Меню
Назад » »

Блаженный Августин / Об упреке и благодати (2)

Глава 8. Почему тем, кто не избраны, не дается пребывания в добре? 17. И если спросят здесь у меня, почему Бог не даровал пребывания тем, кому дал ту любовь, благодаря которой они живут по-христиански, то я отвечу, что не знаю. Ведь не надменно, а зная свою меру, я слушаю слова апостола: О человек, кто ты, что возражаешь Богу? (Рим 9:20) и: О, высота богатства премудрости и ведения Божия! Как непостижимы суды Его и неисследимы пути Его! (Рим 11:33) Итак, если удостоил Он открыть нам суды свои - станем благодарить Его, а если решил сокрыть -не станем роптать против Его решения, но поверим, что и это также в высшей степени спасительно для нас. А ты, неприятель Его благодати, вопрошающий так, что скажешь сам? Понятно, ты не отрицаешь, что ты христианин, и хвалишься, что содержишь кафолическую веру. Итак, если исповедуешь, что пребывание до конца в добре - это дар Божий, то, как я полагаю, ты не знаешь вместе со мной, почему один получает его, а другой не получает, так что оба мы неспособны проникнуть в эти непостижимые суды Божий. Или же, если ты скажешь, что пребудет кто-либо в добре или не пребудет - это относится к свободному решению человека, которое защищаешь ты не согласно с благодатью Божией, но вопреки ей, так что тот, кто пребудет в добре, пребудет в нем не по дару Божию, а по действию человеческой воли, - тогда что предпримешь ты против слов Говорящего: Я молился за тебя, Петр, чтобы не оскудела вера твоя? (Лк 22:32) Неужто дерзнешь ты сказать, что хотя бы и молился Христос, чтобы не оскудела вера Петра, она оскудела бы, если бы Петр захотел, чтобы оскудела она, то есть не пожелал бы пребыть в ней до конца? Как будто Петр каким-то образом желал чего-то другого, а не того, о чем молился для него Христос, чтобы он этого желал. Ибо кто не по-нимает, что в том случае погибла бы вера Петра, если оскудела бы та воля, благодаря которой был он верным; и в том случае сохранилась бы [вера], если осталась бы та же самая воля? Но поскольку воля предуготовляется от Господа (Притч 8:35), то молитва Христа за него не могла быть напрасной. Поэтому, когда Господь просил, чтобы не оскудела вера Петра, чего другого просил, как не того, чтобы он имел в вере вполне свободную, твердую, непобедимую и пребывающую волю? Вот как в согласии с благодатью Божией, а не вопреки ей надлежит защищать свободу воли. Ведь человеческая воля не благодаря свободе получает благодать, но скорее по благодати [получает] свободу, вожделенное постоянство и неодолимую твердость для пребывания [в добре]. Оглавление Все это весьма удивительно 18. Ведь удивительно, и весьма удивительно, что Бог некоторым Своим чадам, которых Он возродил во Христе, которым даровал веру, надежду и любовь, не дает пребывания [в добре], тогда как чужим чадам отпускает весьма великие преступления и, сподобив их благодати, делает Своими чадами. Кто не удивится этому? Кто не изумится этому чрезвычайно? Но не менее удивительно, - и притом истинно и столь очевидно, что даже сами враги благодати Божией не в силах найти, как бы им это отвергнуть, - что некоторых чад Своих друзей (то есть детей возрожденных и добрых верующих), чад, умирающих здесь младенцами без Крещения, чад, которых Тот, в Чьей власти содержится все, если бы захотел, несомненно, сподобил бы благодати этого омовения, Бог отчуждает от Своего Царства, куда посылает их родителей. С другой стороны, и некоторых чад Своих врагов Он заставляет попасть в руки христиан, и посредством омовения вводит в Царство, от которого отчуждены их родители. А ведь ни у первых детей нет добрых заслуг, ни у вторых - злых, чтобы проистекали они из их собственной воли. Здесь ясно видно, что суды Божий, будучи праведны и высоки, не могут ни порицаться, ни быть познаны. В числе этих судов - и суд, относящийся к пребыванию [в добре], о котором мы сейчас рассуждаем. Итак, воскликнем и о том, и о другом [суде]: О, высота богатства премудрости и ведения Божия! Как непостижимы суды Его! (Рим 11:33) Оглавление Мы не можем исследовать неисследимых путей Божиих 19. И не станем удивляться, что не можем мы исследовать неисследимых путей Его. Ибо, чтобы умолчать мне о бесчисленном множестве вещей, которые одним людям даются, а другим не даются от Господа Бога, у Которого нет лицеприятия (Ср.: Рим 2:1), и не распределяются в зависимости от заслуг воли (как например, быстрота, сила, доброе здоровье и красота тела, дивные задатки и природные способности душ к различным вещам, или же то, что привходит снаружи, как богатство, благородность, почести и прочее того же рода, причем имеет или не имеет этого [человек] - целиком находится во власти Бога); чтобы не останавливаться мне также на крещении младенцев (а это никто из них (т.е. противников Августина) не может назвать, как предыдущее, не относящимся к Царству Божию), [чтобы не объяснять], почему одному младенцу оно даруется, а другому не даруется (ведь и то и другое находится во власти Бога, а без этого Таинства никто не войдет в Царствие Божие), - итак, чтобы мне умолчать и оставить все это [в стороне], то вот, разберем самих тех, о ком идет речь. Ведь мы рассуждали о тех, кто не имеют пребывания в добре, но погибают из-за того, что их добрая воля от добра уклоняется ко злу. Пусть ответят они, если могут: когда жили они верно и благочестиво, почему Бог тогда же не восхитил их от опасностей этой жизни, чтобы злоба не изменила разума их, и лесть не прельстила душ их? (Прем.4:11) Разве это было не в Его власти, или неужто не знал Он об их предстоящих злых делах? Ведь ничего подобного нельзя сказать, кроме как [мысля] вполне извращенно и безумно. Итак, почему не сделал этого? Пусть ответят те, кто осмеивает нас, когда мы при рассмотрении подобных вещей восклицаем: Как непостижимы суды Его и неисследимы пути Его! (Рим 11:33) Ибо Бог дарует это, кому желает, иначе лжет то Писание, которое говорит о как бы преждевременной смерти праведного человека: Он был восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, и лесть не прельстила душу его (Прем.4:11). Итак, почему это столь великое благодеяние одним дает, а другим не дает Бог, у Которого нет несправедливости или лицеприятия и во власти Которого находится то, сколько пробыть человеку в этой жизни, которая именуется искушением на земле? (Ср.: Иов 7:1) И, так же как они вынуждены признать, что дар Божий - чтобы человек закончил свою жизнь прежде, чем он изменится из добра во зло, а почему одним это даруется, а другим - нет, они не знают; так точно пусть признают с нами, что пребывание в добре - дар Божий, согласно Писанию, из которого я уже предложил многие свидетельства, и да удостоятся без ропота на Бога вместе с нами не знать, почему одним даруется это [пребывание], а другим - нет. Оглавление Глава 9. Те, кто не получили пребывания в добре, не суть воистину чада Божии 20. И пусть не спрашивают нас, почему некоторым Своим чадам Бог не дает этого пребывания [в добре]. Ведь не случилось бы так, если бы они были из предопределенных и призванных согласно намерению [Божию], ибо таковые воистину суть сыны обетования. Итак, если они живут благочестиво, именуются чадами Божиими, но поскольку в будущем станут они жить нечестиво и умрут в этом нечестии, предведение Божие не признает их чадами Божьими. Ведь и те суть чада Божий, кто, не принадлежа еще к нам [христианам], уже принадлежат Богу. Евангелист Иоанн так говорит о них: [Каиафа предсказал], что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино (Ин.11:51-52). Воистину, им предстояло стать едиными, уверовав благодаря проповеди Евангелия, и однако еще прежде чем это произошло, уже были они чадами Божиими, будучи с непоколебимой твердостью записаны в памятную книгу Отца своего. И напротив, есть некие, кого мы называем чадами Божиими из-за благодати, воспринятой ими как бы на время, но не таковы они для Бога. Тот же Иоанн так говорит о них: Они выйти от нас, но не были от нас; ибо если бы они были от нас, то пребыли бы с нами (1Ин.2:19). Не говорит: вышли от нас, и так как не остались с нами, уже не от нас они. Напротив, говорит так: От нас выйти, но не были от нас; и это означает, что даже когда казалось, будто они с нами, они не были от нас. И как бы отвечая на вопрос: «Как ты докажешь это?» - он говорит: Ибо если бы были от нас, то пребыли бы с нами. Это голос чад Божиих, ибо говорит Иоанн, занимающий среди чад Божиих исключительное место. Поэтому, когда говорят чада Божий о тех, кто не обладает пребыванием [в добре]: Они вышли от нас, но не были от нас, и добавляют: Ибо если бы были они от нас, то пребыли бы с нами, разве что другое говорят они, а не это: «Они не были чадами, даже когда были ими по имени или по занятию»? И это не потому, что притворялись они праведными, но потому, что не пребыли в праведности. Ведь не сказал он: «Если бы были они от нас, то хранили бы истинную, а не призрачную праведность вместе с нами». Но он говорит: Ибо если бы были они от нас, то пребыли бы с нами Несомненно, он желал, чтобы они пребыли в добре. Итак, они были в добре, но поскольку не пребыли в нем, то есть не пребыли до конца, то и говорит он: Не были от нас, даже и когда были с нами. Это значит: они не были из числа чад даже тогда, когда были в вере чад, ибо те, кто воистину суть чада, предузнанные и предопределенные быть подобными образу Сына Его, были и призваны по намерению [Божию], и избраны. Ведь погибает не сын обетования, но сын погибели (Ср.: Ин.17:12). Оглавление Таковые призваны не по намерению Божию 21. А потому были они из множества званных, а из малого числа избранных - не были. Итак, Бог без сомнения дал пребывание [в добре] Своим предопределенным чадам, и они имеют его, если только принадлежат к числу чад. И разве есть у них что, чего бы они не получили (Ср.: 1Кор 4:7), в соответствии с истинным апостольским изречением? И таким образом эти чада даны Сыну Христу, как и Сам Он говорит к Отцу: Чтобы все, что Ты дал Мне, не погибло, но имело жизнь вечную (Ин.3:15; ср.: 6:39). Итак, те должны считаться данными Христу, кто уготован к вечной жизни. А это и есть предопределенные и призванные сообразно намерению [Божию], и из них не погибнет никто. И потому никто из них не окончит этой жизни, уклонившись от добра ко злу, ибо он определен таким образом и для того дан Христу, чтобы не погиб, но имел жизнь вечную. С другой стороны, если те, кого именуем мы Его врагами, или же малые дети врагов Его, те из них, кого Он намеревается возродить [в крещении], окончат эту жизнь в вере, действующей любовью (Ср.:Гал.5:6), - то и прежде чем это произошло, в [Его] предопределении они уже были чадами Божиими, данными Христу, Сыну Его, чтобы они не погибли, но имели жизнь вечную. Оглавление Те, кто не пребывают в слове Христовом, не суть Его истинные ученики 22. Наконец, и Сам Спаситель говорит: Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики (Ин.8:31). Неужто следует причислять к ним Иуду, который не пребыл в слове Его? Разве следует считать в числе учеников тех, которые именно так названы в Евангелии, когда Господь заповедал есть Плоть Свою и пить Кровь Свою, и евангелист говорит следующее: Это сказал Он, уча в синагоге, в Капернауме. Поэтому многие слушающие из учеников Его сказали: странная речь эта, кто может слушать ее? Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на это, сказал им: Это ли соблазняет вас? А если увидите Сына Человеческого, восходящего туда, где был Он прежде? Ибо Дух животворит, а плоть не приносит никакой пользы. Слова, которые Я сказал вам, суть дух и жизнь. Но есть некоторые из вас, кто не уверовали. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие, и кто предаст Его, и сказал: Поэтому Я и говорил вам, что никто не придет ко Мне, если не будет дано ему от Отца Моего. С того времени многие из учеников Его отошли прочь и уже не ходили с Ним (Ин.6:59-67). Разве не были и эти названы учениками, по слову Евангелия? И однако воистину они не были учениками, поскольку не пребыли в слове Его, в соответствии со сказанным: Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики. Поэтому, так как не имели [дара] пребывания [в добре], не были они ни истинными учениками Христовыми, ни истинными детьми Божьими, даже когда казалось, что они таковы, и когда они так назывались. Итак, мы именуем [людей] и избранными, и учениками Христовыми, и чадами Божиими, поскольку так надлежит называть тех, кто, на наш взгляд, благочестиво живет после возрождения; но лишь в том случае станут они воистину тем, чем называются, если пребудут в том, из-за чего называются так. А если не будет у них пребывания [в добре], то есть не останутся они в том, что начали, то неправильно называются тем, чем лишь называются, а не являются; ведь не таковы они для Того, Кому известно, чем они станут, а именно из добрых - злыми. Оглавление Те, кто призваны по намерению Божию - уже прославлены 23. Поэтому апостол, когда сказал: Ибо мы знаем, что любящим Бога все содействует во благо, - зная, что некоторые любят Бога, но не остаются в этом благе до конца, тут же добавил: Тем, кто призваны согласно намерению [Его] (Рим.8:28). Ведь последние пребудут в любви к Богу до конца, а если отклоняются от верного пути на некое время, возвращаются, чтобы довести до конца то пребывание в добре, которому положили начало. И показывая, что значит быть призванным согласно намерению [Божию], [апостол] тотчас добавляет к тому, что я уже привел выше: Ибо кого Он предузнал прежде, тех и предопределил быть подобными образу Сына Своего, чтобы Он был первородным среди многих братьев; итак, кого предопределил, тех и призвал, - а именно по намерению [Своему], - а кого призвал, тех и оправдал, а кого оправдал, тех и прославил (Рим 8:29-30). Это все уже совершилось: предузнал, предопределил, призвал, оправдал, поскольку все уже предузнаны и предопределены, и многие уже призваны и оправданы. А то, что поставил он в конце: тех и прославил (а славу надлежит понимать здесь как ту, о которой этот же апостол говорит: Когда явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы с Ним явитесь в славе (Кол 3:4)), - это еще не произошло. Хотя и другие два [дела], то есть призвал и оправдал, совершились еще не для всех тех, о ком это сказано, ибо многие еще должны быть призваны и оправданы до конца века. Однако здесь апостол употребляет глаголы прошедшего времени, даже и говоря о грядущем, ибо Бог как бы уже сотворил то, чему от века положил совершиться. Потому и пророк Исайя говорит о Нем: Тот, Кто сотворил то, что будет (Ис.45:11). Итак, все, кто в предвидящем определении Божием предузнаны, предопределены, призваны, оправданы и прославлены, - я не говорю, еще не возро-жденные, но даже еще и не рожденные, - [все они] уже суть чада Божий и вовсе не могут погибнуть. Они воистину приходят ко Христу, ибо приходят именно так, как Сам Он сказал: Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон (Ин 6:37). Также и немного ниже говорит: Воля же пославшего Меня Отца в том, чтобы Я не погубил ничего из того, что Он дал Мне (Ин 6:39). От Него дается также и пребывание в добре до конца, причем дается лишь тем, кто не погибнет, ибо [все], кто не пребудут [в добре] - погибнут. Оглавление Если кто из них сбивается или уклоняется с пути, то и это Бог обращает им во благо 24. Таким любящим Его Бог во всем содействует ко благу, вплоть до того, что во всем вообще; так что даже если кто из них собьется с пути и отклонится в сторону, то и посредством этого Он дает им совершенствоваться в добре, ибо они возвращаются более смиренными и сведущими. Ведь они научаются, что, даже находясь на праведном пути, должны они радоваться с трепетом, не приписывая себе как бы из своих сил проистекающей уверенности в пребывании [в добре] и не говоря в своем изобилии: «Не подвигнемся вовек» (Ср.: Пс.29:7). Потому им и сказано: Служите Господу в страхе и радуйтесь Ему с трепетом, чтобы не прогневался вдруг Господь, и не сошли бы вы с пути праведного (Пс.2:11-12). Ведь не говорит [псалмопевец]: «И не вступите вы на путь праведный», но: И не сошли бы вы с пути праведного. Что показывает он здесь, как не обязанность убедить тех, кто уже идет по пути праведному, чтобы они служили Богу в страхе, то есть не высокомудрствовали, но боялись? (Ср.: Рим 11:20) А это значит, чтобы не гордились, а были смиренны, поэтому в другом месте [апостол] говорит: Не высоко-мудрствуя, но последуя смиренным (Рим 12:16). Пусть они радуются Богу, но с трепетом, не хвалясь ничем, ибо нет ничего нашего; а потому кто хвалится, пусть хвалится в Господе (Ср.: Иер 9:23-24; 1Кор.1:31; ср.: 2Кор.10:17). Ибо если припишут себе то, что пребывают на пути праведном, по которому начали ходить, то сойдут с этого пути. Подобными словами пользуется и апостол, когда говорит: Со страхом и трепетом совершайте свое спасение. И объясняя, почему со страхом и трепетом, говорит: Ибо Бог производит в вас и желание, и действование, по доброй воле (Флп.2:12-13). Ведь тот, кто говорит в изобилии своем: «Не подвигнусь вовеки» (Пс.29:7), не имеет подобного страха и трепета. Но поскольку он был сыном обетования, а не погибели, то когда Бог ненадолго покинул его, он понял, что есть он сам, и сказал: Господи, в воле Твоей Ты установил силу достоинству моему; Ты отвратил лицо Твое от меня, и я сделался смущенным (Пс.29:8). Вот, вразумившись и потому став более смиренным, он хранит путь, уже видя и исповедуя, что Бог положил в Своей воле силу достоинства его. А когда он приписывал это самому себе и превозносил в таковом своем изобилии себя, а не Бога, даровавшего это изобилие, - тогда говорил он: Не подвигнусь вовеки. Итак, для того он сделался смущенным, чтобы пришел в себя и, мысля смиренно, научился, в Ком должно полагать надежду, причем не только вечной жизни, но и благочестивого поведения и пребывания в жизни здешней. Этот голос мог бы принадлежать и апостолу Петру, ведь и он сказал в изобилии своем: Душу мою за тебя положу (Ин.13:37), торопливо приписывая себе то, что должно было позже быть даровано ему Господом. Но отвратил от него лицо Господь, и он сделался смущенным, так что, опасаясь за Него умереть, трижды отрекся от Него. Однако вновь обратил к нему лицо Свое Господь, и он омыл вину свою слезами. Ведь что другое значит: Увидел его (Лк 22:61), как не то, что [Господь] вновь обратил к нему лицо, которое ненадолго отвратил от него? Итак, он сделался смущенным, но, поскольку научился не полагаться на себя самого, даже и это послужило ему во благо, по действию Того, Кто любящим Его во всем содействует ко благу (Ср.: Рим 8:28). [И так произошло], поскольку был он призван по намерению [Божию], так что никто не имел силы исторгнуть его из руки Христа, Которому был он предан. Оглавление Нужно упрекать, но с любовью 25. Поэтому пусть никто не говорит, что не следует упрекать отступившего от пути праведного, но надлежит лишь молиться Господу о его возвращении и о его пребывании [в добре]; никто рассудительный и верный пусть не говорит так. Ведь если он призван по намерению [Божию], то и когда упрекают его, Бог, без всякого сомнения, обращает это ему во благо. А так ли призван он, - поскольку неизвестно это тому, кто упрекает, пусть совершает он с любовью то, о чем знает, что это надлежит делать; ведь он знает, что такового должно упрекать. А Бог явит при этом или милосердие, или правосудие; милосердие, если тот, кого упрекают, щедростью благодати извлечен из массы погибели и находится не среди сосудов гнева, готовых к погибели, а среди сосудов милосердия, уготованных Богом к славе (Ср.: Рим 9:22-23); а правосудие - если осужден он с теми, с кем не предопределен. Оглавление Глава 10. Новый вопрос: Что думаем мы о первом человеке, который также не пребыл в добре? 26. Здесь возникает другой вопрос, которым вовсе не следует пренебрегать, но надлежит с помощью Божией, в руке Которого и мы, и речи наши (Ср.: Прем.7:16), приступить к нему и его разрешить. Ибо спрашивают у нас, что думаем мы о первом человеке в отношении упомянутого дара Божия, то есть пребывания в добре до конца. Ведь он, несомненно, был сотворен без всякого порока правым. И я не стану говорить: «Если он не имел пребывания [в добре], то как мог быть без порока, ведь ему недоставало столь необходимого дара Божия?» Ибо на это возражение легко можно ответить [так]: у него не было пребывания [в добре], поскольку он не пребыл в том благе, в силу которого был без порока, ведь он начал иметь порок с того момента, как пал; и если начал, то прежде чем начать, разумеется, был без порока. Ведь не иметь порока - это одно, а не остаться в той благости, в которой нет никакого порока, - другое. Ибо тем самым, что не говорят о нем как о никогда не бывшем без порока, но как о не пребывшем без порока, без сомнения, показывают, что он был без порока, и укоряют, что в таковом благе он не пребыл [до конца]. Однако скорее нужно поднять другой вопрос и тщательно разобрать его, а именно как ответить нам тем, кто говорит: «Если бы он имел дар пребывания в той праведности, в которой был сотворен без порока, то, несомненно, и пребыл бы в ней, и если пребыл бы, то, разумеется, не согрешил бы и не отступил от этой своей праведности и от Бога. Но истина возглашает, что он согрешил и сделался отступником от добра. Значит, не обладал он [даром] пребывания в этом добре, а если не обладал, то ясно, что и не получил [этого дара]. Ведь как мог он и получить пребывание [в добре], и не пребыть? Далее, если он потому не имел [пребывания], что не получил, то разве согрешил, не пребыв, тот, кто не получил пребывания? Ведь нельзя сказать: «Потому не получил, что не был отделен от массы погибели щедростью благодати». Ибо не было этой массы погибели в человеческом роде, прежде чем согрешил тот, от кого берет начало порочное происхождение». Оглавление Бог так устроил человеческую и ангельскую жизнь, чтобы сперва стало очевидным, что может свободное решение, а затем - что может дар благодати и суд справедливости 27. Мы же, в ответ на это, весьма спасительно исповедуем то, во что православно верим, а именно что Бог и Господь всего, сотворивший все весьма хорошим, предузнавший, что из добра произойдет зло, и нашедший более приличествующим Своей всемогущей благости сделать из зла добро, чем просто не позволить, чтобы возникло зло, так устроил человеческую и ангельскую жизнь, что сперва явил в ней, на что способно их свободное решение, а затем - что могут дар Его благодати и суд справедливости. Итак, некие ангелы, главой которых является тот, кого зовут диаволом, по своему свободному решению сделались отступниками от Господа Бога. Однако, отступив от Его благости, благодаря которой были блаженны, не могли они уклониться от Его суда, вследствие которого сделались несча-стнейшими. А прочие [ангелы] при помощи того же самого свободного решения устояли в истине и удостоились знать вполне достоверную истину о том, что никогда уже не случится их падения. Ведь если даже мы из Священного Писания можем узнать, что святые ангелы уже никогда не падут, то насколько больше известно это тем, кому истина открыта в более высокой степени? Ибо нам обещана блаженная жизнь без конца и равенство ангелам (Ср.: Мф.22:30), и на основании этого обетования мы уверены, что когда после суда достигнем таковой жизни, уже не отпадем от нее; и если этого ангелы о себе не знают, то мы были бы не равны им, но блаженнее их. А Истина обещала нам равенство с ними. Итак, ясно, что они знают в созерцании то, что мы знаем верой, а именно что уже не будет падения какого-либо святого ангела. Диавол же и ангелы его, хотя и были блаженны прежде, чем пали, и не знали, что предстоит им впасть в несчастье, однако их блаженство могло бы еще более возрасти, если бы при помощи свободного решения они устояли в истине, пока не получили бы этой полноты высшего блаженства, так что, приняв как некую награду за пребывание [в истине] подаваемое Духом Святым великое изобилие любви Божией, в конце концов вообще не могли, бы пасть и знали бы это о себе со всей достоверностью. Этой полноты блаженства они не имели: но так как не знали о своем грядущем несчастье, то без какого-либо порока наслаждались хотя и меньшим, но все же блаженством. Ведь если бы они знали о своем грядущем падении и вечном наказании, то вовсе не могли бы быть блаженны, ибо страх такового зла принудил бы их уже тогда быть несчастными. 28. Так и человека [Бог] создал обладающим свободным решением, причем хотя и не знающим о своем будущем падении, однако блаженным, поскольку он понимал, что и не умереть и не стать несчастным находится в его власти. И если бы [человек] пожелал остаться в этом праведном и непорочном состоянии при помощи упомянутого свободного решения, со-вершенно без всякого опыта смерти и несчастья, то получил бы в награду за подобное постоянство полноту блаженства, благодаря которой блаженны святые ангелы, так что вовсе не мог бы он пасть и достоверно знал бы об этом. Ведь он не мог бы даже в раю быть блаженным и пребывать там, где не приличествовало быть несчастным, если бы предведение его падения сделало бы его несчастным вследствие боязни [претерпеть] таковое зло. Однако поскольку по свободному решению он оставил Бога, то подвергся праведному суду Божию и был осужден со всем своим родом, который, заключаясь еще в нем одном, весь согрешил вместе с ним. Ведь те из этого рода, кого избавляет Божия благодать, несомненно, избавляются от осуждения, которым они изначально связаны. Потому, даже если бы и никто не освобождался, все же никто не мог бы по праву подвергнуть порицанию справедливый суд Божий. Итак, когда немногие в сравнении с погибающими, но многие числом избавляются, это совершается по благодати, совершается даром, и должно благодарить [Господа], что это совершается, чтобы никто не возносился своими заслугами, но затворились всякие уста (Рим 3:19), и хвалящийся хвалился Господом. Оглавление Глава 11. У Адама была Божия благодать, но несходная с благодатью, даруемой святым 29. Итак, что скажем? У Адама не было Божией благодати? Напротив, была великая, но несходная. Он пребывал в благе, полученном от благости своего Создателя, ведь он не уготовал себе заслугами своими такого блага, [находясь] в котором вовсе не претерпел бы никакого зла. А те святые, к которым относится благодать избавления, в этой жизни пребывают во зле, из которого взывают к Богу: Избавь нас от зла (Мф.6:13). Адам в своем благе не нуждался в смерти Христовой, а их от наследственной и личной вины освободила кровь Агнца. Адам не имел нужды в Его помощи, о которой умоляют они, говоря: Я вижу иной закон в членах моих, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, пребывающего в членах моих. Несчастный я человек, кто избавит меня от тела этой смерти? Благодать Божия, через Иисуса Христа, Господа Нашего (Рим 7:23-25). Ведь у них плоть желает противного духу (Ср.: Гал.5:17), а дух - противного плоти, и просят они, трудясь и подвергаясь испытанию в подобном борении, чтобы дана была им сила бороться и победить посредством благодати Христовой. А Адам, не искушаемый и не смущаемый никакой подобной борьбой против себя самого, в месте блаженства наслаждался миром с самим собой. Оглавление Святые нуждаются в более сильной благодати - благодати, явившейся благодаря Воплощению 30. Потому и нуждаются они если не в более обильной благодати, то во всяком случае в более сильной, - а какая благодать сильнее, чем Единородный Сын Божий, равный и совечный Отцу, сделавшийся ради них человеком и распятый грешными людьми, хотя Сам Он не имел никакого греха - ни родового, ни личного? Он, хотя и воскрес в третий день, чтобы никогда впредь не умереть (Ср.: Рим 6:9), однако претерпел смерть за смертных, даровав умершим жизнь, чтобы, искупленные кровью Его, получив подобный великий залог, сказали они: Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который не пощадил Своего собственного Сына, но предал Его за всех нас, разве с Ним не даровал и нам всего? (Рим 8:31-32) Итак, Бог воспринял нашу природу, то есть разумную душу и плоть человека Христа, воспри-нял восприятием исключительно чудесным или чудесно ис-ключительным, причем [этот человек] с того самого мгновения, как начал быть человеком, без всяких предшествующих заслуг своей праведности таким образом был Сыном Божиим, что [этот человек] и Слово, не имеющее начала, - одно Лицо. Ведь никто, как бы ни был он ослеплен неведением этой вещи и [отсутствием] веры [в это], не отважится сказать, что хотя Сын человеческий был рожден от Духа Святого и Марии Девы, однако [лишь] благодаря свободному решению, живя хорошо и без всякого греха творя добрые дела, Он удостоился стать Сыном Божиим. Ибо этому противостоит само Евангелие, говоря: Слово стало плотью (Ин 1:14). А где произошло это, как не в девственной утробе, откуда берет начало человек Христос? И когда Сама Дева спросила, как совершится то, что возвещено было Ей ангелом, ангел ответил: Дух Святой най-дет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, потому и рождаемое от Тебя Святое наречется Сыном Божиим (Лк.1:35). Пото-му, - говорит он, - то есть не из-за дел, которых вовсе нет у еще не рожденного, - но потому, что Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, рождаемое от Тебя Святое наречется Сыном Божиим. Это действительно благодатное рождение соединило в единстве лица человека с Богом, плоть со Словом. Добрые дела следуют за этим рождением, а не служат причиной для него. И не было никакого повода бояться, как бы воспринятая столь невыразимым образом Богом Словом в единство лица человеческая природа не согрешила посредством свободного решения воли, поскольку само это восприятие было таково, что человеческая природа, подобным образом воспринятая Богом, не могла допустить в себе никакого движения дурной воли. Итак, Бог через того Посредника, Которого Он воспринял так, что [этот Посредник] никогда не был злым и всегда был добр, а не сделался таковым из злого, показал, что тех, кого Он искупил Его кровью, Он сделает из злых навеки добрыми. Оглавление В первом Адаме благодать способствовала тому, чтобы человек, если захочет, жил праведно 31. Первый человек не имел этой благодати, при помощи которой он мог бы никогда не пожелать стать злым, но поистине имел другую, так что если бы пожелал пребыть в ней, то никогда не стал бы злым. Без нее, даже и обладая свободным решением, не мог он быть добрым, но при этом мог в силу свободного решения оставить ее. Итак, не пожелал Бог оста-вить его без Своей благодати, которую оставил во власти его свободного решения. Ведь свободное решение достаточно для зла, а для добра недостаточно, если оно не поддерживается Всемогущим Благом. И если бы тот человек не лишился этой поддержки по [своему] свободному решению, то всегда был бы благ; но он оставил и [потому] был оставлен. Ибо эта поддержка была таковой, что он мог ее оставить, когда угодно ему, и пребыть в ней, если бы это было угодно ему, но не производила она самого желания. Такова первая благодать, данная первому Адаму, но другая, пребывающая во втором Адаме, сильнее. Ибо благодаря первой человек мог бы обладать праведностью, если бы захотел, а вторая может больше, ибо благодаря ей происходит и самое желание, и желание столь великое, горение любви столь сильное, что побеждает человек волю плоти, желающую то, что противно воле духа. Но не малая была и первая [благодать], которой показана была сила свободного решения, поскольку она так помогала, что без этой помощи невозможно было [человеку] пребыть в добре, хотя помощь эту, пожелав, можно было отвергнуть. Вторая же благодать настолько больше, что человек не просто обретает благодаря ей утраченную свободу, не просто не может без нее ни воспринять добра, ни, пожелав, пребыть в нем, - она [совершает намного больше], производя в нем также и само желание. Оглавление Во втором Адаме благодать делает так, что человек желает добра 32. Итак, даровал тогда Бог человеку добрую волю, ибо [пребывающим] в пей создал его Тот, Кто создал правым; даровал помощь, без которой [человек], даже если бы пожелал, не смог бы пребыть в этой [воле к добру]; а само желание оставил в его свободном решении. Поэтому [человек] мог бы остаться [в добре], если бы захотел: ведь в избытке было помощи, благодаря которой он был способен на это и без которой он не мог бы с постоянством придерживаться добра, даже и желая его. Но по-скольку он не захотел остаться [в добре], несомненно его виной является то, что могло бы явиться его заслугой, если бы он пожелал остаться. Ведь именно так поступили святые ангелы, которые, когда другие [ангелы] по своему свободному решению пали, благодаря тому же самому свободному решению устояли и удостоились получить причитающуюся за подобное постоянство награду, а именно такую полноту блаженства, благодаря которой им известно наверняка, что они всегда пребудут в ней. Если бы недоставало этой помощи или у ангела, или у человека, когда вначале были они созданы, то, поскольку природа была создана не таковой, чтобы без Божественной помощи могла она, желая, оставаться [в добре], они пали бы вовсе не по своей вине: ведь недоставало помощи, без которой остаться [в добре] они были неспособны. Если же ныне у кого-то нет этой помощи, то в этом уже проявляется наказание за грех; а если кому-то дается она, то дается по благодати, а не по долгу, и тем, кому Бог желает даровать ее, преподается через Иисуса Христа, Господа нашего со столь великим изобилием, что не только помогает она нам остаться [в добре], чего сделать без нее мы не мо-жем, даже если желаем этого, но столь велика она, что [производит в нас] и само желание. Ибо через эту благодать Божию нам дано в восприятии добра и постоянном пребывании в нем не только мочь то, что желаем, но и желать то, что можем. Этого не было у первого человека, поскольку первое из этого было у него, а второго не было. Ведь он не нуждался в благодати, чтобы принять благо, поскольку еще не лишился его; а чтобы пребыть в нем, нуждался в помощи благодати, без которой вовсе был неспособен к этому. Он получил бы возможность, если бы захотел, но не имел желания того, что мог, ибо если бы имел желание, то пребыл бы [в добре]. Ведь он мог пребыть, если бы захотел, а то, что не захотел этого, - следствие [его] свободного решения, которое тогда было свободно таким образом, что он мог желать и блага, и зла. А что было бы свободнее свободного решения, если бы не могло оно служить греху, - и подобная награда за заслуги предстояла человеку, подобно тому как случилось это со святыми ангелами? Ныне же, когда добрая заслуга погублена грехом, для тех, кто избавляются [от греха], то, что должно было стать наградой за заслуги, сделалось даром благодати. Оглавление Глава 12. Разница между выражениями: «Мочь не грешить» и «не мочь грешить» 33. Потому надлежит усердно и тщательно различать два этих отличных друг от друга [состояния]: мочь не грешить и не мочь грешить, мочь не умирать и не мочь умереть, мочь не оставлять добра и не мочь оставить добро. Ибо первый человек мог не грешить, мог не умирать, мог не оставлять добра, но разве скажем мы: «Не мог он грешить», если он имел таковое свободное решение, или: «Не мог умереть», если сказано было ему: Если согрешишь - смертью умрешь (Ср.: Быт.2:17), или: «Не мог оставить добра», если оставил его, согрешив, и потому умер? Итак, первая свобода воли была - мочь не грешить, а последняя будет намного больше - не мочь грешить; первое бессмертие было - мочь не умирать, последнее будет намного больше - не мочь умереть; первая возможность пребывания была - мочь не оставлять добро, а последнее блаженство пребывания будет - не мочь оставить добро. И что, раз последние блага будут сильнее и лучше, разве были поэтому малыми и незначительными первые? Оглавление Помощь, без которой нельзя что-то сделать, и помощь, благодаря которой что-то делается 34. Точно так же надлежит различать и [виды] самой помощи. Одно - помощь, без которой не совершается что-либо, а другое - помощь, благодаря которой что-либо совершается. Ибо без пищи мы не можем жить, и, однако, когда присутствует пища, не бывает так, что ею дается жизнь тому, кому предстоит умереть. И потому помощь пищи является тем, без чего мы не можем жить, но не тем, благодаря чему живем. Напротив, когда человеку даруется блаженство, которого он не имел, он тотчас становится блаженным. Ведь [оно] является не только такой помощью, без которой не бывает того, ради чего дается она, но и такой, благодаря которой бывает это. Поэтому такая помощь является и тем, благодаря чему делается [нечто], и тем, без чего не делается: ведь если дано будет человеку блаженство, он тотчас станет блажен, а если никогда не будет дано, то никогда не станет блаженным. То же, что человек живет, происходит вовсе не из-за действия пищи, но при этом жить без нее он не может. Итак, первому человеку, который, будучи сотворен правым, получил как некое благо возможность не грешить, возможность не умирать, возможность не оставлять это добро, дана была помощь в пребывании, причем не так, что он пребывал в добре благодаря ей, но так, что без нее посредством [одного лишь] свободного решения он пребыть не мог. А ныне святым, предопределенным Божией бла-годатью к Царству Божию, подается не такая помощь в пребывании, но само пребывание даруется им как помощь, так что не только не могут они пребывать без этого дара, но и пребывают не иначе как благодаря этому дару. Ведь [Господь] сказал не только это: Без Меня не можете делать ничего, но также и другое: Не вы Меня избрали, но Я избрал Вас и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал (Ин.15:5; 15:16). Этими словами Он показал, что даровал им не только праведность, но и пребывание [в ней]. Ведь если Христос поставил их, чтобы они шли и приносили плод, и плод их пребывал, кто осмелится сказать: «Не пребудет»? Кто решится произнести: «Быть может, не пребудет»? Ибо дары и призвание Божие непреложны (Рим.11:29), - но призвание тех, кто призваны согласно намерению [Божию]. Итак, поскольку молится за них Христос, чтобы не ослабела вера их, то, несомненно, она и не ослабеет до конца, и в силу этого до конца пребудет, и сохранится в них вплоть до самого конца их жизни. Оглавление Помощь, благодаря которой святые побеждают мучения этого мира 35. И поистине большая свобода нужна против столь многочисленных и великих искушений, которых не было в раю, причем она должна ограждаться и укрепляться даром пребывания, чтобы был побежден этот мир со всеми своими влечениями, страхами и заблуждениями: этому научили нас мученичества святых. Ведь Адам без всякого устрашения и сверх того, воспользовавшись свободным решением против повеления устрашавшего Бога (Ср.: Быт 2:17), не устоял в великом счастье, в великой легкости не совершать греха; а они, не скажу - когда мир устрашал, но - когда неистовствовал, чтобы не устояли, все же устояли в вере, хотя Адам видел настоящие блага, которые впоследствии оставил, а те не видели грядущих, которые должны были получить. Как произошло это, если не по дару Того, благодаря милосердию Которого стали они верными (Ср.: 1Кор 7:25), от Кого приняли не духа страха, чтобы подчиниться преследующим, но Духа силы и любви и воздержания (Ср.: 2 Тим 1:7), при помощи Которого преодолели все угрозы, все принуждения, все мучения? Итак, Адаму была дана свободная воля без всякого греха; он был создан с ней и принудил ее служить греху, а их воля хотя и была порабощена грехом, но была освобождена Тем, Кто сказал: Если Сын освободит вас, тогда воистину будете свободны (Ин.8:36). И столь великую свободу получают они благодаря этой благодати, что хотя и сражаются с греховными влечениями, пока живут здесь, и некоторые из подобных влечений вкрадываются к ним, почему и молятся они ежедневно: Прости нам долги наши (Мф.6:12); однако не служат более греху к смерти, о котором говорит апостол Иоанн: Есть грех к смерти, не о том говорю, чтобы он молился (1 Ин.5:16). Об этом грехе (поскольку не показано, что это за грех) могут думать многое и различное, а я скажу, что грех этот в том, чтобы оставить вплоть до самого часа смерти веру, действующую любовью. Этому греху они более не служат, будучи (в отличие от Адама) не свободными в силу своего изначального положения, но освобожденными благодатью Божией посредством второго Адама. И благодаря этому освобождению обладают они свободным решением, тем, которым служат Богу, а не тем, которым уловляются диаволом. Ибо, освободившись от греха, они сделались рабами праведности (Ср.: Рим.6:18), в которой будут стоять до конца, поскольку даровал им это пребывание Тот, Кто их предузнал, предопределил, призвал сообразно [Своему] намерению, оправдал и прославил (Ср.: Рим.8:28-29). Ведь то, что Он обещал о них, даже и предстоящее, Он уже сделал: Авраам поверил Ему обещающему, и это вменилось ему в праведность (Рим 4:3). Ибо он, как написано, воздал славу Богу, будучи вполне уверен, что Он силен исполнить обещанное (Рим 4:20-21).
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar