- 234 Просмотра
- Обсудить
ГЛАВА V Вопрос о свободе воли. Детерминизм, его разбор. Ложное и истинное понятие об индетерминизме. Влияние на нас мотивов, и свобода выбора. Сознание нами своей свободы, и факт раскаяния. Мы уже знаем то, что человек несет ответственность за свои поступки только тогда, когда он бывает свободен при их совершении. Но имеет ли он ту духовную свободу, свободу воли, которая предполагается здесь? В последнее время в человечестве сильно распространилось учение, которое называется детерминизмом. Последователи этого учения - детерминисты - не признают в человеке свободы воли. Они утверждают, что в каждом отдельном поступке человек действует только по внешним причинам. По их учению, человек всегда действует только под влиянием мотивов и побуждений, не зависящих от него, и подчиняется обычно сильнейшему из этих мотивов. Эти ученые говорят: "Нам только кажется, что мы поступаем свободно, это - самообман". Знаменитый философ XVI века Спиноза защищал это мнение. Он, в виде примера, говорил о брошенном камне, что если бы этот камень мог думать и говорить, - то он также сказал бы, что он летит и падает на то место, куда ему самому хочется. А в действительности - летит он только потому, что его кто-то бросил, а падает под действием силы тяжести. К этому примеру мы возвратимся ниже. А пока заметим следующее. Учение, противоположное детерминизму, и признающее в человеке свободу воли, называется индетерминизмом. Это учение принимается христианством. Но нужно помнить, что существуют крайние индетерминисты, учение которых принимает односторонне-ложный характер. Они говорят, что свобода человека есть его полная власть поступать именно так, как ему хочется. Таким образом, в их понимании, свобода человека есть полный его произвол, полная власть поступать по любому своему желанию или капризу. На ложную приманку такой "свободы" завлекли и захватили социалисты и коммунисты весь несчастный обманутый русский народ (о такой "свободе" говорит св. Ап. Петр - 1 посл. Петра, II гл., 15-16 ст. и 2 Петра, II, 19). Конечно, это не свобода. Это злоупотребление свободой, извращение ее. Человек не имеет абсолютной, безусловной свободы, такой высшей творческой свободой обладает только Всемогущий Бог. В противоположность такому ложному индетерминизму, истинный индетерминизм учит иначе. Его учение говорит о том, что человек несомненно находится под влиянием внешних мотивов и побуждений самого различного рода. Так напр., на него действует окружающая среда, условия жизни, политическая обстановка, его образование, культурное развитие и т. д. - все это отражается в чертах его нравственного облика. В этом признании того, что на человека действуют - и иногда очень сильно - различные внешние мотивы и влияния, индетерминисты согласны с детерминистами. Но дальше - коренное расхождение. В то время, как детерминисты говорят, что человек поступает так или иначе только под влиянием сильнейшего из мотивов, а свободы не имеет - индетерминисты утверждают, что он всегда свободен избрать любой из этих мотивов. Этот мотив может быть вовсе не сильнейшим, мало того, человек может даже предпочесть мотив, который другим людям покажется явно невыгодным. Примером этого может служить подвиг мучеников, которые мучителям язычникам казались безумцами, сознательно губившими себя. Таким образом, в воззрении индетерминизма, свобода человека - не безусловно творческая свобода, а свобода выбора, свобода нашей воли решить - поступить так или иначе. Христианство принимает именно такое понимание человеческой свободы, соглашаясь с индетерминизмом. Применяя его к области нравственной, к вопросу о борьбе между добром и злом, между добродетелью и грехом, христианство говорит, что свобода человека есть его свобода выбора между добром и злом. По научно-богословскому определению "свобода воли есть наша ни от кого и ни от чего не зависящая способность самоопределения по отношению к добру и злу". Теперь мы можем сразу разобраться в примере Спинозы - о падающем камне. Мы убедились в том, что человек обладает свободой воли в смысле выбора поступить так или иначе. Спиноза считает полет камня аналогией с действиями человека. Но это можно было сделать только в том случае, если бы камень имел свободу выбора: лететь или не лететь, упасть или не упасть. Но у камня такой свободы, очевидно, нет, а потому данный пример является совсем неубедительным... Несостоятельность детерминизма, отрицающего свободу воли, видна еще вот из чего. Во-первых, ни один детерминист в практической жизни не осуществляет своего учения. И ясно - почему именно. Ведь если смотреть на жизнь со строго детерминистической точки зрения, то не следует наказывать никого - ни ленивого ученика за леность, ни вора за воровство, ни убийцу и т.д., т.к. они не действовали свободно, а были бы лишь рабами, безвольными исполнителями того, что повелевали им мотивы, повлиявшие на них извне. Абсурдный, но вполне последовательный вывод из детерминизма... Во-вторых, доказательством свободы воли служит факт всем известного переживания души, которое называется раскаянием, и каждому знакомо по личному опыту... На чем основано это чувство раскаяния? Да очевидно, на том, что раскаивающийся человек мысленно возвращается к моменту совершения своего дурного поступка, и оплакивает свой грех, сознавая ясно, что он мог поступить иначе, мог сделать не зло, а добро. Очевидно, что такое раскаяние не могло бы иметь места, если бы человек не обладал свободой воли, а был бы безвольным рабом внешних влияний. В таком случае он не отвечал бы за свой поступок... Мы, христиане, признаем человека нравственно-свободным, и управляющим своею собственною волею и поступками - и ответственным за них пред Правдою Божией. И такая свобода - есть величайший дар человеку от Бога, Который ищет от него не механического повиновения, а свободно-сыновнего послушания любви. И Господь Сам утвердил эту свободу, говоря: "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною..." (Матф. XVI, 24), а в Ветхом завете сказал чрез пророка: "Вот я сегодня предложил тебе жизнь и добро - смерть и зло... Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое..." (Второзак: XXX, 15,19). ГЛАВА VI Троякого рода обязанности человека. Обязанности к себе: развитие духовной личности (отличие от эгоизма). Постепенность этого развития. Живя в этом мире, христианин находится в постоянном, живом взаимообщении с Богом, и с ближними - с окружающими людьми. Вместе с этим, в течение всей жизни заботится о самом себе - о своем телесном благополучии и душевном спасении. А поэтому и его нравственные обязанности можно разделить на три группы: обязанности 1) по отношению к самому себе, 2) к нашим ближним и 3) высшие обязанности по отношению к Богу. Первою - и самою важною обязанностью человека в отношении к самому себе - является выработка в себе духовной личности - нашего истинного, христианского "я". Духовная личность христианина - это не есть что-то данное ему сначала, нет - это есть нечто искомое, приобретаемое и вырабатываемое его личными трудами и усилиями. Ни тело христианина, с его способностями, силами и стремлениями, ни самая душа его - как прирожденный центр его сознательных переживаний, как жизненное начало - не есть его духовная личность, духовное "я". Эта духовная личность в христианине есть то, что резко отличает его от всякого нехристианина, и в Священном Писании называется не душою, а духом. Этот дух есть именно центр, средоточие духовной жизни, он стремится к Богу и безсмертной, блаженной вечной жизни. Задачу всей жизни человека мы определяем как необходимость использовать земную временную жизнь для приготовления к вечной, духовной жизни. В данном случае это можно сказать и другими словами. Именно: задача земной жизни человека заключается в том, чтобы он в течение этой жизни сумел создать, выработать свою духовную личность, свое истинное живое, вечное "я". О своем "я" можно заботиться по-разному. Есть люди, которых называют эгоистами и которые очень заботятся о своем "я" и лелеют его. Но эгоист думает только о себе, и ни о ком более. В своем эгоизме он стремиться добиться личного своего счастия каким угодно путем - хотя бы ценою страдания и несчастия ближних. И в своем ослеплении он не замечает того, что с истинной точки зрения - в смысле христианского понимания жизни - он только вредит себе, своему безсмертному "я"... И вот - христианство, призывая человека к созиданию своей духовной личности, заповедует ему и здесь, в путях этого созидания, - различать добро и зло, и истинно-полезное от мнимо-полезного и вредного. Оно учит нас тому, что мы должны все, дарованное нам от Бога, - здоровье, силы, способности, природные свойства и качества - все это считать не за свое "я", а именно за дарования нам от Бога. И это мы должны употребить (как материалы при постройке здания) на созидание своего духа. А для этого мы должны все эти "таланты", данные Богом, употребить не для себя - эгоистически - а для других. Ибо законы Небесной Правды противоположны законам земной выгоды. По понятиям земным приобретает тот, кто на земле собрал для себя; по учению Божией Небесной правды, приобретает (для вечности) тот, кто в земной жизни - раздает и благотворит. В известной притче о неправильном домоправителе (Луки XVI гл.) главною мыслью и ключом к правильному пониманию ее и является принцип противоположности между понятиями земного эгоизма, и Божией правды. В этой притче Господь земное богатство, собранное эгоистически - для себя - прямо назвал "богатством неправедным" и заповедал употреблять его не для себя, а для других, чтобы быть принятым в вечные обители. Идеал христианского совершенства недостижимо - высок. "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный", - сказал Христос Спаситель (Матф. V, 48). И поэтому в работе человека над собой, над своей духовной личностью не может быть конца. Вся земная жизнь христианина есть безпрестанный подвиг нравственного самоусовершенствования. И конечно, совершенство христианское дается человеку не сразу, но - постепенно. Преподобный Серафим Саровский одному христианину, который, по своей неопытности, думал сразу достичь святости, говорил: "Все делай потихоньку и не вдруг, добродетель не груша, ее вдруг не съешь...". И Апостол Павел, при всей своей духовной высоте и мощи, не считал себя достигшим совершенства, но говорил, что он еще только стремится к такому совершенству - "к почести вышняго звания во Христе Иисусе"... (Фил. III, 12-14). ГЛАВА VII Добродетели смирения, духовного плача и правдолюбия (1, 2 и 4 заповеди блаженства по Евангелию от Матфея в их взаимной связи). По учению свв. отцев - подвижников и светильников христианского благочестия - первым из всех христианских добродетелей является смирение. Это та добродетель, без которой не может быть приобретена никакая другая, и без которой немыслимо духовное совершенствование христианина. Сам Христос Спаситель Свои новозаветные заповеди блаженства начинает заповедью о смирении: "Блажени нищие духом, яко тех есть Царство Небесное!.." Нищими - в обычном значении этого слова - мы называем тех людей, которые ничего не имеют, и обычно просят помощи у других. (Такие нищие - отнюдь не всегда "блаженны", ибо среди них есть воры, и пьяницы, и обманщики, и т.д.). Христианин же (всякий - и нищий, и богатый) должен сознавать себя нищим духовно - т.е. видеть, что в нем нет ничего своего доброго. Все доброе в нас - от Бога. От себя же мы прибавляем лишь зло: себялюбие, прихоти чувственности, и греховную гордыню. И это должен помнить каждый из нас. Ибо не напрасно сказано в Священном Писании: "Бог гордым противится, смиренным подает благодать". И, как уже мы сказали, без смирения невозможна и вообще никакая другая добродетель, ибо совершая ее не в духе смирения, человек непременно впадает в богопротивную гордыню и отпадает от милости Божией... Рядом с искренним глубоким смирением у христианина должен стоять духовный плач, о котором говорится во 2-й заповеди блаженства. Кто не знает того, что смирение у человека часто бывает неглубоко и обманчиво. Мало того - не без причины создалась поговорка "смирение паче гордости". Часто человек, казалось бы, смиряется, осуждает себя. Но оказывается, что это было не глубокая, постоянная настроенность и переживания души, а поверхностное, неглубокое чувство. Св. отцы-подвижники указывали на один прием, по которому узнается искренность и глубина смирения. Именно - начни в лицо укорять и поносить человека за те самые грехи, и в тех самых выражениях, в которых он сам "смиренно" осуждает себя. Если его смирение искренно - он выслушает упреки без гнева, а иногда и поблагодарит за смиряющее вразумление. Если же истинного смирения у него нет - он не вынесет упреков и рассердится, ибо от этих упреков и обличений его гордыня встанет на дыбы... И вот, Господь говорит: "блажени плачущии - яко тии утешатся..." Иными словами - блаженны те, кто не только скорбит о своем несовершенстве и недостоинстве, но и плачет об этом. Таким образом, под плачем здесь прежде всего разумеется духовный плач - плач о грехах и, в связи с этим, - об удалении от Царствия Божия. Кроме того, среди подвижников христианства много было и таких, исполненных любви и сострадания, которые плакали о других людях - об их грехах, падениях и страданиях. Но и вообще не противно духу св. Евангелия под плачущими понимать также всех скорбящих и обездоленных людей, если они свою скорбь принимают по-христиански -смиренно и покорно. Они поистине блаженны, ибо утешатся, будут утешены Богом любви. И наоборот: те кто в жизни земной ищет и добивается лишь утех и наслаждений - они отнюдь не блаженны. Хотя они сами себя считают счастливцами, и другие их считают таковыми, - но по духу Евангельского учения они несчастнейшие люди. Именно к ним относится грозное предупреждение Господа: "Горе вам, богатые, ибо вы получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне, ибо вы взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачете и возрыдаете"... (Луки VI, 24-25). Когда человек исполнен смирения и скорби о своих грехах - он уже не может мириться с тем злом греха, которое так загрязняет и его самого и других людей. От своей греховной испорченности и от неправды окружающей жизни он стремится уйти к Божьей правде, к святости и чистоте. И этой Божией правды, ее торжества над человеческими неправдами, он ищет и желает больше и сильнее, чем голодный хочет есть, или жаждущий - пить. Об этом и говорит нам 4-я заповедь блаженства, связанная с двумя первыми: "Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся..." - Когда насытятся? Отчасти уже здесь, в земной жизни, в которой эти верные последователи Божией правды временами уже видят начатки ее торжества и победы в действиях Промысла Божия и проявлениях Божия правосудия и всемогущества. Но вполне их духовный голод и жажда насытятся и утолятся уже там - в блаженной вечности, на новом небе и новой земле, "в них же правда живет" (2 Петра, III, 13). ГЛАВА VIII Анализ притчи о блудном сыне. Три степени падения и обращения грешника. После того, как мы рассмотрели вопрос о свободе воли человека, и о первых и основных добродетелях - смирении, духовном плаче, и стремлении к Божией Правде, нам нужно уяснить себе весь процесс обращения заблудшегося грешника на путь праведности. Лучшим примером для этого служит притча о блудном сыне, которая находится в Евангелии от Луки (XV, 11-24). Притча говорит нам о юном сыне, который тяготился заботливой опекой своего отца и в своем неразумии решился на измену ему. Он выпросил у отца свою часть имения - и ушел "в далекую страну". Всякому ясно, что под этим неразумным сыном Евангелие разумеет каждого грешника. В настоящее время измена человека Богу обычно выражается в том, что он, получив от Бога "свою долю" - все, дарованное ему от Бога в жизни - перестает живо верить в Бога, перестает думать о Нем и бояться Его - и, в конце концов, забывает о Его законе. Не такова ли "светская" жизнь многих из современных "интеллигентов", не замечающих того, что в сущности, они живут в отдалении от Бога?... И на дальней стороне, так заманчивой издали, неразумный сын расточил - растратил - свое имение, живя распутно. Так и неразумный грешник растрачивает свои духовные и физические силы в погоне за чувственными наслаждениями и в "прожигании жизни" все дальше и дальше отходит сердцем и душой от своего Небесного Отца. Но вот блудный сын расточил свое имение, начал голодать - и стал свинопасом (т. е. пастухом свиней - животных нечистых по закону Моисееву). И рад бы был насытиться свиными рожцами (свиной пищей) - но никто не давал ему... Не так ли и грешник, запутавшийся окончательно в сетях греха, - духовно голодает, страждет и томится). Вихрем пустых развлечений, кутежами и распутством пытается он заполнить свою душевную пустоту. Но все это - лишь "свиные рожцы", не могущие утолить мук голода, от которых изнемогает его безсмертный дух... И погиб бы несчастный, если бы не помощь от Бога, Который Сам сказал, что не хочет смерти грешника, но - "еже обратитися, и живу быти ему". Услышал блудный сын спасительный призыв Божией благодати - и не оттолкнул, не отверг его, а принял. Принял - и пришел в себя, как больной приходит в себя после мучительного кошмара. И вот - спасительная мысль: "Сколько наемников у Отца моего избыточествуют хлебом, а я - сын Его - здесь с голоду умираю." "...Встану я, - решает он тут же, - и пойду к Отцу моему - и скажу Ему: - Отче, согрешил я против неба и пред Тобою, и уже не достоин называться сыном Твоим - прими меня в число наемников Твоих..." Твердое намерение, окончательное решение; он встал - "и пошел к Отцу своему... Пошел - весь проникнутый раскаянием, жгучим сознанием своей вины и недостоинства - и надеждой на милость Отца; и нелегок был его путь. "Но когда он был еще далеко, увидел его Отец его (а значит он ждал - и может быть, каждый день смотрел - не возвращается ли сын...). Увидел и сжалился, и побежав, бросился к нему на шею и целовал его". Сын начал было исповедь: "Отче, я согрешил на небо и пред Тобою, и уже недостоин называться сыном Твоим"... - но Отец не дал ему и договорить, Он уже все простил и забыл, и распутного и голодного свинопаса принимает, как любимого сына. "На небесах больше бывает радости об одном грешнике кающемся, - сказал Господь, - нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии..." (Лук. XV, 7). Так постепенно проходит в человеке процесс его отпадения - и обращения к Богу. Он как бы спускается и поднимается по ступеням. Сначала - измена Богу, уход от Него "на страну далече". В этом отчуждении от Бога - всецелое служение греху и страстям. Наконец - полное духовное банкротство, духовный голод и мрак - человек дошел до глубины падения. Но тут, по слову Ап. Павла - где умножился грех, там явилось обилие благодати, вразумляющей человека. Грешник принимает спасительный благодарный призыв (а может не принять и погибнуть, и увы - так бывает). Принимает и приходит в себя. Приходит в себя и твердо решает порвать с грехом и идти с покаянием к Небесному Отцу. Идет путем покаяния - и Отец выходит к нему навстречу, и принимает с всепрощением и прежнею любовию... ГЛАВА IX Как совершается спасение человека в Церкви. Значение для нас таинства крещения. Вопрос о взаимоотношении между свободной волей человека, и действием благодати Божией (Пелагий и Августин). Синергизм. Господь Иисус Христос о всякой истинно-доброй христианской деятельности человека сказал: "Без Мене не можете творити ничесоже" (без Меня не можете делать ничего). Поэтому - когда идет речь о спасении человека, христианин должен помнить, что начало спасающей нас истинно христианской жизни идет только от Христа Спасителя, и дается нам - в таинстве крещения. В своей беседе с членом синедриона Никодимом на вопрос, появившийся в душе Никодима - как войти в Царствие Божие, Спаситель ответил: "Если кто не родится свыше, не может видеть Царствия Божия". Далее он сказал еще яснее: "Если кто не родится от воды и Духа (т. е. не примет крещения) - не может войти в Царствие Божие..." (Иоанн. III, 3-4). Итак, крещение является как бы тою дверью, чрез которую человек только и может войти в церковь спасаемых. Ибо спасен будет лишь тот, кто будет иметь веру и крестится (Марк. XVI, 16). Однако, нужно помнить то, что крещением омывается в человеке порча первородного греха и вина за все проступки и грехопадения, совершенные до крещения. Но зародыши греха - греховные привычки и влечение ко греху - остаются в человеке, и преодолеваются усилиями самого человека, путем подвига всей его жизни - ибо, как мы уже знаем, Царствие Божие приобретается усилием, и лишь употребляющие усилия достигают его. И другие таинства церковные - покаяние, причащение, елеосвящение, и различные молитвы и богослужения - являются моментами и способами освящения христианина. В них христианин, по мере своей веры и нужды, получает божественную благодать, содействующую его спасению. Без этой благодати, по учению апостольскому, мы не только не можем творить добро - но не можем даже и пожелать его (Фил. II,13). Но если в деле нашего спасения такое огромное значение имеет помощь Божией благодати - то что же значат здесь наши личные усилия? Быть может, все дело спасения совершается за нас Богом, а нам остается только "сидеть сложа руки" и ждать милости Божией? В истории церкви этот вопрос был остро и решительно поставлен уже в V веке. Ученый и строгий монах Пелагий стал учить о том, что человек спасается сам - своими силами, без Божией благодати. Развивая свою мысль, он в конце концов дошел до того, что в сущности, стал отрицать самую необходимость для людей искупления и спасения во Христе. Против него выступил знаменитый учитель церкви, блаженный Августин, который с особенной силой доказывал необходимость для спасения благодати Господней. Однако, возражая Пелагию, Августин сам впал в противоположную крайность. По его учению выходило то, что в деле спасения все для человека делает Божия благодать, а человек лишь должен с благодарностью принимать это спасение. Истина, как всегда, находится между этими двумя крайностями. Ее выразил подвижник того же V века, преподобный Иоанн Кассиан, учение которого называется синергизм (т. е. содействие). По его учению, человек спасается только во Христе, и благодать Божия в этом спасении - главная действующая сила. Однако, кроме действия благодати Божией для спасения нужны и личные усилия самого человека. Одних личных усилий человека недостаточно для спасения - но они необходимы, ибо без них и благодать Божия не станет совершать дело его спасения. Таким образом, спасение человека совершается одновременно чрез действие спасающей Божией благодати - и чрез личные усилия самого человека. По смелому выражению некоторых отцов Церкви, Бог сотворил человека без участия самого человека - а спасти его без его согласия и желания не может, ибо Сам сотворил его самовластным. Человек свободен выбрать добро или зло, спасение или погибель - и Бог не стесняет его свободы, хотя и призывает его постоянно ко спасению.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.