Меню
Назад » »

Георгий затворник Задонский / Различные записки и выписки (5)

4. Молитва. Скоро прими, Владычице, молитвы наша, и их принеси Сыну твоему и Богу, Госпоже Всепречистая, разруши обстояния к тебе притекающих. Рассыпь приседания и дерзости, Дево, ныне вооружающихся на рабы твоя. К свету заповедей Божиих наставите, Апостоли, иже во тьме душевного уныния безумно пребывающия. Лозы животныя процветающе гроздие, напоиши всех вина мысленного веселья, славнии Апостолы. Успи востания страстей моей души, бодренною молитвою твоею. Даждь ми бодрость, Отроковице, уныния дремание далече отгоняющи. Звезды просветивше благочестием мысленную твердь церковную, славнии Апостолы, от нощи неведения и прегрешений избавите мя. Прошедше земная исполнения, Апостолы Господни, яко звезды светлые, помраченные прелести разорите, и свет спасительный прельщенным облистасте. Темже блажим вас, Христовы проповедницы, просяще: молитеся о нас всегда ко Господу. Крест на земли водружашеся, и падение бесов бываше, и вера утверждения начало приимаше, и злоба от среды отгонима бываше. Крест нам есть похвала, крест нам утверждение, крест нам радование. Помилуй нас уничиженных, устроя благопотребныя твоя сосуды, Слове. Аще не Господь бы был в нас, никтоже от нас противу возмогл бы вражиим бранем одолети. Увы мне! Како имам от врага избыти, грехолюбив сый! Зубы их да не ята будет душа моя, яко птенец, Слове. Надеющиися на Господа врагом страшни и всем дивни: горе бо зрят (небесная мудрствуют, а не земная). Звезда плющи зарями Божества от Иакова, от мрака содер-имым возсия; Тобою бо, Всечистая, Христос Бог, Слово воплощенно, имже просвещаеми с небесными вои тя ублажаем. 5. Почему ты жалуешься на обидевших тебя: или сердцем опечаливаешься на укоряющих?— Припомни хотя бы Моисееву добродетель, если ты хочешь быть учеником Христовым. Моисей от Аарона и Марии укоряем, не жаловался на них Богу, но молился о них... Каких же наиболее хочешь подражателем быть?—Боголюбивых ли и блаженных мужей? или тех, которые духом злобы наполнены? Рассуждай о лучшем во многом совете души своей и выбери самопотребное себе, да спасешься от древней злобы. Как Божий раб покоряйся воле Божьей, и блюди себя, если каждый день ожидать грядущий к тебе искус , это или в смерть, или в скорбь и беды великие, носи усердно и не мятежно, помышляя, что многими скорбями подобает нам войти в царствие Божье. Высокомудрие есть, не подчиненное, не послушное и не покорное, своим помыслам отводимое: смиренномудрие же, послушное есть, легко покорное, кроткое, отдающее честь и малым и великим. Это стяжавший, верою, как награду примет от Господа с жизнью вечной. В другой половине книги 2 в. Ефр. Сир. Слово 14, гл. 6 и 52. Слово 15. Блажены есть и триблажены, о честнейшии, Богу монашествующии! Кто ваше достойно похвалит пребывание; дело ваше есть днем и ночью псалмы и пения, и песни духовные, и деянья Богу приятные. Любовь в вас обитает, Ангельское дело. Мир в вас да утвердится, небесный покров; не сребролюбивый ваш нрав, истинно нищетою прославленные, в постах сильные, в молитвах крепкие, в бдениях вы каждый день бодростью преуспеваете; да воссияет свет вам, говорит Спас, и как говорит, являетесь; не любите мира, ни того, что в мире: это вы соблюдайте. О, сколько отлежит вам упокоение Богу соединиться стремящимся! О скольких благих исполнитесь, отца и мать и братьев и сестер оставив! Аврааму в древности Бог сказал: изыди из земли твоей, из рода твоего, и гряди в землю, какую я тебе покажу, и благословлю тебя: Авраам же это послушав ушел. Вижу же и вас, похищающих слово Божье, да Аврааму последуете, и благословенье воспримете. Тем и в пустынях обитаете, постами, чистотою, воздержанием, молитвами чистыми Бога ублажая. Ничто же вам на земле, не страшно: ни царь, ни начальник, ни судья и наставник, ни какая иная власть. Главное дело иноческого подвига в том состоит, чтобы во внутренности сердца брань вести против дьявола, возненавидеть себя, отречься своей души, гневаться на себя, и обличать себя, сопротивляться внутренним пожеланиям и противоборствовать помышлениям, сражаться самому с собою. Мы без него не можем делать ничего; но когда просим с верою, приемлем от него к спасению нашему просимое. Ходя же посреди сетей многих, просим избавиться от них, да заступит нас Бог! Если источники не испустят воды, не потекут реки: также и не получающие Господней благодати, все останутся пустыми. Всяко благое не может быть благим, если не с Господом, ни злое злым, если без Господа. Он ведь есть всему благому начало, и конец бесконечный. Многие от себя думают творить что-нибудь благо, но от Господа не приятно, потому что не с Богом, ни во славу Божью. Что мы есть на небесах? и что более от Тебя восхотел на земли? О, Боже мой! Только чтобы жить мне в божественном твоем желании. Это только одно будет мне сокровище и богатство вечное: да пребуду с Тобою, Господом—моим Богом— во веки вечные, никогда не отлучаясь. Да ничто меня не отторгнет, да ничто меня не отлучит от божественной Твоей любви, о Боже мой! да ничто не возбранит, да ничто не пресечет, ни огнь, ни меч, ни глад, ни гонение, ни глубина, ни высота, ни настоящее, ни будущее, но только одна любовь твоя да пребудет всегда в душе моей. Ничего иного не возжелаю в веке этом, Господи, день и ночь да взыщу Тебя, Господа моего: и да обретя, вечное сокровище и богатство приму и всех благ сподоблюсь.— День и ночь да взыщу Тебя, Господа моего, яко да обрету тебя источника жизни, и утолю жажду души моей. Бегай греха: прибегай к Богу. Истинное же веление и спасительное не от бесов, но от божественного Писания есть с тщанием научиться. Бога бойся, и заповеди его храни: в этом есть весь человек. Ничего нет ясности духа и кротости сильнее: рабу Господню не подобает ссориться, но простым быть ко всем. Рассудительность ваша да разумна будет всем людям. Если зло говорил, свидетельствуй о зле: если же что доброе, что меня бьешь? Знайте все это, что из всей твари видимой один Ангел только может сделать сопротивление и опять же и достойнее великого уважения. Если же человеку праведному не достоин весь мир этот: больше же праведных Ангелов больше сущность! Славу солнца ни хвалящие, ни хулящие, ни прибавить, ни убавить не могут. Исступление правых помыслов и безумие—пьянство есть. Господи, вразуми душу мою, не оставь ее, оправдай ее. 6. Выписка. Ходя в саду, познаешь, что древеса не иначе узнаются, как от вкуса; так разумей и о людях. Многие называются христианами; но истинный христианин быть и познаться не может, как от истинной веры и любви. Эти приметы истинного Христианина есть: что он любителен, мирен, терпелив, милостив и благосклонен. И как в саду многие деревья славятся своими плодами на взор приятными, но как вкусишь от них, познаешь, что они негодны: так многие кажутся добрыми, гладко, ласково и тихо говорят, много постятся и много молятся; но как коснешься их, тогда от плодов своих познаются горькими, как ненавистью, злобою, завистью и немилосердием наполнены,— и это есть деревья злые, злые плоды творящие. И это есть то, чем Господь говорит: нет дерева доброго, творящего плоды злые; ни дерева злого, творящего плоды добрые. Всякое же дерево от плода своего познается (Лук. гл. 6). Нет, не осуждаются здесь—пост, молитва, но без любви христианской ничего нет; ни приятное, ласковое и тихое слово само по себе порицается, но без плода любви есть одно лицемерие и лукавство. Не одни лишь слова, но дела, с словами приятными, ласковыми и тихими соединенные, показывают доброго христианина. Поэтому и внутри себя должны мы иметь и стараться иметь христианство, итак, когда внутри будет добро, тогда и вне будет являться добро. Так, по словам Христа, благой человек от благого сокровища сердца своего износить будет благое. (Из сочинений Святителя Тихона). 22-го июля, 1824 г. 7. В ком нет светоносной добродетели, совершенного смиренного духа: нет в нем и благодатного просвещения, истинного разума, согласного разуму Божественного Писания: но вместо благодатного просвещения, истинного разума, он бывает прельщен духом лжи, светом прелести сатанинской; преобразуется же и сатана в Ангела светлого; а затем, или он в страсти бесчестные, в пьянство, блуд и иные впадает, или ложным разумом, ложным умствованьем помрачившись, теряет ум свой: потому что гордым Бог противится, смиренным же дает благодать, которая просвещает и укрепляет одних кротких и смиренных сердцем в творении всякой добродетели. Усовершенствует ли кто себя, насколько возможно на земле, в творении добродетелей, в исполнении заповедей Господних? Да не гордится этим: Бог же есть действующий в вас, и если хотеть и если действовать о благоволении (Филип. 2, 13). Научает нас языков Учитель: да не осуждает кто немощного брата: силен же есть Бог поставить его (к Римл. гл. 14) и возвести на степень совершенства выше твоего устроения: но снова и снова да смирит свое мудрование, и да молится ко Господу, как грешник, и как раб негодный, зная это слово уст его: когда сотворите все поведанное вам, говорите, что рабы негодные есть мы: как, если должны были сотворить, сотворим (Лук. 17, 10). В совершенном заблуждении тот, кто помышляет, что он в добродетелях совершен. Этот весьма далек от совершенства и самого себя прельщает, по слову великого Богослова: если говорим, что греха не имеем, себя прельщаем, и истины нет в нас (Лук. 18. 13). Поистине же совершенный есть тот, который в смирении совершенен: тот, который познает и видит несовершенство свое в добродетелях; тот, который, видя недостатки свои, всегда молится: Боже, милостив буди мне грешному; ибо заповедь Господня широка есть, хотя и в малых заключается словах. Зная это, внимательный и смиренный подвижник не гордится совершенством своим в некоторых добродетелях; не стремится дерзостно по самолюбие за сладостью утешительных благодатных действий, которые бывают временно только в смиренных, кротких и бесстрастных душах, по всеблагому смотрению и милосердию Господа Бога нашего: не ищет получить дар пророчества, не желает быть зрителем видений и откровений, руководствуясь единым истинным божественным откровеньем, словом Божьим, но во всякое время он занят только рассматриванием самого себя: совершен ли он в любви Бога и в любви ближнего; „ибо посты, и бдение, и поучение Писаний, и лишение богатства, и отречение от всего мира не совершенство, но совершенства орудия: поэтому не в этом обретается совершенство, но этим приобретается. Напрасно постом, и бдением, и нестяжанием, и чтением Писаний хвалимся, если ни даже к Богу, ни даже к ближнему, любви не имеем: имеющий же любовь, в себе имеет Бога, и ум его истинно с Богом есть (Св. Кассиана в Добротолюбии часть 4-я, лист 185). Он тогда только познает себя совершенным в любви Божьей, когда мир и злые страсти, самолюбие, чревоугодие, блуд, сребролюбие, зависть, гнев, тщеславие, гордость и другие совершенно возненавидел. Когда из плотского греховного состояния, как из Вавилонского плена, пришел в свободу чад Божьих, в духовное благодатное состояние: когда молитвы и моления свои совершает Богу со умилением, с теплотою духа, не рассеянным умом. Когда, исполняя непорочно Господни заповеди, имеет любовь ко всякому человеку, к любящему и ненавидящему, когда, наконец, имеет в себе живущего Христа, может с избранными сказать: „Кто нас разлучит от любви Божьей: скорбь ли, или теснота, или беда, или меч! Известно, что ни смерть, ни живот, ни Ангелы, ни начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни иная тварь какая возможет нас разлучить от любви Божьей, как о Христе Иисусе Господе нашем". Это есть знаки истинной к Богу любви! Блажен, кто усовершенствовал себя в ней! Любовь к ближнему состоит в том, чтоб никому не желать и не творить ничего злого: любовь искренному зла не творит; а желать и творить всегда доброе, не только любящим вас, но и врагам своим, по Христовой заповеди: „ любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас", любовь долготерпит, милосердствует; любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своих себе, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине, все покрывает, всему веру приемлет, на все уповает, все терпит; любовь никогда не проходит. Свойственно же этой любви, из любви ко Христу Богу, сострадать ко всякому человеку, служить со усердием больным и престарелым, заключенных в темницах посещать, бедным помогать, печальных утешать, заблуждающихся и согрешающих Словом Божьим исправлять, всем верным и неверным желать спасения и о всех Бога молить. Таковы суть внутренние и наружные дела, которые могут свидетельствовать о нашей совершенной любви к Богу и ближнему! Господи Иисусе Христе! Божественною силою благодати твоей благоволи усовершить всех нас, рабов твоих, в любви твоей, и в любви друг друга, по воли твоей, умири мир твой, Господи! Сохрани люди твои, как зеницу ока, в православии, в благочестии, в мире и тишине: помилуй и спаси души наши, по множеству милости твоей, да во спасении нашем прославится и возвеличится всесвятое и спасительное имя твое со Отцем и Святым Духом, всегда, ныне и в бесконечные веки. Аминь. 8. Святого Иоанна Златоустого. Несравненно лучше лишиться жизни ради Бога, нежели ради жизни лишиться самого Бога. Не столь честны были Павловы руки, восставившие хромого в Листрах, сколько обложенные узами. Если бы я жил в те времена, то многократно оные, обнимал и возлагал на мои зеницы: непрестанно лобызал бы руки, сподобившаяся быть связанными за моего Владыку. Не только за то я его ублажаю, что восхищен был на третье небо и в рай, сколько за то, что помещен был в темницу; не только за то его ублажаю, что слышал он неизреченные глаголы, сколько за то, яко подъял узы. Святой Иоанн Златоуст пишет, что дьявол тем, которые бодрствуют, трезвятся и себе внимают, не только не вредит, но еще и пользу приносит, не через свое произволение, которое есть злое, а по причине постоянства тех, которые злобу его в свою пользу обращают. Б. 14 на леп. Не от силы дьявольской побеждаемся, а от своей слабости. 9. (Из другого писателя). Если в корабле не заградишь малые скважины, которыми проходит понемногу вода, то натечет оной столько, что потопит весь корабль. И малых непристойностей удаляться должно, дабы не воспоследовало больших бедствий. Удались от мира и от всего того, что с ним каким-нибудь образом соединено; уклонись от обращения с ним, хотя бы оное не было связано со грехом, дабы наконец не впасть тебе в беззаконие; отринь его дружество неполезное; отвергни тщетность и праздность, чтобы не потерять тебе честности и благоговения, и не впасть в большую опасность, которая хотя и кажется тебе малою, однако, увеличиваема будучи, тебя сокрушит. Порази врага твоего, когда он еще мал, чтобы он, возросши, тебя не умертвил. Разумного человека долг есть опасаться и самого малого. Каин сперва только огорчился на брата, но потом возненавидел, а после того убил, наконец, не только впал в ересь, думая, что Богу не известны грехи наши, но и самое отчаяние. Всякий грех, покаянием неочищенный, тотчас тягостью своею влечет к другому. От всякого мирского злого обычая удаляться ты должен как от смертельной заразы, потому что приближается смерть, которая беспрепятственно к тебе придет, если отверзешь ты двери посланнику ее, то есть греху, ибо за малыми искушениями последуют всегда большие, и за одной казнью последует другая, большая. Глаголет мудрый: презирая малое, помалу падет (Сирах. 19. 1). Кто малое за ничто ставит, тот не чувствует и большого вреда, и в больших винах тем меньше страшится казни, чем более привык не ужасаться таковой за малые. Иудеи невоздержанием своим от пищи впали в ужасное беззаконие идолопоклонства. Удаляйся от всего того, что тебя привлекает к пути злому, то есть погибели. Кто прилепляется к развращенным людям, хотя бы и был наидобродетельнейшим — развратится, и для того-то говорит мудрый: уклонись от нечестивого, и удалится от тебя зло. Удаляйся от содружества с злыми людьми, если хочешь благоугождать Иисусу Христу. Суеты знак есть, живя развращенно, уповать на покаяние, которое ты принести имеешь, когда неизвестно тебе, доживешь ли ты до завтрашнего дня. Ты должен жить добродетельно и уповать на Бога, который имеет даровать тебе ту славу, которую обещал повинующимся его повелениям. Рассматривать, кто как живет, есть знак развращенной совести и непотребной души. Нет никого столь строгого наблюдателя чужой земли, кроме живущего распутно. Никто не соблазняется малым несовершенством других, как тот, который наполнен сам несовершенством; никто, наконец, столь не пересуждает ближнего, как тот, который в жизни своей вдался во всякие пороки и беззакония. Истинная справедливость состоит не в том, чтобы на ближнего гневаться, но соболезновать. Злой человек недостатки душевные других видит прилежно, и хотя бы они были весьма малые, смотря на них соблазняется: добрый же человек сострадание имеет к грешникам, и с милосердием к ним заботится об их исправлении. Чем более кто развращен, тем более проступки своих ближних увеличивает и разглашает: и чем кто добродетельнее, тем более таковые скрывает и ближним сострадает. Когда разум имеет сношение с совестью, тогда все помышления, чувства и желания в порядок приводимыми бывают: но когда разум удаляется от человека и разбирает дела чужие, тогда помышления к различным видам развлекаются. Люби всех и удаляйся с разбирательством твоим от всех, и таким образом возлюблен будешь от Бога и людей, и поживешь на земле в спокойствии и радости. Сноси ближнего твоего в малом, когда Бог долготерпит тебе во многом. Не видим ли в Писании, что многие из грешников сделались святыми? Итак, никого осуждать не должно, хотя бы кто был наивеличайший грешник, когда может он еще быть святым. Кто бы мог поверить, чтобы тот, который всю свою жизнь препроводил в разбое, получил столь благую кончину, чтобы с самим Господом войти мог в вечную жизнь? Если ты считаешь себя умным, то ты уже не умен. Заметь это и берегись этого состояния: оно очень опасно; в нем наиболее были те, которые избили Пророков!
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar