Меню
Назад » »

Мир истинный и мир ложный

Мир истинный и мир ложный Да не думают некоторые, будто бы я утверждаю, что надо дорожить всяким миром. Ибо знаю, что есть прекрасное разногласие и самое пагубное единомыслие. Но должно любить добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Богом. Коротко говоря, нехорошо быть и слишком вялым, и чрезмерно горячим, так чтобы или по мягкости нрава со всеми соглашаться, или из упорства со всеми разногласить. Как вялость бездеятельна, так и готовность со всеми соглашаться неполезна. Но когда идет речь о явном нечестии, лучше идти на огонь и меч, не смотреть на требования времени и властителей и вообще ни на что, чем приобщаться закваске лукавства и присоединяться к зараженным ложью. Всего страшнее бояться чего-либо более, нежели Бога, и по этой боязни служителю истины стать предателем учения веры и истины. Но если огорчаемся подозрением и боимся, не исследовав дела, тогда терпение предпочтительнее поспешности и снисходительность лучше настойчивости. Гораздо лучше и полезнее, не отделяясь от общего тела, как члены общего тела, исправлять друг друга и самим исправляться, нежели, преждевременно осудив своим отлучением и тем разрушив доверенность, потом повелительно требовать исправления, как свойственно властелинам, а не братиям. Святитель Григорий Богослов (11, 237-238). Было бы смешно благо мира заключать в одном именовании мира... Если же согласие с людьми вредными заставляет вступающих в него под видом мира поступать враждебно, то... не принадлежат ли они к числу не имеющих со мною [церковного] общения? (10, 182). Миротворец, ублажаемый Господом (Мф. 5, 9)-споспешник Господу, по слову апостола: "Мы-посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: "Примиритесь с Богом" (2 Кор. 5, 20); и еще: "Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом" (Рим. 5. 1). Ибо иного свойства мир отринут Господом, сказавшим: "Мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю" (Ин. 14, 27). Святитель Василий Великий (8, 267). Сам Господь повелел нам искать мира, чтобы стяжать его. Тщательно познаем значение мира Божия и устремимся к нему, как и Господь сказал: "Мир оставляю вам, мир Мой даю вам" (Ин. 14, 27), чтобы никто не мог укорить нас, что мир наш-мир грешников. Преподобный Антоний Великий (82, 18). Мир, срастворенный с правдой,-божественное дело. Если же одно будет без другого, это повредит добродетели, потому что и у разбойников, и у волков есть между собой мир, у одних-ко вреду для людей, у других-на гибель овцам. Но такого мира, не украшенного правдой, не назову миром; только если он сходится с правдой, он в подлинном смысле будет называться миром. Почему и Христос сказал: "Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч" (Мф. 10, 34). А что запрещает не всякий мир, но сопряженный с пороком, об этом говорит в другом месте: "Мир Мой даю вам" (Ин. 14, 27). Ибо в подлинном смысле мир есть тот, который украшен правдой и благочестием (51, 272). Есть святая брань, и есть мир хуже всякой непримиримой брани, по сказанному: "Я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых" (Пс. 72, 3). Ибо и разбойники заключают между собою договоры, вооружаясь на тех, кто не причинил им никакого вреда, и волки собираются в стаю, когда жаждут крови, и прелюбодей с прелюбодейцей, и блудник с блудницей живут в мире. Поэтому не полагай, что мир везде есть благо; нередко бывает он хуже всякой войны. Когда мирится кто-нибудь со злословящими Промысл и заключает договоры с людьми недостойной жизни, которые строят козни и наносят вред общему житию, тогда обитает он где-то вне и вдали от пределов мира. Поэтому [апостол] Павел и сказал: "Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми" (Рим. 12, 18), ибо ясно знал, что иногда это и невозможно (51, 424). Единомыслие есть начало и основание всех благ для человека, и никто не должен подавать повода к брани и ссоре. Но если увидишь, что нанесен вред благочестию или обижены немощные, не предпочитай мира истине; напротив, стань мужественно и сражайся до крови, "подвизаясь против греха" (Евр. 12, 4). Поэтому-то и сказано апостолом: "Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми" (Рим. 12, 18). Ибо иногда это бывает и невозможно, когда, как сказано выше, речь вдет о благочестии или когда надо стоять за обиженных. И что удивительного, если это не всегда возможно по отношению к другим людям, когда апостол позволяет даже разорвать необходимую связь между мужем и женой, составляющими одну плоть, сказав: "Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится" (1 Кор. 7, 15)? Преподобный Исидор Пелусиот (51, 304). "Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч" (Мф. 10, 34). Как же Сам Он заповедал им, входя в каждый дом, приветствовать миром? И почему Ангелы воспевали: "Слава в вышних Богу, и на земле мир" (Лк. 2, 14)? Почему все пророки благовествовали о том же? Потому что тогда особенно и водворяется мир, когда отсекается то, что заражено, когда враждебное отделяется. Только таким образом возможно Небу соединиться с землей. Ведь и врач тогда спасает тело, когда отсекает неизлечимый член, и военачальник восстанавливает спокойствие, когда разрушает согласие между заговорщиками. Так было и при столпотворении. Худой мир разрушен добрым несогласием-и водворен мир. Так и [апостол] Павел поселил раздор между согласившимися против него (Де-ян. 23, 6). А согласие против Навуфея было хуже всякой войны (3 Цар. гл.21). Единомыслие не всегда бывает хорошо: и разбойники бывают согласны. Итак, брань была следствием не Христова определения, а делом воли самих людей. Сам Христос хотел, чтобы все были единомысленны в деле благочестия, но люди разделились между собой и произошла брань. Впрочем, Он не так сказал. А что же говорит? "Не мир пришел Я принести", чем и утешает их. Не думайте, говорит, что вы виноваты в этом; Я это делаю потому, что люди имеют такие расположения. Итак, не смущайтесь, как будто эта брань возникла неожиданно. Для того Я и пришел, чтобы произвести брань; такова именно Моя воля. Итак, не смущайтесь тем, что на земле будут брани и злоумышления. Когда худшее будет отсечено, тогда с лучшим соединится Небо. Так Христос говорит для того, чтобы укрепить учеников Против дурного мнения о них в народе. Притом не сказал "брань", во, что гораздо ужаснее,-"меч". Если сказанное слишком тяжело и грозно, не удивляйтесь. Он хотел приучить к жестоким словам слух людей, чтобы они в трудных обстоятельствах не колебались... Если же некоторые сочтут это тягостным, то пусть припомнят Древнюю историю. И в древние времена было то же самое - этим и показывается особенно как единство Ветхого Завета с Новым, так и то, что здесь говорит Тот же. Кто тогда давал заповеди. И у иудеев именно когда слили тельца и когда приобщились Ваал-Фегору (Исх. 32, 8; Чис. 25, 2), как только каждый умертвил ближнего своего, Бог прекратил гнев на них. Итак, где же утверждающие, что тот Бог был зол, а этот благ? Вот и этот Бог наполнил вселенную кровью родственников. Впрочем, мы говорим, что и это есть дело великого милосердия. Потому, показы вая, что Сам же Он одобрял и бывшее в Ветхом Завете, Он вспоминает и пророчество, произнесенное хотя и не по этому случаю, однако объясняющее то же самое. Какое же это пророчество? "Враги человеку-домашние его" (Мф. 10, 36). И у иудеев случилось нечто подобное. И у них были пророки и лжепророки; бывали также в народе разногласия, и дома разделялись. Одни верили тем, другие-другим. Поэтому пророк увещевает: "Не верьте другу, не полагайтесь на приятеля; от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих... враги человеку- домашние его" (Мих. 7, 5-6). А говорил это для того, чтобы тех, которые примут учение, поставить выше всего. Не смерть ведь зло, а худая смерть-зло. Потому и сказал: "Огонь пришел Я низвести на землю" (Лк. 12, 49). Говоря это. Он показывал силу и горячность той любви, какой требовал. Так как Сам Он много нас возлюбил, то хочет, чтобы и мы любили Его столь же сильно. А такие слова и апостолов укрепляли, и возвышали дух. Если и ученики ваши, говорил Он, будут оставлять сродников, детей и родителей, то каковы, подумай, должны быть вы, учителя! Бедствия эти не кончатся на вас, но перейдут и на других. Так как Я пришел даровать великие блага, то и требую великого послушания и усердия. "Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня, и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня" (Мф. 10, 37-38). Что же? Не противоречит ли это древнему закону? Нет, напротив, весьма с ним согласно. И там Бог повелевает не только ненавидеть идолослужителей, но и побивать их камнями, а во Второзаконии хвалит такого ревнителя, "который говорит об отце своем и матери своей: "Я на них не смотрю", и братьев своих не признает, и сыновей своих не знает" (Втор. 33, 9), храня слова Божии. Если же [апостол] Павел многое заповедует о родителях и велит во всем им повиноваться-не удивляйся. Он велит повино-ваться им только в том, что не противно благочестию. Святое дело-воздавать им всякое иное почтение. Когда же они потребуют более надлежащего, не должно им повиноваться. Потому и у евангелиста Луки говорится: "Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником" (Лк. 14, 26). Повелевает не просто возненавидеть, потому что это совершенно противозаконно, но: если кто из них захочет, чтобы ты любил его более, нежели Меня, в таком случае возненавидь его за это, ибо такая любовь губит и любимого, и любящего... "Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее" (Мф. 10, 39). Видишь ли, как вредно любить душу более надлежащего и как полезно ненавидеть ее? Так как требования Христа были тяжки, поскольку Он повелевал им восставать и против родителей и детей, против природы и родства, против вселенной и даже против собственной души, то Он обещает за это и самую великую награду. Святитель Иоанн Златоуст (41, 384-387).
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar