Меню
Назад » 2012 » АПРЕЛЬ » 5

ПОНЯТИЕ (9)





 ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ | HUMANITIES 
 

 


     ПОНЯТИЕ  (1) (10) (6) (2) (7) (5) (9) (3) (4) (8)


Крупнейшие мировые аферы. Искусство обмана и обман как искусство (4)
Понятно, что при таком методе диагностики количество пациентов, спасенных доктором и его супругой, было просто ошеломляющим.


Понятие — 1) мысль, отражающая в обобщённой форме предметы и явления действительности посред­ством фиксации их свойств и отношений; последние (свойства и отношения) выступают в понятии как общие и специфические признаки, соотнесённые с классами предметов и явлений. 2) То же, что граммати­че­ская или семантическая категория (см. Категория языковая), обычно не высшего уровня обобщения, например понятие двойственного числа, понятие события, понятие неактуального настоящего времени и т. п.; в этом значении стал часто употреб­лять­ся термин «концепт». Понятие (концепт) — явление того же порядка, что и значение слова, но рассматриваемое в несколько иной системе связей; значение — в системе языка, понятие — в системе логических отношений и форм, исследуемых как в языкознании, так и в логике. Понятие (в 1‑м значении) в общем виде определяется одинаково в логике и в языкознании и представлено всегда по крайней мере одним некоторым общим именем или его эквива­лен­том — словосочетанием (например, «железная дорога»). Однако в логике понятие может быть, кроме того, выражено в разных знаковых формах, в зависимости от принятой системы (логического языка), в частности как некоторая функция, и в этом смысле вообще не связывается с какой-либо одной опреде­лён­ной знаковой формой. В традиционном языко­зна­нии понятие рассматри­ва­ет­ся как связанное с одной определённой знаковой формой — общим именем, в индоевропейских языках — типа «чело­век», «революция», «жилище», «бег», «белизна», «беление», «заболеваемость» или его эквива­лен­том типа «белить» и т. п., а все остальные знаковые формы понятия рассма­три­ва­ют­ся как производные от данной, соотносительные с ней по определённым правилам истори­че­ских и синхронных соотношений (трансформаций). В традиционном языкознании обсуждалась пробле­ма — связано ли понятие с корнем (основой) слова или с полной формой слова как части речи (например, в русском языке с «бел-» или с «белизна», «беление», «белить»). Тем самым была замечена нежёсткость связи понятия с его знаковой формой и сделан шаг к сближению с современной логикой. В дальнейшем при этом сближении понятие (концепт) стало выводиться из употреб­ле­ния разных слов и конструкций (ср. концепты «события», «процесса», «факта» и др.). При этом за основу берутся и предложения, и их номинализации, и существительные конкретного и общего значения с учетом контекстов употреб­ле­ния. Эта процедура называется «концепту­аль­ным анализом», одна из задач которого сделать концепт более опреде­лён­ным. При соотнесении понятия и соответствующего ему общего имени (с учетом других языковых выражений, установленных «концептуальным анализом») выявляется следующая сложная структура понятия (а также понятийной части значения, смысла слова): 1.Сигнификат — совокупность тех признаков предмета (явления), которые суще­ствен­ны для его правильного именования данным словом в системе данного языка. Сигнификат — наиболее структури­ро­ван­ная часть понятия, всегда определяемая прежде всего относительно, т. е. местом данного слова в лексико-семантической системе языка (в лексико-семантическом поле; в системе оппозиций; синонимов; антонимов; конверсивов; перифраз). Так, понятие физического воздействия на материал и соответствующего изменения материала во французском языке часто связаны с одним словом, например cuire ‘варить (обед)’ и ‘вариться (об обеде)’, в русском языке распределяются между двумя глаголами одинаковой основы, но с наличием​/​отсутствием частицы ‑ся, в литовском языке — между двумя глаголами соотносительными, но разного корня — laužti ‘ломать, гнуть’, lūžti ‘ломаться, гнуться’. Таким образом, одно и то же понятие в этих разных языках представлено в различных формах. 2.Интенсионал — правильное определение понятия, связанное с категорией «сущности» (лат. essentia, англ., франц. essence) предмета или явления. Так как при этом прежде всего указываются слова, выражающие род и ближайшее видовое отличие, интенсионал также принадлежит системе какого-либо языка. Совокупности признаков сигнификата и интенсионала могут не совпадать целиком, так как признаки, используемые для правильного называния предмета или явления, могут не исчерпывать их сущности. Так, в русском языке слово «гриб» — а) растение, не образующее цветка и семян, состоящее из мясистой шляпки, по большей части на ножке (сигнификат); б) низшее споровое растение, без хлорофилла, не образующее цветка и семян, состоящее из мясистого тела различной формы (интенсионал). Сигнификат и интенсионал находятся между собой в определённых исторических (диахро­ни­че­ских) отношениях. Признак, лежащий в основе сигнификата (и, следовательно, внутренняя форма слова), является, как правило, случайным результатом именования. Так, слово «человек» (в латин­ском языке homo, литов. žmuõ) восходит к индоевропейскому корню *ǧhem- и означает ‘земной, живущий на земле’; др.-греч. βροτός (букв. — смертный) — к индоевропейскому *mr̥tó-s ‘смертный’ (из которого также лат. mortuus ‘мёртвый’, рус. мёртвый), они отражают случайные различия наименований, но не случайно подчиняются одной и той же семантической законо­мер­но­сти — оппозиции «человек / земной, смерт­ный — бог / неземной, бессмертный», состав­ля­ю­щей основу интенсионала слова «человек». Интенсио­нал перво­на­чаль­но формируется на основе сигнификата, но постепенно признаки, расце­ни­ва­ю­щи­е­ся для данного синхронного периода как случайные, устраняются и заменяются другими. Таким образом, в интенсионале всегда до определённой глубины отражена «причинная история» слова. В каждый данный период интенсионал слова стремится к научному (для данной эпохи) определению, никогда не достигая его вполне. Поскольку сигнификат, в котором внутренняя форма уже не ощущается (например, в русском «человек»), а также интенсионал определяются относительно всех связанных с ними слов данного языка, носитель языка может не знать всех этих связей и в этом смысле не знать интенсионалов слов своего языка, подобно тому как человек, умеющий считать, не знает свойств чисел, изучаемых математической теорией чисел. 3.Денотат (денотация) — класс всех реальных (т. е. существующих) предметов, к которым слово правильно приложимо (для называния) в системе данного языка. Между сигнификатом, интенсионалом и денотатом существуют сложные (и ещё не до конца изученные) отношения. Когда заданы (известны) признаки сигнификата слова, то любой предмет, обладающий этими признаками, может быть правильно поименован данным словом; предметы, не обладающие этими признаками, данным словом поименованы быть не могут. Однако зачастую неизвест­но точно, какими признаками руководствуется носитель языка, правильно употреб­ляя слова своего языка, — исследование этого и составляет одну из задач лингвистической семантики как научной дисциплины, включающей лингвистический и психолингвистический эксперимент. Интенсио­нал слова, по-видимому, может быть во многих, если не во всех, случаях определен путём логического рассуждения. Однако когда интенсионал слова известен, то денотат этим только ограничен, но не фиксирован, — ясно лишь, какие предметы не могут быть денотатом данного слова. Если предметы не обладают каким-либо существенным признаком, включенным в интенсионал, они исключаются из денотации данного слова. Включение в денотацию зависит также от реальности существующего. С другой стороны, когда задана (известна) денотация слова, интенсионал этим также лишь ограничен, но не фиксирован. Он не может включать в себя произвольный признак, встречающийся лишь у части предметов, образующих денотацию слова, но он может не включать какой-либо признак, присущий всему классу денотации. Так, слово «овощи» в русском языке включает в свою денотацию «огородные растения, употреб­ля­е­мые в пищу обычно с солью», но признак «с солью» не входит в интенсионал слова «овощи». Обычное правило формальной логики — считать денотацию (экстенсионал, объём) обратно пропорциональной интенсионалу (содержанию) — формулируется неточно: это соотношение имеет место между интенсионалом и компрегенсией. 4.Компрегенсия, «охват», «протяжённость» — классификация и её результат, т. е. класс всех непротиворечиво мыслимых предметов, к которым данное слово может быть правильно приложимо (независимо от того, существуют эти предметы в действительности или нет, известно или неизвест­но их существование). Так, например, правильная классификация такого класса слов, как русских «идти», «ехать» — «стоять»; «лететь» — «парить»; «плыть» — «?», приводит к выводу, что в языке структурно обеспечено место (обозначено через «?»), не заполненное словом русского языка; во французском языке такое слово есть — flotter ‘неподвижно держаться на воде’, аналогичное русскому «неподвижно держаться на суше (стоять)» и «неподвижно держаться в воздухе (парить)»: в системе русского языка не зафиксировано (неизвест­но) понятие, соответствующее реально существующему предмету — «парению в воде». Многие термины науки конструируются в языке как обозначения, в рамках определённой класси­фи­ка­ции, непротиворечиво мыслимых, возможных явлений природы или общества, хотя такие явления могут ещё не существовать или быть неизвест­ны­ми науке. Понятие может сопровождать коннотация — те признаки, которые, не включаясь в понятие, окружа­ют его в языке в силу различных ассоциа­ций — познавательных (знаний о мире), эмоцио­наль­ных, экспрессивных, стилевых (по принад­леж­но­сти к тому или иному стилю речи). Комплекс понятия и коннотации иногда включают в прагматику слова, иногда относят к «лексическому понятию». Структура понятия описана здесь по её максимально выявленному в языке типу — понятию, соотносимому с общим именем. Другие типы понятий — концепты, соотносимые с иными типами слов и языковых образований (с предикатами, частицами, междометиями и т. д.), имеют редуцированную семантическую структуру, иногда не связанную прямо с понятием (например, в междометиях). Суще­ству­ют и другие логические системы (модели) понятия (близкая к данной четырёхчленная система К. И. Льюиса, двухчленная система Г. Фреге, и др.). Эти проблемы изучаются новым направ­ле­ни­ем в логике и языко­зна­нии — «концепту­аль­ным анализом языка». В различных языковедческих работах встречаются иные характеристики понятия: 1) термины «сигнификат» и «интенсионал» иногда, например в работах учебного типа, не различаются и соответствующие им части понятия сливаются и называются обобщенно смыслом (англ. sense); в последний термин часто включают также коннотации и/или парадигматику слова; 2) сигнификат называется «наивным понятием» (Ю. Д. Апресян), «языковым понятием» (Ю. С. Степанов), последние противопоставляются научному понятию и, следовательно, в определённой степени, интенсионалу; 3) «денотат» и «компрегенсия» не различаются и называются обобщенно экстенсионалом (англ. extension); 4) термин «компрегенсия» и соответствующая часть понятия не выделяются вовсе; 5) структури­ро­ван­ная часть понятия — сигнификат — называется иначе: «означаемое», «ценность» (Ф. де Соссюр); «десигнат» (Ч. У. Моррис, Степанов); «денотат языковой» (А. А. Уфимцева); «коннота­ция» (Дж. С. Милль); 6) термин «коннотация» употреб­ля­ет­ся как синоним термина «интенсионал» (у некоторых англосаксонских логиков, например у Льюиса); 7) термин «компрегенсия» употреб­ля­ет­ся в значении «интенсионал» (часто у французских авторов); 8) вместо статических, результативных терминов используются динамические, процес­су­аль­ные — сигнификация (англ. signification), интенсия (англ. intension), денотация (англ. denotation), термины, используемые Льюисом и многими другими английскими и американ­ски­ми авторами. Горский Д. П., Вопросы абстракции и образование понятий, М., 1961; Кузнецова А. И., Понятие семантической системы языка и методы её исследования, М., 1963; Войшвилло Е. К., Понятие, М., 1967; Комлев Н. Г., Компоненты содержательной структуры слова, М., 1969; Никитин М. В., Лексическое значение в слове и словосочетании, Владимир, 1974; Апресян Ю. Д., Лексическая семантика. Синонимические средства языка, М., 1974; Степанов Ю. С., Основы общего языкознания, 2 изд., М., 1975; Арутюнова Н. Д., Логические теории значения, в кн.: Принципы и методы семантических исследований, М., 1976; Серебренников Б. А., Номинация и проблема выбора, в кн.: Языковая номинация. (Общие вопросы), М., 1977; Петров В. В., Структуры значения. Логический анализ, Новосиб., 1979; Селиверстова О. Н., Некоторые типы семантических гипотез и их верификация, в кн.: Гипотеза в современной лингвистике, М., 1980; Новиков Л. А., Семантика русского языка, М., 1982; Семантические типы предикатов, М., 1982; Льюис К. И., Виды значения, пер. с англ., в кн.: Семиотика, М., 1983; Холл Парти Б., Грамматика Монтегю, мысленные представления и реальность, пер. с англ., в кн.: Семиотика, М., 1983; Уфимцева А. А., Лексическое значение, М., 1986.

Артур Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (13)
...мыслимой, заимствовать себе название и понятие у какого нибудь объекта, у чего нибудь данного объективно, следовательно у какого либо из своих проявлений; но последнее, чтобы послужить ...denominatio а potiori, вследствие чего понятие воли получает больший объем, чем оно имело до сих пор. Познание тождественного в разных явлениях и разного в сходных и ...

Маркс К. (105)
...самый процесс производства, само собой понятно, что protanto часть их собственного прибавочного продукта прямо (без посредства обращения) переносится в их производительный капитал и входит в него ...

Ф. ЭНГЕЛЬС (35)
...в голове г на Дюринга понятия стоимости и денег и заставляющему его в конце концов стремиться к открытию стоимости труда. Но так как в Германии г ...

Маркс К. (21)
...vulgaris черпает все свои взгляды, понятия, масштаб всех своих суждений об обществе капитала и наемного труда,– покидая эту сферу, мы замечаем, что начинают несколько изменяться физиономии ...

Карл Густав Юнг Психологические типы (33)
...как единичные явления, а как понятия, составляющие часть больших комплексов представлений». Такое понимание Гросса вполне совпадает с нашими прежними размышлениями по поводу обсуждавшихся номиналистической и реалистической ...

Карл Густав Юнг. Об отношении аналитической психологии к поэзии. (9)
...время этот процесс стал более понятен, но, одновременно с этим, сам архетип подвергся трансформации: проекция растворяется, а содержимое реинтегрируется в душу.

Карл Густав Юнг. Об отношении аналитической психологии к поэзии.
Задача, как теперь понятно, исключительно сложна, и гораздо сложнее она в случае с поэтом, отождествляющим себя с творческим процессом.

Карл Густав Юнг Психологические типы (20)
...грозит впасть в небывалое смешение понятий. В другом человеке мы воспринимаем такое, что не входит в его сознательную психологию, но что просвечивает из области его бессознательного; ...

С.Л.Франк. НЕПОСТИЖИМОЕ. (34)
Понятие «мирам и проблематичность «мира» Смысл, бытийственная основа и подлинное исполнение моего непосредственного самобытия, моего «я есмь», лежат в реальности «Бог ...эта реальность нам уже открылась, – понятие и проблема «мира» принимают для нас уже иной облик, чем это было в исходной точкенашего духовного движения к этой реальности.

Иммануил Кант: Основы метафизики нравственности (9)
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ ПЕРЕХОД ОТ МЕТАФИЗИКИ НРАВСТВЕННОСТИ К КРИТИКЕ ЧИСТОГО ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА Понятие свободы есть ключ к объяснению автономии воли Воля есть вид причинности живых существ поскольку они разумны, а свобода была бы ...из этой дефиниции вытекает положительное понятие свободы, которое более богато содержанием и плодотворно. Так как понятие причинности заключает в себе понятие законов, но которым в силу ...

АБСТРАКЦИЯ
...частности, таких, как восприятия, представления, понятия, теории и пр. В процессе абстракции осуществляется выбор и обработка информации с целью заменить непосредственно данный эмпирический образ на другой, ... Современное понятие об абстракции восходит к Аристотелю, согласно которому абстрагирование – это метод намеренно одностороннего изучения реальности, субъективный прием мысленного разделения целого и ...

А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. СОФИСТЫ. СОКРАТ. ПЛАТОН (46)
...вовсе не является такой уж понятной и элементарной концепцией, которая не вызывала бы разных сомнений и не нуждалась бы ни в каких комментариях....мысль искала диалектического синтеза этих понятий, в котором они без остатка и растворились бы. А то, что для этого синтеза у Платона не нашлось единообразного и ...

ГиперИнфо. Отто Вайнингер. Пол и Характер. МУЖСКОЕ И ЖЕНСКОЕ СОЗНАНИЕ. 9. ГиперИнфо.
...психологические изыскания и установить некоторые понятия. В виду того что взгляды и принципы господствующей психологии развились без всякого отношения к нашей специальной теме, то нужно было ...сюда же, но и такиепонятия, как "странный", "надежный", "жуткий", "постоянный","иной" "верный", "известный", "действительный","сомнительный" и т. д. и т. д.

Критический словарь психоанализа (9)
...философскими и физиологическими терминами, отличающими понятия и ощущения, имеющие внешнюю причину, от тех, которые имеют чисто психическую природу» – Fowler (1965). Отсюда: физическая боль – объективное явление, сновидения ...обе разновидности явлений и использует понятия, источником которых служат как наблюдение поведения, так и интроспекция (либо наблюдателя, т.е. аналитика, либо субъекта, т.е. пациента).

Л. С. Выготский. Мышление и речь. Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж. Пиаже (5)
...основного его следствия мышления в понятиях. Но Пиаже заимствует у Фрейда не только его положение, что принцип удовольствия предшествует принципу реальности (Ж. Пиаже, 1932, с....говорит следующее: «Идеализм первобытный: общее (понятие, идея) есть отдельное существо. Это кажется диким, чудовищно (вернее: ребячески) нелепым. Но разве не в том же роде (совершенно в ...

Л. С. Выготский. Исторический смысл психологического кризиса (16)
Изучать психологию в понятиях реакции нельзя, ибо внутри реакции заключены два несводимых к единству, функционально зависимых элемента. Психофизическая проблема этим не решена, но перенесена ...desiderata, а на деле такоепонятие ведет к двум наукам, с двумя методами, изучающими две различные стороны бытия. Другой ответ дает Ю. В. Франкфурт (1926).

И. Кант КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА (63)
...один человек не имеет никакого понятия, или превращает свои представления в предметы и таким образом вращается в вечном кругу двусмысленностей и противоречий....тому же из одних лишь понятий, становится для меня подозрительным, хотя я еще и не обнаружил кроющейся в нем ошибки. Дальнейшее исследование происхождения этих атрибутов, которые ...

И. Кант КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА (60)
Однако это понятие или это положение не дает никакого знания обо мне как о предмете опыта, так как само понятие субстанция применяется только как функция ...

ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ
...со сказанным, все высказывание становится понятным". В настоящее время понятие И. является общеупотребительным для текстологической теории постмодернизма, дополняясь близкими по значению и уточняющими терминами (наример, понятие "...

А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (27)
...и абсолютная свобода исключает само понятие промысла (XVII). В дальнейшем Александр, подробно рассуждая об этих внутренних противоречиях в понятии судьбы как абсолютного случая, приходит к полезному ...

АРХЕОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
...исторически маркированные эпохи, выражаемые через понятие эпистемы в работе "Слова и вещи. Археология гуманитарных наук", но практически не используемым в "А.З.". Тем самым "А.З.... Понятие концептуальных (эпистомологических) разрывов (как переинтерпретации аналогичного понятия Башляра), примененное Фуко для анализа продуцирования целостностей дисциплинарных дискурсов, оказалось способным зафиксировать и ...

А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (23)
...его субстанциальным существом или его понятием"; у Кирхмана37: "сущностное Что"; у Рольфеса38: "логическим способом... сущностное бытие". Итак, чтойность есть то, что о вещи говорится)....19 21), – по Боницу39, "такое понятиеесть, следовательно, для каждой отдельной вещи понятие "чтойности", в котором она сама не содержится, в то время как оно тем ...

Ф. ЭНГЕЛЬС (60)
Суждение понятия, где о субъекте высказывается, в какой мере он соответствует своей всеобщей природе, или, как выражается Гегель, своему понятию (ассерторическое суждение: «этот дом плох»; ...

Келвин С. Холл, Гарднер Линдсей ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ (52)
Используя понятие об общих чертах, можно осуществить то, что Олпорт называет сравнительным изучением одной и той же черты, выраженной у различных индивидов или групп индивидов. Используя понятие о личностных диспозициях, можно изучать ...

Лев Выготский, Александр Лурия. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок.
...совершенно отсутствуют слова, обозначающие общие понятия, но они наводнены огромным количеством специфических терминов, различающих точно отдельные признаки и индивидуальность предметов. Аир говорит об австралийцах: «У них ...и в определении некоторых сложных понятий. Так, например, у ботакудов слово «остров» передается четырьмя словами, которые буквально означают следующее: «земля вода середина находится здесь».

Ф. ЭНГЕЛЬС (24)
...как и всякое добросовестное применение понятий». Противопоставим теперь этим «плодам легкомыслия» те «глубокие логические истины» и ту «предельную и строжайшую научность в смысле точных дисциплин», которые ...у Маркса «не общепринятое экономическое понятие, согласно которому капитал есть произведенное средство производства»; напротив, Маркс утверждает, что известная сумма стоимостей лишь тогда превращается в капитал, когда ...

А.Ф.Лосев ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ РАННЯЯ КЛАССИКА (7)
...отвлеченный предмет (почти предельно абстрактное понятие) вдруг оказался живым человеческим телом? Ведь следует иметь в виду, что такая высота абстракции должна приводить к универсальной всеохватности, к ... Он пишет: "Идеализм первобытный: общее (понятие, идея) есть отдельное существо. Это кажется диким, чудовищно (вернее: ребячески) нелепым... Подход ума (человека) к отдельной вещи, снятие слепка (понятия) ...

Иммануил Кант. Критика практического разума (6)
С понятием о наказании, как таковом, никак не вяжется причастность к счастью. В самом деле, хотя тот кто наказывает, может иметь вместе ...то и составляет суть этого понятия. Хотя с наказанием может быть связана и доброта, но достойный наказания не имеет ни малейшего основания рассчитывать на нее после ...

Специальный Философский словарь со ссылками на работы. К.
— haptikos) — понятие, приобретающее философский статус в рамках философии постмодернизма (Мерло Понти, философия Другого), а также у Сартра — в границах категориально понятийного комплекса, ...направленная на формирование категорий как понятий, предельно обобщающих и классифицирующих результаты познавательной деятельности человека. Категорический императив КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ (лат. imperativus — повелительный) — базовое понятие этики Канта, фиксирующее ...

Адорно Т. Негативная диалектика. (46)
...как позитивно онтологический апофеоз субъективного понятия причины; этому понятию, в соответствии с его чистой формой, изначально присуще что то противоречивое. То, 226 что свобода должна быть, ...

Адорно Т. Негативная диалектика. (23)
Трансценденция бытия относительно понятия и существующего хочет включать дезидерат подлинного как нечто, что не является видимостью ни в силу несостоятельности, ни в силу организации....как единственно подлинное по происхождению понятие бытия. Вопрос о бытии превращается в запрет выходить за свои собственные границы, за тавтологию, которая проявляется у Хайдеггера в том, ...

И. Кант КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА (30)
...однако, ту пользу, что сделает понятным, почему участники этого спора становятся охотнее на ту сторону, а не на другую, если это вовсе не объясняется отменным знанием ...чем восходить к основаниям, и понятия абсолютно первого (над возможностью которого он не задумывается) для него удобны и надежны, чтобы по ним направлять свое дальнейшее движение, ...

ГиперИнфо. Отто Вайнингер. Пол и Характер. ПАМЯТЬ, ЛОГИКА, ЭТИКА. 14. ГиперИнфо.
...материально же она основывается через понятие привычки. По этой теории память представляется механической игрой соединения представлений, подчиняющейся определенным законам (от одного до четырех)....предметами такого высокого значения, как понятие ценности и времени, как потребность бессмертия, которая едва ли тревожит животный мир, как гениальность, доступная только человеку.

ГиперИнфо.С.Л.Рубинштейн. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ. ГиперИнфо 46
Эти обобщения выражаются в понятиях – специфическом содержании мышления. Всякое мышление в той или иной мере совершается в понятиях. Однако в реальном мыслительном процессе понятия не ...

Логос (591)
себе двоякое понятие, означая 1) договор между Богом и человеком и 2) собрание книг, являющихся выражением этого договора. В первом, смысле Н....реализм) возник из анализа общих понятий и идей, путем которого хотели определить значение их и отношение общих понятий к единичным предметам.

ГиперИнфо. Отто Вайнингер. Пол и характер 1.
...МНОГООБРАЗИЕ Всякое мышление исходит из понятий средней общности и развивается из них по двум направлениям, с одной стороны оно стремится к понятиям все высшей абстрактности, обнимающих все ...

И. Кант КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА (12)
...общего возможного применения чистых рассудочных понятии в опыте В метафизической дедукции априорное происхождение категорий вообще было доказано их полным совпадением со всеобщими логическими функциями мышления, а ...быть и само событие, подчинено понятию отношения действии и причин. Точно так же обстоит дело и во всех других случаях. Категории суть понятия, a priori предписывающие ...

И. Кант КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА (35)
...мотивом для которого служит лишь понятие, между тем как основанием действия одной лишь природы необходимо служит всегда явление. Конечно, необходимо, чтобы поступок, на который направлено долженствование, ...единообразия действий, лежащего в основе понятия причинности (как способности); это понятие, поскольку оно должно выясняться из одних лишь явлений, мы можем назвать эмпирическим характером, который отличается ...

Адорно Т. Негативная диалектика. (22)
...в целостность Хайдеггера) все частные понятия уже "в себе" сращены с суждениями, которыми пренебрегает классифицирующая логика. Суждение не есть просто синтез понятий, ведь понятие не существует без ...

Павел Валерьевич Волков Разнообразие человеческих миров (23)
...характер, закрепим значение за следующими понятиями и разберемся в них: 1) аутизм; 2) аутичность; 3) аутистичность. Аутизм — это уход в себя, в свои переживания от внешнего ...способен интегрировать окружающий мир впонятную для себя целостность и потому прячется в себя, ограждаясь стереотипными ритуалами. Человек живет как будто за стеклянной стеной.

Артур Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (28)
...вечно далекий рай, предстает совершенно понятной и столь же необъяснимой, все это основывается на том, что музыка воссоздает все сокровенные движения нашего существа, но вне какой ...из его проявлений мыслим в понятииволи, и выражает его в однородном материале в одних только звуках, притом с величайшей точностью и правдой; если, далее, согласно ...

Психология креативной личности
...нет, однако, следует отметить, что понятия «креативность» и «творчество» все же не полностью идентичны. По смысловому содержанию они более совпадают, чем различаются, но поскольку у каждого ...возникать ситуации, когда использование одного понятия вместо другого приведет к искажению смысла. С логической точки зрения они относятся к перекрещивающимся понятиям.

ГиперИнфо. Психология креативной личности 1
...нет, однако, следует отметить, что понятия «креативность» и «творчество» все же не полностью идентичны. По смысловому содержанию они более совпадают, чем различаются, но поскольку у каждого ...возникать ситуации, когда использование одного понятия вместо другого приведет к искажению смысла. С логической точки зрения они относятся к перекрещивающимся понятиям.

И. Кант КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА (6)
...через эти представления предмет (спонтанность понятий). Посредством первой способности предмет нам дается, а посредством второй он мыслится в отношении к представлению (как одно лишь определение души). Следовательно, созерцания и понятия суть начала всякого нашего познания, ...

Карл Густав Юнг Психологические типы (50)
Я не гипостазирую понятия энергии, а пользуюсь им как понятием для обозначения интенсивностей или ценностей. Вопрос о том, существует или не существует особенная психическая ...

С.Л.Франк. НЕПОСТИЖИМОЕ. (18)
...мне», «со мной» уже предполагает понятие «я». Допущение это вполне естественно и даже как бы самоочевидно с точки зрения отвлеченно логического анализа; для трансцендентального мышления,однако, ... Уже само понятие«чужого сознания», взятое как «другое» или «второе» «я», – даже совершенно независимо от всех трудностей вопроса, как собственно мы, исходя из ...

Иммануил Кант. Критика практического разума (14)
...в то же время от понятия о боге как сущности всех сущностей и тем самым от понятия о вседовлении его, на котором зиждется вся теология), необходимо, ...

Иммануил Кант: Основы метафизики нравственности (3)
...время как в первом случае понятие поступка само по себе уже содержит в себе закон для меня, во втором я прежде всего должен осмотреться и взвесить, ...МЕТАФИЗИКЕ НРАВСТВЕННОСТИ Если мы вывели понятие долга, которым мы до сих пор оперировали, из обычного применения нашего практического разума, то отсюда никоим образом нельзя заключать, будто ...

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar