид "законной" Православной Русской Церкви, несмотря на то, что епископы и священники этой церкви, вопреки Апостольским пра-вилам, назначались и утверждались коммунистической партией. Еще в 1918 г. патриарх Тихон предал анафеме тех, кто сотрудничал с врагами Церкви и Христа - коммунистами и безбожниками. "Властью, данной Нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафе-матствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной. Заклинаем и вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с тако-выми извергами рода человеческого в какое-либо общение" - писал святой патриарх в своем послании от 19 января. Проходивший в те дни Поместный Собор подтвердил силу этой анафемы. По этой и по мно-гим другим причинам нет никаких оснований считать возглавление МП, которое всегда с богоборцами составляло одно целое, канонически поставленной церковной властью, представляющей наш православный народ. Напротив, все находящиеся с ней в общении прямо подпадают под анафему патриарха Тихона и Поместного Собора 1918 г. После-дующие вслед за этим целый ряд канонических и догматических от-ступлений (помимо полного управления церковью безбожниками, са-мым большим отступлением является участие в экуменизме), усугуби-ли разрыв МП с Православной Церковью. В последние годы Московская патриархия, фальсифицируя истори-ческие документы и извращая историю, пытается присвоить себе под-виг Новомучеников и Исповедников, гонителями которых она была все страшные годы правления коммунистического режима. В 1930 г. Сер-гий (Страгородский) перед Богом и всем миром отрекся от них, заявив, что в советской России гонений на Церковь нет, а те верующие и свя-щеннослужители, которые сидят в тюрьмах, сидят там не за свою веру во Христа, а являясь уголовными преступниками. С тех пор ни одного молебна за гонимых христиан или панихиды по замученным и убитым Московской патриархией отслужено не было. Зато в изобилии служи-лись молебны о благоденствии безбожников и о умножении их успехов в строительстве коммунизма. Также всеми приходами Московской патриархии была отслужена панихида по скончавшемуся Сталину. Тот факт, что в наши дни МП пытается выдать себя гонимой большевиками церковью, говорит о беспринципности нынешних ее руководителей, пытающихся попирая церковные каноны и догматы угодить любым гражданским руководителям. Вернись сейчас власть богоборцев - ру-ководство МП, без сомнения, тут же станет ее верной служанкой. Октябрьская трагедия 1917 г. стимулировала проявление самых крайних националистических тенденций. Так, в Украине сразу же под-няло голову движение "самостийничества" - за образование само-стоятельного украинского гос-ва. Будучи движением национально-политическим, оно прикладывало все силы для привлечения на свою сторону авторитета Церкви. Но, поскольку Российская Православная Церковь однозначно стояла за единство православных славянских на-родов, возник социальный заказ на образование сугубо Украинской ав-токефальной (самостоятельной) церкви. Под давлением украинских националистических сил Архиерейский Собор на Украине принял ре-шение об образовании автономной Украинской Православной Церкви под окормлением Святейшего патриарха Московского и всея Руси. Патриарх Тихон своим Указом даровал Украинской Православной Церкви автономию. Однако этого показалось недостаточным для са-мых крайних сторонников самостоятельной Украинской церкви, требо-вавших полной автокефалии, и они организовали свой собор. Не сумев привлечь на свою сторону ни одного епископа, расколь-ники решились на откровенно антиканоническое действие - самостоя-тельно, без участия архиереев, "рукоположили" во "епископа" своего лидера - священника Василия Липковского и положили таким обра-зом начало движению, обычно именуемому "липковщиной." Это в корне противоречит православию, поскольку никакое собрание не мо-жет заменить Христа и посланной Им в мир апостольской благодати, передаваемой только от епископа епископу в таинстве архиерейской хиротонии. Но это, естественно, никак не помогло ни украинскому гос-ву, ни украинской церкви. Как только советская власть укрепилась и получила своего верного союзника и преданнейшего друга в лице са-мозванного возглавителя "Русской православной церкви" митроп. Сер-гия (Страгородского), она жестоко расправилась как с "липковцами," так и со всеми другими своими "попутчиками" на дороге построения нового общества. Автокефалисты. С момента провозглашения Украины самостоятельным гос-вом (1991) опять возник вопрос о самостоятельной украинской церкви. За рубежом, в диаспоре, существовала Украинская церковь, правда, никем не признаваемая, но имеющая более или менее законные архиерейские хиротонии и добивающаяся легализации своего статуса. При первой же возможности она стала открывать свои приходы в Украине (так назы-ваемая Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ)). Од-нако, когда в нее влилась часть Московской патриархии, возглавляемая гонимым этой патриархией энергичным митроп. Филаретом (Денисен-ко), то многие члены УАПЦ не пожелали с этим мириться. Митроп. Филарет быстро и умело организовал выборы патриарха и, таким обра-зом, учредил Киевский патриархат (УПЦ КП), сам став вторым в исто-рии патриархом этой структуры. Несогласная с патриархом Филаретом часть самостоятельной Украинской церкви продолжала именоваться УАПЦ, имея также возглавителем патриарха. Не продержавшись долго, УАПЦ распалась на две части: сторонников Московской патриархии и сторонников унии с папой римским. В свою очередь, Московская пат-риархия, уступая давлению политиков, даровала автономию находя-щейся в Украине своей части и учредила Украинскую православную церковь юрисдикции Московской патриархии (УПЦ МП). Таким обра-зом, в Украине на сегодняшний день действуют четыре независимые друг от друга Украинские православные церкви: УПЦ КП, УПЦ МП и две ветви УАПЦ. Все они добиваются права иметь статус гос-венной украинской церкви, однако правительство Украины дало всем понять, что признает таковой только объединенную Украинскую православную церковь, что стало большим вопросом для этих четырех группировок. В свою очередь, Киевский патриархат образовал в России Истинно-Православную церковь Киевского патриархата, а также оппозицион-ную Белорусскую автокефальную православную церковь. По инициа-тиве УАПЦ образована в России Российская Истинно-Православная церковь под управлением А. Михальченкова. Украинская православная церковь в Канаде - в настоящее время самая многочисленная православная деноминация за пределами Ук-раины. Организована в 1918. Представляет собой одну из ветвей "лип-ковщины." Первоначально в УПЦК вошли украинские переселенцы, которые эмигрировали в Канаду из украинской Галиции, где они при-надлежали к греко-католической (униатской) церкви. В Канаде же от униатства отказались. Возглавляет церковь митрополит с титулом "ми-троп. Виннипегский и всея Канады." Резиденция в Виннипеге. Из ру-ководящих органов имеются синод, консистория, епископский совет. При Манитобском университете существует украинско-православный факультет, иначе называемый коллегия св. Андрея. В нем учащиеся получают теологическое образование. С этой церковью в 1995 вступи-ла в общение Константинопольская патриархия, приняв ее в свою юрисдикцию на правах автономии. Украинская православная церковь в США - первые ее приходы возникли в США в 1919. Верующие были бывшими униатами, эмигри-ровавшими из Галиции и возвратившимися в православие. Центр нахо-дится в Бавнд-Бруке близ Нью-Йорка. Под влиянием этой конфессии находятся верующие в Австралии и Южной Америке. Есть академиче-ский богословский институт и семинария св. Софии. Имеется свое из-дательство. Римокатолики Римско-католическая Церковь (папство, латинство). После разруше-ния Иерусалима в 78 н. э. Иерусалимская Церковь временно перестала существовать, и на первое место стала выдвигаться Римская община и авторитет ее епископа. Основываясь на центральном положении Рима как столицы империи и на происхождении кафедры от первоверховных апостолов, римские епископы уже с III в. начинают высказываться о своем главенствующем положении в Церкви, в чем были с ними не со-гласны епископы восточных провинций. Вообще, Апостольские правила и правила древних соборов не до-пускают ни самовластия первенствующего епископа, ни, тем более, - абсолютизма в Церкви. Высшая инстанция для решения религиозно-канонических вопросов принадлежит Собору епископов - Поместно-му или, если того требуют обстоятельства, - Вселенскому. Тем не менее, политические обстоятельства складывались так, что влияние римского епископа продолжало расти. Этому способствовало нашествие варваров в кон. IV в. и переселение народов Европы. Волны варваров двигались по древнеримским провинциям, смывая все следы христианства. Среди вновь образующихся гос-в Рим выступает в каче-стве носителя апостольской веры и предания. Возвышению авторитета римского епископа способствовали и религиозные волнения в Визан-тийской империи с IV по VIII вв., когда римские епископы выступали защитниками православия. Так, постепенно, у римских епископов ста-ло возрастать убеждение, что они призваны руководить жизнью всего христианского мира. Новым толчком к укреплению деспотических претензий римских епископов в IV в. явился декрет императора Гра-циана, признавший в лице римского папы ("папа" - отец, этот титул носили римские и александрийские епископы) "судью всех епископов." Уже в V в. папа Иннокентий объявил, что "ничего нельзя решать без сношения с римской кафедрой и, особенно, в делах веры, все епископы должны обращаться к ап. Петру," то есть к римскому епископу. В VII в. папа Агафон потребовал, чтобы все постановления Римской церкви принимались всей Церковью, как правила, утвержденные словами ап. Петра. В VIII в. папа Стефан писал: "Я - Петр апостол, по воле Боже-ственного милосердия званный Христом, Сыном Бога живого, постав-лен Его властью быть просветителем всего мира." Эти все возрастающие претензии пап сначала не принимались серьезно восточными епископами и не разделяли Церковь. Всех связы-вало единство веры, таинств и сознание принадлежности к единой Апостольской Церкви. Но, к несчастью христианского мира, это един-ство было разбито римскими епископами в XI и последующих веках искажениями и нововведениями в области вероучительной (догматиче-ской) и канонической (церковных законов). Отчуждение Римской церкви начало углубляться введением ими новых догматов, сначала об исхождении Св. Духа "и от Сына," с внесением этих слов в Символ ве-ры, потом - о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии, о чисти-лище, о "сверхдолжных" заслугах, о папе, как "наместнике" Христа, главе всей Церкви и светских гос-в, о непогрешимости римского епи-скопа в делах веры. Одним словом, стало искажаться самое учение о природе Церкви. В качестве оправдания учения о главенстве римского епископа католические богословы ссылаются на слова Спасителя, ска-занные ап. Петру: "Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою" (Мф 16.18). Святые отцы Церкви всегда понимали эти слова в том смысле, что Церковь основывается на вере во Христа, которую ис-поведал ап. Петр, а не на его личности. Апостолы не видели в ап. Петре своего главу, и на апостольском соборе в Иерусалиме в 51 председа-тельствовал ап. Иаков. Что касается преемства власти, восходящего к ап. Петру, то известно, что он рукополагал епископов во многих горо-дах, не только в Риме, но и в Александрии, Антиохии и др. Почему же епископы тех городов лишены чрезвычайных полномочий ап. Петра? Более глубокое исследование этого вопроса приводит к одному чест-ному заключению: учение о главенстве Петра создано римскими епи-скопами искусственно из честолюбивых побуждений. Это учение было неизвестно ранней Церкви. Все возрастающие претензии на главенство римского епископа и введение учения об исхождении Св. Духа "и от Сына" привели к отпа-дению Римской (католической) церкви от Церкви Христовой. Офици-альной датой отпадения считается 1054, когда кардинал Гумберт поло-жил на престол храма св. Софии в Константинополе папское послание, предававшее проклятию всех несогласных с Римской церковью. В религиозной жизни Европы XI в. ознаменован победой папства над светской властью. Рим становится владыкой мира. Стремление к светской власти и участие в политической борьбе не являлось делом отдельных пап, но вытекало из всей папской системы. Папа Пий IX объявил обязательным для верующего католика признание за римским епископом светской власти. По мановению папы целые народы, взяв меч и крест, идут сражаться против каждого, кого папа назовет своим врагом. В XIII в. папа не только раздает королевские короны, разреша-ет споры князей, но одним своим словом возбуждает или останавливает войны, назначает или низлагает королей и императоров, разрешает их подданных от присяги и т.д. В своей борьбе за власть папы не унимались, но пользовались лю-бым случаем, чтобы напомнить о своем "первенстве" и "непогрешимо-сти." Так, папа Бонифаций VIII в 1302 пишет в своей булле: "Мы объ-являем также, что св. апостольский престол и римский первосвященник обладают верховенством над всем миром и что этот римский перво-священник есть преемник ап. Петра, князь апостолов, наместник Хри-ста на земле, глава всей Церкви и отец и учитель всех христиан." По-добные слова можно найти в постановлениях Ватиканского собора в 1870. В "Своде канонического права," опубликованном в 1917 папой Бенедиктом XV, сказано: "Римский первосвященник, преемник первен-ства блаженного Петра, не только имеет первенство чести, но и выс-шую и полную юридическую власть над всей Церковью." Начиная с XI в., Православная Церковь вынуждена была давать отпор честолюбивым домогательствам римских епископов, оберегая принцип канонической самостоятельности поместных церквей, установленный апостолами. В борьбе за светскую власть над миром епископ Рима входит в противоречие с христианским учением, ибо меч не к лицу "наместни-ку" кроткого Иисуса и глубоко искажает сущность епископского слу-жения. Многие представители Церкви и отдельных народов начали это сознавать. С XIV в. начался религиозный и нравственный упадок пап-ства. Его власть становится все более светской, с ее интригами, пыш-ностью и алчностью к земным богатствам. Большинство населения на-чало стонать под деспотичным гнетом представителей папского двора. Один немецкий историк говорит: "Духовенство относится с презрени-ем к изучению богословия, пренебрегает Евангелием и сочинениями свв. отцов; оно молчит о вере, благочестии и других добродетелях; оно не говорит о заслугах Спасителя и Его чудесах. И таким людям пору-чают высшие посты в Церкви, называя их пастырями душ!"
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar