Меню
Назад » »

ЛИТУРГИКА / Учебное пособие для студентов 3 класса (6)

По неисповедимому Своему Промыслу Бог предопределил разную кончину людям. "Подобает же ведати, - говорится в Синаксарии, - яко не вси в пропасти впадающии, и в огнь, и в море, и глаголемые пагубы, и сту-дени (холод) и глад; по повелению Божию сие страждут: сия бо (ибо тако-вы) суть Божии судьбы, ихже ова (когда одним смерти) бывают по благо-волению (Божию), ова (другим) же по попущению, другая же (смерть) ве-дения ради и прещения (грозного предупреждения) и уцеломудрения иных бывают". В эту субботу Церковь, по своему человеколюбию, особенно молится о тех умерших, которые по тем или иным причинам не получили церков-ного отпевания или церковной молитвы: "узаконенных псалмов и песно-пений памяти не получиша". Мысль о конце нашей жизни, при воспоминании от отшедших уже в вечность, отрезвляюще действует на каждого, кто забыл о вечности и при-лепился всей душой только к тленному и мимотекущему. "Приидите прежде конца вси, братие, персть нашу видяще, и яко прах человек, снедь червием и тление, яко сухия кости наше всяко (вовсе) не имущая дыхания. Во гробы вникнем, где слава, где доброта (красота) зрака? Где благоглаголивый (красноречивый) язык? Где брови? или где око? - вся прах и сень: темже пощади, Спасе, всех нас". Последование службы в мясопустную субботу такое же, как и в суб-боту перед праздником Пятидесятницы, с тем только различием, что в суб-боту мясопустную вместе с песнопениями Триоди Постной поются песно-пения Октоиха рядового гласа, а в субботу перед Пятидесятницей песно-пения Триоди Цветной чередуются о песнопениями субботы Октоиха не-пременно 6-го гласа. Особенности службы мясопустной субботы 1) На вечерни вместо прокимна поется "Аллилуиа" с заупокойными стихами, глас 8-й. 1. "Блажени, яже избрал и приял еси Господи". 2 стих: "Память их в род и род". 3 стих: "Души их во благих водворятся". 2) На утрени: а) вместо "Бог Господь" - "Аллилуиа" с заупокойными стихами и тропарями: "Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй" (дважды), "Слава, и ныне" - "Тебе и стену и пристанище имамы"; б) после рядовой 16-й кафизмы, малой ектеньи и седальна Октоиха поются "непорочны" - 17-я кафизма, разделяемая на две статии. В обычной практике к началу пения "непорочных" священник и диа-кон через царские врата выходят на середину храма к панихидному столу (тетрапот - "канун"). Первая статия начинается пением "Блажени непорочнии" (поются первые два стиха). Священник читает псаломские стихи, в это время хор к каждому стиху поет тихо припев: "Благословен еси Господи, научи мя оп-равданием Твоим" (петь "Аллилуиа" не положено). После 91-го стиха хор поет 92-й и 93-й стихи: "Яко аще не закон Твой поучение мое был, тогда убо погибл бых во смирении моем. Во век не забуду оправданий (законов) Твоих, яко в них оживил мя еси". После этого бывает малая заупокойная ектенья и возглас "Боже ду-хов...". Вторая статия начинается пением "Твой есмь аз, спаси мя..." (поются первые два стиха). Хор припевает к читаемым стихам второй статии: "Спасе, спаси Мя". Последние стихи кафизмы - 175-й и 176-й поет хор: "Жива будет душа моя и восхвалит Тя, и судьбы Твоя помогут мне. Заблудих яко овча погибшее: взыщи раба Твоего, яко заповедей Твоих не забых". После этого сразу поются тропари "по непорочных": "Святых лик обрете источник жизни" с припевом: "Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим", и бывает полное каждение. После этого произносится малая заупокойная ектенья и поется седа-лен: "Покой, Спасе наш...". По 50-м псалме - канон. Первым читается канон храма (т.е. главного престольного праздника), а затем канон Триоди. После 3-й песни - ектенья обычная. После 6-й песни - ектенья заупокойная (до сих пор священнослужи-тели - на середине храма). Кондак: "Со святыми упокой" и икос: "Сам един еси, Бессмертный..." (диакон кадит тетрапод, иконостас, священно-служителей и народ). По 9-й песни - ектенья обычная. 3) На литургии. На "блаженны: берется с Триоди песнь 3-я и 6-я, на 8. По входе - тропари: "Глубиною мудрости...", на "Слава" кондак: "Со святыми упокой...", на "И ныне": "Тебе и стену и пристанище...". Проки-мен, глас 6: "Души их во благих водворятся". Стих: "К Тебе, Господи, воз-двигох душу мою". Апостол - дня (Коринфянам, зачало 146) и заупокой-ный (Солунянам, зачало 270). Евангелие - дня от Луки, зачало 105 и за-упокоен. (Иоанн, зачало 16). Причастный стих: "Блажени, яже избрал и приял еси Господи и память их в род и род" (см.: Триодь Постную). Мясопустная неделя, как сказано, посвящена воспоминанию о все-общем последнем и Страшном суде (Мф., зачало 106). Это делается для то-го, чтобы грешники в надежде на неизреченное милосердие Божие не пре-дались беспечности и нерадению о своем спасении. Православная Церковь в стихирах и тропарях службы этой Недели изображает ужасные следствия беззаконной жизни, когда грешник предстанет перед нелицеприятным ("неумытным") судом Божиим. Напоминая о последнем и Страшном суде Христовом, Церковь вме-сте с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Бо-жие. Бог милосерд, но Он вместе с тем и праведный Судия. В богослужеб-ных песнопениях Господь Иисус Христос, имеющий прийти судить мир, называется правосудным, а Его суд - праведным и неподкупным испыта-нием ("неусыпным истязанием", "неумытным судом"). Все равны будут перед праведным судом Божиим. "В чину своем, монах, иерарх, старый и юный, раб и владыка истя-жется (будет спрошен), вдова и дева исправится (будет испытана), и всем горе тогда, не имевшим житие неповинное!". Основные особенности богослужения мясопустной седмицы и недели 1. Поминовение усопших в субботу ("родительская" поминальная суббота). 2. В неделю на утрени - пение 136 псалма: "На реках Вавилонских" и покаянных псалмов: "Покаяния отверзи ми двери...". 3. На литургии в воскресенье - Прокимен "Велик Господь..." Апо-стол - Коринфянам, зачало 140. Евангелие о будущем Страшном суде Христовом - Мф., зачало 106. Причастный стих: "Хвалите Господа...", другой - "Радуйтеся, праведнии...". Седмица и неделя сыропустные Последняя подготовительная к Святой Четыредесятнице неделя (седмица) называется сырной, а в просторечии масляной, масляницей - от употребления в эту неделю скоромной пищи (сыра, масла и яиц); и еще по-тому, что ею (в сырное воскресенье) оканчивается перед началом Великого поста употребление сырной пищи. Сырная седмица. Начиная с понедельника сырной седмицы (сле-дующей за мясопустной неделей), в Триоди помещаются на каждый день стихиры, трипеснцы и целые каноны, соединяемые со службами святому Минеи и Октоиха. Песнопениями сырной седмицы Церковь подготовляет нас к подвигу святого поста, полагая "начало умиления и покаяния, злых отчуждение, страстей воздержание и лукавых дел отсечение" . Своим богослужением в сырную седмицу она внушает нам, что эта седмица есть уже "преддверие покаяния", "предпразднство воздержания", седмица "предочиститель-ная". В сырные среду и пятницу разрешается вкушение молока и яиц (Ти-пикон, глава 33, стр. 37). Уставные особенности сырной седмицы 1. В песнопениях всей этой седмицы святая Церковь приглашает нас к особому воздержанию, напоминая нам о грехопадении прародителей, происшедшем от невоздержания. 2. Во все дни сырной седмицы к песнопениям Октоиха и Минеи при-соединяются песнопения Постной Триоди. 3. В среду и пятницу сырной седмицы литургии по уставу не быва-ет, за исключением тех случаев, когда в эти дни выпадает Сретение Гос-подне или храмовой праздник. В среду и пятницу на сырной седмице совершается служба, подобная великопостной, но с некоторыми отличиями, а именно: во вторник и четверг сырной седмицы вечером (не после литургии, а в свое время) первая половина вечерни совершается по обычному уставу вседневной вечерни - без чтения (как это бывает в Великом посту) кафиз-мы, без особых прокимнов и паремий. Как обычно, после: "Сподоби, Гос-поди" - ектенья: "Исполним молитву". Но по "Ныне отпущаеши...", как и в Великом посту, полагается пение тропарей "Богородице Дево, радуй-ся...", "Слава: Крестителю Христов...", "И ныне: Молите за ны, святии апостоли..." и три земных поклона. Далее "Под Твое благоутробие..." (без поклона). Далее, вместо ектеньи: "Помилуй мя, Боже..." произносится: "Господи, помилуй" (40 раз). После этого - "Слава, и ныне", "Честнейшую херувим", "Именем Господним благослови, отче". Священник: "Сый благословен" и читается молитва "Царю Небес-ный...", после которой произносится молитва святого Ефрема Сирина (с 16-ю поклонами): "Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь". По "Отче наш" - "Господи, поми-луй" (12 раз), священник: "Слава Тебе, Христе Боже..." и прочее, и бывает отпуст. Вечерня соединяется с Великим повечерием и утреней. Соединение следующее: сразу после вечерни (во вторник и четверг вечера) бывает ве-ликое повечерие с великими поклонами. Особенности Великого повечерия в сравнении с великопостными следующие. В третьей части после канона - "Достойно есть", Трисвятое по "Отче наш" и далее следуют тропари: дневного святого, храма, затем - "Боже отец наших", "Иже во всем мире", "Слава: Со святыми упокой", И ныне: Молитвами, Господи, всех святых..." и прочее последование по Часосло-ву. Тропари "Господи сил, с нами буди" не поются. Отпуст малый. (Мо-литва "Владыко Многомилостиве" - не читается). После отпуста - чин прощения: "Благословите, отцы святии, и простите ми, грешному". Затем ектенья: "Помолимся о Великом Господине..." (См.: Часослов, вседневная полунощница). В среду и пятницу сырной седмицы на утрени: 1) вместо "Бог Господь" поется "Аллилуиа" во глас Октоиха, 4 раза, со стихами. Стихи: "От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже, зане свет повеле-ния Твоя на земли"; "Правде научится живущие на земли"; Зависть при-имет люди ненаказанныя"; "Приложи им зла, Господи, приложи зла слав-ным земли". Далее читаются тропари троичны гласа (см. в конце Триоди и Ирмо-логия); 2) к канонам Октоиха и Минеи присоединяются из Постной Триоди полный канон и трипеснец. Особенность соединения канонов та, что в тех песнях, где имеются трипеснцы Триоди (в среду - 3,8 и 9, а в пятницу - 5, 8 и 9 песни), канон Октоиха оставляется, а песни Минеи (только в среду и пятницу" присоединяются к предыдущим песням, например: 3-я песнь - к 1-й; 8-я - к 6-й; 9-я - к 7-й) . Ирмосы, тропари и катавасия берутся из Триоди (в остальные дни седмицы в этом случае песни Минеи не присое-диняются к предыдущим песням, но опускается только канон Октоиха). В остальных песнях первым идет канон Октоиха с ирмосом на 4, затем кано-ны Минеи на 6 и Триоди (без ирмосов) на 4. По существующей практике, припев к тропарям Триоди: "Помилуй мя, Боже, помилуй мя". Для ясности приведем схему соединения утренних канонов Октоиха, Минеи и Триоди в дни сырной седмицы. После 9-й песни и ектеньи поется светилен троичен гласа, как и в Ве-ликом посту. Окончание утрени такое же, как и утрени великопостной. Дневное богослужение в среду и пятницу состоит из часов: 3-й, 6-й и 9-й, изобразительных и вечерни. Часы в сырную среду и пятницу совершаются великопостные, с по-клонами, но только с тем отличием, что на них не читаются кафизмы. Тро-пари, например, к 1-му часу, "Заутра услыши глас мой" и подобные ему на других часах не поются, а читаются. После 9-го часа сразу бывает чин изобразительных: читаются изобразительные псалмы 102-й и 145-й (в Ве-ликом посту они опускаются) и "поскору" читаются (а не поются) "Бла-женны". В конце - молитва святого Ефрема Сирина (3 поклона) и сразу - вечерня (псалом 33-й не читается), относящаяся уже к следующему дню. Вечерня Вечерня (после часов в среду и пятницу) совершается обычная, все-дневная, но со следующими особенностями: 1. после "Свете тихий" поется прокимен, читается паремия и затем - второй прокимен; 2. после "Ныне отпущаеши..." поется тропарь святого Минеи, "Сла-ва, и ныне" - Богородичен по гласу тропаря святого. Вместо "Господи, помилуй" (40 раз) священник произносит сугубую ектенью: "Помилуй нас, Боже...". После возгласа - молитва святого Ефрема Сирина (3 поклона), и чтец читает молитву: "Всесвятая Троице, единосущная Державо...". Хор: "Буди имя Господне...". Чтец: псалом 33-й "Благословлю Господа...". Хор: "Достойно есть...". Священник: "Пресвятая Богородице, спаси нас". Хор: "Честнейшую херувим...". Священник: "Слава Тебе, Христе Боже...". Хор: "Слава, и ныне. Господи, помилуй (3), Благослови". И бывает отпуст. В сырную субботу совершается воспоминание святых мужей и жен, в посте просиявших. Церковь укрепляет нас на духовные подвиги примером святых подвижников. Служба этой субботы бывает с великим славослови-ем. В сырную неделю (воскресенье), приблизив нас уже к вратам Четыре-десятницы, Церковь приводит нам на память "от пищи ниспадение Адамо-во" - изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание. Итак, особенности богослужений в сыропустную седмицу и Неделю следующие: 1. В среду и пятницу сырной седмицы литургии не бывает, богослу-жение совершается (с некоторыми особенностями) такое же, как в Вели-ком посту (великое повечерие, часы, изобразительные и вечерня). 2. Воспоминание в сырную субботу преподобных отец, в посте про-сиявших. 3. В неделю сыропустную, как и в предыдущие две недели, поется 136-й псалом "На реках Вавилонских...", последний раз. Покаянные тро-пари: "Покаяния отверзи ми двери..." поются до 5-й недели Великого по-ста. 4. В сырную неделю воспоминается изгнание прародителей из рая. 5. На литургии в эту неделю читается Евангелие, благовествующее о том, что нужно человеку для получения от Бога прощения грехов во время поста и как должно поститься (Мф., зачало 17). Апостол же (Рим., зачало 112) указывает, что пост есть наиболее удобное время для делания благих дел. Общее понятие о Великопостном богослужении В великопостный период Церковь отлагает в богослужении всякую торжественность. И прежде всего она не совершает самого торжественного христианского богослужения - полной литургии в седмичные дни Велико-го поста, за исключением суббот и воскресений. Вместо нее полагается по средам и пятницам литургия Преждеосвященных Даров. Почти прекраща-ется в седмичные дни пение как выражение радостного состояния духа и отдается предпочтение чтению, содержание которого соответствует вели-копостным дням. Вместо радостного благовествования Евангелия Христо-ва верующим предлагается чтение из ветхозаветных Писаний. Особенно широко используется чтение Псалтири, которая наиболее благоприятно способствует возбуждению молитвенного и покаянного духа. Во все цер-ковные службы вводится молитва святого Ефрема Сирина с великими по-клонами. Наконец, дневные церковные службы - третий, шестой и девятый час - Церковь соединяет с вечерней для указания времени, до которого должен простираться дневной пост. Великий пост охватывает собою дни святой Четыредесятницы и дни последующей за ней Страстной седмицы. Вечерня сыропустной недели Святая Четыредесятница и ее богослужение начинается с вечерни сыропустной недели (воскресенья). Сыропустное воскресенье называется еще Прощеным воскресеньем. Вечером в Прощеное воскресенье, а также и во все последующие воскресенья Святой Четыредесятницы, кончая 5-ым воскресеньем, совер-шается вседневная вечерня со следующими особенностями: 1. Вечерня предваряется чтением 9-го часа (завеса закрыта). По окончании 9-го часа священник, открыв завесу, в епитрахили выходит пред царские врата и творит начало вечерни: "Благословен Бог наш...". 2. Вход с кадилом (ввиду пения Великого прокимна). 3. После входа и пения "Свете тихий" поется Великий прокимен: "Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей, и избави ю" (4 с половиной раза). Этот Великий прокимен, кроме сыропустного воскресенья, поется также во 2-ю и 4-ю недели (воскресенья) Великого поста. В остальные не-дели - 1-ю, 3-го и 5-ю - на вечерни поется другой Великий прокимен: "Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи" (4 с половиной раза). 4. После прокимна сразу читается "Сподоби, Господи...", как обычно на вседневной вечерни (но ектеньи "Рцем вси...", как на Великой вечерни, не бывает). Царские врата закрываются, и священнослужители в это время переоблачаются в темные, постовые облачения. Священник в епитрахили произносит на амвоне ектенью: "Исполним вечернюю молитву...", а хор поет на каждое прошение особым, постовым распевом. После стихир на стиховне и чтения "Ныне отпущаеши...", Трисвятое по "Отче наш..." (священнослужитель в это время выходит на солею) по-ются великопостные тропари (с великими поклонами после каждого тро-паря): "Богородице Дево, радуйся...", "Слава: Крестителю Христов...", "И ныне: Молите за ны, святии апостоли...", "Под Твое благоутробие прибе-гаем..." (без поклона). Затем чтец вместо ектеньи: "Помилуй мя, Боже..." читает "Господи, помилуй" (40), "Честнейшую херувим...". Священник: "Сый благословен Христос Бог наш...". Чтец: "Небесный Царю...". Священник произносит молитву святого Ефрема Сирина с тремя ве-ликими поклонами. 5. После великих поклонов священник: "Слава Тебе, Христе Боже". Хор: "Слава, и ныне, Господи, помилуй (3), благослови". И бывает "со-вершенный" (большой) отпуст. Чин прощения После отпуста вечерни (в сыропустное воскресенье) совершается чин, или обряд прощения . На аналоях перед солеей, с правой стороны, кладутся иконы Спасителя и Божией Матери. Настоятель творит земные поклоны перед ними и лобызает их. Затем, обратясь к присутствующим, он обычно произносит слово, испрашивает прощения своих грехов у причта и народа со словами: "Благословите, отцы святии и братия, и простите ми грешному, ели-ко согреших в сей день, делом, словом, помышлением и всеми моими чув-ствы". После этого он кланяется до земли. Все отвечают ему земным покло-ном и говорят: "Бог да простит тя и помилует, отче святый. Прости и по-молися о нас грешных". Священник произносит: "Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас" . Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужи-тели в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют Крест, совершают лобзание. В некоторых местах существует и другая практика, т.е. другие священники держат иконы. За-тем подходят миряне, прикладываются ко Кресту, целуют руку священни-ка и испрашивают прощения у притча и друг у друга. В древние времена египетские пустынники, сообразно со словами Евангелия (Мф., зачало 17), читаемыми за литургией в Прощеное воскре-сенье и рекомендующими прощать ближним согрешения и примириться со всеми, собирались в последний день сырной недели для общей молитвы и, испросив друг у друга прощение и благословение, при пении пасхальных стихир (как бы в напоминание ожидаемой Пасхи Христовой), расходились по окончании вечерни по дебрям и пустыням для уединенных подвигов в продолжение Четыредесятницы и собирались снова только уже к Неделе ваий. В современной церковной практике во время обряда прощения при-нято петь: "Покаяния...", "На реках Вавилонских..." и стихиры Пасхи: "Да воскреснет Бог..", кончая словами: "простим вся воскресением" ("Христос воскресе" не поется). Пение стихир Пасхи служит как бы напоминанием того, что подвигом поста мы должны подготовить себя к достойной встре-че Воскресения Христова. Общий порядок великопостных церковных служб и их особенности В дни Четыредесятницы совершаются следующиее основные виды служб: 1. Великое повечерие. 2. Утреня. 3. Часы с чином изобразительных. 4. Вечерня. 5. Литургия Преждеосвященных Даров, а также литургия святителя Иоанна Златоуста и святителя Василия Великого. Великое повечерие (обычно отдельно от утрени) совершается вече-ром в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу во все седмицы Ве-ликой Четыредесятницы, за исключением четверга и пятницы 5-й седми-цы (суббота Акафиста). Великопостные часы совершаются: 1) в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу во все седмицы Великого поста; 2) в понедельник, вторник, среду Страстной седмицы. В субботы же и воскресенья совершаются часы не великопостные, а вседневные. Литургия Преждеосвященных Даров совершается только в седмич-ные дни Великого поста (кроме субботы), а именно: 1) в среду и пятницу всех седмиц (с 1-й по 6-ю недели включительно) Великого поста; 2) в четверг 5-й седмицы (чтение Великого канона), за исключением случая, когда на этот день приходится Благовещение (тогда литургия Пре-ждеосвященных Даров переносится на вторник - день чтения Великого канона); 3) в понедельник, вторник и среду Страстной седмиц (кроме совпа-дения их с Благовещением); 4) в дни памяти святых с полиелеем (24 февраля/11 марта - Обрете-ние главы святого Иоанна Крестителя, 9/22 марта - 40 мучеников и в хра-мовой день, случившиеся в период со 2-й по 6-ю седмицы Великого поста (если эти праздники случатся на 1-й седмице, то служба переносится на Дмитриевскую субботу). Литургия святителя Иоанна Златоуста совершается в субботу 1-й и последующих пяти седмиц Великого поста, а также в Неделю Ваий и в праздник Благовещения, в какой бы день он ни случился, кроме воскрес-ных дней, Великого Четверга и Великой Субботы, так как в эти дни со-вершается литургия святителя Василия Великого. Литургия святителя Василия Великого совершается в святую Четы-редесятницу пять раз - в первые пять воскресений Великого поста и два раза в Страстную седмицу: в Великий Четверг и Великую Субботу (даже если в эти дни выпадает Благовещение). Последование Великого Повечерия 1-я часть Священник в епитрахили перед царскими вратами при закрытой за-весе творит начало: "Благословен Бог наш...". Чтец: "Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный..." по "Отче наш...", "Господи; помилуй" (12), "Приидите, поклонимся..." псалом 4-й, 6-й, 12-й, 24-й, 30-й и 90-й. "Слава, и ныне, Аллилуиа (3). Господи, помилуй (3). Хор: "С нами Бог, разумейте языцы..." (громко и со сладкопением) со стихами и припевом: "Яко с нами Бог". Чтец читает тропари: "День прешед, благодарю Тя, Господи...", "Слава: День прешед, славословлю Тя, Владыко...", "И ныне: День пре-шед, славословлю Тя, Святый...", "Верую...". Священник (перед царскими вратами) возглашает: "Пресвятая Вла-дычице Богородице...", "Вся небесная сила святых Ангел и Архангел..." и прочие тропари (с поклонами). Хор повторяет (эти тропари помещены в Великом повечерии наря-ду ). Чтец: Трисвятое по "Отче наш" и тропари: в понедельник и среду ве-чера - "Просвети очи мои..." и пр., во вторник и четверг - "Невидимых враг моих" и проч. Субботнее Великое повечерие в пятницу вечером имеет особые тро-пари. После тропарей - "Господи, помилуй" (40), "Слава, и ныне", "Чест-нейшую", "Именем Господним благослови, отче". Иерей: "Молитвами святых отец наших...", и читается молитва свя-тителя Василия Великого: "Господи, избавлей нас..." 2-я часть Чтец: "Приидите, поклонимся...", псалом 50-й, 101-й и молитву Ма-носсии, затем Трисвятое по "Отче наш...". Хор: "Помилуй нас, Господи, помилуй нас...", "Слава: Господи, по-милуй нас...", "И ныне: Милосердия двери отверзи нам...". Чтец: "Господи, помилуй" (40), "Слава, и ныне", "Честнейшую". И молитва: "Владыко Боже, Отче Вседержителю...". З-часть Чтец: "Приидите, поклонимся...", псалом 69-й и 142-й, затем все-дневное славословие и каноны Богородицы и святого Минеи (если нет ка-нона святого Андрея Критского). После канона поется "Достойно есть...", а затем, по Трисвятом и "Отче наш...", - "Господи сил, с нами буди..." со стихами. Чтец: "Господи, помилуй" (40), "Иже на всякое время...", "Честней-шую...". После возгласа; "Боже, ущедри ны..." священник произносит молит-ву святого Ефрема Сирина (с 16-ю поклонами - 4 земными и 12 малыми). Далее чтец - Трисвятое по "Отче наш", "Господи, помилуй" (12) и молит-ва: "Нескверная, Неблазная...", "И даждь нам, Владыко...". "Преславная Приснодево; Упование мое Отец...". Священник: "Слава Тебе, Христе Боже...". Хор: "Слава, и ныне; Господи, помилуй (3). Благослови". Священник (стоя) читает молитву: "Владыко Многомилостиве..." . В это время все молящиеся преклоняются до земли, а священник произносит слова: "Благословите, отцы святыми...", после чего делает земной поклон и, поворачиваясь лицом к алтарю, произносит ектенью: "Помолимся о великом господине и Отце нашем..." и в конце: "Рцем и о них". Хор: "Господи, помилуй" (3). Священник: "Молитвами святых отец наших...". Хор: "Аминь". Примечание: На Великом повечерии в пятницу Великого поста мо-литва святого Ефрема Сирина (с поклонами) опускается, а также конечное Трисвятое и "Господи, помилуй" (12). Окончание Великого повечерия в таких случаях после канонов будет следующее: "Достойно есть...", Трис-вятое по "Отче наш...", кондак, "Господи, помилуй" (40), молитва: "Иже на всякое время", "Слава, и ныне", "Честнейшую...", "Именем Господним благослови, отче". "Молитвами святых отец..."; но если святой полиелей-ный, то будет 3 великих поклона. После поклонов - Трисвятое по "Отче наш" и 12 раз "Господи, помилуй" опускается, но сразу читается "Не-скверная, Неблазная...", "И даждь нам, Владыко...", "Преславная Присно-дево...", "Упование мое Отец...", "Слава Тебе, Христе Боже...", Слава, и ныне, Господи, помилуй (трижды), Благослови". Отпуст малый: "Христос истинный Бог наш...". "Аминь". Обычное прошение и ектенья: "Помолим-ся о великом Господине и Отце нашем..." и т.д. В конце: "Молитвами свя-тых отец...". "Аминь" (см.: Розанов. Цит. соч., с. 543-544). Великопостная утреня 1. Начало утрени - до шестопсалмия включительно - такое же, как и вседневной утрени. 2. Вместо "Бог Господь" поется "Аллилуиа" (3) по гласу Октоиха и Троичные тропари гласа, причем к первому тропарю бывают особые окон-чания в зависимости от дня недели, например: в понедельник - "Предста-тельствы бесплотных Твоих, помилуй нас"; во вторник - "Молитвами Предтечи Твоего, помилуй нас" и т.д. (напечатаны в Ирмологии, Триоди Постной, Типиконе, глава 58, Октоихе и Следованной Псалтыри, в после-довании утрени). 3. Стихословятся три кафизмы. Ектеньи пред седальнами не произно-сятся (за исключением суббот, воскресений и праздников). После 3-й ка-физмы седальна читается 50-й псалом. 4. После 50-го псалма - молитва: "Спаси, Боже, люди Твоя..." и по-сле возгласа "Милостию и щедротами..." - каноны. Каноны поются в соединения с библейскими песнями, начиная со стиха "Господеви поем...". Порядок стихословия изложен в Ирмологии, в разделе под загласием: "Во святую и Великую Четыредесятницу стихосло-вятся песни сице". Канонов полагается три: святого из Минеи (полный) и два трипеснца из Триоди (творение Иосифа и Феодора Студитов). Октоих не поется во всю Четыредесятницу, кроме Недель (воскресений). Трипеснцы содержат следующие песни: в понедельник - 1-ю, 8-ю и 9-ю, во вторник - 2-ю, 8-ю и 9-го, в среду - 3-ю, 8-ю и 9-ю, в четверг - 4-ю, 8-ю и 9-ю, в пятницу - 5-ю, 8-ю и 9-ю, в субботу - 6-ю, 7-ю, 8-ю и 9-ю (четверопеснец). Канон следует петь по Уставу, чтобы молящиеся могли слышать ха-рактерные особенности исполнения канона в посту. Канон святого положено петь на 6 (ирмос, 4 тропаря и Богородичен) в тех песнях, в которых есть трипеснец, в других песнях - на 5 (ирмос в начале или в конце песни, 3 тропаря и Богородичен). Если выпадает два святых, то оба канона поются на 6 путем соедине-ния двух тропарей этих канонов в один, опускается лишь Богородичен первого канона. Первый трипеснец поется на 4. Второй трипеснец во все дни седми-цы имеет 5 тропарей, но в понедельник - 6 тропарей. Порядок пения канона Песнь 1-я. По Следованной Псалтири или Ирмологию поются или читаются стихи от "Господеви поем..." до "Огустеша..." включительно (условная цифра 14), затем поется ирмос канона Минеи . Отсюда к стихам прибавляются тропари Минеи на 6. После ирмоса Минеи хор поет стих: "Рече враг...". Чтец - тропарь канона. Стих: "Послал еси...", и тропарь. Стих: "Кто подобен Тебе...", и тропарь. Стих: "Простерл еси...", и тропарь. Стих: "Утешил еси...", и Богородичен канона. Со стиха: "Тогда потщаша-ся..." (т.е. от цифры 8, обозначенной в Ирмологии) читаются 4 тропаря первого трипеснца Триоди. Со стиха: "Господь, царствуяй веки и на век" (в Ирмологии здесь стоит цифра 4) читаются тропари второго трипеснца. Хор: "И наведе на ня...". Чтец: "Приспе ныне...". Хор вышним гласом: "Слава". Чтец: "Единице простая...". Хор: "И ныне". Чтец: "Божию Свя-тую гору воспоим...". Хор: "Слава Тебе, Боже наш...". Чтец: "Колеснице огненная...". Хор: "Слава Тебе, Боже наш...". Чтец: "Брашно Адам яде...", и поется на катавасию ирмос 2-го трипеснца Триоди: "Грядите людие...". 2-я песнь в понедельник не стихословится. Песнь 3-я начинается пением библейских стихов, которые обозначе-ны в Ирмологии цифрой 4, предыдущие же стихи опускаются. (Это отно-сится ко всем песням канона, где нет трипеснцев). Хор поет стих: "Господь взыде на небеса...". Чтец - тропарь канона Минеи. Хор: "И даст крепость...". Чтец - второй тропарь. Хор: "Слава". Чтец: тропарь. Хор: "И ныне". Чтец - тропарь. Хор: - ирмос третьей песни Минеи. По третьей песни - малая ектенья, возглас: "Яко Ты еси Бог наш..." и седален. 4-я и 5-я песни, поются так. Сначала хор поет ирмос 4-й песни Минеи и стих: "Господь Бог мой, сила моя..." (т.е. с цифры 4). Чтец - тропарь Минеи. Хор: "И на высокая возводит мя...". Чтец - тропарь. Хор: "Слава". Чтец - тропарь. Хор: "И ныне". Чтец - тропарь. Хор поет ирмос 5-й песни и стих: "Воскреснут мертвии...". Чтец - тропарь. Хор: "Роса бо, яже о Те-бе...". Чтец - тропарь. Хор: "Слава". Чтец - тропарь. Хор: "И ныне". Чтец - тропарь. Песнь 6-я стихословится так же, как и 3-я. Хор поет стих 6-й песни: "Хранящий суетная..." (т.е. от цифры 4). Чтец - тропарь 6-й песни Минеи. Хор: "Аз же со гласом хваления...". Чтец - тропарь. Хор: "Слава". Чтец - тропарь. Хор: "И ныне". Чтец - тропарь. Хор поет на катавасию ирмос 6-й песни. По 6-й песни - малая ектенья, возглас: "Ты бо еси Царь мира и Спас душ наших..." и кондак. Песнь седьмая. Хор поет ирмос 7-й песни Минеи и стих: "Благосло-вен еси на Престоле славы Царствия всего". Чтец, - тропарь. Хор: "Благо-словен еси на тверди небесной...". Чтец - тропарь. Хор: "Слава. Чтец - тропарь. Хор: "И ныне". Чтец - тропарь. Хор переходит к 8-й песни. Она исполняется, как и 1-я. Сначала по-ются стихи 8-й песни до условной цифры 14 (включительно), обозначен-ной в Ирмологии: "Благословите, огнь и вар...". Хор поет ирмос 8-й песни Минеи и стих: "Благословите, росы и иней...". Чтец - тропарь Минеи. Хор - следующий стих и т.д. Со стиха: "Благословите, вся птицы небесныя..." (т.е. с цифры 8) чтец читает тропари первого трипеснца, а со стиха: "Бла-гословите, Анания, Азария..." - тропари второго трипеснца. После: "Хва-лим, благословим..." хор поет на катавасию ирмос второго трипеснца Триоди: "Древле оросившаго..." На 9-й песни священнослужитель совершает обычное каждение и пред образом Богоматери возглашает: "Богородицу и Матерь Света...". Хор поет: "Честнейшую..." постовым распевом, затем ирмос 9-й песни Миней и стих: "Благословен Господь Бог Израилев....". Чтец - тропарь. Хор: "И воздвиже рог спасения нам..." Чтец - тропарь. Хор: "Спасение от враг наших...". Чтец - тропарь. Хор: "Сотворити милость...". Чтец - тро-парь. Хор: "Клятву, еюже клятся ко Аврааму..." Чтец - тропарь Триоди и т.д. В конце хор поет: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе". Чтец читает последний тропарь: "День един убо... "Хор поет на катавасию ирмос вто-рого трипеснца: "Преестественно плотию..." и затем - "Достойно есть...". Поклон. Малая ектенья и возглас: "Яко Тя хвалят вся силы небесныя...". Схема исполнения канона во вторник Сначала поется ирмос 1-й песни канона Минеи и первый стих: "Гос-подь царствуяй веки и на век..." (т.е. с цифры 4). Чтец читает 1-й тропарь канона Минеи. Хор: "И наведе на ня...". Чтец - 2-й тропарь. Хор: "Слава". Чтец - 3-й тропарь. Хор: "И ныне". Чтец - Богородичен. Затем хор поет (или чтец вычитывает) "поскору" все стихи 2-й песни: "Вонми, небо, и возглаголю...", а также "Слава, и ныне". (2-я песнь никогда не стихосло-вится в году, за исключением вторников Святой Четыредесятницы). Сразу после этого поется ирмос 1-го трипеснца Триоди , глас 2-й: "Видите, видите, яко Аз есмь в мори спасый..." и припев: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе". Чтец читает тропарь трипеснца. Перед следующими двумя тропарями хор поет тот же припев: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе", а пред богородичным - "Пресвятая Богородице, спаси нас". После Богородична хор: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе". Чтец - тропарь 2-го трипеснца. Тот же припев и перед следующими двумя тропарями. Затем хор: "Слава". Чтец - Троичен. Хор: "И ныне". Чтец - Богородичен. Хор: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе". Чтец - тропарь. Хор - ирмос 2-го трипеснца на катавасию, глас 5-й: "Видите, видите, яко Аз есмь Бог...". Следующие песни канона - с 3-й по 9-ю - исполняются, как и в по-недельник. После канона также поется "Достойно есть". Затем - малая ектенья, возглас и светилен Троичен гласа (напечатан в Ирмологии, Следованной Псалтири, в последовании утрени, в Типиконе, глава 58, в конце 1-й части Октоиха и в конце Постной Триоди). Светилен читается трижды: первый раз - с окончанием, соответст-вующим дню недели (например, в понедельник: "Предстательствы бес-плотных Твоих и спаси мя"; во вторник: "Молитвами, Господи, Предтечи Твоего и спаси мя" и т.д.); второй раз - с окончанием: "Молитвами, Гос-поди, святых Твоих и спаси мя"; третий раз - с окончанием: "Молитвами Богородицы и спаси мя". После светильна читаются три хвалитные псалма, затем "Тебе слава подобает...", "Слава Тебе, показавшему нам свет..." и вседневное славо-словие. Если выпадает на Минее два святых, то стихиры одного святого (на "Господи, воззвах) поются на вечерни, а другого - на хвалитех, на 4 (так бывает, например, 7/20 февраля). В таком случае после стихир на хвалитех сразу читается "Слава Тебе, показавшему нам свет" и вседневное славо-словие. Затем - ектенья: "Исполним утреннюю молитву...". Возглас: "Яко Бог милости...". По возгласе: "Твое бо есть...". Хор поет стихиры на сти-ховне из Триоди, глас 5-й: "Прииде пост, мати целомудрия... ". Если святой имеет утренние стихиры на стиховне, то на "Слава" - стихира святого, "И ныне" - Богородичен по гласу "Славы", из приложе-ния Минеи, а в среду и пятницу - Крестобогородичен, данный в Минее на ряду. Если же нет стихир святого, то на "Слава, и ныне" - Богородичен Триоди: "Тя, Божию Матерь...". Затем - чтец: "Благо есть исповедатися Господеви..." (дважды), Трисвятое по "Отче наш" и по возгласе иерея - тропарь: "В храме стояще славы Твоея...", "Господи, помилуй" (40), "Слава, и ныне", "Честней-шую...", "Именем Господним благослови, отче". Иерей (перед царскими вратами): "Сый благословен..." Чтец: "Небесный Царю...". Иерей - молит-ву святого Ефрема: "Господи и Владыко живота моего..." с тремя земными поклонами, затем делает 12 малых поклонов с молитвой: "Боже, очисти мя, грешнаго" и опять: "Господи и Владыко живота моего..." с одним зем-ным поклоном. Чтец: "Аминь. Приидите, поклонимся..." и 1-й час. По окончании 1-го часа иерей творит отпуст утрени. Так совершается утреня в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу Святой Четыредесятницы, если не случатся в эти дни праздники: Обретение главы святого Иоанна Предтечи (24 февраля/11 марта), Сорока мучеников (9/22 марта). Благовещение (25 марта/7 апреля) и храмовые. Особенности утрени в субботу 2-й седмицы (Поминовение усопших) После шестопсалмия - "Аллилуиа" и тропарь: "Апостоли, мучени-цы..." (дважды), "Слава: Помяни, Господи...", "И ныне: Мати Святая...". Затем - кафизма 16-я с обычным делением на три "Славы". Малая ектенья, седальны, мученицы Октоиха с богородичными. Хор поет начальные стихи 1-я статии 17-й кафизмы (на 5-й глас): "Блажени непорочнии в путь...", с припевом: "Благословен еси..." Иерей (или чтец) читает последующие сти-хи 118-го псалма, а хор к каждому стиху припевает: "Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим". Кафизма разделяется на две ста-тии. По окончании 1-й статии (последний стих ее): "Во век не забуду оп-равданий Твоих, яко в них оживил мя еси", священнослужитель (с кади-лом) творит малую заупокойную ектенью. Хор: "Господи, помилуй" (еди-ножды, а не трижды). По возгласе: "Яко Ты еси воскресение и живот..." (молитва "Боже духов..." читается тайно) хор поет начальные стихи 2-й статии: "Твой есмь аз..." с припевом на каждый стих: "Спасе, спаси мя". По окончании 2-й статии "Жива будет душа моя... взыщи раба Твоего, яко заповедей Твоих не забых" (стихи 175-й и 176-й) поются тропари "святых лик..." с припевом: "Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим". В это время совершается полное каждение храма. По окончании тропарей - малая заупокойная ектенья и молитва: "Боже духов...", в кото-рой иерей поминает усопших. По возгласе хор поет седален, глас 5-й "По-кой, Спасе наш...", "Слава, и ныне: От Девы возсиявый...", псалом 50-й. (Молитва "Спаси, Боже, люди Твоя..." по субботам Четыредесятницы не глаголется). Канон Минеи - с ирмосом на 6 и храма святого - на 4. Если храм Христов или Богородица, поется канон храма с ирмосом на 6 и Минеи - на 4. "Глаголется бо ирмос и тропарь без стихов и держим стихи от "Тогда потщашася...". Не стихословим бо песней от начала до 6-я песни во всех субботах святыя Четыредесятницы. От 6-я же песни начинается трипеснец, стихословятся же и песни" (Триодь, суббота 2-й седмицы). Это уставное указание означает, что начальные библейские стихи 1-й - 5-й песней не поются (не стихословятся). Исполнение канона в храме святого будет такое. 1-я песнь. Поется ирмос Минеи (без предшествующего пения или чтения библейских стихов) и читается (без стиха, с обычным припевом) первый тропарь Минеи. Затем хор поет библейский стих, имеющий над-пись "на 8": "Тогда потщашася... ". Чтец - 2-й тропарь и т.д. Со стиха, пред которым стоит надпись "на 4", читается канон храма. Катавасия - ирмос канона храма. 3-я песнь. Хор - ирмос Минеи. Чтец - 1-й тропарь (с обычным при-певом). Хор - библейский стих с надписью "на 8": "Даяй молитву моля-щемуся...". Чтец - 2-й тропарь и т.д. Со стиха с надписью "на 4": "Господь взыде на небеса..." читается канон храма. Катавасия (ирмос канона храма) и обычная малая (не заупокойная) ектенья. Кондак и икос святого Минеи. 4-я песнь. Хор - ирмос Минеи. Чтец сразу же - 1-й тропарь, без биб-лейского стиха. Далее хор - библейский стих с надписью "на 8": "Зане смоквь не плодоприносет...". От стиха, имеющего надпись "на 4": "Гос-подь Бог мой - сила моя..." - тропари канона храма. Катавасия. 5-я песнь. Ирмос и 1-й тропарь канона Минеи. Хор-стих с надписью "на 8": "Приложи им..." Со стиха "на 4": "Воскреснут мертвии..." - тропа-ри канона храма. Пением на катавасии ирмоса 5-й песни канона храма за-канчивается чтение канона храма. С 6-й песни по 9-ю песнь канон Минеи и четверопеснец Триоди. Ка-нон храма оставляется. "Песни же 6-я, яже во Псалтири, не глаголем, но поем ю всю в запевах" (Типикон). Это указание означает, что шестая песнь не имеет в себе предыдущих стихов до цифры 14-ть и поэтому все они распределяются по тропарям этой песни канонов. Исполняются 6-я песнь так: сначала поется ирмос канона Минеи и первый библейский стих 6-й песни: "Возопих в скорби моей...". Чтец - тропарь Минеи. Хор: "Из чрева адова...". Чтец - 2-й тропарь Минеи. Хор: "Вся высота Твоя...". Чтец - 3-й тропарь Минеи. Хор: "И аз рех...". Чтец 4-й тропарь; если его нет, то по-вторяется 3-й тропарь. Хор: "Возлияся вода...". Чтец - Богородичен Ми-неи. Таким образом, канон Минеи исполняется с ирмосом на 6. Хор - библейский стих, перед которым стоит надпись "на 8": "Понре глава моя...". Чтец - 1-й тропарь 1-го канона Триоди и т.д. по порядку. Со стиха: "Хранящии суетная и ложная...", перед которым стоит надпись "на 4", чтец читает 1-й тропарь 2-го канона Триоди. Хор: "Аз же со гласом...". Чтец - 2-й тропарь. Хор: "Слава". Чтец Троичен Хор: "И ныне". Чтец - Богородичен. Хор: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе" или стих: "Дивен Бог во святых Своих...". Чтец - мученичен. Хор: "Души их во благих во-дворятся". Чтец - покоин. Хор поет на катавасию ирмос 2-го четверопесн-ца: "Глубина страстей...". Малая заупокойная ектенья. Кондак: "Со святы-ми упокой" и икос: "Сам един еси..." 7-я песнь. Хор поет (или чтец читает) первые 22 библейских стиха. После стиха "И разливашеся пламень...", перед которым стоит надпись " На 14", поется ирмос канона Минеи и сразу же стих: "И обыде и пожже...". Чтец - 1-й тропарь Минеи. Хор: "Ангел же Господень...". Чтец - 2-й тро-парь. Хор: "И отрясе пламень...". Чтец - 3-й тропарь. Хор: "И сотвори среднее пещи...". Чтец повторяет 3-й тропарь (если 4-го нет). Хор: "Тогда трие..." Чтец - Богородичен Минеи. Хор - стих с надписью "на 8": "Благо-словен еси, Господи, Боже отец наших..." Чтец - 1-й тропарь 1-го канона Триоди и т.д. по порядку. После стиха "на 4"; "Благословен еси на престо-ле..." - 1-й тропарь 2-го канона Триоди. Хор: "Благословен еси на твер-ди..." Чтец - 2-й тропарь. Хор: "Слава". Чтец - Троичен. Хор: "И ныне". Чтец - Богородичен. Хор: "Блажени, яже избрал..." Чтец - мертвен. Хор - ирмос 2-го четверопеснца на катавасию. 8-я песнь. Начальные библейские стихи, как и в 7-й песни, поет хор или читает чтец. После стиха с надписью "на 14": "Благословите, огнь и вар..." поется ирмос канона Минеи и сразу - следующий стих: "Благосло-вите, росы и иней..." Чтец - 1-й тропарь канона Минеи и т.д. по порядку. После стиха с надписью "на 8": "Благословите, вся птицы небесныя..." - тропарь 1-го канона Триоди и т.д. по порядку. После стиха с надписью "на 4": "Благословите, Анания, Азария, Мисаил..." - тропарь 2-го канона Триоди и т.д. В конце хор поет катавасию - ирмос 2-го четверопеснца. 9-я песнь начинается возгласом священнослужителя (после каждения алтаря и иконостаса): "Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим". Хор поет "Честнейшую...", затем ирмос 9-й песни канона Минеи и сразу стих: "Благословен Господь Бог Израилев...". Чтец - 1-й тропарь канона Минеи и т.д. Со стиха с надписью "на 8"; "Клятву, еюже клятся..." - чита-ется 1-й канон Триоди, а со стиха с надписью "на 4": "В нихже посети..." - 2-й канон Триоди. Катавасия - ирмос 2-го четверопеснца. "Достойно" не поется. После обычной малой ектеньи - светилен гла-са, хвалитные стихиры по гласу Октоиха. После стихир читается: "Слава Тебе, показавшему нам свет...", и вседневное славословие. Ектенья: "Ис-полним утреннюю...". Стиховные стихиры по гласу Октоиха. После "Благо есть..." (единожды) и Трисвятого - тропари: "Апостоли, мученицы и пророцы...", "Слава: Помяни, Господи...", "И ныне: Мати Святая...". Ектенья: "Помилуй нас, Боже...". "Премудрость", "Сый благословен Христос, Бог наш...", "Утверди, Боже..."и сразу читается: "Приидите, поклонимся" и 1-й час. В конце - полный отпуст. Во все субботы часы 1-й, 3-й и 6-й совершаются обычные, трех-псалмные; тропари и кондаки - дневные: тропарь: "Апостоли, мученицы и пророцы...", "Слава: Помяни, Господи, яко Благ...", "И ныне" - Богороди-чен часа, кондак - "Со святыми упокой". На литургии: "Блаженны" - гласа, на 6. По входе - тропари: "Апо-столи, мученицы и пророцы..." и "Помяни, Господи...", "Слава: Со святы-ми упокой...", "И ныне" - Богородичен: "Тебе и Стену...". Прокимен, глас 8-й: "Веселитеся о Господе..." Другой прокимен, глас 6-й, - за упокой: "Души их во благих водворятся". Апостол - дня (Евр., зачало 309-е) и за упокой (к Сол., зачало 270-е). Евангелие - от Марка, зачало 6, и от Иоанна, зачало 16. Причастен: "Радуйтеся, праведнии..." и "Блажени...". (Сравн. службу в субботу мясопустную). Литургия святителя Иоанна Златоуста. Такая же служба бывает в субботу 2-й, 3-й и 4-й недель Великого поста, а суббота 5-й недели - ака-фистная, 6-й недели - Лазарева, если она не совпадает с одним из трех праздников: святого Предтечи, 40 мучеников и Благовещением. Общие особенности Великопостных часов 1. Великопостные часы совершаются в среду и пятницу сырной сед-мицы (если эти дни не совпадут о праздником Сретения Господня или храмовым праздником). В понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всей Святой Четыредесятницы; в Понедельник, Вторник и Среду Страст-ной седмицы. 2. На каждом часе, по прочтении трех обычных псалмов, стихосло-вится рядовая кафизма с обычными "Славами". 3. На каждом часе троекратно поется с тремя земными поклонами тропарь часа (священник выходит на амвон). На 1-м часе: "Заутра услыши глас мой...", глас 6-й. На 3-м часе: "Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа", глас 6-й. На 6-м часе: "Иже в шестый день же и часа...", глас 2-й. На 9-м часе: "Иже в девятый час...", глас 8-й. 4. В конце каждого часа произносится молитва святого Ефрема Си-рина с поклонами (16, а на 9-м только три). 5. Часы 3-й, 6-й и 9-й читаются вместе и к ним присоединяются изо-бразительны и вечерня. Порядок чтения Великопостных часов 1-й час читается непосредственно за произнесением священником в конце утрени молитвы святого Ефрема Сирина. Чтец: "Приидите, поклонимся..." (3) и обычные псалмы: 5-й, 89-й, 100-й, затем чтец - "Слава, и ныне", "Аллилуиа" (3), "Господи, помилуй" (3), "Слава", читается рядовая кафизма, как обычно разделенная на три "Славы". 3-ю "Славу" кафизмы чтец заканчивает: "Слава, и ныне", "Ал-лилуиа" (3), "Господи, помилуй" (3). После этого священник произносит тропарь часа: "Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой". Хор повторяет. Священник - 1-й стих: "Глаголы моя внуши, Господи, разумей зва-ние мое". Хор: "Заутра услыши...". Священник - 2-й стих: "Яко к Тебе помолюся. Господи...". Хор: "Заутра услыши...". (Такой же порядок исполнения тропаря и на остальных часах). Священник: "Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу". Чтец: "И ныне: Что Тя наречем, о Благодатная...". Хор: "Стопы моя направи по словеси Твоему..." и прочие стихи. Чтец: Трисвятое по "Отче наш", Богородичен дневной (в понедель-ник, вторник и четверг: "Преславную Божию Матерь..."; в среду и пятницу - "Скоро предвари...", "Господи, помилуй" (40), "Иже на всякое вре-мя...", "Честнейшую...". Священник: "Боже, ущедри ны" и молитву святого Ефрема Сирина с поклонами (3+12+1).
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar