Меню
Назад » »

ЛИТУРГИКА / Учебное пособие для студентов 3 класса (2)

На литургии, как обычно в двунадесятые богородичные праздники, "Блаженны" с тропарями канона, песнь 3-я и 6-я - на 8. По входе - тропарь праздника, "Слава, и ныне" - кондак. Прокимен, глас 3-й: "Величит ду-ша..."; стих "Яко призре на смирение...". Апостол (Евр., зачало 320), Еван-гелие от Луки, зачало 54 и причастен праздника: "Чашу спасения при-иму...". Вместо "Достойно" - Задостойник. Двунадесятый праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства (20 ноября/3 декабря) и четыре дня по-празднства. Отдание праздника - 25 ноября/8 декабря. Служба праздника в воскресенье На малой вечерни. На "Господи, воззвах" - стихиры воскресные, глас 4-й, "Слава, и ныне" - праздника. На стиховне - стихира воскресная (одна), также праздника стиховна Великой вечерни со стихами, "Слава, и ныне" - праздника. Тропарь воскресный, "Слава, и ныне" - праздника. Малая ектенья и отпуст. На Великой вечерни. На "Господи, воззвах" - стихиры воскресные (4) и праздника - 6, "Слава, и ныне" - праздника. Вход, прокимен дня и паремии праздника (три). На литии - стихиры и "Слава, и ныне" - праздника: "Возсия день...". На стиховне - стихиры воскресные, "Слава, и ныне" - праздника. На бла-гословении хлебов - тропарь праздника (трижды). На утрени. На "Бог Господь..." - тропарь воскресный (дважды), "Слава, и ныне" - праздника. По кафизме седален воскресный с их бого-родичными. Полиелей, величание и тропари: "Ангельский собор...". Далее ектенья малая и возглас: "Яко благословися имя Твое...". Ипакои - гласа, седальны - праздника. Степенны антифоны - гласа. Прокимен и Евангелие - праздника. "Воскресение Христово". Псалом 50. "Слава": "Днесь храм одушевленный...", "И ныне" - то же. "Помилуй мя, Боже...", стихира праздника. Канон воскресный с ирмосом на 4 и Богородицы на 2 и праздника оба канона на 8. Катавасия - "Христос раждается". По 3-й песни - кондак и икос воскресные и седален праздника (дважды). По 6-й песни - кондак и икос праздника. По 9-й песни припев не поем, но "Честнейшую". Светилен воскресный, "Слава, и ныне" - праздника. На хвалитех - стихиры воскресные на 4 и праздника на 4 со стихами праздничными. "Слава" - праздника, "И ныне" - "Преблагословенна еси...". Великое славословие. Тропарь воскресный. После отпуста - стихи-ра евангельская. На часах: тропарь воскресный, "Слава" - праздника, "И ныне" - Бо-городичен часа, кондаки меняются. На литургии - "Блаженны" воскресные на 6 и праздника - песнь 3-я на 4. По входе - тропарь воскресный и праздника. "Слава" - кондак вос-кресный, "И ныне" - праздника. Прокимен, Апостол, Аллилуарий, Еванге-лие - прежде воскресные, затем праздника. Причастен: "Хвалите Господа с небес..." и праздника: "Чашу спасения прииму". Порядок служения в седмичный день в отдание праздника После 9-го часа вечерня начинается обычным порядком. На "Госпо-ди, воззвах" - стихиры праздника 3, петые на самый праздник, и святого Климента - 3. "Слава, и ныне" - праздника. Входа и паремий нет. Проки-мен дня. На стиховне все стихиры и на "Слава, и ныне" - праздника. По Трисвятом - тропарь святым: "Боже отец наших", "Слава, и ныне" - праздника. На утрени: на "Бог Господь" - тропарь праздника (дважды), "Слава" - святых, "И ныне" - праздника. Кафизмы обычные. Седален - праздника. Канон - праздника один, с ирмосами на 6, святых два канона по 4-е - на 8. Катавасия: "Христос раждается...". По 3-й песни - кондаки святых и седа-лен Климента. На "Слава" - седален Петра, на "И ныне" - праздника. По 6-й песни - кондак и икос праздника. На 9-й песни "Честнейшую" не поем, но поем припевы праздника, как на праздник, но к тропарям святых обыч-ные припевы: "Святые...", молите Бога о нас". В конце 9-й песни, как на празднике, - 1-й припев и катавасия: "Таинство странное вижу...". Свети-лен - святых, "Слава, и ныне" - праздника, на хвалитех - стихиры празд-ника 3 и святого Петра 3, "Слава" - святого, а на "И ныне" - праздника. Славословие великое. По Трисвятом - тропарь святых, "Слава, и ныне" - праздника. Ектеньи. Отпуст. Час 1-й. На часах - тропарь праздника, "Слава" - святых. Кондак - только праздника. На литургии - "Блаженны" праздника обоих канонов на 8, песнь 9-я. По входе - тропарь праздника и святых, "Слава" - кондак святых, "И ны-не" - праздника. Прокимен - песнь Богородицы, глас 3-й, "Величит душа моя..." и святых, глас 7-й, "Честна пред Господом..." Апостол праздника (Евр., зачало 320) и святых (Филипп., зачало 246). Евангелие праздника от Луки, зачало 54 и святых (Мф., зачало II). Причастен: "Чашу спасения..." и святых: "В память вечную...". Отдание праздника в воскресный день На Великой вечерни - "Блажен муж..." кафизма вся. На "Господи, воззвах" - стихиры воскресные 4, праздника 3 и священномученика Кли-мента 3. "Слава" - праздника, "И ныне" - догматик текущего гласа. Вход. Прокимен дня. На литии - стихиры праздника. На стиховне - стихиры вос-кресные. "Слава, и ныне" - праздника. По "Ныне отпущаеши..." и Трисвя-том - тропари: "Богородице Дево" (дважды) и праздника (единожды). На утрени; на "Бог Господь" - тропарь воскресный (дважды), "Сла-ва" - священномученика Климента "Иже от Бога чудодействы...", "И ны-не" - праздника. По кафизмах - седальны воскресные с богородичными их. Полиелей. Тропари: "Ангельский собор...". Все прочее до канона - воскресное. Канон воскресный с ирмосом на 4, Богородицы - на 2, празд-ника 2-й канон на 4 и священномученика Климента на 4 Катавасия: "Хри-стос раждается...". По 3-й песни - кондак и икос праздника, кондак и седа-лен священномученика Климента. "Слава, и ныне" - седален праздника. По 6-й песни - кондак и икос воскресные. На 9-й песни поем "Честней-шую". Припевы на 9-й песни всех канонов обычные. Праздничные припе-вы оставляются. По 9-й песни - светилен воскресный. "Слава" - святого, "И ныне" - праздника. На хвалитех - стихиры воскресные - 4 и праздника со славным - 4 с припевами их (на вечерни). "Слава" - стихира евангель-ская, "И ныне" - "Преблагословенна еси...". По великом славословии и Трисвятом - тропарь воскресный. Ектеньи. Отпуст. На часах - тропарь воскресный. "Слава" - праздника, "И иже" - Бо-городичен часа. Кондак праздника и воскресный - попеременно (на 1-м ча-се праздника). На литургии - "Блаженны" гласа, на 6, и праздника песнь 9-я, на 4. На входе по "Приидите, поклонимся..." поется: "Воскресый из мертвых..." По входе - тропарь воскресный, праздника и священномученика Климен-та. Кондак воскресный. "Слава" - святого, "И ныне" - праздника. Проки-мен воскресный гласа и праздника. Апостол воскресный (Ефес., зачало 233) и Богородицы (что и в праздник). Аллилуия гласа и праздника. Еван-гелие - воскресное от Луки, зачало 71 и Богородицы (что и в праздник). Причастен: "Хвалите..." и праздника. Отдание праздника со службой святому, имеющему бдение, или храмовому На малой вечерни: на "Господи, воззвах" - стихиры святого, "Слава" - святого, "И иже" - праздника. На стиховне - стихиры святого, стихов-ные праздника Великой вечерни со своими стихами, "Слава" - святого, "И ныне" - праздника. По Трисвятом - тропарь святого, "Слава, и ныне" - праздника. На Великой вечерни: "Блажен муж..." - первый антифон. На "Господи, воззвах" - стихиры праздника - 6 и святого - 4, "Сла-ва" - святого, "И иже" - праздника. Вход. Прокимен дня. Паремии свято-го. Ектеньи: "Рцем вси...", "Исполним вечернюю молитву...". На литии - стихиры храма и святого; если празднуемый святой хра-мовый, то все стихиры - святого, "И ныне" - праздника. На стиховне - стихиры - праздника, "Слава" - святого, "И ныне" - праздника. По "Ныне отпущаеши" - тропарь святого (дважды) и праздника (единожды). На утрени: на "Бог Господь" - тропарь праздника (дважды), "Слава" - святого, "И ныне" - праздника. После кафизм малые ектеньи и седальны - праздника. Полиелей. Величание святому. И каждение всего храма. По-сле ектеньи - седальны святого, "Слава, и ныне" - праздника. Степенна - 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен и Евангелие - святого. Псалом 50-й. "Слава: Молитвами святого...", "И ныне: Молитвами Богородицы...". По-милуй мя, Боже..." и стихира святого. Каноны: праздника с ирмосом на 8, ирмосы по дважды, и святого на 6. Катавасия - праздника (или рядовая). Если праздника два канона, то 1-й канон праздника с ирмосом на 6, 2-го канона на 4 и святого на 4. Ирмосы канона по дважды. По 3-й песни - кондак и икос святого и седален (дваж-ды), "Слава, и ныне" - праздника. По 6-й песни - кондак и икос праздника. Если святой храмовой, то по 6-й песни кондак его и икос, а кондак и икос праздника по 3-й песни. На 9-й песни поется не "Честнейшую", а припевы праздника. Светилен - праздника. "Слава" - святого, "И ныне" - праздни-ка. На хвалитех - стихиры праздника на 4 и святого на 4, "Слава" - свя-того, "И ныне - праздника. Славословие великое. Тропарь святого, "Слава, и ныне" праздника. Ектеньи и полный праздничный отпуст. На часах: тропарь праздника, "Слава" святого; кондаки - праздника и святого - чередуются. На литургии: "Блаженны" - от канона праздника, песнь 9-я, на 4 и святого, песнь 6-я, на 4. По входе - тропарь: праздника (если праздник Господень), храма Богородицы, празднуемого святого; кондак праздника, "Слава" - святого, "И ныне" - храма Богородицы; если храм святого, то "Слава" - кондак святого, "И ныне" - праздника. Если отдание праздника храма Богородицы, то тропарь храма Христова, праздника, празднуемого святого; кондак храма Христова, "Слава" - святого, "И ныне" - праздника. Прокимен, Аллилуарий и причастен праздника и святого; Апостол и Еван-гелие святого и праздника, если отдается богородичный праздник. Если же отдается праздник Господень, то Апостол и Евангелие одного святого. За-достойник праздника. БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (25 МАРТА/7 АПРЕЛЯ) История праздника Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы посвящается воспо-минанию и прославлению события, описанного в Евангелии от Луки (1,26-38). У древних христиан этот праздник носил различное наименование: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовеще-ние Ангела Марии и только в VII веке ему на Востоке и Западе было при-своено название Благовещение Пресвятой Богородицы. Этот праздник установлен еще в глубокой древности. О празднова-нии его известно уже в III веке (см. слова святителя Григория Чудотворца на этот день). В своих беседах святитель Иоанн Златоуст и блаженный Ав-густин упоминают об этом празднике как древнем и обычном церковном торжестве. В течение V-VII вв., вследствие ересей, унижавших Лицо Бого-матери, праздник был особенно возвеличен в Церкви. В VII веке святой Иоанн Дамаcкин и Феофан, митрополит Никейский, составили празднич-ные каноны, которые и теперь поются Церковью. Особенности богослужения По своим особенностям праздник Благовещения приближается к праздникам Рождества Христова и Богоявления. Он принадлежит к числу двунадесятых богородичных праздников, но так как часто совпадает с днями Великого поста, то имеет только один день предпразднства и один день попразднства или отдание праздника. Праздник бывает в дни Великого поста или Светлой седмицы, в про-межутке от четверга 3-й седмицы Великого поста до среды Светлой сед-мицы (включительно). Предпразднство и попразднство праздника Если Благовещение приходится на Лазареву субботу, то не имеет по-празднства; а если выпадает на Неделю Ваий или Страстную или Светлую седмицы, то не имеет ни предпразднства, ни попразднства, а празднуется один день. Примечание: Особенности службы предпразднства см. в Типиконе под 24 марта, а служба попразднства - под 26 марта/8 апреля. Всенощное бдение иногда начинается Великим повечерием (как в праздник Рождества Христова), иногда Великой вечерней, а иногда - сразу утреней. 1. Великим повечерием всенощное бдение праздника начинается то-гда, когда в канун его (т.е. 24 марта) была совершена днем вечерня (со входом и паремиями) особо или в соединении с литургией Преждеосвя-щенных Даров (если праздник выпадает на вторник, среду, четверг, пятни-цу и субботу Святой Четыредесятницы и во вторник, среду и четверг Стра-стной седмицы). 2. Великой вечерней всенощное бдение начинается, если Благовеще-ние выпадает на Неделю (воскресения) и в понедельники Великого поста и во все дни Светлой седмицы. 3. Утреней начинается всенощное бдение, если Благовещение прихо-дится на Великую Пятницу (вечерня была накануне, в четверг пред литур-гией святителя Василия Великого) и в Великую Субботу (вечерня совер-шалась особо накануне, в Пятницу). На благословении хлебов, на "Бог Господь" и в конце утрени поется тропарь праздника (глас 4-й): "Днесь спасения нашего главизма и еже от века таинства явление; Сын Божий сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благо-датная, Господь с Тобою" (кондак "Взбранной Воеводе победительная..."). На утрени: полиелей и величание: "Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!" Евангелие от Луки зача-ло 4-е. Канон праздника по обычаю читается двумя чтецами (до 9-й песни) : один читает тропари Ангела, другой Богородицы. Тропари 9-й песни читаются одним чтецом с припевом, который поет хор. По 8-й песни канона "Честнейшую", как правило, не поется, а поется припев и ирмос 9-й песни или одного праздника Благовещения (до Недели Ваий), или вместе с припевом и ирмосом Триоди (начиная с Недели Ваий и в Пасхальную седмицу). Исключением здесь является празднование Благовещения в Недели (воскресения) 3-й, 4-й и 5-й седмиц Великого поста, когда по 8-й песни по-ется "Честнейшую". Великое славословие, как правило, читается во все дни Великого по-ста, в которые выпадает Благовещение, за исключением суббот и воскре-сений, когда великое славословие не читается, а поется. На Пасхальной седмице, в день Благовещения, великое славословие не положено. Когда великое славословие читается, то в конце утрени бывает екте-нья "Помилуй" нас, Боже" и три великих поклона с молитвой святого Еф-рема Сирина (если они положены в эти дни Великого поста). Исключение: 1) Если Благовещение выпадает на Пасху (так называемая Кириопас-ха), на светлой заутрени, пред Великой ектеньей, на "Слава" и затем на "И ныне" поется тропарь Благовещения. Полиелея и величания не бывает. Евангелие праздника Благовещения от Луки, зачало 4 на утрени читается после 6-й песни канона (пред этим поется прокимен Благовещения). Канон праздника соединяется с пасхальным каноном. На литургии после пасхального Евангелия читается Евангелие Благо-вещения от Луки, зачало 3. 2) Если Благовещение выпадает на Неделю Ваий, то на благослове-нии хлебов поется тропарь Благовещения (дважды) и Недели Ваий (еди-ножды), после полиелея - величание Благовещения. Прокимен и Евангелие Недели Ваий, "Воскресение Христово" не поем. "Слава: Днесь Христос входит во град Вифанию...", "И ныне" - то же. "Помилуй мя, Боже...". 3) Если Благовещение выпадает на Великую Пятницу, то на утрени читаются 12 дневных ("Страстных") Евангелий. После 7-го Евангелия бы-вает полиелей и величание праздника, а затем поются степенны - 1-й ан-тифон 4-го гласа, прокимен праздника и читается Евангелие праздника. Канон праздника соединяется с трипеснцем Великой Пятницы. Часы бывают или вседневные, когда Благовещение выпадает на суб-боту и Неделю (воскресение) Четыредесятницы, а также в Великий Чет-верг и Великую Субботу, или великопостные - в остальные дни Четыреде-сятницы и Страстной Седмицы. Поклоны на великопостных часах бывают только на 1-м часе и изобразительных (по 3 великих поклона), а на Страст-ной седмице - на всех часах (тоже по 3 великих поклона). Если Благовещение выпадает на Великую Пятницу или на Пасхаль-ной седмице, то часы совершаются те, которые положены в эти дни (т.е. соответственно Великие часы и Пасхальные). В самый день Благовещения совершается вечерня. Она начинается литургийным возгласом и совершается пред литургией (непосредственно соединяясь с ней) в те дни, когда на Благовещение совершаются великопо-стные часы (понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу), а также в Четверг, Пятницу и Субботу Страстной седмицы. Вечерня совершается после литургии, в свое время - вечером, когда праздник бывает в субботу и воскресенье 3-й, 4-й, 5-й и 6-й седмиц Вели-кого поста и на Пасхальной седмице. Литургия в праздник Благовещения всегда совершается по чинопос-ледованию святителя Иоанна Златоуста или святителя Василия Великого. Литургия Преждеосвященных Даров в этот день не совершается. Литургия святителя Василия Великого совершается в том случае, ко-гда праздник выпадает на Недели (воскресения) Четыредесятницы (кроме Недели Ваий), в Великий Четверг и Великую Субботу. Литургия святителя Иоанна Златоуста бывает в остальные дни, в том числе и в Великую Пятницу (вслед за вечерней). На литургии в праздник Благовещения вместо "Достойно" поется За-достойник праздника. Но если Благовещение выпадает на Великий Четверг или Великую Субботу, то на литургии святителя Василия Великого поется Задостойник не праздника, а дня (в Великий Четверг - "Странствия Вла-дычня", в Великую Субботу - "Не рыдай Мене, Мати"). Если же храм Благовещению, то поется Задостойник праздника. Задостойник: Припев: "Благовествуй, земле, радость велию, хвалите небеса Божию славу!", и ирмос: "Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных. Устне же верных Богородице немолчно, глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою". Прокимен: "Благовестите день от дне...". Апостол (Евр., зачало 306), Евангелие от Луки, зачало 3. Практическое отправление службы праздника Следует отметить, что служба вечерни, которая находится в Типико-не под 25 марта, совершается не в самый день праздника, а 24 числа с ли-тургией Преждеосвященных Даров (а среду и пятницу) или же без нее (в понедельник, вторник и четверг). И это потому, что вечерня в дни Велико-го поста отправляется накануне, но принадлежит она следующему дню. Кроме того, в Типиконе под 24 и 25 числами нет указания относи-тельно отправления перед праздничной вечерней часов и изобразительных, тем не менее, следует помнить, что весь суточный круг без часов немыс-лим. Во время молитвы 9-го часа священнослужители совершают входные молитвы. По окончании 9-го часа поются "Блаженны". Псалмы 102-й: "Благослови, душе моя, Господа..." и 145-й: "Хвали, душе моя, Господа..." опускаются, и хор сразу поет "Во Царствии Твоем...". Все остальные стихи поются с припевом: "Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем". Затем по прочтении "Честнейшую" священник выходит из алтаря на амвон и произносит молитву святого Ефрема Сирина с тремя великими поклонами, после чего чтец читает молитву: "Всесвятая Троице...". По окончании ее священник произносит: "Премудрость". Хор: "Достойно есть" до середины. Священник: "Пресвятая Богородице, спаси нас". Хор: "Честнейшую". Священник: "Слава Тебе, Христе Боже, упование наше...". Хор: "Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови". И бывает полный отпуст. Священник идет в алтарь и молится у престола: "Боже, милостив буди мне, грешному. Боже очисти грехи моя, и помилуй мя. Соз-давый мя Господи, помилуй. Без числа согреших Господи, прости мя". Затем священник произносит литургийный возглас: "Благословенно Царство...", начертывая крест Евангелием над антиминсом, и начинается вечерня, которая соединяется с литургией Преждеосвященных Даров. Но если литургия Преждеосвященных Даров не совершается, то пе-реход от изобразительных к вечерне будет таков. Сразу после молитвы святого Ефрема Сирина начинается вечерня со слов: "Приидите, покло-нимся..." и т.д. Если праздник выпадает на Великий пост, то кафизмы и поклоны на вечерне опускаются. На "Господи, воззвах" - стихиры на 10: Триоди - 2, подобны - 3 и праздника - 3 (2 из них повторяются), "Слава, и ныне" - праздника. Прокимен дня, паремии дня (2) и праздника (3): 1. Быт. глава 28, 2. Иезек. глава 43-44, 3. Притч. глава 9. Затем "Да исправится молитва моя", великие поклоны (три) и прочее последование литургии Преждеосвященных Даров. Но если литургия не совершается, то на "Господи, воззвах" - стихиры на 8: Триоди - 3 и празд-ника - 5, "Слава, и ныне" - праздника. Вход. Прокимен дня, паремии дня (2) и праздника (3). Но если Благовещение выпадает на одну из суббот по-ста, то читаются 7 паремий: 2 дневных и 5 праздника, а если праздник вы-падает на воскресенье, то читаются 5 паремий: три, которые читаются на Рождество Богородицы, и две, которые принадлежат только службе Благо-вещения: 1) Исход, глава 3 (о купине) и 2) Притчей, глава 8 (о вечном бы-тии Сына Божия). Затем "Сподоби, Господи". На стиховне - самогласная стихира дня (дважды) и мученичен, "Слава, и ныне" - стихира праздника. По "Ныне отпущаеши" - тропарь праздника, ектенья, три великих поклона с молит-вой святого Ефрема Сирина и отпуст. Всенощное бдение начинается по Уставу с Великого повечерия. По-сле прочтения славословия совершается лития. Поются стихиры праздника 3, глас 1 (в субботу и воскресение - на "Слава" - "Да веселятся небеса"). "Стихиры на стиховне праздника, с их припевами, т.е. "Благословите день от дне спасение Бога нашего". На благословении хлебов - тропарь празд-ника (трижды). "Буди имя Господне" и псалом 33. На утрени: на "Бог Господь" тропарь праздника (трижды). По ка-физме - седальны праздника. Полиелей, седален праздника, степенны - 1-й антифон 4 глас Прокимен глас 4: "Благовестите день от дне спасение Бога нашего", "Воспойте Господеви песнь нову". Евангелие от Луки, зачало 4. Затем "Слава: Молитвами Богородицы", на "И ныне" - то же и "Помилуй мя, Боже". Стихира праздника. Канон - праздника, глас 4, ирмосы по дважды, тропари на 12. Ката-васия - праздника. Но в тех песнях канона, где совпадают трипеснцы, т.е. в понедельник 1, 8, 9 и т.д., то канон праздника с ирмосами на 6 и трипеснец на 8. Катавасия - ирмос Триоди. По 3-й песни - седальны праздника. По 6-й песни - кондак "Взбранной Воеводе..." и икос. На 9-й песни - припев: "Благовествуй, земле, радость велию, хвалите небеса Божию славу" и ир-мос: "Яко одушевленному...". Если есть трипеснец, то припев: "Слава тебе, Боже наш, слава Тебе", а затем ирмос Триоди. Светилен праздника "Ангельских сил..." (дважды). "Слава, и ныне" - "Еже от века днесь познавается". На хвалитех - стихиры на 4, "Слава, и ныне" - "Еже от века таинст-ва". Если праздник выпадает на субботу или воскресенье, то поем великое славословие, если же в другие дни, то читается вседневное славословие. По прочтении великого славословия произносится ектенья: "Исполним ут-реннюю молитву". Далее поются стихиры на стиховне и читается: "Благо есть..." (единожды). По "Отче наш..." - тропарь праздника, после которого сугубая ектенья: "Помилуй нас, Боже...". Затем: "Премудрость". Хор: "Благослови". Священник: "Сый благословен..." Хор: "Аминь". Чтец - молитву "Небесный Царю...", после которой произносится молитва свято-го Ефрема Сирина с тремя поклонами и сразу же читается 1-й час и отпуст. 1-й час с кафизмой, тропарь и кондак праздника. В конце часа, после возгласа "Боже, ущедри ны...", три великих поклона и молитва "Христе, Свете истинный" и отпуст. Часы 3-й, 6-й и 9-й тоже с кафизмами, но без поклонов. На 6-м часе - паремии Триоди. Затем "Блаженны", но не с нача-ла, т.е. "Благослови, душе моя, Господа..." (псалом 102), а прямо "Во Цар-ствии Твоем..." и т.д. (скоро, без пения и без поклонов), "Помяни нас, Господи...", "Лик небесный...", "Ослаби, остави...". По "Отче наш..." - кондак праздника, "Господи, помилуй" (40 раз), "Слава, и ныне", "Чест-нейшую", возглас "Боже, ущедри..." и три великих поклона с молитвой святого Ефрема Сирина и молитва "Всесвятая Троице...". Далее священник на амвоне: "Премудрость". Хор: "Достойно есть". Священник: "Пресвятая Богородице, спаси нас"... Хор: "Честнейшую". Священник: "Слава Тебе, Христе Боже..." Хор: "Слава, и ныне", "Господи, помилуй" (трижды), "Благослови" и бывает полный отпуст, после которого священник молится у престола как обычно перед литургией: "Царю Небесный...". Вечерня на-чинается возгласом: "Благословенно Царство..." Следует отметить, что ве-черня, которая предваряет литургию святителя Иоанна Златоуста, помеще-на в Типиконе под 26 числом. Так как служба под 25 марта оканчивается часами с изобразительными. Вечерня. На "Господи, воззвах" - стихиры Триоди - 2 и подобны Триоди - 3, праздника - 3 и архангела - 3. В это время совершается про-скомидия. Вход с Евангелием. "Свете тихий". Прокимен дня, 4 паремии: 2 дневных и праздника 2: 1) Исход, глас 3 ("Вниде Моисей..."); 2) Притчей, глас 8 ("Господь созда мя начало путей Своих..."). Затем ектенья малая и возглас: "Яко свят еси...". Поется "Святый Боже...". Затем прокимен, глас 4: "Благовестите день от дне...", Апостол к Евр., зачало 306. Евангелие от Луки, зачало 3, и прочее последование литургии святителя Иоанна Злато-уста. Задостойник: "Благовествуй, земле...", "Яко одушевленному...". Причастен: "Избра Господь Сиона и изволи его в жилище Себе" . Отдание праздника Благовещения (26 марта/8 апреля) В самый день праздника вечером Святой Четыредесятницы, службу в седмичные дни (кроме субботних и воскресных дней, вечером, т.к. в эти дни служба начинается с вечерни, а затем малое повечерие и утреня) сле-дует начинать с малого повечерия, на котором по прочтении "Честней-шую" произносится молитва святого Ефрема Сирина со всеми поклонами. Отпуст малый: "Христос истинный Бог...". Далее следует утреня (см. Типикон 26 марта и Марковы главы). На 9-й песни канона вместо "Честнейшую" следует петь праздничные запевы. СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ (2/15 ФЕВРАЛЯ) История праздника Праздник Сретения известен на Востоке с IV века, а на Западе - с V века при папе Геласии (494 г.). В 543 году при императоре Юстиниане, по откровению одному угод-нику Божию, установлено праздновать праздник с особой торжественно-стью, с крестным ходом и со свечами в память избавления жителей Кон-стантинополя и его окрестностей от моровой язвы и землетрясения в Ан-тиохии. В память этого события в некоторых обителях совершается перед литургией крестный ход и бывает лития с пением стихир праздника и ка-нона. Празднование Сретения отнесено ко 2/15 февраля по той причине, что этот день является сороковым днем от Рождества Христова (25 декаб-ря/7 января). Особенности богослужения Праздник Сретения по своим особенностям богослужения причислен к двунадесятым, но не господским, а богородичным праздникам. Поэтому, если он выпадает на воскресенье, то служба воскресная не отменяется, а поется вместе со службой праздника, как в богородичные праздники (см. Типикон, 2 февраля). Праздник Сретения и называется иногда праздником Сретения Пресвятой Богородицы, а в Западной Церкви называется "очи-щением" Пресвятой Девы. По своему построению служба праздника такая же, как во все бого-родичные праздники, но с тем отличием, что, подобно службе господского праздника, во время литургии на малом входе произносится входной стих и после него поются тропарь и кондак праздника. В конце же всенощного бдения и литургии бывает особый отпуст праздника (см. Служебник). Этот отпуст отменяется и заменяется воскресным, если праздник выпадает на воскресенье. На всенощном бдении читаются три паремии: первая (Исх. 12,51; 13,1-3; 10-16; Лев. 12 глава) - об избрании еврейских первенцев на служе-ние Богу и о древнем законе очищения; вторая (Ис., 6 глава) - о духовном очищении от грехов посредством прикосновения горящего угля к устам пророка; третья (Ис. 10, 1-21) - о видении пророком Исаией Египта, куда "придет Господь, и сотрясутся рукотворенная Египетская от лица Его, и ведом будет Господь египтяном", что вскоре после Сретения Господня действительно и исполнилось, когда Он с Марией, Матерью Своей, и Ио-сифом удалился от Ирода в Египет. На благословении хлебов, на "Бог Господь" и в конце утрени, тро-парь праздника (глава 1-й): "Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме: веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободите-ля душ наших, дарующаго нам воскресение". На полиелее величание праздника: "Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень". Прокимен: "Помяну имя Твое...", Евангелие от Луки, зачало 8. На "Слава": "Молитвами Богородицы...", "И ныне": то же, "Помилуй мя. Бо-же"... Канон праздника "Сушу глубородительную землю", творение свя-того Космы Маиумского. Ирмосы по дважды, тропари - на 12. Катавасия - праздника. Припев к праздничному канону поется: "Пресвятая Богороди-це, спаси нас". По 3-й песни - седален, по 6-й песни - кондак и икос. Кондак: "Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим и руце Си-меоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже: но умири во бранех жительство, Едина Человеколюбче". На 9-й песни "Честнейшую" не поем, но поем припевы праздника (их всего 14). (После первых двух припевов поется ирмос: "В законе сени и писаний..."; после каждых следующих четырех - читается тропарь песни). В заключение на катавасию поются первый припев и ирмос, которые яв-ляются Задостойником на литургии (до отдания). Припев: "Богородице Дево, упование христианом, покрый, соблюди и спаси на Тя уповающих". Ирмос: "В законе сени и писаний (в тени и букве закона - А. И.) об-раз видим, вернии: всяк мужеский пол ложесна разверзая, свят (посвяща-ется - А.И.) Богу. Тем перворожденное Слово Отца Безначальна, Сына первородящася Материю неискусомужно, величаем". На литургии - входной стих: "Сказа Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою". Прокимен: "Величит душа Моя...". Апостол о Евр., зачало 316. Евангелие от Луки, зачало 7. Причастен: "Чашу спасения прииму...". 1) Богослужение Сретенья, кроме совпадения с воскресным днем, может иметь еще свои особенности, в зависимости от совпадения с днями подготовительных недель Великого поста. Это происходит по той причи-не, что начало Постной Триоди (Неделя Мытаря и Фарисея), в зависимости от дня празднования Пасхи, бывает между 11 января и 15 февраля и празд-ник Сретения (2 февраля) иногда празднуется уже во время пения Постной Триоди. В таком случае праздничная служба соединяется в эти воскресные дни с Постной Триодью. "Покаяния отверзи..." во все воскресные дни в таком случае не поется, но вместо "Покаяния..." следует петь: "Молитвами Богородицы...", "И ныне" - то же и "Помилуй мя, Боже...". А псалом 136 "На реках Вавилонских..." следует петь в неделю блудного сына, мясопу-стную и сыропустную недели. Во все седмичные дни служба праздника поется по Минее и только в субботу сыропустную соединяется с песнопениями Триоди; в среду же и пятницы сыропустные в конце вечерни, утрени и на часах бывает по 3 ве-ликих поклона с молитвой святого Ефрема Сирина, на 6-м часе и на вечер-ни - паремия. Примечание: Если праздник Сретения выпадает на сыропу-стную седмицу, то стихиры Триоди поются на малой вечерни; а если малая вечерня не совершается, то на Великой вечерни праздника поется стихира самогласная Триоди из стиховных стихир на "Слава" и на утрени на хва-литах - тоже на "Слава". Если праздник Сретения приходится на мясопустную субботу, то служба умерших переносится на предыдущую субботу или на четверг мя-сопустной седмицы. Если Сретение приходится на Сырную Неделю (воскресенье), т.е. в канун Великого поста, то не имеет попразднства и отдания. Если праздник выпадает на понедельник первой седмицы Великого поста (позже не бывает), то служба праздника переносится на Неделю (воскресенье) сыропустную. 2) Праздник Сретения, как правило, имеет один день предпразднства и семь дней попразднства, а всего празднования 9 дней, если число дней не сократится из-за Великого поста, близко к которому он может случиться. Тогда Сретение празднуется столько дней, сколько остается до начала по-ста. 3) Предпразднство обычно бывает 1 февраля, но если оно совпадает с мясопустной субботой, то служба его переносится на мясопустную пятни-цу. 4) Попразднство имеет обычно 7 дней, отдание 9 февраля, но иногда день отдания смещается ближе к празднику. Как правило, отдание не бы-вает в субботу и Неделю (воскресенье) мясопустные, в среду и пятницу сыропустные, в этом случае оно переносится на другой день; поэтому, ес-ли праздник выпадает на седмице Недель блудного сына, мясопустной и сыропустной - попразднство (с днем отдания) бывает менее 7 дней. В воскресенье же сыропустное полагается праздновать отдание толь-ко в том случае, когда праздник Сретения выпадает на Сыропустной сед-мице, близко к Сыропустному воскресенью, а именно - в четверг, пятницу или субботу. Примечание. Если праздник Сретения выпадает на: а) Неделю блудного сына, понедельник или вторник мясопустной седмицы, то отдание бывает в пятницу той же мясопустной седмицы; б) Неделю мясопустную или в понедельник сырной седмицы, то от-дание празднуется в сырный четверг; в) вторник или среду сырной седмицы - отдание в сырную субботу; г) четверг, пятницу или субботу сырной седмицы, то отдание празд-нуется в Сыропустную Неделю; д) Сыропустную Неделю, то празднуется один день и попразднства не имеет. Второй день праздника - 3 февраля - Церковь посвящает памяти ви-новников события - святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (служба шестеричная). УСПЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (15/28 АВГУСТА) История праздника Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с давних вре-мен. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима, Августина и Григория, епископа Турского. В IV веке он уже повсеместно праздновался в Византии. По желанию византийского императора Маврикия, одержав-шего победу над персами 15 августа, день Успения Богоматери с 595 г. сделался праздником общецерковным. Но первоначально праздник совершался не в одно время: в одних местах - в январе месяце, в других - в августе. Так, на Западе, в Римской Церкви (в VII в.), 18 января праздновалась "кончина Девы Марии", а 14 августа - "взятие на небо". Общее празднование Успения 15 августа в большинстве восточных и западных Церквей устанавливается лишь в VIII-IX вв. Основной целью установления праздника было прославление Бого-матери и Ее успения. К этой основной цели в IV-V вв. присоединяется и другая - обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Бо-гоматери, в частности, заблуждения коллиридиан, еретиков IV века, отри-цавших человеческую природу Пресвятой Девы (вследствие чего отри-цавших и Ее телесную кончину). В V веке написаны стихиры на этот праздник Анатолием, патриар-хом Константинопольским, а в VIII веке - два канона Космою Маиумским и Иоанном Дамаскиным. Особенности богослужения Праздник Успения Пресвятой Девы Богородицы принадлежит к чис-лу двунадесятых праздников. К достойнейшему празднованию его верую-щие приготовляются двухнедельным постом, который называется Успен-ским, или постом Пресвятой Богородицы, и продолжается с 1 по 15 авгу-ста. Этот пост по строгости занимает первое место после Великого поста (запрещается вкушение рыбы, но разрешается вареная пища без масла, кроме суббот и воскресений). Он установлен из подражания Божией Мате-ри, Которая всю жизнь, и особенно перед Своим Успением, проводила в посте и молитве. Пост перед Успением в августе был уже в V веке. В 1166 г. на Константинопольском Соборе постановлено было поститься две не-дели перед праздником Успения (и только в праздник Преображения раз-решать мирянам вкушение рыбы). В Успенском посту, как и в постах Петровом и Рождественском, в дни, не отмеченные никаким праздничным знаком, положено по уставу (Типикон, послед, 3 и 4 августа) петь "Аллилуиа" вместо "Бог Господь", читать молитву святого Ефрема Сирина с поклонами и совершать часы вместо литургии. "Аллилуиа" и великие поклоны отменяются в дни пред-празднства, попразднства, и в самый праздник Преображения (с 5 по 13 ав-густа). В течение поста такое постное богослужение возможно только 2 раза: 3 и 4 августа (см. Типикон). На всенощном бдении читаются три паремии - те же, что и на Рож-дество Богородицы (о таинственной лестнице, виденной патриархом Иако-вом; видение пророком Иезекиилем затворенной восточной двери храма; о доме и трапезе Премудрости). На благословении хлебов, на "Бог Господь" и в конце утрени - тро-парь праздника (трижды). "В рождестве девство сохранила еси, во успе-нии мира не оставила еси, Богородице, представилася еси к Животу, Ма-ти сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души на-ша". Вынос плащаницы совершается на всенощном бдении. По одной практике, плащаницу выносят через царские врата на "Бог Господь" при пении тропаря праздника, кафизма и малая ектенья опускается. Хор сразу поет "Хвалите имя Господне...". По другой практике, плащаница выносит-ся после прочтения кафизм и малой ектеньи, при пении "Хвалите имя Гос-подне". Настоятель идет с Евангелием под плащаницей. Затем поется ве-личание и совершается каждение всего храма, остальное - по обычаю. Ве-личание: "Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и все-славное славим успение Твое". Прокимен, глас 4, "Помяну имя Твое...". Евангелие от Луки, зачало 4, "Слава: Молитвами Богородицы...", "И ныне" - то же, "Помилуй мя, Боже..." и стихира: "Егда преставление Пречистаго Твоего тела...". Канонов - два: первый - "Преукрашенная Божественною славою", глас 1, Космы Маиумского (VIII в.) и второй - "Отверзу уста моя", глас 4, Иоанна Дамаскина (VIII в.). По 6-й песни - кондак, глас 2: "В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непре-ложное упование гроб и умерщвление не удержаста, якоже бо Живота Ма-терь, к Животу престави, во утробу вселивыйся приснодевственную". На 9-й песни вместо "Честнейшую..." поется припев и ирмос 1-го ка-нона (служащие и Задостойником на литургии). Припев: "Ангели, успение Пречистыя видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на небо". Ирмос: "Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево Чистая: дейст-вует бо рождество (рождение остается девственным), и живот предобруча-ет смерть (и смерть обручается с жизнью); по рождестве Дева и по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое". На литургии все то же самое, что и на Рождество Божией Матери: прокимен, Апостол, Евангелие и причастен. Задостойник "Побеждаются естества уставы..." с припевом поется до отдания. Праздник Успения Пресвятой Богородицы имеет один день пред-празднства (14 августа) и 8 дней попразднства. Отдание праздника - 23 ав-густа. Чин погребения Богоматери в древнем церковном богослужении В некоторых местах, в виде особого чествования праздника Успения совершается отдельная служба погребения Богоматери. Особо торжест-венно она совершается в Иерусалиме, в Гефсимании (на предполагаемом месте погребения Богоматери). Эта служба погребения Божией Матери в одном из греческих изданий конца XIX века (Иерусалим, 1865 г.) носит на-звание "Священное последование на преставление Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии". Она открыта в рукописях, гре-ческих и славянских, не ранее ХV века, составленных греческими песно-певцами, среди которых - великий ритор Еммануил. Служба совершается по подобию утрени Великой Субботы, и основная часть ее - "похвалы", или "непорочны" - представляет собой очень искусное подражание вели-косубботным "похвалам". В XVI веке она была широко распространена на Руси, а затем почти забыта. В Синодальный период погребальный чин на Успение совершался у нас в немногих местах: в Московском Успенском соборе, в Киево-Печерской Лавре, в костромском Богоявленском монастыре и в Гефсиман-ском скиту, близ Троице - Сергиевой Лавры. В Киево-Печерской Лавре он не составлял отдельной службы, а со-вершался на всенощном бдении праздника перед полиелеем. В Гефсиманском же скиту, недалеко от Троице-Сергиевой Лавры, при митрополите Московском Филарете совершалось празднование, кроме Успения, воскрешения и взятия на небо (с телом) Богоматери (17 августа); накануне на всенощном бдении совершалось Иерусалимское последова-ние. В Троице-Сергиевой Лавре (согласно рукописному Уставу Лавры 1645 г.) этот чин в древности совершался на бдении праздника (после 6-й песни): читались статии, а затем следовали антифоны, прокимен и Еванге-лие. В Иерусалиме же, в Гефсимании, эта служба погребения совершается и в наши дни патриархом накануне праздника, утром 14 августа. В настоящее время Иерусалимское "Последование на преставление Пресвятой Богородицы", или "Похвалы", получило снова распространение у нас во многих кафедральных и приходских храмах. Служба эта соверша-ется обычно на 2-й ли 3-й день праздника. Полный чин погребения Богоматери по Иерусалимскому "Последо-ванию" помещен в книге "Служба на Успение", в виде всенощного бдения (великая вечерня и утреня), на котором не поются лишь полиелей и вели-чание. Особенности Всенощного бдения погребения следующие: Возглас: "Слава Святей...", псалом 103, "Блажен муж...". На "Госпо-ди, воззвах..." - 8 стихир: 3 из Минеи и 5 из Иерусалимского устава. "Сла-ва, и ныне" - стихира праздника. Если погребение совершается в субботу, то на "Слава" - стихира праздника, а на "И ныне" - догматик текущего гласа, т.е. отдание гласа. Вход. Прокимен, глас 2: "Воскресни, Господи, в покой Твой...". Стих: "Клятся Господь Давиду...". Паремии три, которые читались на самый праздник. На литии - шесть стихир (из Минеи). На сти-ховне - четыре стихиры со своими стихами (из Минеи). На благословение хлебов - тропарь праздника (трижды). Стихира: "Тебе, одеющуюся светом, яко ризою" - составлена в подражение подобной же стихире в Великую Пятницу на вечерни. Погребение Божией Матери в современной церковной практике Погребение в храме Московской духовной академии, по благослове-нию Святейшего Патриарха, совершается в тот же день вечером, но по Ус-таву положено на третий день. Богослужение начинается с бдения. Внача-ле праздничная вечерня, а затем утреня. На "Бог Господь..." при пении особых тропарей из Иерусалимского последования "Благообразных ученик лик", "Слава: "Егда снизила еси к смерти, Живота Мати бессмертная", "И ныне: Священным учеником в Гефсиманию тело Матери Божия нося-щим...", поющихся распевом на подобен "Благообразный Иосиф...", духо-венство выходит к плащанице, и читаются статии "Непорочны". Перед 1-й статией совершается полное каждение, перед 2-й - малое, после 3-й статии поются особые тропари: "Архангельский собор удивися, зря Тебе в мерт-вых вменившуюся..." с припевом "Благословенная Владычица, просвети мя светом Сына Твоего". В это время совершается каждение всего храма. Затем малая ектенья, антифон 4 гласа: "От юности моея..." (полиелей и ве-личание не поются), прокимен "Помяну имя Твое..." и Евангелие Луки, за-чало 4. Потом - "Слава: Молитвами Богородицы...", "И ныне" - то же, "Помилуй мя, Боже..." и стихира праздника. Далее "Спаси, Боже, люди Твоя...", возглас и каноны 2, читаемые из Минеи. Они же помещены и в Иерусалимском последовании. В это время не помазывают. Духовенство уходит в алтарь, а на вели-ком славословии вновь выходит к плащанице. Совершается трижды каж-дение вокруг плащаницы, земной поклон и обнесение плащаницы вокруг храма. Предстоятель идет с Евангелием под плащаницей в полном облаче-нии. В это время хор поет "Святый Боже...". После обнесения плащаница полагается на свое место при пении тропаря праздника ("Премудрость, прости" не говорится). Затем трижды каждение вокруг плащаницы и со-вершается помазание елеем, ектеньи и отпуст. Воскресное всенощное бдение в соединении с чином погребения Божией Матери в храме Московской духовной академии На "Господи, воззвах" - 3 стихиры воскресные, одна - анатолиева и 6 стихир праздника Успения (из Иерусалимского последования). "Слава" - стихира праздника, "И ныне" - догматик гласа. Прокимен "Господь воца-рися". Лития праздника (из Минеи). Стиховны стихиры Октоиха, "Слава, и ныне" - праздника. По "ныне отпущаеши" - тропарь "Богородице Дево..." (дважды) и праздника (единожды). На утрени. "Бог Господь...", тропарь воскресный (дважды), "Слава: Благообразных ученик лик...", "И ныне: Священным учеником...", 17-я ка-физма с Похвалами Божией Матери. По окончании третьей статьи сразу же поются воскресные тропари по непорочных (из чина последования "Благословенная Владычице" опус-кается). Ипакои, степенны - гласа, прокимен. Евангелие - воскресные. "Воскресение Христово...", "Слава: Молитвами апостолов...", "И ныне: Молитвами Богородицы...", "Помилуй мя, Боже...", "Воскрес Иисус из гроба...". Далее стихира праздника. Молитва "Спаси, Господи, люди Твоя..." и возглас. "Канон воскресный" на 4, Богородичен Октоиха на 2 и праздника из Минеи оба канона на 8. По 3-й песни - кондак и икос праздника, по 6-й - кондак и икос вос-кресный, по 8-й песни - "Честнейшую...", по 9-й песни - экзапостиларий воскресный, "Слава, и ныне" - праздника. На хвалитех - 4 стихиры Октоиха, 4 стихиры праздника, "Слава" - стихира Евангельская, "И ныне: Преблагословенна еси...". Великое славословие. При пении Трисвятого - крестный ход. Тро-парь "В Рождестве...". Окончание праздничное. На литургии. "Блаженны" из Октоиха на 6 и праздника песнь 3-я на 4 (из Минеи). При входе поется "Приидите, поклонимся...", "Воскресый из мертвых...", тропари - воскресный и праздника. "Слава" - кондак воскрес-ный, "И ныне" - праздника. Прокимен, Апостол, "Аллилуиа", Евангелия читаем прежде воскресные, а затем Богородицы, те, которые читаются на Рождество Божией Матери. Причастен: "Хвалите Господа с небес..." и праздника: "Чашу спасения прииму...". ГЛАВА II ГОСПОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО (25 ДЕКАБРЯ/7 ЯНВАРЯ) История праздника Установление празднования Рождества Христова относится к первым векам христианства. До IV века в восточных и западных Церквах праздник Рождества Христова праздновался 6 января, был известен под именем Бо-гоявления и вначале относился собственно к Крещению Спасителя. Основная и первоначальная цель установления праздника - воспоми-нание и прославление события явления во плоти Сына Божия. Но была и другая причина и цель установления праздника. Несколько раньше, чем в Православной Церкви, празднование Крещения ввели у себя еретики - гностики (евиониты, докеты, василидиане), потому что они придавали са-мое большое значение в жизни Спасителя Его Крещению. Так, евиониты учили, что Иисус был сын Иосифа и Пресвятой Девы Марии и что Христос соединился с Ним при Крещении; докеты признавали во Христе человече-скую природу только призрачной; наконец, василидиане не признавали во-площения и учили, что "Бог послал свой Ум, первое истечение Божества, и он, как голубь, сошел во Иордане на Иисуса, Который до того был простой человек, доступный греху" (Климент Александрийский). Но ничто так не увлекало христиан в ересь (особенно в гностицизм), как богослужение гностиков, полное гармонических и красивых песен. Нужно было этому гностическому празднику противопоставить свой, та-кой же... И вот Православная Церковь установила торжественный празд-ник Крещения Господня и назвала его Богоявлением, внушая ту мысль, что в этот день Христос не стал впервые Богом, а только явил Себя Богом, представ, как Единый от Троицы, Сын Божий во плоти. Чтобы подорвать лжеумствования гностиков относительно Крещения Христова, Церковь стала присоединять к воспоминанию Крещения воспоминание и Рождества Христова. И, таким образом, в IV веке по всему Востоку Крещение и Рож-дество праздновались в один день, а именно, 6 января, под общим названи-ем Богоявления. Первоначальным основанием для празднования Рождества Христова 6 января (как и Крещения) служило не историческое соответствие этого числа с днем рождения Господа Иисуса Христа, который и в древности в точности не был известен, а таинственное понимание соотношения между первым и Вторым Адамом, между виновником греха и смерти и Начальни-ком жизни и спасения. Второй Адам - Христос, по таинственному созер-цанию древней Церкви, родился и умер в тот же день, в который сотворен и умер первый Адам - в шестой день сотворения мира, которому соответ-ствовало 6 января, первого месяца года.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar