Меню
Назад » »

ЛИТУРГИКА / Обзорная лекция для студентов 3 курса

Сергиев Посад 2006 Введение Литургикой называется наука о богослужении в христианской Право-славной Церкви. Своё название эта наука получила от слова "литургия", что в переводе с греческого языка означает общественное дело, обществен-ная служба. В древние времена слово "литургия" употреблялось для обозна-чения совокупности богослужебных действий, обрядов и форм, т.е. всего бо-гослужения или отдельных его видов. Предметом изучения православной литургики являются содержание и формы богослужения в том виде и смысле, как их понимает и совершает Православная Церковь. В настоящем курсе литургики изучается богослужение годового круга (двунадесятые праздники, службы Постной и Цветной Триоди). Общие понятия о двунадесятых праздниках Церковные годовые службы, т.е. совершаемые однажды в год, посвя-щаются всегда особым воспоминаниям. Они подразделяются на праздничные и великопостные. Двенадцать из великих праздников, обозначающихся в бо-гослужебных книгах знаком красного креста в круге , установлены во славу Бога и Господа нашего Иисуса Христа и в честь Пресвятой Богородицы. Од-ни из них называются Господскими, а другие - Богородичными двунадеся-тыми праздниками. Они подразделяются на переходящие и непереходящие. Служба первым совершается в строго определённый день года, а служба дру-гим устанавливается в зависимости от даты Пасхи. Все Богородичные двуна-десятые праздники относятся к непереходящим (Рождество Пресвятой Бого-родицы, Введение во храм, Благовещение, Сретение Господне, Успение). К числу Господских непереходящих праздников относятся праздник Рождества Христова, Богоявления, Преображения Господня и Воздвижения Креста Гос-подня. Двунадесятыми подвижными праздниками являются господские праздники: Вход Господень во Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесят-ница. Праздник Пасхи, как "праздников праздник", имеет особую службу, отличающуюся от служб двунадесятых праздников, и поэтому он не входит в число двунадесятых. Богослужение в дни великих двунадесятых праздников посвящаются исключительно празднуемому событию, что выражается в изменяемых час-тях богослужения (чтениях, молитвословиях, песнопениях). ПРАЗДНИКИ В ЧЕСТЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Христиане с первых времён обращались с молитвой к Пресвятой Бого-родице, посвящали Ей храмы и устанавливали в честь Её праздники. Земная жизнь Богородицы прославляется в следующих двунадесятых праздниках: 1. Рождество Пресвятой Богородицы. 2. Введение во храм Пресвятой Богородицы. 3. Благовещение Пресвятой Богородицы. 4. Успение Пресвятой Богородицы. Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября) Событие, воспоминаемое в этот праздник, сохранилось только в древ-нем церковном предании (например, в творениях блаженного Иеронима, Епифания Кипрского и др.). Указание на праздник имеется уже в IV веке. Особенности богослужения находятся в Типиконе в главе 48 под 8 сен-тября. Если праздник приходится на день седмичный, то служба совершается только празднику. Если же праздник прилучится в день воскресный, то служба праздника будет совершаться вместе со службой воскресного дня (см. Типикон, гл. 48, 8 сентября, "1-ая Марковая глава"). Праздник Рождества Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства и четыре дня по-празднства. В отдание вся служба совершается только празднику. Богослу-жебные особенности находятся в Типиконе, глава 48, под 12 сентября. Здесь же в "Марковой главе" находятся богослужебные особенности отдания в воскресный день. Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря) О празднуемом событии известно из древнего церковного предания, которое отражено в церковных песнопениях. О введении Пресвятой Девы во храм по достижению Ею трёхлетнего возраста упоминают в частности, анти-охийский епископ Еводий (I в.), блаженный Иероним (IV в.), святой Григо-рий Нисский (IV в.), Герман и Тарасий, патриархи Константино-польские (VII в.). Время установления праздника с достоверной точностью неизвестно. На Востоке праздник получил широкое распространение уже в VIII - IX вв. Особенности богослужения праздника находятся в Типиконе (гла-ва 48), под 21 ноября, и во многом схожи с богослужебными особеннос-тями праздника Рождества Пресвятой Богородицы, за исключением Отдания. Праздник имеет 1 день предпразднства и 4 дня попразднства. Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта/7 апреля) Праздник посвящается воспоминанию и прославлению события, опи-санного в Евангелии от Луки (1, 26-38). У древних христиан этот праздник носил различное наименование: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, на-чало Искупления, Благовещение Ангела Марии и только в VII веке ему на Востоке и Западе было присвоено название Благовещение Пресвятой Бого-родицы. О праздновании его известно уже в III веке. Особенности богослужения праздника находятся в Типиконе (глава 48) под 25 марта. Праздник бывает в дни Великого поста или Светлой седмицы в промежутке от четверга 3-й сед-мицы Великого поста до среды Светлой седмицы (включительно). Праздник имеет 1 день предпразднства и 1 день попразднства или от-дание праздника. Всенощное бдение иногда начинается великим повечерием, иногда ве-ликой вечерней, а иногда - утреней. Часы бывают в праздник или вседневные, или великопостные, или Ве-ликие, или Пасхальные. Литургия всегда совершается в праздник или святителя Иоанна Злато-уста или святителя Василия Великого. Сретение Господне (2/15 февраля) Праздник Сретения известен на Востоке с IV, а на Западе - с V века. В 543 году при императоре Юстиниане установлено праздновать его с особой торжественностью, с крестным ходом и со свечами в память избавления жи-телей Константинополя и его окрестностей от моровой язвы и землетрясения в Антиохии. Празднование отнесено ко 2 февраля по той причине, что этот день является сороковым от Рождества Христова (25 декабря). По своим богослужебным особенностям (Типикон, глава 48, 2 февраля) этот праздник причислен к двунадесятым, но не Господским, а Богородич-ным праздникам. Кроме совпадения с воскресным днём, праздник может иметь ещё свои особенности в зависимости от совпадения с днями пригото-вительных недель Великого поста (2 февраля "1-6-я Марковые главы"). Предпразднство - 1 день, попразднство - 7 дней и меньше, в зависимости от близости к Великому посту. Успение Божией Матери (15/28 августа) О празднике упоминается в творениях блаженного Иеронима, Августи-на и свтятителя Григория, епископа Турского. В IV веке он уже повсеместно праздновался в Византии. При императоре Маврикии, одержавшем 15 авгу-ста победу над персами, день Успения Богоматери сделался праздником об-щецерковным. Особенности богослужения праздника находятся в Типиконе (гла-ва 48), под 15 августа. К достойному празднованию верующие подготав-ливаются двухнедельным постом, именующимся Успенским, установленным из подражания Божией Матери, которая всю жизнь, и особенно перед Своим Успением, проводила в посте и молитве. В некоторых местах в виде особого чествования праздника Успения совершается служба погребения Богоматери, особо торжественно совершаю-щаяся в Иерусалиме, в Гефсимании. Праздник Успения Божией Матери имеет один день предпразднства и восемь дней попразднства. ГОСПОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ Рождество Христово (25 декабря/7 января) Установлен в первые века христианства и праздновался в один день с праздником Крещения Господня (6/19 января). На 25 декабря был перенесён в Римской Церкви при папе Юлии (первая половина IV в.), в противовес языческому культу солнца. Из Рима обычай праздновать Рождество Хри-стово отдельно от Крещения распространился в Константинополь (377 г.) и другие Церкви. Считая Рождество Христово второй Пасхой, церковный Устав назна-чает перед праздником сорокадневный пост, называемый "Малой Четыреде-сятницей" (Типикон, глава 48, 14 ноября). Праздник имеет пять дней пред-празднства (20-24 декабря) и шесть дней попразднства. Канун праздника, 24 декабря, называется ещё навечерием праздника. Особенности богослужения праздника находятся в 48-й главе Типико-на, под 25 декабря. Двенадцать дней после праздника Рождества Христова (с 25 декабря/7 января по 5/18 января) называются святками, святыми днями, потому что эти дни освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления. Богоявление (Крещение) Господне (6/19 января) Начало празднования Богоявления относится ко временам апостоль-ским. О нём упоминается в "Постановлениях Апостольских" (кн. 5, гл. 42; кн. 8, гл. 33). Во II веке на празднование Крещения Господня и ночное перед этим праздником бдение (богослужение) указывает Климент Александ-рийский. В III веке свои беседы на Богоявление составляли сщмч. Ипполит Римский и святитель Григорий Неокесарийский. Святые отцы IV века: Гри-горий Богослов, Григорий Нисский, Амвросий Медиоланский, Иоанн Злато-уст, Августин и другие оставили нам свои поучения, произнесённые ими в праздник Богоявления. Праздник первоначально праздновался с Рождеством Христовым. Име-ет четыре дня предпразднства и восемь дней попразднства. Ближайшая суб-бота и воскресенье перед Крещением называются субботой и неделей пред Богоявлением. Богослужебные особенности праздника во многом схожи с особенно-стями праздника Рождества Христова (Типикон, глава 48, 6 января). В наве-черие и в самой день праздника Крещения Господня совершается великое ос-вящение воды (см. Требник). Преображение Господне (6/19 августа) О празднике известно, что существовал он уже в IV веке, о чём свиде-тельствуют поучения святого Ефрема Сирина и святителя Иоанна Златоуста. Праздник имеет один день предпразднства и семь дней попразднства. Особенности богослужения находятся в Типиконе (глава 48), под 6 августа. К особенностям праздника относится то, что в этот день соверша-ется освящение плодов (см. Требник). Воздвижение Креста Господня (14/27 сентября) Праздник установлен Церковью в воспоминание обретения Креста Господня в IV веке равноапостольной царицей Еленой. В VII веке к этому основному воспоминанию присоединилось другое - о возвращении древа Животворящего Креста Господня из персидского плена. Праздник имеет один день предпразднства и семь дней попразднства. Особенности богослужения находятся в Типиконе (глава 48) под 14 сентября. Суббота и неделя предшествующие празднику, называются субботой и неде-лей пред Воздвижением, а суббота и неделя следущие за праздником - суб-ботой и неделей по Воздвижении. "Отступка" и "приступка" (см. Типикон (глава 48), 7 января; богослужебное Евангелие). БОГОСЛУЖЕНИЕ ВЕЛИКОПОСТНОЕ (ПЕРИОД ПЕНИЯ ПОСТНОЙ ТРИОДИ) Пост святой Четыредесятницы называется Великим по особой важно-сти его значения. Древние христианские писатели свидетельствовали едино-гласно, что пост святой Четыредесятницы установлен апостолами в подра-жание сорокадневному посту Моисея (Исх., 34 глава), Илии (3 Цар., 19 гла-ва), а главным образом - посту, совершенным Господом Иисусом Христом в Иудейской пустыне (Мф. 4,2). О том, что пост есть установление апостоль-ское, свидетельствует 69-е правило апостолов. Кроме того, на апостольское установление поста и соблюдение его всей первенствующей Церковью ука-зывают отцы Церкви I-IV веков: святитель Игнатий Богоносец (I в.), епископ Римский Виктор (II в.), Дионисий Александрийский, Ориген (III в.), блаже-ный Иероним, Кирилл Александрийский (IV в.) и многие другие. С глубокой древности был определён и самый образ соблюдения поста святой Четыредесятницы (см. Типикон, гл. 32). Службы Великого поста, а также подготовительных к нему недель (начиная с недели о мытаре и фари-сее и кончая Великой Субботой) помещены в Триоди Постной. Уставные особенности служб подготовительных недель к Великому посту, самого Великого поста и Страстной седмицы находятся в Типиконе (глава 49). В дни святой Четыредесятницы совершаются следующие основные ви-ды служб: 1. Великое повечерие. 2. Утреня. 3. Часы с чином Изобразительных. 4. Вечерня. 5. Литургия Преждеосвященных Даров, а также Литургия св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого. Последование первый четырех служб изложено в Часослове, Божест-венной Литургии - в Служебнике. Под именем Литургии Преждеосвященных Даров понимается литур-гия, на которой верующим предлагаются святые дары, освящённые прежде на предшествующей полной литургии и сохраняющиеся на святом престоле в дарохранительнице. Начало этой литургии восходит к первым векам христи-анства, о чём свидетельствуют святой Симеон Солунский, Константинополь-ский патриарх Михаил Керулларий. О причащении Преждеосвященными Дарами в своё время свидетельствовали святой Иустин Мученик, святители Киприан Карфагенский, Григорий Богослов и Василий Великий. Как имеющая апостольскую основу и являющаяся творением апостоль-ской Церкви, Литургия Преждеосвященных Даров не надписывалась чьим-нибудь именем. Что касается присвоения авторства святителю Григорию Двоеслову ( 604), то оно относится к позднейшему времени и возникло на почве глубо-кого почитания, с каким Православный Восток относится к имени этого свя-того мужа, восстановившего в Римской Церкви некоторые из древних обря-дов, забытые там и сохранившиеся лишь на Востоке, в том числе и Литургию Преждеосвященных Даров. В России, в период господствова Студийского Устава (XI-XIII вв.) Ли-тургия Преждеосвященных Даров совершалась во все седмичные дни Вели-кого поста (кроме субботы и воскресения). Но со времени введения Иеруса-лимского Устава (XIV-XV вв.) и до нашего времени эта литургия совершает-ся только по средам и пятницам Великого поста и в дни некоторых праздни-ков. Состав и порядок богослужения в первую - пятую недели Великого по-ста совершенно сходны с составом и порядком богослужения в приготови-тельные к этому посту недели (см. Типикон, глава 49). В Первую неделю Великого поста Церковью воспоминается победа правой веры над ересями, поэтому этот воскресный день называется "неде-лей Православия". Вторую неделю Великого поста Церковь называет неделей "свето-творных постов". Православное учение о посте как средстве к благодатному озарению с особенной силой раскрывается в воспоминании в эту неделю свя-тителя Григория Паламы. В службе Третьей недели Великого поста Церковь прославляет Крест Господень, износя его на середину храма для поклонения, отчего и самая не-деля называется Крестопоклонной. В богослужении Четвертой недели Церковь предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице преподобного Иоанна Лествичника. В Пятую неделю Церковь воспоминает и прославляет подвиги святой Марии Египетской, которая по средствам покаяния, поста и молитвы взошла из глубины падения на высоту добродетелей, "всем наставница явися согре-шающим". В Шестую неделю Великого поста Церковь вспоминает Вход Госпо-день во Иерусалим. Богослужебные особенности этого великого двунадеся-того праздника находятся в Типиконе, в 49-й главе. Общий порядок богослу-жения такой же, какой имеют и другие господские двунадесятые праздники, за исключением той особенности, что после чтений Евангелия на утрени, при чтении 50-го псалма, совершается троекратное каждение ваий (верб), читает-ся молитва и окропление св. водой. В богослужении Страстной седмицы удерживается ещё больший по-каянный характер. Каждый день посвящается особому воспоминанию, кото-рое отражено в песнопениях и евангельских чтениях на утрени и литургии. В первые три дня Страстной седмицы совершается Литургия Прежде-освященных Даров. В Великий Четверг и в Великую Субботу - Литургия святителя Василия Великого, а в Великую Пятницу, по причине глубокого сокрушения и сугубого поста в честь распятия и смерти Господа Иисуса Христа, а также потому, что в этот день Голгофская Жертва была принесена Самим Спасителем на Кресте - литургия не совершается. Уставные особен-ности богослужения Страстной седмицы находятся в 49-й главе Типикона. ПЕРИОД ПЕНИЯ ЦВЕТНОЙ ТРИОДИ (От Пасхи до Пятидесятницы) Со дня святой Пасхи начинается пение Цветной Триоди - книги, по своему построению подобной Триоди Постной. Содержание Цветной Триоди в основном посвящено: Воскресению, Вознесению Господню и сошествию Святого Духа на апостолов. Собрание песнопений в одну книгу приписыва-ется тем же лицам, которые составили Постную Триодь, святым Феодору и Иосифу Студитам. Первый Вселенский Собор (325 г.) своим определением постановил праздновать Пасху повсеместно в первое воскресение после весеннего пол-нолуния, в пределах между 22 марта/4 апреля и 25 апреля/8 мая, чтобы хри-стианская Пасха всегда праздновалась после иудейской. Особенности Пас-хального богослужения, с первого дня святой Пасхи и до отдания её, нахо-дятся в 50-й главе Типикона. В сороковой день по Воскресении Господа Иисуса Христа совершает-ся праздник Вознесения Господня, в воспоминание события, описанного в Евангелии от Луки (24, 50-52), Марка (16, 12-19) и в книге Деяний святых апостолов (1, 1-12). Этот праздник всегда приходится на четверг 6-ой седми-цы по Пасхе. Совершать этот праздник предписывают уже Апостольские По-становления (кн. 5, гл. 18). Святитель Иоанн Златоуст свидетельствует о важности и значимости праздника, а блаженный Августин присваивает ему апостольское установление. Особенности богослужения находятся в 50-й главе Типикона. Праздник имеет один день предпразднства и восемь дней попразднства. В ближайшее после праздника воскресенье Церковь совершает память 318-ти отцов Перво-го Вселенского Собора, который был созван против Ария и начался в дни Пятидесятницы. Собор проповедал Сына Божия единосущим Отцу и испове-дал, что Он воистину Сын Божий и совершенный Человек. Собор также вы-нес постановление относительно празднования дня Святой Пасхи. В 50-ый день после праздника Воскресения Христова совершается дру-гой великий праздник - праздник Пятидесятницы, когда прославляется сошествие Святого Духа на апостолов в виде огненных языков (Деян. 2, 1-4). За день до праздника Церковь совершает вселенское поминовение усопших (Троицкая родительская суббота) (см. Типикон, гл. 49,50). Праздник Пятидесятницы установлен апостолами, о чём говорится в Апостольских Постановлениях (Кн. 5, гл. 20). В IV веке святитель Василий Великй составил особые молитвы, читаемые до сих пор на вечерне. Праздник не имеет предпразднства, попразднство же длится шесть дней. Особенности богослужения - см. Типикон (глава 50). ПЕРИОД ПЕНИЯ ОКТОИХА Неделей Всех Святых оканчивается Цветная Триодь и начинается пе-ние Октоиха. Постановлением Поместного Собора Русской Православной Церкви в 1918 году восстановлено древнее общее празднование памяти всех русских святых в первое воскресение Петрова поста, т.е. после недели Всех Святых. О Петровом посте в честь первоверховных апостолов Петра и Павла упоми-нается в Апостольских Постановлениях. Продолжительность его колеблется в зависимости от праздника Пасхи от восьми дней до шести недель. Рекомендуемая литература 1. Иоанн (Маслов), архим. Конспект по литургике для 3-го класса. - За-горск, 1984. 2. Настольная книга священнослужителя. Т. IV. - М., 1983. 3. Булгаков С.В. Настольная книга священнослужителей. Т. I-II. - М., 1993. 4. Скабалланович М. Толковый Типикон. - М., 1995. 5. Скабалланович М. Христианские праздники. Кн. 1-6. - Киев, 1915. 6. Розанов В. Богослужебный устав Православной Церкви. М., 2002. 7. Никольский К., прот. Пособие к изучению устава богослужения Право-славной Церкви. - СПб., 1907. Игумен Тихон преподаватель Московской Духовной Семинарии
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar