Меню
Назад » »

Мера воздержания

Мера воздержания В душевных немощах одна мера воздержания - совершенное отчуждение от всего, что ведет к пагубному удовольствию (8,119). Воздержанием называется, конечно, не полный отказ от пищи (это было бы насильственным разрушением жизни), но удержание себя от сластей, предпринимаемое при низложении плотских пожеланий с благочестивою целью (8, 115). У одних людей с другими можно найти столько различий, сколько у меди или железа с деревьями или кустарниками. Поэтому должно избирать воздержание по мере сил каждого (8,333). И на то надо обращать внимание, чтобы чрезмерностью воздержания не ослабить тела, не сделать его ленивым и неспособным к более важным занятиям. Святитель Василий Великий (8,334). Но кто будет превышать меру строгости, тот неизбежно превзойдет и меру послабления. Кто допускает такую неравномерность, тот, без сомнения, не устоит в состоянии совершенного спокойствия, то изнемогая от чрезмерной скудости, то обременяясь излишеством (53, 84). Общее правило умеренности состоит в том, чтобы каждый, в соответствии со своими силами, состоянием тела и возрастом, вкушал столько пищи, сколько нужно для поддержания здоровья тела, а не сколько требует стремление к сытости. Кто не соблюдает одинаковой меры: то чрезмерно постится, то пресыщается,- тот вредит как молитве, так и целомудрию. Молитве потому, что не может быть бодрым, ибо от бессилия склоняется ко сну, а от многоядения не может чисто и часто молиться. Целомудрию же потому, что тот огонь плотской похоти, который возжигается от чрез-мерного употребления пищи, продолжается даже и во время стро-гого поста. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (Авва Моисей 53, 201). Как должно остерегаться пресыщения, точно так должно остерегаться и излишнего воздержания (112, 270). Святые Отцы приписывают желающему внимать себе,.. умеренное, равномерное, постоянное воздержание в пище (108, 298). Постараемся мудро устроить состояние нашей плоти, давая ей столь много пищи и сна, чтобы она не изнемогла излишне и оставалась способной к подвигам, и давая их столь мало, чтобы она постоянно носила в себе мертвенность, не оживая для движений греховных. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (109, 204).
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar