Меню
Назад » » 2012 » АПРЕЛЬ » 19

ЭТИКА (7)

ЭТИКА — 1. Учение о морали как одной из форм общественного сознания — о ее сущности, роли, законах развития. Одна из форм идеологии.... ЭТИКА НОРМАТИВНАЯ — философское учение о должном поведении. Согласно З. Фрейду — терапевтическая попытка, старание посредством веления Сверх Я достичь того, что пока ...
 

Логос (170)
I, Воронеж, 1889); «Идеал новейшей этики» («Вопросы филологии и психологии», кн. 7); «Логическая теория Вундта» («Русское Богатство», 1884); Л. Оболенский, «Система философии В.» («Русское Богатство», 1889); А. Волынский, «Заметка об этике Вундта»(«Северный вестник», 1889); его ...
 
 
Этика (греч. ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай») — философское исследование морали и нравственности. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д.
Термин этика иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.
По мнению Г. В. Дубова, основная составляющая философской основы этики — диалектический метод познания.
 
Основные проблемы этики
Проблема критериев добра и зла
Проблема смысла жизни и назначения человека
Проблема справедливости
Проблема должного
 
Классификация этических ценностей
Согласно Н. Гартману, всё разнообразие нравственных ценностей подразделяется на основные и частные. К первым, которые лежат в основе всех остальных, относятся благо и примыкающие к нему ценности благородства, полноты и чистоты. Частные ценности, или ценности-добродетели, подразделены на три группы:
ценности античной морали — справедливость, мудрость, храбрость, самообладание; сюда же включаются аристотелевы ценности, основанные на принципе середины;
ценности «культурного круга христианства» — любовь к ближнему; правдивость и искренность; надежда и верность; доверие и вера; скромность, смирение, дистанция; ценности внешнего обхождения;
прочие ценности: любовь к дальнему, дарящая добродетель, личная любовь.
 
Термин впервые употреблён Аристотелем как обозначение особой области исследования «практической» философии, ибо она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? Основной целью нравственного поведения Аристотель называл счастье — деятельность души в полноте добродетели, то есть самореализацию. Самореализация человека — это разумные поступки, которые избегают крайностей и держатся золотой середины. Поэтому основная добродетель — это умеренность и благоразумие.
Так называемое «золотое правило этики» — «не делай другим того, чего не желаешь себе», существовало в том или ином виде независимо в разных культурах. Оно присутствует у Конфуция, встречается в Мишне.
В процессе развития этических теорий философы встретились со значительными трудностями в унификации терминологии, так как в разных теориях объявлялись базовыми разные понятия, часто неопределённые, субъективные или противоречивые (добро и зло, смысл жизни и т. д.).
Более того, в силу того факта, что этика рассматривает индивидуальную мораль, относящуюся к защищённым подсознательным механизмам, глубокий анализ затрудняется срабатыванием психологической защиты, блокирующей критический анализ подсознательных установок.
Особенности религиозных этических систем состоят в том, что в религиях, содержащих персонифицированного бога, бог является объектом морали, и базовыми становятся нормы, императивно объявленные религией как божественные, этика общественных отношений как система моральных обязательств по отношению к обществу дополняется (или подменяется) божественной этикой — системой моральных обязательств по отношению к богу, вплоть до того, что может вступать в конфликт (иногда социальный или даже массовый) с общественной моралью.
Следует иметь в виду, что классические исследования этики проводились, главным образом, умозрительно, исследователем на собственном примере, и потому часто изобилуют генерализацией личных принципов и ограничений на этику в целом. Преодолеть этот субъективизм стремится аналитическая этика, использующая, в частности, формальную логику для анализа этических высказываний и построения общезначимых этических суждений.
 
Разделы этики
 
Агафология
Биоэтика
Компьютерная этика
Медицинская этика
Профессиональная этика
Социальная этика
Политическая этика
Экологическая этика
Этика деловых отношений (Этика делового общения)
Юридическая этика
 
Типы этических концепций
 
Автономная этика
Волюнтаризм
Гедонизм
Гетерономная этика
Контекстуальная этика
Моральный абсолютизм
Моральный релятивизм
Формализм
Эвдемонизм
Этика ценностей
 
Литература
 
Разин А. В. Этика: Учебник для вузов. — 3-е изд., перераб. — Москва: Академический проект, 2006. — 624 с. ISBN 5-8291-0709-0
Гусейнов А. А. Этика // ЭТИКА: образовательный ресурсный центр. ЭТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ.
Гусейнов А. А. Этика и мораль в современном мире // Этическая мысль: современные исследования. М.: Прогресс-Традиция, 2009. С. 5-18.
Хоружий С. С. Кризис классической европейской этики в антропологической перспективе // Этика науки. — Москва: ИФ РАН, 2007. — С. 85-97.
Максимов Н. Ф. Этика развития личности
Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова. — Москва: Гардарики, 2001.
Этическая мысль. Выпуски 1 — 11 — … / Отв. ред. А. А. Гусейнов. — М.: ИФ РАН, 2000-2011-…
Канке В. А. Современная этика: учебник. М.:, 2009—2011. — 394 стр. : ил. — (Университетский учебник).
Золотухина-Аболина Е. В.Современная этика: Учебное пособие для студентов ВУЗов. — М., Ростов н/Д.: 2003—416 стр. (Серия «Учебный курс»)
Столяров А. А. Стоя и стоицизм. М., 1995.- 445 с. ISBN 5-86187-023-3
Степанова А. С. Философия Стои как феномен эллинистическо-римской культуры.- СПб.: Издательский дом "Петрополис", 2012. - 400 с. ISBN 978-5-9676-0425-6
Этика стоицизма. Традиции и современность. Под ред. А. А. Гусейнова. М., 1991.
Stevenson, Jay. The Complete Idiot's Guide to Philosophy. 3. Indianapolis: Alpha Books, Penguin Group, 2005.
Howard Jones, The Epicurean Tradition, Routledge, London 1989.
Long, A. A. (англ.)русск. & Sedley, D.N. The Hellenistic Philosophers Volume 1, Cambridge University Press, 1987. (ISBN 0-521-27556-3)
Michel Onfray, La puissance d'exister: Manifeste hédoniste, Grasset, 2006.
Darwall Stephen (Ed.) Consequentialism. — Oxford: Blackwell, 2002. — ISBN 978-0-631-23108-0
Goodman Charles Consequences of Compassion: An interpretation and Defense of Buddhist Ethics. — Oxford: Oxford University Press, 2009. — ISBN 978-0-19-537519-0
Honderich, Ted (2003). «Consequentialism, Moralities of Concern and Selfishness».
Portmore Douglas W. Commonsense Consequentialism: Wherein Morality Meets Rationality. — New York: Oxford University Press, 2011. — ISBN 978-0-19-979453-9
Scheffler Samuel The Rejection of Consequentialism: A Philosophical Investigation of the Considerations Underlying Rival Moral Conceptions. — Oxford: Oxford University Press, 1994. — ISBN 978-0-19-823511-8
Рассел Б.. История западной философии. В 3 кн. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во; Изд-во Новосиб. ун-та, 2001.
Гусейнов А. А. . История этических учений: Утилитаризм
Билибин Д. Ф. Горизонты деонтологии. // Вести. АМН СССР. — № 5. — С. 35, 1979;
Грандо А. А. Врачебная этика и медицинская деонтология, Киев, 1988;
Сук И. С. Врачебная тайна. — Киев, 1981;
Эльштейн Н. В. Диалог о медицине. — Таллин, 1986.
Делёз Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения / Пер. с фр. и послесл. Д. Кралечкина, науч. ред. В. Кузнецов — Екатеринбург: У-Фактория, 2007. — 672 с. — ISBN 978-5-9757-0192-3.
Делёз Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато. Капитализм и шизофрения / Пер. с фр. и послесл. Я. И. Свирского, науч. ред. В. Ю. Кузнецов — Екатеринбург: У-Фактория; М.: Астрель, 2010. — 895 с. - ISBN 978-5-9757-0526-6, ISBN 978-5-271-27869-3.

Владимир Сергеевич Соловьев (118)
...принципах, которыми может гордиться еврейская этика: в принципе «священия имени» (Б жия) — «киддуш га шэм», в принципе «хуления имени» — «хиллуль га шэм» и в принципе «путей ...которые с точки зрения современной этики, освободившейся до известной степени от национализма, могут казаться несправедливыми, теряют всю свою практическую силу благодаря принципам «киддуш га шэм», «хиллуль ...

Владимир Сергеевич Соловьев (16)
...в патристической (церковноотеческой) и схоластической этике три так называемые богословские добродетели: вера, надежда и любовь[3] – также представляют нравственное достоинство не сами собою безусловно, а лишь ...предписанию: не люби мира – библейская этика присоединяет два положительные: люби Бога всем сердцем своим и люби ближнего, как самого себя[xiii].

Карл Густав Юнг и аналитическая психология. В. В. Зеленский
В 1931 году опубликовал книгу "Этика преображенного эроса", в которой под влиянием, в частности, идей К. Юнга, выдвинул теорию этики сублимации Эроса.

Артур Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (29)
В философии Бруно нет этики в собственном смысле, а у Спинозы этика совершенно не вытекает из сущности его учения: сама по себе прекрасная и достойная ...

Логос (48)
...ней и основания для своей этики. Если разум есть высшее, что таится в человеческой душе, то только он и может считаться верным руководителем к достижению высшего ... И если этика А. подчинением добродетели рассудочной способности человека остается позади платоновской, зато в его политике сказывается гораздо более глубокое и тонкое понимание ...

Логос (652)
...стоящим на низшей, эвдемонистической ступени этики. Последнее, конечно, справедливо, но собственный принцип безусловного П. логически исключает всякую другую этику. Если все дело в том, чтобы уничтожить ...

Э. Фромм
...от большего совершенства к меньшему" [Этика, 3, опр. 2, 3]. Утверждения Спинозы можно понять до конца только в том случае, если рассматривать их в контексте всей ...препятствует нам достигать такого образца" [Этика, 4, Предисловие]. Радость – это добро; печаль (tristitia, что лучше перевести как "скорбь", "уныние") – это зло.

Аристотель. Риторика 1
...вывести энтимему или силлогизм относительно этики, а в области этики есть другие посылки, из которых нельзя сделать никакого вывода для физики, точно так же и в ...

Логос (588)
В этике и эстетике Н. Бог, человек и мир сливаются в одно общее сверхчеловеческое существо. Этика Н.

Сила и Мудрость Слова (254)
Шпенглер Освальд Общечеловеческой этики не существует. Умирая, культура превращается в цивилизацию. Судьба означает «куда», каузальность – «откуда». Человек это единственное существо, знающее о смерти.

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ
imperativus — повелительный) — базовое понятие этики Канта, фиксирующее общезначимое нравственное предписание, имеющее силу безусловного принципа человеческого поведения. Как и в гносеологии, в своей практической философии Кант ...

Атараксия
В греческой этике им обозначалось душевное равновесие, которое для мудрого человека должно быть идеалом жизненных устремлений и которое достигается за счет отказа размышлять ...

Гедонизм
В этике древнегреческой философии киренаиков данное понятие было положено в основу учения, в котором смыслом жизни признавалось наслаждение, но не только телесное, ...

Сила и Мудрость Слова (17)
Эстетика – мать этики. Каждая могила край земли. Поэт – средство существования языка. Век скоро кончится, но раньше кончусь я. Красота утешает, поскольку она безопасна.

ВЕЩЬ В СЕБЕ
"ВЕЩЬ В СЕБЕ" — одно из центральных понятий гносеологии, а затем и этики Канта. Данное понятие, обозначающее вещи как они существуют вне нас, сами по себе (в себе), в отличие от того, какими ...

СЕКСТ ЭМПИРИК
...Против логиков", "Против физиков", "Против этиков", "Против грамматиков", "Против риторов", "Против геометров", "Против арифметиков", "Против астрологов", "Против музыкантов") являются основными источниками античного скептицизма. Согласно С.Э.

СМЕРТЬ в деконструкции
...в декабре 1990 на конференции "Этика дара" в Роямонте (Франция). Французский текст книги, озаглавленной "Dormer la mort", был впервые опубликован в 1992 и с тех пор ...

Джордж Гордон Байрон (91)
Сократ, блюститель этики, и тот Прекрасного влиянье признает. 86 В шестнадцать лет все девы сократически Чтят красоту невинно вслед Сократу. Что ж?

ГАДАМЕР (Gadamer) Ганс Георг
Основные сочинения: "Диалектическая этика Платона" (1931), "Гете и философия" (1947), "Истина и метод" (1960), "Диалектика Гегеля" (1971), "Диалог и диалектика" (1980), "Хайдеггеровский путь" (1983), "...

Сила и Мудрость Слова (208)
...сфера невинности, сфера практики, сфера этики, сфера трансцендентного. Метафизика методологически двояка: настоящий философ начинает с позитивного метода и завершает негативизмом. Словами пользуются для выражения смысла.

Проведение аудита на предприятии. Индивидуальный подход
...Российской Федерации и положениях Кодекса этики аудиторов. Опыт работы специалистов нашей компании более 15 лет. Мы разбираемся в специфике различных видов бизнесаи практикуем индивидуальный подход к ...

МУР (Moore) Джордж Эдуард
...сочинения: "Природа суждения" (1899), "Принципы этики" (1903), "Опровержение идеализма" (1903), "Природа и реальность объектов восприятия" (1905—1906), "Природа чувственных данных" (1913), "Некоторые суждения о восприятии" (1917), "...

Роберт Грейвс. ЗОЛОТОЕ РУНО (158)
...все местные жители — сатиры, лапифы, этики, флегии и кентавры — удалились в свои горные крепости. Многочисленные захватчики принесли с собой своих богов и священные орудия их почитания.

ПОСТМЕТАФИЗИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
ПОСТМЕТАФИЗИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ — понятие философии постмодернизма, выражающее парадигмальную установку современной философии на отказ от презумпции возможности построения единой и системной концептуальной модели мира — как в понятийном пространстве философии, так и в понятийном пространстве любой другой мыслительной системы (наука, теология, этика и др.). В обосновании П.М. постмодернизм опирается на осуществленную философией модернизма критику метафизики, ориентированной на поиски единства сущности, происхождения ...

ЭЛЛЮЛЬ (Ellul) Жак
...иллюзия" (1965), "Аутопсия революции" (1969), "Этика свободы" (тт. 1—2, 1974), "Апокалипсис" (1975), "Техническая система" (1977), "Марксистско христианская идеология" (1979), "Изменения революции: неизбранный пролетариат" (1982), "Технологический ...

Логос (986)
представляла почти исключительно этико философское учение, чуждое тех политеистических представлений, которые свойственны позднейшему буддизму. Важнейший отличительный признак Х. составляет взгляд, что «спасение», т. е.

А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (148)
...об его метафизике, физике, логике, этике и т.д. Пишут и об его общественно исторических взглядах. И очень редко пытаются объединять все эти части философской системы ...

Патриархия
...рамках Рождественских чтений пройдет конференция «Этика и мораль в современной медицине» Москва, 3 января. Конференция организована в рамках секции «Церковь и медицина» направления Чтений «Социальное служение ...

ХАРТШОРН (Hartshorne) Чарльз
...вопросы онтологии, космологии, логики, гносеологии, этики и религии. Несмотря на то что свою позицию X. определял как "философский рационалзм", под которым он понимал "поиск последовательности в ...

Добровольное медицинское страхование. Описание услуг на сайте
...строжайшее следование всем правилам деловой этики принципы работы нашей компании. В нашей компании есть курьерская служба, которая работает по Москве и области.

НОМИНАЛИЗМ
...ориентации философии, науки, логики, математики, этики, теологии и др. сфер культуры на семантическое и аксиологическое доминирование конкретной единичности над абстракцией общего. Базовый тезис Н.

ДЕТЕРМИНИЗМ
...смысл обусловленности — и употребляется в этике для выражения позиции, противостоящей "свободе воли". В 17 в. в период выработки элементарных понятий механики происходит сближение понятия Д.

Сила и Мудрость Слова (95)
Этику не измеришь арифметикой. Война это наихудший способ получения знания о чужой культуре. Вера абсолютно необходима и вместе с тем совершенно ...

Н.А.Бердяев. САМОПОЗНАНИЕ. (36)
Опыт парадоксальной этики”, "Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения”, "Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности”, "О рабстве и свободе человека.

СПЕНСЕР (Spencer) Герберт
...Основания социологии" (1876—1896), "Основания этики" (1879—1893), "Социология как предмет изучения" (1903). Творчество С. с наибольшей полнотой воплотило основные идеи эволюционизма, оказало большое влияние на ...

Джордж Гордон Байрон (96)
...пять, И принципы платежной новой этики Пытаются на этом основать, И как народу от того ни грустно С балансом балансируют искусно.

ТРЕНДЕЛЕНБУРГ (Trendelenburg) Фридрих Адольф
...1867), "Естественное право на основе этики" (1860) и др. Т. разработал своеобразный и плодотворный способ изучения истории философии как историческое исследование отдельных понятий. Т.

ДАНТЕ Алигьери (Dante Alighieri)
...направленности, посвященное проблемам физики, астрономии, этики; трактат "О народном красноречии", написанный по латыни и разрабатывающий поэтику и риторику романских языков (в первую очередь итальянского и провансальского); ...

УТОПИЯ
...социальные идеологии, технологические мифы, экологическая этика и т.д. Формирование У. — свидетельство процессов осознания и рефлексии всеохватывающих кризисных явлений общества. У.

НАТОРП (Natorp) Пауль
...Демокрит, Эпикур и скепсис" (1884), "Этика Демокрита" (1893), "Государство Платона" (1898). Главная работа в этом цикле — "Учение Платона об идеях" (1903). В центре философских интересов Н.

НОВАК (Novak) Майкл
Философия Америк" (1990), "Католическая этика и дух капитализма" (1993) и др. Будучи убежденным в том, что декларации о моральном превосходстве социализма над капитализмом оказались опровергнуты ...

Геффдинг Харальд
О принципах этики. Одесса, 1898; Философские проблемы. М., 1905; Психологическая основа логических суждений. М., 1908; История новейшей философии. СПб., 1909; Der menschliche Gedanke.

ХАЙЕК (Hayek) Фридрих Август фон
...1962 — профессор социальных наук и этики Чикагского университета. В 1962—1968 — профессор экономической политики Фрейбургского университета (ФРГ). С 1969 — профессор консультант Зальцбургского университета (Австрия).

ЭПИКУР
...создать практическое руководство для жизни (этику), для этого предназначалась физика, а последней служила логика. Учение Э. о природе утверждает бесчисленность и разнообразие спонтанно развивающихся миров, являющих ...

ПЕРСОНАЛИЗМ
Якоби, "теологическая этика" X. Тиллике, антропологические идеи Б. Олкотта, "социальное христианство" Ш. Пеги, "этический П." и концепция надвитального предназначения человека Шелера и традиция ...

ГЕТЕРОНОМИЗМ
...периода характерно стремление отыскать принципы этико практического плана, нормы поведения или способ отношения к окружающей действительности. Здесь высшее знание должно было сделать человека либо счастливым (см.

Владимир Сергеевич Соловьев (8)
...всякое значительное построение в области этики. Признание этой истины нисколько не зависит от того или другого метафизического или научного взгляда на происхождение человека.

Л.С. ВЫГОТСКИЙ. ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА. (2)
...РАССМОТРЕНИЯ ЕГО ПРИРОДЫ… Бенедикт Спиноза Этика, ч. III, теорема 2, схолия. Предисловие Настоящая книга возникла как итог ряда мелких и более или менее крупных работ в ...
 
Метаэтика
Изучение происхождения и значения этических категорий и понятий, решение проблемы существования общечеловеческой, универсальной и исторически неизменной этической системы. Направление этических исследований, анализируюшее саму этику как научную дисциплину методами логико-лингвистического анализа. С метаэтикой связываются этические исследования начала и середины XX века. Первым исследованием в области метаэтики считается работа Джорджа Э. Мура «Принципы этики».
Нормативная этика
Поиск принципа (или принципов), регулирующих поведение человека, направляющих его поступки, устанавливающих критерии оценки нравственного добра. Существует ли правило, которое может выступать в качестве такого принципа для всех случаев?
Стоицизм
Философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Своё имя школа получила по названию портика Стоа Пойкиле (греч. στοά ποικίλη, букв. «расписной портик»), где основатель стоицизма, Зенон Китийский, впервые самостоятельно выступил в качестве учителя. В этике стоицизм близок киникам, не разделяя презрительного отношения последних к культуре. Все люди — граждане космоса как мирового государства; стоический космополитизм уравнивал (в теории) перед лицом мирового закона всех людей: свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин. Всякое нравственное действие является, согласно стоикам, ни чем иным, как самосохранением и самоутверждением, и это увеличивает общее благо. Все грехи и безнравственные поступки — это саморазрушение, утрата собственной человеческой природы. Правильные желания и воздержания, поступки и дела — гарантия человеческого счастья, для этого надо всячески развивать свою личность в противовес всему внешнему, не склоняться ни перед какой силой. Главная идея стоической этики — телеологически и каузально предустановленный ход мировых событий. Цель человека заключается в том, чтобы жить «в согласии с природой». Это единственный способ достижения гармонии. «Кто согласен, того судьба ведёт, кто не согласен, того она тащит» (Сенека). Стоики выделяют четыре вида аффектов: удовольствие, отвращение, вожделение и страх. Их необходимо избегать, пользуясь правильным суждением (ортос логос). Все вещи стоики делят на Благо (этика), зло, безразличие (адиафора). Предпочитать следует вещи, сообразные с природой. Такие же различия стоики проводят и между поступками. Существуют дурные и благие поступки, средние поступки называются «подобающими», если в них реализуется естественная предрасположенность. Во времена империи учение стоиков превратилось в своего рода религию для народа. Этика и физика стоицизма пользовалась большим влиянием в эпоху Возрождения и раннее Новое время.
Гедонизм
Этическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и целью жизни. Одной из известных разновидностей гедонизма является эвдемонизм. Основоположником гедонизма считается древнегреческий философ Аристипп (435—355 гг. до н. э.), современник Сократа. Аристипп различает два состояния души человека: удовольствие как мягкое, нежное и боль как грубое, порывистое движение души. При этом не делается различия между видами удовольствия, каждое из которых в своей сущности качественно похоже на другое. Путь к счастью, по мнению Аристиппа, лежит в достижении максимального удовольствия, избегая при этом боли. Смысл жизни, по Аристиппу, находится именно в получении физического удовольствия.
Эпикуреизм
Философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Эпикуреизм был одним из наиболее влиятельных философских течений в Античности. Эпикурейская философия, в особенности философия самого Эпикура, не имеет конечной целью нахождение теоретической истины, она не ставит перед собой задачу получить некое чистое знание. Эпикуреизм служит вполне конкретным нуждам: ищет способ избавления человека от страдания. Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимо:
отсутствие телесного страдания;
невозмутимость души (атараксия);
дружба.
Главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому их основной этический принцип — удовольствие. Но Эпикур представлял удовольствие не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие, уравновешенное удовольствие. Он считал, что желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограничены. Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию. От остальных желаний следует отказаться, в этом необходимы мудрость и благоразумие. В отличие от стоиков, которые считали рок неизбежным, эпикурейцы наделяют человека свободой воли. Человек может предаваться удовольствиям сообразно своим желаниям. Жизнь — вот главное наслаждение. Умирая, Эпикур принял теплую ванну и попросил принести ему вина.
Консеквенциализм
Принятое общее обозначение для тех групп моральных теорий, в которых считается, что лишь последствия своего поведения могут служить подлинной основой для какой-либо нравственной оценки данного поведения. Таким образом, с точки зрения консеквенциалистов, морально пра́вый акт (или бездействие) это тот, который даёт хорошие результаты или последствия. Эта точка зрения часто выражается в виде афоризма «цель оправдывает средства». Консеквенциализм в этическом смысле обычно понимается, в отличие от деонтологии, в том, что в деонтологии происходит оценка правильности или неправильности поведения в зависимости от характера самого поведения, а не от результатов данного поведения. Он также отличается от «права силы», которое фокусируется на характере субъекта больше, чем на сути последствий действия (или бездействия) непосредственно.
Утилитаризм
Направление в этике (этическая теория), согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью. Согласно классической формулировке Бентама, морально то, что «приносит наибольшее счастье наибольшему количеству людей». Основные разногласия в теории утилитаризма относятся к определению понятий пользы и счастья. Бентам и многие другие философы считали пользой максимальное превосходство удовольствия над страданием.
Деонтология
Учение о проблемах морали и нравственности. Термин введен Бентамом в своей работе «Деонтология, или наука о морали» (англ. Deontology or The Science of Morality) для обозначения теории нравственности как науки о морали.. Основы деонтологии в отечественной медицине заложил заслуженный советский онколог Н. Н. Петров. Впоследствии наука сузилась до характеристики проблем человеческого долга, рассматривая долг как внутреннее переживание принуждения, задающегося этическими ценностями. В ещё более узком смысле деонтология была обозначена, как наука, изучающая конкретно медицинскую этику, правила и нормы взаимодействия врача с коллегами и пациентом.
Постмодернизм
Термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя своеобразную философскую позицию, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи.
Прикладная этика
Изучает частные проблемы и применение моральных идей и принципов, сформулированных в нормативной этике, в конкретных ситуациях морального выбора. Прикладная этика тесно взаимодействует с социально-политическими науками.
Биоэтика
Учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии. В узком смысле понятие биоэтика обозначает весь круг этических проблем во взаимодействии врача и пациента. Неоднозначные ситуации, постоянно возникающие в практической медицине как порождение прогресса биологической науки и медицинского знания, требуют постоянного обсуждения как в медицинском сообществе, так и в кругу широкой общественности. В широком смысле термин биоэтика относится к исследованию социальных, экологических, медицинских и социально-правовых проблем, касающихся не только человека, но и любых живых организмов, включённых в экосистемы, окружающие человека. В этом смысле биоэтика имеет философскую направленность, оценивает результаты развития новых технологий и идей в медицине и биологии в целом.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar