Меню
Назад » »

ИВАН ГРОЗНЫЙ. ВОЙНА СО ШВЕЦИЕЙ 1554—1557. ЛИВОНСКАЯ ВОЙНА



МИФ/MYTH | МИФОЛОГИЯ/MYTHOLOGY | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ/MYTHOLOGICAL | МИФИЧЕСКИЙ/MYTHICAL

РОБЕРТ ГРЕЙВСМИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ | ГОМЕРИЛИАДА / ОДИССЕЯ
БОЖЕСТВЕННЫЙ КЛАВДИЙ И ЕГО ЖЕНА МЕССАЛИНА​
ЗОЛОТОЕ РУНО \ БЕЛАЯ БОГИНЯ \ ЦАРЬ ИИСУС
ЛЖИВЫЙ \ ЛОЖНЫЙ \ ЛОЖЬ \ ОБМАН \ ЗАБЛУЖДЕНИЕ








ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОАНАЛИЗ  | ПСИХОЛОГИЯ  | ПСИХИКА  | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ | ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ЮНГ | ФРОММ
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
РИТОРИКА | КРАСНОРЕЧИЕ | РИТОРИЧЕСКИЙ | ОРАТОР | ОРАТОРСКИЙ | СЛЕНГ | ФЕНЯ | ЖАРГОН | АРГО | РЕЧЬ ( 1 )
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ  | ПОНЯТИЕ  (1) (10) (6) (2) (7) (5) (9) (3) (4) (8)
 

ГНОСЕОЛОГИЯ ( 1 ) ( 2 ) ( 3 ) ( 4 ) / ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ
ГРУППА / ГРУППОВОЕ / КОЛЛЕКТИВ / КОЛЛЕКТИВНОЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ
Психология (5)\Психология (3)\Психология (2)\Психология (1)\Психология (4)\
Психология (6)\Психология (7)\Психология (8)\Психология (9)\Психология (10)


ФРИДРИХ НИЦШЕ ВОЛЯ К ВЛАСТИ ОПЫТ ПЕРЕОЦЕНКИ ВСЕХ ЦЕННОСТЕЙ


ФИЛОСОФИЯ | (1) (2) (3) (7) (10) (5) (8) (6) (9) (4) | ФИЛОСОФИЯ


ИВАН IV ГРОЗНЫЙ



 

 

ИВАН ГРОЗНЫЙ. ВОЙНА СО ШВЕЦИЕЙ 1554—1557. ЛИВОНСКАЯ ВОЙНА

Война была вызвана установлением торговых связей между Россией и Британией через Белое море и Северный Ледовитый океан, что сильно ударило по экономическим интересам Швеции, получавшей немалые доходы от транзитной русско-европейской торговли (Г. Форстен). В апреле 1555 года шведская флотилия адмирала Якоба Багге прошла Неву и высадила войско в районе крепости Орешек. Осада крепости результатов не принесла, шведское войско отступило. В ответ русские войска вторглись на шведскую территорию и 20 января 1556 года разбили шведский отряд у шведского города Кивинебб. Затем произошло столкновение у Выборга, после чего эта крепость была осаждена. Осада длилась 3 дня, Выборг устоял. В итоге в марте 1557 года в Новгороде было подписано перемирие сроком на 40 лет (вступило в силу 1 января 1558 года). Русско-шведская граница восстанавливалась по старому рубежу, определённому ещё Ореховским мирным договором от 1323 г. По договору Швеция возвращала всех пленных русских вместе с захваченным имуществом, Русь же возвращала шведских пленных за выкуп. В 1547 году царь поручает саксонцу Шлитте привезти ремесленников, художников, лекарей, аптекарей, типографщиков, людей, искусных в древних и новых языках, даже теологов. Однако, после протестов Ливонии, сенат ганзейскогогорода Любека арестовал Шлитте и его людей (см. Дело Шлитте). Весной 1557 года на берегу Нарвы царь Иван ставит порт: «Того же года, Июля, поставлен город от Немец усть-Наровы-реки Розсене у моря для пристанища морского корабельного», «Того же года, Апреля, послал царь и Великий князьоколничего князя Дмитрия Семеновича Шастунова да Петра Петровича Головина да Ивана Выродкова на Ивангород, а велел на Нарове ниже Иванягорода на устье на морском город поставить для корабленного пристанища…». Однако,Ганзейский союз и Ливония не пропускают европейских купцов в новый русский порт, и те продолжают ходить, как и прежде, в Ревель, Нарву и Ригу. Существенное значение в выборе Иваном IV направления военных действий сыграл Посвольский договор 15 сентября 1557 года Великого княжества Литовского и Ордена, создавший угрозу установления литовской власти в Ливонии. Согласованная позиция Ганзы и Ливонии по недопущению Москвы к самостоятельной морской торговле, приводит царя Ивана к решению начать борьбу за широкий выход к Балтике. Во время войны мусульманские области Поволжья стали поставлять русскому войску «множае треюдесять тысящь бранных», хорошо подготовленных к наступлению. Положение русских шпионов на территории Литвы и Ливонского ордена в 1548—1551 гг. описывал литовский публицист Михалон Литвин: Имеется уже великое множество московских перебежчиков, нередко появляющихся среди нас, […] они тайно передают своим наши планы […] у ливонцев же таких убивают, хотя москвитяне не занимали никаких их земель, но всегда связаны с ними вечным миром и договором о [добро] соседстве. Более того, убивший получает кроме имущества убитого определённую сумму денег от правительства. В январе 1558 года Иван IV начал Ливонскую войну за овладение побережьем Балтийского моря. Первоначально военные действия развивались успешно. Несмотря на набег на южнорусские земли стотысячной крымской орды зимой 1558, русская армия вела активные наступательные действия в Прибалтике, взяла Нарву, Дерпт, Нейшлосс, Нейгауз, разбило орденские войска у Тирзена под Ригой. Весной и летом 1558 русские овладели всей восточной частью Эстонии, а к весне 1559 года армия Ливонского ордена была окончательно разгромлена, а сам Орден фактически перестал существовать. По указанию Алексея Адашева русские воеводы приняли предложение о перемирии, исходящее от Дании, которое длилось с марта по ноябрь 1559 и начали сепаратные переговоры с ливонскими городскими кругами о замирении Ливонии в обмен на некоторые уступки в торговле со стороны немецких городов. В это время земли Ордена переходят под покровительство Польши, Литвы, Швеции и Дании. Царь понимал, что без военного флота невозможно вернуть русские Балтийские земли, ведя войну со Швецией, Речью Посполитой и Ганзейскими городами, имевшими вооруженные силы на море и господствовавшими на Балтике. В первые же месяцы Ливонской Войны Государь пытается создать каперский флот, с привлечением на московскую службу датчан, превратив в военные корабли морские и речные суда. В конце 70-х годов Иоанн Васильевич в Вологде начал строить свой военный флот и попытался перебросить его на Балтику. Увы, великому замыслу не суждено было сбыться. Но даже эта попытка вызвала настоящую истерику у морских держав. Н. Парфеньев. Воевода земли русской. Царь Иоанн Васильевич Грозный и его военная деятельность.

ИВАН ГРОЗНЫЙ | IVAN THE TERRIBLE | ИОАНН IV ВАСИЛЬЕВИЧ


Не подобает мужам благородным браниться, как простолюдинам. Бог скорее простит удавившегося, чем погибшего ради тщеславия. Встречал ли кто-нибудь честного человека, у которого голубые глаза? Все что ни случалось с нами плохого, все это происходило из-за германцев! Разве подобает царю, если его бьют по щеке, подставлять другую? Как же царь сможет управлять царством, если допустит над собой бесчестье? Чтобы охотиться на зайцев, нужно множество псов, чтобы побеждать врагов — множество воинов; кто же, имея разум, будет без причины казнить своих подданных! Если вы злы, то почему умеете творить добро своим детям, а если вы считаетесь добрыми и сердечными, то почему же вы не творите так же добра нашим детям, как и своим? Как может цвести дерево, если у него высохли корни? Так и здесь: пока в царстве не будет должного порядка, откуда возьмется военная храбрость? Если предводитель не укрепляет постоянно войско, то скорее он будет побежденным, чем победителем. Ты же, все это презрев, одну храбрость хвалишь; а на чем храбрость основывается — это для тебя не важно. Аввакум Прелюбодею и на Пасху без милости мучаться. Не сотворившим милость и суд бывает без милости. Богатому поклонись в пояс, а нищему - до земли. Беги от еретика, но с премудрым держи советы сердечные. Истинному иноку подобает совершать угодные Господу дела. Рассуждайте о словах Христа: своего врага люби, а не Божия. Праведник светит, как светильник, не угасая, и люди, видя его, - веселятся. Богаче всех богатых и славнее всех славных тот, кто живет в вере Христовой и творит дела, угодные Господу. Чистый и святой путь - заповеди Божий. Этим путем идут святые и чисто и непорочно живущие христиане. Не ищите риторики и философии, ни красноречия, но живите здравым умом, ибо ритор и философ не могут быть истинными христианами. Блудное похотение в человеке рождают пища и вино, от того же - и ума недостаток, и непочтение к Богу, и забвение смерти. Заботиться о ближних своих и домашних своих - муж о жене, жена о муже; отец о сыне, сын об отце; мать о дочери, дочь о матери; брат о сестре, сестра о брате. Если хочешь быть помилован Господом, сам также милуй; хочешь, чтобы тебя почитали, - почитай других; хочешь есть - корми других; хочешь взять - другому давай: это и есть равенство, а рассудив, как следует, себе желай худшего, а ближнему - лучшего, себе желай меньше, а ближнему - больше. Муж жене и жена мужу воздают должную любовь, и пьют чистую воду из своего источника, и не ходят к чужим колодцам, но пьют свою воду. Просто говорю: друг от друга не соблудите и не желайте чужой красоты. В каждом колодце вода одинакова и ничем не отличается от другой. Так и совокупление мужа и жены, только красота чужая способ-ница греху, а сладость смешения - одна. Не возноситесь друг перед другом, родные братья и сестры, и не обижайте друг друга ни словом, ни помышлением, но должен меньший брат повиноваться старшему, а старший о младшем должен постоянно заботиться. Почитай братьев своих и сестер, не говори им ничего досадного и грубого, тем более не возносись перед ними, ибо рождены все вы одною утробою и вскормлены единою грудью; одна мать воспитала вас, и одни руки носили вас, и одинаково скорбела она сердцем своим обо всех вас и равно любила каждого из вас. В каких это правилах написано, чтобы царю церковью владеть и догматы изменять? Ему подобает лишь оберегать ее от волков, ее губящих, а не толковать и не учить, как веру держать и как персты слагать. Это не царево дело, а православных архиреев да истинных пастырей, которые души свои готовы положить за стадо Христово, а не тех пастырей слушать, которые готовы и так и сяк на одном часу перевернуться, ибо они волки, а не пастыри, душегубы, а не спасители: своими руками готовы пролить кровь неповинных и исповедников православной веры бросить в огонь. Хороши законоучители! Они такие же, как земские ярышники, - что им велят, то они и творят. Чти отца и мать твою и преклоняй главу свою к их стопам, ибо мать родила тебя из утробы своей, претерпев немалые страдания, отец же всегда соболезнует тебе и всегда о тебе печалится. Того ради старость его поддержи, болезнь его излечи, седины его облобызай и накорми его сладкою пищей. То же самое твори и матери своей, а если стала она от старости ветха, носи ее на руках, а через грязь перенеси на своих плечах, прежде ее накорми, а потом уже и сам вкуси, с похвалою припади ко груди ее, и расцелуй мать свою - корень рождения своего. Ибо как ты родителям своим сотворишь, так же и дети твои воздадут тебе тою же мерою.

Иоанн IV Васильевич (прозвание Иван Грозный; 25 августа 1530, село Коломенское под Москвой — 18 (28) марта 1584, Москва) — великий князь Московский и всея Руси с 1533, первый царь всея Руси (с 1547) (кроме 1575—1576, когда «великим князем всея Руси» номинально был Симеон Бекбулатович). 
Первоисточники Литература эпохи Ивана Грозного ПСРЛ), репринт 1904. Патриаршая или Никоновская летопись, т. 13, М. 1965, «Наука» Павел Юстен. Посольство в Московию (1569—1572) = Matka Moskovana 1569-1572. — СПб.: Блиц, 2000. — 216 с. — (Россия и Северная Европа). — ISBN 5-86789-113-5. Принтц фон Бухау Д. Начало возвышения Московии. Извлечения / пер. И. Тихомирова // Русская старина, 1876. — Т. 22. — № 5. — С. 169—173. — Под загл.: Иван Грозный. Отзыв современника-иностранца (1576) Общая литература Карамзин Н. М. История государства Российского. — СПб.: Тип. Н. Греча, 1816—1829. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. — М.: Мысль, 1993; АСТ, Астрель, 2006 г. — 608 с. — 5000 экз. — ISBN 5-17-033565-2, ISBN 5-271-12746-X; Эксмо, 2007. — 596 с.; Эксмо-Пресс, 2008. — 1024 с. — ISBN 978-5-699-25873-4; Эксмо, 2009, 2011. — 1024 с. — по 5000 экз. — ISBN 978-5-699-33756-9; Соловьёв С. М. История России с древнейших времен: в 29-и т. — СПб., Издательство: Товарищество «Общественная польза», 1851−1879.; М.: Голос; Колокол-Пресс, 1993-1998.; М., 2001.;. Бестужев-Рюмин К. Н. Иоанн IV Васильевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. Бестужев К. Н. Русская история. — М.: Вече, 2007. — ISBN 5-9533-1518-0. Гейденштейн Р. Записки о Московской войне. (1578−1582) / Пер. с лат. — СПб.: Археогр. комис., 1889. — 86+312 с. Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории Середонин С. Иоанн IV Васильевич Грозный // Русский биографический словарь : в 25-ти томах. — СПб.—М., 1896—1918. — Т. 8. — С. 229—271. Литература по Ивану Грозному и его эпохе Белов Е. А. Предварительные замечания к истории царствования Иоанна Грозного // Журнал Министерства народного просвещения, 1891 [6] Бушков А. Иван Грозный: Кровавый портрет. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. — 576 с., 3000 экз., ISBN 978-5-373-04794-4 Виппер Р. Ю. Иван Грозный. — М-Л.: Изд-во АН СССР, 1944. Володихин Д. М. Воеводы Ивана Грозного. — М., 2009. Володихин Д. М. Иван Грозный: Бич Божий. — М.: Вече, 2012. — 340 с., ил. — (Человек-загадка). — 3000 экз., ISBN 978-5-4444-0111-8 Володихин Д. М. Иван IV Грозный. — М., 2010. Володихин Д. М. Опричнина и «псы государевы». — М., 2010. Горсей Дж. Россия XV−XVII вв. глазами иностранцев. Л.: Лениздат. — 1986. Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного: очерки социально-экономической истории России середины XVI в. — М., 1960. Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного. — М., 1964. Зимин А. А., Хорошкевич А. Л. Россия времен Ивана Грозного. — М., 1982. Зимин А. А. Опричное наследие Иловайский Д. И. Иван Грозный и Стефан Баторий в борьбе за Ливонию // «Исторический вестник», 1889. — Т. 35. — № 2. — С. 334−347. Иловайский Д. И. Царская Русь. — М., 2002. Кобрин В. Б. Иван Грозный. — М.: Московский рабочий, 1989. — 175 с. Ковалевский П. И. Иоанн Грозный и его душевное состояние: психиатрические эскизы истории. — 6-е изд. — М.: Либроком, 2012. 216 с., Серия «Академия фундаментальных исследований: история», ISBN 978-5-397-02277-4 Королюк В. Д. Ливонская война. — М.: Изд-во АН СССР, 1954. Мельник А. Г. Иван Грозный и святой Никита Переславский // Родина. — 2011. — № 12. — С. 67−69. Мельник А. Г. Практика посвящений храмов во имя патрональных великокняжеских и царских святых в XVI веке // Царь и царство в русском общественном сознании. — М.: Изд-во Института российской истории РАН, 1999. — С. 38-48. — ISBN 5-8055-0009-4. Панченко А. М., Успенский Б. А. Кн. 1. Киевская и Московская Русь // Иван Грозный и Петр Великий: концепции первого монарха. — М.: Языки славянской культуры, 2002. — Т. 2. — С. 457—478. Пронина Н. Иван Грозный. «Мучитель» или мученик? — М.: Яуза-Эксмо, 2005. — ISBN 5-699-13874-9. Скрынников Р. Г. Начало опричнины. — Л.: Изд. ЛГУ, 1966. Скрынников Р. Г. Далёкий век : Иван Грозный : Борис Годунов : Сибирская одиссея Ермака − Исторические повествования. — Л.: Лениздат. — 636 с. — (Библиотека «Страницы истории Отечества). Скрынников Р. Г. Ермак. — М.: Просвещение, 1992. — ISBN 5-09-003828-7. Скрынников Р. Г. Иван Грозный. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. — 480 с. — (Историческая библиотека). — ISBN 5-17-004358-9. Ульянов О. Г. Венчание на царство Владимира Святого и утверждение царского титула Ивана Грозного в грамоте Константинопольского патриарха Иоасафа II // Историк и общество. Исторический факт и политическая полемика. Сборник статей. — М.: ИВИ РАН, 2011. — С. 80-97. Флоря Б. Н. Иван Грозный. — М.: Молодая гвардия (ЖЗЛ), 2009. Фомин С. В. Правда о первом русском Царе: кто и почему искажает образ Государя Иоанна Васильевича (Грозного). — М.: Русский издательский центр, 2012. — 464 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-4249-0007-5. Специальная литература Дипломатия Ивана IV // История дипломатии / под ред. В. П. Потёмкина. — 1-е. — М.: ОГИЗ, 1941. — Т. 1. — С. 200−203. Публицистика Манягин В. Г. Апология Грозного Царя: критический обзор литературы о царе Иоанне Васильевиче Грозном. — «Библиотека Сербского Креста», 2004. — 296 с. — ISBN 5-98151-011-0. Усачёв А. С. Степенная книга и древнерусская книжность времени митрополита Макария. — «Альянс-Архео», 2009. — 760 с. Шамбаров В. Е. Царь грозной Руси. — «Алгоритм», 2009. — 608 с. — ISBN 978-5-9265-0618-8. Литература по экономической истории Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. — М.: РОССПЭН, 1998. Литература по истории земских учреждений (земских соборов и местного самоуправления) эпохи Ивана Грозного Беляев И. Д. Земский строй на Руси. — 2004. — ISBN 5-02-026864-X. Литература по военным реформам Ивана Грозного Каргалов В. В. На степной границе:оборона «крымской украины» Русского государства в первой половине XVI века. — М.: Наука, 1974. Пенской В. В. «Центурионы» Ивана Грозного. Ч. 1: стрелецкий голова Григорий Иванов сын Кафтырев // История военного дела: исследования и источники. — СПб., 2012. — Т. 2. — С. 42—83. Пенской В. В. «Центурионы» Ивана Грозного. Ч. 2: Иван Семенов сын Черемисинов // История военного дела: исследования и источники. — СПб., 2012. — Т. 3. — С. 239—296. Хорошкевич А. Л. Россия в системе международных отношений середины XVI века. — М., 2003. Чернов А. В. Вооружённые силы Русского государства в XV—XVII вв. — М.: Воениздат, 1954.

 




   

     

   

 










РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT


      
     



ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )



ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar