- 224 Просмотра
- Обсудить
ЧАСТЬ II ВНУТРЕНЯЯ ЖИЗНЬ СВЯТОЙ ХРИСТОВОЙ ЦЕРКВИ ГЛАВА III. УЧЕНИЕ СВЯТОЙ ЦЕРКВИ § 17. Источники вероучения Новозаветной Церкви Господь Иисус Христос во время общественного служения спасению людей Свое Божественное учение преподавал устно. Апостолы, посвящен-ные Им во все тайны Царствия Божия и озаренные Святым Духом, были охранителями Его учения. Выступая сами на проповедь сего учения, они распространяли его также устно, так что христианское учение первоначально заключалось в вере и сознании каждого уверовавшего во Христа. Но в то же время, апостолы позаботились о том, чтобы Божественное Учение Основателя христианства сохранилось не только по преданию, но и в письме. По внушению Святого Духа они сами, или, под их надзором, ближайшие их сотрудники, с другой стороны, записали деяния Спасителя и Его учение, а с другой - оставили письменные памятники того, как они распространяли это учение, как понимали его сами, и как оно должно быть понимаемо верующими. Таким образом, в первое же время существования Христианской Церкви ее Божественное учение прочно было ограждено от примеси сторонних учений. Четыре Евангелия - Матфея, Марка, Луки, Иоанна, Деяния Апостолов, семь соборных апостольских посланий, четырнадцать посланий апостола Павла и Откровение апостола Иоанна Богослова - заключили в себе всю сущность христианского вероучения. Все эти книги составили Священное Писание Нового Завета; оно и сделалось источником христианского вероучения. Что касается Священного Писания Ветхого Завета, то и оно как боговдохновенное и полезное для научения, обличения, исправления и наставления в праведности, также было источником христианского вероучения о домостроительстве спасения рода человеческого. Но если евангелист Иоанн заметил, что весь мир не вместил бы написанных книг с подробным изложением всех деяний Христа Спасителя, если принять во внимание, что апостолы постоянно и довольно долгое время преподавали евангельское учение, то будет несомненно, что в священных книгах, оставленных ими Церкви, христианское вероучение изложено только в основных существенных пунктах. Частности учения развиты были апостолами устно и переданы вере и сознанию христиан, особенно предстоятелей церквей, основанных или посещенных ими. Поэтому, апостольское предание относительно частных и второстепенных сторон вероучения является также источником христианского вероучения. Преданием объясняется и дополняется все письменно изложенное вероучение. § 18. Священное Предание и канон священных книг Христианское вероучение, сосредоточенное в Священном Писании и Священном Предании, на все последующие времена должно было оставаться неизменным в том самом виде, в каком оно заключалось в этих источниках. Поэтому, первой заботой Церкви послеапостольских времен было привести к единству источники своего вероучения. Прежде всего, нужно было составить сборник всех писаний, несомненно принадлежавших апостолам, который был бы образцом апостольской веры для всей Вселенской Церкви. К этому побуждало Церковь и то, что еще во времена апостолов, а особенно во II веке, стали появляться с одной стороны писания учеников апостольских, а с другой - сочинения подложные, подписываемые именами апостолов; нередко заключающие еретическое учение. Нужно было отделить собственно апостольские писания от неапостольских и еретических. В этом случае Церковь поступала со строгой разборчивостью, и только после продолжительных исследований о той или другой книге, хотя принадлежавшей апостолам, но не общеизвестной, принимала ее в состав сборника священных книг. Таким образом, постепенно образовался один во Вселенской Церкви Сборник Священного Писания Нового Завета или канон Священных книг Нового Завета. Также заботливо охраняла Церковь неприкосновенность Священного Предания. Только то предание признавала она священным, апостольским, которое несомненно шло от самих апостолов и при том не противоречило их писаниям. Таким образом, предание, сохранившееся в церквях, основанных самими апостолами, считалось истинно апостольским преданием. А что эти церкви сохраняли предание неповрежденным, за это ручался надежный и верный способ их хранения. Хранителями апостольского предания были предстоятели церквей: непосредственные ученики апостолов, или самими поставленные, которые в свою очередь передавали его своим преемникам. О таком способе хранения предания есть замечательное свидетельство Иринея Лионского, ученика святителя Поликарпа Смирнского. "Быв еще отроком, - писал он Флорину, впавшему в ересь, - я видел тебя в нижней Азии у Поликарпа. Тогдашнее я помню тверже, чем недавнее; потому что познание детского возраста, укреплялось вместе с душой, укореняется в ней. Так, я могу наименовать даже место, где сидел и разговаривал блаженный Поликарп. Могу показать все входы и исходы его; начертать образ его жизни и внешний вид; изложить его беседы с народом, описать его обращение с Иоанном, как он сам рассказывал, с прочими самовидцами Господа; изображать, как он сам припоминал слова их; как и что слышал о них о Господе, как он пересказывал о Его чудесах и учении, о чем получил предание от людей, которые сами видели Слово Жизни. Я записывал слова его не на бумаге, а в сердце, и благодать Божия помогает мне всегда сохранить их в свежей памяти". Предание имело весьма важное значение в Церкви. Нередко, когда возникали в частных церквах недоразумения и споры относительно того или другого пункта вероучения, на который не было указания Священного Писания или было, но краткое - предстоятели церквей, сохранившие апостольское предание, на согласовании его разъясняли недоразумения. Всякое учение, несогласное с преданием, Церковь отвергало как неправильное, и всякое учение правильное только тогда признавала правильным, когда оно проверено было преданием. § 19. Краткое изложение церковного учения о символах Спаситель дал апостолам заповедь принимать в Его Церковь всех после предварительного научения истинам веры. Поэтому апостолы, прежде чем принимать в Церковь новых членов, старались научить их. Так делал апостол Петр, когда после сошествия Святого Духа, обратил ко Христу около трех тысяч человек, или при обращении сотника Корнилия; также поступал диакон Филипп в Самарии, равно как и апостол Павел и другие апостолы. Из примеров предварительного научения истинам веры, представленных в книге Деяний Апостольских, видно, что такое научение ограничивалось только главными истинами. Апостолы говорили о важнейших событиях ветхозаветной и новозаветной истории в приложении их к домостроительству спасения, убеждали покаяться и уверовать в Иисуса Христа, как в обетованного Мессию и Спасителя. После того как слушавшие апостольскую проповедь усваивали основные истины христианства и заявляли о своей вере в эти истины, апостолы принимали их в Церковь через Крещение. Таким образом, при обращении верующих апостолами положено было начало краткому изложению основных истин веры, которые должен был знать и принимать с верой каждый вступающий в Церковь. После апостолов краткие изложения истин веры, составляемые на основании их писаний и преданий, были во всеобщем употреблении в Церкви и получили название символов, то есть образцов веры. Знание и исповедание веры в таком виде, как она изложена в символах, Церковь требовала от своих членов по примеру апостолов, при крещении их. Первоначально во всех церквах одного общего символа не было; та или другая поместная церковь имела свой символ. Но различие было только в форме, в выражениях, а не в сущности заключающегося в них учения. Содержание всех символов - одно и то же учение о Едином и троичном Боге, развиваемое также одинаково, но с дополнением в некоторых из них особых определений и выражений, прилагаемых к Лицам Бога Отца или Бога Сына, направленных против лжеучения тех или других еретиков. Известны символы церквей: иерусалимской, римской, антиохийской, кесарийской, галльской (в творениях Иринея), карфагенской (в сочинениях Тертуллиана), александрийской (в сочинениях Оригена) и других. Но уже в III веке, все символы мало-помалу стали получать однообразную форму: в IV веке на I и II Вселенских соборах окончательно определен был общий для всех церквей Символ веры, который сделался как бы суммой всего христианского вероучения и из которого возможно развитие его во всей полноте. § 20. Некоторые догматы, раскрывающиеся Святой Церковью Излагая свое основное вероучение в символах вкратце, Церковь вместе с тем, в лице своих отцов и учителей, некоторые догматы, по требованию времени и обстоятельств, раскрывала и уясняла в сознании верующих подробнейшим образом. Таковы, например, догматы о Единстве Божием, о Лице Иисуса Христа, о таинствах, о призывании и почитании святых. Языческому многобожию Церковь с особенной ясностью должна была противопоставить свое учение о единстве Божием. При самом вступлении в общество христиан каждый уверовавший, если он был язычником, обязан был засвидетельствовать свою веру в Единого Бога, и потому во всех символах первым пунктом стоит учение о Едином Боге. Затем все отцы и писатели Церкви, опровергавшие язычников со всей обстоятельностью, раскрывали не только действительность, но и необходимость существования Единого Бога. В доказательство этого, кроме указаний на Священное Писание и Священное Придание, церковные писатели приводили то соображение, что совместное существование многих богов ведет за собой отрицание Божества вообще, так как боги, если их несколько, взаимно ограничивают один другого, а истинный Бог должен быть неограничен и потому Един. Другой догмат, раскрытый Церковью во II и III веках - это догмат о Святой Троице. Учение о Святой Троице в первое же время существования Церкви подвергалось многим возражениям со стороны язычников и искажения со стороны почти вех еретиков, а особенно антитринитариев. Поэтому Церковь вынуждена была настоятельно утвердить Троичность лиц в Боге. Все отцы и учители Церкви II и III веков, на основании Священного Писания и Священного Предания, положительно без всяких колебаний, в своих сочинениях излагают учение о Святой Троице - Отце, Сыне, Святом Духе, приписывают одинаковое Божественное достоинство всем трем Лицам, называя каждого Богом, утверждают самостоятельность и отдельное бытие каждого. Вместе с догматом о Святой Троице раскрывается также и догмат о Лице Иисуса Христа. Церковь, в лице своих Отцов и учителей, положительно утверждала, что Иисус Христос есть Бог и вместе с тем человек, с душой и телом человеческими. Что касается таинств, то учение о них, раскрытое Церковью во II и III веках, то же самое, какое содержит Православная Церковь в настоящее время. Все Церковные писатели II и III веков согласно признавали таинства такими священнодействиями, через которое невидимо сообщается благодать Божия, возрождающая, обновляющая и освящающая человека, принимаю-щего их. Также согласно учили многие писатели Церкви, что таинства имеют Божественное происхождение, что они должны быть совершаемы в известных определеных формах и уполномоченными на то лицами, и от такого совершения таинств поставляли в зависимость их действительность. Что касается числа таинств, то хотя ни один из писателей II и III веков не говорит о таинствах вместе, но порознь они говорят о всех семи, один об одном таинстве, другой - о двух, третий - о трех и т.д. В часности, о таинстве Крещения они учили, что оно должно быть совершаемо над всеми, вступающими в Церковь, через троекраное погружение в воду во имя Отца, Сына и Святого Духа, для рождения в новую духовную жизнь, с отпущением всех грехов. О Евхаристии Отцы учили, что в ней под видом хлеба и вина преподаются верующим истинное Тело и истиная Кровь Господа Иисуса Христа; что хлеб и вино становятся действительным Телом и действительною Кровию Господа после молитвы о призывании на Святые Дары Святого Духа; что причащаться должны все верующие и под обоими видами, то есть Тела и Крови Христовой; что Евхаристия есть благодарственная и умилостивительная жертва за живых и умерших. О Покаянии отцы учили, что оно должно быть совершаемо через устное исповедание грехов перед пастырями Церкви, и через формальное, именем Божим, разрешение кающегося от грехов.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.