- 291 Просмотр
- Обсудить
Изображения-ступени Откровения Бога Всякое изображение делает ясными скрытые вещи и показывает их. Я хочу представить некоторый пример: человек, потому что душа его облечена телом, как ограничиваемый местом и временем, не обладает неприкровенным знанием ни невидимого, ни того, что будет после него, ни того, что отделено местом и находится на далеком расстоянии, поэтому для указания знанию пути и объяснения и обнаружения скрытого придумано изображение; вообще же-для пользы и благодеяния, и спасения, чтобы при помощи делаемых известными и торжественно открываемых (через посредство икон) предметов мы распознали то, что скрыто, и возлюбили прекрасное и соревновали ему, от противоположного же, то есть зла, отвратились и возненавидели его. ...Поэтому первый-естественный и во всем сходный образ невидимого Бога-Сын Отца, являющий в Себе Отца. Ибо "Бога не видел никто никогда" (Ин. 1, 18). И опять: "Это не то, чтобы кто видел Отца (Ин. 6, 46). А что Сын-образ Отца, говорит апостол: "Который есть образ Бога невидимого" (Кол. 1, 15), и в Послании к Евреям: "Сей, будучи сияние славы и образ Ипостаси Его" (Евр. 1, 3). И что Он показывает в Себе Отца, об этом говорит Господь: "столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца" (Ин. 14, 9), говорит именно после того, как Филипп сказал: "покажи нам Отца, и довольно для нас" (Ин. 14, 8). Сын-естественный образ Отца, совершенно равный, во всех отношениях подобный Отцу, кроме того, что не нерожден и не Отец... Второй род изображения-находящееся в Боге представление о том, что от Него имеет быть, то есть Его Предвечный Совет, всегда остающийся неизменным. Ибо Божество-неизменно, и безначален Его Совет, вследствие чего то, что Им постановлено, происходит в предопре деленное Им время так, как Оно предвечно определило. Ибо изображения и образцы того, что имеет от Него быть, суть представление о каждом из этих предметов, и они у святого Дионисия называются предопределениями. Ибо на Совете Его то, что Им предопределено, и то, что должно в будущем ненарушимо случиться, было прежде своего бытия наделяемо признаками и образами. Третий род изображения есть происшедший от Бога через подражание, то есть человек. Ибо тот, кто сотворен, не может быть одной и той же природы с Несозданным, но есть образ через подражание и подобие. Ибо как Отец, Который есть Ум, и Сын, Который есть Слово, и Святой Дух суть Один Бог, так и ум, и слово, и дух суть один человек. Подобие проявляется также и в том, что человек одарен свободной волей и владеет способностью управлять. Ибо Бог сказал: "сотворим человека по образу Нашему и по подобию"; и тотчас присоединил: "и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными" (Быт. 1, 26). И опять: "и владычествуйте над рыбами морскими... и над птицами небесными... и над всею землею" (Быт. 1, 28). Четвертый род изображения-тот, когда Писание создает образы и виды, и очертания невидимых и бестелесных предметов, изображаемых телесно для того, чтобы дать по крайней мере некоторое представление как о Боге, так и об Ангелах, ибо мы не в состоянии созерцать бестелесное без соответствующих нам красок или форм, как говорит весьма сведущий в области божественного Дионисий Ареопагит. Естественно приданы образы лишенному образов и формы не имеющему форм-и этому можно указать только одну причину: уместную в отношении к нам аналогию, ибо мы не в состоянии подниматься до . созерцания духовных предметов без какого-либо посредства и, чтобы возвыситься, имеем нужду в родственном нам и близком. Божественное Слово, предусматривая нашу способность восприятия, отовсюду доставляя нам то, что способно возвысить ум, облекает некоторыми образами как предметы простые, так и не имеющие образов. Почему же не изображать того, что по собственной природе имеет образы, чего мы желаем страстно, но что отсутствует и потому видимым быть не может? Действительно, и [святитель] Григорий Богослов говорит, что ум, сильно стараясь выйти за пределы телесного, всюду оказывается бессильным. Но и "невидимое Его ... от создания мира через рассматривание творений" видимо (Рим. 1, 20). В творениях же мы замечаем образы, прикровенно показывающие нам божественные отражения, так что когда говорим о Святой Троице, высшей всякого начала, то изображаем Ее себе посредством солнца, света и луча; или-бьющего ключом источника, вытекающей воды и течения; или-ума, слова и находящегося в нас дыхания; или-ствола розы, цветка и благовония. Пятым родом изображения называется тот, который предызобража-ет и предначертывает будущее, как купина (Исх. 3, 2) и сшедшая на руно роса (Суд. 6, 40)-Деву и Богородицу, и также -жезл (Чис. 17) и стамна (Исх. 16, 33; Числ. 11, 9). И как змий (Чис. 21, 8)-Того, Кто через Крест уничтожил действие яда виновника всех зол змия; и как море-воду Крещения, и облако-Его же Дух (Исх. 14). Шестой род изображения-образ, установленный для воспоминания о прошедшем: или чуде, или добродетели, для славы и чести, и, так сказать, памятной надписи на столбе имен тех, которые заявили себя благородством действий и блистали добродетелью; или-пороке, для торжества над порочнейшими людьми и посрамления их, для пользы тех, кто впоследствии рассматривает это, чтобы нам таким образом избегать пороков и соревновать добродетелям. Это же изображение-двояко: как через вписываемое в книги слово, ибо письмо выражает слово посредством образа, подобно тому, как Бог начертал на скрижалях Закон и повелел, чтобы была записана жизнь боголюбезных мужей, так и через чувственное созерцание, подобно тому, как Он повелел, чтобы в вечное воспоминание были положены в Кивоте Завета стамна и жезл (Исх. 34, 28; 16, 33-34; Евр. 9, 4-5) (3, 1, ХVП-ХХIII).
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.