- 289 Просмотров
- Обсудить
"Но печаль ваша в радость будет" (Ин. 16, 20) Не думай, что всякая скорбь находит на людей за грехи, ибо некоторые угождающие Богу бывают искушаемы. Преподобный Марк Подвижник (54, 24). Большая часть божественных дарований зарождается в душе после затруднения и скорби (49, 307). Чем более разнообразные скорби и наказания посылает на тебя Господь, тем больше искренней любви Он простирает к тебе. Преподобный Нил Синайский (49, 366). ... Ты должен хорошо знать, что не всегда только за грехи попускаются скорби, печали и злоключения, но иногда человеколюбивый Бог, любя раба Своего, нарочно повергает его в различные бедствия, как золотую руду в огонь, чтобы искусить его, как золото в горниле, и сделать его достойным Себя. "Плавильня-для серебра, и горнило-для золота,-говорит Соломон,-а сердца испытывает Господь" (Притч. 17, 3). Посмотри на Иова и Товию, праведных и любезных Богу людей, сколь многими и не малое время они, как золото, были искушаемы скорбями и печалями, а потом какими радостями и веселиями они были утешены. Они претерпели много зла, и не за грехи свои, но для того, чтобы проявилась еще большая их вера и любовь к Богу. Так и Моисей говорил Израилю: "искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей" (Втор. 13, 3)... Бог попускает любимым рабам своим скорби по силам их. Бог подает и терпение в скорбях уповающим на Него. Поэтому, любящий Бога, "возложи на Господа заботы твои" (Пс. 54, 23), ибо Он печется о тебе. Он промышляет о тебе. Уповай на Бога, и Он "сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою Господь" (Пс. 120, 7). Ибо пишется: "хранит Господь всех любящих Его" (Пс. 144, 20). Если любишь Господа, не печалься о нашедших на тебя скорбях: Он избавит тебя от них, ибо говорит: "С ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его" (Пс. 90, 15). Если любишь Бога, не скорби об окруживших тебя бедствиях, ибо "любящим Бога... все содействует ко благу" (Рим. 8, 28); все, что считается бедствием в этом мире, как-то: гонения, озлобления, досады, унижения и многое другое,-все это любящим Бога обыкновенно приносит не гибель, но спасение. Силен Бог рыдание и плач вскоре преложить на веселие и утешение (103, 105-106). Господь наш Иисус Христос, уходя от мира сего, завещал любящим Его, как бы в виде некоего особого дара, гонения в мире, слезы, рыдания и скорби, ибо Он говорит: "Изгонят вас из синагог", и еще: "вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете" (Ин. 16, 2, 20). Однако Он оставил все это любящим Его не для того, чтобы озлобить их, стереть и славу их повергнуть в прах, но чтобы тем больше их потом утешить, возвеличить и прославить. Как "надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою" (Лк. 24, 26), так будет и с нами: "печаль ваша,-говорит Он,-в радость будет" (Ин. 16, 20). И еще: "и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас" (Ин. 16, 22). Он оставил любящим Его скорби для того, чтобы ими, как бы путем, устланным терниями, тесным и скорбным, они достигли неотъемлемой радости. Ибо как радующиеся и веселящиеся ныне всякий день наследуют плач, согласно написанному: "Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете" (Лк. 6, 25), и еще: "концом радости бывает печаль" (Притч. 14, 13), так и плачущие ныне наследуют радость и веселие: "Блаженны плачущие,-сказал Господь,-ибо они утешатся" (Мф. 5, 4). ... "Господь неба и земли даст тебе радость вместо печали твоей" (Тов. 7, 17). Святитель Димитрий Ростовский (103, 107). Если и посылает Бог рабам Своим скорби, то не оставляет их в скорбях, но с ними пребывает в скорбях их, как говорит: "С ним Я в скорби" (Пс. 90, 15). Так читаем о святом Иосифе, сыне патриарха Иакова, что "Бог был с ним" (Деян. 7, 9). Хотя в рабы был продан Иосиф "стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его" (Пс. 104, 18), однако же Бог был с ним. Был и со святыми патриархами Авраамом, Исааком и Иаковом, хотя и многие беды окружали их. Поэтому пишется, что "никому не позволял обижать их и возбранял о них царям: "Не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла" (Пс: 104, 14-15) ... Был с мучениками посреди печи скорбей, мучений и страданий, был и с прочими святыми. Он ныне неотступно с рабами Своими, чтущими Его, и будет до скончания века: "се, Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28, 20) (104, 1737). Когда слышишь, возлюбленный христианин, что Бог с верными рабами Своими в скорбях, не просто подразумевай это Божие бытие: Он с ними и сохраняет их, помогает им, утешает их, растворяет крестную горесть любви Своей, подавая ко вкушению Свою благость,-как мать по-разному утешает свое скорбящее и плачущее малое дитя,-и так или облегчает тяжесть скорбей, или, когда нужно, совсем освобождает их от печи скорбей. Эта благость и человеколюбие Божие удивительно изображается в Святом Писании. Уподобляется орлу, покрывающему гнездо свое и согревающему птенцов, как в песне Моисеевой; уподобляется "сени крыл" и прочему (Пс. 16, 8; Пс. 30, 21; Пс. 35, 8; Пс. 60, 5; Пс. 62, 8; Пс. 90, 1), и перьям осеняющим, как сказано: "перьями Своими осенит тебя" (Пс. 90, 4). Видишь, как бывает Бог с рабами Своими в их скорбях! Святитель Тихон Задонский (104, 1738). Когда святые апостолы исповедали Спасителя Сыном Божиим, Он сказал: "должно... пострадать... и быть убиту" (Мф. 16, 21). Дело созрело, оставалось только завершить его крестной смертью. То же бывает и в ходе нравственного преуспеяния христианина. Пока он в борьбе со страстями, враг еще надеется как-нибудь искусить его, но когда страсти улягутся и у врага недостает уже силы возбуждать их, тогда он воздвигает внешние искушения, всякого рода напраслины, и притом самые чувствительные. Он метит заронить мысль: "Ну из-за чего трудился и боролся? Никакого нет тебе от этого проку". Но когда он заготовляет таким образом войну извне. Господь труженику своему ниспосылает дух терпения, и прежде чем враг успеет поднять какую-либо беду, пробуждает в сердце его воодушевленную готовность на всякого рода страдания и неприязни, и козни врага не удаются. Как Господь сказал о Себе: "должно... пострадать", так и они испытывают некоторую жажду скорбей. И когда они наступают, то с радостью встречают их, пьют их, как жаждущий пьет прохладную воду. Епископ Феофан Затворник (107, 218-219). Невинный и Всесвятой Господь, пострадав принятым Им человечеством за виновное и зараженное грехом человечество, предоставил страдания в путь спасения для всех Своих последователей, для всего Своего духовного племени и родства... Вместе с тем Он изливает в страдания рабов Своих из Своих страданий неизреченное духовное утешение как деятельное доказательство верности спасения и верности страдальческого пути, ведущего к спасению (112, 127). Тем, которым попускаются скорби, невозможно было бы устоять в них, если бы не поддерживала их тайно помощь и благодать Божия... Без скорби человек не способен к тому таинственному, вместе существенному утешению, которое дается ему соразмерно его скорби (108, 317). Священное Писание свидетельствует, что рабам Божиим, шествующим путем заповедей Божиих, посылаются особенные скорби в помощь их деятельности... Эти очистительные скорби именуются попущениями, или судьбами Божиими (108, 326). Скорби были от начала века знамением избрания Божия. Они были знамением, богоугождением для патриархов, пророков, апостолов, мучеников, преподобных. Все святые прошли тесным путем искушений и скорбей, терпением их принесли себя в благоприятную жертву Богу (108, 350). Убегает от исполнения закона Христова безумно ищущий места бесскорбного... Место и жизнь бесскорбные, когда сердце обрящет смирение и смирением войдет в терпение (109, 50). Время скорби есть то блаженное время, в которое Бог созиждет душу возлюбленного избранника Своего из среды людей (109, 106). Дару внимательной молитвы обыкновенно предшествуют особенные скорби и потрясения душевные, низводящие дух наш в глубину сознания нищеты и ничтожности своей (109, 284). Одр болезни бывает часто местом богопознания и самопознания. Страдания тела бывают часто причиной духовных наслаждений, и одр болезни орошается слезами покаяния и слезами радости о Боге (111, 506). Никакой произвольный подвиг, никакое произвольное лишение и злострадание не могут принести той пользы душе, какую приносят посылаемые ей Богом невольные скорби. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (111, 371).
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.