Меню
Назад » »

ЛИТУРГИКА / Учебное пособие для студентов 3 класса (4)

На утрени, на "Бог Господь" - тропарь праздника (дважды), "Слава" - святых, "И ныне" - праздника. После кафизм - седальны праздника. Псалом 50-й. Канон праздника первый с ирмосом на 6, ирмосы по дважды, тропари на 4 и второй канон праздника на 4 и святых на 4. Катавасия (праздничная): ирмосы обоих канонов. По 3-й песни - кондак и икос Бого-родицы, седален святых. "Слава, и ныне" - седален праздника, по 6-й - кондак и икос святых. На 9-й песни "Честнейшую" не поем, но поем при-певы праздника. Светилен святых (дважды), "Слава, и ныне" - праздника. На хвалитех - стихиры праздника на 4, "Слава" - святых, "И ныне" - праздника. Славословие великое. По Трисвятом - тропарь святых, "Слава, и ныне" - праздника. Екте-ньи, 1-й час и конечный отпуст. На часах - тропарь праздника, "Слава" - святых, "И ныне" - Богоро-дичен. По "Отче наш" - кондаки Богородицы и святых попеременно. На литургии - "Блаженны" из канонов праздника, песнь 3-я на 4, и святых, песнь 6-я на 4. По входе - тропарь праздника и святых. "Слава" - кондак святых, "И ныне" - Богородицы. Прокимен, песнь Богородицы, глас 3-й: "Величит душа Моя Господа..." и святых, глас 4-й: "Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев". Апостол - к Евреям, зачало 306-е, и к Гала-там, зачало 200-е. Евангелие - от Луки, зачало 54-е, и святых, от Матфея, зачало 4-е. Причастен: "Избавление посла Господь людем Своим...". Дру-гой - святых "Радуйтеся, праведнии...". Если отдание праздника Рождества Христова совпадет с седмичным днем, то: вся служба праздника, как 25 декабря, но на вечерне без входа и чтения паремий, а на утрени - с великим славословием. На литургии - "Блаженны". По входе - тропарь и кондак праздника. Трисвятое. Прокимен. Аллилуиа и причастен праздника. Апостол и Еван-гелие только дня. Отдание праздника в воскресенье (в неделю святых Богоотец) На Великой вечерне: на "Господи, воззвах" - стихиры воскресны - 3, праздника - 4, глас 2-й: "Приидите, возрадуемся Господеви..." и святых - 3. "Слава" - святых, "И ныне" (вместо догматика) - стихира праздника, глас 2-й: "Августу единоначальствующую...". Вход. Прокимен дня. На ли-тии - стихиры праздника. На стиховне - стихиры воскресные, "Слава" - святых, "И ныне" - праздника. На благословении хлебов - тропари: "Бо-городице Дево" (дважды) и святых (единожды). На утрени: на "Бог Господь" - тропарь воскресен (дважды), "Слава" - святых, "И ныне" - праздника. После кафизм - седальны воскресные. Степенна и прокимен гласа. Евангелие воскресное, "Воскресение Христо-во", по 50-м псалме - стихира воскресная. Каноны: воскресный с ирмосом на 4 и святых на 4, и праздника два канона на 6. Катавасия праздника (ир-мосы первого канона). По 3-й песни - кондак, икос и седальны святых, "Слава, и ныне" - праздника. По 6-й песни - кондак и икос праздника. На 9-й песни поем "Честнейшую". Светилен воскресный, "Слава" - святых, "И ныне" - праздника. На хвалитех - стихиры воскресные - 4 и праздника - 4, с припевами их. "Слава" вместо евангельской - стихира святых, глас 8-й: "Кровь и огнь...", "И ныне" - "Преблагословенна еси...". Славословие великое. По Трисвятом - тропарь воскресный, ектенья и отпуст. "Слава, и ныне" - стихира евангельская, и 1-й час. На 1-м часе - тропарь воскресный, "Слава" - праздника, "И ныне" - Богородичен часа. По "Отче наш" - кондак праздника. На 3-м часе - тро-парь воскресный, "Слава" - святых, "И ныне" - Богородичен часа. Конда-ки праздника и святых попеременно. На литургии - "Блаженны" из канона воскресного, на 4, праздника, первого канона, песнь 9-я, на 4, и святых, песнь 6-я, на 4. По входе - тро-парь воскресный, праздника и святых, "Слава" - кондак святых, "И ныне" - праздника. Прокимен праздника: "Вся земля да поклонится Тебе" и свя-тых: "Дивен Бог во святых Своих...". Апостол - к Галатам, зачало 200-е. Евангелие - от Матфея, зачало 4-е. Причастен: "Хвалите Господа..." и праздника (см. Типикон, под 31 декабря, стр. 181). Святки Двенадцать дней после праздника Рождества Христова (с 25 декаб-ря/7 января по 6/19 января) обыкновенно называются святками, т.е. свя-тыми днями, потому что эти дни освящены великими событиями Рождест-ва Христова и Богоявления, празднование которых было в древности коро-че, поскольку праздники Рождества Христова и Богоявления были соеди-нены в один день. После же их разделения празднование распространилось на все дни в промежутке от 25 декабря/7 января по 6/19 января, и потому они составляют как бы один день праздника. Эти дни называются святыми вечерами, потому что христиане по древнему обычаю свои дневные занятия прекращали вечером, может быть, в воспоминание событий Рождества и Крещения Спасителя, бывших в ночное или вечернее время (см. Творения святителя Иоанна Златоуста, 37-я беседа на Крещение, 2). Церковь с древних времен начала освящать эти двенадцать дней по-сле праздника Рождества Христова. Упоминания об этом имеются в бесе-дах святого Ефрема Сирина, святого Амвросия Медиоланского, святителя Григория Нисского. Древнее двенадцатидневное празднование святок под-тверждается Уставом преподобного Саввы Освященного († 532 г.). Со-гласно этому Уставу, в дни святок: "никакоже пост, ниже коленопреклоне-ния бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях", и возбранено совершать та-инство Брака (см. Типикон, под 26 декабря). Таким образом, в дни святок вплоть до 4 января включительно, поста не бывает ни в среду, ни в пятницу. Дни святок древние христиане проводили с особым благоговением, уделяя из своих средств на милостыню бедным, как бы в увеличение света духовного, именем которого называются добрые дела (Мф. 5,16). БОГОЯВЛЕНИЕ (КРЕЩЕНИЕ) ГОСПОДНЕ (6/19 ЯНВАРЯ) История праздника Как было указано нами в разделе, посвященном истории праздника Рождества Христова, начало празднования Богоявления относится ко вре-менам апостольским. О нем упоминается и в "Постановлениях Апостоль-ских", где говорится: "Богоявления праздник да празднуется, понеже в тот день бысть явление Христова Божества, свидетельствовавшу Его Отцу в Крещении, и Утешителю Святому Духу, в виде голубине, показавшу пред-стоящим свидетельствованнаго" (кн. 5, глава 42; кн. 8, глава 33). Во II веке на празднование Крещения Господня и ночное перед этим праздником бдение (богослужение) указывает Климент Александрийский. В III веке свои беседы на Богоявление составили священномученик Ипполит Рим-ский и святой Григорий Неокесарийский. Святые отцы IV века: Григорий Богослов, Григорий Нисский, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Августин и многие другие оставили нам свои глубоконазидательные по-учения, произнесенные ими в праздник Богоявления. Святые отцы: Анатолий, архиепископ Константинопольский (V век), Андрей и Софроний Иерусалимские (VII век), Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин (VIII век), составили каноны, а Герман, патриарх Константино-польский, Иосиф Студит, Феофан и Византий (IX век) составили многие песнопения на праздник Крещения Христова, до сих пор поющиеся в день праздника. Относительно празднования Крещения между Восточной и Западной Церквами не было той разницы, какая существовала относительно празд-нования Рождества Христова: на Востоке и на Западе праздник с одинако-вой торжественностью праздновался 6/19 января. Как уже указывалось выше, до IV века Крещение и Рождество празд-новались совместно 6/19 января и выделение праздника Рождества Хри-стова и перенесение его празднования на 25 декабря/7 января произошло в IV веке. Древняя Церковь 6/19 января, кроме указанных событий, воспо-минала и другие, в которых выразилось Божественное достоинство и по-сланничество Иисуса Христа - как при рождении Его, так и при вступле-нии Его на проповедь после Крещения, а именно: 1) поклонение волхвов, как откровение Иисуса Христа миру языческому, посредством чудесной звезды (от этого воспоминания самый праздник Крещения в Западной Церкви получил название "праздника трех ца-рей"; в Восточной Церкви, оно хотя и входило в состав праздника, но ничем в характере праздника не выразилось); 2) явление Божественной силы Иисуса Христа в первом чуде Его на бра-ке в Кане Галилейской; 3) чудесное насыщение Иисусом Христом 5000 человек (в Африканской Церкви). Предпразднство Крещения (со 2/15 по 5/18 января) Богоявление издревле находится в числе великих двунадесятых праздников. Еще в "Постановлениях Апостольских" (кн. 5, глава 12) запо-ведано: "Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество". Этот праздник в Православной Церкви совершается с рав-ным торжеством, как и праздник Рождества Христова. Оба эти праздника, соединенные святками, составляют как бы одно торжество. Почти сразу же после отдания праздника Рождества Христова Цер-ковь начинает со 2 января приготовлять нас к празднику Крещения особы-ми стихирами, тропарями (на вечерни), трипеснцами (на повечерии) и ка-нонами (на утрени). Некоторые церковные песнопения в честь Богоявле-ния мы слышали уже с 1/14 января: на утрени праздника Обрезания поют-ся на катавасии ирмосы канонов Богоявления: "Глубины открыл есть дно..." и "Шествует морскую волнящуюся бурю...". Следуя от Вифлеема к Иордану и сретая событие Крещения, Церковь в предпразднственных стихирах призывает верующих: "От Вифлеема на Иордан прейдем, тамо бо свет сущим во тьме озаряти уже начинает" . Ближайшая суббота и воскресенье перед Крещением называются субботой и неделей пред Богоявлением (или Просвещением). В назван-ную субботу полагаются по Уставу особые Апостол (Тим., зачало 284) и Евангелие (Мф., зачало 5), а в Неделю пред Богоявлением - особый про-кимен, глас 6: "Спаси, Господи, люди Твоя...", Апостол (Тим., зачало 296) и Евангелие (Мр., зачало 1), посвященные наступающему празднику. Суб-бота и Неделя пред Просвещением всегда бывают после отдания праздни-ка Рождества Христова. Навечерие Богоявления Канун праздника, 5/18 января, называется навечерием Богоявления и еще сочельником. Служба навечерия и служба самого праздника во мно-гом сходна со службой праздника Рождества Христова. В сочельник Богоявления, как и в сочельник Рождества Христова, предписывается Церковью строгий пост (принятие пищи разрешается один раз после освящения воды). Если навечерие выпадает на субботу и воскре-сенье, пост облегчается: вместо одного раза дозволяется принятие пищи дважды - после литургии и после освящения воды (см. Типикон, под 6 ян-варя). Если чтение великих часов с навечерия, выпавшего на субботу или воскресенье, переносится на пятницу, то поста в эту пятницу не бывает. Особенности богослужения в навечерие праздника Во все седмичные дни, кроме субботы и воскресенья, служба навече-рия Богоявления состоит из великих часов, изобразительных, вечерни с ли-тургией святителя Василия Великого, и после литургии, точнее, после за-амвонной молитвы, бывает освящение воды. Если сочельник выпадает на субботу или неделю (воскресенье), то великие часы совершаются в пятницу, в которую литургии не бывает, ли-тургия же святителя Василия Великого переносится на день праздника. В самый же день сочельника литургия святителя Иоанна Златоуста бывает в свое время, а днем - вечерня и после нее водоосвящение. Великие часы Схема построения великих часов и изобразительных и порядок их отправления те же, что и в навечерие Рождества Христова (см. выше о празднике Рождества Христова). На 1-м часе оставляется 5-й псалом и добавляются особые псалмы 22 и 26, в которых Церковь изображает Господа, принявшего Крещение, Пас-тырем, Который, по предречению Давида "пасет... и ничтоже... лишит...", который есть "Просвещение и Спаситель...". Тропари указывают на разделение Иордана Елисеем милотию проро-ка Илии, как на прообраз истинного Крещения Христа в Иордане, которым освятилось естество вод и во время которого Иордан остановил свое есте-ственное течение. В последнем тропаре описывается трепетное чувство Иоанна Крестителя, когда к нему пришел креститься Господь. В паремии 1-го часа словами пророка Исаии Церковь возвещает о духовном обновлении верующих в Иисуса Христа (Ис. 25 глава), а Апо-столе (Деян. 13, 25-32) и Евангелии (Мф. 3, 1-11) - о Крестителе и Предте-че Господа, свидетельствовавшем о Его вечном и Божественном величии. 3-й час. Остается 50-й псалом и добавляются два особых псалма - 28-й и 41-й, в которых пророк изображает могущество крестившегося Господа и Его власть над водой, и всеми стихиями мира: "Глас Господень на водах: Бог славы возгреме, Господь на во-дах многих, Глас Господень в крепости; глас Господень в вели-колепии...". В тропарях раскрываются переживания святого Иоанна Крестителя: трепет и страх при Крещении Господа и явлении в этом Крещении тайны Троичности Божества. В паремии мы слышим голос пророка Исаии, который предвидел ду-ховное возрождение через Крещение и призывал к нему: "Измыйтеся и чисти будете" (Ис. 1,16-20). В Апостоле говорится о различии Крещения Иоаннова и Крещения во Имя господа Иисуса (Деян. 19, 1-8), в Евангелии - о Предтече, уготов-лявшем путь Господу (Мк. 1,1-3). 6-й час. Остается 90-й псалом и добавляются два особых псалма - 73-й и 76-й, в которых царь Давид пророчески изображает Божественное ве-личие и всемогущество Пришедшего креститься в образе раба: "Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси - Бог творяй чудеса... Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды, и убояшася: смятошася бездны". В тропарях содержится ответ Господа Крестителю на Иордане и ука-зывается на осуществление псаломского пророчества о том, что река оста-новит свои воды при вхождении в нее для Крещения Господа. В паремии пророк Исаия созерцает благодать спасения в водах Кре-щения и призывает верующих к усвоению ее: "По черпите воды с веселием от источника спасения" (Ис. 12 глава). Апостол внушает крестившимся во Христа Иисуса ходить в обновле-нии жизни (Рим. 6,3-12). Евангелие благовествует о явлении Святой Троицы при Крещении Спасителя, о сорокадневном Его подвиге в пустыне и начале проповеди Евангелия (Мк. 1, 9-15). 9-й час. Остается 85-й псалом и добавляются два особых псалма - 92-й и 113-й, в которых пророк возвещает о царском величии и всемогущест-ве крестившегося Господа. В паремии пророк Исаия изображает неизреченное милосердие Бо-жие к людям и благодатную для них помощь, явившуюся в Крещении (Ис. 49,8-15). Апостол возвещает о явлении благодати Божией, "спасительной всем человекам", и обильном излиянии на верующих Святого Духа (Тит. 2,11-14; 3,4-7). Евангелие повествует о Крещении Спасителя и Богоявле-нии (Мф. 3, 13-17). Окончание чтения великих часов и изобразительных бывает такое же, как и в навечерие Рождества Христова. Сочельник: Вечерня и ее особенность Вечерня: в навечерие праздника Богоявления совершается подобно вечерне, которая бывает в навечерие Рождества Христова: вход с Еванге-лием, чтение паремий, Апостола, Евангелия и проч. (см. чин Рождествен-ской вечерни). Особенностью вечерни сочельника Богоявления является чтение не 8, а 13 паремий. После первых трех паремий к тропарю певцы припевают на 5-й глас: "Да просветиши во тьме седящия, Человеколюбче, слава Тебе" (на время пения царские врата открываются). После 6-й паремии - припев на 6-й глас: "Где бо шел бы свет Твой возсияти, токмо на седящия во тьме, слава Тебе". Если в навечерие Богоявления вечерня соединяется с литургией свя-тителя Василия Великого (в понедельник, вторник, среду, четверг, пятни-цу), то после чтения паремий следует малая ектенья с возгласом: "Яко свят еси, Боже наш..." затем поется Трисвятое и прочее последование литургии. На вечерни же, совершаемой отдельно от литургии (в субботу и воскресе-нье), после паремий, малой ектеньи и возгласа: "Яко свят еси..." поется прокимен: "Господь просвещение мое...", читаются Апостол (Коринфянам, зачало 143) и Евангелие от Луки, зачало 9. После этого ектенья "Рцем вся..." и прочее по обычаю вечерни. Великое освящение воды Воспоминание Иорданского события Церковь усугубляет особым об-рядом великого освящения воды. В навечерие праздника вода освящается сразу после заамвонной молитвы, если совершается литургия святителя Василия Великого. А если вечерня совершается отдельно, без соединения с литургией, освящение воды бывает в конце вечерни, после ектеньи: "Ис-полним вечернюю молитву..." и главопреклоненного возгласа священника: "Буди держава...". Священники при пении тропаря "Глас Господень на во-дах..." через царские врата выходят к сосудам, наполненным водой, неся на главе честный Крест, и начинается освящение воды. Освящение воды совершается также и в самый праздник после ли-тургии (сразу после заамвонной молитвы). Православная Церковь издревле совершает великое освящение воды как в навечерне, так и в самый праздник. Благодать освещения воды пода-ется одна и та же - как в навечерие, так и в самый день Богоявления. В на-вечерие совершается освещение воды в воспоминание Крещения Господа, освятившего естество водное, а также и крещения оглашенных, которое совершалось в древности в этот день (см.: Пост. Апостолов, кн. 5, глава 13; исторические свидетельства Феодорита и Никифора Каллиста); в самый же праздник освящение воды совершается собственно в воспоминание Кре-щения Спасителя. Водоосвящение в самый праздник получило свое начало в Иерусалимской Церкви и в IV-V веках совершалось лишь в ней одной, где был обычай выходить на реку Иордан для совершения водосвятия в честь воспоминания о Крещении Спасителя. Поэтому, если в навечерие водоосвящение совершается в храмах, то в самый праздник водоосвящение обычно совершается на реках, источниках и колодцах ("хождение на Иор-дань"), ибо Христос крестился вне храма (об этом см. определение Мос-ковского собора 1667 г.). Великое освящение воды получило свое начало в первые времена христианства, по примеру Самого Господа, освятившего воды Своим по-гружением в них, и, установившего таинство Крещения. Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв на водоос-вящение написал святой Прокл, архиепископ Константинопольский. Окончательное устройство чина приписывается святому Софронию, пат-риарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминает уже учитель Церкви Тертуллиан и святой Киприан. В "Апостольских Поста-новлениях" содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении во-ды. Так, в книге 8-й говорится: "Священник призовет Господа и скажет: "И ныне освяти воду сию, и даждь ей благодать и силу". Святитель Васи-лий Великий пишет: "По какому писанию благословляем мы и воду кре-щения? - от Апостольского предания, по преемству в тайне" (91-е прави-ло). Святитель Иоанн Златоуст пишет об особом свойстве воды, освящен-ной в день Крещения: она не портится продолжительное время, что было замечено еще в древности. Спустя около полувека после Златоуста, именно во второй половине V века, Антиохийский патриарх Петр Фулон ввел обыкновение совершать освящение воды не в полночь, а в навечерие Богоявления. В Русской Церк-ви Московский собор 1667 г. постановил совершать двукратное водоосвя-щение - в навечерие и в самый праздник Богоявления и осудил патриарха Никона, который запретил двукратное водоосвящение. Последование великого освящения воды Последование великого освящения воды как в навечерие, так и в са-мый праздник одно и тоже; в некоторых частях оно имеет сходство с по-следованием малого освящения воды и состоит в воспоминании проро-честв, относящихся к событию Крещения (паремии), самого события (Апо-стол и Евангелие) и его значения в ектеньи и молитвах, в призывании бла-гословения Божия на воды и троекратном погружении в них животворяще-го Креста Господня. Чин водоосвящения совершается следующим образом: После заам-вонной молитвы (в конце литургии) или ектеньи: "Исполним вечернюю молитву" (в конце вечерни) настоятель в полном облачении (как во время совершения литургии), и прочие священники только в епитрахили, фело-ни и поручах выходят через царские врата к священной купели в притвор или на источник. Впереди идут певцы с пением тропарей "Глас Госпо-день" и др., в которых воспоминаются обстоятельства Крещения Спасите-ля. За певцами следуют свещеносцы со свечами, диаконы с кадилами и на-стоятель, несущий Честный Крест на непокрытой главе (обычно Крест по-лагается на воздухе). На месте водоосвящения Крест полагается на благо-украшенный стол, на котором должна стоять чаша с водой и вокруг три свечи. Во время пения тропарей настоятель с законом совершает каждение приготовленной к освящению воды (окрест стола трижды), а если водоос-вящение совершается в храме, то кадит также алтарь, священнослужите-лей, певцов и народ. По окончании пения трех тропарей диакон возглашает: "Премуд-рость" и читаются три паремии из книги пророка Исаии, в которых изо-бражаются благодатные плоды пришествия Господа на землю и духовная радость всех, обращающихся ко Господу и причащающихся от живонос-ных источников спасения. Затем поется прокимен: "Господь просвещение мое...", читаются Апостол и Евангелие. В Апостоле (Коринфянам, зачало 143) говорится о таинственном крещении иудеев в Моисея среди облака и моря, о духовной их пище в пустыне и питии от духовного камня, который был Христос. В Евангелии (Мк., зачало 2) повествуется о Крещении Господа. После этого диакон произносит Великую ектенью с особыми прошениями. Во время ектеньи настоятель читает тайно молитву об очищении и освящении само-го себя: "Господи Иисусе Христе..." (без возгласа). В ектеньи содержатся моления об освящении воды силою и действи-ем Святой Троицы, о ниспослании на воду благословения Иорданова и да-рования ей благодати к исцелению душевных и телесных немощей, в от-гнание всякого навета видимых и невидимых врагов, к освящению домов и на всякую пользу. Затем священник (настоятель) начинает громко во всеуслышание ос-ветительную молитву: "Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя..." (триж-ды), затем продолжение этой молитвы: "Ты бо хотением от несущих" и прочее. В освятительной молитве Церковь умоляет Господа прийти и освя-тить воду для того, чтобы она получила благодать избавления, благослове-ние Иорданово, чтобы она была источником нетления, разрешением неду-гов, очищением душ и телес, освящением домов и "ко всякой пользе из-рядна". Священник трижды восклицает: "Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святого Твоего Духа и освяти воду сию" и при каждом возглашении благословляет рукой воду. Притом персты в воду не погружает, как это бывает при крещении младенцев. По окончании молитв настоятель тотчас, благословляя воду кресто-видно Честным Крестом, погружает его трижды прямо, низводя в воду и, возводя, держа его обеими руками, и при каждом погружении Креста поет со священнослужителями (трижды) тропарь: "Во Иордане крещающуся Тебе, Господи...". После этого, при многократном пении тропаря певцы, настоятель с Крестом в левой руке кропит крестообразно во все стороны, а также окро-пляет святой водой храм. После окропления положено петь стихиру на "Слава, и ныне" - "Воспоим, вернии...". Но если водоосвящение соверша-лось после литургии, то следует петь еще: "Буди имя Господне благосло-венно..." и 33-й псалом, после которого возглашается "Премудрость" и от-пуст. А если водоосвящение совершалось в конце вечерни, то после сти-хиры: "Воспоим, вернии..." сразу же "Премудрость". Хор: "Святейший Владыко...". Священник: "Сый благословен...". Хор: "Утверди, Боже...". Иерей: "Пресвятая Богородице...". Хор: "Честнейшую...". Иерей: "Слава Тебе, Христе Боже...": Хор: "Слава и ныне" и бывает отпуст праздника: "Иже во Иордане креститися от Иоанна изволивый нашего ради спасения, Христос...". Великая агиасма Богоявленская вода, освященная в праздник Крещения, называется в Православной Церкви Великой агиасмой - великой святыней. К освящен-ной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. На ек-теньи великого освящения воды Церковь молится: "О еже освятитися водам сим, и дароватися им благодати избавления (спасения), благословению Иорданову, силою и действием и наитием Свя-таго Духа". "О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исце-ление души и тела, и на всяку пользу изрядну (сильную)"... В этих прошениях на ектенье и в последующей молитве священника Церковь свидетельствует о тех многообразных действиях благодати Божи-ей, подаваемой всем, с верою "черплющим и причащающимся" этой свя-тыни. Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она дли-тельное время сохраняется свежей и неповрежденной. Еще в IV веке об этом в беседе на Крещение (беседа 37-я) говорил святитель Иоанн Злато-уст: "Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения време-ни, но почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника" (см.: также Типикон, 5 января). Эту святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, при заклинательных молитвах на изгнание злого духа, как врачество; на-значает ее пить тем, кто не может быть допущен до Святого Причащения. С этой водой и Крестом священнослужители в праздник Богоявления по-сещали раньше жилища своих прихожан, окропляли их и жилища и, таким образом, распространяли благословение и освящение, начав с храма Бо-жия, на всех чад Церкви Христовой. В знак особого почитания Богоявленской воды как драгоценной ве-ликой святыни в крещенский сочельник и установлен строгий пост, когда или совсем не полагается вкушения пищи до Крещенской воды, или до-пускается принятие малого количества пищи. Однако с надлежащим бла-гоговением, с крестным знамением и молитвой можно пить святую воду без какого-либо смущения и сомнения и тем, кто уже что-нибудь вкушал, и во всякое время по потребе. Церковь в богослужебном Уставе (см.: Минея и Типикон, под 5 января) дает на этот счет ясное и определенное наставле-ние и разъяснение: те, которые отлучают себя от святой воды ради преж-девременного вкушения пищи: "не добре творят". "Не вкушения ради яс-тия (пищи) нечистота в нас есть, но от скверных дел наших: очищение же (для очищения) от сих пием без сомнения сию святую воду". (Типикон, 6 января, "зри"). Чин прославления праздника После отпуста вечерни или литургии посреди церкви поставляется аналой с иконой, перед которым духовенство, певчие поют тропарь и на "Слава, и ныне" - кондак праздника. Свеча здесь означает свет Христова учения - Божественное просвещение, даруемое в Богоявлении. После этого молящиеся прикладываются к Кресту и священник ок-ропляет каждого святой водой. Всенощное бдение праздника Богоявления Всенощное бдение на праздник Крещения, в какой бы день седмицы он ни случился, начинается, как и праздник Рождества Христова, Великим повечерием, потому что в этот день вечерня совершается прежде, особо. Схема и сам чин Великого повечерия - те же, что и на Рождество Христо-во. Великое повечерие оканчивается литией с переходом к утрени. Тропарь: "Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися покло-нение: Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, Возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе". Кондак: "Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет Неприступный". На утрени, по полиелее, поется величание: "Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестивша-гося от Иоанна в водах Иорданских". Степенна - 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен: "Море виде и побеже, Иордан возвратися...". Стих: "Что ты есть море, яко побегло еси...". Евангелие от Марка, за-чало 2. "Слава": "Всяческая днесь да возрадуются, Христу явльшуся во Иордане". "И ныне" - то же. Стих: "Помилуй мя, Боже...". И стихира: "Бог Слово плотию роду человеческому...". Канона два: святого Космы Маиумского - "Глубины открыл есть дно...", и святого Иоанна Дамаскина - "Шествует морскую волнующуюся бурю...". Ирмосы канонов по дважды: тропари на двенадцать. На 9-й песни "Честнейшую" не поем. Диакон с кадилом перед местным образом Божией Матери поет первый припев: "Величай, душе моя, Честнейшую горних во-инств, Деву Пречистую Богородицу". Хор поет ирмос: "Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице, обаче, Благая сущи, веру приими. Ибо любовь веси божественную нашу, Ты бо христиан еси Предстательница, Тя величаем". (В русском переводе: "Никакой язык (человеческий) не в силах вос-хвалить Тебя по достоянию, и даже горний (ангельский) ум недоумевает, как воспеть Тебя, Богородице: но Ты, как Благая, приими веру, а любовь нашу божественную (пламенную), Ты знаешь: ибо Ты - Предстательница христиан. Тебя мы величаем"). Этот ирмос с указанным первым припевом 9-й песни является Задос-тойником на литургии (до отдания праздника включительно). К остальным тропарям как первого, так и второго канона 9-й песни поются свои припевы. Светилен - праздника трижды. В конце утрени - отпуст праздника (см. Служебник). Литургия на Богоявление В день Богоявления, как и в день Рождества Христова, служится ли-тургия святителя Иоанна Златоуста в том случае, если праздник Богоявле-ния выпадает нао вторник, среду, четверг, пятницу и субботу. Литургия святителя Василия Великого бывает тогда, когда этот праздник совпадает с воскресеньем или понедельником, так как накануне этих дней (в субботу и воскресенье) в навечерие праздника совершалась в своем месте литургия святителя Иоанна Златоуста (а положенная в навечерие литургия святителя Василия Великого переносится на самый день праздника). На литургии: антифоны праздника. Входное: "Благословен грядый во имя Господне, благословихом вы из дому Господня, Бог Господь и явися нам". Вместо Трисвятого - "Елицы во Христа крестистеся..." - в напоми-нание новопросвещенным, крестившимся в древности в навечерие празд-ника, во Христе "облекшимся". Прокимен: "Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам". Стих: "Исповедайтеся Господеви яко благ, яко в век милость Его". Апостол - Титу, зачало 302; Евангелие - Мф., зачало 6. Задостойник. Причастен праздника: "Явися благодать Божия спасительная всем человеком". Праздничная вечерня (по Типикону со славословием) На следующий день после праздника Богоявления празднуется Собор святого Иоанна Предтечи ("Собор" на уставном языке означает собрание верующих в храме на "торжественное бдение" в память святого). На вечерни в день праздника (под 7-е января) вход с кадилом и Вели-кий прокимен: "Бог наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори". Если же праздник выпадает на субботу, Великий прокимен поется в навечерие праздника (в пятницу). На утрени вместо "Честнейшую" поются припевы праздника. Попразднство и отдание праздника Попразднство Богоявления длится 8 дней, и отдание совершается 14 января. Во все дни попразднства наряду со стихирами и каноном святому Минеи поются стихиры праздника, и первым читается канон праздника. На литургии во все дни попразднства до отдания включительно (кроме воскресных дней) после входа поется окончание: "Спаси ны, Сыне Божий, во Иордане крестивыйся поющия Ти: Аллилуия". В день отдания праздника вся служба Богоявления, кроме входа, па-ремий, полиелея (на вечерни и утрени) и кроме антифонов и входного сти-ха (на литургии). "Честнейшую" не поем 7/20 и 14/27 января, за исключе-нием случая совпадения с воскресеньем, когда следует петь "Честней-шую". Утреня в отдание с великим славословием Устав указывает особенности богослужения дней попразднства Бого-явления, когда, начиная с 11/24 января, бывает совпадение их с Неделей Мытаря и Фарисея (см.: Типикон, 11 января и 14 января). Суббота и неделя по Просвещении Суббота и воскресенье, следующие за праздником Богоявления, на-зываются субботой и неделей по Просвещении. В эти дни читаются особые Апостол и Евангелие, имеющие отношение к празднику (см. Типикон, 7 января). 1) В субботу на литургии - прокимен, "Аллилуарий" и причастен праздника. Апостол - к Ефесянам, зачало 233. Евангелие - от Мф., зачало 7. 2) В неделю по Просвещении на литургии - "Блаженны" гласа - на 6 и праздника песнь - 9-я - на 4. По входе - тропарь воскресный, праздника, храма, святого. Кондак воскресный, храма. "Слава" - святого, "И ныне" - праздника. Прокимен недели по Просвещении, глас 1-й: "Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя". Стих: "Радуйтеся, правед-нии, о Господе, правым подобает похвала" и праздника (но если в этот день выпадает память полиелейного святого, то вместо праздничного бу-дет прокимен святого. Прокимен гласа оставляется). Апостол - к Ефеся-нам, зачало 224 от полу. Аллилуиа и Евангелие - от Мф., зачало 8, Недели по Просвещении. Но если будет святой полиелейный или бденный, то чи-тается Апостол и ему. Также и Евангелие. Чтение рядовых Апостола и Евангелия зависит от отступки. Причастен праздника: "Явися благодать Божия спасительная всем человеком..." и "Хвалите Господа с небес...". Если суббота по Просвещении совпадет с 7/20 января, то служба ее будет соединяться со службой Собора святого Иоанна Предтечи следую-щим образом. На вечерни кафизмы нет (ради труда бденнаго). На "Господи, воз-звах" - стихиры праздника - 3 и Предтечи - 3. "Слава" - Предтечи, "И ныне" - праздника. Вход. Прокимен великий, глас 7-й: "Бог наш на небеси и на земли, вся, елика восхоте, сотвори". Затем сугубая ектенья. "Сподоби, Господи..." и просительная ектенья. На стиховне - стихиры праздника, с их припевами, "Слава" - Предтечи, "И ныне" - праздника. По "Ныне от-пущаеши..." тропарь праздника, глас 2-й: "Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси во-истину и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. Темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подаю-щаго нам велию милость", "Слава, и ныне" - праздника. На утрени; на "Бог Господь" - тропарь праздника (дважды), "Слава" - Крестителя, "И ныне" - праздника. После кафизм - седален праздника. Каноны: праздника - первый с ирмосом на 6, другой с ирмосом на 4 и Предтечи на 4. Катавасия: "Глубины открыл есть дно..." и другого канона: "Шествует морскую...". По 3-й песни - кондак и икос и седален праздника. По 6-й песни - кондак Предтечи и икос. На 9-й песни "Честнейшую" не поем, но поем припевы праздника. К канону Предтечи особый припев: "Величай, душе моя, во пророцех Великого Предтечу". В заключение - оба лика вкупе поют 1-й припев праздника и ирмос: "Недоумеет всяк язык...", затем 1-й припев 2-го канона и ирмос: "Тя паче ума...". Светилен - Предтечи, "Слава, и ныне" - празд-ника. На хвалитех - стихиры праздника; "Слава" - Предтечи, "И ныне" - праздника: "Днесь Христос на Иордан прииде...". Славословие великое. По Трисвятом - тропарь Предтечи, "Слава, и ныне" - праздника. Ектеньи, от-пуст и 1-й час. На 1-м часе - тропарь праздника, "Слава" - Предтечи, "И ныне" - Богородичен часа. По Трисвятом - кондак праздника и прочее. Отпуст праздничный. На литургии - "Блаженны" из канонов праздника, песнь 3-я, на 4, и Предтечи, песнь 6-я, на 4. По входе - "Спаси ны, Сыне Божий, во Иордане крестивыйся, поющия Ти: "Аллилуиа" (так поем до отдания праздника). Тропари праздника и Предтечи, "Слава" - кондак Предтечи, "И ныне" - праздника. Прокимен - праздника и Предтечи, глас 7-й: "Возвеселится праведник о Господе...". Апостол субботы по Просвещении - к Ефесянам, зачало 233 и Предтечи - Деяний, зачало 42. Аллилуиа, глас 5-й: "Свет воз-сия праведнику...". Евангелие субботы по Просвещении - от Матфея, зача-ло 7-е, и Предтечи - от Иоанна, зачало 3-е. Причастен: "Явися благодать Божия..." и другой: "В память вечную...". Следует также отметить и то, что если Собор Иоанна Предтечи сов-падет с воскресеньем (а он может случиться, если сам праздник будет в субботу), то службу следует отправлять так, как об этом было сказано в Неделю по Рождестве - святых Богоотец (см. Типикон, 7 января и 26 де-кабря). ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ (6/19 АВГУСТА) История праздника Праздник Преображения существовал уже в IV веке. Об этом свиде-тельствуют поучения святого Ефрема Сирина и святителя Иоанна Златоус-та. Существование праздника в IV веке показывает, что начало его должно относиться к предшествующим трем векам христианства. Сохранилось слово святого Андрея Критского (635-680) на Преображение Господне. В этом слове термин "Преображение" рассматривается не только в догмати-ческом смысле, но и в смысле действительного церковного торжества. В VIII веке святые Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский составили ряд сти-хир и каноны на этот праздник, которыми Православная Церковь прослав-ляет событие и в настоящее время. Предпразднство и попразднство Праздник Преображения имеет один день предпразднства - 5/18 ав-густа - и семь дней попразднства. Отдание праздника совершается 13/26 августа. Особенности всенощного бдения На Великой вечерни поется прокимен дня или Великий прокимен. Великий прокимен "Бог наш на небеси и на земли..." поется на Великой вечерни, т.е. в пятницу вечером, в том случае, если праздник совпадет с субботой. В субботу же вечером (под воскресенье) поется обычный Вели-кий прокимен: "Господь воцарися...". Когда же праздник выпадает на понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу, то на Великой вечерне под праздник поется прокимен дня, а Великий прокимен поется на вечерни в самый день праздника. Паремии: 1-я - Исход, глава 24 (Моисей получил от Бога скрижали); 2-я - Исход, главы 33-34 (Моисей молит Бога увидеть Его лицем к лицу); 3-я - 3 книга Царств, глава 19 (Илия шел до горы Хорив 40 дней). На благословении хлебов, на "Бог Господь" и в конце утрени - тро-парь праздника, глас 7: "Преобразился еси на горе, Христе Боже, показа-вый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху (т.е. насколько они могли принять ее, видеть). Да возсияет и нам, грешным, свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе". На утрени по полиелее поется величание: "Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное преображение". После малой ектеньи - седален праздника. Степенна - 1-й антифон, 4 глава. Прокимен: "Фавор и Ермон...", Евангелие от Луки, зачало 45. Пса-лом 50. "Слава: Всяческая днесь радости исполнишася: Христос преобра-зися пред ученики", "И ныне" - то же. "Помилуй мя, - Боже..." и стихира, глас 5-й: "Божества Твоего, Спасе...". Канонов два - святого Космы Маиумского и святого Иоанна Дама-скина. Ирмосы обоих канонов по дважды. Тропари на 12. Катавасия: "Крест начертав...". По 3-й песни - седален. По 6-й песни - кондак "На го-ре преобразился еси, и, якоже вмещаху, ученицы Твои славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее Сияние" и икос. На 9-й песни "Честнейшую" не поется, а поется припев и ирмос 9-й песни. Припев: "Величай, душе моя, на Фаворе преобразившагося Господа", имеется только один для обоих канонов. Ирмос 9-й песни: "Рождество Твое нетленно явися: Бог из боку Тво-ею (из Твоего чрева) пройде, яко плотоносец (в человеческой плоти) явися на земли и с человеки поживе. Тя, Богородице, тем (поэтому) вси велича-ем". Указанный припев поется к каждому тропарю 9-й песни. В конце утрени - отпуст праздника: "Иже на горе Фаворстей преобразивыйся во славе пред святыми Своими ученики и апостолы, Христос истинный Бог наш...". На литургии - антифоны праздника. Входной стих: "Господи, посли свет Твой и истину Твою, та мя на-стависта и введоста мя в гору святую Твою". Вместо "Достойно" - Задостойник: "Рождество Твое нетленно яви-ся" с припевом: "Величай, душе моя..." (до отдания праздника). Прокимен, глас 4: "Яко возвеличишася дела Твоя, Господи...". Апо-стол Петр, зачало 65. Евангелие: Мф., зачало 70. Причастен праздника: "Господи, во свете Лица Твоего пойдем и о имени Твоем возрадуемся во веки". В попразднство на литургии после малого входа поется "Приидите, поклонимся" с праздничным припевом в конце: "Спаси ны, Сыне Божий, преобразивыйся на горе, поющия Ти: Аллилуиа". К особенностям праздника Преображения Господня относится и то, что в этот день совершается освящение плодов. Обычай освящать плоды - древний. Предписания относительно этого обычая изложены в 3-м Апостольском правиле (сравните 28-е правило VI Вселенского Собора). Основанием для установления обычая освящать плоды именно 6/19 августа было то, что на Востоке (в частности, в Греции) к этому времени поспевают плоды, важнейшие из которых - колосья и ви-ноград - приносятся для благословения и в знак благодарности Богу за по-лучение этих плодов для пропитания человека, а также по прямому их от-ношению к таинству Евхаристии, о чем мысль выражается и в самой мо-литве, читаемой над "гроздием". В Русской Церкви, в тех местах, где виноград не растет или не вы-зревает к этому времени, освящаются яблоки. При этом яблоки, как бы за-меняющие собой виноград, освящаются другой молитвой - "На освящение начаток овощей" (и плодов). Освящение плодов 6/19 августа имеет еще и другое таинственно-символическое значение, а именно: в событии Преображения Господу угодно было показать то новое обновление, в которое вступило человече-ское естество по воскресении Господа и вступят в общее воскресение все верующие. Но поскольку в мир через человека вошел грех, пришла в рас-стройство в связи с этим и природа, которая вместе с человеком ожидает обновления через благословение Божие. И в этой надежде человек утвер-ждается церковным благословением плодов. Чин освящения плодов После заамвонной молитвы, при пении тропаря и кондака, священ-ник кадит плоды. Затем диакон возглашает: "Господу помолимся", а свя-щенник читает молитву на освящение винограда: "Благослови, Господи..."; а если нет винограда, то читается другая молитва: "Владыко, Господи Бо-же наш" - "о приносящих начатки овощей". После чего - при пении тро-паря - окропляет плоды святой водой. Затем поется: "Буди имя Господ-не", и бывает отпуст праздника. Особенностью праздника Преображения, как и всех Господских праздников (см. Типикон, 15 сентября), является то, что вечером в день праздника на вечерни бывает вход с кадилом и, как выше сказано, поется Великий прокимен. ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ (14/27 СЕНТЯБРЯ) История праздника Первоначально этот праздник установлен Церковью в воспоминание обретения Креста Господня в IV веке. По описанию древних христианских историков (Евсевия, Феодорита и др.), событие это представляется в таком виде. Император Константин Великий, по чувству благоговения к Кресту Господню, с помощью которого он одержал многие победы, возымел же-лание отыскать честное Древо Креста Господня и соорудить храм на Гол-гофе. Для исполнения этого желания благочестивая мать Константина - Елена отправилась в 326 году в Иерусалим. По древнеиудейскому обычаю, орудия казни обычно зарывались вблизи места совершения их. По преданию, записанному у Григория Тур-ского, местонахождение Креста Господня под развалинами языческого ка-пища указал один престарелый иудей, по имени Иуда (впоследствии при-нявший христианство). Во время раскопок вблизи Лобного места нашли три креста, гвозди и ту дощечку с надписью на трех языках, которая была прибита над главою распятого Христа. Узнать Крест Господень было трудно; нужно было высшее свидетельство о нем, и это свидетельство было явлено в чудодей-ственной силе Креста Господня (по свидетельству многих историков, при-косновением Креста Господня исцелилась находившаяся при смерти жен-щина). В полноте благоговейной радости и духовного умиления Елена и все бывшие с нею воздали поклонение и целование святому Кресту. А так как, вследствие множества народа, не все могли поклониться честному Древу Креста Господня и даже не все могли видеть его, то патриарх Иерусалим-ский Макарий, став на высоком месте, поднимал ("воздвигал") святой Крест, показывая его народу. Народ поклонялся Кресту, восклицая: "Гос-поди, помилуй". Отсюда и получил свое начало и название праздник Воз-движения Честнаго и Животворящего Креста, который был установлен в год обретения святого Древа. Так как Крест был обретен перед праздником святой Пасхи, то первоначально Воздвижение Креста Господа праздновали на второй день Пасхи. В 335 году, когда совершено было освещение храма Воскресения Христова (13/26 сентября), праздник Воздвижения был перенесен на 14/27 сентября. Так как освящение храма совершалось собором епископов, при-бывших из всех концов Римской империи, то это событие послужило по-водом к распространению празднования в этот день Воздвижения во всем христианском мире. В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соеди-нено другое воспоминание - о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из персидского плена. В 614 г. Хозрой, царь Персидский, во время войны с Византийским императором Фокой овладел Иерусалимом, разграбил его сокровища и в числе их увез в Персию и Древо Животворящего Креста Господня, где оно пребывало 14 лет. В 628 г. святое Древо Креста Господня, после победы над персами и заключения мира, было возвращено императором Ираклием в Иерусалим. Император встретил Крест Господень в Иерусалиме и, по внушению патриарха Зосимы, в смиренной одежде и босой, внес его в храм, откуда он был похищен персами. Это событие совершилось 14 сен-тября. Таким образом, в празднике этого дня соединились два воспомина-ния: об обретении Креста Господня и о возвращении его из плена. О дальнейшей судьбе Креста Господня есть различные мнения. По одним источникам, Животворящий Крест оставался до 1245 года, т.е. до седьмого крестового похода в том виде, каким он был обретен при святой Елене. А по преданию, Крест Господень был раздроблен на малые части и разнесен по всему миру. Безусловно, большая его часть хранится до сего времени в Иерусалиме, в особом ковчеге в алтаре храма Воскресения Хри-стова и принадлежит грекам (см. прот. Г. Дебольский. Дни богослужения Православной Кафолической Церкви, т. 1, с. 96-97). Предпразднство и попразднство Праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня принадле-жит к числу двунадесятых.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar