Меню
Назад » »

МИФОЛОГИЯ (81)



МИФ/MYTH | МИФОЛОГИЯ/MYTHOLOGY | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ/MYTHOLOGICAL | МИФИЧЕСКИЙ/MYTHICAL

РОБЕРТ ГРЕЙВСМИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ | ГОМЕРИЛИАДА / ОДИССЕЯ
БОЖЕСТВЕННЫЙ КЛАВДИЙ И ЕГО ЖЕНА МЕССАЛИНА​
ЗОЛОТОЕ РУНО \ БЕЛАЯ БОГИНЯ \ ЦАРЬ ИИСУС
ЛЖИВЫЙ \ ЛОЖНЫЙ \ ЛОЖЬ \ ОБМАН \ ЗАБЛУЖДЕНИЕ








ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОАНАЛИЗ  | ПСИХОЛОГИЯ  | ПСИХИКА  | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ | ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ЮНГ | ФРОММ
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
РИТОРИКА | КРАСНОРЕЧИЕ | РИТОРИЧЕСКИЙ | ОРАТОР | ОРАТОРСКИЙ | СЛЕНГ | ФЕНЯ | ЖАРГОН | АРГО | РЕЧЬ ( 1 )
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ  | ПОНЯТИЕ  (1) (10) (6) (2) (7) (5) (9) (3) (4) (8)
 

ГНОСЕОЛОГИЯ ( 1 ) ( 2 ) ( 3 ) ( 4 ) / ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ
ГРУППА / ГРУППОВОЕ / КОЛЛЕКТИВ / КОЛЛЕКТИВНОЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ
Психология (5)\Психология (3)\Психология (2)\Психология (1)\Психология (4)\
Психология (6)\Психология (7)\Психология (8)\Психология (9)\Психология (10)


ФРИДРИХ НИЦШЕ ВОЛЯ К ВЛАСТИ ОПЫТ ПЕРЕОЦЕНКИ ВСЕХ ЦЕННОСТЕЙ


ФИЛОСОФИЯ | (1) (2) (3) (7) (10) (5) (8) (6) (9) (4) | ФИЛОСОФИЯ




МИФОЛОГИЯ

 

АХИЛЛ (АХИЛЛЕС)

В греческой традиции один из величайших героев Троянской войны, сын царя мирмидонян Пелея и морской богини Фетиды. Стремясь сделать своего сына неуязвимым и таким образом дать ему бессмертие, Фетида купала Ахилла в водах подземной реки Стикс, и только пятка, за которую она его держала, осталась уязвимой (отсюда выражение «ахиллесова пята»). Позднее Ахилла воспитывал мудрый кентавр Хирон. Как самый юный из поколения героев – будущих участников Троянской войны – Ахилл не входил в число женихов Елены и не должен был принимать участие в походе. Фетида, зная, что ее сыну предопределено судьбой погибнуть под Троей, стремилась спасти его и с этой целью спрятала Ахилла во дворце царя Ликомеда на острове Скирос, где он жил одетый в женские одежды среди дочерей Ликомеда. Когда ахейские вожди узнали предсказание жреца Калханта, что без участия Ахилла поход под Трою обречен на неудачу, они отправили на Скирос посольство во главе с Одиссеем. Под видом купцов Одиссей и его спутники разложили перед собравшимися женские украшения вперемежку с оружием. Вдобавок Одиссей велел своим воинам сыграть сигнал тревоги. Испуганные девушки разбежались, тогда как Ахилл схватился за оказавшееся под руками оружие и бросился навстречу врагу. Так он стал участником похода на Трою.

Особенно прославился Ахилл уже в первые годы войны, когда греки, после неудачных попыток взять Трою штурмом, стали разорять окрестности города и совершать многочисленные экспедиции против соседних городов Малой Азии и близлежащих островов.

По Гомеру, судьба Елены и Менелая интересует Ахилла крайне мало, он принял участие в Троянской войне, предпочитая героическую долю долгой, но бесславной жизни. «Илиада» рассказывает о гневе Ахилла на Агамемнона и об отказе Ахилла помогать ахейцам. Лишь когда троянское войско подступает к ахейским кораблям и троянский герой Гектор поджигает один из них, Ахилл разрешает своему другу Патроклу, облачившись в его доспехи, вступить в бой, чтобы отогнать троянцев. Конец гневу Ахилла кладет известие о гибели Патрокла от руки Гектора. Он устремляется в бой, беспощадно поражает убегающих троянцев, в решающем поединке с Гектором Ахилл одерживает победу, предвещающую, однако, его собственную гибель.

После сражений, в которых Ахилл побеждает пришедших на помощь троянцам царицу амазонок Пенфесилею и вождя эфиопов Мемнона, он врывается в Трою и у Скейских ворот погибает от двух стрел Париса, направляемых рукой Аполлона: первая стрела, попав в пяту, лишает Ахилла возможности устремиться на противника, и Парис сражает его второй стрелой в грудь.

Душа Ахилла была перенесена на остров Левка, где герой продолжал жить жизнью блаженных.

Как место культа почитался могильный курган Ахилла и Патрокла у мыса Сигей. Александр Македонский и римский император Каракалла устраивали здесь погребальные игры.

 

АЯКС (АЯНТ)

В греческой традиции имя двух участников Троянской войны; оба воевали под Троей как соискатели руки Елены.

«Меньший» Аякс Оилид, царь Локриды, был искусным копьеметателем и прекрасным бегуном, уступавшим в скорости только Ахиллу. Во время взятия Трои он совершил насилие над Кассандрой, искавшей защиты у алтаря Афины. По совету Одиссея ахейцы собирались за это святотатство побить Аякса камнями, но тот нашел убежище у алтаря той же Афины. Однако при возвращении флота из‑под Трои разгневанная богиня разбила бурей у Кикладских островов ахейские корабли. Аякс спасся и, уцепившись за скалу, похвалялся, что он жив вопреки воле богов. Тогда Посейдон расколол трезубцем скалу, Аякс упал в море и погиб.

«Большой» Аякс Теламонид ведет свой род от Зевса и нимфы Эгины. Он – внук Эака, двоюродный брат Ахилла. Аякс – царь Саламина, прославился как герой, уступающий в доблести только Ахиллу. Он огромен ростом, могуч, вооружен громадным семикожным щитом, покрытым медью. В битве у кораблей Аякс противостоял Гектору. После гибели Ахилла Аякс защищал от троянцев его тело и поэтому считал себя вправе унаследовать доспехи убитого героя. Однако доспехи присуждаются Одиссею, и оскорбленный Аякс решил перебить ночью ахейских вождей. Но Афина, спасая ахейцев, наслала на него безумие и жертвой меча Аякса стали стада скота. Когда рассудок вернулся, Аякс не смог пережить позора и в отчаянии кончил жизнь самоубийством.

 

 

БААЛШАМЕМ

В западносемитской мифологии бог – владыка неба и бог солнца. Филон Библский приводит финикийское предание о том, как Кронос (Эл) принес в жертву Урану (Баалшамему) своего сына. В эллинистическую эпоху Баалшамем отождествлялся с Зевсом и Юпитером.

 

БАХУС

Латинская форма имени Вакх (одного из имен Диониса).

 

БЕЛЛЕРОФОНТ

В греческой традиции один из героев старшего поколения, сын коринфского царя (или бога Посейдона), внук Сисифа.

По приказу царя Иобата, у которого находился в услужении, Беллерофонт совершил множество подвигов: верхом на крылатом коне Пегасе он победил Химеру, одолел амазонок и т. д. Но впоследствии, по Гомеру, Беллерофонт утратил расположение богов, и его постигло безумие. Причиной этого считалось высокомерие героя, решившего на Пегасе достигнуть вершины Олимпа. Зевс наслал на коня овода, Пегас взбесился и сбросил седока на землю. Хромой и слепой, Беллерофонт скитался без дома до самой смерти.

Культ Беллерофонта был распространен в Ликии и Коринфе, затем по всей Греции..

 

БЕЛЛОНА

В римской мифологии богиня войны, иногда мать (сестра, кормилица) Марса и богиня подземного мира. Со времени войны 458 до н. э. ей был посвящен храм, возле которого проходила церемония объявления войны: глава коллегии жрецов‑фециалов бросал копье на участок, символизировавший вражескую землю. С I в. до н. э. Беллону стали отождествлять с каппадокийской богиней Ма, и культ ее принял оргиастический характер. Жрецы Беллоны (беллонарии) носили черное одеяние и колпаки, имели в качестве атрибутов двойные секиры.

 

БЕНДИДА

Фракийское божество природы, которое в Греции отождествляли с Артемидой.

 

БОНА ДЕА (ДОБРАЯ БОГИНЯ)

В римской мифологии богиня‑мать, имя которой было табуировано. Празднества в честь богини справлялись в ее храме на Авентине. В священнодействиях участвовали весталки и замужние женщины, присутствие мужчин исключалось. По схолиям к «Энеиде», Бона Деа была связана с лесом, растительностью, особенно целебными травами, и магией. Этой богине посвящались рощи, часовни с очагами, зеркала как орудия колдовства. Изображалась с рогом изобилия и змеями.

 

БОРЕЙ

В греческой мифологии бог северного ветра, сын Астрея (звездного неба) и Эос (утренней зари), брат Зефира и Нота. Изображался крылатым, длинноволосым, бородатым. Место его обитания – Фракия, где царят холод и мрак.

 

БОРЕАДЫ

В греческой мифологии крылатые сыновья Борея – Калаид и Зет, участники похода аргонавтов. Бореады освободили слепого Финея – мужа своей сестры Клеопатры от гарпий. Позднейшая версия мифа повествует об убийстве Бореадов Гераклом, отомстившим им за то, что в походе аргонавтов они посоветовали предводителю аргонавтов Ясону покинуть Геракла, отправившегося на поиски своего друга Гиласа.

 

БРИТОМАРТИС

В греческой мифологии спутница Артемиды, дочь Зевса, известная своим целомудрием. Мифы о Бритомартис связаны с Критом и царем Миносом, полюбившим девушку и преследовавшим ее. Спасаясь от Миноса, она бросилась со скалы в море, но была спасена, так как попала в рыбацкие сети (отсюда ее прозвище Диктинна, «попавшая в сеть»). По другой версии мифа, ее спасла Артемида.

Бритомартис‑охотница – ипостась Артемиды. Согласно Каллимаху, Бритомартис – одно из имен Артемиды.

 

 

ВААЛЫ

В западносемитской мифологии одно из распространенных обозначений божеств отдельных местностей. Кроме того, ваалами назывались общие боги, например, бог‑громовержец, бог солнца и др.

Слово «ваал» является греческим вариантом библейского «баал», в которое превратилось первоначальное западносемитское «балу» («хозяин, владыка»). Другое значение слова «ваал» – «идол».

 

ВАКХ

В греческой традиции одно из имен Диониса.

 

ВАКХАНАЛИИ

Мистериально‑оргиастические празднества культа Вакха. Первоначально в вакханалиях участвовали только женщины. Впоследствии в них стали принимать и мужчин. Постепенно вакханалии превратились в развратные пиршества. В 186 г. до н. э. проведение вакханалий было ограничено достаточно строгими правилами, но полностью запрещены они не были.

 

ВАНФ

В этрусской мифологии женский демон загробного мира, олицетворение смерти. Постоянные атрибуты Ванф – свиток, факел, меч, змеи, обвивающие руки.

 

ВАСИЛИСК

Обитающий в Ливии «царь безграничных пустынь… и без яда губящий» (по выражению Лукана). Само слово «василиск» происходит от греческого «basileus» – «царь, базилевс» – и означает «маленький царь». Это – самый грозный и смертоносный из всех змеев. Василиск, голову которого венчает гребень в форме диадемы, вылупляется из яйца, снесенного петухом (или жабой) и высиженного змеей (правда, упоминавшийся выше Лукан относит его, наряду с аспидом, амфисбеной и прочими гадами к отпрыскам Горгоны Медузы). Несмотря на змеиную наружность, передвигается он не стелясь по земле, а как бы поочередно выметывая вперед сложенное кольцами тело. Первым наружность василиска описал Плиний Старший в своей «Естественной истории». По словам Плиния, василиск – змей с белой складкой наподобие звезды на лбу; эта складка поднимается над мордой животного словно корона. Впрочем, облик василиска в средние века изменился: стали считать, что у бестии голова петуха, туловище жабы, птичьи крылья и хвост змеи или дракона с ядовитым жалом на конце. Василиск убивает прикосновением, превращает в камень взглядом, а его дыхания не выдерживают даже птицы, пролетающие высоко в небе. Совладать с василиском в битве может только зверек ласка, для человека же самый действенный способ – выставить перед собой щит или зеркало: увидев собственное отражение, василиск тут же умрет. Кроме того, известно, что василиск никогда не появляется поблизости от тех мест, где растет рута, а крик петуха заставляет его исчезнуть (как гласит русская поговорка: «Петух поет – значит, нечистой силы темное время прошло»). В Книге пророка Иеремии именно василиски олицетворяют зло: «Ибо вот, Я пошлю на вас змеев, василисков, против которых нет заговариванья, и они будут уязвлять вас, говорит Господь».

Большинство легенд о василиске связано с образом петуха, причем не петуха вообще, а конкретного – черного семигодовалого. Лишь такой петух может снести яйцо, из которого, зарытого в горячий навоз и высиженного змеей, потом вылупится василиск.

Чаще всего василиски селятся в естественных пустынях, но им не составляет труда превратить в пустыню любую, сколь угодно плодородную местность. Вокруг логова василиска чернеют и высыхают травы и деревья, становится ядовитой вода в источниках и реках, разрушаются даже скалы.

 

ВЕЙОВИС (ВЕДИОВИС, ВЕДИУС)

В римской мифологии бог подземного мира, противопоставлявшийся светлому небесному богу Юпитеру, Юпитер подземного царства. Статуя Вейовиса в храме изображала вооруженного стрелами юношу с козой у ног. Широкого распространения культ Вейовиса не имел и был вытеснен культом Диспатера.

 

ВЕЛИКАЯ БОГИНЯ

Женское творческое начало в природе, анима, Мать‑земля (ср. греческих Гею и Деметру, малоазийскую Кибелу, римскую Рею, египетскую Исиду, Мать‑Сыру Землю в русском фольклоре). С архаических времен известны женские статуэтки с подчеркнутыми половыми признаками – эмблемы плодородия. Богиня‑мать наряду со своим божественным супругом участвует в творении мира и создании населяющих мироздание существ (греческая Гея рождает титанов и гигантов, а олимпийских богов – ее дочь Рея; обе они суть ипостаси Великой Богини). Она покровительствует плодородию почвы, скота и людей, отсюда – оргиастические ритуалы в ее честь; с Великой Богиней связан цикл мифов об умирающем и воскресающем боге (Аттис, Осирис, Таммуз), символизирующий сезонное умирание и возрождение природы. Также Великая Богиня является покровительницей мистерий, пройдя через которые, человек обретает вечную жизнь (Элевсинские мистерии Деметры).

Великая Богиня – символ первоначального хаоса (женского начала мира); победа космоса над хаосом зачастую выражается в торжестве мужского божества над Великой Богиней (ср., например, победу Мардука над Тиамат в шумеро‑аккадской мифологии). Тем не менее, Великая Богиня, как созидательное начало, есть и символ космоса: она покровительствует культуре, городам, тайным знаниям.

Историки христианства полагают, что культ Богородицы в определенной мере связан с образом Великой Богини (Исиды как ее ипостаси).

Р. Грейвс, автор книги «Белая Богиня», писал: «Богиня – прекрасная стройная женщина с крючковатым носом, смертельно бледным лицом, алыми губами, поразительной голубизны глазами и длинными светлыми волосами. Она может обернуться свиньей, кобылой, сукой, лисой, ослицей, лаской, змеей, совой, волчицей, тигрицей, русалкой или отвратительной старой каргой. Имен и прозваний у нее – не счесть. В рассказах о привидениях ее называют Белой Дамой, а в древних верованиях от Британских островов до Кавказских гор – Белой Богиней. Я не припомню ни одного настоящего поэта, начиная с Гомера, который независимо ни от кого не оставил бы свое собственное свидетельство о ней. Можно сказать, что показателем поэтического видения является точность, с которой поэт изображает Белую Богиню и остров, где она правит. Вот почему, когда читаешь подлинную поэзию, волосы встают дыбом, на глаза наворачиваются слезы, к горлу подступает комок, по коже бегают мурашки и холодеет спина. Подлинная поэзия – это заклинание Белой Богини, или Музы, матери всего сущего, силы, издревле устрашающей и желанной…»



   

     

   

 










РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT


      
     



ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )



ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar