Меню
Назад » »

И.Р. Сушков. Основы психологических отношений человека в социальной системе(46)

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА В СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
























Д-р психол. наук 
​СУШКОВ ИГОРЬ РУДОЛЬФОВИЧ




  
 
Российская академия наук Институт психологии И.Р. Сушков.

  
 
Издательство «Институт психологии РАН» Москва — 2007
Основы психологических отношений человека в социальной системе
(Геометрия человеческих отношений)




 
     СУШКОВ ИГОРЬ РУДОЛЬФОВИЧ

 
 
     

Глава 3
Психологические основания
межличностных отношений людей


 

В последние годы зреет идея реализации полисистемного подхода в конкретных социально-психологических исследованиях межличностных отношений, которая подразумевает органичное включение индивидуальности личности в системы сообществ, которые являются социальной средой ее жизнедеятельности. Вместе с тем становится очевидным, что весь богатый теоретико-эмпирический материал, накопленный к настоящему времени в русле различных психологических концепций, связанных с отношениями личности, очень трудно согласовать друг с другом и включить в единое поле представлений человека о мире.
Эта многоуровневость требует полисистемного подхода к исследованию социальных явлений.
Идею о необходимости полисистемного подхода в психологии Борис Федорович Ломов предвидел еще в 1980-е годы [144]. Но, видимо, логика развития психологических знаний, делает его действительно востребованным только сейчас, когда накоплен большой опыт системных исследований. Достаточно известны школа Б.А. Вяткина, который стремится реализовать полисистемный подход к исследованию индивидуальности человека, полисистемный подход Д.Н. Завалишиной к исследованию мыслительных процессов, попытки полисистемного подхода к развитию и образованию личности [84, 197].
Новый подход к исследованию развития и социального здоровья личности успешно развивается в последние годы на западе и может быть эффективен для изучения взаимоотношений личности, связан с теорией экологических систем, сформулированной Ури Бронфенбреннером.
Бронфенбреннер предлагает конкретную иерархию систем и последовательно реализует свой подход в многочисленных практических исследованиях [348, 349, 350].
По его мнению, для того, чтобы обеспечить глубину исследования, мы должны принять во внимание влияния на нее следующих систем:
– микросистемы — это уровень, наиболее близкий личности. Он содержит структуры, с которыми личность имеет дело в процессе непосредственного взаимодействия с социальной средой. Структуры в микросистеме включают семью, родственников, соседей. На этом уровне взаимодействие осуществляется в двух направлениях: от личности и по направлению к ней:
– уровень мезосистемы обеспечивает связь между структурами микросистемы личности. Например: связь между родственниками, соседями, и т.д.;
– уровень экзосистемы включает большую социальную систему, с которой личность не взаимодействует непосредственно. Структуры на этом уровне воздействуют на личность, взаимодействуя с некоторой структурой в ее микросистеме. Например: занятость членов семьи на работе, инфраструктура города и пр.;
– хроносистемы охватывают измерение того времени, которое связано с окружающей личность средой. Это значимые эпизоды жизни, которые повлияли на формирование личности. Данная система требует исследования взаимоотношений в процессе их конкретной истории.
Но, как легко заметить, все эти системы имеют разную природу. Они строятся на взаимоотношениях, материальных факторах, истории индивидуальной жизни. В любом случае согласовать их в реальном исследовании, не сводя к тривиальным условиям взаимодействия, крайне сложно.
Путь использования последовательного полисистемного подхода к исследованию социально-психологических явлений — это обращение к категории социальной системы, главными элементами которой являются индивидуальные и коллективные субъекты, осуществляющие свою жизнедеятельность в виде реализации социально-психологических отношений друг с другом. Любая социальная система, будь то личность, социальная группа или общество, стремится сохранить свою целостность и получить импульс к развитию. Конкретная личностьхранит в себе потенциал элемента социальных систем разного уровня. Этот потенциал становится актуальным в зависимости от социальной идентичности личности, процессов социальной перцепции и социальной ситуации, в которую эта конкретная личность попадает.
Поэтому полисистемный поход требует тщательного определения таких понятии, как жизненная среда, социальная среда, социальное пространство, социальный контекст, социальная ситуация взаимодействия, социальная ситуация развития, которые должны привести в соответствие разнородные факторы, воздействующие на личность. Последнему понятию важная роль отведена в работах Л.С. Выготского. Кроме того, чрезвычайно важным представляется вопрос о том, какие факторы оказывают на личность формирующее значение, а какие воспринимаются ею как ситуативные.
Эти понятия нередко встречаются в работах О. Конта, Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма, П.А. Сорокина, но в социальной психологии являются крайне неопределенными. Достаточно привести разъяснение, даваемое А. Ребером социальной ситуации и контексту, согласно которому социальная ситуация включает «определенные паттерны стимулов, событий, объектов и связанный с ними эмоциональный фон», а контекст — такие явления и процессы, как характеристики ситуации, которые воздействуют на поведение личности.
Для того чтобы точно очертить границы указанных понятий, мы должны, видимо, дифференцировать объективное — субъективное, потенциальное — актуальное, значимое — незначимое. Это позволит исследовать личность и социальную группу как субъектов, включенных в иерархически выстроенные и взаимодетерминированные системы взаимоотношений, субъектов, представляющих собой некоторую органичную целостность, действующую и развивающуюся под влиянием как материальных, так и идеальных факторов окружающей их среды.
Примером способа решения проблем профилактики преступности несовершеннолетних на основе принципа полисистемности может служить программа, разработанная на основе теории Ю. Бронфенбреннера, применяемая в некоторых школах США.
Обычная школа располагается в бедных городских кварталах. Школа имеет большую команду персонала безопасности с тремя профессиональными городскими полицейскими. Школа теряет много учеников в связи с их арестами и лишением свободы как на время, так и на длительный срок заключения.
В связи с этим была предложена тщательно разработанная схема по социальному воспитанию школьников старших классов.

Схема воспитательного цикла

Первая неделя посвящена введению в проблему. Разработаны биографические профили проблемных подростков Джона и Джеффри. На первых занятиях школьники ставят вопросы и размышляют на заданную тему в письменной форме. Затем ведется обсуждение проблем. Базовая информация дается на лекции по воспитанию (травма детства, воздействие, связанное с употреблением алкоголя и токсикоманией).
Школьники делятся на три группы и закрепляются за одной из трех основных вышеупомянутых тем, чтобы заново проанализировать профили Джона и Джеффри и затем сообщить о своих выводах всему классу.
На второй неделе занятий в центре внимания оказывается микросистема, т.е. семья подростков.
Сначала выступают гости из Центра внутреннего насилия, которые обращаются к проблемам, касающимся детей, испытавших насилие в семье. Ученикам дается задание — чтение по выбору с набором вопросов для письменного размышления. Предоставляемая литература содержит главы из популярных романов, которые содержат автобиографические описания семейной жизни, а также описание школы и соседей. Базовые материалы, представленные ученикам, включают динамику семьи и краткие биографические очерки о юных преступниках. Учеников попросят написать эссе, содержащее сравнение различных семей.
На третьей неделе занятий фокус внимания перемещается на экзосистему, затрагиваются юридическая система США и социальные агентства.
Ученикам представляется описательный биографический очерк Джорджа Тревино. Это позволяет ученикам следить за жизнью подростка, пойманного в ловушку ювенального законодательства.
Ученики обеспечиваются краткими данными о демографических тенденциях в ювенальной юридической системе. Они изучают систему, предназначенную для заботы о подростках, и слушают выступления гостей из службы защиты детей.
Ученики вновь делятся на группы для чтения дополнительной литературы и ее дальнейшего анализа. Их росят извлечь из прочитанного те факторы, которые способствуют появлению девиантности. В дальнейшем члены группы высказывают свои умозаключения.
На четвертой и пятой неделях затрагиваются макросистема и хроносистема, анализируется поведение разных поколений и убеждения, порожденные культурой. Эти системы исследуются совместно, поскольку они в значительной степени взаимосвязаны. Здесь привлекается поэзия, короткие истории и автобиографии по выбору учеников.
Класс повторно делится на группы Ученики читают материалы, отражающие конкретные культурные сообщества и пробуют раскрыть основы культуральных аттитюдов и поведения, так же как и социальные реакции, характерные для людей XIX в.
Ученики должны определить фильмы, которые раскрывают противоречия культурных, политических и исторических факторов, помогающих росту преступности несовершеннолетних в США.
На шестую неделю приглашены гости, которые в рамках своей профессиональной деятельности обеспечивают для юных преступников заботу, управление, лечение. Это работники патронажа, чиновники исправительных учреждений для несовершеннолетних, должностные лица, осуществляющее надзор за условно осужденными, полицейские и персонал из психиатрической клиники для детей и молодежи.
Седьмая неделя предназначена для научно-исследовательской работы учеников в малых группах или индивидуально.
На восьмой и девятой неделях результаты исследований презентируются одноклассникам.
Хотя эффективность таких разовых тренинговых занятий и вызывает сомнение, но их структура отражает сложность процесса становления личности, необходимость и своевременность полисистемного подхода к исследованиям социальных феноменов.
В.П. Кузьмин, проводя различия между моносистемным и полисистемным подходом, отмечал, что «…полисистемное знание нацелено на раскрытие системности самого мира, т.е. изучение действительности как многосистемной, а отдельного предмета — как «элемента» многих разнопорядковых реальностей (систем) данной природной и общественной среды...» [118, с. 9]. Разнопорядковых, но не разносущностных. Этим и отличается полисистемность от междисциплинарного и комплексного анализа.
Путь использования последовательного полисистемного подхода к исследованию социально-психологических явлений — это обращение к категории социально-психологических отношений как к принципу устройства любой социальной системы, главными элементами которой являются индивидуальные и коллективные субъекты, осуществляющие свою жизнедеятельность. И, следовательно, их взаимоотношения создают единство социальной системы. А взаимоотношения, в свою очередь, предполагают первичную дифференциацию субъектов и выяснение их роли в социальной системе
Плодотворность полисистемного подхода продемонстрирована в исследованиях детерминант подростковой преступности, проведенных С.В. Смирновой [234].
Первые ее попытки пойти самым распространенным путем, т.е. путем установления корреляционных зависимостей факта совершения преступления с различными переменными, сопровождающими жизнь подростков, показали, что самый значимый признак, характерный для юных преступников,— это их ярко выраженная сензитивность. «Дополнительно был проведен факторный анализ признака наличия криминального поведения и акцентуаций личности. Он показал, что в один наиболее важный фактор с максимальным весом вошли факт совершения преступления (0,786) и сензитивность личности (0,803) при малом весе остальных переменных» [234, с.16].
Такая же выраженная сензитивность была обнаружена и в контрольной группе учащихся средних специальных учебных заведений, которые, согласно логике такого подхода, следовало бы сразу преобразовать в исправительно-трудовые. Кроме того, выводы прежних исследований (см., например, Ю.М. Антонян, В.Т. Кондрашенко) подсказывают, что сензитивные личности крайне редко встречаются не только среди преступников, но и среди правонарушителей [13, 109].
После того как был проведен сравнительный факторный анализ обеих групп, стало очевидным, что сензитивность сама по себе не играет никакой решающей роли, только в сочетании с достаточно высокой устойчивой самооценкой и сниженным чувством вины она превращается в фактор риска.
В итоге были выделены индивидуально-психологические латентные признаки криминальной агрессии:

Сензитивная акцентуация характера
Устойчиво высокая самооценка
Низкое чувство вины
Неразвитость способности к гибким стратегиям поведения в конфликтных ситуациях


 
 
Перепечатка и ссылки на монографию
только с согласия автора




Психология (5)\Психология (3)\Психология (2)\Психология (1)\Психология (4)
Психология (6)\Психология (7)\Психология (8)\Психология (9)\Психология (10)


МИФОЛОГИЯ
СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА

ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОЛОГИЯ  | РИТОРИКА

ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ






РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT


      
     



ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )




ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar