Меню
Назад » »

О церквах и религиях (1)

Современные Поместные Православные Церкви Албанская Православная Церковь. Александрийская Православная Церковь. Американская Православная Церковь. Антиохийская Православная Церковь. Болгарская Православная Церковь. Грузинская Православная Церковь. Иерусалимская Православная Церковь. Кипрская Православная Церковь. Константинопольская Православная Церковь. Русская Православная Церковь. Русская Зарубежная Церковь. Польская Православная Церковь. Румынская Православная Церковь. Сербская Православная Церковь. Синайская Православная Церковь. Финляндская Православная Церковь. Чехословацкая Православная Церковь. Элладская Православная Церковь. Эстонская Православная Церковь. Японская Православная Церковь. Расколы Российской Православной Церкви в 20 Веке. Автокефалисты. Римокатолики. Старокатолики. Восточные церкви. Монофизиты. Армяно-григорианская церковь. Протестантизм. Англикане. Кальвинизм. Другие церкви Протестантско-реформатовского направления. Религиозные объединения. Британский Совет Церквей (Бсц). Всемирная Исламская Лига (Вил). Всемирная Лютеранская Федерация (Влф). Всемирная Федерация Студентов-Христиан (Вфсх). Всемирное Братство Буддистов (Вбб). Всемирное Братство Православных Молодежных Организаций ("Синдесмос"). Всемирный Альянс Ассоциаций Молодых Христиан. Всемирный Альянс Реформатских Церквей. Всемирный Исламский Конгресс (Вик). Всемирный Консультативный Комитет Друзей (Вккд). Всемирный Методистский Совет (Вмс). Всемирный Пресвитерианский Союз (Впс). Всемирный Совет Церквей (Вцс). Всемирный Союз Баптистов (Всб). Всероссийский Союз Евангельских Христиан. Всесоюзный Совет Евангельских Христиан-Баптистов (Всехб). Всеукраинский Совет Церквей. Конференция Европейских Церквей (Кец). Протестантская Федерация Франции. Союз Русских Баптистов. Союз Христианских Социал-Демократов Швеции. Христианская Мирная Конференция (Хмк). Христианский Миссионерский Совет (Хмс) Нехристианские религии. Ислам. Иудаизм. Индуизм, Буддизм. Современные Поместные Православные Церкви Албанская Православная Церковь Первая епископская кафедра была учреждена в Албании в X в., хо-тя самые ранние упоминания о христианстве в этой стране относятся к III в. Позднее образуется митрополия с несколькими епархиями. При-шло же христианство в Албанию с юга и северо-востока Балкан - Эпира и Македонии. С IX в. вплоть до XX в. Церковь почти не имела самостоятельности. Прежде всего это было обусловлено отсутствием в Албании на протяжении многих веков своей государственности. Уже с сер. VII в. Церковь перешла под юрисдикцию Константинопольской патриархии, а с конца IX в. - Болгарской Православной Церкви. Со второй половины XVIII в. опять подчинялась Константинопольской патриархии. В XI в. страну покорили турки, которые в течение пяти ве-ков насильственно внедряли ислам. Христианскую веру сохраняли чуть более трети албанского народа. После Балканской войны 1912-1914 нач. создаваться независимое албанское (национальное) гос-во. Одновременно среди православных албанцев зародилось церковно-национальное движение за освобожде-ние от греческого влияния в церковной жизни и образование независи-мой - автокефальной - православной Церкви. Автокефалию АПЦ получила в 1937. К 1967 в Албании насчитывалось ок. 272 тыс. право-славных (17% всего населения). Церковь административно разделялась на 4 епархии, 400 приходов, которые входили в 20 благочиний; имела 20 монастырей. С объявлением всеобщей атеизации страны в 1967 при режиме Ходжи все права были ликвидированы. С начала 90-х гг. в стране происходит восстановление гражданских прав. Началось откры-тие церквей и мечетей. В настоящее время АПЦ находится в стадии возрождения. Священный синод Константинопольской патриархии на-значил экзарха Албании в сане епископа, грека по национальности, так как из православных епископов Албании никого в живых не осталось. Назначенный экзарх должен восстановить организационную структуру Церкви, наладить приходскую жизнь. По некоторым оценкам, ныне число православных в Албании превышает полмиллиона человек. Александрийская Православная Церковь. Одна из древнейших поместных православных Церквей. Во II в. в Египте уже была епископская кафедра, позднее сформировалась само-стоятельная Церковь. Ее патриарху было отведено второе место после Константинопольского. В V в. от АПЦ откололись монофизиты (коп-ты), представляющие до сих пор отдельное христианское направление. В нач. XVI в., после завоевания Египта турками-османами, АПЦ при-ходит в упадок и попадает в подчинение к Константинопольскому пат-риарху. Ныне Церковь самостоятельна. Во главе стоит патриарх, рези-денция которого находится в г. Александрия. При патриархе действует синод, в который входят все правящие архиереи. Юрисдикция АПЦ распространяется на всю Африку. Церковь имеет одну архиепископию и 13 митрополий, более 160 храмов, 3 монастыря, институт восточных исследований, выпускающий сборник "Аналекта." Официальный пе-чатный орган - журнал "Пантенос." Американская Православная Церковь. Искусственно образованная "поместная автокефальная Церковь." Началом ее существования считается учреждение на Аляске в 1793 си-нодом Российской Православной Церкви Духовной миссии для Амери-ки, а затем Кадьякского викариатства Иркутской епархии, которое в 1840 было преобразовано в Камчатскую, Курильскую и Алеутскую епархии во главе с еп. Иннокентием. В 1867 Аляска продана США, но храмы и земельные участки епархии остались собственностью РПЦ. В 1872 в связи с ростом числа православных приходов в западных штатах кафедра епархии из Новоархангельска была перенесена в Сан-Франциско, а в 1905 - в Нью-Йорк. В конце 60-х гг. из приходов, ко-торые оказались в ведении Московской патриархии, была образована т.н. Американская Православная Церковь (OCA) и в 1970 была той же Московской патриархией объявлена автокефальной (эта "автокефалия" до сих пор еще не признана другими поместными Церквями). Ныне ею управляет митрополит, резиденция которого находится в Нью-Йорке. При нем функционирует синод, состоящий из всех правящих архиере-ев, и постоянный малый синод со вспомогательными организациями - отделами, советами и комиссиями. АПЦ в пределах США имеет 8 епархий, объединяющих свыше 350 приходов, 5 монастырей, скит, 3 семинарии. Официальный печатный орган - газета "Православная церковь." Верующие - представители различных этнических групп. В богослужении используется католический календарь. За пределами США АПЦ распространяет свою юрисдикцию на часть православных верующих Канады, Мексики и Австралии. Антиохийская Православная Церковь. Одна из старейших автокефальных православных Церквей. С сере-дины V в. возглавляется патриархом. В юрисдикции АПЦ 6 епархий в Сирии и 6 - в Ливане, а также 7 епархий, объединяющих православ-ных арабов, проживающих в Турции, Иране, Ираке, странах Персид-ского залива и Аравийского полуострова, в Северной и Южной Амери-ке. Резиденция патриарха - в Дамаске. При нем действует синод, в ко-торый входят правящие архиереи. АПЦ имеет 20 монастырей. Кадры священнослужителей и богословов готовятся в Бельментской духовной академии (близ Триполи), в семинарии и на богословских факультетах университетов. Издает 6 журналов и бюллетеней. Член Всемирного со-вета церквей. Болгарская Православная Церковь. Поместная автокефальная Церковь, образовавшаяся в IX в. В X-XII, XIV-XIX вв. находилась в подчинении у Константинопольских патри-архов, проводивших антиболгарскую политику. В 1870 по султанскому фирману был учрежден болгарский экзархат во главе со старейшим болгарским митрополитом. Через два года восстановлена автокефалия, однако собор Константинопольской Церкви ее не признал, а саму БПЦ объявил схизматической (раскольнической). Только в 1945 схизма (об-винение в расколе) была снята и БПЦ признана автокефальной. В 1953 восстановлено патриаршество. При патриархе действует синод. В пре-делах Болгарии БПЦ имеет 11 епархий, ок. 3200 храмов и 500 часовен, более 120 монастырей, духовные академию и семинарию. В 1974 обра-зован Церковно-исторический архивный институт, занимающийся ис-следованиями и изданием церковно-исторических материалов. Офици-альный печатный орган - еженедельник "Церковный вестник." За пределами Болгарии имеются 3 епархии (в США и Канаде, в Южной Америке и в Австралии), 2 прихода в Венгрии, 2 в Румынии и один в Австрии. В Стамбуле размещается болгарское церковное наместниче-ство. Богослужения проходят по католическому календарю. В 90-х гг. БПЦ раскололась на две враждебные друг другу части: одной частью в настоящее время управляет патриарх Максим, а другой - патриарх Пимен. В Болгарии также существует старостильная Православная Цер-ковь, возглавляемая еп. Фотием, которая придерживается традицион-ной православной веры болгарского народа. Грузинская Православная Церковь. Одна из древнейших православных Церквей. Еще до IV в. христи-анство имело в Грузии своих приверженцев. Распространение право-славия связывается с именем св. Нины, проповедь которой сильно по-влияла на грузинского царя Мариана, и он принял крещение. Христи-анство было объявлено в Грузии гос-венной религией. Возникшая ГПЦ вначале подчинялась архиеп. Антиохийскому. Но уже в 487 царь Вах-танг I Горгасал, объединивший Грузию в политическом отношении, с согласия Византии провозгласил ГПЦ автокефальной. Ее возглавил ка-толикос-патриарх, кафедра которого находилась в древней столице Мцхете. С VI в. в Грузии появились несколько самостоятельных като-ликосов, но первенствующим всегда оставался Мцхетский. Так было до 1796, когда ГПЦ вновь стал управлять один католикос. Тяжелое поли-тическое положение Грузии привело к добровольному вступлению ее в Российскую империю. ГПЦ перешла в ведение Синода, а католикос получил звание члена Синода. Впоследствии католикосат был упразд-нен и утвержден Грузинский экзархат. Его руководитель получил титул митроп. Мцхетского и Карталинского, экзарха Грузии, а с 1918 - эк-зарха Грузии, архиеп. Карталинского и Кахетинского. В нач. XX в. в экзархате было 1527 приходов, 41 монастырь, 2 семинарии, 8 епархи-альных училищ. Издавался ежемесячный журнал "грузинский Духов-ный Вестник." После февральской революции 1917 духовенство одно-сторонним решением отделилось от Российской Православной Церкви, восстановило автокефалию ГПЦ и избрало католикоса. Таким образом, ГПЦ впала в раскол. Этот факт послужил причиной разрыва отноше-ний с Российской Православной Церковью. В 1943 коммунист-безбожник Иосиф Сталин из политических соображений образовал из преданных ему людей ныне функционирующую т.н. "Грузинскую пра-вославную церковь" и установил ее единство с созданной им же Мос-ковской патриархией. ГПЦ в 1994 насчитывала более 200 общин, 13 епархий, 10 монастырей, 2 духовные школы, духовную семинарию и духовную академию. Имеет ок. 3 млн. членов. Под сильным давлением своих верующих ГПЦ в 1997 вышла из состава Всемирного совета церквей, но не оставила активной экуменической деятельности. Иерусалимская Православная Церковь. Одна из древних поместных автокефальных Церквей. На IV Все-ленском соборе ее предстоятелю присвоили патриарший титул и 4-е место в ряду патриархов. Одна из функций ИПЦ - сохранять св. места Палестины. Резиденция патриарха - в Иерусалиме. При патриархе существует синод. Большая часть верующих - арабы. Патриарх в пре-делах Израиля имеет 2 митрополии и архиепископию, 23 храма, 27 мо-настырей. ИПЦ распространяет свою юрисдикцию на Иорданию и Си-найский полуостров. В Афинах, Стамбуле и Никозии в ее подчинении находятся несколько храмов. В структуру ИПЦ входит Святогробское братство, объединяющее всех архиереев, архимандритов, иеромонахов, дьяконов, монахов и послушников, имеющее в своем ведении 6 на-чальных школ и гимназий. Официальный печатный орган - журнал "Новый Сион." Кипрская Православная Церковь. Одна из древнейших поместных автокефальных Церквей. Возглав-ляется архиепископом. Была признана автокефальной на III Вселен-ском соборе (431). До VII в. КПЦ вела активную миссионерскую дея-тельность, строила монастыри и храмы. В дальнейшем в связи с турец-кими завоеваниями, крестовыми походами, английской оккупацией Кипра положение церкви ухудшилось. К 40-м гг. XX в. она имела од-ного иерарха. В 1947 вновь получила полную каноническую и органи-зационную самостоятельность. В настоящее время КПЦ состоит из 1 архиепископии и 5 митрополий, имеет ок. 600 приходов, 15 монасты-рей, в некоторых городах открыты школы церковной византийской му-зыки. Резиденция архиепископа находится а г. Никосии. Официальный печатный орган - журнал "Апостол Варнава." Константинопольская Православная Церковь. Одна из древнейших поместных автокефальных Церквей. Образо-валась в IV в. на базе столичной епархии в Византийской империи с центром в Константинополе. Ее глава - патриарх - считается "пер-вым среди равных," т.е. среди остальных предстоятелей автокефальных православных Церквей, так как, согласно традиции, КПЦ занимает "первое место по чести." С завоевания в сер. XV в. Византии турками-османами константинопольские патриархи стремились удержать власть над православным населением всей Османской империи, но это им не удалось. Церковь оказалась в сильном мусульманском окружении и по-стоянно испытывала притеснения со стороны мусульман. В 1923 пра-вительство Турции даже требовало удаления патриархии из Констан-тинополя. В то же время, в нач. XX в., КПЦ широко воспользовалась трудным положением Российской Православной Церкви (арестом и по-стоянным давлением на патриарха Тихона) и незаконно приняла в свое ведение целый ряд приходов и епархий Российской Церкви на террито-рии Польши, Чехословакии, Финляндии и Эстонии. КПЦ также при-знала законным обновленческий собор 1923 и его решение о низложе-нии патриарха Тихона. В этих антиканонических действиях особенно ярко проявились тенденции константинопольских патриархов к особо-му, ничем не обоснованному, главенству в православном мире, своего рода "православному папизму." Ныне КПЦ имеет на территории Турции 1 архиепископию и 4 ми-трополии. При патриархе, резиденция которого находится в Стамбуле, функционирует синод и работает 23 комиссии. В пределах Турции проживает незначительная часть верующих. В странах Западной Евро-пы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии КПЦ имеет 23 епархии и ряд учреждений. Кроме того, в ее юрисдикции находится Святая Гора - Афон, Критская Православная Церковь и Финляндская Православная Церковь. В 1995 КПЦ приняла в свою юрисдикцию са-мообразовавшуюся Украинскую автокефальную православную цер-ковь. КПЦ - активный участник экуменического движения, член Все-мирного совета церквей. Богослужения совершаются по католическому календарю. Русская Православная Церковь Русская Православная Церковь имеет более чем тысячелетнюю историю. По преданию, св. апостол Андрей Первозванный с проповедью Евангелия остановился на Киевских горах и благословил будущий город Киев. Распространению христианства на Руси способствовало ее соседство с могучей христианской державой - Византийской империей. Юг Руси был освящен деятельностью равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, апостолов и просветителей славян. В 954 году приняла крещение княгиня Киевская Ольга. Все это подготовило величайшие события в истории русского народа - крещение князя Владимира и в 988 году Крещение Руси. Русская Церковь в домонгольский период своей истории была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Возглав-лявший Церковь митрополит назначался Константинопольским Патри-архом из греков, но в 1051 году на первосвятительский престол был поставлен русский митрополит Илларион, образованнейший человек своего времени. С Х в. строятся величественные храмы. С ХI в. на Руси начинают развиваться монастыри. В 1051 г. преподобный Антоний Печерский принес на Русь традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший центром религиозной жизни Древней Руси. Роль монастырей на Руси была громадна. И главная их заслуга перед русским народом - не говоря об их чисто духовной роли - в том, что они были крупнейшими центрами образованности. В мо-настырях, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней све-дения о всех знаменательных событиях в истории русского народа. Процветали в монастырях иконопись и искусство книжного писания, выполнялись переводы на русский язык богословских, исторических и литературных произведений. В ХII веке, в период феодальной раздробленности Русская Цер-ковь оставалась единственной носительницей идеи единства русского народа, противодействовавшей центробежным устремлениям и междо-усобице князей. И татаро-монгольское нашествие - это величайшее бедствие, постигшее Русь в ХIII веке, не сломило Русской Церкви. Она сохранилась как реальная сила и была утешительницей народа в этом трудном испытании. Духовно, материально и морально она способст-вовала воссозданию политического единства Руси - залога будущей победы над поработителями. Объединение разрозненных русских княжеств вокруг Москвы началось в ХIV веке. И Русская Церковь продолжала играть важную роль в деле возрождения единой Руси. Выдающиеся русские святители были духовными руководителями и помощниками Московских князей. Св. Митрополит Алексий (1354-1378) воспитал князя Димитрия Дон-ского. Он, как позднее и св. Митрополит Иона (1448-1471), силою сво-его авторитета помогал Московскому князю в прекращении феодаль-ных смут и сохранения государственного единства. Великий подвиж-ник Церкви русской Преподобный Сергий Радонежский благословил Димитрия Донского на величайший ратный подвиг - Куликовскую битву, послужившую началом освобождения Руси от поработителей. Сохранению национального самосознания, национальной куль-туры русского народа немало содействовали в тяжелые годы татаро-монгольского ига и западных влияний монастыри. В ХIII веке было по-ложено начало Почаевской Лавры. Эта обитель и ее святой игумен Иов (Железо) многое сделали для утверждения Православия в западнорус-ских землях. Всего с ХIV до половины ХV века на Руси было основано до 180 новых монашеских обителей. Крупнейшим событием в истории древнерусского монашества было основание преподобным Сергием Радонежским Троице-Сергиева монастыря (около 1334 г.). Здесь, в этой прославленной впоследствии обители, расцвел дивный талант иконо-писца преподобного Андрея Рублева. Освобождаясь от захватчиков, Русское государство набирало си-лу, а с ним росла и сила Русской Православной Церкви. В 1448 году, незадолго до падения Византийской империи, Русская Церковь стала независимой от Константинопольского Патриархата. Митрополит Ио-на, поставленный Собором русских епископов в 1448 году, получил ти-тул Митрополита Московского и всея Руси. В дальнейшем возрастающая мощь Русского государства содей-ствовала и росту авторитета Автокефальной Русской Церкви. В 1589 году Московский Митрополит Иов стал первым русским патриархом. Восточные патриархи признали за русским патриархом пятое по чести место. ХVII век начинался для России тяжело. С запада на Русскую Землю вторглись польско-шведские интервенты. В это время смут Рус-ская Церковь, как и прежде, с честью выполнила свой патриотический долг перед народом. Горячий патриот Патриарх Гермоген (1606-1612), замученный интервентами, был духовным вождем ополчения Минина и Пожарского. В летопись истории Русского государства и Русской Церкви навсегда вписана героическая оборона Троице-Сергиевой Лав-ры от шведов и поляков в 1608-1610 гг. В период, последовавший за изгнанием из России интервентов, Русская Церковь занималась одной из очень важных внутренних своих проблем - исправлением богослужебных книг и обрядов. Большая за-слуга в этом принадлежала Патриарху Никону - личности очень яр-кой, выдающемуся церковному реформатору. Некоторая часть священ-нослужителей и мирян не поняла и не приняла богослужебных реформ Патриарха Никона и отказалась подчиниться церковной власти. Так возник старообрядческий раскол. Начало ХVIII века ознаменовалось для России радикальными ре-формами Петра I. Реформа коснулась и Русской Церкви: после кончи-ны в 1700 году Патриарха Адриана Петр I задержал выборы нового Предстоятеля Церкви, а в 1721 году учредил коллегиальное высшее церковное управление в лице Святейшего Правительствующего Сино-да. Синод оставался высшим церковным органом Русской Церкви в те-чение почти двухсот лет. В Синодальный период своей истории (1721-1917 гг). Русская Церковь особое внимание уделяла развитию духовного просвещения и миссионерству на окраинах страны. Велось восстановление старых и строительство новых храмов. Начало ХIХ века ознаменовалось дея-тельностью замечательных богословов. Немало сделали русские бого-словы и для развития таких наук, как история, языкознание, востокове-дение. ХIХ век дал и великие образцы русской святости: преподобного Серафима Саровского, старцев Оптиной и Глинской пустынь. В начале ХХ века началась подготовка к созыву Всероссийского Церковного Собора. Созван был Собор только после революции - в 1917 году. Крупнейшим его деянием было восстановление патриарше-го управления Русской Церковью. Митрополит Московский Тихон был избран на этом Соборе Патриархом Московским и всея Руси (1917-1925). Святитель Московский Тихон прилагал все усилия, чтобы успо-коить разрушительные страсти, раздутые революцией. В Послании Священного Собора от 11.11.17 года говориться: "Вместо обещанного лжеучителями нового общественного строения - кровавая распря строителей, вместо мира и братства народов - смешение языков и ожесточенная ненависть братьев. Люди, забывшие Бога, как голодные волки бросаются друг на друга... Оставьте безумную и нечестивую мечту лжеучителей, призывающих осуществить всемирное братство путем всемирного междоусобия! Вернитесь на путь Христов!" Для большевиков, пришедших к власти в 1917 году, Русская Православная Церковь уже априори была идеологическим противни-ком, так как она и после октябрьского переворота, будучи институцио-нальной частью царской России, решительно защищала старый строй. Именно поэтому многие епископы, тысячи священников, монахов и монахинь, а также мирян были подвергнуты репрессиям вплоть до рас-стрела и потрясающих своей жестокостью убийств. Когда в 1921-22 годах советское правительство потребовало вы-дачи церковных ценностей для оказания помощи голодающему населе-нию из-за неурожая 1921 года, дело дошло до рокового конфликта ме-жду Церковью и новой властью, решившей использовать ситуацию для полного и окончательного уничтожения Церкви. К началу Второй Ми-ровой войны церковная структура по всей стране была почти уничто-жена. На свободе осталось лишь несколько епископов, которые могли исполнять свои обязанности. Некоторым епископам удалось выжить в глуши или под видом священников. Во всем Советском Союзе было открыто для богослужений только несколько сотен храмов. Большая часть духовенства находилась в лагерях, где многие пропали без вести, или в катакомбах, тысячи священников сменили профессию. Большевики не оставляли усилий, чтобы заполучить верного союз-ника из числа представителей высшей церковной иерархии. И вот, на-конец, такой нашелся. Занявший должность заместителя Патриаршего Местоблюстителя митроп. Сергий (Страгородский), получив титул патриарха Российской Православной Церкви, в 1927 г., издал Деклара-цию, в которой продекларировал капитуляцию перед сталинским ре-жимом. Так возник сергианский раскол. Путем полной изоляции за-конных полномочных носителей церковной власти и пресечения вся-кой возможности собрать свободный Церковный Собор, богоборцами была сымитирована видимость "законности" действий митроп. Сергия. С момента издания Декларации он стал пользоваться широкой под-держкой сталинского правительства, а на не поддержавших его обру-шились жесточайшие за всю историю Церкви гонения. Христиан, не поддержавших Декларацию, тут же обвинили в "нелояльности" к со-ветской власти, то есть в контрреволюции и иных заговорах против существующего режима. Однако предательство не спасало возглавляемую митроп. Сергием церковь. Большевики не оставляли места в созидаемом ими обществе даже для него и его окружения. Репрессии вскоре обрушились и на них. Перед войной были закрыты практически все православные храмы и на свободе, кроме самого митроп. Сергия, оставалось всего три епископа из его окружения. Однако тяжести военного времени и попытки скло-нения союзников к открытию второго фронта вынудили Иосифа Ста-лина принять решение о предоставлении "широких возможностей" для недобитых своих верных прислужников. В 1943 г. по воле этого тирана в спешном порядке были образованы так называемые "Русская православная церковь" и "Грузинская право-славная церковь." Митроп. Сергия тут же сделали патриархом, даже особо не заботясь о придании вида каноничности этому избранию. Это и было образованием возглавления и административного аппарата на-ходящейся в расколе с подлинной Православной Церковью организа-ции, по сей день именуемой "Московской патриархией" (МП). С по-мощью советского идеологического аппарата ей был придан в глазах народа вид "законной" Православной Русской Церкви, несмотря на то, что епископы и священники этой церкви, вопреки Апостольским пра-вилам, назначались и утверждались коммунистической партией. Октябрьская трагедия 1917 г. стимулировала проявление самых крайних националистических тенденций. Так, в Украине сразу же под-няло голову движение "самостийничества" - за образование само-стоятельного украинского гос-ва. Будучи движением национально-политическим, оно прикладывало все силы для привлечения на свою сторону авторитета Церкви. Но, поскольку Российская Православная Церковь однозначно стояла за единство православных славянских на-родов, возник социальный заказ на образование сугубо Украинской ав-токефальной (самостоятельной) церкви. Под давлением украинских националистических сил Архиерейский Собор на Украине принял ре-шение об образовании автономной Украинской Православной Церкви под окормлением Святейшего патриарха Московского и всея Руси. Патриарх Тихон своим Указом даровал Украинской Православной Церкви автономию. Однако этого показалось недостаточным для са-мых крайних сторонников самостоятельной Украинской церкви, требо-вавших полной автокефалии, и они организовали свой собор. Не сумев привлечь на свою сторону ни одного епископа, расколь-ники решились на откровенно антиканоническое действие - самостоя-тельно, без участия архиереев, "рукоположили" во "епископа" своего лидера - священника Василия Липковского и положили таким обра-зом начало движению, обычно именуемому "липковщиной." Это в корне противоречит православию, поскольку никакое собрание не мо-жет заменить Христа и посланной Им в мир апостольской благодати, передаваемой только от епископа епископу в таинстве архиерейской хиротонии. Но это, естественно, никак не помогло ни украинскому гос-ву, ни украинской церкви. Сегодня в Русской Православной Церкви 128 епархий (для срав-нения - в 1989 году было 67), более 19000 приходов (в 1988 году - 6893), около 480 монастырей (в 1980 - 18). Приведенные цифры на-глядно свидетельствуют о всестороннем возрождении церковной жиз-ни, происходящем под Первосвятительским омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Пастырское служение осуществляют более 150 архиереев, 17500 священников, 2300 диако-нов. Сетью учебных православных заведений руководит Учебный ко-митет. В настоящее время действуют 5 духовных академий (в 1991-2), 26 духовных семинарий (в 1988-3), 29 духовных училищ, которых до 90-х годов не было совсем. Открыты 2 Православных университета и Богословский институт, 1 женское духовное училище, 28 иконописных школ. Общее количество учащихся духовных школ, включая заочный сектор, - около 6000 человек. Образованы учебные заведения, при-званные распространять религиозное образование среди мирян. Коор-динирует эту важную работу Отдел по религиозному образованию и катехизации. Формы религиозного образования и катехизации мирян весьма многообразны: воскресные школы при храмах, кружки для взрослых, группы подготовки взрослых ко крещению, православные детские са-ды, православные группы в государственных детских садах, право-славные гимназии, школы и лицеи, православные курсы катехизаторов. Воскресные школы являются наиболее распространенно формой кате-хизации.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar