Меню
Назад » »

И.Р. Сушков. Основы психологических отношений человека в социальной системе(12)

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА В СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
























Д-р психол. наук 
​СУШКОВ ИГОРЬ РУДОЛЬФОВИЧ




  
 
Российская академия наук Институт психологии И.Р. Сушков.

  
 
Издательство «Институт психологии РАН» Москва — 2007
Основы психологических отношений человека в социальной системе
(Геометрия человеческих отношений)




 
     СУШКОВ ИГОРЬ РУДОЛЬФОВИЧ

 
 
     

Глава 3
Социальная система
и человеческие отношения
в процессе социального обмена

Социальная система 
как особая система организации 
жизнедеятельности людей


 

Социально-психологические отношения —
мера человеческой реальности.

Возникновение социальной системы означает, что человек начинает развиваться под влиянием не одной, а двух, часто встречно действующих сил: силы биологического приспосабливания и силы социального развития. Появляются элементы социального множества. Конечно, они появляются не на пустом месте. Они трансформируются из биологической природы человека и задачи сохранения человека как биологического вида.
Социальные системы являются историческими, но кажущаяся их произвольность, свойственная всем человеческим действиям, не избавляет их от системных законов, пронизывающих мир на всех уровнях его организации. «Всемирная история есть вообще проявление духа во времени...» [59].
В мире природы само солнце — источник тепла — вызывает движение частиц, приводящее к упорядочению мира, с одной стороны, и созданию беспорядка, с другой. Так и состояние напряжения в совокупности людей должно создать порядок в одном аспекте и беспорядок в другом. Чем сильнее напряжение, тем сильнее поляризация и упорядоченность по направлению к одному вектору и беспорядочность по отношению к другому вектору жизнедеятельности. Но в ходе истории мы все же наблюдаем не колебательные движения от порядка к хаосу, а некоторое движение к постоянному усложнению организационных человеческих структур, пересечению межгрупповых границ и распространению чувства сообщества (т.е. качества социальности) на все большие по своим масштабам совокупности людей, причем это движение стремится к охвату всего человечества.
Социальная система рассматривается при этом не как нечто противопоставленное материальному миру, но как материальный мир на новом уровне своей организации, когда на смену биологическим детерминантам взаимодействия приходят социальные детерминанты. При этом социальность, обладая чертами идеальности, порождается объективным взаимодействием людей и призвана, в конечном счете, регулировать это взаимодействие.
Социальные факты не являются внешними по отношению к индивидам и не являются принудительной силой для них. Они создаются самими индивидами и становятся внутриличностными мотивирующими факторами, придающими жизнедеятельности людей смысл их индивидуального существования .
Любое изменение социального множества — следствие взаимодействий как составляющих деятельности или общения человека. Сам корень слова изменение — «мен» говорит о том, что в процессе деятельности и общения происходит обмен, т.е. взаимопереход элементов из одного множества в другое.
Этот взаимопереход мы не рассматриваем как обмен физических объектов. Поскольку речь идет о социально-психологическом уровне организации взаимодействия, он связан с социально-психологическими явлениями, носителями которых служат личности, включенные в общественное движение. И, следовательно, обмен здесь может заключаться только во взаимопереходе психических моделей реальности, строящихся в системе социальных координат конкретных сообществ, к которым данные личности принадлежат.
Но «...индивид с индивидом не могут обмениваться непосредственно и прямо психическими переживаниями. Это замкнутые психические машины, из которых психика может быть сообщена другой машине не непосредственно, а только через те или иные проводники...» [240].
В реальной жизни это выглядит как интерпретация субъектом воспринятых действий и поступков другого субъекта. Например, православный человек, видя соблюдение другим православных обрядов, предполагает, что другой принадлежит православному сообществу и ожидает определенного уровня согласия и позитивной оценки при взаимодействии с ним не только в вопросах веры, что, само собой разумеется, но и в ряде других, частных вопросах.

( В этом содержится принципиальное отличие данного подхода от концепций социальности Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, П. Сорокина. )

Образ действия индивида и является таким проводником. Образ интерпретируется каждой другой личностью как наличие у действующего индивида или группы соответствующей модели реальности, отражающей восприятие ими соотношения субъективных качеств и качеств объективно существующего мира. Эта модель как социально-психологическое отношение индивида или группы учитывается личностью при построении отношений к окружающему миру и, далее, при организации своих действий.
В итоге межиндивидуальная, межгрупповая связь в ходе обмена социально-психологическими отношениями порождает взаимоотношения, регулирующие конкретные акты взаимодействия. Эти акты объективируют и делают очевидными те социально-психологические свойства, которые превращают индивидов и группы в элементы соответствующей социальной системы и, следовательно, подтверждают или изменяют существующую между ними связь.
Связь социальных субъектов делает возможной факт обмена социально-психологическими отношениями. Свойство определяет содержание (направление), по которому будет происходить обмен. А взаимоотношения делают обмен реальным, определяя его цену и создавая мотивирующую силу, заставляющую группы вступать в обмен и, далее, изменяться, приобретая новые свойства и создавая новые социальные множества.
Обмен социально-психологическими отношениями, в конечном итоге, становится необходимым условием существования субъектов, в социальной системе, так как в ней каждый элемент «...есть сразу и цель, и продукт, и средство: каждый создается и утверждается другим и, питая себя, питает своего «сочлена» [94, с. 153].
Такой обмен происходит потому, что превращение групп, а вслед за этим и личностей в субъектов активности делает их особенно чувствительными к психологическим отношениям участников взаимодействия, затрагивающим группообразующие факторы. В психологическое обеспечение успешности совокупного действия даже элементарной диады включается процесс, который не заложен биологической природой: отражение и оценивание психологических отношений участников потенциального или реального взаимодействия, особенно отношения к своей группе.


Таким образом, члены сообществ получили возможность за счет интерпретации психологических отношений партнера к будущему взаимодействию представлять не только желаемое изменение объекта сотрудничества, но и предвидеть — как будет действовать партнер по отношению к группе членства в процессе этого сотрудничества.
Факт признания субъектом существования психологических отношений другого равносилен тому событию, когда Петр, по выражению К. Маркса, начинает относиться «к человеку Павлу как к себе подобному», и «человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку» [155, с. 62].
Благодаря полученным преимуществам субъекты начинают строить свои отношения с партнером на основе интерпретации его отношений, т.е. взаимные отношения.
Развивается сфера новых психологических отношений, но уже не к предметам и явлениям действительности (объекту взаимодействия), а между равносущностными «формами проявления рода «человек» [там же]. Иными словами, развиваются социально-психологические отношения, отражающие позиции, избранные субъектами в структуре их взаимодействия.
Теперь уже не природная безальтернативность, а чувства и воля людей, выраженные в их взаимоотношениях, принимают на себя обязанность создавать «географию» человеческих популяций, то объединяя их в общности, то проводя между ними границу вражды и непонимания.
Эти границы не создаются ни физически, ни биологически. Они могут быть только гибкими и нематериальными, как того требует многомерность развития общества, дающая ему возможность неограниченной самоорганизации и организации своего окружения.
Эти психологические границы непосредственно формируются в процессе взаимодействия индивидов в зависимости от степени переживания общего социально-психологического отношения. Это переживание делается очевидным в ходе взаимообмена психологическими отношениями. Внутри границ идут процессы интеграции индивидов, обладающих сходными психологическими отношениями к важным для данной совокупности предметам и явлениям, и, следовательно, обладающих сходными моделями поведения, ассоциированными с этими предметами и явлениями.
В отличие от материального обмена, который заключен во взаимопереходе материальных объектов и процессов из системы в систему, обмен социально-психологическими отношениями заключен во взаимопереходе идеальных, психологических моделей взаимодействия с реальностью, которые присущи субъектам как носителям отношений.
В результате совместной жизнедеятельности индивидов появляется солидарность чувств и переживание человеческого единства внутри границ совокупности и увеличивается ощущение «дистанции» от всех прочих, не входящих в данную совокупность.
Переживание единства превращается в меру всех психических явлений.
История Российского государства показывает, что даже в самые тяжелые времена княжеской раздробленности после смерти Ярослава Мудрого (1054), когда Русь, казалось, должна была по законам индивидуальной воли распасться на ряд «отчин», она сохранила некоторое единство политического — не владельческого — целого» [206, с. 41]. Один за другим следуют съезды князей: в Любече, в Витичеве, на Долобском озере. Александр Пресняков отмечает: «Для своего времени съезды были собранием «всей братьи» или нескольких князей для принятия общих решений, часто вытекавших не из положения князей как носителей власти в той или иной волости, а из присущего им сознания, что они — группа князей, Ярославлей внуков, призванная блюсти Русскую землю...» [206, с. 60].
Переживание единства задает межгрупповым отношениям главную для человеческого общества роль. «…Психологические отношения индивидов являются вторичными, производными по отношению к социальным отношениям между группами, и сходство базовых психологических отношений индивидов, принадлежащих к одной социальной общности, является следствием социального единства группового субъекта» [195,с. 28].
Такое отражение и оценивание, ориентиром, точкой опоры которых становится общность, делает психологические отношения индивида социально-психологическими отношениями, формируя из природной, биологически организованной особи личность — носителя данных отношений.
В итоге, помимо материального обмена, обязательного условия существования любых материальных систем, появляется обмен социально-психологическими отношениями. Он формирует взаимоотношения и необходим для поддержания и развития социального уровня организации жизни, т.е. социальных групп как групповых субъектов, реализующих материальный обмен.
С этого момента для системы появляется возможность: 1) быть изолированной, такой, в которой невозможно включение элементов и отношений других систем; 2) быть закрытой, допускающей проникновение психологических отношений других систем, но не допускает включение элементов других систем; 3) быть открытой, допускающей как миграцию элементов, так и конвекцию идей и символов, отражающих иные психологические отношения.
Конечно, полностью закрытых систем в человеческом обществе не бывает, но близким примером может служить жизнь бушменов в пустыне Калахари, которые практически не имеют ни физических, ни психологических контактов с другими сообществами. Другим примером могут быть раскольники, уходившие в скиты и избегавшие общения с внешним миром. Достаточно закрытые системы представляли собой страны социалистического лагеря и США в период холодной войны, что полностью исключало свободную миграцию элементов системы, но происходил достаточно интенсивный обмен социально-психологическими отношениями, как на официальном, так и неофициальном уровнях. Другим примером закрытой системы является кастовая система Индии. Но большинство нормально развивающихся социальных систем открыты для обоих видов обмена.
В физическом мире развиваться могут только открытые системы. Согласно второму началу термодинамики, изолированная система способна только к возрастанию энтропии до максимальной величины [215]. Чтобы не превратить обмен социально-психологическими отношениями в «тепловую энергию» социального хаоса, человеческая система также должна быть открыта. Именно для того и наделяли первые общности природу человеческими символами и мифами, чтобы существовать в качестве открытой системы и развиваться. В случае социальной системы ее изоляция теоретически означала бы полное разрушение социальности и возврат на уровень поведения индивида при условии сохранения открытости живой системы.

 
Перепечатка и ссылки на монографию
только с согласия автора




Психология (5)\Психология (3)\Психология (2)\Психология (1)\Психология (4)
Психология (6)\Психология (7)\Психология (8)\Психология (9)\Психология (10)


МИФОЛОГИЯ
СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА

ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОЛОГИЯ  | РИТОРИКА

ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ






РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT


      
     



ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )




ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar