Меню
Назад » »

МИР / "Царствие Божие... мир и радость во Святом Духе"

МИР "Царствие Божие... мир и радость во Святом Духе" (Рим. 14, 17) Мир превосходит всякое чувство и охраняет сердца и ум святых. Это ясность и спокойствие мирной души, удаляющие ее <уг всех тревог и смятений. К такой ясности ведут любовь с верой, которую также подают Бог Отец и Сын, чтобы мы от всего сердца любили Бога и ближних, как самих себя, и молились за врагов своих. Такой мир и такую любовь, которые апостол молитвенно посылает верующим, имеют только те, кто вправе называться братьями: "Мир братиям и любовь с верою" (Еф. 6, 23). Блаженный Иероним. Творения, ч. 17, Киев, 1903, с. 388-389. Мир Божий есть и начало, и непосредственное следствие смирения, он-действие смирения и причина этого действия (108, 306). Мир Христов есть некий тонкий духовный хлад-когда он разольется в душе, она пребывает в высоком молчании, в священной мертвости (111, 520). Мир Божий есть духовное место Божие, духовное Небо. Восшедшие в это Небо люди становятся равноангельными. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (108, 275). "И да владычествует в сердцах ваших мир Божий" (Кол. 3, 15). Мир вам! О слово сладчайшее! О слово приятнейшее! О драгоценный союз рода человеческого и основания благополучия его! Без него никакое добро ни быть, ни утвердиться не может. Где нет мира, там нет ничего доброго, там замешательство. И потому Церковь при всех своих молениях и действиях считает его необходимым. Во-первых, этот мир бывает, когда люди друг с другом живут в любви, и такое любовное обхождение между людьми называется дружбой. Друг-это как бы "другой я", и друзья-это две Души, живущие в единстве. И о таких-то друзьях сказал Христос: Слово "мир" имеет три основных значения: 1) мир-согласие, покой; 2) мир-совокупность творения Божия (греч.-космос); 3) аскетическое понятие того же греческого слова "космос". В теме "Мир (1)" слово "мир" Рассматривается в значении согласия, покоя, благого духовно-нравственного состояния.-Ред. "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15, 13). Во-вторых, мир означает совместную жизнь в любви родных, например мужа и жены. Нет ничего святее и нужнее для благополучия человеческого, чем этот союз, и потому он строго обязывает супругов хранить между собою согласие и верность. От этого зависит благоразумное управление домом, хорошее воспитание детей, порядок в отношениях с домочадцами, это радует и облегчает житейские заботы. А без этого все развращается и колеблются основания благословенной обители. В-третьих, это мирная жизнь людей какого-нибудь одного места, селения или города, или целой области, состоящей под одним управлением. И это называется мирным сожительством и общим покоем. Этот мир состоит особенно в том, чтобы стремиться к общей пользе, как к своей собственной. Где такого мира нет, там богатые села приходят в оскудение, купечества разоряются, лучшие города падают, да и целые государства разрушаются. Где же есть согласие и мир, там всё процветает. В-четвертых, есть мир нужнейший и драгоценнейший, который может считаться источником и основанием названных нами проявлений мира. Этот мир есть мир совести, когда ей не в чем себя упрекнуть, когда страсти усмирены и не воюют. Апостол это состояние называет миром Божиим, "который превыше всякого ума" (Флп. 4, 7). Называет "миром", ибо такой человек спокоен и радостен; "миром Божиим", ибо никакие мирские выгоды и увеселения не могут доставить такого спокойствия духу, а только один Бог; миром "превыше всякого ума", ибо человек может чувствовать сладость этого Божественного мира в сердце, но разумом своим совершенно объять, и тем более выразить словом, не может. Этого-то мира испрашивает у Бога Давид: "Сердце чистое сотвори во мне. Боже, и дух правый обнови внутри меня" (Пс. 50, 12). Кто стяжал это внутреннее сокровище, тот всегда благодушен и радостен. В счастье не надмевается, в несчастье не ослабевает, смерти не боится, ибо он примирен с Богом. Суда Его ожидает без страха, ибо чувствует в себе благоволение Божие. Такое сладчайшее состояние души единого свойства и существа с райскими небесными утешениями, ибо является их началом и предвкушением. И потому-то Павел называет этот мир-миром "превыше всякого ума": сколько бы о нем ни говорили, никто его разумом понять не может, его можно только ощущать и чувствовать в себе. Этого-то мира всем усердно желая, охотно и радостно восклицаю: мир вам, мир вам! Мир родителям с детьми и домочадцами; мир супругам; мир властелинам и подчиненным; мир старцам и младенцам; мир мужчинам и женщинам; мир всякому возрасту, чину и состоянию. Да соединимся друг с другом священным союзом мира, возненавидим всякое несогласие, раздор и ненависть как исходящие не от Бога, но от врага рода человеческого. Сохраним между собою драгоценный мир, чтобы иметь возможность приносить в мире святое возношение. И Бог мира будет с нами (Флп. 4, 9). Платон, митрополит Московский (105, 400-404)
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar