Меню
Назад » »

Блаженный Августин / Об упреке и благодати (1)

Глава 1. Следует со вниманием вновь и вновь обращаться к уже рассмотренным вопросам 1. Когда было прочитано послание ваше, возлюбленнейший брат Валентин и все вместе с ним служащие Богу, которое передала любовь ваша через брата Флора и пришедших к нам вместе с ним, я воздал благодарение Богу, что из посланной нам вашей речи я познал ваш мир в Господе, согласие в истине и горение в любви. А то, что воздвиг враг для низвержения некоторых у вас, - это, по милосердию Божию и Его дивной благо-сти, обращающей козни [врага] к преуспеянию рабов Своих, послужило более всего к тому, чтобы никто из вас не низвергся в худшее, но некоторые получили назидание к лучшему. Итак, не нужно нам беспрерывно повторять все то, что мы, достаточно разобрав, переслали вам в виде целой книги (т.е. книги «О благодати и свободном решении»); а как приняли вы ее, показывают ваши ответные письма. Однако никоим образом не следует вам полагать, что вы смогли в достаточной мере уразуметь прочитанное однажды. Поэтому если желаете вы, чтобы [чтение] это стало для вас весьма плодотворным, пусть не будет вам в тягость освежать это [в уме] путем перечитывания, дабы вполне отчетливо вы осознали, что при решении и устранении подобных вопросов должен действовать не человеческий, а Божественный авторитет, от которого нам не следу-ет отступать, если желаем достигнуть туда, куда стремимся. Оглавление Люди из закона узнают о добре и зле, но только при помощи благодати совершают добро 2. Притом Сам Господь не только показывает нам, от какого зла уклоняться и какое добро творить (Ср.: Пс.36:27), - а лишь это может буква закона, - но и помогает нам уклоняться от зла и творить добро, - и на это никто не способен без духа благодати; если же его нет, то закон для того присутствует, чтобы делать виновным и умерщвлять. Поэтому апостол и говорит: Буква убивает, а дух животворит (2Кор 3:6). Итак, тот, кто законно употребляет закон (Ср.: 1Тим 1:8), познает из него, что есть добро и зло, и, не полагаясь на свои силы, прибегает к благодати, благодаря присутствию которой уклоняется от зла и творит добро. Но кто прибегнет к благодати, если не будут шаги человека направлены Господом и если не возжелает он путей Его (Ср.: Пс.36:23)? Потому и желать помощи благодати - уже начало благодати, о чем говорит [Псалмопевец]: И сказал я: ныне я начал; и это перемена десницы Вышнего (Пс.76:11). Итак, следует признать, что мы обладаем свободным решением [воли] для совершения как блага, так и зла; но, поступая дурно, всякий свободен от праведности и раб греха (Ср.: Рим.6:20), в добре же никто не может быть свободен, если не будет освобожден Сказавшим: Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин 8:36). И это не значит, что если [человек] будет из-бавлен от господства греха, он уже не будет нуждаться в помощи своего Избавителя; но скорее, услышав от Него: Без Меня не можете делать ничего (Ин 15:5), должен и сам сказать Ему: Стань помощником моим и не отступай от меня (Пс.26:9). Я рад, что подобную веру, - а это, несомненно, вера истинная, пророческая, апостольская и кафолическая, - я обрел также и в брате нашем Флоре; ясно, что скорее надлежит исправить тех, кто не поняли его, - хотя я и надеюсь, что по милости Божией они уже исправлены. Оглавление Глава 2. Какую силу имеет молитва 3. Ведь нужно понять, что благодать Божия через Господа нашего Иисуса Христа, - [это та благодать], которой единственно освобождаются люди от зла и без которой вовсе не делают ничего доброго, мысля ли, желая, любя или действуя; ибо не только познают по ее указанию, что надлежит делать, но и благодаря ее присутствию с приятностью делают то, что знают. Этого самого вдохновения доброй воли и дел просил апостол для тех, кому говорил: Мы молим Бога, чтобы вы не делали никакого зла, не для того, чтобы нам показаться, чем должны мы быть, но чтобы вы делали доброе (2Кор 13:7). Кто услышит это и не пробудится, признав, что от Господа Бога даруется нам уклоняться от зла и творить добро? Ведь не сказал апостол: «Убеждаем, учим, побуждаем, порицаем»; но говорит: Мы молим Бога, чтобы вы не делали никакого зла, но чтобы вы делали доброе. И притом ведь и говорил он им и делал все то, что упомянул я: убеждал, учил, побуждал, порицал, - но он знал, что бессильно все то, что он делал, насаждая и поливая явно, если не услышит его моления о них Тот, Кто взращивает втайне. Ибо, как говорит тот же учитель язычников (Ср.: 1Тим 2:7): И тот, кто насаждает - ничто, и тот, кто поливает, но [все] - Бог взращивающий (1Кор 3:7). Оглавление Мы молимся, чтобы получить от Бога то, чего еще не имеем 4. Потому да не обманываются говорящие: «К чему возвещают и заповедуют нам уклониться от зла и творить добро, если не мы совершаем это, но желание и исполнение этого производит в нас Бог?» (Ср.: Рим 8:14). Пусть лучше уразумеют, если они чада Божий, что на них воздействует Дух Божий, дабы они сделали то, что надлежит делать; и когда сделают они это, пусть воздадут благодарность Тому, от Кого делают. Ведь они испытывают воздействие для того, чтобы сами действовали, а не для того, чтобы сами ничего не делали; и для того показывается им, что должны они делать, чтобы, когда сделают они это так, как надлежит делать, то есть с любовью и наслаждением праведностью, возрадовались, что они приняли сладость, которую дал Господь, чтобы земля их дала плод свой (Ср.: Пс.84:13). А если не делают, - или вообще [ничего] не совершая, или совершая не по любви, - то пусть молятся, чтобы получить им то, чего пока у них нет. Ибо что смогут иметь, если не получат? Или что имеют, чего бы не получили? (Ср.: 1Кор 4:7) Оглавление Глава 3. Апостолы заповедали, упрекали, молились 5. «Тогда, - говорят они, - пусть лишь заповедуют нам поставленные над нами, что надлежит нам делать, и молятся о нас, чтобы мы это сделали, но не упрекают и не порицают нас, если не делаем мы этого». Напротив, пусть все будет, ведь Учители Церквей апостолы все делали: и заповедовали, что должно совершать, и упрекали, если не совершают этого, и молились, чтобы совершали. Заповедует апостол, говоря: Все у вас да совершается с любовью (1Кор.16:14). Упрекает, говоря: И вовсе уж унизительно среди вас, что вы имеете тяжбы между со-бой. Для чего бы вам лучше не потерпеть лишения, для чего бы вам лучше не быть обиженными, но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев. Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? (1Кор 6:7-9). Послушаем также, как он молится: А вас, - говорит он, - Господь да исполнит и преисполнит любовью друг ко другу и ко всем (1Фес. 3:12). Заповедует, чтобы имели любовь, упрекает, поскольку не имеют любви, молится, чтобы изобиловала любовь. О человек, в заповеди познай, что должен ты иметь; в упреке познай, чего ты не имеешь по своей порочности; в молитве познай, откуда принять тебе то, что желаешь иметь. Оглавление Глава 4. Возражение: «Если воля предуготовляется от Господа, зачем упрекать кого-то?» 6. «Как же это я, - говорит [грешник], - по своей порочности не имею того, чего не получил от Бога, ведь если от Него не дается это, то вовсе неоткуда приобрести столь великий дар?» Потерпите немного, братья мои, пока я поспорю не с вами, имеющими правое сердце пред Богом, но с теми, кто помышляют о земном, или даже с самими человеческими со-ображениями; поспорю в защиту истины Божественной и Небесной благодати. Ибо вот что говорят те, кто не желают, чтобы проповедники этой благодати упрекали их в их злых деяниях: «Заповедуй мне, что делать; и если сделаю, воздай за меня благодарение Богу, даровавшему мне это сделать; если же не сделаю, не меня следует упрекать, но Ему надлежит молиться, чтобы дал то, чего не дал, то есть ту самую верную любовь к Богу и ближнему, посредством которой исполняются Его заповеди. Поэтому молись за меня, чтобы я получил ее и благодаря ей от души и по доброй воле сделал то, что заповедано. Ведь справедливо было бы упрекать меня, если бы я не имел этого по своей вине, то есть если бы мог даровать или приобрести это себе сам и не сделал, или же если бы не пожелал принять, когда Он давал. А если даже и сама воля предуготовляется Господом (Ср.: Притч.8:35), то зачем ты упрекаешь меня, видя, что я не желаю исполнить Его заповеди? Не лучше ли тебе попросить Самого Бога, чтобы Он произвел во мне это воление?» Оглавление Глава 5. Вследствие скорби от упрека мы, по милости Божией, можем исправиться 7. На это мы можем ответить так: «Если ты не исполняешь заповеди Божий, известные тебе, и не желаешь, чтобы тебя упрекали, то уже потому надлежит упрекать тебя, что ты не желаешь быть упрекаемым. Ведь ты не желаешь, чтобы тебе были явлены твои пороки, не желаешь, чтобы они были поражены, чтобы скорбь [от этого] принесла тебе пользу и ты взы-скал Врача; не желаешь, чтобы ты был представлен сам себе, и, увидев себя безобразным, устремился бы желанием к Пре-ображающему и припал к Нему в молитве, дабы не оставаться дольше в столь омерзительном состоянии. Ибо твоя вина в том, что стал ты злым, и еще большая вина - не желать, чтобы упрекали тебя в том, что ты зол, как будто следует хвалить пороки или быть безразличным к ним, не хваля их и не браня. А страх, стыд или скорбь упрекаемого человека либо ничего не делают, либо совершают нечто, а именно благотворно побуждают к тому, чтобы [человек] обратился в молитве к Благому, и тем самым из злых и заслуживающих упрека делают [людей] добрыми и достойными похвалы. Для того-то и следует упрекать человека, чтобы сделал он сам для себя то, что, не желая быть упрекаемым, предлагает сделать вместо него другим, когда говорит: «Ты лучше молись за меня». Ведь та скорбь, вследствие которой он, чувствуя жало упрека, неприятен сам себе, побуждает его к большим молитвам, чтобы по милости Божией, укрепленный возрастанием любви, перестал он делать то, что достойно стыда и скорби, и сотворил достойное похвалы и благодарения. В этом польза упрека, который спаситель-но употребляется то в большей, то в меньшей степени, в соот-ветствии с различием грешников, и тогда целителен он, когда обращается [к человеку] Вышний Врач. Ведь упрек принесет пользу лишь в том случае, если раскается [человек] в своем грехе. А кто дарует это, если не Тот, Кто увидел апостола Петра отрекающимся и сделал плачущим (Ср.: Лк.22:61-62)? Поэтому и апостол Павел после того, как говорит, что с кротостью надлежит упрекать инакомыслящих, далее добавляет: Не даст ли им как-либо Бог покаяния к познанию истины, чтобы освободились они от сетей диавола» (2 Тим 2:25-26). Оглавление Не следует отвергать ни упрека, ни молитвы 8. Да и зачем говорят не желающие, чтобы их упрекали: «Лишь заповедуй мне и молись за меня, чтобы я сделал то, что ты заповедал»? Почему бы им по своему превратному мнению не отвергнуть и этих двух [действий] и не сказать: «Я хочу, чтобы ты и не заповедовал мне, и не молился за меня»? Ведь кто из людей молился за Петра, чтобы дал ему Бог покаяние, в котором он оплакал свое отречение от Господа? Кто из людей наставил Павла в Божественных заповедях, относящихся к христианской вере? Итак, когда слушали его, проповедующего Евангелие и говорящего: Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я вам благовествовал, не от человеков; ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа (Гал.1:11-12), - то могли бы ответить ему: «Зачем утруждаешь ты нас, чтобы от тебя мы приняли и научились тому, что ты не принимал от людей и чему не учился у них? Ведь Тот, Кто дал тебе, может и нам дать точно так же, как тебе». А если они не дерзают сказать так, но терпят, что Евангелие проповедуется им человеком, - хотя оно могло быть дано человеку не через человека, - пусть они также признают, что надлежит им быть упрекаемыми своими предстоятелями, которыми возвещается христианское учение, хотя не следует отрицать, что Бог может исправить без всякого человеческого упрека того, кого пожелает, и привести его тайной и могущественнейшей властью Своего врачевства к спасительной покаянной скорби. И как не следует прекращать молиться за тех, кого мы желаем исправить, хотя без молитвы какого-либо человека о Петре Господь увидел его и заставил оплакивать свой грех; так не должно пренебрегать и упреком, хотя Бог исправляет без всякого упрека того, кого желает. Ибо тогда идет на пользу человеку упрек, когда милует и помогает Тот, Кто даже и без упрека способствует преуспеянию тех, кого пожелает. Но в силу того, что одни так, другие по-другому и все по-разному, различными и бесчисленными способами призываются, чтобы быть преображенными, да не дерзнем мы сказать, что это принадлежит суду глины, но [признаем, что это относится к суду] Горшечника (Ср.: Рим 9:20-21). Оглавление Глава 6. В человеке, еще не возрожденном духовно, упрек относится прежде всего к первородному греху 9. «Апостол, - говорят они, - утверждает: Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, зачем хвалишься, как будто не получил? (1Кор 4:7). Поэтому зачем нас упрекают, порицают, укоряют, осуждают? Что же делать нам, нечего не получившим?» Те, кто говорят так, желают видеть себя свободными от вины в том, что не покоряются Богу, поскольку даже и сама покорность - Его дар, и она непременно должна быть в том [человеке], которому присуща любовь, а последняя - несомненно от Бога (Ср.: 1Ин.4:7), и ее Отец дает Своим чадам. «Этой [любви], - говорят они, - мы не получили, зачем же упрекают нас, как будто мы сами способны уделить ее себе и по своему решению не желаем дать ее себе?» И если они еще не возрождены, то не понимают, что прежде всего они должны обвинять себя, когда порицают их за то, что они непокорны Богу, поскольку Бог создал человека правым от начала творения че-ловека, и нет неправды у Бога (Еккл.7:29; Рим 9:14). Потому изначальная порочность, из-за которой [люди] не покоряются Богу, проистекает о человека, который, отступив по своей злой воле от правоты, в которой создал его от начала Бог, сделался порочным. И разве потому не следует порицать эту порочность в человеке, что она не личная собственность упрекаемого, но является общей для всех? Напротив, пусть и в отдельных людях подвергается упреку то, что свойственно всем. Ведь то, что [от порочности] никто не свободен, не означает, что она никому не свойственна. Ибо родовые грехи потому именуются чужими, что каждый приобретает их от родителей, однако и нашими именуются не без причины, поскольку, как говорит апостол, в том одном [человеке] (т. е. в Адаме) все согрешили (Рим 5:12). Поэтому пусть подвергается упреку достойное осуждения происхождение, чтобы из скорби от упрека возникла воля к возрождению; [однако так будет лишь в том случае], если тот, кого упрекают, есть сын обетования. Ведь тогда при внешнем участии звучащих и бичующих слов упрека Бог в нем изнутри посредством тайного вдохновения производит также и желание. Если же уже возрожденный и оправданный по своей воле вновь возвращается к дурной жизни, то он, разумеется, не может уже сказать: «Я не получил», поскольку полученную благодать Божию он по своему свободному решению обратил во зло. И если он, будучи сокрушен упреком, спасительно восскорбит и обратится к прежним или даже лучшим добрым делам, то и здесь вполне очевидна будет польза от упрека. Но наличествует ли упрек от человека по любви или отсутствует, - только лишь Бог может устроить так, что упрек способен будет принести пользу упрекаемому. Оглавление Не следует пренебрегать упреком по отношению к уже возрожденному человеку, если тот не пребыл в добре, ибо Бог может даровать ему покаяние 10. Но не может ли и тут подобный человек, не желающий, чтобы его упрекали, сказать: «Что же мне делать, раз я не получил?» И хотя известно, что он получил и по своей вине утратил полученное, однако [он может возразить]: «Могу, - говорит, - вполне могу я, когда ты обвиняешь меня, что я по своей воле от доброй жизни обратился к злой, сказать все же: "Что же мне делать, раз я не получил?" Ведь получил я веру, действующую любовью, но пребывания в ней до конца не получил. Разве отважится кто-нибудь сказать, что это пребывание не является даром Божиим? [Разве скажет кто], что это великое благо присуще нам так, что всякому имеющему его не может сказать апостол: Что ты имеешь, чего бы не получил? (1Кор 4:7), поскольку тот имеет это [пребывание] таким образом, что не получил его?» Здесь мы не можем отрицать, что пребывание в добре, простирающееся вплоть до конца [жизни], является великим даром Божиим, и оно существует лишь благодаря Тому, о Ком написано: Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов (Иак.1:17). Но не следует по этой причине пренебрегать упреком в отношении того, кто не пребыл [в добре до конца], ибо Бог, быть может, дарует ему покаяние, и он избежит сетей диавола. Ведь апостол [мысль] о пользе упрека присоединяет к следующему изречению, говоря, как упомянул я выше: С кротостью наставляя мыслящих противное, не даст ли им Бог покаяния (2Тим 2:25). А если мы скажем, что это столь похвальное и столь блаженное пребывание [в добре] свойственно человеку таким образом, что не [происходит] оно у него от Бога, то мы тотчас же уничтожим то, что сказал Господь Петру: Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя (Лк.22:32). Ибо о чем Он для него молился, как не о пребывании [в добре] до конца? И понятно, что если бы это пребывание предоставлялось человеку человеком, то не следовало бы просить его у Бога. Далее, когда апостол говорит: Мы молимся Богу, чтобы не делали вы ничего злого (2Кор.13:7), он несомненно молится Богу об их пребывании [в добре]. Ведь тот делает немалое зло, кто, не пребывая в добре, оставляет его и впадает в зло, от которого должен уклоняться. Также и в другом месте, где [апостол] говорит: Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью моление, за ваше участие в благовествовании от первого дня и доныне; будучи уверен в том, что тот из вас, кто начал доброе дело, будет совершать его до дня Иисуса Христа (Флп.1:3-6), что другое обещает он им, как не пребывание [в добре] до конца [по дару] милующего Бога? Равным образом и там, где он говорит: Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы стояли вы совершенными и во всем исполненными воли Божией (Кол 4:12), что иное значит «чтобы стояли», как не это: «чтобы пребывали»? Потому и о диаволе сказано: В истине не устоял (Ин.8:44); поскольку он в ней был, но не пребыл. Ведь, разумеется, те [о ком пишет апостол], уже стояли в вере. И когда мы молимся, чтобы устоял тот, кто стоит, то ни о чем другом молимся, как о том, чтобы он пребыл. Подобным образом и апостол Иуда, когда говорит: А Тому, Кто силен соблюсти вас от падения и поставить перед видом славы Своей непорочными в радости (Иуд.1:24) - разве не вполне очевидно показывает, что пребывание до конца в добре есть дар Божий? Ибо что иное дарует Тот, Кто соблюдает от падения и поставляет перед видом славы Своей непорочными в радости, как не доброе пребывание? А что значит написанное в «Деяниях Апо-стольских»: Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни! (Деян.13:48) Кто может быть предуставлен к вечной жизни без дара пребывания [в добре]? Ведь тот, кто пребудет до конца, будет спасен (Мф.10:22). Каким спасением, если не вечным? Ибо когда в молитве Господней мы говорим Богу Отцу: Да святится Имя Твое (Мф.6:9), то не говорим ли, чтобы Имя Его святилось в нас? И если это уже совершилось посредством омовения возрождения (Тит.3:5), то зачем ежедневно испрашивается верующими? Не для того ли, чтобы совершившееся в нас было нами сохранено? Ведь и блаженный Киприан понимал это место так же, ибо, объясняя эту самую молитву, говорит: «Мы молимся: Да святится Имя Твое - не потому, что желаем освящения Бога нашими молитвами, но испрашиваем у Бога, чтобы Имя Его святилось в нас. Разве освящается кем-либо Бог, Который Сам освящает? Но поскольку Сам Он сказал: Будьте святы, как и Я- Свят (Лев.19:2), то мы молимся и просим о том, чтобы, освященные в крещении, мы пребыли тем, чем начали быть в Нем» (Свт. Киприан Карфагенский). Вот, достохвальнейший мученик думает, что этими словами ежедневно верные Христовы просят, чтобы пребыть им в Нем тем, чем начали быть. И нет никакого сомнения, что всякий, кто молит Господа, чтобы пребыть ему в добре, считает подобное пребывание даром Божиим. Оглавление Глава 7. 3ачем упрекать того, кто не получил от Бога пребывания в добре? 11. Но несмотря на то, что все это так, мы упрекаем, и справедливо упрекаем тех [людей], которые хотя и жили хорошо, не пребыли в этом. Ибо они изменились от доброй жизни в дурную по своей воле и потому заслужили упрек, а если не поможет им этот упрек, и пребудут они в погубленной жизни до [дня] смерти, то они [заслуженно получат] также и Божественное осуждение навеки. И не извинят они себя, если как здесь говорили: «Отчего упрекают нас?», так и там скажут: «Отчего нас осуждают за то, что мы обратились от добра ко злу, если не получили мы пребывания, благодаря которому остались бы в добре?» Никоим образом они не избавят себя этим извинением от справедливого осуждения. Ведь если, как говорит истина, никто не освобождается от осуждения, происшедшего через Адама, иначе как только верою во Иисуса Христа (причем от этого осуждения не избавятся и те, кто могут сказать, что они не слышали Евангелия Христова, так как вера от слышания (Рим.10:17)), то тем более не избавятся [от него] те, кто намереваются сказать: «Мы не получили пребывания [в добре]». Ибо более справедливым кажется извинение говорящих: «Мы не получили слышания», чем тех, кто говорит: «Мы не получили пребывания», поскольку можно сказать: «О человек, если бы ты захотел, ты пребыл бы в том, что слышал и знал», но невозможно сказать: «Если бы ты захотел, ты уверовал бы в то, чего не слышал». Оглавление Из массы погибели люди выделяются не по своим заслугам, но по благодати, будучи оправданы даром 12. Поэтому и те, кто не услышали Евангелия, и те, кто, услышав его и изменившись к лучшему, не получили пребывания в добре, и те, кто услышав Евангелие, не захотели прийти ко Христу, т. е. уверовать в Него (ведь Сам Он сказал: Никто не придет ко Мне, если не будет ему дано от Отца Моего (Ин.6:65), и те, кто из-за малого возраста не могли уверовать, но могли бы освободиться от первородной вины посредством омовения возрождения (Тит.3:5), однако умерли, не приняв этого [омовения], и погибли - все таковые не были выделены из того смешения (Ср.: Рим.9:21), которое, несомненно, осуждено, ибо из-за одного [Адама] все идут в осуждение. Ибо [из этого смешения] выделяются не по своим заслугам, но по благодати Посредника, то есть будучи оправданы даром кровью второго Адама. Итак, когда мы слышим: Ибо кто выделяет тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? (1Кор.4:7) - нам надлежит думать, что из массы погибели, происшедшей через первого Адама, никто не может быть выделен, кроме имеющего тот дар, который всякий, кто имеет его, получил по благодати Спасителя. И это апостольское свидетельство столь важно, что блаженный Киприан, когда писал к Квирину, поместил его в той главе, где говорит, что ничем не следует хвалиться, ибо нет ничего нашего (Свт. Киприан Карфагенский). Оглавление Избранные по благодати непременно спасаются 13. Итак, нет никакого сомнения, что все, отделенные от родового проклятия щедростью Божественной благодати, удостаиваются слышания Евангелия, и, когда слышат его, веруют, и вплоть до конца пребывают в вере, действующей любовью (Гал.5:6), и если когда уклоняются в сторону, то исправляются упреками. Некоторые из них даже и не подвергаются упрекам от людей, однако все равно возвращаются на покинутый путь; некоторые, получив благодать, в различном возрасте избавляются от опасностей этой жизни быстротою смерти. А производит все это в них Тот, Кто соделал их сосудами милосердия (Рим.9:23),, Кто избрал их избранием благодати в Сыне Своем прежде создания мира (Ср.: Еф.1:3-4). Если же благодать, то уже не от дел, иначе благодать уже не благодать (Рим 11:6). Ведь не так призваны они, что не избраны, о чем сказано: Много званных, но мало избранных (Мф.20:16; 22:14), но поскольку призваны по намерению [Божию], то, разумеется, и избраны, как было сказано, избранием благодати, а не предшествующих своих заслуг; ибо всякая заслуга у них - по благодати. Оглавление Никто из предузнанных и предопределенных не погибнет 14. О таких [людях] апостол говорит: Мы знаем, что любящим Бога, тем, кто призваны по [Его] намерению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями. А кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил (Рим 8:28-30). Из таковых никто не погибнет, поскольку все они избраны. А избраны они, поскольку призваны по намерению, и не по своему, а по Божиему, о котором в другом месте [апостол] говорит: Чтобы намерение Божие проявилось в избрании, не от дел, но от Призывающего сказано было ей (т. е. Ревекке), что старший будет служить младшему (Рим 9:11-12); и еще: Не по делам нашим, но по Своему намерению и благодати (2 Тим 1:9). Поэтому, когда мы слышим: А кого Он предопределил, тех и призвал, мы должны считать это относящимся к призванным по [Божественному] намерению, поскольку [апостол] начинает так, говоря: Все содействует ко благу тем, кто призваны по [Его] намерению, а затем присоединяет: Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями, и, предпослав все это, добавляет: А кого Он предопределил, тех и призвал. Итак, апостол желает, чтобы мы разумели здесь тех, кого призвал Бог по Своему намерению, и не полагали, что среди них есть некоторые призванные и не избранные, в соответствии со следующим изречением Господа: Много званных, но мало избранных (Мф.20:16; 22:14). Ведь все, кто избраны, без сомнения, также и призваны, но не все, кто призваны, являются в силу этого избранными. Итак, те избраны, как уже часто говорилось, кто призваны по намерению [Божию]; они также и предопределены, и предузнаны. Если кто-либо из них погибнет, то погрешает Бог, но никто из них не погибнет, ведь Бог непогрешим. Если кто-либо из них погибнет, то Бог бывает побежден человеческой порочностью, но никто из них не погибнет, ибо никакой вещи не победить Бога. А избраны они для царствования со Христом; не так, как был избран Иуда на дело, к которому был пригоден. Ибо он был избран Тем, Кто умеет даже и злыми пользоваться во благо, так что через проклятое дело [Иуды] Он исполнил то почетнейшее дело, ради которого пришел. Итак, когда мы слышим: Не двенадцать ли вас избрал Я, но один из вас - диавол? (Ин.6:70) - надлежит нам считать, что первые избраны по милосердию, а второй - по суду; первых избрал Он для приобретения Своего Царства, второго -для пролития Своей крови. Оглавление Возглас избранных 15. Справедливо следует далее возглас избранных для Царства: Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует и нам всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог, Который оправдывает? Кто осуждает? Христос, Который умер, но и воскрес, и пребывает одесную Бога, и ходатайствует за нас? (Рим 8:31-34). И поскольку приняли они столь могучий дар пребывания [в вере] до конца, то могут продолжить и сказать: Кто отлучит нас от любви Христовой? Скорбь? Или теснота? Или гонение? Или голод? Или нагота? Или опасность? Или меч? Как написано, что за Тебя мы умерщвляемся весь день, считаемся как овцы заколения. Но во всем этом побеждаем силой Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни грядущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не сможет отлучить нас от любви Божией, которая во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим 8:35-39). Оглавление Много званных, но мало избранных 16. Подобные [люди] обозначаются и в Послании к Тимофею, где после того как сказано, что Именей и Филит разрушают в некоторых веру, [апостол] тотчас добавляет: Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: познал Господь Своих (2 Тим 2:19). Вера их, действующая любовью (Гал.5:6), или совершенно не имеет недостатка, или, если есть некоторые из них, у которых она испытывает недостаток, то она восстанавливается, прежде чем подойдет к концу жизнь, и вместе с удалением примешивающегося беззакония, им даруется пребывание [в добре] до конца. А тех, кто не пребудут [в добре] и так отпадут от христианской веры и образа жизни, что конец этой жизни застанет их таковыми [т. е. отпадшими], - нет сомнения, что не следует подобных считать в числе первых [т. е. избранных] даже и тогда, когда живут они хорошо и благочестиво. Ибо они не выделены предведением и предопределением Божиим из упомянутой массы погибели, а потому и не призваны по намерению [Божию], и вследствие этого не избраны. Они призваны в числе тех, о ком сказано: Много званных, а не среди тех, о ком говорится: но мало избранных. И однако кто отвергнет, что они избраны, если они веруют, крестятся и живут по Богу? Понятно, что называют их избранными [люди] не знающие, чем они станут, но не Тот, Кто знает, что нет у них пребывания [в добре], которое ведет избранных к блаженной жизни; Кто знает, что хотя они стоят, Он Сам уже предузнал их как тех, кому предстоит пасть.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar