Меню
Назад » »

Блаженный Августин / Молитвы и молитвенные духовные рассуждения (6)

34. Когда приду и явлюсь лицу Твоему, Боже мой! (О стремлении души к Богу) Как стремится олень на источники водные, так желает душа моя к Тебе, Боже жаждет душа моя Тебя, Бога, источника живого! Когда приду и явлюсь лицу Божию? О, поток вод живых! Когда приду к водам сладости Твоей из земли пус-той, непроходимой и безводной, да увижу Тебя и утолю водами милосердия Твоего жажду мою? Жажду я, Господи! Ты источник жизни: утоли жажду мою. Жажду я, Господи, жажду Тебя, Бога живого. О, когда приду и явлюсь лицу Божию? Когда приду и явлюсь лицу Твоему, Господи Боже мой? Увижу ли день тот, день радости, день, который сотворил Господь, да возрадуемся и возвеселимся в оный? О, день прекрасный, не имеющий вечера, в который услышу: войди в дом Господа твоего, где все великое, чудное, которому нет числа! Там будет все, чего ни захочешь, и не будет ничего, чего не желаешь. Там вечное блаженство и радость большая всякой радости. О, царство вечное, царство всех веков! О, царство красоты, в котором души праведных упокоиваются и радость вечная в глазах их и откуда отбежала болезнь и воздыхание. Там одежды праведных — свет, там красота никогда не увядает, юность не стареет, там любовь никогда не хладеет, там здоровье не умаляется, болезнь не ощущается, радость вечно ликует. Оглавление 35. Тогда насыщусь (О славе царства небесного) Когда же мы придем к Тебе и увидим Тебя уже не в зерцале и в гадании, но лицом к лицу? Тогда насытится во благих желание наше, потому что ничего больше не остается желать нам. Там мы увидим, возлюбим и прославим Тебя. Там в свете Твоем мы узрим свет. Какой же свет? Свет неизмеримый, свет бестелесный, нетленный, непостижимый, свет не ослабевающий, свет неугасимый, свет несозданный, свет божественный, который просвещает очи ангельские, который веселит юность святых, который есть Свет светов, Который есть Ты, Господи Боже мой. Да говорит Тебе всегда сердце мое: «всем, сердцем моим ищу Тебя» (Пс.118:10); «буду искать лица Твоего, Господи» (Пс.26:8). И так как ищу всегда горячо, непрерыв-но лицо Твое, — может быть, наконец, откроется мне дверь и врата правды, да войду в радость Господа моего. Это — врата Господни, в которые праведные войдут. Оглавление 36. Стучу – отверзи мне, Господи! (Молитвенное воздыхание к Пресвятой Троице) О, три равные и вечные Лица, Бог мой истинный, Отец, Сын и Дух Святой, Который один живет в вечности и свете неприступном; Который основал землю силою Своею и управляет движением земли премудростью Своею! Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф, страшный и крепкий, праведный и милостивый, чудный, хвальный, любимый. Один Бог, три Лица; одно естество, могущество, премудрость, благость, одна и нераздельная Троица! Отвори мне вопиющему врата правды, «войду в них, прославлю Господа» (Пс.117:19). Вот двери Твои, высочайший этого дома хозяин, я толкаю нищий! Повели отворить толкающему Ты, Который сказал: «стучите, и отворят» (Мф.7:7), — потому что ударяют в двери Твои, Отец премилостивейший, желания стремя-щегося сердца моего и вопли слезные очей моих. Пред Тобою все желание мое, и воздыхание мое от Тебя не утаилось. И Ты, Господи, «не скрой от меня лица Твоего» (Пс.26:9) и не уклонись в гневе от раба Твоего. Отец щедрот, услышь плач сироты и подай руку Твою, благую помощницу, да извлечет меня из глубины вод, и из болота бедности, и из скверны беззаконий, да не погибну в виду милосердия лица Твоего и милостивого благоутробия Твоего, но да приду к Тебе, Господу Богу моему, видеть богатство царства Твоего и всегда зреть лицо Твое и хвалить имя святое Твое. Господи! Который творишь чудеса, Который веселишь сердце мое памятью о Тебе, Который просвещаешь юность, не презри старости моей, но возвесели все кости мои и обнови старость мою. Оглавление Ручная книжка Оглавление 1. О дивном существе Божием Ты, Господи, наполняешь небо и землю, носишь все без отягощения и наполняешь все без включения Себя. Ты всегда деятелен, но всегда спокоен; собираешь, ничего не требуя; ищешь, все имея у Себя; любишь, но не ревнуешь; дела переменяешь, но не нарушаешь плана; принимаешь все, что находишь, но ничего не теряешь; всего Тебе довольно, но о прибыли радуешься; нисколько не сребролюбив, но требуешь роста; даешь, кому не должен, — или Тебе дают, чтобы Ты был постоянно должником. У кого есть что-нибудь не Твое? Ты отдаешь долги, не будучи никому должен; Ты прощаешь долги, но ничего не теряешь, Ты всюду находишься — и везде весь; Ты можешь быть чувствуем, но не можешь быть видим; Ты всюду присутствуешь, но далек от нечестивых помышлений. Ты присутствуешь везде, но найти Тебя нельзя. Ты держишь все, наполняешь все, обнимаешь все, возвышаешься над всем и носишь все. Ты сердца верных вразумляешь без голоса и слов и не имеешь ни увеличения, ни уменьшения. Ты живешь во свете неприступном, которого ни один человек не видел. В Себе Самом Ты спокоен, все и везде окружаешь, так как Ты не можешь раздробляться, потому что Ты — один; Ты все держишь, все наполняешь, все просвещаешь, всем обладаешь. Оглавление 2. О неизреченном всеведении Божием Хотя бы весь мир был наполнен книгами, Твое неизреченное всеведение невозможно выразить. В силу того, что Ты — неизречен, Тебя никоим образом нельзя описать. Ты — источник света божественного и солнце вечной славы; Ты неизмерим, Ты — истинно благ, и никто не благ, кроме Тебя; Твоя воля — уже действие, Твое желание — возможность. Все, созданное из ничего, Ты сотворил одной волею; Ты владеешь всеми созданиями без принуждения, управляешь без труда, приводишь в порядок без скуки — и ничто ни в горних, ни в дольних не может по-шатнуть Твоего порядка. Ты — не виновник зла, потому что не можешь его делать; Твоею благостью мы сотворены, правосудием наказаны и милосердием спасаемся; Твое всемогущество управляет и распоряжается всеми созданиями, и Ты все их наполняешь. Не потому Ты наполняешь все, будто все Тебя содержит, но потому, что все держится Тобою. Ты — весь во всех, и все — в Тебе. Своим всемогуществом Ты все объемлешь, и никто не может избегнуть Твоего владычества, — потому что кто не имеет Тебя милостивым к себе, тот никак не может избежать Тебя прогневанного. Оглавление 3. О стремлении души к Богу Тебя, милосердный Боже, призываю я в душу свою, которую Ты, согласно с вдохновленным ей Тобою желанием, приготовляешь к воспринятию Тебя. Войди, молю Тебя, в нее и сделай ее достойною Твоего обитания в ней; управляй тою, которую Ты создал и обновил. Прошу Тебя, Милостивый, не покинь меня призывающего, потому что Ты Сам прежде моего призыва призвал и нашел меня, чтобы я, раб Твой, Тебя искал, ища нашел и найдя любил. Я искал и нашел Тебя, Господи, и желаю Тебя любить. Умножь желание мое и просимое мною дай. Даруй мне Тебя Самого, Боже мой; я люблю Тебя, и если мало, да возлюблю более! Испытывая любовь к Тебе, я горю желанием Тебя и наслаждаюсь сладким воспоминанием о Тебе. В то время, как мысль моя углубляется в Тебя и размышляет о Твоей неизреченной любви, самая тяжесть плоти не обременяет, волнение помыслов исчезает, бремя мертвенности и бедствий не тревожит, как обыкновенно, — все утихло, все спокойно. Сердце пламенеет, дух ликует, память в расцвете, разум светел, и душа горит желанием видеть Тебя. О если бы дух мой получил орлиные крылья, и воспарил, и не ослаб, и долетел до благолепия дома Твоего, до престола славы Твоей, и там на трапезе веселия небожителей насытился сокровенными Твоими [благами], на месте злачном, при полноводных источниках! Ты, наша надежда, спасение и избавление, будь Сам нашею радостью; будь нашим веселием Ты, Который будешь нашим воздаянием. Тебя непрестанно пусть ищет душа моя, и Ты сделай так, чтобы она, ища Тебя, не ослабевала. Оглавление 4. О нищете души, которая не любит и не ищет Господа нашего Иисуса Христа Горе бедной душе, которая не ищет и не любит Христа: она остается бедною и несчастною. Губит жизнь тот, кто не любит Тебя, Боже; ничто — тот, кто старается жить не для Тебя, Господи; мертв тот, кто не хочет жить для Тебя; безумен тот; кто не мудрствует с Тобою. Я вручаю себя Тебе, Которым я существую, живу и мыслю; надеюсь и возлагаю всю надежду мою на Тебя, Которым я воскресну, оживу и успокоюсь; я люблю и поклоняюсь Тебе, [вместе] с Которым я воцарюсь и стану блаженным. Душа, которая не ищет и не любит Тебя, любит мир, раболепствует пред грехом, служит пороку, никогда не бывает спокойна, а всегда в страхе и опасности. Да почиет в Тебе, Боже, дух мой, да созерцает Тебя в восхищении ум мой; я воспою в хвалу Тебе, и это будет мне утешением в заточении моем. Да удалится мысль моя от помышлений об этом мире под тень крыл Твоих, да ликует Тобою сердце мое. О, неистощимый источник всяких благ, щедрый податель небесного наслаждения, Боже, подай пищу изнемогающему от голода, собери рассеянного, освободи пленного и исцели израненного. Молю Тебя, Источник щедрот, которыми Ты, Восток, посетил нас: вели бедному, ударяющему в дверь Твою, открыть ее, чтобы он вошел и насладился Тобою, хлебом небесным, — потому что Ты — пища и жизнь, свет вечной славы, все, чем живут праведные, любящие Тебя. Оглавление 5. Душевное желание христианина Боже, свет сердец, плененных Тобою, жизнь душ, любящих Тебя, и сила помышлений, ищущих Тебя, дай мне прильнуть к любви Твоей. Приди, молю Тебя, в сердце мое и обилием сладости Твоей наполни его, чтобы оно позабыло все временное. Мне стыдно, и я не хочу терпеть того, что делает мир. Скорбь доставляет мне то, что я вижу; досаждает мне то, что слышу о преходящих [событиях] этого мира. Помоги мне, Господи Боже мой, и обрадуй меня тем, что поселишься в сердце моем. Тесен дом души моей, но войди в него — и он распространится; он весь разорен — возобнови его; в нем много того, что оскорбляет очи Твои [признаюсь в этом и знаю это], — но кто очистит его или кому другому могу я воскликнуть: «от тайных моих очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего» (Пс.18:13-14). Сладчайший Иисусе Христе, дай, чтобы я, любя Тебя и воспламеняясь желанием Тебя, сложил тяжесть плотских вожделений и земных похотей. Да управляет телом моим душа, душою разум, разумом благодать Твоя, — и всего меня внутри и извне покори воле Твоей. Даруй мне, да восхвалит Тебя сердце мое, язык мой и все кости мои; расширь мысль мою и возвысь духовное зрение мое, чтобы хотя кратким помыслом касалось оно Тебя, вечной премудрости, пребывающей над всеми. Разреши меня, умоляю, от оков, которыми я связан, чтобы, оставив все земное, я Тебе служил, к Тебе одному прилепился и Тебе одному внимал. Оглавление 6. О блаженстве души, освободившейся от земной темницы Блаженна та душа, которая, освободившись от земной темницы, восходит на небо и лицом к лицу видит Тебя, сладчайшего Господа. Она не поражается страхом, но радуется нетлению вечной славы; она спокойна и безопасна и не боится ни врага, ни смерти. Она получила Тебя, благого Господа, Которого долго искала и всегда любила. Она, соединившись с хором певцов, всю вечность воспевает сладостные песни вечного торжества в похвалу славы Твоей, Царь благой, Иисусе Христе, ибо она упоена потоком сладости от обилия дома Твоего. Блажен сонм небожителей, и славно торжество всех восходящих из этого мно-готрудного странствования нашего к Тебе, к величию благолепия, к красоте славы. Там Тебя, Господи, постоянно видят обитатели Твоего города; и нет там ничего, что смутило бы мысль. Какие восклицания, какие сладостные песни воспеваются там бесконечно! Раздается там постоянно звук похвалы, и сладостные голоса ангелов, и чудные песни песней, которые воспеваются небожителями в пох-валу и славу Твою. Горечь и острая печаль не имеют места в стране Твоей, потому что там нет ни зла, ни врага, нет никакого греховного обмана. Там нет ни в чем нужды, никакой нестройности, никакой ссоры, никакой насмешки, никакого обвинения, никакого страха, никакого беспокойства, никакого наказания, никакого сомнения, никакого насилия, никакого раздора, — но мир и тишина величайшая, любовь совершенная, вечная хвала Богу, вовеки не-нарушимый покой и постоянная радость в Духе Святом. О, как счастлив я буду, если услышу сладкогласное пение небожителей, возносящее похвалу высочайшей Троице! Безмерно блажен я буду, если сам удостоюсь воспеть песнь Господу Иисусу Христу из сладостных песней Сионских. Оглавление 7. О радости райской жизни О, жизнь живнеподательная, жизнь вечная и вечно блаженная, — где радость без печали, покой без труда, почесть без опасности, богатство без утраты, здоровье без болезни, изобилие без недостатка, жизнь без смерти, вечность без тления, блаженство без бедствия, — где все блага, где созерцание лицом к лицу, где полное знание всего, где высочайшая Божия благость и немеркнущий свет, где величие Божие. Всем этим насыщается там мысль небожителей. Они постоянно видят все это и постоянно желают видеть. Там истинное Солнце правды услаждает всех чудным видом красоты Своей и так освещает всех небожителей, что они сами сияют, становятся светом, просвещенным от Божиего света, который светится сильнее теперешнего солнечного сияния и блеска всех звезд. Соединившись с бессмертным Божеством, они сами стали бессмертными и нетленными, по обетованию Спасителя: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою» (Ин. 17:24). «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе» (Ин 17:21), и они в Нас едино да будут. Оглавление 8. О царстве небесном Царство небесное, блаженное, не имеющее ни разрушения, ни конца и не подлежащее изменениям времени, — где беспрерывный день, где победоносный воин за подвиги свои ублажается неизреченными почестями, где добро-детель венчается венцом вечной славы! О, если бы мне, последнему рабу Христову, благоволила благость Божия, оставив все грехи, сложить с себя бремя плоти, — чтобы я переселился в вечные обители Божий, исполненные веселия, вошел туда радостно, присоединился к небесным хорам святых, предстал с блаженнейшими духами пред престолом славы Творца и увидел лицо Божие, — притом не поражался бы ни малейшим страхом смерти, радовался бы нетлению вечного бессмертия и, соединившись с Всеведущим, освободился бы от мрака неведения, все земное презрел, и на эту юдоль плачевную никогда бы не захотел взглянуть, и вспомнить о ней не захотел бы. Здесь жизнь многотрудная, подверженная тлению, исполненная всякой горечи, окруженная злом, служащая аду, — жизнь, которую излишества надмевают, болезни истощают, воздух заражает, пища утучняет, пост иссушает, забавы расслабляют, печали разрывают, заботы теснят, безопасность портит, богатство возносит, скудость низвергает, молодость возвышает, старость сгибает, болезнь со-крушает, скорбь подавляет. Здесь диавол нападает, мир льстит, плоть соблазняет, душа ослепляется и человек смущается. А затем наступает беспощадная смерть, и все суетные удовольствия прекращает, так что потом кажется, будто их и не бывало. Оглавление 9. Об утешении Божием в скорби Какую хвалу или какую благодарность можем мы принести Тебе, Боже наш, за то, что Ты в скорбях и печалях наших не перестаешь утешать нас чудным посещением благодати Твоей! Вот я, несчастный, обременен многими печалями, — когда страшусь конца жизни, обсуждаю свои грехи, боюсь Твоего суда, размышляю о смертном часе, трепещу адских мучений, не знаю того, с каким испытанием и строгостью будут судимы Тобою дела мои, — не знаю и того, как их окончу. В то время как я о многом подобном размышляю, Ты, Господи Боже, по обыкновенному благоутробию Твоему, являешься с утешением посреди этих волнений, посреди плача и глубоких сердечных воздыханий возводишь печальную и скорбную мысль мою выше горных вершин и ставишь меня на месте пажити, при источниках сладких вод, где передо мною предлагаешь различную трапезу, которая усладила бы утомленный дух мой и возвеселила плакавшее сердце. И я, забыв свои бедствия и будучи вознесен выше земной высоты, успокаиваюсь в Тебе, истинном покое. Оглавление 10. О сладости любви к Богу Люблю Тебя, Боже мой, люблю Тебя и желаю безмерно любить. Господи, «Ты прекраснее сынов человеческих» (Пс.44:3). Дай мне, чтобы я желал и любил Тебя, сколько желаю и сколько должен. Ты — неизмерим, и Тебя должно безмерно любить, особенно нам, которых Ты столько возлюбил, спас и для которых столько сделал. О, любовь, постоянно горящая и никогда не гаснущая! Сладчайший Иисусе, благий Христе, Боже мой! Воспламени всего меня огнем Твоим, любовью Твоею, желанием Твоим, благостью Твоею, утешением и вожделением Твоим святым, непорочным, чистым и благим, — чтобы я, весь исполнившись сладости любви Твоей, пылая пламенем любви к Тебе, возлюбил Тебя, Господи, всем сердцем моим, всею душою моею, всеми силами моими, всем стремлением моим, с сердечным сокрушением и слезами, со страхом и трепетом, имея Тебя в сердце, и на устах, и перед очами моими всегда и везде!.. Оглавление 11. О приготовлении к таинству причащения Иисусе Христе, умоляю Тебя излиянием святейшей Крови Твоей, которою мы искуплены: даруй мне сокрушение сердца и источник слез, — когда я приношу Тебе молитвы, когда совершаю тайну нашего искупления, явное воспоминание дела милосердия Твоего, когда предстою пред свя-щенным жертвенником, хотя и недостоин, желая принести Тебе страшную, небесную жертву, достойную всякого почитания и благоговения, которую Ты, Господи Боже мой, непорочный Первосвященник, установил и повелел приносить в воспоминание Твоей любви, то есть страдания и смерти за спасение наше, — в повседневное укрепление немощи нашей. Да подкрепляется мысль моя при столь великом таинстве сладчайшим присутствием Твоим, да ощущает Тебя присутствующего и радуется пред Тобою, Который [есть] — всегда светящий огонь, всегда горящая любовь. Сладчайший Иисусе, благий Христе, свет вечный и немеркнущий, хлеб жизни, нас насыщающий и Сам по Себе не умаляющийся, ежедневно снедаемый, но всегда пребывающий в целости, — явись мне, воспламени, просвети и освяти сосуд Твой; очисти, наполни благодатию и сохрани наполненный, чтобы во спасение души я вкушал хлеб тела Твоего, потому что, вкушая Тебя, я буду жив от Тебя, приду к Тебе и возрадуюсь о Тебе.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar