Меню
Назад » »

Блаженный Августин / Молитвы и молитвенные духовные рассуждения (5)

15. Самим нам не спастись от врага: Сам спаси! (О различных искушениях от диавола) Не было искусителя, и, чтобы его не было, Ты то сотворил: не было места и времени, и это, что их не было, Ты сделал. Явился искуситель, было место, было и время; но что я не согласился на козни их, Ты меня удержал. Пришел темный искуситель, и что я его презрел, Ты меня укрепил. Приступил искуситель вооруженный и сильный; но что меня не одолел, Ты его обуздал. Пришел искуситель, преобразившийся в светлого ангела; и что меня не обманул, Ты ему воспретил; и что я узнал его, Ты меня просветил. Он — тот дракон великий и черный, змий древний, нареченный диаволом и сатаною, имеющий семь голов и десять рогов, которого Ты создал играть в этом великом и пространном море, в котором пресмыкаются бесчисленные животные: и животные малые с великими, то есть различные роды демонские, которые днем и ночью иного ничего не делают, как только всюду обтекают, ища кого поглотить, если Ты не избавишь. Он — тот древний дракон, возникший в раю радости, который хоботом своим отторгает третью часть звезд небесных и повергает на землю; который ядом своим заражает воды земные, чтобы пьющие их люди умирали; и который бросает золото, как грязь, и имеет упование, что Иордан поглощен будет челюстями его; который сделался безбоязненным и неустрашимым. И кто защитит от уязвлений его? Кто исхитит из челюстей его, если не Ты, Господи, сокрушивший головы змея великого? Помоги нам! Распростри, Господи, крылья Твои, да укроемся в них от лица этого дракона, гоняющего нас, и щитом Твоим избавь нас от рогов его. Ибо он о том только непрестанно старается, к тому единственно усиленно и стремится, чтобы поглотить созданные Тобою души. И поэтому к Тебе, Боже, мы вопием: избавь нас от всегдашнего врага нашего, который на нас, спим ли мы или бодрствуем, едим ли или пьем, или какое другое дело делаем, всеми способами вооружается, нападает днем и ночью, пронырствами и коварствами то явно, то тайно стрелы ядовитые против нас устремляет на умерщвление душ наших. Но при всем том крайнее наше безумие: так как мы, непрестанно видя против нас дракона, зияющего отверстыми челюстями и готового на поглощение нас, спим без опасения и нежимся в наших небрежениях, как бы не имели никакой опасности от него, который ничего иного не ищет, как только нашей погибели. Враг наш для погубления нас всегда неусыпно бодрствует; а мы для своего сохранения не хотим пробудиться от усыпления. Вот он распростер бесчисленные сети пред нашим ногами и наполнил все пути наши различными приманками для уловления наших душ. Кто избежит? Сети положил он в богатстве, сети положил он в убожестве, сети расставил он в пище, в питье, в увеселении, во сне и во бдении; сети положил он в слове и в деле и во всяком нашем пути. Но Ты, Господи, избавь нас от сети ловящих и от уст неправедных, да исповедуемся пред Тобою, говоря: благословен Господь, Который не оставил нас в лов зубам их. Душа наша как птица, избавившаяся из сети ловящих. Сеть сокрушилась, и мы избавились. Оглавление 16. Без Тебя не распознать нам сетей вражиих: Сам укажи их! Ты, Господи, Свет мой! Просвети очи мои, чтобы я узрел свет, и пошел во свете Твоем, и не впал в сети диавола. Ибо кто избежит этих многих сетей, если не будет видеть их? И кто увидит их, кроме того, кого Ты просветишь светом Твоим? Так как он, отец тьмы, скрыл свои сети во мраке своем, чтоб ими уловлять всех находящихся во тьме его, сынов этой тьмы, не видящих Твоего света, в котором всякий ходящий не устрашится. Ибо ходящий во дне не споткнется, а ходящий в ночи спотыкается; так как нет света в нем. Ты Свет, Господи: Ты Свет сынов света: Ты День, не имеющий запада, в котором сыны Твои ходят без преткновения и без которого все ходящие во тьме ходят, потому что Тебя, истинного света мира, не имеют. Вот мы повседневно видим, что чем более кто от Тебя, истинного Света, удаляется, тем более он тьмою греховною покрывается, и чем далее во тьму вступает, тем менее видит сети на пути своем, и тем менее их узнает, и поэтому тем скорее и чаще уловляется, и повергается в них, и, что ужаснее, не разумеет своего падения. А кто своего падения не знает, тот тем меньше старается восстать, чем более думает, что он еще стоит. Но Ты, Свет мысленный, Господи Боже мой! Просвети теперь очи мои, да увижу и познаю, чтобы мне не пасть пред лицом врагов моих. Ибо враг наш старается вовсе искоренить нас; молим Тебя, чтобы Ты прогнал его от лица нашего так, как тает воск от лица огня. Так как он-то, Господи, душегубец первый и последний, сотворивший совет на похищение Твоей славы; потому что он, превознесшись гордостью, восшумел и устремился на лицо свое, и Ты низверг его с Твоей святой горы и из средины огненных каменьев, посреди которых он ходил. И теперь, жизнь моя, Господи Боже мой, с тех пор он не перестает гнать сынов Твоих; и из ненависти к Тебе, Царь великий! старается погубить это создание Твое, которое сотворила всемогущая благость Твоя по образу Твоему, чтобы ему получить славу Твою, которую он потерял по гордости своей. Но сокруши его, Крепость наша, пока он не пожрал нас, агнцев Твоих. Просвети нас, да увидим сети его, приготовленные им для нас, и убе-жим к Тебе, радость наша! И это все Ты больше знаешь, Господи; потому что Ты знаешь вражду его и гордость его. Я приношу пред стонами величия Твоего жалобу на врага моего, Судия вечный, чтобы Ты наказал его и избавил нас, сынов Твоих, которых крепость — Ты Сам. Ибо, Господи, этот враг лукав и пронырлив, и нескоро понятны все хитрые следы пути его и поз-наваемы виды лица его, если Ты не просветишь, потому что он то здесь, то там показывает собою то волка, то агнца, то тьму, то свет; и на всякое качество, время и место, по разным переменам вещей, делает разные искушения: он, чтобы обмануть печальных, печалится сам; чтобы поглумиться над радующимися, притворяется и сам веселым. Для обмана духовных он преобразуется в ангела света; для одоления крепких является агнцем; чтобы поглотить кротких, показывается волком. Это все по сходству разнообразных искушений является для того, чтобы поглотить и устрашить иных страхом ночи, иных летящими стрелами днем, других — вещами, во тьме происходящими, иных нападениями, иных полуденными бесами. И ко всему этому, кто поймет хитрости его, кто узнает его? Кто расскажет вид одежды и козни его кто узнает? Это он скрывает стрелы свои в колчане и сети свои ставит под видом света; и это трудно усмотреть, если только от Тебя, Господи, не просветимся и не увидим все, — потому что он скрывает тонкие сети не только в плотских делах, легко узнаваемых, не только в пороках, но и в самых духовных упражнениях, и под видом добродетелей показывает пороки, и обращается в ангела света. Это, Господи Боже наш, и многое другое делает против нас сын Ваалов, сам сатана; и то как лев, то как дракон, явно и тайно, внутри и вне, днем и ночью, он, на-падая, старается похитить души наши. Ты избавь нас, Господи, спасающий уповающих на Тебя, Господи Боже наш. Оглавление 17. Все от Тебя: как мне не благодарить Тебя?! (О благодеяниях Божиих) Я — сын рабы Твоей, вручивший себя деснице Твоей, этими моими убогими исповеданиями исповедуюсь Тебе, Избавитель мой, всем сердцем моим и вспомяну все блага Твои, которые Ты явил мне от юности моей, во всю жизнь мою. Я знаю, что неблагодарность неприятна Тебе, потому что она есть корень всего духовного зла и некоторый ветер, иссушающий и пожигающий всякое добро, заграждающий источник Твоего божественного к человеку милосердия. И я, Господи, благодарю Тебя, да не буду неблагодарен пред Тобою, Избавитель мой, потому что Ты сохранил меня. Сколько раз тот дракон хотел поглотить меня, но ты, Господи, из челюстей его избавлял меня. Когда я грешил и он приготовлялся пожрать меня, Ты, Господи Боже мой, защищал меня. Когда я жил непотребно пред Тобой и заповеди Твои преступал, тогда он готовился похитить меня в ад, но Ты запрещал ему. Я Тебя прогневлял, но Ты меня защищал, я Тебя не страшился, но Ты меня хранил. Я удалялся от Тебя и предавался врагу моему, но Ты, чтобы он не похитил меня, устрашал его. Господи Боже мой, Ты оказывал мне такие благодеяния, но я, несчастный, не понимал их. Много раз Ты меня, не понимающего, выводил из ада. Я спустился до самых врат адских, но от входа в него Ты меня удержал. Я приближался уже к вратам смертным, но Ты устроил то, что я не был там заключен. Когда одержим я был тяжкими болезнями, Спаситель мой, когда я был в опасности на море и на земле, Ты хранил меня, от огня и меча и от всякого зла Ты избавлял меня. Милосердие Твое и благодать Твоя предваряли меня и избавляли от телесной и душевной смерти. Ты один, Создатель мой, одушевляешь души наши и ничего Тобою сотворенного не презираешь. Исповедую благодеяния Твои великие, потому что Ты избавлял меня тысячекратно от ада преисподнего; я всегда стремился в ад, но Ты меня всегда отводил. Праведно Ты сотворил бы, если бы наказал меня. Но Ты не хотел этого сделать со мною, потому что Ты любишь души наши и прикрываешь грехи человеческие покаянием. Господи Боже мой! «Все пути Господни — милость и истина» (Пс. 24:10). Ты избавил душу мою от ада преисподнего. Я весь был в смерти, но Ты всего меня воскресил. Поэтому я возлюблю Тебя, Господи, Жизнь моя, возлюблю Тебя, несказанная Радость моя. Господи Боже мой, Освятитель мой, Твое все — добро. Ты повелеваешь любить Тебя. Дай Сам то, что повелеваешь, и повели, что угодно Тебе. Оглавление 18. О, Любовь пламенеющая! Воспламени меня любовью к Тебе! (О горячей любви к Богу) Люблю Тебя, Боже мой, и всегда сильнее любить Тебя хочу, потому что Ты слаще всякого меда, питательнее всякой пищи и дороже всякого золота и драгоценных камней. О, Огонь всегда горящий и никогда не погасающий! О, Лю-бовь, всегда пламенеющая и никогда не умаляющаяся! Воспламени меня, да возгорюсь я весь Тобою, да весь возлюблю Тебя, потому что тот не любит Тебя, кто, нечто другое любя, любит то не для Тебя. Возлюблю Тебя, Господи, потому что Ты прежде возлюбил меня. Но где найду выражения на изъяснение знаков великой любви Твоей ко мне, ради бесчисленных благодеяний Твоих, которыми Ты меня воспитывал с самого начала? Ты меня сотворил из ничего, украсив светом лица Твоего, и малым чем умалил меня перед ангелами. Но и это малым показалось пред лицом Божества Твоего, потому что Ты питал меня повседневными, особенными и великими дарами Твоих благодеяний и, как младенца Твоего, сосцами Твоего утешения отдоил и укрепил. Ибо все сотворенное Тобою отдал на службу мне, чтобы я Тебе одному служил. Оглавление 19. Все для человека, чтобы весь человек был для Тебя. (О том, что Бог отдал все на служение человеку) Ты покорил все под ноги человеку, чтобы только один человек весь был покорен Тебе, чтобы весь человек был Твой и властвовал над всеми делами Твоими. Ибо все наружные вещи Ты сотворил для тела, тело для души, а душу для Тебя, чтобы она Тобою одним была занята и Тебя одного любила, владея Тобою для утешения, а наружными вещами как служебными. Все, что обнимется окружностью небесною, ниже человеческой души, которая сотворена для того, чтобы ей владеть высочайшим добром, и обладанием его быть блаженною, и с радостью увидеть лицо вечного бессмертия, Господа своего. Тогда она насладится в доме Божием теми благами, в сравнении с которыми все видимые нами здесь вещи кажутся ничтожными. Ты, Господи Боже мой, и телу нашему — чтобы видеть — дал свет рукою неустанных служителей Твоих, солнца и луны, которые по повелению Твоему непрерывно днем и ночью служат сынам Твоим. Для дыхания Ты дал человеку чистоту воздуха, для слуха разнообразие голосов, для обоняния аромат, для вкуса качества его, для осязания Ты облек тело в чувственные составы. Для помощи в нуждах Ты дал скотов. Птицы, рыбы морские и плоды земные Ты назначил для подкрепления человека. Лекарства от всех его болезней сотворил на земле. Против всякого его зла приготовил всякое облегчение. Ибо Ты милостив и щедр и знаешь состав наш, Ты горшечник наш, а мы все — как глина в руке Твоей. Оглавление 20. Если здесь много благ: то каково будет там? (Из рассмотрения временных благ познается превосходство небесных) Да откроется мне милосердие Твое светом Твоим! Просвети еще более меня, да увижу яснее его, — потому что мы познаем от этих малых благ Твои великие и от видимых невидимые Твои блага, Господи Боже святой и благой Творец наш! Ибо если Ты, Господи, для этого бесславного и тленного тела являешь такие великие и бесчисленные благодеяния от неба и воздуха, от земли и моря, от света и темноты, от теплоты и мрака, росы и дождя, от ветров, птиц и рыб, скотов и деревьев, и от различных трав и растений земных, и от службы всех созданий Твоих, попеременно служащих нам к облегчению нашему, — то какие великие и бесчисленные будут те блага, которые Ты уготовал любящим Тебя в том небесном отечестве, где мы увидим Тебя лицом к лицу? Если Ты даешь нам такие блага в темнице, то что уже дашь в доме Твоем? Велики и неисчислимы дела Твои, Господи, Царь небесный! Если такие утешения в этот день плача, то какие явишь в день брака? Если такие радости имеет темница, то какие будут в отечестве? Око не видело, что Ты уготовал любящим Тебя, — ибо Ты велик, Господи Боже мой, непостижим и неизмерим и нет предела величию Твоему, нет числа премудрости Твоей, нет меры благоутробию Твоему. Так нет предела, ни числа, ни меры воздаянию Твоему! Ты велик, и велики дары Твои, потому что Ты Сам награда воинов Твоих. Оглавление 21. Сладость души моей! не хочу иных утешений кроме Тебя! (Сладость Божественная уничтожает привременную горечь) Этими благодеяниями Твоими великими, Господи Боже, освящение святых Твоих, Ты дополнишь недостаток алчущих сынов Твоих; потому что Ты Сам надежда отчаянных, Ты венец упования, украшенный славою, уготованный побеждающим. Ты — утешение бесконечное, подаваемое только тем одним, которые ради Твоего вечного утешения презирают грехи этого мира — потому что все здесь веселящиеся не достойны Твоего утешения. Но здесь томимые услаждаются Тобою, и участвующие в страданиях участвуют и в утешениях, — потому что никто не может и в том, и в здешнем веке быть утешаем. Но надо тому лишиться одного, кто желает получить другое. Когда я рассуждаю об этом, Господи, Утешитель мой! то я отстраняю земное утешение, чтобы сделаться достойным вечных Твоих утешений. Ты — Сладость несравненная, которою услаждается всякая горечь. Сладость Твоя усладила Стефану поточные камни. Твоя сладость блаженному Лаврентию наполнила сладостью череп главы. Апостолы, упоенные Твоей сладостью, шли, радуясь, из синедриона, что удостоились принять поношение за имя Твое. Андрей шел дерзновенно на крест, радуясь, что приближается к сладости Твоей. Для достижения ее Варфоломей собственную свою отдал кожу. Чтобы вкусить ее, Иоанн выпил чашу, наполненную ядом. Ее Петр вкусил и упоенный воскликнул: Господи! «хорошо нам здесь быть; сделаем три куши» (Мк.9:5;Лк. 9:33): здесь пребудем, Тебя всегда да видим, ибо мы ничего иного не требуем. Это-то и есть блаженство, Господи Боже наш, которого от Тебя ожидаем, для которого мы непрестанно Тебе служим, для которого умерщвляемся весь день, да поживем в Твоей жизни. Оглавление 22. Без Тебя не войти нам в вечные обители Твои! (Все наше упование и желание сердца должно быть устремлено к Богу) Ты, Господи, упование, желание наше, к Которому стремится дух наш, поспеши и не замедли. Восстань, поспеши и приди, да изведешь нас из темницы этой исповедаться имени Твоему. И я, отрок между отроками дома Твоего, Боже, Отче и крепость моя, когда приду и явлюсь лицу Твоему? Блажен буду я, если увижу славу Твою. Знаю, Господи, знаю, что я недостоин войти под кров Твой, но не посрами уповающего на Тебя раба Твоего. И кто войдет в святилище Твое, видеть силы Твои, если Ты не отворишь? Если Ты заключишь человека, то никто не освободит его. Если Ты удержишь воды, то все посохнет. А если пустишь их, то они потопят землю. Если Ты все, что сотворил, обратишь в ничто, то кто будет противоречить Тебе? Вечна благость Твоего милосердия, по которой Ты сотворил все, что ни восхотел. Ты нас создал, не возгнушайся нами, потому что мы творение Твое. Господи Боже наш, мы точно прах и черви, не можем войти в Твою вечность, если Ты не введешь нас Сам, создавший все из ничего. Оглавление 23. Ты – надежда моя: хочу ли, не хочу ли, - спаси меня! (Спасение наше зависит от Бога) Я - дело рук Твоих, «утверди сердце мое в страхе имени Твоего» (Пс.85:11), потому что я не на лук мой уповаю и меч мой не спасет меня, «но Твоя десница и Твоя мышца и свет лица Твоего» (Пс.43:4). Иначе я бы отчаялся, если бы не Ты, Создатель мой, был надеждою моею; потому что Ты не оставляешь уповающих на Тебя. Не прогневайся на нас, когда мы падаем; так как Ты знаешь наш слабый состав, Господи Боже наш. Разве Ты, Боже неизреченной сладости, хочешь показать силы Твои против праха, взметаемого ветром, и будешь сокрушать иссохшую трость? Разве Ты накажешь презреннейшего червя? Мы слышали о милосердии Твоем, что Ты не творишь смерти и не радуешься о погибели умирающих. Все в Твоей состоит воле, и никто ей противиться не может. Ты, что хочешь, то творишь. Желать принадлежит мне, а что сделать, я не обретаю. Я не могу хотеть доброго, если Ты не за-хочешь; и что хочу, не могу, если Твое могущество не подкрепит меня. И что могу, того иногда не хочу, если Твоей воли не будет, как на небе, так и на земле. И что хочу и могу, того не разумею, если Твоя премудрость не просветит меня. Так да будет в нас воля Твоя! Кто избавит нас от руки ада, если Ты один не избавишь, Жизнь, оживотворяющая всякую жизнь, которой живут все? Оглавление 24. По опыту вижу, что я ничего не могу: Ты спаси! (Для совершения добрых дел недостаточно одной человеческой воли без благодати Божией) Как исповедуюсь пред Тобою, похвала жизни моей, Господи Боже мой, сила спасения моего? Уповал я когда-то на крепость мою, которой, однако, не имел. Когда я думал, что стою, тогда более падал и обращался опять назад, а не вдаль шел и простирался; и что намеревался получить, то более отдалялось от меня. Чем более я надеялся на собственную мою силу, тем менее мог всегда. Я говорил: это сделаю, то сделаю; но ни этого, ни того не совершал. Было желание, но не было способности; была способность, но не было желания, так как я на свои надеялся силы. А теперь понимаю, что не укрепится силою своей человек, потому что не от него зависит хотеть, что может, или мочь, что хочет, или разуметь, что может, но Тобою стези человеческие управляются. Молим Тебя, Господи, спаси создание Твое; так как в Твоей воле — сила спасения нашего. Оглавление 25. Томлюсь в неизвестности будущего: Надежда моя, не оставь меня! (О древних благодеяниях Божиих) Вспомни древние милости Твои, которыми Ты с начала опередил нас в благословениях сладости Твоей. Прежде чем родился я, Ты опередил меня, приготовляя мне путь, по которому бы я шел и вошел в славу дома Твоего. Прежде образования моего в чреве матери Ты знал меня, и прежде исхода моего из утробы Ты все, что ни благоугодно было пред Тобою, предопределил обо мне. Пред лицом вечности Твоей самоё будущее уже совершилось. А я ничего не знаю, и страх нападает на меня, когда я вижу, что со всех сторон окружен множеством бедствий. И если бы не было помощи Твоей, то я впал бы в отчаяние. Но я великую имею надежду на Тебя, милостивый Боже, и размышление о щедротах Твоих укрепляет надежду мою, чтобы она веселилась о Тебе, Господи Боже мой, веселие святое и живое, которым Ты увеселяешь юность мою. Оглавление 26. Ради любви Твоей к нам и ангелы Твои любят нас как братьев своих (Об ангелах-хранителях) Ты возлюбил меня, единственная Любовь моя, прежде чем я стал любить Тебя. Ты создал для меня ангелов, Твоих духов, которым повелел хранить меня во всех путях моих. Они посланы для получающих наследие спасения, чтобы они избавляли их от врагов, также укрепляли и наставляли и молитвы сынов Твоих приносили пред лицо славы величия Твоего. Они любят нас и с недремлющим старанием присутствуют с нами; во всякое время и на всяком месте помогают нам и заботливо ходят между нами. Стенания и воздыхания наши относят к Тебе для испрошения нам милости Твоей и приносят нам благословения благодати Твоей. Ангелы входят и выходят с нами; прилежно смотрят, как живем мы посреди развращенного рода и с каким усердием ищем царства Твоего. Они помогают трудящимся, покрывают отдыхающих, увещевают сражающихся, венчают побеждающих. Все это ангелы делают в честь Твоей любви, кото-рою Ты возлюбил нас, — потому что они любят то, что Ты любишь, хранят тех, которых Ты соблюдаешь, и оставляют, которых Ты оставляешь, и не любят делающих беззаконие, так как Ты ненави-дишь всех творящих беззаконие. Когда мы совершаем добро, ангелы радуются. Велики благодеяния Твои, которыми Ты облагодетельствовал нас, дав нам ангелов, Твоих духов, на служение нам. Да восхвалят Тебя, Господи, все ангелы Твои, и святые Твои да благословят Тебя. О, слава наша, безмерно прославляющая нас! Что есть человек, что Ты прилагаешь к нему сердце Свое? Не гной ли человек и не червь ли сын человеческий? И Ты считаешь такого достойным, чтобы глядеть на него и привести его на суд с Собою. Оглавление 27. Единый чистый, кто чист пред Тобою, если Ты Сам не очистишь избранных своих? (О предведении Божием) Наставь меня, бездна глубочайшая, все сотворившая премудрость, которая повесила на весах горы и холмы и на мериле утвердила тремя перстами громаду земли. Свет, сиявший прежде всякого света на святых горах древней вечности, пред Которым было все обнажено и отверсто прежде творения. Свет, ненавидящий всякую скверну, как непорочнейший и чистейший! Какое Тебе веселие с человеком? Какое сообщение света с тьмою? Где Ты уготовал во мне достойное святилище Себе? Где находится в человеке к восприятию Тебя столь чистый храм? Кто может сделать чистым зачатого от нечистого семени? Не Ты ли один — чист? Мы чистыми быть можем только тогда, когда Ты очистишь нас. А очищаешь Ты тех, в которых благоволишь обитать, которых без их заслуг предопределил прежде мира, призвал из мира, оправдал в мире и прославляешь после мира. Которых Ты избрал Себе из многих в храм Себе, тех очищаешь, изливая на них чистую воду, которых имена Ты знаешь, написанные в книге жизни, которые никак погибнуть не могут и которым все споспешествует во благое. Когда они падают, не разбиваются, так как Ты полагаешь десницу Твою, храня все кости их, да ни одна от них не сокрушится. Оглавление 28. Трепещу при мысли, как изменчив человек и как праведен Ты, Судия земли! (О непостижимости судеб Божиих) Велики суды Твои, Господи Боже, Судия праведный и крепкий, судящий правду и творящий непостижимое, о Котором когда я рассуждаю, содрогаются все кости мои. Человек должен жить всю жизнь благочестиво и служить Тебе с трепетом, да не хвалится пред Тобою ни праведный, ни неправедный, да не похвалится пред Тобою всякая плоть, но да боится и трепещет от лица Твоего, так как не знает человек, любви ли или ненависти достоин он; но все это на будущее время хранится неизвестным. Мы видели многих, как они взошли до самого неба и поселились между звездами, но после упали до самой бездны. Мы видели, что звезды, отторгнутые хвостом дракона, с неба упали; и лежавшие в прахе земном, от лица восставляющей десницы Твоей, Господи, чудесно вознеслись. Видели мы, что ходившие посреди огненных камней как прах обратились в ничто. Видели мы, что свет померк и из тьмы стал свет, так как мытари и блудницы предупреждают жителей в царстве небесном, а сыны царства извергаются в тьму кромешную. Оглавление 29. Один Ты можешь насытить желание души моей и никто кроме Тебя (Душа праведного — святилище Божие) Душа, которую Ты сотворил Словом Твоим, не из материи, но из ничего, только одним Тобою, а не иным чем может быть наполнена. А когда она имеет Тебя, тогда исполняется желание ее и уже ничего более желать ей не остается. Ты высочайшее добро, и она ничего иного желать не может. Когда она желает какого-либо творения, то имеет постоянный голод, так как она хотя и получит желаемое ею, но остается пустою, потому что ее ничто не может наполнить, кроме Тебя, по образу Которого она создана. А Ты наполняешь тех, которые ничего иного, кроме Тебя, не желают, и Ты их делаешь достойными Тебя, святыми, блаженными, друзьями Божиими, так как они всё вменяют ни во что, чтобы приобрести одного Тебя. Это — то блаженство, которое Ты явил человеку, это — та честь, которою Ты его между всеми и над всеми поставил тварями. Ты почтил его для прославления имени Твоего по всей земле. Вот, Господи Боже мой, преблагой, всемогущий, — я обрел место Твоего пребывания; потому что Ты живешь в душе, созданной Тобою, которая Тебя одного ищет и желает; а не в той, которая Тебя не ищет и не желает. Оглавление 30. Искал я Тебя в мире, а нашел только в себе, ибо Ты Сам открыл Себя мне (Ни внешними, ни внутренними чувствами нельзя обрести Бога) Я заблудился, как овца погибшая, ища Тебя вне находящегося во мне. И много трудился я, ища Тебя вне себя; а Ты живешь во мне, если я только желаю Тебя. Я всюду ходил по селам и распутьям мира этого, ища Тебя, но нигде не обретал; так как я напрасно искал того вне, что было во мне. Я посылал вестников моих — все внешние чувства — обрести Тебя, и не нашел Тебя. Я вижу, Боже, Свет мой, просветивший меня, что я дурно искал Тебя чрез них; так как Ты находишься во внутренности моей, а они не знали, когда Ты вошел в меня. Ибо глаза мне говорят: «если Он не имеет никакого цвета, то чрез нас не вошел». Уши сказывают: «если Он не издал никакого звука, то нами не проходил». Обоняние извещает: «если Он не имеет никакого запаха, то мною не входил». Вкус отвечает: «если Он не имеет вкуса, то чрез меня не вошел». И осязание добавляет: «если Он не телесен, то незачем о Нем и спрашивать меня». Итак, в Тебе ничего этого нет, Боже мой! Ничего сходного с чувствами этими. Когда я Бога моего ищу, да не будет мне, чтобы я то почел Богом моим, что понимают и скоты. Но когда я Бога моего ищу, то ищу света, который больше всякого света, которого не вмещает око; некоторого голоса, который больше всякого голоса, которого не вмещает ухо; некоторое благоухание, которое больше всякого благоухания, которого не вмещает обоняние; некоторую сладость, которая больше всякой сладости, которую не понимает вкус; некоторое объятие, которое больше всякого объятия, которого не вмещает осязание. Этот свет блещет там, где место не обнимает; этот голос раздается там, где дух не прерывается; благоухание это там разливается, где ветер не дышит; вкус этот там ощущается, где нет позыва на пищу; объятие это там осязается, где не расторгается. Сей-то Бог мой, и не сравнится с Ним иной. Сего ищу, когда Бога моего ищу. Сие я люблю, когда Бога моего люблю. Поздно я возлюбил Тебя, красота древняя и новая. Ты был внутри меня, а я был вне и там искал Тебя, и в этих созданных Тобою прекрасных вещах я увязал. Со мною был Ты, но я не был с Тобою. Я ходил кругом всего, ища Тебя, и ради всего оставлял себя. Вопрошал я воздух, и сказал мне весь воздух со всеми своими жителями: обманывается Анаксимен (философ); я не Бог твой. Спросил я небо, солнце, луну и звезды; и они мне поведали: мы — не Бог твой. Тогда я вопросил громаду мира: скажи мне, ты ли Бог мой, или не ты? И отвечала она мне великим голосом: не я, но Тот сотворил меня, Кого ищешь ты. И кого я ни спрашивал, отвечали мне: Бог сотворил нас. И я возвратился к себе, взошел в себя и стал рассуждать об этом, спрашивая сам себя: ты кто? Откуда это такое живое существо? Откуда, если не от Тебя, Господи Боже мой? Ты сотворил меня, а не я сам себя. Кто же Ты? Ты, Которым я живу; Ты, чрез Которого все живет. Кто Ты? Ты, Господи Боже мой истинный, один всемогущий и вечный, непостижимый и неизмеримый, Который всегда жив, и ничто в Тебе не умирает. Ты бессмертен и населяешь вечность. Ты чуден для зрения ангелов. Ты неизглаголан и безымянен. Бог живой, не имеющий ни начала, ни конца, начало всего и конец; Который существует прежде веков и прежде всякого начала веков. Ты — Бог мой и Господь всех творений, и у Тебя причины всех неизменяемых вещей и начало всех изменяемых. Никто не может быть художником своего состава. Все, что ни есть, от Тебя существует, потому что без Тебя ничего не бывает. Ты — Источник жизни, из Которого истекает всякая жизнь. Все живущее Тобою живет, и без Тебя ничто не живет. Благодарю Тебя, Свет мой, что Ты просветил меня. Ты — Свет неприступный и сияние недомыслимое, до Которого никакой не достигает свет. Кто может познать Тебя, Которого ни один человек не видел никогда, да и видеть не может? Только Ты Сам Себя познаешь и чудно созерцаешь. Одна Троица Себя одну познает совершенно. Небо Твое, Господи, скрывающее тайный, вышеразумный свет, никто никогда из ангелов не видел. Это «небо — небо Господу» (Пс.113:24). Оно чудно превознесено выше всякого неба. Оно никому неведомо, кроме Господа; на него никто не входил, только Сшедший с небес. Ты, Троица Святая, превосходишь всякий разум, всякое понятие, всякий ум, всякое естество духов небесных; Тебя не может ум ангельский ни высказать, ни вообразить, ни понять, ни познать. Тебя серафимы и херувимы не постигают, но крылами созерцаний своих закрывают лица свои от Сидящего на престоле. Как же человек может познать Тебя? Как я познал Тебя? Я познал Тебя не таким, каков Ты в Себе, но познал Тебя, каков Ты по отношению ко мне, но и то с Тобою, потому что Ты — Свет, просветивший меня. Каков Ты в Себе, то знаешь только Ты один. А каков Ты по благодати Своей отно-сительно меня, то и я познал. Но позволь мне, праху и пеплу, говорить пред милосердием Твоим. Скажи, поведай мне, смиренному рабу Твоему, что Ты такое по отношению ко мне? И возгремел с высоты голос Твой во внутренние уши сердца моего и прервал глухоту мою, и услышал я голос Твой и познал, что Ты Бог мой. Поэтому-то я сказал, что познал Тебя. Я познал Тебя, единого истинного Бога и, Которого послал Ты, Иисуса Христа. Ты просветил меня, Свет мира, и я узрел Тебя и возлюбил Тебя, — потому что никто Тебя не любит, кроме того, кто видит Тебя; и никто Тебя не видит, кроме того, кто Тебя любит. Поздно я возлюбил Тебя, красота сколько древняя, столько новая. Поздно я возлюбил Тебя. Горе времени тому, в которое я не любил Тебя. Оглавление 31. Познал я Тебя в Троице славимого и поклоняюсь Тебе (Исповедание истинной веры) Благодарю Тебя, Свет мой, что Ты просветил меня и я познал Тебя. Как же я познал Тебя? Познал я Тебя, единого Бога, живого и истинного Создателя моего; познал Тебя, Творца неба и земли, видимых и невидимых, Бога все-могущего, неописанного, беспредельного, вечного, неприступного, непостижимого, недомыслимого, неизмеримого, бесконечного, начало всех видимых и невидимых тварей, Которым все сотворено и все стоят стихии. Познал я Тебя и исповедую Тебя, Бога Отца нерожденного, Тебя, Сына, от Отца рожденного, и Духа Святого Утешителя, не рожденного, но от Отца исходящего, Святую и нераздельную Троицу, в трех равных Лицах единоестественных и равновечных: Троицу в Единице и Единицу в Троице. Сердцем верую в правду и устами исповедую во спасение. Познал я Тебя, истинного Бога и Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, Со-здателя, Избавителя и Искупителя моего и всего рода человеческого; Которого я исповедую от Отца рожденного прежде веков, Бога от Бога, света от света; Бога истинного от Бога истинного, не сотво-ренного, но рожденного, единосущного Отцу и Святому Духу; «все чрез Него начало быть» (Ин. 1:3); крепко верую и истинно исповедую Тебя, Бога Единородного Иисуса Христа, для спасения человеков из всей Троицы воплотившегося от Марии Приснодевы, зачатого содействием Святого Духа, истинным человеком ставшего, из души разумной и плоти человеческой состоящего. По Божеству бесстрастный и бессмертный, Ты, по безмерной любви Своей, которою возлюбил нас, Тот же Самый Сын Божий, по человечеству сделался нам подобострастен и смертен; для спасения рода человеческого один Ты, Сын Божий, на крестном древе благоволил претерпеть страдание и смерть, чтобы нас избавить от вечной смерти. И во ад, где сидели во тьме отцы наши, сошел Ты, Начальник света, и в третий день со славою воскрес, приняв священное тело, которое лежало мертвым во гробе за грехи наши и ожило, по Писанию, в третий день. Ты, освободив сидящих в аде, истинный Сын Божий — с существом нашей плоти, то есть с душою и плотию человеческой, от Девы вос-принятой, — восшел выше всех небес, где сидишь одесную Бога Отца, где источник жизни. Тебе, истинному Богу Иисусу Христу, поклоняемся, и веруем, исповедуя, и ждем пришествия Твоего для суда живых и мертвых и для воздаяния всем добрым и злым по делам их, когда воскреснут от голоса силы Твоей все люди. Познал я Тебя, Бога истинного, единого, Духа Святого, от Отца исходящего, единосущного и равновечного Отцу и Сыну, Утешителя и Ходатая нашего, на Бога нашего и Господа Иисуса Христа в виде голубя сошедшего и на апостолах явившегося в огненных языках, Который и всех святых Божиих поучал дарованием Твоей благодати. Я всем сердцем моим прославляю имя Твое и поклоняюсь Тебе, Который помазанием Своим наставляешь нас на всякую истину, Свет животворящий, исходящий от Отца светов и чрез Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа, в мир посылаемый, Которым соприсносущен, равен и вечен, пребывающий в существе единой Троицы, сопрославляемый и соцарствующий. Познал я Тебя, единого Бога живого и истинного, Отца и Сына и Святого Духа, тройственного в Лицах, единого в существе; Которого исповедую, поклоняюсь и прославляю всем сердцем моим, единого истинного Бога, бессмертного, неизменяемого, недомыслимого; один свет, один хлеб, одну жизнь. Бога, сотворившего небо и землю, небеса и земля да благословят. Оглавление 32. Не искал я Тебя - Ты меня взыскал: благодарю Тебя, Просветитель мой! (Признание в своей духовной слепоте) Кто подобен Тебе, Господи? Кто уподобится Тебе, великий в святости, страшный, достохвальный и творящий чудеса? Я поздно познал Тебя. Я был весь во тьме, сын тьмы. Я был слеп, любил слепоту мою и шел из тьмы во тьму. Кто извел меня оттуда, где я был, человек слепой и сидящий во тьме и тени смертной? Кто взял меня за руку и вывел оттуда? Ты, Ты, Господи Боже мой, милостивый и щедрый, Отец щедрот и Бог всякой утехи. Ты призвал меня в чудный свет Твой, и вот я вижу. Благодарю Тебя, просветитель мой, потому что нет света вне Тебя. Оглавление 33. Боже неисповедимый! Просвети очи мои, да узрю Тебя лицом к лицу! (О величии Божием) Святой святых, Боже непостижимого величия, у Боже богов и Господь господствующих, чудный, неизреченный, от Которого на небесах содрогаются ангельские власти, Которому поклоняются все господства и престолы и от лица Которого все силы трепещут; Которого могуществу и премудрости нет числа; Который основал мир ни на чем и море связал на воздухе, как в мехе; всемогущий, святейший Боже духов и всякой плоти, от лица Которого бежит небо и земля, перед мановением Которого все стихии раболепно служат! Тебе да поклоняются и Тебя прославляют все твари Твои! Вот вижу свет небесный, блещет в очах мысли моей луч с высоты от лица света Твоего и веселит все кости мои. Горе слепым очам, которые не видят Тебя, Солнце, освещающее небо и землю! О, Свет блаженнейший, Который только чистыми может быть видим очами! Благодарю Тебя, Свет мой. Вот, я вижу! Да распространится, молю, зрение мое Тобою. Открой очи мои, да узрю чудеса от закона Твоего. Я вижу, но еще в зерцале и гадании. Но когда лицом к лицу? Когда придет день радости и ликования, в который войду в место чудного селения, даже до дома Божия, да увижу видящего меня лицом к лицу, и насытится желание мое?
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar