Меню
Назад » »

И.Р. Сушков. Основы психологических отношений человека в социальной системе(31)

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА В СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
























Д-р психол. наук 
​СУШКОВ ИГОРЬ РУДОЛЬФОВИЧ




  
 
Российская академия наук Институт психологии И.Р. Сушков.

  
 
Издательство «Институт психологии РАН» Москва — 2007
Основы психологических отношений человека в социальной системе
(Геометрия человеческих отношений)




 
     СУШКОВ ИГОРЬ РУДОЛЬФОВИЧ

 
 
     

Глава 2
Взаимоотношения людей
как коллективных субъектов
жизнедеятельности

 

Ход развития взаимоотношений социальных групп

Процесс развития взаимоотношений социальных групп подчиняется некоторым фундаментальным законам, как присущим природе вообще, так и специфическим законам жизни общества.
Логику смены критических моментов подсказывает анализ структуры взаимоотношений, сути обмена социально-психологическими отношениями и роли дифференциально-интегральных процессов, происходящих в социальной системе.
Сменяя друг друга, эти моменты определяют специфику взаимоотношений коллективных субъектов при их взаимодействии в социальной системе.
Исследование развития взаимоотношений проходило на примерах взаимодействия естественных малых и средних групп, когда процесс взаимодействия реально наблюдаем, признаки взаимоотношений легко регистрируемы, а межгрупповые контакты регулярны и постоянны. Исследование таких социальных групп, как классы, слои, демографические группы, требуют своего инструмента исследования.

Мы в известной мере абстрагируемся от случаев серьезного вмешательства внешних сил, связанного с целенаправленным применением власти и влияния, так как это требует дополнительных исследований.

Мы ограничиваемся рассмотрением одного цикла развития взаимоотношений, начиная с момента первой встречи людей в процессе межгруппового взаимодействия. В реальной практике это могут быть, например, только что сформированные студенческие группы, производственные коллективы, политические образования.

Многие существующие группы уже имеют свою историю взаимоотношений, и поэтому путь их дальнейшего развития видится не столь отчетливо. Однако и здесь мы замечаем аналогичные процессы, которые следует подробно проанализировать.

В реальной жизни развитие взаимоотношений, разумеется, является более сложным, не однолинейным процессом.

Во-первых, любые группы входят в состав и осуществляют жизнедеятельность более сложных социальных субъектов. Профессиональная группа является, например, одновременно и элементом государственной структуры. И развитие этой структуры будет, в свою очередь, влиять на развитие взаимоотношений профессиональных групп.

Во-вторых, каждый период и стадия развития не просто сменяют друг друга, а взаимопроникают друг в друга. Так, рассматривая далее период эффективного обмена социально-психологическими отношениями, мы не имеем в виду, что в другие моменты не происходит вообще межгруппового обмена социально-психологическими отношениями. На стадии категоризации, например, он непременно происходит, иначе никакая категоризация просто невозможна. Специально называя его эффективным, мы подчеркиваем, что основной целью обмена служит поддержание сложившейся структуры межгруппового взаимодействия, так как она соответствует в представлении группы тем требованиям, которые она предъявляет партнеру по взаимодействию. В свою очередь, категоризационные процессы происходят на этапе эффективного обмена, но они носят своеобразный подчиненный характер, поддерживая и уточняя категоризационную структуру в процессе обмена.

Поэтому мы можем говорить только об основных тенденциях, которым подчиняется развитие взаимоотношений в определенный период межгруппового взаимодействия. Рассматриваемая ниже модель развития взаимоотношений должна приниматься с учетом тех ограничений, которые нами обозначены.

Тем не менее мы предполагаем, что разрабатываемая модель станет полезным, хотя и достаточно абстрагированным инструментом, помогающим глубже понять процессы, происходящие при взаимодействии коллективных субъектов, служащим методологической базой для дальнейшего исследования психологических аспектов развития взаимоотношений, ляжет в основу разработки эффективных методов прогнозирования процесса развития межгрупповых отношений в реальном политическом, экономическом и культурном контекстах нашего общества.

Построение структуры взаимоотношений начинается с познавательной стороны, когда дифференцирующие процессы формируют границы субъектов.

Эти границы предопределены условиями взаимодействия людей, а в дальнейшем, после формирования соответствующих взаимоотношений, их совместной деятельностью, кооперацией или конкуренцией.

Суть этого процесса состоит в рефлексии сообществ, которая направлена на осознание своего места в социальной системе и формирование чувства групповой приверженности, создающего мотивацию личности для защиты общественных интересов.

Поэтому начальный момент построения взаимоотношений групп можно назвать периодом формирования общностей.

Этот период состоит из двух стадий.

На первой стадии дифференцирующие процессы, происходящие в социальной системе, приводят к оформлению конкретных общностей, которые строятся в русле системообразующих отношений.

Неорганическая природа не имеет внутреннего самостоятельного бытия. Все ее движения определяются внешними силами. Отсутствует обратная связь с окружающей реальностью. Животные приобретают эту обратную связь через ощущения и вынуждены пользоваться фиксированными признаками, разделяющими представителей родительского и родственного вида.

При формировании межгрупповых отношений человека внутригрупповые процессы принимают на себя активную, а иногда и преобладающую роль. Человек сам вынужден выбирать: как, в конечном счете, их построить. Конечно, как био- и как социовид он будет стремиться принимать цели, согласующие его с окружением для выживания и развития, но он уже не может сделать это произвольно. Он должен пропустить все через осознание. Причем через осознание постоянно меняющегося мира, лишенного фиксированных социальных признаков, так как иначе развитие общества было бы просто невозможным.

Поэтому перед человеком, в его сознании «...сначала имеется абстрактное пространство — пространство возможностей (в том числе и возможностей формирования общностей по любому из доступных сознанию социальных измерений.— И.С.), внутри которого находится некоторое подмножество точек, соответствующих действительно происходящим событиям» [208, с. 316]. Чтобы выйти из состояния множества, человек должен познать себя по отношению к другим; вернуться в естественный цикл жизни природы человек может только через сознание, через познание организованной сложности своей и окружающего мира. Познавательная сфера становится критически важной для социального существования человека.

Эта стадия рефлексии, по мнению Тейара де Шардена,— необходимый момент возникновения новых структур, когда начинается образование зернистой структуры материи, формирование границ элементов структуры [264]. Поскольку речь идет о познании социальных категорий, которым принадлежат взаимодействующие субъекты, назовем данную рефлексию процессом категоризации, сущность которого рассмотрим ниже.

В результате категоризации начинается формирование общности как целостности и, следовательно, выстраивание ее взаимоотношений с другими элементами социального мира.

На второй стадии начинает формироваться сознание сообщества, которое обеспечивает саморегуляцию групповой жизни. На этом этапе группа должна осознать свое место в общечеловеческой культуре и те сферы активности, в которых она может осуществить себя.

В первую очередь это касается формирования системы групповых ценностей, которые будут затем формировать идеальные образы как меры сравнения.

Если мы обратимся к такой аналогии, как обмен товарами, то увидим, что отношение, в которое вовлекаются товары,— это одновременно отношения равенства и неравенства [199]. Любые стимулы, вызывающие межгрупповые отношения, будут влиять на их формирование только при сравнении этих стимулов в категориях более высокого порядка. Идеальные образы создают рабочее поле таких категорий, на фоне которых строятся взаимоотношения конкретных социальных групп.

Эти идеальные образы, вмещая в себя ценностную сторону, задают общие нормы, в пределах которых групповые взаимоотношения регулируются. И конечно, они задают самые главные нормы, определяющие понятие равенства, на основе которого в дальнейшем будет оцениваться степень справедливости существования конкретной социальной системы. Это, например, такие нормы, как традиционность, харизматичность или рациональность, те. на данной стадии начинают закладываться основы того, что мы раньше назвали культурой группы.

Одновременно начинают складываться особые психологические механизмы, благодаря которым, собственно, и возможен групповой взгляд на окружающий социальный мир. Среди них можно назвать конформность и стереотипизацию, которые до недавнего времени считались сугубо индивидуальными. И только работы сторонников концепции самокатегоризации показали их специфическую групповую природу, предназначенную для реализации межгрупповых отношений.

На этой стадии формирования взаимоотношений групп доминируют процессы группообразующего межгруппового сравнения, связанного с анализом качественных характеристик элементов структуры. Они создают то индивидуальное свойство — чувство приверженности сообществу и группового патриотизма, которое превращает сообщества в устойчивые во времени единицы, снижает личностную тревожность, связанную с социальным статусом. Это позволяет социальной группе изменить переходный характер взаимоотношений и перейти от ситуации доминирования процессов социальной ориентации группы в межгрупповом контексте к процессам обмена социально-психологическими отношениями.

В итоге на этой стадии, по словам Эрика Фромма, вместо «...доиндивидуалистического тождества —  клана развивается новое тождество — стадо, в котором само отождествление покоится на чувстве несомненной принадлежности к стаду» [283, с. 480], т.е. развивается новое личностное свойство членов групп, которое, собственно, и позволяет в дальнейшем совершать эффективный обмен взаимоотношениями групп.

Второй ключевой момент построения взаимоотношений можно назвать периодом эффективного обмена социально-психологическими отношениями между социальными группами.

Период производства кончается, а период эффективного обмена начинается с актуализации межгрупповых установок. Эти установки настраивают на выбор определенного уровня взаимодействия и выбор типа взаимодействия. Основные типы взаимодействия мы обсуждали ранее. Но то, как будет протекать обмен отношениями, в каждом конкретном случае, т.е. тактика обмена, зависит от иных процессов сравнения, нежели только что затронутые в связи со смыслом группового существования. Конкретные акты эффективного обмена будут зависеть от того, какой вклад группы делают в достижение целей, а, следовательно, и целей системы, которой они служат. И поэтому очень важной на данном этапе межгруппового взаимодействия будет оценка соответствия требований, предъявляемых взаимодействующими группами, их групповым свойствам.

Этот второй вид процессов сравнения в конкретной социальной системе отличается от процессов сравнения, которые подчас происходят и в животном мире. «В то время как естественные явления, к числу которых мы отнесем и чисто целенаправленное поведение, происходят в соответствии с законами, ценностно-ориентированное поведение происходит в соответствии с правилами, принятыми субъектами действия...» [3].

Поэтому первая стадия данного периода протекания межгрупповых отношений связана с проблемой превращения плохо структурированных социально-психологических общностей в организации. Суть организации в создании всех необходимых границ, в рамках которых взаимодействие проходит наиболее эффективно. «Наличие «организации» между переменными эквивалентно существованию ограничений в пространстве возможностей» [208, с. 316]. Очерчиваются пространственные границы, регламентируются действия. Но особенно строго организуются переменные, касающиеся непосредственных форм проявления взаимоотношения групп, соответствующих принципу устройства социальной системы.

Эта стадия характеризуется также созданием системы критериев, за пределами которых взаимоотношения групп воспринимаются не удовлетворительными и нуждающимися в регулировании. По сравнению с мерой справедливости это более частные меры, которые связаны не с принципом устройства системы, а с конкретными ситуационными факторами и конкретными носителями отношений. Они важны для выбора соответствующих тактических приемов, с помощью которых совершается обмен отношениями групп.

В итоге завершения первой стадии складывается вполне определенная культура организации, которая придает стабильность взаимоотношениям ее структурным элементам.

На второй стадии совершается непосредственный обмен социально-психологическими отношениями групп. Это не обмен товарами, не обмен действиями, не обмен знаниями. В конечном счете это обмен воплощенными в них разделенными в конкретных социальных группах чувствами, установками и образами, которые могут поддерживать взаимодействию воспринимающих их групп или препятствовать им, а через цели последних и единству соответствующих социальных систем. Этот вклад в целостность и развитие обменивающихся психологических групп-единств создает новое, развивает или разрушает старое единство, объемлющее взаимодействующие группы, и в зависимости от этого творит их конкретные взаимоотношения.

Представить это достаточно сложно без того, чтобы непроизвольно не перейти к конкретным идеям, материальным предметам или действиям. Эти явления легко обнаруживают себя в процессе взаимодействия и поэтому нередко затеняют истинный предмет социально-психологического анализа. Пример, проясняющий ситуацию в этом отношении, встречается у Льва Карсавина; он рисует картину появления на свет новой общности («всеединой личности») в купе поезда, когда там внезапно встречаются совершенно разные люди. За каждым из них стоит своя общность, уникальная, совершенно своеобразная. И, несмотря на детальность этого примера, мы приведем его полностью, настолько важной представляется точная передача ощущений в данном случае.


 
 
Перепечатка и ссылки на монографию
только с согласия автора




Психология (5)\Психология (3)\Психология (2)\Психология (1)\Психология (4)
Психология (6)\Психология (7)\Психология (8)\Психология (9)\Психология (10)


МИФОЛОГИЯ
СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА

ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОЛОГИЯ  | РИТОРИКА

ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ






РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT


      
     



ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )




ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar