Меню
Назад » » 2012 » АПРЕЛЬ » 19

ЭТИКА (9)







ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОАНАЛИЗ  | ПСИХОЛОГИЯ  | ПСИХИКА  | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ |
РИТОРИКА | МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ | ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ЮНГ | ФРОММ
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ | DICTIONARY LEXICON | LITERATURE | ПОНЯТИЕ  (1) (10) (6) (2) (7) (5) (9) (3) (4) (8)
 




ЭТИКА (1)\(4)\(5)\(6)\(3)\(2)\(7)\(9)\(8)\(10)



  

НЕОПЛАТОНИЗМ
Мистика, утонченная логика и абсолютная этика всегда были в единстве и шли "рука об руку" в Н. Основателем Н. является Аммоний Саккас (ум.


Логос (227)
...знания, социальные науки, антропология, психология, этика etc., преобразовались и преобразуются в смысле эволюционизма, так что книга Д. знаменует новую эру не в биологии только, но и ...

ГЕЛЕН (Gehlen) Арнольд
— автор концепции "плюралистической этики", которую он специально разрабатывал в последние годы жизни. В эти же годы Г. — один из ведущих идеологов неоконсерватизма в ФРГ.



Этика (греч. ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай») — философское исследование морали и нравственности. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д.
Термин этика иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.
По мнению Г. В. Дубова, основная составляющая философской основы этики — диалектический метод познания.

Основные проблемы этики
Проблема критериев добра и зла
Проблема смысла жизни и назначения человека
Проблема справедливости
Проблема должного

Классификация этических ценностей
Согласно Н. Гартману, всё разнообразие нравственных ценностей подразделяется на основные и частные. К первым, которые лежат в основе всех остальных, относятся благо и примыкающие к нему ценности благородства, полноты и чистоты. Частные ценности, или ценности-добродетели, подразделены на три группы:
ценности античной морали — справедливость, мудрость, храбрость, самообладание; сюда же включаются аристотелевы ценности, основанные на принципе середины;
ценности «культурного круга христианства» — любовь к ближнему; правдивость и искренность; надежда и верность; доверие и вера; скромность, смирение, дистанция; ценности внешнего обхождения;
прочие ценности: любовь к дальнему, дарящая добродетель, личная любовь.

Термин впервые употреблён Аристотелем как обозначение особой области исследования «практической» философии, ибо она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? Основной целью нравственного поведения Аристотель называл счастье — деятельность души в полноте добродетели, то есть самореализацию. Самореализация человека — это разумные поступки, которые избегают крайностей и держатся золотой середины. Поэтому основная добродетель — это умеренность и благоразумие.
Так называемое «золотое правило этики» — «не делай другим того, чего не желаешь себе», существовало в том или ином виде независимо в разных культурах. Оно присутствует у Конфуция, встречается в Мишне.
В процессе развития этических теорий философы встретились со значительными трудностями в унификации терминологии, так как в разных теориях объявлялись базовыми разные понятия, часто неопределённые, субъективные или противоречивые (добро и зло, смысл жизни и т. д.).
Более того, в силу того факта, что этика рассматривает индивидуальную мораль, относящуюся к защищённым подсознательным механизмам, глубокий анализ затрудняется срабатыванием психологической защиты, блокирующей критический анализ подсознательных установок.
Особенности религиозных этических систем состоят в том, что в религиях, содержащих персонифицированного бога, бог является объектом морали, и базовыми становятся нормы, императивно объявленные религией как божественные, этика общественных отношений как система моральных обязательств по отношению к обществу дополняется (или подменяется) божественной этикой — системой моральных обязательств по отношению к богу, вплоть до того, что может вступать в конфликт (иногда социальный или даже массовый) с общественной моралью.
Следует иметь в виду, что классические исследования этики проводились, главным образом, умозрительно, исследователем на собственном примере, и потому часто изобилуют генерализацией личных принципов и ограничений на этику в целом. Преодолеть этот субъективизм стремится аналитическая этика, использующая, в частности, формальную логику для анализа этических высказываний и построения общезначимых этических суждений.

Разделы этики

Агафология
Биоэтика
Компьютерная этика
Медицинская этика
Профессиональная этика
Социальная этика
Политическая этика
Экологическая этика
Этика деловых отношений (Этика делового общения)
Юридическая этика

Типы этических концепций

Автономная этика
Волюнтаризм
Гедонизм
Гетерономная этика
Контекстуальная этика
Моральный абсолютизм
Моральный релятивизм
Формализм
Эвдемонизм
Этика ценностей

Литература

Разин А. В. Этика: Учебник для вузов. — 3-е изд., перераб. — Москва: Академический проект, 2006. — 624 с. ISBN 5-8291-0709-0
Гусейнов А. А. Этика // ЭТИКА: образовательный ресурсный центр. ЭТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ.
Гусейнов А. А. Этика и мораль в современном мире // Этическая мысль: современные исследования. М.: Прогресс-Традиция, 2009. С. 5-18.
Хоружий С. С. Кризис классической европейской этики в антропологической перспективе // Этика науки. — Москва: ИФ РАН, 2007. — С. 85-97.
Максимов Н. Ф. Этика развития личности
Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова. — Москва: Гардарики, 2001.
Этическая мысль. Выпуски 1 — 11 — … / Отв. ред. А. А. Гусейнов. — М.: ИФ РАН, 2000-2011-…
Канке В. А. Современная этика: учебник. М.:, 2009—2011. — 394 стр. : ил. — (Университетский учебник).
Золотухина-Аболина Е. В.Современная этика: Учебное пособие для студентов ВУЗов. — М., Ростов н/Д.: 2003—416 стр. (Серия «Учебный курс»)
Столяров А. А. Стоя и стоицизм. М., 1995.- 445 с. ISBN 5-86187-023-3
Степанова А. С. Философия Стои как феномен эллинистическо-римской культуры.- СПб.: Издательский дом "Петрополис", 2012. - 400 с. ISBN 978-5-9676-0425-6
Этика стоицизма. Традиции и современность. Под ред. А. А. Гусейнова. М., 1991.
Stevenson, Jay. The Complete Idiot's Guide to Philosophy. 3. Indianapolis: Alpha Books, Penguin Group, 2005.
Howard Jones, The Epicurean Tradition, Routledge, London 1989.
Long, A. A. (англ.)русск. & Sedley, D.N. The Hellenistic Philosophers Volume 1, Cambridge University Press, 1987. (ISBN 0-521-27556-3)
Michel Onfray, La puissance d'exister: Manifeste hédoniste, Grasset, 2006.
Darwall Stephen (Ed.) Consequentialism. — Oxford: Blackwell, 2002. — ISBN 978-0-631-23108-0
Goodman Charles Consequences of Compassion: An interpretation and Defense of Buddhist Ethics. — Oxford: Oxford University Press, 2009. — ISBN 978-0-19-537519-0
Honderich, Ted (2003). «Consequentialism, Moralities of Concern and Selfishness».
Portmore Douglas W. Commonsense Consequentialism: Wherein Morality Meets Rationality. — New York: Oxford University Press, 2011. — ISBN 978-0-19-979453-9
Scheffler Samuel The Rejection of Consequentialism: A Philosophical Investigation of the Considerations Underlying Rival Moral Conceptions. — Oxford: Oxford University Press, 1994. — ISBN 978-0-19-823511-8
Рассел Б.. История западной философии. В 3 кн. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во; Изд-во Новосиб. ун-та, 2001.
Гусейнов А. А. . История этических учений: Утилитаризм
Билибин Д. Ф. Горизонты деонтологии. // Вести. АМН СССР. — № 5. — С. 35, 1979;
Грандо А. А. Врачебная этика и медицинская деонтология, Киев, 1988;
Сук И. С. Врачебная тайна. — Киев, 1981;
Эльштейн Н. В. Диалог о медицине. — Таллин, 1986.
Делёз Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения / Пер. с фр. и послесл. Д. Кралечкина, науч. ред. В. Кузнецов — Екатеринбург: У-Фактория, 2007. — 672 с. — ISBN 978-5-9757-0192-3.
Делёз Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато. Капитализм и шизофрения / Пер. с фр. и послесл. Я. И. Свирского, науч. ред. В. Ю. Кузнецов — Екатеринбург: У-Фактория; М.: Астрель, 2010. — 895 с. - ISBN 978-5-9757-0526-6, ISBN 978-5-271-27869-3.
Келвин С. Холл, Гарднер Линдсей ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ (57)
...побочный продукт американской демократии, протестантская этика, и догма о "делающем себя" человеке отвергает представление о том, что поведение может быть врожденно обусловленным, неизменным, "данным".

РУССО (Rousseau) Жан-Жак
...разрывающая традиционный для Европы синкриз этики и эстетики: "науки, литература и искусство... обвивают гирляндами цветов оковывающие людей железные цепи, заглушают в них естественное чувство свободы..

Адорно Т. Негативная диалектика. (32)
...Вебер в своем исследовании протестантской этики и духа капитализма, поднимая вопросы о дефиниции, так глубоко осознает всю сложность определения исторических понятий, как раньше ее ощущали только ...

Факультет политологии СПбГУ
...политическая философия, политическая теория, политическая этика и политическая антропология. Политических институтов и прикладных политических исследований Заведующая кафедрой — доктор политических наук, профессор Попова Ольга Валентиновна Телефон кафедры: ...

А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (2)
...и после Канта, а из "Этики" многое взяли моралисты и юристы. Что касается филологов, то они наивно сравнивали стиль аристотелевских учебников со стилем платоновских диалогов, последними ...

ЭРЕНБЕРГ (Ehrenberg) Ганс
...Метафизика: Конфликт", 1924; Гегель, или Этика: Катастрофа", 1925) и др. Кроме того, Э. был издателем "Философии будущего" Фейербаха (1922) и автором программной вводной статьи к этой ...

Интернет ресурсы. Полезные ссылки.
...клира, специальные программы, оценка кейса, этика. Истории успеха, советы начинающим. Шанс Организация Рона (Свободная зона). Истории успеха, фото, проект совместного создания вики справочника по саентологии.

Н.А.Бердяев. ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ. (17)
...как теоремы геометрии не отменяются этикой, но не имеют никакого применения к ней». Мистический эмпиризм, несомненно, расширяет сферу опыта, берет опыт в его жизненной полноте, во ...

СЕНЕКА Луций Анней
Этика С. основана на идее усовершенствования человека и освобождении души от тела. Первичной является добродетель, способствующая моральному прогрессу и восхождению души ...

Афоризмы (4)
...вот истинные высшие ценности гуманистической этики. Чтобы формировать ценности и доверять им, человек должен знать самого себя, свою естественную способность делать добро Фромм Э.

Резюме директора по персоналу
...руководителей, формирование культуры и деловой этики, корпоративные мероприятия. Правовое регулирование деятельности, трудовые взаимоотношения работников и работодателя, разработка коллективных договоров, взаимодействие с органами власти и общественными организациями.

КАМПАНЕЛЛА (Campanella) Томмазо
...специалисты: Грамматик, Логик, Физик, Политик, Этик, Экономист, Астролог и т.д. Государственное устройство Города Солнца, согласно К., не исходило от Бога, а являло собой прямой результат ...

Интернет ресурсы. Полезные ссылки.
...цели и задачи, устав, кодекс этики, положение о членстве, стандарты аудиторской деятельности, структура, контактные данные, описание мероприятий направленных на достижение уставных целей.

Риторика как искусство и наука
Таким началом была этика, учившая различать честное и нечестное, справедливое и несправедливое, то, что достойно или что не достойно быть. Итак, риторика была триедина.

ГиперИнфо. Словарь. В.
...понятий гносеологии, а затем и этики Канта. Данное понятие, обозначающее вещи как они существуют вне нас, сами по себе (в себе), в отличие от того, какими ...

ГЁТЕ (Goethe) Иоганн Вольфганг
...особенно Спинозы с его знаменитой "Этикой", которая учила навсегда освободить ум от различного рода предрассудков. Г. становится сторонником пантеизма, пытаясь соединить его с идеей развития.

Алишер Навои (1)
Следуя этике суфия, Навои соблюдал безбрачие и не имел гарема. Газели То море плещет, ценный дар скрывая, Все капли в нем — как ...

Специальный Философский словарь со ссылками на работы. В.
...понятий гносеологии, а затем и этики Канта. Данное понятие, обозначающее вещи как они существуют вне нас, сами по себе (в себе), в отличие от того, какими ...

ТАРО. МЛАДШИЕ АРКАНЫ.
...без углубления в психологию и этику происходящего. Туз Двойка Тройка Четверка Пятерка Шестерка Семерка Восьмерка Девятка Десятка Паж Рыцарь Королева Король ЧАШИ В этом разделе мы ...

ТАРО. МЛАДШИЕ АРКАНЫ. ГиперИнфо
...без углубления в психологию и этику происходящего. Туз Двойка Тройка Четверка Пятерка Шестерка Семерка Восьмерка Девятка Десятка Паж Рыцарь Королева Король ЧАШИ В этом разделе мы ...

Новости. Подборка Новостных Ресурсов Интернета."ГиперИнфо".
...Основы религиозных культур и светской этики". оригинал СФ Анонсы 13.12.201110:00 Делегация Совета Федерации примет участие в заседаниях Комиссии ПАСЕ по юридическим вопросам и ...

ХАЙЛЕР (Heiler) Фридрих
...логики и платоновского идеализма; стоической этики и неоплатонической созерцательности; всемирного господства папства и отшельничества; свободного от мира созерцания и предназначенной миру культурной работы; строгой классовой сущности ...

ГиперИнфо.С.Л.Рубинштейн. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ. ГиперИнфо 12
, посвятив ей значительную часть своей "Этики", Декарт стремится подойти к изучению страстей, отбрасывая религиозно моральные представления и предрассудки, – так, как подходят к изучению материальных природных явлений ...

Социальная психология. (112)
Бенедикт Спиноза ,Этика Аронсон полагал: если постоянно хвалить человека, похвала может обесцениться. Когда муж в пятисотый раз повторяет жене: «Дорогая, ты просто неотразима!

Интернет ресурсы. Полезные ссылки.
...а также закон общения и этики [RSS] Связь . Записки о технологии, экономические и социальные вопросы связи [RDF] Конференц связь Неограниченный Предложения обсуждения и советы о телефоне, ...

МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА НЕОКАНТИАНСТВА
...налицо исторически доказуемым фактам науки, этики, искусства, религии и т.д., т.е. культуры и всей ее творческой работы, в процессе которой человек строит себя и ...

RRR
Кодекс судейской этики. Анализ практики. Публикации. Конституционный суд Российской Федерации Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда. Организационные формы конституционного судопроизводства.

ECB
...Основы религиозных культур и светской этики» приносит плачевные результаты оригинал ANSAR.RU 27.12.201113:56 Муфтий Татарстана: «Вы никто! Для меня вы что есть, что ...

RRR
История, этика, веганство. Syroedenie.com Сайт о преимуществах сыроедения (питания сырой растительной пищей) и натурального образа жизни.

Николай Бердяев. Я И МИР ОБЪЕКТОВ. (3)
"Этика" Спинозы, несмотря на геометрический метод, насыщена эмоциями. Amor Dei intellectualis [22] носит печать страстной эмоциональности.

Логос (181)
...исследовать истинное значение вещей, и этику — науку быть счастливым и поступать согласно с добродетелью. Введением к ним служит логика, которая есть искусство правильно представлять (идея), правильно ...

КОНСТАНТИН ЛЕОНТЬЕВ. Владимир Соловьев против Данилевского (10)
...усиление подвигов мистицизма и высшей этики в России гораздо желательнее чрезмерного разрастания чисто ученого труженичества. Но вот у меня почти нечаянно сорвалось с пера именно то ...

Николай Бердяев. Алексей Степанович Хомяков. (1)
Хомяков и его этико социалъное учение» (1904 год) не представляет особенного интереса. Много важных материалов о Хомякове и славянофилах можно найти в трехтомной работе ...

ГиперИнфо. Эрих Фромм. НОВОЕ ОБЩЕСТВО: ЕСТЬ ЛИ РЕАЛЬНЫЕ ШАНСЫ СОЗДАТЬ ЕГО?
...на чисто экономической основе новую этику, новое отношение к природе, человеческую солидарность и сотрудничество между людьми. Этот призыв к разуму, даже если оставить в стороне всякие ...

АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (1)
...деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота. Статья 3. Законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах 1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации законодательство о судопроизводстве ...

Данте Алигьери. Пир. Трактаты (10)
И Этика, премудрость отражая, Как истину зерцало, Нам только в середине указала Игру свободных сил. Так благородства свет предвозвестил Нам добродетель; подлое ...

СВЯТОСТЬ, БЕЗГРЕШНОСТЬ, СОВЕРШЕНСТВО.
...который с точки зрения человеческой этики, нравственности живет благопристойно, исполняет законы, старается кому то помочь, старается всегда быть хорошим человеком. Святость это нечто большее.

Артур Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (20)
...формою вечности" (sub specie aeternitatis) ("Этика", V, pr. 31, schol.) {Для уяснения рассматриваемого здесь способа познания я рекомендую прочесть и то, что Спиноза говорит там же (...

Келвин С. Холл, Гарднер Линдсей ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ (51)
...занял место преподавателя департамента социальной этики Гарвардского университета. Опять таки, можно усмотреть связь между этим первым американским преподавательским местом Олпорта и его постоянной озабоченностью проблемами, имеющими ...

Ф.Ницше
...все возможные вопросы философии, религии, этики, психологии, социологии и так далее. Ницше противопоставляет свою философию классической, тем самым провоцируя переоценку ценностей современного ему общества, подвергая сомнению ...

А. Шопенгауэр
...Moral, 1840)«Две основные проблемы этики» (1841)«Parerga und Paralipomena» (1841, 1851 — два тома)«Новые Paralepomena» (1860)«Стихи»«Германия слишком маленькая, чтобы быть моей Родиной».

ЮНГЕР (Junger) Эрнст
...высокая" метафизика, и как повседневная этика, полностью подавляющие его самость. ("Кто сказал, — восклицает Ю., — что мировой дух ярче проявляет себя в осознанных, чем неосознанных действиях?

А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (41)
...и в "Политику" и в "Этику", сравнивали катарсис и с мистикой и с действием желудка, – и не заглядывали только в главный труд Аристотеля о "первой философии", ...

А.Ф.Лосев ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ РАННЯЯ КЛАССИКА (31)
Пластика, мифология и этика здесь суть эстетиче ские категории. Несмотря на всю неотличимость гомеровского искусства от жизни, природы, от жизненно важных потребностей человека, несмотря ...

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
...наук, охватывая психологию, культурологию, историю, этику, религию и т.д. Позднее ее концентрированным выражением станет герменевтический метод в философии и науке, а пока интерпретацией такого рода ...

Протоиерей АЛЕКСАНДР МЕНЬ. СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ (18)
Ведь возвышенную этику предлагали и Будда, и Иеремия, и Сократ, и Сенека. Как же в таком случае могло христианство победить своих соперников?

ГиперИнфо. Отто Вайнингер. Пол и Характер. СУЩНОСТЬ ЖЕНЩИНЫ И ЕЕ СМЫСЛ ВО ВСЕЛЕННОЙ. 30. ГиперИнфо.
...уже господствует в психологии и этике. Но подобное смешение существовало не только относительно понятий ценности и наслаждения. Не лучше обстояло дело и с понятиями личности и ...

Метаэтика
Изучение происхождения и значения этических категорий и понятий, решение проблемы существования общечеловеческой, универсальной и исторически неизменной этической системы. Направление этических исследований, анализируюшее саму этику как научную дисциплину методами логико-лингвистического анализа. С метаэтикой связываются этические исследования начала и середины XX века. Первым исследованием в области метаэтики считается работа Джорджа Э. Мура «Принципы этики».
Нормативная этика
Поиск принципа (или принципов), регулирующих поведение человека, направляющих его поступки, устанавливающих критерии оценки нравственного добра. Существует ли правило, которое может выступать в качестве такого принципа для всех случаев?
Стоицизм
Философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Своё имя школа получила по названию портика Стоа Пойкиле (греч. στοά ποικίλη, букв. «расписной портик»), где основатель стоицизма, Зенон Китийский, впервые самостоятельно выступил в качестве учителя. В этике стоицизм близок киникам, не разделяя презрительного отношения последних к культуре. Все люди — граждане космоса как мирового государства; стоический космополитизм уравнивал (в теории) перед лицом мирового закона всех людей: свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин. Всякое нравственное действие является, согласно стоикам, ни чем иным, как самосохранением и самоутверждением, и это увеличивает общее благо. Все грехи и безнравственные поступки — это саморазрушение, утрата собственной человеческой природы. Правильные желания и воздержания, поступки и дела — гарантия человеческого счастья, для этого надо всячески развивать свою личность в противовес всему внешнему, не склоняться ни перед какой силой. Главная идея стоической этики — телеологически и каузально предустановленный ход мировых событий. Цель человека заключается в том, чтобы жить «в согласии с природой». Это единственный способ достижения гармонии. «Кто согласен, того судьба ведёт, кто не согласен, того она тащит» (Сенека). Стоики выделяют четыре вида аффектов: удовольствие, отвращение, вожделение и страх. Их необходимо избегать, пользуясь правильным суждением (ортос логос). Все вещи стоики делят на Благо (этика), зло, безразличие (адиафора). Предпочитать следует вещи, сообразные с природой. Такие же различия стоики проводят и между поступками. Существуют дурные и благие поступки, средние поступки называются «подобающими», если в них реализуется естественная предрасположенность. Во времена империи учение стоиков превратилось в своего рода религию для народа. Этика и физика стоицизма пользовалась большим влиянием в эпоху Возрождения и раннее Новое время.
Гедонизм
Этическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и целью жизни. Одной из известных разновидностей гедонизма является эвдемонизм. Основоположником гедонизма считается древнегреческий философ Аристипп (435—355 гг. до н. э.), современник Сократа. Аристипп различает два состояния души человека: удовольствие как мягкое, нежное и боль как грубое, порывистое движение души. При этом не делается различия между видами удовольствия, каждое из которых в своей сущности качественно похоже на другое. Путь к счастью, по мнению Аристиппа, лежит в достижении максимального удовольствия, избегая при этом боли. Смысл жизни, по Аристиппу, находится именно в получении физического удовольствия.
Эпикуреизм
Философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Эпикуреизм был одним из наиболее влиятельных философских течений в Античности. Эпикурейская философия, в особенности философия самого Эпикура, не имеет конечной целью нахождение теоретической истины, она не ставит перед собой задачу получить некое чистое знание. Эпикуреизм служит вполне конкретным нуждам: ищет способ избавления человека от страдания. Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимо:
отсутствие телесного страдания;
невозмутимость души (атараксия);
дружба.
Главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому их основной этический принцип — удовольствие. Но Эпикур представлял удовольствие не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие, уравновешенное удовольствие. Он считал, что желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограничены. Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию. От остальных желаний следует отказаться, в этом необходимы мудрость и благоразумие. В отличие от стоиков, которые считали рок неизбежным, эпикурейцы наделяют человека свободой воли. Человек может предаваться удовольствиям сообразно своим желаниям. Жизнь — вот главное наслаждение. Умирая, Эпикур принял теплую ванну и попросил принести ему вина.
Консеквенциализм
Принятое общее обозначение для тех групп моральных теорий, в которых считается, что лишь последствия своего поведения могут служить подлинной основой для какой-либо нравственной оценки данного поведения. Таким образом, с точки зрения консеквенциалистов, морально пра́вый акт (или бездействие) это тот, который даёт хорошие результаты или последствия. Эта точка зрения часто выражается в виде афоризма «цель оправдывает средства». Консеквенциализм в этическом смысле обычно понимается, в отличие от деонтологии, в том, что в деонтологии происходит оценка правильности или неправильности поведения в зависимости от характера самого поведения, а не от результатов данного поведения. Он также отличается от «права силы», которое фокусируется на характере субъекта больше, чем на сути последствий действия (или бездействия) непосредственно.
Утилитаризм
Направление в этике (этическая теория), согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью. Согласно классической формулировке Бентама, морально то, что «приносит наибольшее счастье наибольшему количеству людей». Основные разногласия в теории утилитаризма относятся к определению понятий пользы и счастья. Бентам и многие другие философы считали пользой максимальное превосходство удовольствия над страданием.
Деонтология
Учение о проблемах морали и нравственности. Термин введен Бентамом в своей работе «Деонтология, или наука о морали» (англ. Deontology or The Science of Morality) для обозначения теории нравственности как науки о морали.. Основы деонтологии в отечественной медицине заложил заслуженный советский онколог Н. Н. Петров. Впоследствии наука сузилась до характеристики проблем человеческого долга, рассматривая долг как внутреннее переживание принуждения, задающегося этическими ценностями. В ещё более узком смысле деонтология была обозначена, как наука, изучающая конкретно медицинскую этику, правила и нормы взаимодействия врача с коллегами и пациентом.
Постмодернизм
Термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя своеобразную философскую позицию, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи.
Прикладная этика
Изучает частные проблемы и применение моральных идей и принципов, сформулированных в нормативной этике, в конкретных ситуациях морального выбора. Прикладная этика тесно взаимодействует с социально-политическими науками.
Биоэтика
Учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии. В узком смысле понятие биоэтика обозначает весь круг этических проблем во взаимодействии врача и пациента. Неоднозначные ситуации, постоянно возникающие в практической медицине как порождение прогресса биологической науки и медицинского знания, требуют постоянного обсуждения как в медицинском сообществе, так и в кругу широкой общественности. В широком смысле термин биоэтика относится к исследованию социальных, экологических, медицинских и социально-правовых проблем, касающихся не только человека, но и любых живых организмов, включённых в экосистемы, окружающие человека. В этом смысле биоэтика имеет философскую направленность, оценивает результаты развития новых технологий и идей в медицине и биологии в целом.


 



















ДОСКА БЕСПЛАТНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЙ / ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ











Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar