Меню
Назад » »

ЛИТУРГИКА / Учебное пособие для студентов 2 класса (2)

4.3. Основание Пасхалии В пасхальных таблицах, помещенных при Уставе (Типиконе) и Следованной Псалтири, встречаются следующие термины: индиктион, индикт, круг солнца, вруцелето, круг луны, основание, эпакта, ключ границы. Индиктион - это великий пасхальный круг в 532 года. С 1941 г. начался пятнадцатый Индиктион. Сначала слово "индикт" не имело никакого отношения к Пасхалии - это пятнадцатилетний период сбора податей у римлян, разделявшийся на 3 срока по 5 лет. При Константине Великом подобные исчисления были введены в 312 году в Византии. В память императора, даровавшего христианской вере полную свободу, Церковь оставила счет времени по индиктам. Индикт вошел в византийскую хронологию и в наши летописи. Кругом солнца называется период времени в 28 лет, через который все дни недели возвращаются на те же числа месяцев. Простой год содержит в себе 52 недели и 1 день, а високосный - 52 недели и 2 дня, поэтому дни недели не приходятся на одни и те же числа месяцев, а каждый год изменяются. Если бы все годы были простые, то каждый день недели приходился бы на то же число месяца через 7 лет, то есть пока лишний день не обошел бы всю неделю и не возвратился бы на свое место. Но так как високосный год, каждый четвертый год, имеет 29, а не 28 дней, то сверх 7 простых лет должно пройти еще 7 високосных, чтобы этот лишний день мог составлять неделю, то есть обойти все дни недели. Итак, чтобы все дни недели возвратились на те же числа месяцев, надлежит пройти семи простым годам и семи високосным, то есть семилетний цикл должен повторится четырежды. В результате получается 28-летний цикл. Вруцелетными буквами называются 7 начальных букв славянского алфавита: Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро, Есть, Жизнь, обозначающие последовательно семь целых чисел от 1 до 7 и соответствующие дням недели. Буквы располагаются, так, что "Аз" соответствует первому воскресенью первого года творения, и все воскресные дни этого года совпадают с тою же самою буквою. Пасхальный год начинается с марта месяца, поэтому и вруцелетная (воскресная) буква начинает свои указания с марта месяца. В месяцеслове рядом с каждым числом стоит в скобках буква - это и есть вруцелетная буква, которая указывает на каждый год в Пасхальной таблице. Например: в 1957 году в Пасхальной таблице указано вруцелето - 3. Это значит, что с марта 1957 года до марта 1958 года все числа месяцеслова, около которых стоит буква 3, будут приходиться на воскресные дни. Точно также в 1956 году все числа месяцеслова, около которых стоит буква "Глаголь", будут падать на воскресенье (еще напоминается, что действие вруцелетной буквы начитается с марта месяца). Юлианский год длиннее лунного на 10 дней 21 час 11 минут и 24 секунды. Круглым числом эта разность полагается в 11 дней. Накапливаясь с каждым годом, эта разность, по истечении 19 лет совершает так называемый круг луны. Кругом луны называется девятнадцатилетний период, по истечении которого фазы луны приходятся в те же числа, на которые они выпадали 19 лет назад. Число, обозначающее порядок данного года в круге луны, называется Золотым числом. Основание есть число, показывающее возраст луны к первому марта, например, 1957 год имеет основание 11, то есть к 1 марта 1957 года луна будет иметь возраст 11 дней. Эпактою в нашей Пасхалии называется число, дополняющее основание до 21, когда основание меньше этого числа, или до 51, когда основание более 21. Это делается для того, чтобы узнать конец ветхозаветной Пасхи, то есть определить число марта или апреля, когда наступит 22 день мартовской луны или 22 день Нисана, которым оканчивается еврейская Пасха. При определении дня Пасхи эпакта не имеет значения. Ключом границ, или ключевыми буквами, называются 35 букв славянской азбуки, соответствующие тридцати пяти дням, которые заключаются между ранним и поздним пределами Пасхи, то есть между 4 апреля и 8 мая. Ключевые буквы указывают, на сколько дней Пасха удалена от 3 апреля и служит как для определения самой Пасхи, так и всех зависящих от нее праздников и постов. Итак, Православная Пасхалия имеет своим предметом определение дня празднования Пасхи и зависящих от него подвижных праздников и времен церковных. Православную Пасху должно праздновать: 1) после иудейской; 2) в воскресный день; 3) этот воскресный день должен приходиться после первого полнолуния, которое наступит после весеннего равноденствия; 4) если в то же воскресенье выпадет и иудейская пасха, то христианская Пасха должна праздноваться в следующее за ним воскресенье. Эти условия, которым должна удовлетворять Православная Пасха, категорически предписаны следующими правилами: 7 и 70 Апостольские правила; определение I Вселенского собора; 1 правило Антиохийского поместного собора; 37 правило Лаодикийского поместного собора. Нарушение этих соборных постановлений о времени празднования Пасхи категорически запрещается. Новый календарь, который был введен в 1582 году в Римской церкви папой Григорием XIII, не так точен, как Юлианский. Вследствие этого католики иногда празднуют Пасху или одновременно с иудейской или даже ранее ее, чем нарушают канонические правила празднования Пасхи. Относительно же Юлианского (солнечного) календаря многими учеными (Болотов, Предтеченский и др.) уже давно установлено, что он точно согласован с лунным календарем, между тем как у Григорианского календаря эта согласованность с лунным грубо нарушена. В нашей Русской Православной Церкви день празднования Пасхи высчитывается по Юлианскому календарю. Примечание: чтобы отыскать по пасхальной таблице в Следованной Псалтири или Типиконе день празднования Пасхи, надо в первом отделе (Обращение индиктиона) против данного года заметить ключевую букву и потом отыскать эту букву во втором отделе (Пасхалия зрячая); под этой буквой и указан день празднования Пасхи со всеми зависящими от него праздниками и временами церковными. При этом необходимо помнить, что церковный год начинается с 14 сентября, то есть прежде гражданского тремя с половиною месяцами, а потому вычисленный под ключевою буквою искомого года день недели праздника Рождества Христова в гражданском счислении будет относиться не к этому, а к предшествующему году. Раздел II КРУГ СУТОЧНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ § 1. Начало христианского богослужения С пришествием на землю Господа нашего Иисуса Христа и совершением Им великого дела искупления рода человеческого явилось новое богослужение, совершенно отличное от существовавших ранее богослужений. Начало и основание христианского богослужения положил Сам Иисус Христос. Исполняя заповедь Иисуса Христа "Сие творите в Мое воспоминание", Церковь Христова от первых своих времен непрерывно, подобно Церкви небесной и ветхозаветной, совершает богослужение свое постоянно, освящая каждый день и час своими святыми молитвами. От времен Апостольских доныне Церковь Православная ежедневно воссылает молитвы свои ко Всевышнему. На основании данных Иисусом Христом наставлений и установлений Апостолы, руководимые Духом Божиим, слагали и развивали христианское богослужение, в котором выражалась вера нового христианского общества. Первые ученики Господа, говорит св. евангелист Лука, пребывали "во учении Апостол, и во общении, и в преломлении хлеба и молитвах, во вся дни единодушно в Церкви" (Деян. 2, 42,46). Иисус Христос указал основания новозаветного богослужения, а святые апостолы были установителями его чина. В первые годы своего существования в Иерусалимской Церкви христианское богослужение находилось в близком отношении с иудейским богослужением, совершавшимся в храме Иерусалимском. По примеру Иисуса Христа апостолы и первые христиане, с одной стороны, пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога (Лк. 24, 53), с другой стороны, они составляли свои собственно христианские собрания по домам (Деян. 2, 46; 5, 42; 8, 3; 12, 12). В состав богослужения, совершавшегося в частных домах, входили следующие священные действия: учение, или проповедь слова Божия в связи с чтением Священного Писания, молитва, пение священных песнопений и преломление хлеба, то есть совершение Евхаристии. История дальнейшего развития христианского богослужения может быть разделена на два периода: первый обнимает собою время от мужей апостольских до Константина Великого, второй - от Константина Великого до VII Вселенского Собора. В первом периоде - до Константина Великого - получила преимущественное развитие внутренняя сторона богослужения, обогащались содержанием составные части богослужения. А со времени Константина Великого, даровавшего свободу и господство христианской Церкви, богослужение развивалось с внешней стороны: строились великолепные храмы, умножались церковные обряды, молитвы, песнопения и праздники. Тот порядок и общий состав христианского богослужения, который установлен был апостолами, сохранялся и в век послеапостольский. В состав богослужения, так же как и в век апостольский, входили молитвы, пение, чтение Священного Писания, с которыми непосредственно соединялись проповедь и совершение таинства. В совершении важнейшего вида богослужения - литургии замечается определенный, естественный порядок и последовательность актов, порядок твердый и постоянный, утвержденный еще в апостольской практике, освящаемый и охраняемый общецерковным согласием. В III веке христианское богослужение достигло более полного развития и более прочной организации сравнительно с предыдущим временем. Вместо простоты и относительной свободы первоначального христианского богослужения в это время появляются более строгий порядок и торжественность. Богослужение последующего времени, сохраняя свой истинный характер и состав, отличалось от первоначального богослужения в век апостольский не в существе дела, а в дисциплинарном отношении, соответственно потребностям времени и условиям жизни. На развитие христианского богослужения в III веке имели влияния: 1) усилившиеся гонения на христиан со стороны язычников; 2) борьба с ересями - гностицизмом и особенно монтанизмом; 3) потребность более стройного и торжественного богослужения, которое бы заменило и могло быть противопоставлено пышному и сложному языческому культу. Во втором периоде истории богослужения, со времени императора Константина Великого, когда вера христианская признана была господствующею, христианское богослужение достигает более широкого развития и совершеннейшего благолепия, чем в предшествовавшее время. С внешней стороны оно выразилось в сооружении великолепных храмов, в умножении церковных обрядов и в умножении христианских праздников и их торжественности. Сообщая богослужению величественнейший и совершеннейший вид, пастыри христианской Церкви, однако, ревностно заботились о неизменном сохранении порядка, духа и состава дошедших до них церковных служб. Церковь от начала своего существования и доныне в своих учреждениях из благоговения к Установителю христианского богослужения утверждается на Божественном авторитете. Сущность богослужения и его составные части при общем развитии оставались неизменно в том же виде, в каком установлены Иисусом Христом и святыми Апостолами. Для сохранения чистоты церковных служб от произвола и еретических заблуждений было постановлено, чтобы никакая новая молитва, никакая песнь не входила в церковное употребление без предварительного одобрения епископского или соборного. Благодаря таким заботам пастырей Церкви, службы церковные сохранили тот порядок, состав и дух, в которых они были переданы апостолами и сохраняются в чистоте и неизменности в Православной Церкви. Глава I ВЕЧЕРНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ В состав церковного богослужения входят: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, час первый, час третий, час шестой и час девятый. В древности они совершались отдельно одно от другого в часы, назначенные Церковью, но впоследствии, по снисхождению к немощам и нуждам христиан, Церковь дозволила совершать их в три времени дня: вечером, утром и около полудня. Круг суточного богослужения Церковь начинает вечером ввиду того, что церковный день у нас, христиан, как и у евреев, начинается с вечера, так как течение времени, по учению Священного Писания, началось с вечера. В состав вечернего богослужения Православной Церкви входят: девятый час, вечерня и повечерие. § 1. Девятый час Девятый час по Церковному счислению соответствует третьему часу пополудни. Это богослужебное время посвящено воспоминанию самой смерти Спасителя на кресте, так как именно около этого часа Христос сделал Свой предпоследний возглас на кресте: "Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?", за которым последовало тотчас напоение Спасителя уксусом и (через неуказанный промежуток времени) последовал возглас, приводимый только у святого евангелиста Луки: "Отче, в руки Твои предаю дух Мой" (23, 46), с которым Господь предал дух Свой. Следовательно, начиная с первого момента богослужения, "Учительное известие" (при Служебнике) увещает воспоминать при девятом часе последние события жизни Христовой. Заповедь совершать молитву в девятый час, в воспоминание уничижения Господня, со всею ясностью изложена в 34 главе VIII книги Постановлений Апостольских (II-III вв.). Псалмы этой службы избраны святым Пахомием Великим († 348), а тропари и молитвы, ныне читаемые на девятом часе, принадлежат святителю Василию Великому (329-379). Так как девятый час принадлежит еще предшествующему церковному дню, то тропарь и кондак на нем читаются истекающего дня. Например, в Типиконе относительно девятого часа пред неделей Фоминой указано, что на нем положен тропарь "С высоты снишел еси", а не "Запечатану гробу". Девятый час обыкновенно совершается перед вечернею. В период же всего Великого поста совершаются вместе третий и шестой часы, а затем следует девятый час, после которого поются Изобразительные и Вечерня. В навечериях Рождества Христова и Богоявления девятый час совершается вместе со всеми прочими часами. Вместе с третим и шестым часами (и отдельно от вечерни) девятый час совершается в среду и пятницу Сырные, если на эти дни приходится предпразднество Сретения или храмовый праздник. Девятый час иногда совершается в храме, иногда в притворе, как об этом ясно говорится в первой и девятой главах Типикона. В дни поста девятый час положено совершать в храме (Типикон, последование 14 ноября и понедельник первой недели Великого поста). 1. 1. Порядок совершения девятого часа Священник без фелони, но в эпитрахили, при закрытых царских вратах и задернутой завесе выходит на солею и возглашает: "Благословен Бог наш". Чтец: "Аминь". "Слава Тебе, Боже наш, слава тебе", "Царю Небесный…", Трисвятое по "Отче наш…". Священник, стоящий на солее, произносит возглас: "Яко Твое есть царство…", после чего южными дверями уходит в алтарь. Чтец: "Аминь", "Господи, помилуй" (12 раз), "Слава и ныне", "Приидите поклонимся"(трижды). Затем читаются три псалма девятого часа: 1. "Коль возлюблена селения Твоя, Господи" (Пс. 83); 2. "Благословил еси, Господи, землю Твою" (Пс. 84); 3. "Приклони, Господи, ухо Твое" (Пс. 85). После псалмов: "Слава и ныне…", Аллилуиа (трижды), "Господи, помилуй" (трижды), "Слава" - тропарь святому из Минеи, "И ныне" - Богородичен часа: "Иже нас ради рождейся от Девы…", Трисвятое по "Отче наш…". После возгласа священника: "Яко Твое есть Царство…" чтец читает кондак святому из Месячной Минеи… "Господи, помилуй" (40 раз), "Иже на всякое время…", "Господи, помилуй" (трижды), "Слава и ныне". "Честнейшую Херувим…", "Именем Господним благослови, отче". Священник: "Боже, ущедри ны…". В завершение чтец произносит молитву часа: "Владыко Господи Иисусе Христе Боже наш…". В этой молитве Церковь просит Господа, распятого на кресте и отверзшего рай разбойнику, чтобы Он умертвил наши плотские страсти и удостоил вечного блаженства на небесах. На этом и заканчивается порядок совершения девятого часа. Итак, в последовании девятого часа Святая Церковь напоминает нам о часе крестной смерти Спасителя нашего Иисуса Христа. Об этом особенно ярко говорится в великопостном тропаре девятого часа: "Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас". В псалмах этого часа пророчески изображаются плоды крестной смерти Сына Божия, как то: оставление грехов кающимся грешникам, примирение человека с Богом и милосердие Божие к грешнику. § 2. Вечерня Следующей службой после девятого часа является вечерня -ежедневная церковная служба, отправляемая, по указанию Типикона, "перед вечером мало" (вечерня вседневная, Типикон, 9 глава), "прежде солнечного захождения" (вечерня малая, Типикон, 1 глава) и "по еже зайти солнцу мало" (вечерня великая, Типикон, 2 глава). Итак, по различию дней вечерня бывает: "великая", совершаемая в воскресные и праздничные дни; "малая", поемая перед воскресными и праздничными днями, в которые положено всенощное бдение; и, наконец, вечерня "вседневная", или будничная, которая собственно принадлежит к кругу ежедневного богослужения. Состав песнопений, положенных на вечерне, дан в Часослове (чины вечерни), а иерейские молитвы, возгласы и диаконские ектении находятся в Служебнике (чин вечерни). 2. 1. Чинопоследование вседневной вечерни Совершается вседневная вечерня, согласно 9 главе Типикона, следующим образом. После молитвы девятого часа: "Владыко Господи…" отпуста не бывает. Священник по окончании молитвы девятого часа, облачившись в фелонь и открыв завесу (Типикон, 7 и 9 главы), исходит из алтаря северной дверью, становится пред царскими вратами и возглашает: "Благословен Бог наш…". Чтец: "Аминь", "Приидите поклонимся…" (трижды), после чего читает 103 псалом, называемый предначинательным: "Благослови, душе моя, Господа". В тех случаях, когда девятый час не совершается, вечерня начинается обычно так: Священник возглашает: "Благословен Бог наш…". Чтец отвечает: "Аминь" и читает обычное начало, то есть "Царю Небесный…", Трисвятое по "Отче наш…", "Господи, помилуй" (12 раз), "Слава и ныне", "Приидите поклонимся…" (трижды), а затем предначинательный псалом. Во время чтения предначинательного псалма священник, стоя на солее пред царскими вратами с непокрытой головой, читает тайно семь светильничных молитв, которые находятся в Служебнике в самом начале "Чина вечерни". Светильничными эти молитвы называются потому, что в это время за вечерним богослужением в храме зажигаются светильники. Чтец, окончив чтение 103 псалма, произносит "Слава. И ныне", с троекратным "Аллилуиа". После этого священник, стоя на том же месте, на солее, произносит великую ектению: "Миром Господу помолимся". Если со священником служит диакон, то по окончании 103 псалма он исходит северными дверями на амвон, кланяется священнику и произносит великую ектению, священник же уходит в алтарь. По окончании ектении диакон также входит в алтарь (если же ектению произносит священник, то он уходит в алтарь только по возгласе "Яко подобает…"). После возгласа читается рядовая кафизма. Кафизма начинается чтением псалма, а не пением "Господи, помилуй" (трижды) со "Славой". По прочтении кафизмы произносится малая ектения. В воскресенье вечера и в праздничные дни на вечерне кафизмы читать не положено. Далее хор поет "Господи, воззвах" со стихирами по Уставу. "Господи, воззвах" в дни предпразднства и попразднства, а также шестеричному святому и в субботу поется на глас, указанный в Минее. Если же святой не имеет знака, служба его не совпадает с субботней службой или каким-нибудь праздником, тогда "Господи, воззвах" поется на глас текущей недели Октоиха и первые три стихиры будут взяты из Октоиха, а остальные - из Минеи. Общее количество стихир по Уставу положено шесть, не считая стихиры на "Слава" и "И ныне". Далее следует "Слава, и ныне", затем поется Богородичен, а по вторникам и четвергам - Крестобогородичен, которые находятся наряду в Минее. С пятницы на субботу на "И ныне" поется догматик гласа истекающей недели. В дни предпразднства и попразднства Богородичен заменяется стихирой праздника из Минеи. Иногда у святого имеется стихира на "Славу". В таком случае Богородичен берется на "И ныне" из приложения Минеи по гласу "Славы". Во время пения стихир "Господи, воззвах" диакон, а если нет диакона, то священник, совершает каждение (Типикон, 2, 9, 22 главы) сначала вокруг престола, затем горнее место и весь алтарь. Выйдя северной дверью на солею, диакон кадит святые врата, иконы правой и левой стороны иконостаса, затем правый и левый клиросы, молящихся и весь храм. После каждения всего храма диакон снова поднимается на солею и кадит пред царскими вратами местные иконы Спасителя и Божией Матери, а затем входит южными дверьми в алтарь. В алтаре он кадит пред престолом священника и этим заканчивает каждение (Типикон, 22 глава). После стихир на "Господи, воззвах", хор поет "Свете Тихий" (по Уставу на вседневной вечерне вход не полагается). Если священник служит без диакона, то он произносит: "Вонмем", "Премудрость, вонмем" и положенный на вечерне прокимен дня (см. в Служебнике, Часослове, Следованной Псалтири, где на каждый день седмицы есть особый прокимен). Хор поет прокимен. После прокимна чтец: "Сподоби, Господи…". Затем священник (или диакон) произносит просительную ектению: "Исполним вечернюю молитву нашу Господеви". Если службу совершают священник с диаконом, то возгласы после "Свете Тихий", "Вонмем" и прокимен диакон произносит в алтаре на Горнем месте (у престола). Произносить же просительную ектению, как и все другие ектении, диакон выходит на солею. После ектений следует возглас священника: "Яко благ и человеколюбец Бог еси…". Хор: "Аминь". Священник : "Мир всем". Хор: "И духови Твоему". Диакон: "Главы наша Господеви приклоним". Хор: "Тебе, Господи" (протяжно). Священник тайно читает молитву главопреклонения. После этой молитвы он возглашает: "Буди держава Царствия Твоего…". Затем поются стихиры на стиховне. В период предпразденства и попразденства стихиры на стиховне берутся из Минеи, в другие дни, когда служба не праздничная, а вседневная, эти стихиры берутся из Октоиха, где они даны на каждый день. В субботу из Октоиха берутся стихиры мученикам, одну стиховную и две стихиры на "Господи, воззвах" мученичны "Слава" святому, тогда и Богородичен берется по гласу стихиры на "Слава" из Второго приложения Минеи, а Богородичен "стихиры на стиховне" опускается. После стиховных стихир читается "Ныне отпущаеши…" и Трисвятое по "Отче наш…". Затем священник произносит возглас: "Яко Твое есть Царство…". Хор поет тропарь. В обычные дни исполняется тропарь святому, а на "Слава, и ныне" - Богородичен от меньших, то есть из четвертого приложения по гласу тропаря. В период предпразднства и попразднства вначале поется тропарь рядовому святому, а на "Слава, и ныне" - тропарь праздника. Если в один день совершается память двум святым и каждый имеет свой тропарь, то вначале поется тропарь первому святому, затем "Слава" - тропарь второму святому, а на "И ныне" - Богородичен от меньших, то есть из четвертого приложения по гласу последнего тропаря. В субботу тропарь святому, а на "Слава, и ныне" - Богородичен воскресный по гласу истекающей недели. После пения тропарей диакон произносит сугубую ектению, начиная с прошения: "Помилуй нас, Боже…" (ектения эта находится в Служебнике). По возгласе: "Яко милостив…" диакон возглашает: "Премудрость". Хор: "Благослови". Священник: "Сый благословен…". Хор: "Утверди, Боже…". Священник: "Пресвятая Богородице, спаси нас". Хор: "Честнейшую…". Священник: "Слава Тебе, Христе Боже…". Хор: "Слава, и ныне", "Господи, помилуй" (трижды). "Благослови". Священник северными дверьми при закрытых царских вратах выходит на амвон и, обратившись лицом к народу, произносит отпуст. Отпусты на каждый день указаны в Служебнике, после литургии святителя Иоанна Златоуста. Причем если служба совершается в воскресенье вечером под понедельник, то отпуст в конце вседневной вечерни священник будет произносить так: "Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, Предстательства честных Небесных сил бесплотных: святых славных и всехвальных апостол: (и святых храма и дне) святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец". После отпуста поется многолетие: "Великаго Господина…". Если же вместе с вечерней отправляется и утреня, как это принято во многих храмах, то отпуст после вечерни не произносится. Когда же хор пропоет: "Утверди, Боже…", священник произносит возглас: "Слава Святей…" и далее начинается утреня. После отпуста, если служится одна вечерня, задергивается завеса, если же служится вечерня и утреня, то тогда завеса не закрывается. 2. 2. Очерк исторического развития вечернего богослужения Настоящий порядок и состав вечернего богослужения в главных частях носит на себе печать глубокой древности. Так, например, некоторые указания на предначинательный псалом и на пение "Господи, воззвах" - имеются в VIII книге Апостольских Постановлений и в памятниках VIII-IX веков. От IV-V веков имеются свидетельства о светильничных молитвах, которые священник читает пред царскими вратами. Хотя неизвестно, каково было их точное содержание в древности, но из творений св. Василия Великого нам известно, что они в его время уже были и назывались светильничными. Светильничные молитвы являются одной из древнейших, если не самой древней частью вечерни. Согласно греческой терминологии сама вечерня с IV века и до нового времени называлась также "светильничное". Светильничные молитвы древнее предначинательного псалма, которым началась вечерня, и сначала они относились к "антифонам вечерни", то есть псалмам, которые пелись по стихам с припевами, аналогично припевам нового времени к "антифонам на литургии". Эта аналогия исторически очень важна, она объединяет историю обеих служб - всенощного бдения и литургии. После предначинательного псалма в Светильничных молитвах на вседневной вечерне следует великая ектения. Великая ектения называется еще "мирной", потому что начинается выражением "Миром" или, вернее, "В мире". Термин "ектения" - молитвенное прошение - очень древний, ибо он встречается уже на рубеже I и II веков ("Послание к Коринфянам" святителя Климента Римского). В IV веке именно в древнем чине Амвросианской литургии встречается форма весьма близкая к современной. Непосредственными же предшественницами ектений нашего времени являются диаконские молитвы в асирско-антиохийской (III век) и Иерусалимской (Постановление Апостолов IV и V веков) редакцях. Выражение "Паки и паки", характеризующее малую ектению, встречается в IV веке "в Постановлениях Апостольских". О 140 псалме на вечерне есть упоминание в IV веке (святитель Иоанн Златоуст). Далее, начиная с V века, упоминания о его употреблении на вечерне становятся повсеместными на Востоке. Что касается гимна "Свете Тихий", то он восходит к эпохе катакомб и является наряду с "Господи, воззвах" и стихирами типичной особенностью вечерни. Время жизни автора песни "Свете Тихий" установить трудно. Это одно из древнейших песнопений первоначального христианства, о котором упоминается в Греческом Часослове, автором которого назван святой Афинагор (начало IV века). Весьма распространено мнение, согласно которому автором "Свете Тихий" является святой мученик Афинаген (III век). Святитель Василий Великий в своем "Послании к Амфилохию о Святом Духе" (глава 29) пишет следующее: "Хотя мы не можем положительно сказать, кто был творцом тех хвалений, - говорит Василий Великий, - которые читают во время светильных молитв, впрочем народ повторяет древний голос и никому не представлялось еще, что хулу произносят, когда говорят: "Поем Отца, Сына и Святого Духа". Славянский Часослов называет автором "Свете Тихий" знаменитого литургиста VII века, святителя Софрония, патриарха Иерусалимского. Многие исследования по этому вопросу тоже останавливаются на его имени. Однако, тип христологии в "Свете Тихий" и стиль догматического выражения очень характерны для II и III века, с полным основанием констатирует профессор М. Скабалланович. Что касается возгласа "Премудрость", то по контексту "Свете Тихий" и "Премудрость" относились к Господу Иисусу Христу. Однако в практике древнерусской Церкви здесь произошло такое изменение. Тогда диакон произносил слова: "Премудрость, прости, Свете Тихий", а певцы или чтец продолжали, начиная от слов "Святыя славы" до конца, почему и сама песнь в XVI в. называлась "Святыя славы". К очень древним временам относится также прокимен стих из псалмов Давидовых, который произносится после "Свете Тихий". Что же касается возгласа "Мир всем", то он является приветствием, происходящим от Самого Господа Иисуса Христа ("Мир вам" Ин. 20, 19-26). На Западе оно заменено ветхозаветным приветствием: "Господь с вами". Возглас "Вонмем" встречался уже в памятниках IV века. Возглас: "Премудрость" - сравнительно более позднего происхождения. Он встречается в памятниках VIII-X веков. В "Апостольских Постановлениях" указывается также на древнее произношение при вечернем богослужении молитвы: "Сподоби, Господи…". В православную вечерню она перешла в IV в. из Сирской Церкви, где возникли "Апостольские Постановления", на что указывают описания Синайской вечерни Софрония и Иоанна Мосха (Памятник VII-VIII веков). Вслед за молитвой "Сподоби, Господи" следует ектения, которая называется "просительною", а в богослужебных книгах - "Исполним". Эта просительная ектения имеется в "Апостольских Постановлениях". По окончании стихир на стиховне поется или читается молитва святого Симеона Богоприимца "Ныне отпущаеши". Текст этой молитвы (Лк. 2, 29-32) появляется в последовании вечерни очень рано. Он встречается уже в вечерне "Апостольских Постановлений". Есть он и в описании "Синайской вечерни" Софрония и Иоанна Мосха, а также и в Часословах VIII века. Очень загадочным по своему происхождению и смыслу является термин "тропарь". Это текст, содержание которого указывает на общее значение службы, соответствующего праздника или дня. Этимология слова "тропарь" не известна. По своему значению оно отождествляется с понятием "гласа", "напева", как это и делает М. Скабалланович. Это форма, передающая содержание праздника. Тропарь посвящен памяти святого или празднику. Тропарь есть основная и самая древняя форма церковной песни, из которой выросли стихиры, кондак и икос. Термин "сугубая ектения" значит буквально "прилежное, усердное моление". Первоначальный тип этой ектении близок к просительной. Впервые вид, близкий к нашему, она принимает в рукописях X века. Нынешнее её содержание следует отнести к XV веку. Тройное "Господи, помилуй" (независимо от ектений) встречается в сирийских и греческих списках литургии святого апостола Иакова. Таким образом, порядок всей вечерни передан Церкви и сохранен ею от первых времен христианства. Конечно, в тех указаниях последования вечерни, которые начинают встречаться с XIII века, с указаниями вечерни, совершаемой в Русской Церкви, имеются некоторые отличительные особенности в ее составе, ибо тогда вечерня была короче современной. Но бесспорно, что эти различия не касались существа чина. Чин вечерни VI века, сохранившийся до нашего времени, почти не отличается (за очень немногими исключениями) от чина современного.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar