Меню
Назад » » 2012 » АПРЕЛЬ » 17

ФИЛОСОФИЯ (9)










  

ЛОПАТИН Лев Михайлович
Параллельно преподавал философию на Высших женских курсах и в гимназиях. Совместно с Гротом реформировал Московское психологическое общество (с 1899 — его бессменный председатель до ...основанном в 1889 журнале "Вопросы философии и психологии", с 1905 — единственный его редактор, вплоть до закрытия журнала в 1918. Сам Л.

Жак Карель
Против философии Декарта Карель восстает в своих «Lettres» ( 1663 ). При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—...



Витторио Имбриани
Основал Неаполитанский журнал философии и литературы ( 1872 ), развивавший гегельянские идеи. Ревностно занялся собиранием народных песен и сказаний, которые помещены в изданных им сборниках: «Canti ...

Джебран Халиль Джебран
...The Prophet (Пророк) (1923), вершина философии поэта. Переведена на более чем 100 языков. В 1895 году Джебран Халиль Джебран с матерью, с братом и сестрами эмигрировал ...

ЛЕВИНАС (Levinas) Эммануэль
изучал философию в Страсбурге, где познакомился с Бланшо, ставшим его другом на долгие годы. Ученик Э.Гуссерля, испытал также влияние Хайдеггера, Розенцвейга, ...стороны, как оппозиция некоторым положениям философииХайдеггера и других экзистенциалистов, с другой — под влиянием характерного стиля философствования Гуссерля и диалогики Розенцвейга. С 1957 Л.


Хуан Аролас
...в монахи и, окончив курс философии и теологии, получил в 1825 году место учителя гимназии в своем монастыре, которое и занимал вплоть до до 1842 году.

АКСИОЛОГИЯ
...расщеплением понятия бытия в послегегелевской философии, которое разделяется на "актуализированное реальное" и "желаемое и должное", рефлексией над теми теоретико методическими и практически деятельностными следствиями, которые следовали ...осознанием необходимости ограничения интеллектуалистских притязаний философии и науки, того, что познание не является областью их монополии и доминирования, а также того, что оно также связано сложными ...

Конфуций (кит. 孔子, пиньинь: Kǒngzǐ, палл.: Кун-цзы, реже кит. 孔夫子, пиньинь: Kǒngfūzǐ, палл.: Кун Фу-цзы, латинизировано как Confucius; собственные имена 孔丘 Кун Цю и 孔仲尼 Кун Чжунни , ок. 551 до н. э., близ Цюйфу — 479 до н. э., Цюйфу) — древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Настоящее имя — Кун Цю (孔丘 Kǒng Qiū), но в литературе часто именуется Кун-цзы, Кун Фу-Цзы («учитель Кун») или просто Цзы — «Учитель». Уже в возрасте немногим более 20 лет он прославился как первый профессиональный педагог Поднебесной. Жэнь (仁) — «человеческое начало», «любовь к людям», «человеколюбие», «милосердие», «гуманность». Это — человеческое начало в человеке, которое является одновременно его долгом. Нельзя сказать, что представляет собой человек, не ответив одновременно на вопрос о том, в чём заключается его нравственное призвание. Говоря по-другому, человек есть то, что он сам из себя делает. Как Ли следует из И, так И следует из Жэнь. Следовать Жэнь значит руководствоваться сочувствием и любовью к людям. Это то, что отличает человека от животного, то есть то, что противостоит звериным качествам дикости, подлости и жестокости. Позже символом постоянства Жэнь стало Дерево. Дома потомков Конфуция в его родном городе, Цюйфу. И (义 [義]) — «правда», «справедливость». Хотя следование И из собственных интересов не является грехом, справедливый человек следует И так как это правильно. И основано на взаимности: так, справедливо почитать родителей в благодарность за то, что они тебя вырастили. Уравновешивает качество Жэнь и сообщает благородному человеку необходимую твёрдость и строгость. И противостоит эгоизму. «Благородный человек ищет И, а низкий — выгоды». Добродетель И впоследствии была увязана с Металлом. Ли (礼 [禮]) — буквально «обычай», «обряд», «ритуал». Верность обычаям, соблюдение обрядов, например почтение к родителям. В более общем смысле Ли — любая деятельность, направленная на сохранение устоев общества. Символ — Огонь. Слово «ритуал» — не единственный русский эквивалент соответствующего китайского термина «ли», который может быть переведен также как «правила», «церемонии», «этикет», «обряд» или, точнее, «обычай». В самом общем виде под ритуалом понимаются конкретные нормы и образцы общественно достойного поведения. Его можно истолковать как своего рода смазку социального механизма. Чжи (智) — здравый смысл, благоразумие, «мудрость», рассудительность — умение просчитать следствия своих действий, посмотреть на них со стороны, в перспективе. Уравновешивает качество И, предупреждая упрямство. Чжи противостоит глупости. Чжи в конфуцианстве ассоциировалась с элементом Воды. Синь (信) — искренность, «доброе намерение», непринуждённость и добросовестность. Синь уравновешивает Ли, предупреждая лицемерие. Синь соответствует элемент Земли. Нравственные обязанности, поскольку они материализуются в ритуале, становятся делом воспитания, образования, культуры. Эти понятия у Конфуция не были разведены. Все они входят в содержание категории «вэнь» (первоначально это слово означало человека с разрисованным туловищем, татуировкой). «Вэнь» можно истолковать как культурный смысл человеческого бытия, как воспитанность. Это не вторичное искусственное образование в человеке и не его первичный естественный слой, не книжность и не природность, а их органический сплав. Книга «Беседы и суждения» Конфуция, пять переводов на русский «на одной странице» Конфуций. Китайская философия. Труды Конфуция и сопутствующие материалы на 23 языках (Confucius Publishing Co.Ltd.) Религия Китая Кравцова М. Е., Баргачева В. Н. Культ Конфуция // Духовная культура Китая. — М., 2006. — T. 2 Буранок С. О. Проблема интерпретации и перевода первого суждения в «Лунь юй» // Научная конференция «Интеллектуальная культура исторической эпохи» УрО РОИИ, Екатеринбург, 26-27 апреля 2007 г. Конфуций. // Маслов А. А. Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала. — М.: Алетейя, 2003. — С. 100—115 Васильев В. А. Конфуций о добродетели // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 6. С.132-146. Головачёва Л. И. Конфуций о преодолении отклонений при просветлении (тезисы)// XXXII науч. конф. "Общество и государство в Китае"/ РАН. Ин-т востоковедения. — М., 2002. — С.155-160 Головачёва Л. И. Конфуций о цельности// XII Всероссийская конф. "Философии Восточно-Азиатского региона и современная цивилизация". ... / РАН. Ин-т Дал. Востока. М., 2007. С. 129-138. (Информ. материалы. Сер. Г; Вып. 14) Golovacheva L. I. Confucious Is Not Plain, Indeed// Современная миссия конфуцианства – сборник докладов междунар. науч. конф. в память 2560 годовщины Конфуция – Пекин, 2009. В 4 т. С.405-415 《儒学的当代使命——纪念孔子诞辰2560周年国际学术研讨会论文集(第四册)》 2009年 Головачёва Л. И. Конфуций поистине непрост// XL науч. конф. "Общество и государство в Китае"/ РАН. Ин-т востоковедения. М., 2010. С.323-332. (Учен. зап./ Отд. Китая; Вып.2) Гусаров В. Ф. Непоследовательность Конфуция и дуализм философии Чжу Си // Третья научная конференция «Общество и государство в Китае». Т.1. М., 1972. Кычанов Е. И. Тангутский апокриф о встрече Конфуция и Лао-цзы //XIX научная конференция по историографии и источниковедению истории стран Азии и Африки. СПб.,1997. С.82-84. Илюшечкин В. П. Конфуций и Шан Ян о путях объединения Китая // XVI Научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.I, М., 1985. С.36-42. Лукьянов А. Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао. М., 2001. 384 с. Переломов Л. С. Конфуций. Лунь юй. Исследование; перевод древнекитайского, комментарии. Факсимильный текст Лунь юя с комментариями Чжу Си". — М.: Наука, 1998. — 590 с. Переломов Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. — Москва: Наука, 1993. — С. 440. Попов П. С. Изречения Конфуция, учеников его и других лиц. СПб.,1910. Роузман Генри О знании (чжи): дискурс-руководство к действию в «Аналектах» Конфуция // Сравнительная философия: Знание и вера в контексте диалога культур. М.: Восточная литература., 2008. С.20-28.ISBN 978-5-02-036338-0 Чепурковский Е. М. Соперник Конфуция (библиографическая заметка о философе Мо-цзы и об объективном изучении народных воззрений Китая). Харбин, 1928. Ян Хин-шун, А. Д. Донобаев. Этические концепции Конфуция и Ян Чжу. // Десятая научная конференция «Общество и государство в Китае» Ч.I. М., 1979. C. 195—206. Yu, Jiyuan «The Beginnings of Ethics: Confucius and Socrates.» Asian Philosophy 15 (July 2005): 173-89. Jiyuan Yu, The Ethics of Confucius and Aristotle: Mirrors of Virtue, Routledge, 2007, 276pp., ISBN 978-0-415-95647-5. Bonevac Daniel, Phillips Stephen Introduction to world philosophy. — New York: Oxford University Press, 2009. — ISBN 978-0-19-515231-9 Creel Herrlee Glessner . — New York: John Day Company, 1949. Dubs Homer H. The political career of Confucius // Journal of the American Oriental Society (англ.)русск.. — 1946. — Т. 4. — № 66. Hobson John M. The Eastern origins of Western civilisation. — Cambridge: Cambridge University Press, 2004. Chin Ann-ping The authentic Confucius: A life of thought and politics. — New York: Scribner, 2007. — ISBN 978-0-7432-4618-7 Kong Demao, Ke Lan, Roberts Rosemary The house of Confucius. — Hodder & Stoughton, 1988. Parker John Windows into China: The Jesuits and their books, 1580-1730. — Trustees of the Public Library of the City of Boston, 1977. — ISBN 0-89073-050-4 Phan Peter C. Catholicism and Confucianism: An intercultural and interreligious dialogue // Catholicism and interreligious dialogue. — New York: Oxford University Press, 2012. — ISBN 978-0-19-982787-9 Rainey Lee Dian Confucius & Confucianism: The essentials. — Oxford: Wiley-Blackwell, 2010. — ISBN 978-1-4051-8841-8 Riegel Jeffrey K. Poetry and the legend of Confucius's exile // Journal of the American Oriental Society. — 1986. — Т. 106. — № 1. Yao Xinzhong Confucianism and Christianity: A Comparative Study of Jen and Agape. — Brighton: Sussex Academic Press, 1997. — ISBN 1-898723-76-1 Yao Xinzhong An Introduction to Confucianism. — Cambridge: Cambridge University Press, 2000. — ISBN 0-521-64430-5 Онлайн-публикации Ahmad, Mirza Tahir Confucianism. Ahmadiyya Muslim Community (???). Проверено 7 ноября 2010. Архивировано из первоисточника 15 октября 2012. Baxter-Sagart Old Chinese reconstruction (20 February 2011). Архивировано из первоисточника 15 октября 2012. Confucius descendents say DNA testing plan lacks wisdom(недоступная ссылка — история). Bandao (21 August 2007). Confucius family tree to record female kin. China Daily (2 February 2007). Архивировано из первоисточника 16 октября 2012. Confucius' Family Tree Recorded biggest. China Daily (24 September 2009). Архивировано из первоисточника 16 октября 2012. Confucius family tree revision ends with 2 mln descendants. China Economic Net (4 January 2009). Архивировано из первоисточника 15 октября 2012. DNA Testing Adopted to Identify Confucius Descendants. China Internet Information Center (19 June 2006). Архивировано из первоисточника 15 октября 2012. DNA test to clear up Confucius confusion. Ministry of Commerce of the People's Republic of China (18 June 2006). Архивировано из первоисточника 15 октября 2012. Riegel Jeffrey Confucius // The Stanford Encyclopedia of Philosophy. — Stanford University Press, 2012. Архивировано из первоисточника 15 октября 2012. Qiu, Jane Inheriting Confucius. Seed Magazine (13 August 2008). Архивировано из первоисточника 15 октября 2012. Yan, Liang Updated Confucius family tree has two million members. Xinhua (16 February 2008). Архивировано из первоисточника 15 октября 2012. Zhou, Jing. New Confucius Genealogy out next year, China Internet Information Center (31 October 2008). Моизм (мо цзя) (墨家, пиньинь: mòjiā) — древнекитайская философская школа, разрабатывала программу усовершенствования общества через знание. Основатель философской школы — древнекитайский мыслитель Мо-цзы. После его смерти моизм распался на три течения, представленные Сянли, Сянфу и Дэн Лином, которых обычно называют поздними моистами. С развёрнутой критикой моизма выступил конфуцианец Мэн-цзы. В V—III вв. до н.э. моизм составлял серьёзную конкуренцию конфуцианству в качестве господствующей идеологии Китая. Мо-цзы считал конфуцианские обряды и церемонии бессмысленной растратой казённых средств и призывал к личной покорности воле небес. Если Конфуций проводил различие между любовью к семье и родителям и любовью к иным ближним, Мо-цзы призывал одинаково любить всех без различия. Образцом верности принципу всеобщей любви моисты считали великого Юя — легендарного правителя древности, который усмирил потоп. Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т.2. М., "Мысль", 1973. С.94-98. Спирин В.С. Построение древнекитайских текстов. СПб., 2006. С.156-163. ISBN 5-85803-323-7 Мин цзя (кит. 名家). «Школа имён» — одна из шести основных философских школ Древнего Китая. Время существования — V—III вв. до н. э. Главные представители Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Лун. Иногда к школе имён относят такого мыслителя как Инь Вэнь. В библиографическом разделе «Ханьшу» к школе имён (мин цзя) отнесены семь представителей: наряду с вышеупомянутыми также Чэнгун-шэн (III в. до н. э.), Хуангун Цы (III в. до н. э.) и Мао-гун (III в. до н. э.). 33-я глава «Чжуан-цзы», перечисляя китайских мыслителей, в паре с Гунсунь Лунем упоминает Хуань Туаня, однако о нём и о трех предыдущих представителях почти ничего не известно. Позднее на учение мыслителей школы имён опирался живший в 3-4 веках н. э. Лу Шэн, ученый из государства Западная Цзинь. Основная проблематика школы имён — это соотношение «имён и реалий» (мин-ши). В историко-философской литературе школу также называют школой софистов, школой номиналистов, школой диалектиков. Считается, что наряду со школой моистов (моизм) и конфуцианцем Сюнь Куаном (Сюнь-цзы) школа активно участвовала в формировании зачатков логики в китайской мысли. Отмечают определенное сходство между школой имен и софистами Древней Греции. По мнению известного исследователя истории древнеиндийской философии В. К. Шохина, первые представители этой школы, «заострявшие внимание своих собеседников на проблемах вроде совместимости „твердого" и „белого", является ли белая лошадь лошадью, напоминают первых брахманистских „казуистов"». Указывают также на некоторое сходство парадоксальных высказываний представителей школы имен и «софизмов» западноевропейского средневековья (в частности, «софизмов» Ричарда Софиста). По особенностям своих идей номиналисты разделились на «школу соединения тождества и различия» и «школу разделения сущности и явления». Духовная культура Китая. Энциклопедия в 5-и тт. Философия. М.: Вост. лит., 2006. С.343-350. ISBN 5-02-018431-4 Дёмин Р. Н. Парадоксальные рассуждения в Средней Академии и «неразумные суждения» древнекитайской философской школы имен //Универсум платоновской мысли: платонизм и европейская культура на рубеже столетий. Материалы X Платоновской конференции. СПб., 2002. Дёмин Р. Н. Собрание «задач» Ричарда Софиста как контекст для «парадоксов» древнекитайской школы имен // Вестник РХГА № 6, СПб., 2005.С.217-221.http://www.rchgi.spb.ru/Pr/vest_6.htm Кобзев А. И. Школа имен (мин цзя): коллизия логики и диалектики // Китай в диалоге цивилизации: К 70-летию академика М. Л. Титаренко. М. 2004, с. 550—557. Крушинский А. А. Имена и реалии в древнекитайской логике и методологии (обзор) // Современные историко-научные исследования: наука в традиционном Китае. Реферативный сборник. М., 1987. Ткаченко Г. А. Даосизм и школа имен в традиции древнекитайской мысли // Методологические и мировоззренческие проблемы истории философии стран Востока. Ч.I. М., 1996. Шохин В. К. Брахманистская философия. Начальный и раннеклассический периоды. М., 1994. С.294. Graham, A.C., Disputers of the Tao: Philosophical Argument in Ancient China (Open Court 1993). ISBN 0-8126-9087-7 Hansen, Chad The School of Names: Linguistic Analysis in China // A Daoist Theory of Chinese Thought: A Philosophical Interpretation. Oxford University Press, USA. 2000. ISBN 0195134192. P. 233—264. Инь ян цзя (阴阳家, пиньинь: yīn yáng jiā) — философская школа древнего Китая, специализировавшаяся в натурфилософско-космологических и оккультно-нумерологических вопросах. Школа Тёмного (Инь) и светлого (Ян) начал. Последователи этой школы пытались дать интерпретацию событий исключительно в понятиях природных сил, поэтому она обычно трактуется как натурфилософская. Демин Р.Н. Школа инь-ян // Культуры в диалоге. Вып. 1. - Екатеринбург, 1992. Фэн Ю-Лань Школа «Инь-Ян» и древнекитайская космогония // Краткая история китайской философии — М.: Евразия, 1998. — стр. 152. Пер. Богута И. И.Сто школ — период рассвета китайской философии // История философии в кратком изложении — М.: Мысль, 1994 г. Лю Цзя (пер.Кроль Ю. Л.) Рассуждение Сыма Цяня о «шести школах» (недоступная ссылка с 11-05-2013 (110 дней)) // Китай: история, культура и историография. М.: Наука, 1977. С. 131—157. Кобзев А. И. Иньян цзя// Китайская философия. Энциклопедический словарь — М.: Мысль, 1994 г. — стр. 138—139 — ISBN 5-244-00757-2 Дёмин Р. Н. Школа инь ян // Культуры в диалоге. Вып. 1. — Екатеринбург, 1992. С. 209—221.ISBN 5-7525-0162-8 Рубин В. А. Концепции у-син и инь-ян // Личность и власть в древнем Китае — М., 1993 г. — стр. 144—158 — ISBN 5-02-017868-3. Нидэм Дж. Происхождение и развитие теории Пяти элементов: Школа натуралистов (Иньянцзя) и Цзоу Янь // Китайская геомантия. Сост., вст. ст., пер., примеч. и указ. М. Е. Ермакова. СПб.: «Петербургское востоковедение», 1998. С. 215—228. Анаксимандр Милетский (др.-греч. Ἀναξίμανδρος, 610 — 547/540 до н. э.) — древнегреческий философ, представитель милетской школы натурфилософии, ученик Фалеса Милетского и учитель Анаксимена. Автор первого греческого научного сочинения, написанного прозой («О природе», 547 до н. э.). Ввёл термин «закон», применив понятие общественной практики к природе и науке. Анаксимандру приписывают одну из первых формулировок закона сохранения материи («из тех же вещей, из которых рождаются все сущие вещи, в эти же самые вещи они разрушаются согласно предназначению»). Асмус В. Ф. Античная философия. — М.: Высшая школа, 1998, с. 11. Житомирский С. В. Античная астрономия и орфизм. — М.: Янус-К, 2001. Идлис Г. М. Революции в астрономии, физике и космологии. — М.: Наука, 1985. Лосев А. Ф. История античной эстетики, Ранняя классика, М.: Ладомир, 1994. — с. 312—317. Каринский М. И. Бесконечное Анаксимандра. — СПб., 1890. Таннери П. Первые шаги древнегреческой науки. — СПб, 1902. Лебедев А. В. TO APEIRON: не Анаксимандр, а Платон и Аристотель//Вестник древней истории. — 1978. — № 1-2. Лебедев А. В. Геометрический стиль и космология Анаксимандра // Культура и искусство античного мира. Материалы научной конференции, 1979. — М., 1980. — С. 104—113. Вольф М. Н. Анаксимандр и иранская традиция //Вестн. НГУ.Серия философии и права. — Новосибирск, 2003. — Т.1. — вып.1. — С.134-143. Хайдеггер М. Изречение Анаксимандра. // Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991. С.28-68. Чайковский Ю. В. Доплатонова астрономия и Коперник // Историко-астрономические исследования, вып. XXX. — М.: Наука, 2005. — с. 159—200. Cornford F. M. Innumerable Worlds in Presocratic Philosophy // The Classical Quarterly. — 1934. — Vol. 28. — P. 1-16. Couprie D.L., Hahn R., Naddaf G., Anaximander in Context: New Studies in the Origins of Greek Philosophy. — Albany: State University of New York Press, 2003. Couprie D.L. Heaven and Earth in Ancient Greek Cosmology: From Thales to Heraclides Ponticus, Springer, 2011. Finkelberg A. Plural Worlds in Anaximander // The American Journal of Philology. — 1994. — Vol. 115. — P. 485-506. Kahn C.H., Anaximander and the Origins of Greek Cosmology. — New York 1960 (Indianapolis/Cambridge 1994) McKirahan R. Anaximander’s Infinite Worlds // in: Essays in Ancient Greek Philosophy, VI: Before Plato, ed. A. Preus. — Albany, 2001. — P. 49-65. White S. A. Milesian Measures: Time, Space, and Matter // In: P. Curd and D. Graham (Eds.), Oxford Handbook to Presocratic Philosophy. — Oxford: Oxford University Press, 2008. — P. 89—133. Анаксимен Милетский (др.-греч. Ἀναξιμένης, 585/560 — 525/502 до н. э., Милет) — древнегреческий философ, представитель милетской школы натурфилософии, ученик Анаксимандра. Фрагменты ранних греческих философов, т. 1. — М.: Наука, 1989. — С. 129—135. Томсон Дж. Исследования по истории древнегреческого общества, т. 2. Первые философы. Пер. с англ. — М.: 1959. — С. 153—154. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. — М.: Ладомир, 1994. — С. 312—317. Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии. — М.: Русский двор, 1997. Асмус В. Ф. Античная философия. — М.: Высшая школа, 1998. — С. 11—12. White S. A. Milesian Measures: Time, Space, and Matter // In: P. Curd and D. Graham (Eds.), Oxford Handbook to Presocratic Philosophy. — Oxford: Oxford University Press, 2008. — P. 89—133. Пифагор Самосский (др.-греч. Πυθαγόρας ὁ Σάμιος, лат. Pythagoras; 570—490 гг. до н. э.) — древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев. Историю жизни Пифагора трудно отделить от легенд, представляющих его в качестве совершенного мудреца и великого посвящённого во все таинства греков и варваров. Ещё Геродот называл его «величайшим эллинским мудрецом». Жмудь Л. Я. Пифагор и ранние пифагорейцы. М., 2012. — 445 с. ISBN 978-5-91244-068-7 Жмудь Л. Я. Пифагор и его школа. — М.: Наука, 1990. — ISBN 5-02-027292-2 Жмудь Л. Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. — СПб., 1994. — 376 с. — ISBN 5-86050-066-1 Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики, Изд. А. В. Лебедев. — М.: Наука, 1989. — с. 138—149. Леонтьев А. В. Традиция о Пифагоре у Аристоксена и Дикеарха // Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы. Материалы 11-й международной конференции молодых ученых 27-30 декабря 2000 г. — Издательство Санкт-Петербургского университета. 2000. — С. 298—301. Леонтьев А. В. К вопросу об образе Пифагора в античной традиции VI—Vвеков до н. э. // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. Под редакцией профессора Э. Д. Фролова. — Выпуск 3. — Санкт-Петербург, 2004. Панченко Д. В. Парадокс Пифагора // Индоевропейское языкознание и классическая филология — XII: Материалы чтений, посвященных памяти проф. И. М. Тронского 23-25 июня 2008 г. С. 355—363. Сигачёв А. А. Пифагор (научно-популярный очерк) // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2010. — № 6 - История. Фалес (др.-греч. Θαλῆς ὁ Μιλήσιος, 640/624 — 548/545 до н. э.) — древнегреческий философ и математик из Милета (Малая Азия). Представитель ионической натурфилософии и основатель милетской (ионийской) школы, с которой начинается история европейской науки. Традиционно считается основоположником греческой философии (и науки) — он неизменно открывал список «семи мудрецов», заложивших основы греческой культуры и государственности. Асмус В. Ф. Античная философия. — М.: Высшая школа, 1998. — С. 10—13. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов; пер. Гаспаров М. Л.; ред. тома Лосев А. Ф. — М.: Мысль, 1986. — С. 61—68. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. — М.: Ладомир, 1994. — С. 312—317. Лебедев А. В. Фалес и Ксенофан (Древнейшая фиксация космологии Фалеса) // Античная философия в интерпретации буржуазных философов. — М., 1981. Лебедев А. В. Демиург у Фалеса? (К реконструкции космогонии Фалеса Милетского) // Текст: семантика и структура. — М., 1983. — С. 51—66. Панченко Д. В. Фалес: рождение философии и науки // Некоторые проблемы истории античной науки : Сборник научных трудов / Отв. ред. А. И. Зайцев, Б. И. Козлов. — Л.: Главная астрономическая обсерватория, 1989. — С. 16—36. Панченко Д. В. Фалес, солнечные затмения и возникновение науки в Ионии в начале VI в. до н. э. // Hyperboreus. — 1996. — Т. 2. — № 1. — С. 47–124. Петрова Г. И. Были ли досократики натурфилософами («Вода» Фалеса как «трансцендентальная» проблема) // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2008. № 1. С. 29—33. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики, изд. А. В. Лебедев. — М.: Наука, 1989. — с. 110—115. Чайковский Ю. В. Фалесова наука в историческом контексте // Вопросы философии. — 1997. — № 8. — С. 151—165. Чайковский Ю. В. Что же умел Фалес как астроном? // Древняя астрономия: Небо и человек. Труды конференции.. — М.: ГАИШ, 1998. — С. 259—265. Чайковский Ю. В. Два Фалеса — поэт и математик. // Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова. Годичная научная конференция, 2007. — М.: ИДЭЛ, 2008. — С.314-315. Dicks D. R.. Thales. Classical Quarterly, NS, V. 9, 1959. — p. 294—309. White S. A. Milesian Measures: Time, Space, and Matter // In: P. Curd and D. Graham (Eds.), Oxford Handbook to Presocratic Philosophy. — Oxford: Oxford University Press, 2008. — P. 89—133. Ван дер Варден Б. Л. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии. — М.: Наука, 1991, стр. 135-137. Чайковский Ю. В., Лекции о доплатоновом знании. М., КМК, 2012, стр. 84-87. Couprie D. L. How Thales was able to ‘predict’ a solar eclipse without the Help of alleged Mesopotamian wisdom. Early Science and Medicine, V. 9, 2004, p. 321—337. Hartner W. (1969), Eclipse Periods and Thales’Prediction of a Solar Eclipse Historic Truth and Modern Myth. Centaurus, 14: 60–71. doi: 10.1111/j.1600-0498.1969.tb00136.x Mosshammer A. A.. Thales’ eclipse. Transactions of the American Philological Association, V. 111, 1974, p. 145. Panchenko D.. Thales’s prediction of a solar eclipse. Journal for the History of Astronomy, V. 25, 1994, p. 275. Querejeta M., On the Eclipse of Thales, Cycles and Probabilities, Culture And Cosmos, Vol. 15, no. 1, Spring/Summer 2011, pp. 5–16. Stephenson F. R., Fatoohi L. J.. Thales’ prediction of a solar eclipse. Journal for the History of Astronomy, V. 28, 1997, p. 279.


ХАЙДЕГГЕР (Heidegger) Мартин
...Фрайбурга слушал теологию, естественные науки, философию. Среди мыслителей, оказавших влияние на становление X. как философа, — А.Августин, М.Лютер, Кьеркегор, Г.Гегель, Ф.Шеллинг, Ницше, Гуссерль....в значительной мере созвучна самой философии X.: тема метафизики как судьбы европейской философии, темы Ничто, европейского нигилизма, элементы почвенничества, провинциализма, популизма (философия X.

БЫТИЕ И ВРЕМЯ
...между онтологией и феноменологией в философии Хайдеггера несравненно более сложные. Один из путей возможных поисков взаимоотношений между природой бытия (онтологией) и методом феноменологии был представлен в ...есть первая и единственная тема философии: "метод онтологии состоит в том, чтобы приобрести доступ к бытию как таковому и выработать его структуру.

С.Л.Франк. НЕПОСТИЖИМОЕ. (31)
...дело богословия; здесь – граница всякой философии, точка, в которой она отделяется от богословия. Ибо философия может и вправе ориентироваться только на общем и вечном откровении – и, ...

Фейербах Людвиг Андреас
...произведением Фейербаха была «История новой философии от Бэкона до Спинозы» (1833). Эта книга написана в духе гегелевской философии. В ней уже зарождается вопрос, который всегда всего ...

Казис Бинкис
...слушал лекции по литературе и философии. Познакомился с авангардистскими течениями и по возвращении в Литву объединил молодых писателей и художников в группировку футуристической ориентации «Четыре ветра» ( ...

К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ. (27)
...вместе с тем и диалектическая философия – в особенности Гегель – исследовала эту предпосылку также и со стороны формы. Несмотря на бесчисленные произвольные построения и фантастические выдумки, которые ...нельзя отрицать того, что эта философия доказала на множестве примеров, взятых из самых разнообразных областей, аналогию между процессами мышления и процессами природы и истории – и обратно – ...

Карл Юнг. КРАСНАЯ КНИГА (26)
...цепляющаяся ко всем учениям и философиям, но в особенности — к повседневной жизни, ведь жизнь сама полна сумасшествия и, в сущности, совершенно нелогична.

ПОВЕРХНОСТЬ
Различия философия ). Элиминация идеи корня приводит номадологию к отказу от идеи глубины: именно "поверхность — это местоположение смысла: знаки остаются бессмысленными до тех ...

ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА теория
Античная философия ), тем не менее концептуальное конституирование теории О.Д. связано с новоевропейской традицией, начиная с Гроция, концептуализировавшего идею естественного права (как ...

АНАКСАГОР
Античная философия ). Будучи заключен в материи, в которой он творит, "нус" несоединим с ней. С именем А.

И. Кант КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА (47)
...овладеть природой, тогда как чистая философия со своими дискурсивными априорными понятиями стряпает учения о природе, не будучи в состоянии сделать реальность своих понятий a priori созерцательной ...собственные недостатки: хотя геометрия и философия подают друг другу руку в естествознании, тем не менее они совершенно отличны друг от друга и потому не могут копировать ...

ЛЕГО
Античная философия ). В этом отношении Л. моделирует творчество не только как продуктивную деятельность без алгоритма, но и более фундаментально — как конституирование из ...

Ораторами рождаются или становятся?
Тренер и философия обучения. Лучше всего – прийти на презентационное занятие и посмотреть на тренера. Он должен понравиться лично вам, это должна быть личность ...

Карл Густав Юнг Психологические типы (40)
...поверхности мира в форме науки, философии или же искусства, либо прямо вытекает из объекта, либо изливается в общие идеи. В силу обоих оснований оно является хотя ...

А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ВЫСОКАЯ КЛАССИКА (44)
...платоновского мировоззрения, и всей античной философии вообще. Платоновская эстетика есть эстетика света, и эта познавательная роль света в дальнейшем развитии платонизма только усиливалась. В последние века античнойфилософии, у неоплатоников.

Ф. ЭНГЕЛЬС (62)
...отношении к определенному протекшему времени» («Философия природы», стр. 65). «Пространство и время наполнены материей... Подобно тому как нет движения без материи, так нет и материи без ...

БОГ
Античная философия ) в Демиурга Творца. Тождество сущности и существования в этом контексте признается лишь за Б., в тварном же мире сущность предшествует ...

ИУДАИЗМ
Античная философия ), но в теургической парадигме творения из ничего, в процессе которого сам Бог как субъект творения остается принципиально надмирным, выходящим за ...

Маркс К. (18)
...рассматривал деньги сквозь дымку просветительной философии и объявлял их пустой видимостью: "Только товар – деньги”. "Только деньги – товар!” – вопят сегодня те же самые буржуа во всех концах ...

Ф. ЭНГЕЛЬС (5)
...а длинным и трудным развитием философии и естествознания. Пойдем дальше. Бытие, о котором повествует г н Дюринг, не есть «то чистое бытие, которое, будучи равным самому ...

Маркс К. (6)
Например, Гегель правильно начинает философию права с владения как простейшего правового отношения субъекта. Но никакого владения не существует до семьи или до отношений господства и ...

Алексей Михайлович Жемчужников (8)
7 Философия червяка Вперед я двигаюсь без фальши; Ползну, отмеряю, и — дальше. Живу смиренно здесь внизу, Но всё куда нибудь ползу, И ...

Карл Густав Юнг Психологические типы (18)
...это входит в самое понятие философии; наконец, в практической жизни он никогда не позволит человеку получить всеобщее одобрение за свой образ действий — словом, эта противоположность повинна ...

РИТОРИКА 1
...этими двумя полюсами – риторикой и философией. Отношения названных культурных идеалов менялись: иногда между ними шла жестокая борьба, иногда намечалось примирение, но борьба никогда не заканчивалась победой ... Первый вызов софистическому идеалу единства философии и риторики был брошен Сократом. Сократ выступил против краеугольного положения софистов – против учения об относительности истины.

Пол Феррис. Зигмунд Фрейд (32)
Фон Фройнд ("доктор философии и пивовар"), которому было под сорок, перенес операцию по поводу рака яичек, затем лечился у Фрейда из за возникшего невроза, ...

Л. И. ШЕСТОВ ДОСТОЕВСКИЙ И НИЦШЕ (1)
ШЕСТОВ ДОСТОЕВСКИЙ И НИЦШЕ (философия трагедии) ПРЕДИСЛОВИЕ I. Философия трагедии! Может быть, такое соединение слов вызовет протест со стороны читателя, привыкшего в философии видеть последние ...

ТЕЛО
...категориальный статус в понятийном комплексе философии постмодернизма. В контексте установки постмодерна на преодоление традиционалистских оснований европейского "метафизического" мышления (противоположенность субъекта и объекта, пафосный гносеологизм, гипотеза о ... (Можно утверждать, что философия открыла вечную "вещь в себе", "по определению", или "Т.", задолго до выработки представлений о подобных структурах Кантом.

А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (2)
Жизненно творческий характер философии Аристотеля. Аристотель – первый мыслитель в истории философии, воспринимавший самого себя как звено в историческом развитии науки.

Адорно Т. Негативная диалектика. (30)
...в диалектике злит и ожесточает философию рефлексии, доминирующую сегодня, как и во времена Гегеля. Диалектика несовместима с простым признанием логики и формальным единогласием суждения....бы запросто проглотить логику рефлексивной философии, просто напросто позавтракать ею. Объективная противоречивость обозначает не только то, что из существующего остается вне суждения, но и нечто в ...

А.Ф.Лосев ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ РАННЯЯ КЛАССИКА (53)
Традиционная ошибка исследователей В истории философии существует тенденция толковать учение элейцев как соединение субъективного идеализма с абстрактной метафизикой. Почти общепризнано, что элейцы отрицают существование материального мира ... В таком понимании элейской философии отчасти "виноваты" сами элейцы; отчасти же это обусловлено отсутствием у нас цельных трактатов этих философов и необходимостью пользоваться только случайно ...

МЕЙЕРСОН (Meyerson) Эмиль
...в духе "нового рационализма" как философии науки, оппонирующей (неопозитивистской методологии. Свою концепцию определял как "философию тождества". Испытал влияние идей А.Лаланда, П.Дюгема, Ж.А.
Даосизм
...триаде основную альтернативу конфуцианству как философии и буддизмукак религии. Впервые как целостное идейное формирование под именем «школа пути и благодати» (даодэ цзя), воспроизводящим название основополагающего даос....к рым соответствуют различные обозначения: философии — «школа дао» (дао цзя), религии — «учение (почитание) дао» (дао цзяо). В ист. аспекте данный подход предполагает, что первоначально, в VI–...

Адорно Т. Негативная диалектика. (34)
Приоритет философии понятия по отношению к субъективности существующего снимается как раз тем, что смоделировано существующим. Тот факт, что философия, вплоть до сегодняшнего дня исследующая ...

СОЦИОЛОГИЯ (2)
На эти новые интенции в философии достаточно оперативно отреагировала С. В программе понимающей С. М.Вебера и в социологических концепциях русского неокантианства были предложены пути преодоления ... Тем самым декларированный "разрыв" с философией в период становления С. оказался нереализованным. Более того, второй подпериод первого этапа развития С., который можно обозначить как подпериод формулировки ...

ФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич
...руководством Новгородцева защитил диссертацию по философии Герцена. В это время Ф. сблизился со Струве, сочувственно относился к идеям евразийства. В 1926 стал профессором кафедры патрологии Православного (...способом соотношения богословия и светской философии. История патриотического богословия лежит в основе фундаментальных исследованиях Ф. Православного Предания. По мысли Ф., между Творцом и тварью, Богом и ...


 



















ДОСКА БЕСПЛАТНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЙ / ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ











Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar