- 336 Просмотров
- Обсудить
Не учи тому, чего не исполнил сам Никому не предлагай того, никого не учи тому, чего прежде сам не исполнил на деле. Преподобный Антоний Великий (82, 27). Хорошо поучая словами, можно опровергать свое учение делами. Это стало причиной множества зол в Церкви (43, 278). Порочность в соединении с искусством слова производит гораздо большие беды, чем необразованность (35, 101). Одно зависит от дел, а другое-от слов, и каждая из этих двух частей имеет потребность в другой, чтобы здание было совершенным. Святитель Иоанн Златоуст (35, 460). Если не запасено в сердце добра, то как не обладающий им втайне вынесет устами сокровище? Если имеющий доброе в сердце не возвещает о нем словом, то будет сказано ему: "Скрытая мудрость и утаенное сокровище-какая польза от обоих?" (Сир. 20, 30). Поэтому для пользы других "уста мои 'изрекут премудрость", а для собственного моего преуспеяния "размышление сердца моего" стяжает знание (Пс. 48, 4) (4, 304). Предстоятель слова должен быть для других образцом всего доброго, прежде сам исполняя то, чему учит. Святитель Василий Великий (6, 389). Много таких, которые надоедают словами, но мало таких, которые бы наставляли делами и которым особенно надлежало бы священнодействовать (50, 279). Всякое слово, не подтверждаемое делом, не только кажется напрасным и пустым, но обращается в укоризну, особенно если произнесено проповедником. Чем с большей готовностью он пользуется им, тем более вызывает недоверия, даже насмешек. Поэтому нужно сперва делать, а потом говорить (52, 311). Обычно больше пользы приносит жизнь без слов, чем слова без жизни. Ибо пример жизни помогает и молча, а пустые слова и взывая возбуждают неудовольствие. Но если будут соединены слово и жизнь-это станет образцом всякой мудрости (51, 57). Делать и учить-превосходнее всего, а делать и не учить-недостаточно, это хромота на одну сторону. Для этого у человека и есть дар слова... Ибо какую силу будет иметь доблестная жизнь, когда предстоит спор о догматах и защитник неправого учения неудержимо устремляется против догматов правых? А учить не делая-это подобно листьям без плодов и не останется без осмеяния, посрамления и осуждения (51, 171). Тот, кто не способен говорить, но славен по жизни и отличается правдой и воздержанием, лучше живущего постыдно и в высшей степени сильного в слове (51, 173). Кто берется учить других, тому надо сперва сделать, потом говорить. А кто не делает, тот не вправе и говорить. Первый сопричтен будет к первоверховным, а второй не только понесет наказание, но и здесь возбудит смех, потому что сделается для слушателей предметом осмеяния. Поэтому надо или говорить, делая, или, не делая, хранить молчание и связывать язык уздой искренности, способной породить и раскаяние (51, 225). Думаю, что учителю всеми мерами нужно стремиться к двум преимуществам-чистоте жизни и достаточной силе слова... чтобы как приводить учеников к должному состоянию, так и учить мудрости непокорных. Ибо как обучающие чистописанию, взяв доску, с изяществом выводят буквы и отдают начавшим обучаться, чтобы насколько могут, подражали этому, так и нашим наставникам надлежит представлять свою жизнь ученикам, как некий ясно начертанный образец, чтобы, насколько можно, ей подражали. Если же ученики, видя не только безукоризненную, но и чудную жизнь, не устремляются к добродетели, то уже всякий поставит это в вину не учителю, но беспечности учеников. Поскольку же иные спрашивают, почему бы от предосудительных поступков учеников не удерживать страхом, спросим и мы: каким же страхом действовать наставнику? Сделать выговор? Но это, повторяемое многократно, не имело силы. Убеждать жезлом? Но это не позволено. Отлучить? И это было испытано. Изгнать из города? Но у него нет такой власти. Обещать Небесное Царство? Но беспечным это кажется сказкой. Угрожать Судом? Но слушатели смеются над этим... И вот те, кого не нужно было бы включать и в число подчиненных, осмеливаются самовольно вступать на учительскую кафедру и мечтают владеть алтарем - не овладевшие сами собою; думают управлять другими- неспособные управить себя самих; от них-то дела церковные приходят в расстройство (51, 283). Самым делом надлежит... убеждать слушателей, что есть Царство Небесное, и пробуждать в них желание его. Убеждаются же слушатели, когда видят, что учитель совершает дела, достойные Царства. А если совершающий дела, достойные осуждения, станет мудрствовать о Царстве, то как убедить ему слушателей? Ибо он поступает подобно человеку, который убеждает возлюбить нечто тех, кого сам убедил прежде, что этого не существует. Преподобный Исидор Пелусиот (52, 146). Опасно учить ближнего преждевременно, чтобы самому не впасть в то, от чего предостерегается ближний. Впадающий в грех не может учить, как не впадать в него (82, 148). Не поступайте ни в каком случае дерзко. Самый наружный образ ваш да служит назиданием. В особенности же да служит назиданием ваше молчание-и явное, и в духе. Преподобный авва Исаия (82, 178). Никогда я не исполнял моей воли и никого не учил тому, чего сам прежде не сделал. Авва Иоанн Колов (82, 297). Преимущественно трудом, а не голыми словами постараемся научиться познанию божественных истин, ибо не слова, а дела мы должны будем показать во время исхода. Преподобный Иоанн Лествичник (57, 182). Проповедание слова Божия без послушания-Богу неугодно и проповедующему неполезно. "Грешнику же говорит Бог: "что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои, а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя?" (Пс. 49, 16-17 и далее). Надо прежде исправить себя и тогда исправлять людей; себя научить, и потом учить людей, как говорит апостол: "как же ты, уча другого, не учишь себя самого?" (Рим. 2, 21), чтобы нельзя было отнести к тебе эту поговорку: "врач! исцели Самого Себя" (Лк. 4, 23) (104, 1342). Зови, возлюбленный, зови людей, пока открыты двери; зови, но и сам иди; иди перед ними и показывай им путь в славный дом Небесного Царя. Говори им громогласно: "все готово; приходите на брачный пир!" (Мф. 22, 4). И к чему других зовешь, и сам спеши, не стой, не будь столбом, стоящим на пути, который указывает путь к городу, но сам не движется с места, но будь вождем, который и другим указывает путь, и сам вперед идет. Призывы твои будут действенны, если сам будешь идти туда, куда зовешь других, иначе мало что успеешь. Люди больше следуют примеру, чем слову. Сильным будет слово твоего призыва, если пример твоей жизни будет согласен с твоими словами. А когда люди слышат призыв твой, а видят, что сам ты не движешься, едва ли будут верить и слову твоему. И так ты словом будешь звать, но примером будешь удерживать. Святитель Тихон Задонский (104, 1342-1343).
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.