- 314 Просмотров
- Обсудить
{12} Тиберий Александр был, конечно, не главнокомандующим в боевых действиях (им был сам Тит), а префектом лагеря, который осуществлял верховный надзор над всем лагерем. {13} Рассказ Иосифа о намерении Тита пощадить храм может показаться подозрительным, если иметь в виду слишком уже явное, сквозящее по всей книге старание автора идеализировать по мере возможности победителя иудеев. Но историческая верность его еще больше подвергается сомнению ввиду другого свидетельства, сообщающего как раз противоположное и прямо приписывающее Титу решение сжечь храм. Такое свидетельство мы имеем в хронике Сульпиция Севера, автора V века, рассказывающего (Chron., II, 30) следующее: «Говорят, что Тит созвал военный совет и спрашивал, должно ли разрушить такое здание, как храм. Некоторые полагали, что не следует уничтожать посвященного Богу здания, превосходящего великолепием все другие человеческие сооружения, что сохранение храма будет свидетельством кротости римлян, а его разрушение опозорит их неизгладимым пятном жестокости. Но другие, ив том числе сам Тит, говорили, что необходимее всего разрушить именно храм, чтобы совершенно искоренить веру иудеев и христиан; потому что эти два вида веры, хотя враждебны один другому, имеют одно и то же основание: христиане произошли из иудеев, и если истребить корень, то легко погибнет и ствол дерева. По божественному внушению, этим воспламенились все умы, и, таким образом, храм был разрушен». (Перев.) В действительности кажется более вероятным то, что римляне главную причину видели в религиозном культе евреев, и для них поэтому важно было разрушить религиозный оплот и таким образом уничтожить очаг дальнейших восстаний. Мотив, которым объясняет Сульпиций Север решение Тита, правда, носит христианскую окраску, но это уже приукрашение, которое, вероятно, позволил себе сам автор. {14} Дата сожжения первого храма, данная здесь Иосифом, противоречит его же рассказу в «Иудейских древностях» (X, 8, 5), по которому катастрофа последовала в первый день пятого месяца (аба). В точности определить день разрушения первого храма невозможно, так как библейские показания в этом отношении разноречивы (Иер., 52, 12, 13; 4 Цар., 25, 8, 9). Талмудическое предание относит разрушение и первого и второго храма к девятому аба (Таанит, 29а), и в этот день, как известно. установлен пост. {15} Это случилось в 586 г. до н. э. {16} 960 г. до н. э. {17} Второй храм был построен Зоровавелем при содействии Аггея. Сооружение его началось при Кире, но вследствие козней самаритян и других врагов евреев было приостановлено, а затем возобновлено и доведено до конца лишь в шестой год царствования Дария Гистаспа (1 Езд., 3-6). {18} О похожем мираже (галлюцинации) и голосе сообщает также Тацит (Ист., V, 13). Многие авторы, в том числе и Вергилий (Энеида, VIII, 525-535), дают похожие описания. {19} Альбин был прокуратором в 62-64 гг. н. э. {20} Эти пророчества также приводят Тацит (Ист., V, 13) и Светоний (Весп., 4). {21} Легионы нередко по случаю победы давали полководцам почетный титул императора. Принятие Титом этого титула навлекло на него подозрение, будто бы он желает отложиться от Веспасиана и провозгласить себя властителем Востока (Свет., Тит, 5). (Перев.) {22} Кроме добровольных пожертвований, стекавших в храмовую казну как от евреев, так и от язычников, на нужды храма поступал еще обязательный для евреев всех стран и земель сбор в размере 1/2 сикля в год с каждого достигшего двадцатилетнего возраста. (Перев.) {23} Тит говорит о борьбе после смерти Нерона между Гальбой, Отоном и Вителлием и вызванных этим волнениях. {24} Здание совета – местопребывание синедриона. {25} Царский дворец – дворец Ирода в Верхнем городе. {26} Иосиф ошибается: башню построил Иоанн на восточной стороне, и она была названа его именем (см. VI, 3, 2). {27} Кора этого кустарника была так душиста, что применялась как пряность. {28} Среди спасенных сокровищ были также священные книги. Их по разрешению Тита принял Иосиф Флавий (Жизнь, 75). {29} Силоам и его родник принадлежали к одной водной системе, которая при царе Гискии в конце VIII в. до н. э. была проложена в Иерусалим. {30} То есть в Верхний город. (Перев.) {31} Некоторое число пленников удалось спасти Иосифу Флавию. Он освободил прежде всего своего брата и 50 друзей; затем он своим заступничеством перед Титом доставил свободу 190 женщинам и детям, принадлежащим к знатному сословию, которые были выпущены на волю без выкупа. В заключение он еще среди распятых пленников узнал трех своих друзей и упросил Тита снять их с крестов и залечить им раны; но спасти удалось только одного, другие же два умерли (Жизнь, 75). (Перев.) {32} Точность сообщаемых здесь Иосифом цифр подлежит сомнению. Город с пространством в 33 стадии, как его определяет сам Иосиф, едва ли мог вмещать в себе такую массу людей. С другой же стороны; заклание такого огромного числа пасхальных агнцев в сравнительно незначительном по пространству храмовом притворе в течение двух часов оказывается абсолютно невозможным. (Перев.) {33} «Праведный царь» – Мелхиседек, он жил во времена Авраама. {34} Мнение Иосифа о том, что Иерусалим был заложен финикийским жрецом Мелхиседеком (И. Д., VIII, 3), основывается на книге Бытие (14, 18), где последний назван Салимским царем. Тождественность Салима, упомянутого еще только раз в Псалмах (75, 3), Иерусалиму принимается некоторыми учеными. Мнение о том, что «Иерусалим» означает «священный Салим», неверно. Происхождение названия Иерусалима неизвестно, но оно уже существовало в XV в. до н. э. и встречается в надписи, найденной в Тель-Амарне. {35} Счет лет в этой главе вызывает сомнения, так как в различных редакциях «Иудейской войны» встречаются разные варианты этого счета. Седьмая книга {1} Из трех пощаженных башен одна сохранилась по настоящее время и известна под именем «Башни Давидовой». {2} Вспомогательные отряды. (Перев.) {3} Триера – судно с тремя, один над другим, рядами весел, на которых преимущественно служили вольнонаемные свободные греки. {4} Корфу. (Перев.) {5} Юго-восточная оконечность Италии. Веспасиан прибыл сюда через 69 суток. {6} Домициана – младшего брата Тита. (Перев.) {7} Домициан родился в октябре 52 г. н. э., а отец – Веспасиан – в ноябре 9 г. н. э. {8} Домашними богами, по римскому верованию, были души праотцев. (Перев.) {9} Оба сына Веспасиана были императорами (Тит – 79-81 гг., Домициан – 81-96 гг.). С убийством Домициана, который оказался тираном, окончилась династия Флавиев. {10} Главным вождем восстания был Клавдий Цивилис, стоявший во главе так называемой батавской войны; впоследствии к нему присоединились Классик и Сабин. Вителлий же, о котором упоминает автор, неизвестен в истории. (Перев.) {11} Нападение Цереалия не было делом случайности: Цереалий непосредственно из Италии повел легионы против восставших после того, как последние нанесли римским гарнизонам целый ряд поражений. (Перев.) {12} В северной части Ливана. (Перев.) {13} В Сирии. (Перев.) {14} Еврейское название этой легендарной реки – Самбатион. О ней часто упоминается в талмудической и в позднейшей еврейской литературе, большей частью в связи с другими легендарными местностями, как с местом пребывания десяти колен или потомков Моисеевых. По всем этим сказаниям, река бушует 6 дней, а в субботу утихает. Плиний также рассказывает об этой реке и говорит, что она 6 дней течет, а в седьмой течение ее прерывается. По словам же Иосифа, река в течение 6 дней иссякает, а только в субботний день течет. Ввиду такого разногласия многие считают это место текста испорченным. (Перев.) {15} Веспасиан был очень обрадован приездом сына, которого он раньше подозревал в посягательстве на его власть. Тит при встрече с ним сказал: «Приехал я, отец, приехал!» (Свет., Тит, 5). (Перев.) {16} Веспасиана, Тита и Домициана. (Перев.) {17} Храм этот находился у реки Тибр. {18} Портик поставлен был Августом и назван именем его сестры. {19} Корабли – это макеты, похожие на большие челны. {20} Золотой светильник необыкновенной формы, золотой стол, как и другие драгоценности, захваченные в Иерусалимском храме, хранились наряду с другими произведениями искусства в Риме, в храме Мира. {21} Слова «обыкновенно употребляются у нас» относятся к Риму, хотя об этом говорит еврей Иосиф Флавий. {22} Закон иудеев – Тора (древнееврейское название Пятикнижия Моисея) как трофей был продемонстрирован во время триумфа. {23} Храм Мира был построен около 75 г. н. э. на форуме (площади) Веспасиана. Он стоял восточное Римского форума. {24} Басе заместил Цереалия спустя год после разрушения Иерусалима. (Перев.) {25} Задолго до описываемых событий в Махероне был казнен Иоанн Креститель. {26} Александр Яннай, сын Гиркана. {27} Травянистое растение или полукустарник вышиною обыкновенно от 1,5 до 2 футов. (Перев.) {28} Название места, полагают, происходит от названия растения мандрагоры, которое давало «волшебный корень. (Перев.) {29} Иуда, сын Иаира, упоминается (VI, 1, 8) в числе храбрейших предводителей, отличавшихся в битвах с римлянами. (Перев.) {30} Вероятно, тождествен с упоминаемым в Евангелии от Луки (24, 13) селением того же имени и с находящейся недалеко от Иерусалима деревней, ныне называемой Кулонией (от латинского «колония»). (Перев.) {31} Годовая подушная подать снималась со всех иудеев старше 20 лет, даже живших вне Палестины, в размере 1/2 сикля (2 драхмы). Это был еврейский налог, введенный императором (см. прим. 22 к кн. VI). {32} Халкида – бывшее царство Ирода, дяди Ирода «Великого». Аристобул был его сыном. {33} Не установлена связь между вторжением аланов в Мидию и Иудейской войной. {34} Ныне Дон. (Перев.) {35} Азовское море. (Перев.) {36} Александр Македонский. (Перев.) {37} Об этих железных воротах упоминает Арриан (Анаб. Алекс., I, 15). {38} Пакор – сатрап Мидии во время царствования его брата Вологеза I в Парфии. {39} Тиридат – царь Армении, тоже брат Вологеза I. {40} Флавий Сильва – прокуратор Иудеи в 73 г. н. э. {41} Сын Иакра. (Перев.) {42} Первосвященник Ионатан – брат Иуды Маккавея. Он возглавил в 160-143 гг. до н. э. сопротивление против Селевкидов и был первым хасмонейским первосвященником. Однако эта должность получена не от Иуды {43} «Масада» в переводе – «крепость». {44} Маккавейскую. (Перев.) {45} Белая скала. (Перев.) {46} Насколько известно, самоубийство не одобрено законом иудеев. {47} Знатные иудеи образовали совет старейшин во главе с архонтом. {48} Является спорным, идентичен ли правитель в Александрии Луп Марку Рутилию Лупу, который в 116 г. н. э. был наместником Египта. {49} Онийский округ находился возле Леонтополя, северо-восточнее Мемфиса, Его основателем был Ония. {50} Имеется в виду Антиох IV Эпифан. {51} Это – Птолемей Филометор (182-146 гг. до н. э.). {52} В восточной части Нижнего Египта. (Перев.) {53} «В тот день жертвенник Господу будет посреди земли Египетской и памятник Господу – у пределов ее» (Ис., 19, 19). {54} Со времени строительства Хониева храма до его закрытия прошло 243 года (170 г. до н. э. – 73 г. н. э.), а не 343. {55} На северном берегу Африки, в близком соседстве с Египтом. (Перев.) {56} Область пяти городов: Кирены, Береники, Арсинои, Птолемаиды и Аполлонии. (Перев.) {57} Зелоты во все время войны и даже позже, в царствование Домициана, безустанно преследовали Иосифа и всевозможными путями добивались его казни (Жизнь, 75, 76).
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.