Меню
Назад » »

И.Р. Сушков. Основы психологических отношений человека в социальной системе(23)

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА В СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
























Д-р психол. наук 
​СУШКОВ ИГОРЬ РУДОЛЬФОВИЧ




  
 
Российская академия наук Институт психологии И.Р. Сушков.

  
 
Издательство «Институт психологии РАН» Москва — 2007
Основы психологических отношений человека в социальной системе
(Геометрия человеческих отношений)




 
     СУШКОВ ИГОРЬ РУДОЛЬФОВИЧ

 
 
     

Глава 2
Эмоциональная сторона
человеческих взаимоотношений

 

Процесс взаимоотождествления приводит к формированию общих ценностных владений и интеграции социально-психологических отношений, связанных не только с принципом устройства социальной системы, но и со многими сферах жизнедеятельности личности.
Но образы-идеалы как выражение ценностей системы сами по себе не обеспечат эффективного регулирования поведения личности и коллективного субъекта. Они не достаточны для формирования адекватных взаимоотношений в конкретной социальной системе. Взаимоотношения субъектов в конкретной ситуации требуют реальных образов, отражающих относительную ценность других для функционирования системы. Для самоорганизации личности в социальной среде также нужны реальные образы других. Без этого будут потеряны верные социальные ориентиры для выбора эффективной стратегии адаптации в конкретной социальной системе.
Природа взаимодействия идеальных и реальных образов связана с реализацией субъектами эмоциональной стороны их социально-психологических отношений, формирующихся в процессе оценивания.
Оценочные процессы — неотъемлемая составляющая человеческой психики. Последние исследования относят их к базисным процессам поведения личности. Так, по мнению французских психологов, социальная группа решает, какой вклад должен сделать каждый в групповую активность, определяет направления, по которым вклад оценивается, и формирует нормативные ожидания [418]. Однако, как мы можем предположить из предыдущих рассуждений, внутренняя структура оценочного процесса, участвующего в построении взаимоотношений, довольно сложная и захватывает как сферу системы в целом, так и картину взаимосвязи конкретных субъектов.
Эмоциональная сторона взаимоотношений порождается двумя аспектами оценочной активности субъектов, непосредственно влияющих на построение ими взаимоотношений в социальной системе.
Первый аспект вызван поисками абсолютной ценности субъектов для самосохранения социальной системы, т.е. оправданности их существования как таковых в соответствующей социальной системе. Он обеспечивает социальный порядок по способу организации, иначе говоря, формирует ролевую, функциональную структуру социальной системы. Этот аспект включает процесс самопознания и адаптации социальных субъектов как пригодных, обладающих соответствующими свойствами элементов социальной системы, в которую они включены или могут быть включены. В основе достижения цели лежит принцип равенства необходимого разнообразия, вызванного многоаспектностью целенаправленной активности субъектов.
Второй аспект связан с поиском относительной ценности субъектов. Он ориентирован на развитие социальной системы в целом и связан уже с количественным измерением вклада субъектов в деятельность системы, т.е. с уровнем выполнения ценностных назначений системы. В этом случае на взаимоотношения будет влиять процесс сравнения субъектов друг с другом в поиске превосходящих в ценностном смысле характеристик, способных принести удовлетворение людям от причастности к ним. Этот аспект обеспечивает социальный порядок по уровню организации, иначе говоря, формирует иерархическую структуру социальной системы.
Первый и второй пути приобретения ценности социальными субъектами вызывают к жизни процессы межсубъектного сравнения, приводящие: а) к появлению чувства соответствия свойствам, необходимым элементам социальной системы, т.е. чувства пригодности; б) к появлению чувства относительной ценности в пределах соответствующего социального измерения (ценностного владения).
Оба ценностных аспекта реализуются через личностную активность и поддерживаются индивидуальными стремлениями. За счет первого аспекта удовлетворяется потребность в самореализации человеком своих личностных качеств. За счет второго удовлетворяется личностная потребность в позитивной оценке со стороны других. Результаты процессов сравнения, в конечном счете, наполняют сознание человека жизненным смыслом.
Основным инструментом первого процесса является система социальных качеств, основным инструментом второго — шкала чисел.
Взаимодействие обеих сторон оценочной активности носит сложный взаимообусловленный характер. На рисунке 11 представлена возможная графическая интерпретация такого взаимодействия.
Ведущую роль та или иная сторона принимает на себя на различных этапах жизни личности и коллективных субъектов. В момент их становления центром внимания становятся идеальные образы и проблема качественного отличия от других субъектов. В период стабильного существования субъекты, чтобы подчеркнуть эффективность своей активности по сравнению с другими и значение своего вклада в развитие социальной системы, используют рабочие образы. В критические моменты жизни, когда эффективность субъекта активности подвергается сомнению, он вновь вынужден обращаться к своему качественному самоопределению.
Рис. 11. Взаимодействие качественного и количественного аспектов оценочной активности
Но для обоих аспектов характерно одно и то же свойство, определяющее суть ценностей: иерархический принцип организации ценностной сферы. Он распространяется не только на формирование статусной позиции субъекта, но и на требования, предъявляемые системой своим элементам и являющиеся направлениями, по которым оценивается субъективный вклад в развитие системы и строятся его взаимоотношения с другими.
Для исследования ценностной стороны взаимоотношений социальных субъектов мы использовали словесные корреляты оценок, которые сложились в человеческой практике для воплощения ценностных характеристик образов социальных групп.
Мы уже выяснили, что для передачи символического содержания образов существуют назывные слова, выполняющие номинативную функцию речи. Они фиксируют те поведенческие измерения, которые связаны с самоопределением социальных субъектов, задают их упорядоченность по способу организации в системе, т.е. отражают качественную структуру системы взаимодействия.
Те же назывные слова могут употреблятьсяи для оценки степени вклада конкретных коллективных и индивидуальных субъектов в активность системы. Это происходит в том случае, когда мы вместо прямого назначения назывных слов употребляем их в аллегорическом смысле, определяя, например, людей и группы, которые мешают нашей работе, «черепахами». Делая так, мы как бы идентифицируем их как субъектов, которые в данных условиях совершенно не соответствуют качественным требованиям системы, т.е. оцениваются непригодными. Фактически мы переносим базовое отношение, которое существует в одних системах, на отношения элементов других систем.
Для прямой оценки вклада субъектов существует такой класс предикативных слов, как прилагательные. В контексте межгличностного взаимодействия они выполняют функцию общей оценки конкретного вклада партнера во взаимодействие. Обычно для передачи образа мы применяем прилагательные, такие, как «общительный» или «замкнутый», «трудолюбивый» или «ленивый», «медлительный» или «оперативный». Каждое подобное слово отражает в сознании личности вполне конкретное качество субъекта, связанное с эффективностью взаимодействия. Если представить графически, то образу каждого субъекта будет соответствовать своя точка на континууме измерения уровня развития этого качества, а границами континуума и будут служить соответствующие прилагательные, по существу — вербальные оценки.
Существует и класс слов, предназначенных для непосредственной передачи субъектами своего эмоционального отношения, своей оценки текущего действия партнера по взаимодействию. Это наречия. С помощью них мы можем регулировать текущие действия другого субъекта и делать очевидным его вклад в наши взаимоотношения с ним.
Для экспериментального подтверждения теоретического анализа ценностной стороны взаимоотношений нами было проведено исследование иерархической структуры ценностей, лежащих в основе построения взаимоотношений на основе таких коллективных субъектов, как производственные группы, т.е. наиболее типичные организованные сообщества.
В качестве объекта исследования были выбраны группы, тесно связанные в технологической цепочке. Всего было исследовано 22 производственные группы по 5–10 человек каждая.
Методика была основана на применении вербальных оценок, используемых в процессе межличностного взаимодействия.
Особое внимание уделялось требованию равностатусности групп, типичным условиям их деятельности и более чем годичному сроку существования.
Членам групп были предложены 48 качеств, которые в принципе могут быть использованы для характеристики производственной активности. Они были выделены в предыдущих экспериментах. Обоснование метода подробно приведено в публикациях [255, 257].
Испытуемого просили подумать и ответить: может ли качество, которое предъявлено ему на карточке, соответствовать какому-либо групповому свойству — и в случае утвердительного ответа указать: насколько оно важно для внешней, взаимодействующей группы и насколько оно важно для группы испытуемого.
При анализе ответов особые требования предъявлялись к надежности показателей. Реакция группы учитывалась только в том случае, если была получена более чем от 85% ее членов.
Распределение степени важности качеств позволило выделить следующие четыре категории: 1) качества, необходимые для совместной деятельности; 2) качества важные; 3) качества, важные не для всех групп или менее важные; 4) качества маловажные.
В первую категорию вошли: а) темп выполнения работ, принятия решений; б) способность к длительному труду; в) уровень квалификации.
Во вторую категорию вошли: а) качество исполнения работ; б) самостоятельность в исполнении работ; в) скорость принятия верных решений; г) творческий подход к делу; д) решительность в работе; е) степень инициативности; ж) восприимчивость к требованиям других групп; з) согласованность интересов с интересами других и) быстрота понимания требований других групп; к) корректность в общении с другими группами; л) единство обещания и исполнения.
В третью категорию вошли 4 профессиональных качества (отношение к нововведениям, способность к длительному труду и т.д.); 5 качеств, отражающих уровень внутренней организованности (настойчивость в достижении цели, согласованность действий внутри группы и т.д.); 11 качеств, отражающих характер отношений с другими группами (согласованность поступков с другими, характер реакции на помощь других, распределение ответственности между группами и т.д.); 4 прочих характеристики.
В четвертую категорию вошли: 10 маловажных характеристик (правдивость, искренность, объективность и т.д.).
Дополнительно был проведен анализ распределения качеств по аспектам групповой активности, прошедшим предварительную экспертную оценку. Общие результаты представлены на гистограмме (рисунок 12).
Результаты исследования ясно показывают наличие хорошо воспринимаемой членами групп иерархии ценностей в отношении свойств, которыми группы должны обладать в процессе межгруппового взаимодействия.
Самыми ценными в нашем исследовании оказались три свойства: способность к длительному труду, темп выполнения работ и принятия решений и уровень квалификации. Видимо, нет необходимости прибегать к дополнительным доказательствам того, что эти групповые качества непосредственно связаны с системообразующими отношениями, т.е. с принципом устройства данной социальной системы. Они задаются непосредственно производственной системой и обязательны для всех ее элементов независимо от содержательной характеристики их активности. Это — оперативные характеристики, без которых группа не может существовать в любой социальной системе, и которые являются интегративными мерами для их оценки. Оценивание по ним становится возможной только после анализа многих сторон активности субъекта.
В категории важных качеств, помимо квалификационных и волевых свойств группы, появляются свойства (это хорошо видно на гистограмме), связанные непосредственно с взаимодействием групп. Эти качества, хотя и не системообразующие, также являются необходимым условием существования групп в системе.
Рис. 12. Восприятие иерархии групповых качеств
Далее выделяются качества, важные не для всех групп. Эта более низкая ступенька в ценностной иерархии, видимо, связана уже с конкретными различиями по форме организации деятельности групп. Следовательно, эти качества обладают меньшей объективной значимостью для некоторых групп.
Очевидность факта иерархии ценности групповых качеств еще не означает, что личности могут создавать групповые образы в соответствии с этой иерархией. Для доказательства этого участникам предыдущего эксперимента было предложено дать конкретные вербальные оценки свойствам своей и взаимодействующей группы.
При анализе результатов эксперимента особое внимание обращалось на степень сложности оценки конкретных качеств и связи этой сложности со степенью ценности качеств для групповой активности.
Для каждой группы и каждого качества вычислялась величина (ΔX), показывающая относительное количество затруднений в оценке качества внешней группы по сравнению с оценкой того же качества группы членства и величина (Xjср.), показывающая среднее арифметическое количество затруднений по группе в оценке качества.
Наиболее удобным и достаточным мы сочли применение коэффициента корреляции Пирсона для номинально-дихотомических данных (φ). Основанием для деления на дихотомии приняты следующие критерии: 1) X — «0» приписывается необходимым и важным качествам; «1» — приписывается важным не для всех групп и маловажным качествам. 2) Y — «0» приписывается качествам, для которых ΔX меньше X jср; «1» приписывается качествам, для которых ΔX больше X jср. Чтобы учесть влияние общего уровня информированности групп и ряда других причин, затрагивающих значения φ, оно каждый раз сравнивалось с φ max, т.е. максимальным значением, которое коэффициент корреляции может получить при наличии данного объема оценочной информации.
Эксперимент показал, что существует достаточно сильная корреляция между степенью ценности группового качества и легкостью, а следовательно, и точностью его оценки у взаимодействующей группы.
Анализ ценностной сферы социальных систем делает, таким образом, очевидной природу и структуру эмоциональной стороны взаимоотношений социальных субъектов. Она вытекает из ценностной, иерархической организации социальных явлений в системе и связана с процессами межсубъектного сравнения, которое становится неотъемлемой частью и необходимым условием построения человеческих взаимоотношений.
Эмоциональная сторона взаимоотношений социальных субъектов формируется как результат двух процессов межиндивидуального и межгруппового сравнения, детерминированных сферой ценностей сообщества: 1) сравнения, вызванного требованием специфичности социальной системы, т.е. условием ее сохранения как уникального социального образования и 2) сравнения, вызванного требованием быть эффективным деятелем социальной системы, т.е. условием ее «возрастания», развития.
Логично предположить, что сила эмоционального влияния будет зависеть от места соответствующего качества субъекта в структуре ценностей, актуальных для личности и группы в текущий момент.
Причем эксперименты показывают, что отношение одной личности или группы к другой личности или группе не ограничивается непосредственной, конкретной межсубъектной связью, а содержит в своей основе ценности социальной системы как единства, субъекта особой активности, реализующегося через активность конкретных групп. Поэтому не только непосредственное отношение к личности со стороны других, но и отношение этих других к социальным явлениям, которые, казалось бы, прямо личности не касаются, воспринимаются ею как отношение к ней и формируют ответное отношение.
Итак, можно сделать вывод о том, что взаимодействующие субъекты обладают сходной структурой ценностей, позволяющей им адекватно оценивать значимость событий, происходящих в системе. Таким образом, они получают возможность строить свои взаимоотношения в соответствии с потребностью сохранения и развития социальной системы.


 
 
Перепечатка и ссылки на монографию
только с согласия автора




Психология (5)\Психология (3)\Психология (2)\Психология (1)\Психология (4)
Психология (6)\Психология (7)\Психология (8)\Психология (9)\Психология (10)


МИФОЛОГИЯ
СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА

ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОЛОГИЯ  | РИТОРИКА

ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ






РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT


      
     



ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )




ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar