Меню
Назад » » 2012 » АПРЕЛЬ » 19

ФИЛОСОФИЯ (6)










    

ОНТОЛОГИЯ
...учение о бытии: в классической философии — учение о бытии как таковом, выступающее (наряду с гносеологией, антропологией и др.) базовым компонентом философской системы; в современной неклассической философии — интерпретации способов бытия с нефиксированным ...




Русская философия. Под «русской философией» может подразумеваться как особенная национальная философия, развивающаяся в пределах русской культуры, так и совокупность деятельности различных философов, проживавших на территории России, а в историческом контексте на территории всей Российской империи и СССР. Здесь вопрос рассматривается во втором, наиболее широком понимании. Собственно философская деятельность начинается в России с середины XVIII века. До реформ Петра I Российское государство было отделено как от наследия античной философии, так и от наследия западной философии. Весь период русской истории до середины XVIII века иногда называют «прологом к русской философии». В XVIII веке, начиная с Киево-могилянской академии, в Россию проникает наследие мировой философии, и среди выпускников академии — первые российские философы: Феофан Прокопович и Григорий Сковорода. Быстро развиваясь, к XIX веку философия в России расцветает и формирует самостоятельные философские течения. Середина ХIX века считается «золотым веком русской философии», а конец ХIX — начало XX века — «серебряным веком русской философии». Первой характерной особенностью философии в России является относительно позднее её становление, которое произошло уже не относительно античной философии, как в Европе, а по отношению к западной философии. Философия проникает в Россию параллельно с идеями секуляризации, характерными для философии Нового времени, и быстро порождает разделение русских философов на два лагеря: «западников», разделяющих эти идеи, и «славянофилов», которые призывают придерживаться самобытных русских, в первую очередь православных, традиций. Это разделение было характерно для всего XIX века, причём государство принимало участие в этом противостоянии, цензурируя «крамольные мысли» и ссылая неугодных философов в Сибирь. К западникам, например, относились П. Я. Чаадаев, М. А. Бакунин, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, В. Г. Белинский, Н. В. Станкевич, Т. Н. Грановский, Н. П. Огарёв, В. П. Боткин, Е. Ф. Корш, а к славянофилам — А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, В. С. Соловьёв, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин. Второй характерной особенностью философии в России является её антропоцентричность. В творчестве философов России — тема человека, его судьбы и свободы, его смысла жизни. Вопросы свободы человека имели особую актуальность в условиях российского самодержавия XVIII—XIX вв. Поэтому в российской философии этика, политическая философия, философия истории, философия религии значительно преобладают над исследованиями в области метафизики, эпистемологии и др. В этом смысле философия в России — как реалистичная, так и утопическая — всегда прагматична и часто увязана с намерениями изменить мир. Отсюда и неслучайно преобладание в российском философском дискурсе теорий, близких к социальной практике, таких как, например, марксизм или анархизм. К концу XIX — началу XX века философы России делают заметный во всём мире вклад в различные философские течения. В первую очередь это относится к анархизму (М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин), марксизму (Г. В. Плеханов) и космизму (В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, Н. Ф. Фёдоров). В 30-е годы ХХ века с догматизацией «научного коммунизма» развитие философии в России (в СССР) прекращается, а многие философы были убиты или заключены в тюремные лагеря. Хотя «хрущёвская оттепель» принесла некоторое ослабление цензуры и дала возможность состояться таким философам как М. К. Мамардашвили и Э. В. Ильенкову, нормальное развитие философии в России не возобновляется до распада СССР. В настоящее время преподавание философии в России или публикация различных философских взглядов государством не ограничивается. Философия и общество В обыденной жизни отношение к философам и к философии не всегда позитивно, а понимание предмета философии содержит множество ложных представлений. Например, слово «философствовать» в русском языке имеет выраженный негативный оттенок: «мудрёно и беспочвенно рассуждать». Вместе с этим влияние философии на общество трудно переоценить. С одной стороны, изучение философии оказывает благоприятное влияние на человека, способствует формированию ориентации на истину и доброту. Знание философии спасает человека от «узких рамок обыденного мышления», помогает найти общий язык с другими людьми. По некоторым показателям изучение философии развивает мышление лучше всех остальных предметов. Например, исследование известного английского журнала «The Economist» показало, что студенты-бакалавры, заканчивающие именно философские факультеты, лидируют по средним баллам на стандартных вступительных тестах для специализированных высших медицинских школ (англ.)русск., школ права и бизнес-школ. С другой стороны, философия оказывает большое влияние на человеческие общества. Например, философские концепции Конфуция и Лао-цзы на тысячелетия предопределили развитие Китая. Войны и революции начинаются не с оружия, а с философии. Например, распространение философии марксизма привело к революции в России в 1917 году, философия французского просвещения привела к Великой французской революции и на этой же философии были основаны Соединённые Штаты Америки. В настоящее время цветные революции, по многим оценкам спонсируемые Джорджем Соросом, являются прямым продолжением философии Карла Поппера — учителя Сороса в Лондонской школе экономики. Эта философия изложена в известной книге Поппера «Открытое общество и его враги (англ.)русск.». Неслучайно, например, Ницше определил философа как «…странное взрывчатое вещество, перед которым все пребывает в опасности», а американский философ Ральф Эмерсон заметил: «Остерегайтесь, когда великий Бог выпускает неприкаянного мыслителя на планету. В таком случае всё находится в опасности». Атеизм (др.-греч. ἄθεος — «отрицание богов», «безбожие»; от ἀ — «без» + θεός — «бог») в широком смысле — отрицание веры в существование богов; в более узком — убеждение в том, что богов не существует. В самом широком смысле атеизм — простое отсутствие веры в существование любого из богов. Атеизм противоположен теизму, понимаемому в самом общем случае как вера в существование как минимум одного бога. Атеизм часто понимается также как отрицание существования сверхъестественного вообще — богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д. По отношению к религии атеизм — мировоззрение, отрицающее религию как веру в сверхъестественное. Для атеизма характерна убеждённость в самодостаточности естественного мира (природы) и в человеческом (не сверхъестественном) происхождении всех религий, в том числе религий откровения. Многие из тех, кто считает себя атеистом, скептически относятся ко всем сверхъестественным существам, явлениям и силам, указывая на отсутствие эмпирических свидетельств их существования. Другие приводят доводы в пользу атеизма, опираясь на философию, социологию или историю. Большая часть атеистов является сторонниками светских философий, таких как гуманизм и натурализм. Не существует единой идеологии или шаблона поведения, присущего всем атеистам. Термин «атеизм» появился как уничижительный эпитет, применявшийся к любому человеку или учению, находившемуся в конфликте с установившейся религией. И только позднее это слово стало означать определённую философскую позицию. С распространением свободы убеждений, свободы мысли и совести, научного скептицизма и критики религии этот термин стал приобретать более конкретное значение и начал использоваться атеистами для самообозначения. литература Григорьян М. М. Курс лекций по истории атеизма: учеб. пособие. — М.: Мысль, 1973. — 307 с. Докинз Ричард Бог как иллюзия Попова М. А. Критика психологической апологии религии (Современная американская психология религии). — М.: Мысль, 1973. — 263 с. Тажуризина З. А. Актуальные вопросы истории атеизма : общественно-политическая литература / З.А. Тажуризина. — М. : Изд-во МГУ, 1979. — 208 с. Современная буржуазная философия и религия / Под ред. А. С. Богомолова. — М.: Политиздат, 1977. — 376 с. Карманный словарь атеиста / Ю. А. Бахныкин, М. С. Беленький, А. В. Белов и др. Под ред. М. П. Новикова. — 4-ое изд. — М.: Политиздат, 1983. — 271 с. Успенская Е. Н. Этнокастовые общности пашенных земледельцев жаркого пояса, варновый статус шудра. // Антропология индийской касты / Е.Н. Успенская; Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). — СПб.: Наука, 2010. — 558 с. — ISBN 978-5-02-025614-9 Шахнович М. И. Происхождение философии и атеизм. — Л.: Наука, 1973. — 250 с. Шердаков В. Н. Иллюзия добра: Моральные ценности и религиозная вера. – М.: Изд-во политической литературы, 1982. — 287 с. Абу Юсуф Якуб ибн Исхак ибн Саббах аль-Кинди, употребительное сокращение имени — аль-Ки́нди (араб. أبو يوسف يعقوب إبن إسحاق الكندي‎‎, англ. Abū Yūsuf Yaqūb ibn Ishāq al-Kindī; около 801—873) — арабский философ, математик, теоретик музыки, астроном. Родился, по разным данным, в Куфе или в Басре, детство провёл в Басре, работал в Доме мудрости в Багдаде. Был фаворитом халифов ал-Мамуна (813—833) и ал-Мутасима (833—842), которые были покровителями представителей раннего калама — мутазилитов. При ал-Мутаваккиле подвергался гонениям. аль-Кинди является автором большого числа трактатов по метафизике, логике, этике, математике, криптографии, астрологии, медицине, метеорологии, оптике, музыке. В Западной Европе был известен под латинизированным именем Alkindus. Аль-Кинди. Философские трактаты. Перевод А. В. Сагадеева. — В кн.: Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX—XIV вв. М.: «Издательство социально-экономической литературы», 1961, с.41—132. Аль-Кинди «fi Mulk al-arab wa-kammiyatihi», переведен Иоанном Севильским под названием «Liber individuorum superioum in summa de significationibus super accidentia que efficiuntur in mundo», напечатан под ошибочным заголовком «Albumasar De magnis coniunctionibus: annorum revolutionibus: as eorum profectionibus: octo continens tractatus», август 1489 г. Аль-Кинди рукопись «al-Mudhal al-kabir ila 'ilm ahkam an-nuqum»: Paris 5902 (131foll., written 325/937): Leiden 1051 (=Cod/49 Gol.) Bodl.565; number 294 (+Hydii 3); Chester Beatty 4075; 5281; Esc. 938,7 Renaud; Hamidiye 829; Krause mathem.p. 450. О нём Матвиевская Г. П. Учение о числе на средневековом Ближнем и Среднем Востоке. Ташкент: Фан, 1967. Матвиевская Г. П., Розенфельд Б. А. Математики и астрономы мусульманского средневековья и их труды (VIII—XVII вв.). В 3 т. М.: Наука, 1983. Локаята (также чарвака, санскр. चार्वाक) — материалистическое учение Древней Индии. Школу локаята считают атеистической. Локаятиками в начальный период индийской философии называли профессиональных спорщиков, многие из которых были собеседниками Будды Гаутамы. Искусство локаяты было одной из дисциплин, которым обучали в брахманских школах 5 в. до н. э. и позднее. Локаятики брались доказывать, что всё существует и ничего не существует, что всё едино и всё множественно, что ворона белая потому, что у неё кости белые, а журавль красный потому, что у него кости красные. В классический период индийской философии локаяту стали отождествлять с чарвакой. Второе название школы связывают либо со словами чару и вака, сочетание которых буквально означает «красивая речь», либо с именем философа Чарвака, который, как полагают, был скептиком и материалистом, автором «Брихаспати-сутр» (ок. 600 г. до н. э.). Другие считают основателем учения полулегендарного мудреца по имени Брихаспати. Существует ещё одна этимологическая версия, согласно которой материалисты издавна именовались словом «чарвака» потому, что они проповедовали доктрину «ешь, пей, веселись» («чарв» — есть, жевать). Термин «локаята», или «локаятика», происходит от «локаятана» – «точка зрения обычных людей». Этот термин говорит о близости учения чарваков к обыденному сознанию. Философия чарваков – система древнего материализма, в которой связаны онтология, гносеология, этика. Локаята относится к разряду настика, то есть учения, отрицающего авторитет Вед. Предшественником чарваков был Аджита Кесакамбали — индийский философ-материалист 6-5 вв. до н. э., один из старших мыслителей группы шести «диссидентствующих» учителей, воззрения которых излагаются в «Самана-пхала-сутте» Палийского канона (Дигха-никая I. 55). Он считал единственным источником достоверных знаний о мире чувственный опыт и иронизировал над любым внечувственным умозрением. Чарвака исчезла ещё в древности, не оказав какого-либо существенного влияния на индийскую мысль. Существует даже предположение, что такой школы и вовсе никогда не существовало: она была придумана брахманами, объединившими под этим названием сочинения достаточно разнородных мыслителей, которых оказалось сложно отнести к какой-то определённой школе. Вместе с материалистами в неё попали все, кто не разделял существующих в Индии религиозных ценностей, — натурфилософы, скептики и нигилисты. Эта точка зрения подтверждается тем фактом, что единственный сохранившийся до нашего времени трактат школы чарвака принадлежит диалектику Джаярашибхатте, который был не материалистом, а крайним скептиком. В этом трактате («Таттвапаплавасимха» — «Потопление философских категорий») он отрицает достоверность любого познания и отвергает даже возможность корректного определения чувственного восприятия. Основные источники по чарваке — обзорные произведения, рассматривавшие все системы своего времени: джайнская «Шаддаршана-самуччая» (гл. 7), ведантийские «Сарвадаршанасиддхантасанграха» (гл. 1) и «Сарвадаршанасанграха» (гл. 1). По учению локаяты, вселенная и всё сущее произошло естественным путем, без вмешательства потусторонних сил. Есть четыре элемента: земля, вода, огонь и воздух. Они вечны и являются первоосновой всего сущего. Локаята считает истинным постигаемое лишь непосредственным восприятием, существующим — только этот мир (лока); единственной реальностью — материю; целью человеческого существования — достижение наслаждения. Взгляды представителей этой школы иногда сопоставляют со взглядами древнекитайского мудреца Ян Чжу и древнегреческим эпикуреизмом. В брахманских писаниях чарвака рассматривается как самое низкое воззрение. Её называют также асурическим (демоническим) учением, поскольку в Чхандогья упанишаде рассказывается, как асуры поверили богу Индре, убедившему их, что физическое тело есть атман, и тем самым обеспечившему победы богов над асурами. Шохин В. К. Локаятики // Новая философская энциклопедия.— Том второй.— М., 2001.— ISBN 5-244-00961-3 Monier-Williams (1899); the name literally means «speaking nicely», from cāru IAST «agreeable» and vāk IAST «speech» Шохин В. К. Аджита Кесакамбали // Новая философская энциклопедия.— Том первый.— М., 2000.— ISBN 5-244-00961-3 ISBN 5-244-00962-1 Торчинов Е. А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного.— СПб., 2007. Шохин В. К. Чарвака // Новая философская энциклопедия.— Том четвертый.— М., 2001.— ISBN 5-244-00961-3, ISBN 5-244-00965-6 Чаттопадхъяя Д. Локаята даршана. История индийского материализма. — М., 1961. — 736 с. Чанышев А. Н. Начало философии — М.: Издательство Московского университета, 1982. — С. 156—163. Исаева Н. В. Учение локаятиков по «Сарва-даршана-сиддханта-санграхе». — Уч. зап. Тартуского гос. ун-тета: Труды по востоковедению: VI. Языки и культура народов Востока и их рецепция в Эстонии. — Тарту, 1981. Исаева Н. В. Учение локаяты по комментарию Шанкары на «Брахма-сутры» // История и культура Центральной Азии. — М., 1983. Атеистический словарь / Под ред. М. П. Новикова. — 1983. Индуизм — одна из индийских религий, которую часто описывают как совокупность религиозных традиций и философских школ, возникших на Индийском субконтиненте и имеющих общие черты. Историческое название индуизма на санскрите — сана́тана-дха́рма (санскр. सनातन धर्म, sanātana dharma IAST), что в переводе означает «вечная религия», «вечный путь» или «вечный закон». Согласно Большой советской энциклопедии, «Конституция Индии включает в индуизм также буддизм, джайнизм и сикхизм, однако в научной индологической литературе их принято считать самостоятельными религиями». Индуизм уходит своими корнями в ведийскую, хараппскую и дравидийскую цивилизации, из-за чего его называют древнейшей в мире религией. В отличие от авраамических религий, у индуизма не было своего основателя, в нём отсутствуют единая система верований и общая доктрина. Индуизм представляет собой семейство разнообразных религиозных традиций, философских систем и верований, основанных на монотеизме, политеизме, панентеизме, пантеизме, монизме и даже атеизме. Типичными для индуизма можно признать такие религиозные положения, как дхарма, карма, сансара, мокша и йога. В индуизме существует большое количество священных писаний, которые делятся на две основные категории: шрути и смрити. Важными индуистскими текстами являются Веды, Упанишады, Пураны, «Рамаяна», «Махабхарата», «Бхагавад-гита» и Агамы. Индуизм — это третья по числу последователей религия в мире после христианства и ислама. Индуизм исповедуют более 1 млрд человек, из которых около 950 млн живут в Индии и Непале. Другие страны, в которых приверженцы индуизма составляют значительную часть населения, это Бангладеш, Шри-Ланка, Пакистан, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Маврикий, Фиджи, Суринам, Гайана, Тринидад и Тобаго, Великобритания, Канада и США. Во второй половине XX века индуизм распространился за пределы Индии, перешагнул национальные границы и приобрёл много последователей по всему миру. Широко распространились и стали привычными такие идеи, как карма, йога и вегетарианство. Некоторые аспекты и практики индуизма подвергаются критике. Наибольшее осуждение вызывают обряд самосожжения вдов и дискриминация, основанная на кастовой принадлежности. Литература На английском языке Apte, Vaman S (1997), written at Delhi, The Student's English-Sanskrit Dictionary (New Ed ed.), Motilal Banarsidas, ISBN 8120803000 Basham, A.L (1999), A Cultural History of India, Oxford University Press, ISBN 0-19-563921-9 Basham, Arthur L., J.A.B. van Buitenen, Edward C. Dimock, Wendy Doniger, Ann G. Gold, Vasudha Narayanan, Brian K. Smith Hinduism // Encyclopædia Britannica. — London: Encyclopædia Britannica, Inc., 2013. Bhaktivedanta, Swami (1997), Bhagavad-Gita As It Is, Bhaktivedanta Book Trust, ISBN 089213285X Bhaktivedanta, Swami (1982), The Nectar of Devotion; the complete science of Bhakti Yoga, The Bhaktivedanta Book Trust, ISBN 0-912776-05-6 Bhaskarananda, Swami (1994), written at Seattle, WA, The Essentials of Hinduism: a comprehensive overview of the world's oldest religion, Viveka Press, ISBN 1-884852-02-5 Bhattacharyya, Naren (1996), written at Delhi, History of the Shakta Religion, Munshiram Manoharlal Publishers Beck, Guy L. (2005), Alternative Krishnas: Regional and Vernacular Variations on a Hindu Deity, SUNY Press, ISBN 0791464156 Brooks, Charles R. (1989), «The Hare Krishnas in India», Princeton, NJ: Princeton University Press, ISBN 069100031X Chakravarti, Sitansu S. (1991), Hinduism, a Way of Life, Motilal Banarsidas, ISBN 8120808991 Corrigan, John (2007), The Oxford Handbook of Religion and Emotion, Oxford University Press, ISBN 0195170210 Coulson, Michael (1992), written at Lincolnwood, Ill., U.S.A., Sanskrit: An Introduction to the Classical Language (2nd ed.), NTC Pub. Group, ISBN 0-8442-3825-2 Delmonico, N. (2004), The Hare Krishna Movement: The Postcharismatic Fate of a Religious Transplant Davis, Geoffray (2005), Towards a Transcultural Future: Literature and society in a post-colonial world, Rodopi, ISBN 9042017368 Doshi, Malvi (2002), Cooking Along the Ganges: The Vegetarian Heritage of India, Writer's Showcase Press, ISBN 059524422X Hastings, James Rodney (2nd edition 1925-1940, reprint 1955, 2003), Encyclopedia of Religion and Ethics (Volume 4 of 24 (Behistun (continued) to Bunyan) ed.), Kessinger Publishing, LLC, ISBN 0-7661-3673-6 Hardy, Friedhelm (2001), Viraha-bhakti: The Early History of Krsna Devotion in South India, Oxford University Press, ISBN 0195649168 Halbfass, Wilhelm (1988), India and Europe: An Essay in Understanding, State Univ of New York Press, ISBN 0887067948 Hopkins, Thomas J. (1971), written at Belmont, California, The Hindu Religious Tradition, Dickenson Publishing Company, ISBN 0822100223 Eliot, Sir Charles (2003), Hinduism and Buddhism: An Historical Sketch, vol. I (Reprint ed.), Munshiram Manoharlal, ISBN 8121510937 Flood, Gavin (Ed) (2003), Blackwell companion to Hinduism, Blackwell Publishing, ISBN 0-631-21535-2 Fox, Michael Allen (1999), Deep Vegetarianism, Temple University Press, ISBN 1-566397-05-7 Fuller, C.J (2004), The Camphor Flame, Princeton University Press, ISBN 0-691-12048-X Goldman, RP (2007), The Ramayana of Valmiki: An Epic of Ancient India, Princeton University Press, ISBN 0-691-06663-9 Gupta, Ravi M. (2007), Caitanya Vaisnava Vedanta of Jiva Gosvami, Routledge, ISBN 0415405483 Harshananda, Swami (1989), written at Mylapore, A Bird's Eye View of the Vedas, in "Holy Scriptures: A Symposium on the Great Scriptures of the World" (2nd ed.), Sri Ramakrishna Math, ISBN 81-7120-121-0 Kenoyer, J.M (1998), written at USA, Ancient Cities of the Indus Valley Civilization, Oxford University Press, ISBN 0195779401 Klostermaier, K (1994), A Survey of Hinduism, SUNY Press Klostermaier, Klaus K. (2000), Hinduism: A Short History, Oneworld, ISBN 1851682139 Knott, Kim (1998), Hinduism: A Very Short Introduction, Oxford University Press, ISBN 0192853872 Lipner, Julius (1998), Hindus: Their Religious Beliefs and Practices, Routledge, ISBN 0415051819. Retrieved on 2007-07-12 Matchett, Freda (2000), Kṛṣṇa, Lord Or Avatāra?: The Relationship Between Kṛṣṇa and Viṣṇu, Routledge, ISBN 070071281X McGregor, R.S (1999), The Oxford Hindi-English Dictionary (5th ed.), Oxford University Press, ISBN 0-19-563846-8 Michaels, A (2004), Hinduism: Past and Present (5th ed.), Princeton University Press, ISBN 0-691-08953-1 Miller, Barbara Stoler (1993), written at Cambridge, UK, Sex and gender hierarchies (New Ed ed.), Cambridge University Press, ISBN 0-521-42368-6 Monier-Williams, Monier (1974), Brahmanism and Hinduism: Or, Religious Thought and Life in India, as Based on the Veda and Other Sacred Books of the Hindus, Adamant Media Corporation, ISBN 1421265311 Monier-Williams, Monier (2001), written at Delhi, English Sanskrit dictionary, Motilal Banarsidass, ISBN 8120615093 Morgan, Kenneth W., ed. (1987), written at Delhi, The Religion of the Hindus (New Ed ed.), Motilal Banarsidas, ISBN 8120803876 Nikhilananda, Swami (1990), written at New York, The Upanishads: Katha, Iśa, Kena, and Mundaka, vol. I (5th ed.), Ramakrishna-Vivekananda Center, ISBN 0-911206-15-9 Nikhilananda, Swami (trans.) (1992), written at New York, Gospel of Sri Ramakrishna (8th ed.), Ramakrishna-Vivekananda Center, ISBN 0-911206-01-9 Oberlies, T (1999), written at Vienna, Die Religion des Rgveda, Institut für Indologie der Universität Wien, ISBN 3900271321 Omar, Rashid (2006), The Right to Religious Conversion: Between Apostasy and Proselytization, Kroc Institute, University of Notre Dame, ISBN 9042017368 Osborne, E (2005), Accessing R.E. Founders & Leaders, Buddhism, Hinduism and Sikhism Teacher's Book Mainstream, Folens Limited Radhakrishnan, S & CA Moore (1967), A Sourcebook in Indian Philosophy, Princeton University Press, ISBN 0-691-01958-4 Radhakrishnan, S (Trans.) (1995), Bhagvada Gita, Harper Collins, ISBN 1-855384-57-4 Radhakrishnan, S (1996), Indian Philosophy, vol. 1, Oxford University Press, ISBN 0195638204 Renou, Louis (1964), The Nature of Hinduism, Walker Rinehart, R (Ed.) (2004), Contemporary Hinduism: Ritual, Culture, and Practice, ABC-Clio, ISBN 1-57607-905-8 Robinson, Catherine A. Interpretations of the Bhagavad-Gītā and Images of the Hindu Tradition: The Song of the Lord. — London: Routledge, 2006. — 192 p. — ISBN 0415346711 Rosen, Steven J. (1997), The Reincarnation Controversy: Uncovering the Truth in the World Religions, Torchlight Publishing, ISBN 188708911X Sargeant, Winthrop & Christopher Chapple (1984), written at New York, The Bhagavad Gita, State University of New York Press, ISBN 0-87395-831-4 Sarma, Dittakavi S. (1944), Studies in the Renaissance of Hinduism in the Nineteenth and Twentieth Centuries, Benares Hindu University Sen Gupta, Anima (1986), The Evolution of the Sāṃkhya School of Thought, South Asia Books, ISBN 8121500192 Silverberg, James (1969), "Social Mobility in the Caste System in India: An Interdisciplinary Symposium", The American Journal of Sociology 75 (3): 442–443 Smelser, N. & S. Lipset, eds. (2005), Social Structure and Mobility in Economic Development, Aldine Transaction, ISBN 0202307999 Smith, Huston (1991), written at San Francisco, The World's Religions: Our Great Wisdom Traditions, HarperSanFrancisco, ISBN 0062507990 Taimni, I. K. (1961), written at Adyar, India, The Science of Yoga, The Theosophical Publishing House, ISBN 81-7059-212-7 Tanika, Sarkar (2001), Hindu Wife, Hindu Nation: Community, Religion and Cultural Nationalism, Permanent Black Valpey, Kenneth R. (2006), written at New York, Attending Kṛṣṇa's image: Caitanya Vaiṣṇava mūrti-sevā as devotional truth, Routledge, ISBN 0-415-38394-3 van der Veer, Peter (1994), Religious nationalism Hindus and Muslims in India, University of California Press, ISBN 0520082567 Vivekananda, Swami (1987), written at Calcutta, Complete Works of Swami Vivekananda, Advaita Ashrama, ISBN 81-85301-75-1 Vivekananda, Swami (2005), Jnana Yoga, Kessinger Publishing, ISBN 1-425482-88-0 Weightman, Simon (1998), "Hinduism", in Hinnells, John (Ed.), The new Penguin handbook of living religions, Penguin books, ISBN 0-140-51480-5 Werner, Karel (1994), "Hinduism", written at Richmond, Surrey, in Hinnells, John (Ed.), A Popular Dictionary of Hinduism, Curzon Press, ISBN 0-7007-0279-2 Young, Richard Fox (1981), Religious nationalism Hindus and Muslims in India, University of California Press, ISBN 3900271097 На русском языке Индуизм. Джайнизм. Сикхизм / Под общ.ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского. — М.: Республика, 1996. — С. 343. — 576 с. — ISBN 5-250-02557-9 Гусева, Н. Р. (1977), «Индуизм: История формирования. Культовая практика.», Москва, «Наука» Альбедиль, М. Ф. (2004), «Индуизм: Творящие ритмы.», СПб, ISBN 5-352-00945-9 Иванова, Л. В. (2003), «Индуизм», Москва, ISBN 5-9900148-1-3 Фаликов, Б. З. (1994), «Неоиндуизм и западная культура», Москва Иваненко, С. И. (2008), Вайшнавская традиция в России: история и современное состояние. Учение и практика. Социальное служение, благотворительность, культурно-просветительская деятельность, Москва, Философская книга, ISBN 5902629411 Санкхья, самкхья (санскр. संख्या, saṃkhyā IAST — «перечисление») — философия индийского дуализма, основанная Капилой. В мире действуют два начала: пракрити (материя) и пуруша (дух). Цель философии санкхьи — отвлечение духа от материи. Richard Garbe. Die Samkhya-Philosophie. Leipzig, 1917. Б. Л. Смирнов. Санкхья и йога. М., Болесмир, 2005. В. К. Шохин «Лунный свет санкхьи» Раджа-йога («царская йога»), также известна как классическая йога — одна из шести ортодоксальных школ в философии индуизма, которая базируется на «Йога-сутрах» Патанджали. Основная цель раджа-йоги — контроль ума посредством медитации (дхьяна), осознание разницы между реальностью и иллюзией и достижение освобождения. Так как практика раджа-йоги делится на восемь этапов, её также называют аштанга-йогой «восьмиступенчатой йогой». Яма — нормы поведения — самоограничение Нияма — следование религиозным правилам и предписаниям — полное посвящение себя духовным практикам Асана — объединение ума и тела посредством физической деятельности Пранаяма — контролирование дыхания, приводящее к объединению тела и ума Пратьяхара — отвлечение чувств от контакта с их объектами Дхарана — целенаправленная сосредоточенность ума Дхьяна — медитация (внутренняя деятельность, которая постепенно приводит к самадхи) Самадхи — умиротворённое сверхсознательное состояние блаженного осознания своей истинной природы Дасгупта С. Философия йоги и её отношение к другим системам индийской мысли. — СПб.: Наука, 2008. — 352 с. ISBN 978-5-02-026951-4 Chryssides, George D. (1999), Exploring New Religions, Continuum International Publishing Group, ISBN 0826459595 Whicher, Ian (1998), The integrity of the yoga darśana: a reconsideration of classical yoga, SUNY Press, ISBN 0791438155 Система вайшешики (санскр. वैशेषिक, vaiśeṣika IAST, «отличный, выделяющийся») — одна из шести главных теистических школ индийской философии (Миманса, Веданта, Йога, Санкхья, Ньяя, Вайшешика). Она была основана мудрецом Канадой (III—II вв. до н. э.), настоящее его имя — Улука. Вайшешика получила свое название от слова вишеша, что означает особенность. Прозвище Канада означает пожиратель атомов. Импульсом системы вайшешика является её враждебное отношение к буддистскому феноменализму. Признавая буддистскую точку зрения на источники познания: восприятие и логический вывод, вайшешика в то же время считает, что души и субстанции являются непреложными фактами. Она не связывает себя с проблемами теологии. Лысенко В. Г. Атомизм вайшешиков и атомизм Демокрита (Опыт сравнительного анализа) // Древняя Индия. Историко-культурные связи. М., 1982. С.187-201. Лысенко В. Г. «Философия природы» в Индии: атомизм школы вайшешика. М.,1986. Лысенко В. Г. Категории вайшешики и лингвистическая традиция Индии //Историко-философский ежегодник 1998. М., 2000. С.260-286. Лысенко В. Г. Универсум вайшешики (по «Собранию характеристик категорий» Прашастапады). М., 2003.-486 с. Гостеева Е. И. Философия вайшешика. Ташкент. Издательство АН УзССР, 1963.-208 с. Миманса или мимамса («исследование») — одна из ортодоксальных школ индуистской философии. Иное название — пурва-мимамса (точный первод «первая мимамса» или «первое исследование», в отличие от веданты, называемой уттара-мимамса, или «последнее исследование»). Основные принципы школы — обрядность (ортопраксия), антиаскетизм и антимистика. Центральная цель школы — разъяснение природы дхармы, понимаемой как обязательное исполнение набора ритуалов, выполняемых определенным образом. Природа дхармы не доступна для рассуждения или наблюдения, и должна быть основана только на авторитете Вед, считающихся вечными и непогрешимыми. Пурва-мимамса отрицает достижение мокши («освобождения») как цель жизни, а также отрицает существование Бога-творца и управителя Вселенной. Школа оказала огромное влияние на формирование социальной системы индуистского общества.



ДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ, дисциплина
обладают европейский тип философии, теология и наука (внутри которой явно выделяются собственные дисциплины). В философии и социологии науки сложилась тенденция ограничивать понятие Д.




Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (22)
Быть может, случается, что целая философия в голове старой женщины состоит из одних таких мертвых точек. 420 Кто более страдает? После личного раздора и ссоры между ...затоплены и загрязнены неслыханным дилетантизмом,философия загублена умопомрачающей болтовней, политика стала более фантастической и партийной, чем когда либо, общество находится в полном разложении, потому что хранительницы ...

Карл Густав Юнг Психологические типы (4)
...с математикой, а не с философией) — познавательный подход к безымянным парам противоположностей нашего бессознательного через психоаналитически устанавливаемую, от случая к случаю изменяющуюся связь их с определенными ... Такие представители новой философии, как Бергсон и Кейзерлинг, изучают его труды со вниманием, свидетельствующим о заинтересованности более глубокой, нежели как просто очередным номером текущей ...

Владимир Сергеевич Соловьев (71)
...притязание это составляло сущность германской философии наивно предполагаемое Лейбницем и Вольфом, сознательно, но в скромной форме и с ограничениями выставленное Кантом, решительно заявленное Фихте и, наконец, ...неудачи французской революции и германской философии сами по себе не доказывали бы еще несостоятельности рационализма. Но дело в том, что историческое крушение рационализма было лишь выражением ...

Логофобия
ЛОГОФОБИЯ — понятие постмодернистской философии, фиксирующее феномен неприятия классической европейской культурой той особенности дискурса (см. Дискурс ), которая связана с безграничностью его креативного потенциала по отношению ...

Артур Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (2)
... И если правительства делают философию средством для своих государственных целей, то ученые, с другой стороны, видят в философской профессуре ремесло, которое, как и всякое другое, ... Да и вообще философия, унижаемая до степени хлебного ремесла, разве не обречена она выродиться в софистику? Именно потому, что это неизбежно и правило "чей ...

Карл Густав Юнг Психологические типы (54)
...например, тот факт, что всякая философия, если она не только история философии, покоится на личном психологическом первоусловии, понятен без дальнейших пояснений обычному человеческому рассудку.

Перечень наиболее распространенных грехов (4)
Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души. Гордости противостоит любовь. К добродетели любви относятся изменение во время молитвы страха Божия в любовь ...
Н.А.Бердяев. Истина и откровение. (2)
Глава I ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ДУХОВНЫЙ ОПЫТ. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК Хотя все классификации сфер знания мне представляются относительными, но все же книгу свою должен решительно отнести к сферефилософии, а не теологии.

ЗВЕЗДА ИСКУПЛЕНИЯ
...пользуется категориями и языком традиционной философии для того, чтобы ее же и опровергнуть. Это — вполне сознательная позиция, противостоящая радикальным попыткам объявить всю историю западной философии движением по ложным путям, чтобы ...

ПЛАТОН (2)
...у тебя нечем ухватиться за философию". П. принадлежит открытие феномена несоизмеримости отрезков, имеющее смысл именно применительно к материальным отрезкам как идеальным конструктам, ибо применительно к реальным ...главное — корни определившего лицо западной философии трансцендентализма. В области морально психологической проблематики концепция П. основывается на дифференциации трех составляющих души: аффективной, волевой и рассудочной ("вожделение" и "...

РОРТИ (Rorty) Ричард
Основные сочинения: "Философия и зеркало природы" (1979), "Значение прагматизма" (сборник очерков 1972—1980, опубликован в 1982), "Философия после философии: Случайность, ирония и солидарность" (...

СОЦИОЛОГИЯ
как "иного" философии, с одной стороны; 2) на оборачивание себя в сторону конкретно научных моделей, на построение себя как строго научной дисциплины с ...природного" — задача для дисциплинарных дискурсов философии и теологии.) Содержательная конкретизация понятия "общества" осуществляется через его развертывание в три конституирующие общество (в своем соотнесении) рамки: социума, личности ...

И. Кант КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА (55)
...тот, кто, собственно, изучил систему философии, например систему Вольфа, хотя бы он имел в голове все основоположения, объяснения и доказательства вместе с классификацией всей системы и ...обладает только полным историческим знанием философии Вольфа; он знает и судит лишь настолько, насколько ему были даны знания. Опровергните одну из его дефиниций, и он не ...

МАРТИ-и-ПЕРЕС (Marti-y-Peres) Xoce Хулиан
Культовая фигура латиноамериканской философии 20 в., предтеча "философии латиноамериканской сущности", создатель ее основной мифологемы "нашей Америки" как "подлинной Америки" (впервые обозначенной С.

БОЛЬНОВ (Bollnow) Отто Фридрих
...трудами Хайдеггера начинает профессионально заниматься философией, защищает докторскую диссертацию по философии Ф.Якоби. Профессор философии и педагогики (Геттинген, 1931—1939; Майнц, 1946—1953; Тюбинген, 1953—1970), ...

ФИХТЕ (Fichte) Иоганн Готлиб
ФИХТЕ (Fichte) Иоганн Готлиб (1762—1814) — один из виднейших представителей немецкой трансцендентально критической философии; родился в семье ткача, учился в Йене, затем в Лейпциге на факультете теологии. В 1792 под влиянием идей Канта пишет "...пытается применить основные принципы критической философии к теологии и позитивной религии. Вышедшая анонимно, эта работа была ошибочно принята за труд Канта, и Ф.

РАССЕЛ (Russell) Бертран
...обоснования геометрии" (1898), "Критическое исследование философии Лейбница" (1900), "Принципы математики" (1903), "О истории" (1904), "Философские очерки" (1910), "Философия Уильяма Джеймса" (1910), "Проблемыфилософии" (1912), "Сущность религии" (...

Аристотель
...первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие ...

Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (47)
...отстаивая его поворотное значение в философии начала XX века. Феноменология Э.Гуссерля привлекла внимание Шпета программой превращения философии в строгую науку и пониманием философии как чистого ...

ПЛАТОН
...всеми сферами античной культуры: изучал философию, вращался среди модных в тот период софистов (был учеником Кратила), имел успех как лирический и драматический поэт (писал элегии, трагедии, ...учителя мудрости" учили не столько философии, сколько логике и риторике, то платоновская Академия может считаться в истории философии началом традиции специального философского образования, сознательного воспроизводства тезауруса ...

БРЕНТАНО (Brentano) Франц Клеменс Гоноратус Герман
Изучал философию и психологию в Мюнхене, Вюрцбурге, Берлине (у Ф. А.Тренделенбурга — известного специалиста по философии Аристотеля) и Мюнстере.

ЭРОТИКА ТЕКСТА
...модели стабильной системы, базовой для философии классического типа, базовой концептуальной моделью постмодернизма выступает модель системы нестабильной, неравновесной, подчиненной в своей динамике закономерностям нелинейного типа....прогностическом режиме — динамику саморазвивающейся системы, философия 19 в. апеллировала к абстрактным сферам предметности, являющихся по своему когнитивному статусу идеальным (теоретическим) конструктом (типа "монады" в монадологии Лейбница.


 



















ДОСКА БЕСПЛАТНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЙ / ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ











Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar