Меню
Назад » »

Блаженный Августин / Молитвы и молитвенные духовные рассуждения (1)


Видение блаженного Августина


    Шумит Средиземный морей исполин, 
    И плещется пеной седою; 
    На береге влажном святой Августин, 
    Поникнув к земле головою, 
    В тяжелом раздумье печально сидел, 
    Печально на темные волны глядел. 
    Полуденный ветер, крепчая, играл 
    Сребристой его сединою; 
    На пенистый вал новый вал набегал, 
    Волна разбивалась волною. 

    Далеко святой своим духом летал, 
    И дум в нем роилося много: 
    Он мыслью крылатой постигнуть желал 
    Надзвездного тайну чертога, 
    Густую завесу небес приподнять, 
    В трех лицах Единого Бога обнять! 
    Но тщетно в нем мысль, как морская волна, 
    Встает и опять упадает: 
    Все бьется, как узник в оковах, она, 
    Все глубже святитель вздыхает. 

    И видит: склонясь над пучиной морской, 
    Младенец пред ним сидит милый, 
    Невинный, прекрасный лицом и душой, 
    Как житель небес легкокрылый! 
    Он — в светлой одежде, с ее белизной 
    Не мог бы сравняться и снег молодой; 
    В очах голубых — безмятежность, покой, 
    Беспечная радость сияют, 
    И русые кудри струистой волной 
    С прелестной головки спадают. 

    Он красный обломок коралла держал, 
    Прибитый к земле в непогоду, 
    И в воду свой малый коралл опускал, 
    Выплескивал на берег воду... 
    Все думою в небе святитель витал, 
    Все труд свой ребенок перед ним продолжал. 
    — Устал ты, малютка! Не полно ль шалить? 
    Оставь же пустые затеи! 
    — Отец мой! Я море хочу перелить 
    На землю скорлупкой своею! 

    — Безумный младенец! Не может обнять 
    Наш взор Средиземного моря, 
    Не может пучины свободной сковать 
    Людская бессильная воля! 
    Одна беспредельность — подруга ему! 
    Лишь Богу послушно оно одному, 
    Лишь Он может грозную бурю смирить! 
    Песчинка корабль перед нею; 
    Ты ж на берег море хотел перелить 
    Ничтожной скорлупкой своею! 

    — Отец мой! Я знаю, чем полон теперь 
    Пытливый твой дух, — где тревожной 
    Ты носишься мыслью; но верь же мне, верь: 
    Своею скорлупкой ничтожной 
    Я на берег море скорей перелью, 
    Скорее всю землю я им затоплю, — 
    Чем здесь, на земле, среди падших людей, 
    Ты тайну небес разгадаешь, 
    Чем в книге небесной ты мыслью своей 
    Хоть букву одну прочитаешь! 

    Исчезло виденье. Но, мнилось, звучал 
    В волнах еще голос тот строгий; 
    Святитель в ребенке со страхом узнал 
    Посланника вечного Бога! 
    И тихо, пустынно все было кругом; 
    Лишь море, в раздолье привольном своем. 
    Сердито гуляя, волну за волной 
    К святого ногам прибивало, 
    И с рокотом злобным о берег крутой 
    Волну за волной разбивало. 

Карманная Псалтырь (Блаженный Августин, взяв отдельные слова или целые фразы из всех 150 псалмов Писания, составил псалтирь для своей матери Моники) Господи Боже Всемогущий, Царь вечной славы! Ты знаешь, что тот только человек блажен, который, презрев путь грешных, о законе заповедей Твоих размышляет днем и ночью (1:1). Научи меня грешного от всего сердца со страхом и трепетом верно служить (2:11) Тебе, и голос мой (3:5), смиренно призывающий Тебя, услышь (4:2); итак, милостиво услышь слова мои (5:2) и во гневе Твоем (6:2) не покинь меня заблуждающегося, да не похитит древний враг, как лев, души моей, когда нет избавля-ющего (7:3) и спасающего. Но Ты, Господи, — ибо ве-личественно имя Твое на небе и по всей земле (8:2), — обрати врага моего назад, да преткнется и погибнет пред лицем Твоим (9:4), чтобы не мог он поймать души моей в огненные сети, — а сера и палящий ветер (10:6) не истребили меня. Ради страдания нищего и воздыхания бедного восставь (11:6), призри и услышь меня, Господи (12:4), потому что Ты — совет нищего и упование его (13:6). Дай мне, Боже мой, поступать непорочно и делать правду (14:2), да будет благодать милосердия Твоего частью наследия моего (15:5). Храни меня, как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрой меня (16:8), потому что Ты — крепость моя, твердыня моя и прибежище мое (17:2-3) . От тайных (грехов) очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего (18:13-14), Господи. Пошли мне помощь из Святилища (19:3) и желание сердца (20:3) моего исполни. Спаси меня от пасти льва (21:22) и направь меня на стези правды (22:3) Твоей, чтобы я мог взойти на гору Твою и стать на святом месте Твоем, с неповинными руками и чистым сердцем (23:3-4) . Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай (24:7). Не погуби души моей с грешниками (25:9) и не предай меня на произвол врагам моим (26:12); но милостиво услышь голос мольбы моей (27:2), и внемли призывающему славу имени (28:2) Твоего святого, и помилуй меня (29:11). Услышь, Господи, чтобы, на Тебя уповая, я не постыдился вовек (30:2), и прости мне преступления мои (31:5). Да будет, Господи, милость Твоя надо мною, так как я уповаю на Тебя (32:22), и от всех опасностей моих избавь меня (33:5), скажи душе моей: «Я — спасение твое» (34:3). Так как я в тени крыл Твоих покоен (35:8), исполни желание сердца моего (36:4) и поспеши на помощь мне, Господи (37:23), Боже спасения моего. Скажи мне, Господи, (когда) конец мой и какое число дней моих, дабы я знал, каков век мой (38:5). Услышь, Господи, вопль мой, и изведи меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставь на камне ноги мои, и утверди стопы мои (39:2-3). В день бедствия избавь меня, Господи (40:2), чтобы вступить в дом Божий со гласом радости (41:5),ибо Ты — Бог крепости моей (42:2). Не уклони стопы мои от пути Твоего (43:19), да возлюблю правду и возненавижу беззаконие (44:8). Будь мне прибежищем и силою (45:2), ибо Ты — великий Царь над всею землею (46:3) . Вождь наш на веки и веки (47:15), избавь душу мою от власти преисподней, когда примешь меня (48:16). Когда же придешь Ты судить народ Свой (49:3-4), помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и Духа Твоего Святого не отними от меня. От-врати, Милосердный Владыка, в час тот лице Твое от грехов моих, и все беззакония мои изгладь. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня (50:3,11-13), — чтобы я, как зеленеющая маслина, был принят в доме Божием (51:10) в елей святыни и возрадовался там с Иаковом и возвеселился с Израилем (52:7) . Именем Твоим спаси меня и силою Твоею суди меня (53:3). Не скройся от моления моего (54:2) , но помилуй меня (55:2). Пошли с небес милость Твою и истину Твою и посрами ищущих поглотить меня (56:4); сокруши зубы их в устах их и разбей челюсти львов (57:7). Ты — Бог мой, милующий меня (58:18), спаси десницею Твоею (59:7), и я укроюсь под кровом крыльев Твоих (60:5), когда воздашь каждому по делам его (61:13). Жаждет Тебя душа моя (62:2), укрой меня от замысла коварных (63:3). Когда к Тебе придет всякая плоть (64:3), не отврати милости Своей от меня (65:20), но освети меня лицом Твоим (66:2). Бог для нас — Бог во спасение (67:21); благополучным сделай путь мой, Боже, да не поглотит меня пучина, да не затворит надо мною пропасть зева своего (68:16). Помощью моею будь, Господи, не замедли (69:6), потому что на Тебя, Господи, уповаю; да не постыжусь вовек (70:1). Когда будешь судить людей Твоих (71:2) и удаляющиеся от Тебя погибнут (72:27), да не буду я угнетенный посрамлен (73:21): ибо Ты — праведный Судия, одного унижаешь, а другого возносишь (74:8), — Ты страшен, и кто устоит пред лицем Твоим? (75:8) Ты Бог, творящий чудеса (76:15). Как Ты напитал народ Свой хлебом в пустыне и желаемое ими дал им (77:20,29), так меня алчущего да насытит благость Твоя и да встретят меня щедроты Твои (78:8). Хлеб слезный (79:6) и горечь печали пошли во время скорби и меда сладость произведи из скалы (80:17), чтобы получить мне внутреннюю усладу. Боже (81:8), рассматривающий (дела) праведных и грешных, Всевышний над всею землею (82:19), услышь молитву мою (83:9), помилуй меня и благослови меня, Законоположник; прости беззаконие мое, и покрой все грехи (84:3) мои, и спаси раба Твоего, Боже мой, уповающего на Тебя (85:2). Боже, утвердивший Церковь Свою на святых горах (86:2), приклони ухо Твое к молению моему (87:3). Рука Твоя да пребудет (88:22) со мною, чтобы не возвратился я в тление (89:4); но избавь меня от сети ловца и от заразы, опустошающей в полдень (90:3,6), чтобы я, будучи насажден в доме Господнем, цвел, как финиковая пальма, и возвышался, как кедр на Ливане (91:13-14), на долгие дни (92:5). Будь мне защитой и твердыней убежища моего (93:22), Боже мой, великий Царь над всеми богами (94:3). Когда будешь судить вселенную по правде и народы — по истине Своей (95:13), да наслажусь веч-ным светом, сияющим на праведника, и веселием (96:11) с правыми сердцем, да спасет меня десница Твоя и мышца святая Твоя (97:1). Восседающий на херувимах (98:1), сделай, чтобы я шел пред лице Твое с восклицанием (99:2), в непорочности сердца моего посреди дома моего. Сердце развращенное да удалится от меня, но да будут глаза мои (обращены) на верных святых Твоих и да буду жить с ними, ходя путем непорочности, когда Ты по суду искоренишь из города Твоего всех делающих беззаконие (100:2,4,6,8). Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе. Не скрывай лица Твоего от меня, в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое (101:2-3). Будь милостив ко мне во всех делах моих, избавь от могилы жизнь мою, наполни благами желание мое (102:4-5). Призирающий на землю и она трясется (103:32), Выведший народ Свой в радости и избранных Своих в веселии (104:43), помоги мне хранить суд и творить правду во всякое время (105:3); выведи меня из тьмы и тени смертной (106:10), да готовым сердцем буду славить и воспевать Тебя (107:2,4). Сотвори со мною знамение во спасение ради имени Твоего: ибо блага милость Твоя (108:21), да во благолепии святыни (109:3), в совете праведных и в собрании (110:1) правда моя пребудет вовеки и рог мой вознесется во славе (111:9). И когда Ты повелишь мне бедному подняться из праха и из брения возвысишь нищего (112:7), я благословлю Тебя отныне и вовек (113:26) и буду ходить пред лицем Твоим на земле живых (114:9). Разреши узы мои (115:7), ибо велика милость Твоя (116:2). Когда в тесноте воззову к Тебе, Господи, услышь меня (117:5), (дав мне) простор. Укажи мне, Господи, чтобы я жил и пути уставов Твоих держался до конца. Вразуми меня, и буду соблюдать закон Твой, и сохраню его всем сердцем моим. Я заблудился, как овца потерянная (118:33-34,176); взыскав, избавь душу мою (119:2). Охрани выхождение мое и вхождение мое (120:8), да станут ноги мои во вратах Твоего Иерусалима (121:2). К Тебе возвожу душу мою и очи мои, Живущий на небесах (122:1): избавь душу мою из сети ловящих (123:7), чтобы я не простер рук своих к беззаконию (124:3). Да будут уста мои полны веселия и язык мой — пения (125:2). Не оставь меня в стыде (126:5) и благослови меня с Сиона, чтобы увидел я благоденствие Иерусалима (127:5); да постыдятся все ненавидящие Сион (128:5). Да будут уши Твои внимательны к голосу моления (129:2) раба Твоего, Господи. Пусть не надмевается сердце мое и не возносятся очи мои (130:1), но да пребываю в смирении, доколе не найду места Господу, жилища — Богу Иакова (131:5). Где Ты заповедал благословение и жизнь навеки (132:3), там я подниму руки мои к святилищу и благословлю Тебя (133:2), Который будет судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится (134:14). Боже богов и Господи господствующих (135:2-3), плачу (136:1) и поклоняюсь пред святым храмом Твоим (137:2); испытай меня и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои и направь меня на путь вечный (138:23-24). Соблюди меня, Господи, от рук нечестивого, сохрани от притеснителей (139:5). Да направится молитва моя, как фимиам, пред Тобою (140:2), Господи. Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое (141:7), Господи. Услышь меня, Господи, по истине Твоей и не входи в суд с рабом Твоим. Скоро услышь меня, Господи, да не изнеможет дух мой (142:1-2,7), — так как Ты — Бог мой, Милость моя, Прибежище мое и Избавитель мой (143:2). Ты велик и достохвален, и величию Твоему (144:3) нет конца. Восставь согбенного, разреши узника, открой очи слепому (145:7-8), Созидающий Иерусалим, Господи (146:2). Когда же укрепишь вереи ворот (147:2) Твоих, да поселюсь я внутри с сынами Твоими. Как хвалят Тебя ангелы и все воинства Твои (148:2) в царстве небесном; так и я, веселясь с ними со славою в собрании святых (149:1), да восхвалю и прославлю на громогласных кимвалах (150:5) имя Твое святое, славное и царствующее в бесконечные века веков. Аминь. Оглавление Душеспасительные размышления с молитвенными обращениями к Господу Иисусу Христу и Пресвятой Богородице Оглавление 1. Призывание Всемогущего Бога для стяжания добродетельной жизни Господи Боже мой, дай, чтобы сердце мое Тебя желало, желая искало, ища нашло, найдя любило; любя, очистило себя от грехов; очистив, уже не повторяло их. Даруй, Господи Боже мой, сердцу моему покаяние, духу сокрушение, глазам источник слез, рукам щедрость к милостыне. Царь мой, погаси во мне плотские вожделения и воспламени огонь любви Твоей. Искупитель мой, изгони из меня дух гордости и даруй сокровище смирения твоего. Спаситель мой, удали от меня гнев ярости и подай твердый щит терпения. Творец мой, уничтожь горечь души моей и даруй мне, Преблагой, духовную сладость. Подай мне, Милосердный, веру твердую, упование несомненное, любовь непрестанную. Кормчий мой, отврати от меня суету, непостоянство мысли, заблуждение сердца, празднословие уст, похоть очей, чревоугодие, поношение ближних, любопытство, погоню за почестями, желание суетной славы, лицемерие, яд лести, пренебрежение бедными, угнетение бессильных, жар сребролюбия, зависть, хулу. Уничтожь во мне, Создатель мой, дерзость, разнузданность, упрямство, беспокойство, праздность, сонливость, леность, шаткость мысли, ослепление сердца, оцепенение чувств, суровость нрава, непокорство добру, про-тивление благому желанию, необузданность языка, насилие над немощными, клевету на невинных, презрение к подчиненным, бессердечие к домашним, измену по отношению к друзьям и грубость к ближним. Прещедрый мой Боже! Молю Тебя через Твоего возлюбленного Сына, даруй мне совершить дела милосердия и проявить любовь к людям: сострадать несчастным, наставлять на путь заблуждающихся, поддерживать бедных, помогать убогим, утешать печальных, защищать обиженных, снабжать нищих, ободрять плачущих, прощать должникам, любить ненавидящих меня, воздавать за зло добром, никого не презирать; подражать добрым, остерегаться злых, стремиться к добродетели, отвергать пороки; «положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих» (Пс.140,3); даруй мне в несчастии терпение, в благо-получии воздержание; к земному презрение, к небесному жажду. Оглавление 2. Обвинение человека и похвала милосердию Божию Создатель мой, много просил я у Тебя, не заслужив и малого. Признаюсь, увы! признаюсь, что я не только не заслужил просимых мною у Тебя даров, но достоин многих и жестоких мучений. Но ободряют меня мытари, блудницы и разбойники, которые, мгновенно вырвавшись из вражеских че-люстей, входят в пределы Пастыря. Ты, Создатель всех, Боже, хотя чуден и во всех делах Твоих, но еще более чудным являешься в делах любви. Поэтому о Себе Самом через некоторого раба Своего Ты сказал: «щедроты Его на всех делах Его» (Пс. 144:9). И мы веруем, что Ты, говоря об одном, сказал о всех людях: «милости Моей не отниму от него» (2 Цар. 7:15), — так как Ты никем не гнушаешься, никого не отвергаешь, никого не боишься. Прогневанный, Ты не только не поражаешь, но и прогневляющим Тебя, если просить будут, посы-лаешь дары Свои. Боже мой, рог спасения моего! Я несчастный зло сделал пред Тобою, согрешил, и Ты стерпел; я прогневал Тебя, я заблудился, и Ты терпишь до сих пор. Я медлю, я отлагаю раскаяние, и Ты ожидаешь. Обращаешь заблуждающего, призы-ваешь противящегося, ждешь ослабевающего, обнимаешь возвращающегося. Ты наставляешь меня не понимающего, утешаешь печального, избавляешь от падения, восставляешь после падения, подаешь просящему, открываешь ищущему, отверзаешь стучащему. Господи, Боже спасения моего! Что скажу против Тебя? Не знаю. Как отвечать Тебе? Не разумею. Никакого нет от Тебя убежища, никакого нет от Тебя скрытого места. Показал Ты мне путь к добродетельной жизни и дал разум, чтобы он руководил меня, угрожал мне геенною и обещал мне райскую славу. Теперь, «Отец милосердия и Бог всякого утешения» (2Кор. 1:3), пронзи страхом Твоим плоть мою, чтобы я избежал этим страхом того, чем Ты мне угрожаешь; и дай мне радость спасения Твоего, чтобы я получил любовью обещанное Тобою. Крепость моя, Господи, утверждение мое, Боже мой, прибежище мое и избавитель мой! внуши, что мне мыслить о Тебе; научи, какими словами Тебя призывать; вразуми, какими делам Тебе благоугождать. Я знаю одно, чем благоугодить Тебе, и другое, от чего Ты отвращаешься. Есть пред Тобою жертва — дух со-крушенный, и Ты принимаешь сокрушенное сердце. Этими-то, Боже мой, Помощник мой, обогати меня дарами. Этими-то огради меня против врага покровами. Это от пламени пороков дай мне про-хлаждение. Сделай, Господи, сила спасения моего, чтобы я не был из числа тех, которые на время веруют, а во время искушения отпадают. Ты — надежда моя в день скорби и спасение мое во время печали. Господи, просвещение мое! Я просил, в чем нуждаюсь; открыл, чего боюсь. Но мучит меня совесть, обличают меня сердечные тайны, и, что дает любовь, то расторгает страх. Ужасны дела мои, но Твоя благость подает надежду. Милосердие Твое призывает, а мое жестокосердие препятствует. На память приходят ужасные пороки, которые отнимают смелость у обращающихся сердец. Оглавление 3. Жалобы человека, которому Бог не внимает за непослушание Как попросит благодеяния Твоего недостойный? Как осмелится искать прославления достойный наказания? Раздражает судию тот, кто, не дав удовлетворения за преступление, ищет награды. Царя оскорбляет преступник, который домогается неподобающей чести. Родительскую любовь огорчает безумный сын. Что я сделал пред Тобою, Отче мой? Я заслужил смерть, а прошу жизни. Я раздражил Царя моего, покровительства Которого я без стыда ищу. Я презрел Судию, помощи Которого я безрассудно домогаюсь. Горе мне, как поздно я прихожу! Увы, мне, как медленно я спешу! Я пренебрегал наносившими мне удары стрелами, а теперь забочусь о приблизившейся смерти! Раны я прибавил к ранам, так как не боялся прилагать грехи ко грехам. Вновь открылись мои раны, потому что грехопадения свои я умножил новыми беззакониями. Плоть, которая закрывала раны, стала смердеть от гноя: потому что повторенное беззаконие удалило данную благодать. Мне известно Писание: «когда» праведник «сделает неправду, то все праведные дела его не помянутся» (Иез. 33:13). Если правда падающего праведника вменяется ни во что, то тем более покаяние грешника, на то же самое обращающегося. Сколько раз я как пес возвращался на блевотину, и как свинья в грязь? Признаюсь, что я не могу всего запомнить, сколько непонимающих людей я научил грешить, нехотящих склонил, нерешающихся побудил, желающим посоветовал! А чтобы не бояться таких дел, я не страшился все предавать забвению. Но Ты, праведный Судия! ни слова мне не говорил, всегда молчал, терпел; увы мне! уже напоследок Ты скажешь мне «во гневе Своем!» (Пс. 2:5) Оглавление 4. Боязнь Судии Боже богов! Я знаю, что Ты не всегда будешь молчать, знаю, что Ты открыто придешь: пред лицом Твоим «огонь поедающий, и вокруг Тебя сильная буря» (Пс.49:3). Ты призовешь «свыше небо и землю, судить народ Свой» (Пс.49:4). И вот пред столькими тысячами народа обнажатся все грехи мои, стольким сонмам ангелов открыты будут все беззакония мои, не только совершенные делом, но и самые помышления и слова мои. Пред столькими судьями я предстану, сколько меня опередили в добрых делах. Столько обличен буду свидетелями, сколько они наставляли меня полезными словами, и к подражанию моему себя самих представляли мне в примере добрыми делами. Господи мой, не знаю я, что сказать; не понимаю, как отвечать. Я еще не на этом грозном суде, а уже мучит меня совесть, терзают сердечные тайны, связывает сребролюбие, обвиняет гордость, пожирает зависть, сожигает похоть, опустошает роскошь, бесчестит объедение, низвергает пьянство, раздирает бесславие, обличает похищение, расточает несогласие, возмущает гнев, расслабляет покой, подавляет слабость, обольщает лицемерие, склоняет лесть, возносит благополучие, уязвляет бесчестие. Избавитель мой от рода гневливого: вот, с кем я жил от дня рождения моего, в чем я упражнялся и кому служил! Самые любимые занятия мои осуждают меня; что я хвалил, то меня опорочивает. Так это мои друзья, которыми я любовался, которым верил, с которыми жил, которым повиновался. Увы мне, Царю мой и Боже мой, «что я пребываю у Мосоха» (Пс.119:5). Горе мне, что я обитал с живущими в Кидаре! И если святой Давид сильно возлюбил их, тем более я окаянный могу сказать о себе: «долго жила душа моя с ненавидящими мир!» (Пс.119:6). Утверждение мое, Боже мой, «не оправдается пред» Тобою «никакая плоть» (Рим. 3:20). Упования моего не полагаю на сынов человеческих. Кого Ты, если будешь судить без милосердия Твоего, найдешь праведным? И если Ты не встретишь нечестивого милостью, не будет прославляющего праведного. Ибо я, Спаситель мой, верю тому, что слышал, так как милосердие Твое ведет меня к покаянию. Мне сказали Твои сладчайшие уста: «никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец» (Ин. 6:44) Мой Небесный. А так как Ты научил меня этому, и, как милостивый, наставил, то я всеми ду-шевными силами, всем зрением ума, прошу Тебя, Всемогущий Отче! с возлюбленнейшим Сыном Твоим, и Тебя, вожделеннейший Сын! с прелюбезным призываю Утешителем: привлеки меня, чтобы я радостно за Тобою шел «в приятное благоухание» (Лев. 17:6) Тебе. Оглавление 5. Отец призывается через Сына Призываю я Тебя, Боже мой! призываю я Тебя; потому что Ты «близок ко всем призывающим» Тебя «в истине» (Пс.144:18). Ты, Истина, научи меня, молю, милосердием Твоим, научи меня, святая Истина, призвать Тебя во истине, потому что я этого сделать сам не умею; но наставления Твоего, блаженная Истина, прошу смиренно. Без тебя помышлять значит: безумствовать; а знать Тебя есть совершенная премудрость. Наставь меня, Божия Премудрость, и научи меня закону Твоему; я верю тому, что тот будет «блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим» (Пс.93:12). Я желаю призывать Тебя, но молю, чтобы было то «в истине». Что значит призывать «в истине» Истину, если не в Сыне Отца? Итак, Святый Отче, Слово Твое — Истина, и начало слов Твоих — Истина, потому что то есть Начало слов Твоих, которое в начале было Слово. В том самом начале поклоняюсь Тебе, высочайшему Началу. Призываю Тебя, совершенная Истина, в самом слове Истины, которым Ты, самая Истина, управь и научи меня. Что может быть сладостнее того, как родителя призывать именем Единородного? Отца воспоминанием Сына преклонять на милость? Царя умилостивлять наименованием возлюбленнейшего Сына? Таким способом виновные избавляются от темниц, так заключенные в узы освобождаются от них, так приговоренные к смертной казни не только прощение, но необыкновенную получают милость, как только они напомнят прогневанным владыкам любовь к себе их любимых детей. Так я Тебя, Всемогущий Отче, прошу любовью всемогущего Сына Твоего, «выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое» (Пс.141:7). Освободи меня от уз греховных, молю через равновечного Тебе Единородного Сына, и меня возведи к вечной жизни ходатайством одесную Тебя сидящего Сына. Кого другого предстателем я за себя пошлю к Тебе? не знаю, если не Сего, Который есть «очищение грехов наших» (Евр.1:3). Это — ходатай мой у Тебя, Бога Отца! Это — высочайший Пер-восвященник, не требующий очищения чужою кровию: потому что блистает Он, окропленный Своею собственною кровию! Это — жертва святая, в аромат благоухания принесенная и принятая! Это — Агнец без порока, Который молчал пред стригущими Его, Который, заплеванный и укоренный, не открывал уст Своих! Это Тот, Кто не соделал греха, а наши грехи понес на Себе и болезни наши исцелил Своими ранами! Оглавление 6. Человек представляет Богу Отцу страдания Сына, как искупительную жертву за себя Воззри, Милостивый Отец, на возлюбленного Сына, за меня претерпевшего столько мук. Воззри, всемилостивейший Царь, на страдающего и вспомни, Щедрый, за кого страдает Он. Не Этот ли Самый, Господи, Тот невинный, Которого Ты предал для искупления раба? Не Этот ли Самый — Источник жизни, Который, «как овца на заклание» (Ис.53:7; Деян.8:32) веденный, — не побоялся подъять лютейший род смерти? Вспомни, Строитель спасения, что это Тот Самый, Которому, хотя Ты Сам родил Его, благоволил Ты быть участником немощи моей. Истинно это Твое Божество, которое облеклось в мое существо и воспринятою плотию вытерпело горькое мучение. Возведи, Господи Боже мой, очи Свои на дело несказанной любви. Воззри на возлюбленнейшего Сына, распростертого на кресте всем телом! Видишь невинные руки, источающие святую кровь, и отпусти, Милосердный, грехи, которые сделали руки мои! Видишь непорочное ребро, мучительно копием пронзенное, и обнови меня святым, из него истекшим, источником. Видишь неоскверненные стопы, на пути грешников не стоявшие, но всегда в законе Твоем ходившие, острыми пронзенные гвоздями; «утверди шаги мои на путях Твоих» (Пс.16:5), и сотвори, Милостивый, чтобы я возненавидел все пути беззакония. Молю Тебя, Царь святых, чрез Сего Святого святых, чрез Сего Искупителя моего: сотвори, чтобы я шел путем заповедей Твоих, чтобы я мог соединиться с Тем, Ко-торый не погнушался одеться моей плотию. Неужели Ты не видишь, милосердный Отец, бесценную голову любимейшего Отрока Твоего, с белейшею шеею, приклонившуюся к смерти? Посмотри, всещедрый Творец, на человеколюбие любимого Сына, и помилуй немощное и слабое создание Твое! Белеет обнаженная грудь, чернеет окровавленный бок, распростертая сохнет утроба, меркнут очи, бледнеют царственные уста, костенеют величественные мышцы, висят мраморные голени, омочает струя святой крови пробитые стопы. Видишь растерзанные члены любимого Сына, и вспомни, Человеколюбивый, какое мое существо. Взгляни на мучение Богочеловека, и уменьши несчастие созданного человека! Видишь жестокое страдание Искупителя, и оставь искупленному согрешение! Это Тот, Господи, Которого Ты поразил за беззакония людей, хотя Он — возлюбленный Твой, «к Которому благоволит душа Твоя» (Ис.42:1; Мф.12:8); Тот Самый, в Котором не обрелось лести, — и однако Он был вменен с беззаконными. Оглавление 7. Человек признает себя причиной страданий Сына Что такое Ты сделал, сладчайший Отрок, чтобы Тебя так осуждали? Что такое Ты совершил, возлюбленнейший Юноша, чтобы столь бесчеловечно поступили с Тобою? Какой грех Твой, какой проступок Твой, какая причина смерти, что подало повод к Твоему осуждению? Я, я — причина Твоего страдания, вина Твоего убиения, я — повод Твоей смерти, беззаконие Твоего мщения; я — язвы Твоего страдания, тяжесть мучения Твоего. О, удивительное смотрение и неизглаголанное устроение таинства! Грешит нечестивый, а наказывается праведный. Что заслуживает злой, то терпит благой. До чего, Сын Божий, снисходило смирение Твое? До чего Твоя возгорелась любовь? До чего дошла Твоя благость? До чего, до чего дошло сострадание? Ибо я соделал неправду, а Ты наказан, я совершил беззаконие, а Ты терпишь отмщение. Я согрешил, Ты подвергаешься истязанию. Я возгордился, Ты смиряешься. Я высокомерен был, Ты уни-чижаешься. Я непослушлив был, Ты послушно платишь за грех моего непослушания. Я был рабом невоздержания, Ты терпишь голод. Меня запретным плодом пленило древо, Тебя совершенная любовь возвела на крест. Я увеселяюсь забавами, Ты раз-дираешься гвоздями. Я вкушал сладость яблока, Ты вкушаешь горесть желчи. Со мной смеясь радуется Ева, Тебе сострадает плачущая Мария. Царь славы! Мое несчастие, а Твоя любовь; моя неправда, а Твоя правда. Что, Царь мой и Боже мой, что я воздам Тебе за все соделанное Тобою для меня? В сердце человека невозможно найти ничего достойного, чтобы возблагодарить за такие благодеяния. Неужели острый разум человеческий может сделать нечто такое, с чем бы сравнялось милосердие Божие? Не может тварь оказать никакой услуги, чтобы соразмерно вознаградить попечение к себе Творца своего. Но есть нечто, Сын Божий, в Твоем чудном устроении, в чем моя немощь приемлет малое участие, именно: если Твоим посещением сокрушенная мысль распинает свою плоть со страстями и похотями. Когда Ты это даруешь, она как бы уже начинает Тебе сострадать. Это — небесное лекарство. Это, благий Иисусе, Твоей любви врачевство. Молю Тебя древними щедротами Твоими, возлей его на раны мои, чтобы я, одержавши внутреннюю и внешнюю победу, не устрашился за любовь Твою подойти под меч вещественный и чтобы я, исцелившись от ядовитого угрызения ехидны, пришел в прежнее благополучное здоровье; и, вкусивши сладость любви Твоей, возгнушался бы всею душою наслаждений этого мира и для Тебя не побоялся бы никаких его злоключений; и, помня вечное блаженство, всегда презирал бы ветры этого преходящего страха. Ничто мне без Тебя да не будет сладостно, ничто мне без Тебя да не будет привлекательно; да станет мне все противно без Тебя! Пусть Твое благоволение будет непрерывным нашим желанием. Да грустна мне будет без Тебя радость и приятна печаль за Тебя. Да будет мне подкреплением имя Твое, и память о Тебе утешением. Да будут мне слезы мои хлебом день и ночь. Молю Тебя, надежда моя, будь милостив к согрешениям моим. Открой очи мои на заповеди Твои, и не уклони именем святым Твоим сердце мое в слова лукавства, чтобы оправдываться в грехах. Также прошу дивным человеколюбием Твоим, «да не наступит на меня нога гордыни, и рука грешника да не изгонит меня» (Пс.35:12). Оглавление 8. Крестные страдания Сына Божия являются причиною примирения человека с Богом Всемогущий Боже, Отче Господа моего, устрой милостиво, чтобы помиловать меня, потому что я все, что ни обрел драгоценного, усердно принес Тебе; что ни нашел любимого, смиренно представил Тебе. Я ничего не оставил себе, чего бы не открыл Тебе: потому что я все мое упование устремил к Тебе. Предложил я ходатая моего пред Тобою, возлюбленного Сына Твоего. Через Этого Ходатая я надеюсь на прощение. Послал я словами Слово и исчислил пред Тобою страдания Святейшего Сына, за меня понесенные. Верую, что посланное Тобою Божество восприняло мое человечество, и в нем благоволило претерпеть заушения, узы, плевания и поношения, также подъять крест, гвозди и копие. Верую, что Слово Твое Божественное, ставшее плотию, во плоти ранами уязвленное, страданиями раздробленное, вмененное с мертвыми, одаренное славою воскресения, на небеса взошло и одесную Тебя воссело. Оно — умилостивление мое и жертва Твоя. Здесь внемли, Щедрый, какого Ты родил Сына и какого искупил раба. Здесь обними с любовью Пас-тыря и воззри милосердно на принесенную к Тебе на собственных Его плечах овцу. Это — верный и добрый Пастырь, Который овцу, давно заблудившуюся, по расселинам гор и по стремнинам долин искал с великим старанием; и ее, уже умирающую от долговременного странствования, наконец найдя, радостно возложил на Себя; ее, прилепившуюся к Нему чудным стремлением любви, извлек из пропасти глубокого поругания и, взявши в сладкие объятия, к девяносто девяти принес одну погибшую. Господи, Царь мой, Боже всемогущий, Пастырь добрый приносит Тебе то, что Ты поручил Ему. Он, по совету Твоему спасти человека, приводит его к Тебе, очистившегося от всякой скверны. Вот препрославленный Сын тварь Твою с Тобою примиряет, которая далеко заблудилась от Тебя. Вот в стадо Твое Пастырь кроткий приносит овцу, которую отнял дерзкий грабитель. Представляет пред лицо Твое раба, которого собственное признание сделало беглецом, чтобы заслуживший наказание удовлетворением Его получил прощение, и повинный за преступления геенне при таком Вожде уже наслаждался возвращением в отечество. Святый Отче, я прогневлял Тебя, но собою не мог умилостивить Тебя. Стал помощником моим, Боже мой, Твой возлюбленный Сын, принявши мое человечество для уврачевания немощи моей, чтобы тем самым, что было причиною Твоего оскорбления, принести Тебе жертву хваления и меня тем примирить с Твоею благостью; этим Он, сидя одесную Тебя, всегда объявляет Себя участником моего существа. Он — моя надежда, Он — мое упование. Воззри, Милосердный, воззри на меня, хотя из любви к возлюбленному Сыну Твоему. Воззри на то в Сыне, чем Ты умилостивляешься к рабу. Видишь таинство плоти, и оставь осуждение плоти. Когда открываются пред Тобою раны возлюбленного Сына, всегда да исчезают, молю, согрешения мои. Всякий раз, когда краснеет драгоценная кровь из святого ребра, да истребляются, молю, пороки моего осквернения. Есть ли такой грех человеческий, которого бы не загладил Сын Божий, ставши человеком? Может ли быть такая гордость, которую бы не попрало смирение Сына Божия? Неужели держава смерти так велика, чтобы ее не разрушило крест-ное мучение Сына Божия? Всеблагой Творец света, прости мои преступления ради безмерных страданий Твоего возлюбленного Сына. Да укротится Его благостью мое нечестие и Его кротостью моя жестокость. Да покорит Его смирение мою гордость, Его терпение — мою нетерпеливость, Его щедрость — мою черствость, Его послушание — мое непокорство, Его тихость — мое беспокойство, Его приятность — мою горесть. Его сладость — мой гнев, Его любовь — мое бессердечие. Оглавление 9. Призывание Святого Духа Теперь Ты, о божественная любовь Отца всемогущего и всеблаженного Сына святое общение, всесильный Утешитель Дух, печальных всемилостивый Утешитель! теперь Ты войди всемогущею силою Твоею внутрь сердца моего и от нерадения моего все мрачные в нем места освети светом сияния Твоего, и изобилием росы Твоей сотвори плодоносными их, от долговременной нечистоты иссохшие. Уязви внутреннего человека моего стрелою Твоей любви; и, проходя, воспламени спасительным пламенем силы ослабевающего сердца моего, и, освящая огнем, попали все греховное в мысли и теле. Напои меня потоком сладости Твоей, чтобы я уже не вкушал никакой ядовитой сладости мирских вещей. «Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым» (Пс.42:1), и научи меня творить волю Твою, потому что Ты — Бог мой. В ком Ты обитаешь, в том творишь дом Отцу и Сыну. Блажен тот, кто Тебя удостоится принять, потому что Тобою в нем Отец и Сын сотворят Себе обитель. Приди, приди, Утешитель скорбящей души, помощник в печали. Приди, Очиститель скверн, Врач язв; приди, крепость немощных, Откровение тайн. Приди, смиренных Наставник, гордых Низложитель. Приди, милостивый Отец сирот, вдов сладкий Судия. Приди, Надежда нищих, Восстановитель ослабевающих. Приди, плавающих путеводная Звезда, от кораблекрушения пристанище. Приди, всех живых Красота, умирающих единое Спасение. Приди, Пресвятой Дух, приди и помилуй меня: сделай меня достойным Тебя и сойди милостиво ко мне, чтобы моя малость явилась благоугодною перед Твоим могуществом, по множеству щедрот Твоих, о Христе Иисусе Спасителе моем, Который с Отцом в едином Божестве живет и царствует во веки веков. Аминь. Оглавление 10. Молитвенное обращение смиренного раба Божия Знаю, Господи, знаю и исповедую, что я недостоин того, чтобы Ты любил меня, но истинно Ты достоин, чтобы я Тебя любил. Хотя я недостоин Тебе служить, но Ты достоин служения твари Твоей. Ради этого даруй мне, Господи, от достоин-ства Твоего: и я буду достоин от недостоинства моего. Сотвори волею Твоей, чтобы я оставил грехи, и служил Тебе, как должно. Даруй мне так вести и окончить жизнь мою, чтобы я уснул в мире и почил в Тебе. Сотвори, чтобы при кончине пришел ко мне сон с миром, мир с безопасностью, безопасность с вечностью. Аминь. Оглавление 11. Молитва Святой Троице Тебя, нерожденного Бога Отца, Тебя, Сына Единородного, Тебя, Духа Святого Утешителя, Святую и нераздельную Троицу, всем сердцем и устами исповедуем, хвалим и благословляем: Тебе слава во веки веков. Аминь. Оглавление 12. Исповедание Всемогущего Бога О, Высочайшая Троица, единая сила и нераздельное величие, Боже наш, Боже всемогущий! исповедуюсь Тебе я, последний из рабов Твоих и малый член Церкви Твоей, исповедуюсь Тебе и почитаю Тебя достойною жертвою хваления, что Ты мне столь униженному благоволил дать знание и силу. Если я не имею наружных даров, чтобы принести Тебе, то охотно и радостно, с верою нелицемерною и благою совестью приношу Тебе обеты хваления. Верую в Тебя всем сердцем моим, Царь неба и земли, Господи, и молю Тебя, исповедую Отца и Сына и Святого Духа, в Лицах тройственного, в существе единого, истинного Бога, всемогущего, единого простого, бесплотного, невидимого и не описанного, ничего выше и более Себя не имеющего, но всяким образом без недостатка совершенного, без количества великого, без качества благого, без смерти жизнь, без немощи сильного, без лжи истинного, без положения вездесущего, без места повсюду целого, без протяжения все наполняющего, без противления всюду встречающегося, без остановки во всех тварях пребывающего, без нужды все творящего, без труда всем управляющего, без Своего начала всему начало дающего, без Своего изменения во всем существующем перемены производящего; величием бесконечного, силою всемогущего, благостью величайшего, премудростью непостижимого, советами страшного, судом праведного, помышлениями сокровеннейшего, в словах справедливого, в делах святого, в щедротах изобильного, к согрешающим весьма терпеливого, к раскаивающимся милосердного, всегда вместе вечного и бесконечного, бессмертного и неизменного, Которого ни пространство не увеличивает, ни тес-нота мест не умаляет, и никакое вместилище не заключает, ни желание не изменяет, ни дружба не приклоняет, ни печаль не смущает, ни радость не пленяет; у Которого ни забвение ничего не отнимает, ни память не возвращает, ни минувшее не проходит, ни будущее не наступает; Которому ни начало начала, ни времена приращения, ни случай окончания не дает, но Ты прежде веков, в веках и вовеки живешь вечно, и у Тебя вечная хвала, вечная слава, высочайшая власть и особенная честь, непрерывное царство, и держава без конца, в неограниченные, нескончаемые и бессмертные века веков. Оглавление 13. О том, как Бог Отец благоволил помочь роду человеческому, и о воплощении Слова До сих пор, Всемогущий Боже, Зритель и Хранитель сердца моего, исповедовал я всемогущество величия Твоего и величие всемогущества Твоего; а теперь то, как Ты на земле человеческому роду в конце веков благоволил помочь, — как сердцем верую в правду, так устами исповедую пред Тобою во спасение. О Сыне Твоем пишет апостол: «когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего» (Гал.4:425). Он в мир этот послан был, и, родившись от блаженной Приснодевы Марии, во плоти явился истинным и совершенным человеком. Но что такое говорит о Нем евангелист: «в мире был, и мир чрез Него начал быть» (Ин. 1:10). А туда Он послан по человечеству, где всегда пребывает по Божеству. Я всем сердцем признаю и устами исповедую это послание делом всей Святой Троицы. Как же Ты возлюбил нас, что и Сына Своего не пощадил, но предал Его за нас грешных? Он послушен был Тебе до крестной смерти; взял рукописание грехов наших и пригвоздил его ко кресту, распял грех и умертвил смерть. Он один был свободен среди мертвых, имел власть положить за нас душу Свою и опять принять ее. Он Совершитель и жертва. Он Священник и жертвоприношение. Я великое имею упование на Него, потому что Ты исцелишь все болезни мои Тем, Кто сидит одесную Тебя и ходатайствует о нас. Избавь меня от князя мира этого сидящим одесную Тебя Искупителем нашим, в Котором он никакого зла найти не мог. Тем Самым оправдай меня, Который не сотворил греха. Избавь, молю, меня от грехов, пороков, преступлений и нерадений моих. Наполни меня Твоими святыми добродетелями и сотвори, чтобы я привык к добру. Сделай, чтобы я в святых упражнениях во имя святое Твое пробыл до кончины моей, по Твоему благоволению! Оглавление 14. О надежде, которую душа должна иметь на Господа Иисуса Я пришел бы в отчаяние от безмерных грехов моих и бесчисленных преступлений моих, если бы не стало плотию Слово Твое, Боже, и не вселилось в нас. Но уже не смею отчаиваться, потому что мы, еще бывши врагами, примирились смертью Сына Твоего, тем более после примирения спасаемся Им. Вся моя надежда и незыблемость всего моего упования возложена на бесценную кровь Его, для нас и для спасения нашего излиянную. За это благодарим Тебя, милостивый и щедрый Человеколюбец Боже, что Ты нас Сыном Твоим, Господом нашим Иисусом Христом, чудесно избавил и возвратил погибших по вине своей. Я воздаю Тебе хвалы от всего сердца моего за то, что Ты, по неизглаголанной любви Твоей, которою нас бедных и недостойных по чудной благости возлюбить благоволил, послал из лона Своего Единородного Сына Своего спасти нас грешных, тогда бывших сынами погибели. Благодарю Тебя за святое воплощение и рождество Его, и за славную Матерь Его, от Которой Он ради нас благоволил принять плоть, чтобы Он, — как истинный Бог от Бога, — так истинным был Человеком от человека. Благодарю Тебя за страдание и крест Его, за смерть и воскресение Его, за вознесение Его на небо, за присутствие Его одесную Тебя и за посла-ние Им Святого Духа. Благодарю Тебя за то святейшее бесценной крови Его излияние, которою мы искуплены, и за святейшую и животворящую тайну Тела и Крови Его, которою мы повседневно насыщаемся, и Единого высочайшего Божества становимся участниками. Благодарю Тебя за Твою чудную и неизре-ченную любовь, которою Ты нас недостойных так возлюбил и спас чрез Единородного и возлюбленного Сына Твоего, «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Сия же есть жизнь вечная, да познаем Тебя, истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа, верою правою и делами веры.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar