Меню
Назад » »

И вдунул в лице его дыхание жизни

"И вдунул в лице его дыхание жизни" (Быт. 2, 7)... Словом "вдунул" божественный Моисей указывает на простоту души, на ее несоставность. Святитель Иоанн Златоуст (40, 789- 790). К одному только устроению человека Творец вселенной приступает как бы с рассмотрительностью, чтобы и вещество приготовить для его состава, и образ его уподобить некоей первообразной красоте, и определить цель, для которой он будет существовать, и создать естество, соответствующее его деятельности, пригодное для предположенной цели. Святитель Григорий Нисский (17, 87). После всего был создан человек, который удостоился большей чести и большего провидения и до сотворения, и после сотворения; и этот чувственный мир был создан раньше его и ради него, а затем и Царство Небесное, также уготованное ради него прежде создания мира, было до него создано. И особая воля была проявлена относительно его. И рукою Божией и по образу Божию он был создан так, чтобы не все он имел от этой материи и согласно чувственному миру, как все иные живые существа, но таким было бы только его тело, а душу он имел бы от надмирного, лучше сказать, от Самого Бога через неизреченное вдуновение,-как нечто великое и чудесное, и все превосходящее, и все созерцающее, и над всем начальствующее, и знающее Бога, и являющее Его-как совершенное дело превосходящей всё премудрости Художника. Святитель Григорий Палама (65, 70). Происхождение человека превосходит происхождение всего: Бог взял персть от земли и создал человека (Быт. 2, 7). Он созидает наше тело собственной рукой. Не Ангел был послан для создания. Не земля произвела нас сама собою, как кузнечиков. Не служебным Силам повелел Он сделать то или другое, но, взяв персть от земли, созидает собственной рукой. Святитель Василий Великий (епископ Макарий (Булгаков), с. 107). Животные, скоты и птицы при самом сотворении получали вместе тела и души. Человека же Бог многим почтил, и, прежде всего, тем, что создал его, как сказано. Своею рукою, вдунул в него душу, дал ему власть над раем и над всем, что вне рая, облек его славой и дал ему дар слова, разум и ведение Божества. ...Словами же: "мужчину и женщину сотворил их" (Быт. 1, 27) Моисей дает знать, что Ева была уже в Адаме, в той кости, которая взята от Адама. Хотя Ева была в нем не по уму, но по телу, однако и не по телу только, но и по душе, и по духу. Потому что Бог ничего не присоединил к взятой от Адама кости, кроме красоты внешнего образа. Преподобный Ефрем Сирин. Творения, ч.8, М., 1853, с. 273, 268. В Библии говорится: "вдунул в лице его дыхание жизни" (Быт. 2, 7), в Адама, первозданного и созданного Им из праха земного. Многие толкуют, что это значит, что в Адаме до этого не было души и духа человеческого, а была только плоть, созданная из праха. Неверно это толкование, ибо Господь создал Адама из персти земной в том составе, о котором говорит святой апостол Павел: "и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа" (1 Фее. 5, 23). Все эти три части нашего естества были созданы от персти земной. И Адам не мертвым был создан, но действующим живым существом, подобно другим живущим на земле одушевленньм Божиим существам. Но вот в чем сила: если бы Господь не вдунул потом в лицо его дыхание жизни, то есть благодати Духа Святого, от Отца исходящего, и в Сыне почивающего, и ради Сына в мир посылаемого, то Адам, как ни был он превосходно создан по сравнению с прочими Божиими созданиями как венец творения на земле, все-таки остался бы не имеющим внутри себя Духа Святого, возводящего его в богоподобное достоинство. Он был бы подобен всем прочим созданиям, хотя и имеющим плоть и душу, и дух, принадлежащие каждому по роду их, но не имеющим внутри себя Святого Духа. Когда же вдунул Господь в лицо Адама дыхание жизни, тогда-то, по выражению Моисея, "стал человек душею живою", то есть совершенно во всем подобной Богу и такой, как Он, бессмертной на веки веков. Преподобный Серафим Саровский (С. Нилус. Великое в малом. Сергиев Посад, 1911, с. 189-190). Одно только счел Бог достойным собственных рук: сотворение человека... Жену для Адама Бог сотворил из ребра его. Святитель Феофил Антиохийский (епископ Макарий (Булгаков), т. 2, с. 107). Не напрасно жена создана не из той же персти, из которой образован Адам, но из ребра самого Адама: да знаем, что в муже и жене одна телесная природа, что один источник человеческого рода, и потому не двое от начала сотворены-муж и жена, и не две жены, но прежде муж, а потом от него жена. Святитель Амвросии Медиоланский (епископ Макарий (Булгаков), т. 2, с. 207). Ибо в начале Адам, будучи создан из земли и приняв дыхание, оживотворен в шестой день (а не в пятый, как думают некоторые, начато его сотворение, в шестой же приведено к окончанию, ибо мнение утверждающих это ошибочно). Святитель Епифаний Кипрский. Творения, ч. 1, М., 1863, с. 25. Поведано Божественным откровением, что первый человек создан Богом из ничего, создан в красоте духовного изящества, создан бессмертным, чуждым зла. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (109, 98).
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar