Меню
Назад » »

Архимандрит ИОНА (Карпухин) / ЛИТУРГИКА (3)

В праздничные дни, освободившись от обычных житейских занятий, христианин должен проводить время в молитве, в чтении или слушании Слова Божия и душеспасительных книг и в благотворении ближним. Праздники отмечаются также и особо торжественными богослужениями. Праздники можно подразделять по важности воспоминаемых событий, а также по месту и времени празднования. По важности воспоминаемых событий праздники разделяются на великие, средние и малые. 2. 1. Великие праздники Великие праздники в Церковном Уставе отмечаются знаком красного креста в красном круге + . К этим праздникам принадлежат 12 великих праздников Господних и Богородичных, называемые двунадесятыми, и 5 недвунадесятых праздников. Великие двунадесятые праздники № п/п Наименование праздника Дата празднования 1. Рождество Пресвятой Богородицы 21(8) сентября 2. Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня 27 (14) сентября 3. Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря (21 ноября) 4. Рождество Христово 7 января (25 декабря) 5. Крещение Господне (Богоявление) 19 (6) января 6. Сретение Господне 15 (2) февраля 7. Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля (25 марта) 8. Вход Господень во Иерусалим (эта неделя называется Неделей Ваий, или Вербным Воскресением) за неделю до Пасхи 9. Вознесение Господне в сороковой день по Пасхе (в четверг) 10. Пятидесятница, или Троица в пятидесятый день по Пасхе - (в воскресенье) 11. Преображение Господне 19 (6) августа 12. Успение Божией Матери 28 (15) августа Праздник Пасхи - это "праздников праздник и торжество торжеств". Он бывает в различные дни месяца апреля или мая (от 4 апреля до 8 мая (от 22 марта до 25 апреля по старому стилю)) в первый воскресный день после весеннего полнолуния. Великие недвунадесятые праздники 1. Покров Пресвятой Богородицы 14 (1) октября 2. Обрезание Господне и память святителя Василия Великого 14 (1) января 3. Рождество святого Иоанна Предтечи 7 июля (24 июня) 4. Память святых апостолов Петра и Павла 12 июля (29 июня) 5. Усекновение главы святого Иоанна Предтечи 11 сентября (29 августа) Двунадесятые праздники имеют дни предпразднства, попразднства и отдания праздника. Днями предпразднства Святая Церковь приготовляет верующих к встрече дня праздника посредством особых молитв в честь наступающего праздника. Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднств, за исключением Рождества Христова, предпразднство которого продолжается 5 дней, и Крещения Господня - 4 дня. Предпразднства не имеет только праздник Входа Господня в Иерусалим. Дни попразднства составляют продолжение праздника. В эти дни наряду с песнопениями дневному святому Святая Церковь продолжает вспоминать и прославлять события бывшего праздника. Число дней попразднства неодинаково. 1. Рождество Пресвятой Богородицы 4 дня 2. Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня 7 дней 3. Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 дня 4. Рождество Христово 6 дней 5. Крещение Господне (Богоявление) 8 дней 6. Сретение Господне - зависит от той или иной близости праздника к Великому посту от 7 до 0 дней 7. Благовещение Пресвятой Богородицы вечер того же дня 8. Вход Господень во Иерусалим вечер того же дня 9. Вознесение Господне 8 дней 10. Пятидесятница 6 дней 11. Преображение Господне 7 дней 12. Успение Божией Матери 9 дней Последний день попразднства называется днем отдания праздника. В этот день святая Церковь вновь сосредотачивает все наше внимание на содержании праздника. 2. 2. Средние праздники Средние праздники различаются по двум видам. Одни из них обозначаются в Церковном Уставе красным крестом в красном полукруге + и имеют, как и великие праздники, всенощное бдение. Среди них, например, следующие праздники: 1. Дни памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова 21 (8) мая и 9 октября (26 сентября) 2. Святителя Иоанна Златоуста 26 (13) ноября 3. Святителя Николая Мир Ликийских 19 (6) декабря и 22 (9) мая 4. Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста 12 февраля (30 января) 5. Святого Георгия Победоносца 6 мая (23 апреля) К разряду средних праздников относятся и праздники храмовые, то есть праздники в честь святых, во имя которых освящен данный храм, а также в честь тех святых, мощи которых в нем покоятся. Последование этих праздников отличается от великих тем, что в эти праздники совершается служба не только празднуемым святым, но в нее включаются и некоторые другие песнопения. Например, на утрени праздничный канон предваряется каноном Богородице. Другие средние праздники обозначаются знаком красного креста без полукруга + . В эти праздники совершается служба полиелейная. Может быть совершено и бдение, "аще восхощет настоятель совершити" (Типикон). Служба святым, имеющим означенный знак + , называется "службой святым с полиелеем". 3. Малые праздники Малые праздники бывают также двух видов. Одни из них обозначаются знаком "три красных точки в красной скобке", что означает службу со славословием (на утрени поется великое славословие, и вся утреня получает праздничное окончание). Малые праздники второго вида обозначаются знаком черной скобки с тремя черными точками в середине, что означает "шестеричную службу", то есть также в этот день нужно петь на вечерне шесть стихир святым на "Господи воззвах" из Миней. Дни, не отмеченные в богослужебных книгах никаким знаком, к праздникам не причисляются и имеют буднюю (вседневную) службу. По месту празднования праздники разделяются на общие, отправляемые всею Православною Церковью, каковы праздники великие, средние и малые; местные, то есть праздники, которые отправляются в какой-либо одной местности, например, в честь той или иной иконы Божией Матери, или в честь какого-либо святого, которые особенно почитаемы именно в данной местности; и храмовые. По времени празднования праздники разделяются на неподвижные (непереходные), которые бывают всегда в одни и те же числа месяца (например, Рождество Христово - 7 января (25 декабря)) и подвижные, (которые приходятся в разные числа и даже в разные месяцы, но всегда в одни и те же дни недели, в зависимости от праздника Святой Пасхи, например, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесятница). Так как все вообще праздники совершаются Церковью во славу Божию, или в честь Божией Матери, или в честь святых, то по этому признаку праздники разделяются еще на три разряда: праздники Господни (Рождество Христово, Преображение и др.), праздники Богородичные (Рождество Пресвятой Богородицы, Введение Ее во храм и др.) и в честь святых (апостолов Петра и Павла, пророка Илии, святителя Николая и др.). 3. Посты С древнейших времен Святая Церковь учредила посты. Пост освящен Самим Господом Иисусом Христом, Который перед началом Своего общественного служения провел в посте 40 дней. О великом значении поста говорят многие Отцы и Учители Церкви, и соблюдение постов вменяется в строгую обязанность всем членам Церкви. Важнейшим из постов, установленных Церковью, является Великий пост, или Святая Четыредесятница. Пост этот установлен в память и подражание сорокадневному посту Господа Иисуса Христа с той целью, чтобы христиане, очистившись от своих прегрешений, достойно встретили Святую Пасху. К Святой Четыредесятнице примыкает Страстная седмица, посвященная воспоминанию о страданиях и крестной смерти Христа Спасителя. Этот пост строгий: запрещается вкушать мясную, молочную, яичную и рыбную пищу, кроме двунадесятых праздников Благовещения и Входа Господня в Иерусалим, когда разрешается вкушение рыбы. Следующим постом является Петров пост - в честь и память святых апостолов. Он начинается с понедельника после Недели Всех святых и оканчивается в день памяти святых апостолов Петра и Павла. Продолжительность его в разные годы неодинакова (от шести недель до одной недели и одного дня) и зависит от дня празднования Пасхи в данном году. В этот пост разрешается вкушение рыбы, кроме среды и пятницы. Третьим годовым постом является Успенский пост. Установлен он в честь Божией Матери, в память Ее Успения. Пост начинается с 14 (1) августа и оканчивается в праздник Успения. В этот пост, как и в Великий, запрещается вкушать рыбу, кроме праздника Преображения. Последним годовым постом является Рождественский пост, установленный в честь Рождества Христова, цель его - приготовить христиан к встрече этого светлого и радостного праздника. Начинается этот пост 28 (15) ноября, на следующий день после памяти святого апостола Филиппа (отсюда он иногда называется в народе Филиппов пост, "Филипповка") и продолжается до праздника Рождества Христова. В этот пост разрешается рыба, как и в Петров пост. Кроме этих многодневных постов есть посты однодневные. К ним относятся еженедельные посты в среду и пятницу каждой недели. Пост в среду установлен в воспоминание предания Иисуса Христа Иудой, а пост в пятницу - в память крестных страданий и смерти Спасителя. В году есть несколько недель, в которые пост в среду и пятницу отменяется (так называемые сплошные недели): 1) святки, то есть время от празднования Рождества Христова до кануна праздника Крещения Господня (7 - 18 января); 2) неделя о мытаре и фарисее - первая приготовительная неделя к Великому посту; 3) сырная неделя (или масленица, - на этой неделе запрещается вкушать мясо) - последняя неделя перед Великим постом; 4) Пасхальная (светлая) неделя; 5) Троицкая неделя. К однодневным постам относятся посты в день праздника Воздвижения Честнаго Креста, в день памяти Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, а также в канун праздников Рождества Христова (день особо строгого поста, которым завершается Рождественский пост), и Богоявления, последние два дня называются сочельниками. Глава IV БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ Общее понятие о Богослужебных книгах Содержание и порядок Богослужения Православной Церкви излагаются в богослужебных книгах; изучение их абсолютно необходимо для углубленного понимания и правильного отправления Богослужения. Начало богослужебных книг восходит к глубокой древности. История Церкви указывает, что они были в употреблении уже в третьем веке. Окончательное оформление богослужебные книги получили в IX веке. На Руси они появились с принятием христианства. Греческие богослужебные книги начали переводиться на славянский язык в 60-х годах. У истоков этого широкомасштабного и принципиально значимого для Русской Православной Церкви явления стояли святыми солунские братьями Кирилл (Константин) и Мефодий. Богослужебные книги в Русской Церкви постепенно дополняются, ибо составление служб новопрославленным святым продолжается до наших дней. Употребляемые при богослужении книги могут быть разделены на священно-богослужебные и церковно-богослужебные. К священно-богослужебным книгам относятся: Евангелие, Апостол и Псалтирь, то есть книги, взятые из Библии. К церковно-богослужебным книгам относятся: Служебник, Часослов, Октоих, Минеи, Триодь Постная, Триодь Цветная, Типикон, или Устав, Ирмологий, Требник, Книга молебных пений - книги, составленные Отцами и Учителями Церкви на основании Священного Писания и Священного Предания. Следует иметь в виду, что настоящая глава, "Богослужебные книги", представляет собой лишь руководство к ознакомлению с каждой из этих книг. Поэтому воспитанники должны изучать здесь прежде всего саму книгу (Богослужебное Евангелие, Октоих и т.п.); бессмысленное зазубривание конспекта без книги недопустимо! СВЯЩЕННО - БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ 1. Богослужебное Евангелие Святое Евангелие содержит в себе четыре благовестия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна, поэтому иногда оно называется Четвероевангелием. Чтение Евангелия за богослужением полагается по уставу ежедневно, кроме понедельника, вторника, среды, четверга, пятницы Великого поста и среды и пятницы сырной седмицы. Все Евангелие прочитывается в течение года. Перед каждым Евангелием помещено: 1) краткое описание жизни Апостола-Евангелиста; 2) краткое содержание глав евангельских; 3) указатель параллельных мест из других евангелистов. В этом указателе события расположены в хронологическом порядке - начиная от Рождества Христова и заканчивая Его воскресением и вознесением. Цифрам, которыми обозначены евангельские события, соответствуют цифры черного цвета на наружных полях. Обычное деление текста Священного Писания на главы и стихи сохраняется и в богослужебном Евангелии. Счет глав указывается на верхнем поле. Счет стихов указан цифрами черного цвета на внутреннем поле. Кроме деления на главы: (в Евангелии от Матфея - 28 глава, в Евангелии от Марка - 16 глав, в Евангелии от Луки - 24 главы, в Евангелии от Иоанна - 21 глава) и стихи, каждое из четырех евангелий делится для богослужебного употребления на так называемые зачала. В Евангелии от Матфея 116 зачал; в Евангелии от Марка - 71 зачало; в Евангелии от Луки - 114 зачал; в Евангелии от Иоанна - 67 зачал. Деление Евангелий на зачала было произведено преподобным Иоанном Дамаскиным и преподобным Феодором Студитом. Зачалом называется часть текста Нового Завета, назначенная для чтения при богослужении в тот или иной день. Перед зачалом помещается звездочка, под строкою же указывается дата чтения зачала. Там же, под строкой, называются и слова, какими нужно начинать чтение зачала: "Во время оно", "Рече Господь…" Конец евангельского чтения указывается в самом тексте киноварью, например: "конец недели", "конец пятку". Иногда евангельское чтение состоит из нескольких мест, выбранных из различных глав и даже различных евангелистов; такой переход в самом тексте обозначается так: "преступи Кресту", и "чти Кресту". В конце богослужебного Евангелия помещен указатель рядовых чтений на каждый день недели всего года и всех воскресений, начиная от Пасхи и заканчивая сыропустной неделей. Временной промежуток от Пасхи до Недели Всех святых включает 8 недель. Затем следуют 32 недели и четыре подготовительные к Великому посту недели: 33 - неделя о мытаре и фарисее; 34 - неделя о блудном сыне; 35 - неделя мясопустная; 36 - сырная неделя (или масленица), после которой начинается Великий пост (о необходимых при этом евангельских проступке и отступке см. конспект III класса). 2. Богослужебный Апостол Книга Апостол содержит: а) Деяния святых апостолов; б) семь Соборных посланий; в) четырнадцать Посланий святого апостола Павла; г) Апокалипсис (в некоторых изданиях). Все указанные новозаветные книги имеют свое деление на главы, стихи и зачала, но счет последних общий. Все зачала идут непрерывным порядком от 1 главы Деяний до 13 главы Послания к евреям - всего 335 зачал. Отступлением от этого сквозного счета служит лишь наличие двух пятидесятых и пятьдесят первых зачал: одна их пара относится к Деяниям Апостольским, а другая - к Посланию святого апостола Иакова. В книге Деяний пятидесятое и пятьдесят первое зачала являются последними, а в Послании святого Иакова - первыми. Причина такой нумерации зачал такова: книга Деяний разделена на пятьдесят одно зачало, но из них тридцать третье и сорок девятое не читаются в общем хронологическом порядке, а употребляются за богослужением в особые дни года (тридцать третье зачало - 11 сентября - в день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, а сорок девятое зачало - 3 июня - в день памяти святого равноапостольного Константина Великого). Итак, рядовых зачал в Деяниях, без двух оказывается фактически не пятьдесят одно, а сорок девять, и поэтому следующие рядовые зачала в Послании святого Иакова обозначены числами 50 и 51. В книге Деяний есть и такие зачала, которые читаются в дни особых святых, но они же включены и в число рядовых зачал. В Апостоле точно так же, как и в Евангелии, уставные чтения имеют киноварные обозначения и подстрочники. Кроме деления Апостола на зачала в нем имеется особое разделение на известные отделы. Перед началом каждого такого отдела стоит особый знак (в виде медальона), в середине которого пишется название дня недели: "неделя" (воскресенье), "понедельник", "вторник" и т.д. Разделение на указанные отделы сделано для келейного чтения и для того чтения, которое по Уставу должно быть на всенощном бдении после благословения хлебов, когда положено читать Деяния, Послания и Апокалипсис (Типикон, гл. 2). Число таких отделов близко к числу бдений в году, назначаемых Типиконом в 6 главе. Бдений положено около семидесяти, а отделов - 72. В начале и конце Богослужебного Апостола имеются статьи, подобные евангельским, в которых дается ряд вводных сведений и проч. Перед книгою Деяний Апостольских и перед каждым Посланием находятся следующие "статьи": 1) "Знамения". В этой статье находится указание предметов новозаветной книги. Черными (иногда малыми) цифрами обозначается предмет, а красными (иногда большими) - некоторые детальные дополнения к предмету. 2) "Сказания". Здесь говорится о месте, поводе и цели написания Послания. В конце Апостола помещены: 1. Указатель апостольских чтений по неделям, начиная с Пасхи и кончая Великой Субботой, с прокимнами, антифонами, тропарями, кондаками, аллилуариями и причастнами праздничных дней. 2. Месяцеслов. 3. Воскресные прокимны восьми гласов. 4. Прокимны дней недели. 5. Указатель чтений "общих святых" и на "всякую потребу". 6. Антифоны вседневные. 2.1. Указания для чтения Апостола Чтец должен получить благословение от служащего священника на облачение в стихарь и для чтения Апостола, после чего он выходит на указанное место для чтения положенного Апостола. После того, как хор пропоет "Трисвятое", и священник возгласит: "Мир всем", чтец произносит: "И духови твоему". Вслед за этим диакон возглашает: "Премудрость", после чего чтец произносит прокимен. Далее хор поет прокимен, затем чтец произносит стих, а хор второй раз поет прокимен. После этого чтец произносит первую часть прокимна, а хор поет вторую часть. По окончании пения прокимна диакон возглашает: "Премудрость", а чтец произносит надписание апостольского чтения, например: "Деяний святых Апостол чтение", "Соборного послания Иоаннова чтение", "К Галатам послания святаго Апостола Павла чтение". Диакон произносит: "Вонмем". Чтец читает положенное зачало Апостола. По окончании чтения Апостола священник тихо произносит: "Мир ти". Чтец отвечает ему в таком же тоне: "И духови Твоему". Диакон говорит: "Премудрость". Чтец после произнесения: "И духови Твоему" сразу же произносит: "Аллилуиа" (трижды). Хор поет: "Аллилуиа" (трижды). Чтец произносит стих "Аллилуиа", хор поет второй раз: "Аллилуиа", затем чтец произносит второй стих, а хор поет третий раз: "Аллилуиа". Чтец, перекрестившись, входит в алтарь южными дверями, берет благословение от служащего священника и затем разоблачается. В некоторые дни положено два апостольских чтения и два прокимна. Порядок пения прокимнов таков: чтец произносит первый прокимен, хор поет этот прокимен, затем чтец произносит стих прокимна, а хор поет второй раз прокимен. Далее чтец вместо первой половины прокимна произносит второй прокимен. Хор также поет второй прокимен. Некоторые прокимны имеют вставные слова, например: прокимны Богородичных праздников: "Песнь Богородицы", прокимен в Неделю святых отцев: "Песнь Отцев". Аллилуарий всегда поется только три раза. В некоторых аллилуариях имеется один стих вместо двух; в таком случае его нужно разделить на две части или повторить. Если положено два аллилуария, следует взять первый стих из одного, второй стих - из другого. На Литургии не читается более двух апостольских чтений, двух зачал. Если в какой-либо день приходится читать по три апостольских зачала, то они читаются как два, то есть одно зачало читается "под зачало" с другим. Примечание: Выражение "под зачало" означает то, что два Апостола читаются так, как будто они составляют одно зачало, то есть между чтением двух зачал не бывает большой остановки. При чтении двух апостольских зачал соблюдается следующий порядок: 1. Сначала читаются зачала дневные, затем святым: а) во все дни недели, кроме субботы; б) в субботы от Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых; в) во все воскресные дни (кроме недель перед Воздвижением и по Воздвижении, недели после Рождества Христова); г) в дни отданий Богородичных праздников сначала читается рядовое зачало, а потом - Богородице. 2. Читается апостол сначала святому, а потом - рядовой по субботам с Недели Всех святых до Недели о мытаре и фарисее. Примечание: В Апостоле встречаются зачала, обозначенные словом "от полу", то есть от половины. 3. Псалтирь Псалтирь печатается двояким образом: во-первых, с приложением Часослова и других "последований" - так называемая "Псалтирь с следованием", "Псалтирь с последованием", "Псалтирь следованная"; во-вторых, только Псалтирь без "последований", на церковном языке называемая "Малою Псалтирью", "Псалтирью келейной". Псалтирь иногда называют "Учительной", так как из всех церковных песнопений, содержащихся в богослужебных книгах, псалмы по преимуществу являются назидательными, учительными, гимнами. В псалмах вся Церковь и каждый верующий могут выражать свои благоговейные переживания, чувства покаяния и радости. По словам святителя Василия Великого, "Псалтирь пророчествует о будущем, вспоминает о прошедшем… Она есть некая сокровищница благих наставлений; она врачует и застарелые душевные язвы, и тому, кто получил свежую рану, подает скорое исцеление; она подкрепляет немощное, охраняет здоровое, истребляет страсти. Она доставляет спокойствие душе, производит мир, прощает бурные и мятежные помыслы. Псалом смягчает душу гневливую, уцеломудривает любострастную… Чему не наставит тебя Псалтирь? Ты научишься из нее и отличному мужеству, и строгому правосудию, и постоянному воздержанию, и совершенной щедрости, и образу покаяния, и полному терпению, ты научишься из нее всему доброму…" (Беседа на первый псалом). В древней Руси Псалтирь была одним из предметов образования и являлась учебной книгой. Поэтому в Псалтири, как книге учительной, печатаются "статьи", научающие истинам веры во Единого Бога, славимого в Троице. К ним относятся: а) Символ святителя Афанасия, патриарха Александрийского; б) Изложение о вере Анастасия, патриарха Антиохийского, и Кирилла Александрийского в вопросо-ответной форме; в) изложение о вере святого Максима Исповедника; г) краткое поучение о крестном знамении и сложении перстов для совершения его и др. Псалтирь разделена на 20 кафизм, а каждая кафизма - на три "Славы", или части, оканчиваемые словами: "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу". "Славы" иногда называются "статьями", "антифонами". 17 кафизма разделяется не только на три "Славы", но и на две половины. В ней перед 94 стихом ("Твой есмь аз, спаси мя") печатается слово: "среда", то есть середина. Поскольку Псалтирь употребляется за Богослужениями в течение всего года, в начале ее находится указатель чтений. За кафизмами следуют "Пророческие песни", употребляемые в настоящее время только в Великом посту, и "Псалмы избранныя". В конце Малой Псалтири помещаются "Последование по исходе души от тела" и "Помянник", а в более полных изданиях - "Чин 12 псалмов" и наставление "От старчества о келейном правиле". 3.1. Следованная Псалтирь Следованная Псалтирь делится на 5 частей: Псалтирь, Часослов, Месяцеслов, Канонник, Семиднев. Содержание первой части Следованной Псалтири В первую часть Следованной Псалтири вошли псалмы, которые Церковь установила прочитывать в храме за богослужением в течение каждой седмицы. Кафизмы читаются на вечерне и утрени. После 20 кафизмы в Следованной Псалтири помещены избранные псалмы и величания к ним, которые поются в великие праздники после "Хвалите имя Господне". Они исполняются антифонно, двумя хорами; указания об исполнении тех или иных стихов тому или иному хору приводятся на полях против псалма буквами "а" и "в". Величания расположены в том порядке, в каком следуют праздники по Месяцеслову. Кроме того, между величаниями недель Цветоносной и Фоминой помещены похвалы с 17 кафизмой, исполняемые при погребении Спасителя в Великую Субботу. Первая часть Следованной Псалтири заканчивается третьей главой, содержащей текст тропарей и молитв, читаемых после каждой кафизмы при келейной молитве (в Малой Псалтири тропари и молитвы печатаются на ряду после каждой кафизмы). В Православной Церкви издревле существует благочестивый обычай чтения Псалтири над телом умершего монаха, мирянина, а также диакона (над епископом и священником читается Евангелие, и только священнослужителями). Читать Псалтирь требуется стоя. Тот, кто первым приступает к чтению Псалтири над телом умершего, должен прежде всего прочитать "Последование по исходе души от тела". Порядок чтения Псалтири по усопшим следующий: "Молитвами святых отец… Аминь. Трисвятое по "Отче наш…" Тропари: "Помилуй нас, Господи, помилуй нас…", "Слава", "Честное пророка Твоего Господи торжество…", "И ныне", "Многая множества…", "Господи, помилуй" - 40 раз, молитва "Всесвятая Троица…", "Приидите, поклонимся" (трижды) и первая кафизма. На каждой "Славе" читается молитва: "Помяни Господи Боже наш, в вере и надежде живота вечнаго преставльшагося раба твоего (имя рек)… или рабу твою…". Эта молитва находится в конце последования по исходе души. По окончании каждой кафизмы читается Трисвятое по "Отче наш", тропари и положенная на каждой кафизме молитва. Следующая кафизма начинается словами: "Приидите; поклонимся". Псалтирь читается по всем умершим, кроме лиц, покончивших свою жизнь самоубийством. 2 часть Следованной Псалтири: Часослов Вторую часть Следованной Псалтири составляет Часослов, в котором содержатся чинопоследования суточного крута богослужения, преимущест-венно с теми молитвословиями и песнопениями, которые поются и читаются чтецами и певцами. Суточный круг Богослужения состоит из вечерни, повечерия (малого или великого), полунощницы, утрени, первого часа, третьего часа, шестого часа и девятого часа, которые служат приготовлением к главному Богослужению - Божественной Литургии. В древности эти последования совершались отдельно одно от другого в часы, назначенные Церковью, но впоследствии, по снисхождению к немощам и нуждам христиан, Церковь дозволила объединять их в три группы и совершать вечером, утром и около полудня. Круг суточного богослужения Церковь начинает вечером. В состав вечернего богослужения Православной Церкви входят: девятый час, вечерня и повечерие. В состав утреннего богослужения входят: полунощница, утреня и первый час. Дневное богослужение составляют: третий, шестой час и литургия (или изобразительны). В Часослове эти службы расположены в несколько ином порядке. Часослов начинается с полунощницы. Так называется эта служба потому, что Устав предписывает совершать её в полночь. В Часослове помещаются три отдельные последования полунощницы: вседневной, субботней и воскресной. Перед полунощницей в самом начале Часослова находятся начальные утренние молитвы. Вседневная полунощница совершается от понедельника до пятницы включительно. Субботняя полунощница совершается, как видно из ее названия, в субботу. Главное ее отличие от вседневной полунощницы заключается в том, что на вседневной полунощнице читается 17 кафизма, а на субботней - девятая кафизма. Воскресную полунощницу положено по Уставу совершать в воскресенье. Недельная, то есть воскресная полунощница, имеет особое чинопоследование. На ней полагается канон Пресвятой Троице (по гласу), находящийся в Октоихе. За воскресной полунощницей следует утреня. Начинается она с двух псалмов с тропарями и ектенией, которые читаются перед шестопсалмием, когда нет бдения. Затем следует шестопсалмие, то есть шесть избранных псалмов. Далее - "Бог Господь" со стихами. В течение Великого поста и в тех случаях, когда не служится литургия, вместо "Бог Господь" поется "Аллилуиа" с особыми стихами. Далее помещены Троичны тропари. Они поются в период Великого поста, начиная от понедельника и до пятницы включительно, и заменяют собой те тропари святым, которые положено петь на "Бог Господь". Троичны тропари размещены по гласам. После Троичных тропарей находятся светильны и эксапостиларии восьми гласов. Светильны читаются после девятой песни Великим постом, а эксапостиларии - во все дни недели. На девятой песни канона поется песнь Пресвятой Богородицы: "Величит душа моя Господа…" с припевом: "Честнейшую Херувим…" В Часослове этот гимн Божией Матери помещен полностью. За светильнами и эксапостилариями следуют хвалитные псалмы - 149, 150. Хвалитными они называются потому, что содержанием их является прославление Бога не только человеком, но и всей тварью. Псалмы эти положены как на праздничной, так и на вседневной службах. На праздничной службе они начинаются пением со слов: "Всякое дыхание да хвалит Господа", на вседневной - чтением со слов: "Хвалите Господа с небес". В конце последнего псалма есть указание киноварью - "на шесть", "на четыре". Это значит, что с данного стиха следует прибавлять к каждому стиху по стихире (из Минеи, Октоиха или Триоди). Пение псалмов заканчивается молитвой: "Преблагословенна еси Богородице Дево…" и великим славословием. Затем помещено вседневное славословие, которое предваряется молитвой: "Тебе слава подобает, Господи Боже наш…". Таким образом, на вседневной утрени, когда великое славословие не поется, надо прочитать хвалитные псалмы со слов: "Хвалите Господа с небес, Тебе подобает песнь Богу…" до конца ("Всякое дыхание да хвалит Господа") и сразу переходить на "Тебе слава подобает…" и вседневное славословие. Далее в Часослове положены стихи к утренним стиховным стихирам: "Исполнихомся заутра милости Твоея Господи…", "И буди светлость…". Далее - "Благо есть исповедатися Господеви…". Стиховные стихиры и "Благо есть…" читаются на утрени в тех случаях, когда славословие читается, а не поется. В конце чинопоследования утрени по Часослову
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar